Большое значение для певч. практики того времени имела выдвинутая К. и подхваченная многими идея «демества» как духовного внехрамового (концертного) пения. В серии очерков о новых сочинениях такого рода (Современное демество//РМГ. 1902. 6, 38, 47, 49, 50; 1903. 43, 49; 1904. 49; 1905. 13, 14) он писал, что «демество должно воспитывать религиозно-нравственное настроение, развивать любовь и усиливать интерес к обрядовой стороне религии» (Там же. 1902. 6. Стб. 165-166). К. отстаивал идею равенства духовно-муз. творчества с др. сферами профессиональной музыки, предлагая, в частности, ввести церковное пение в консерваторские программы (что осуществлено в наст. время). В ст. «Глумление ли над православною верою художественное пение в храме?» К. призывал к введению курса «религиозной эстетики» в программы духовных учебных заведений и к приходу на клирос крупных талантов - дирижеров и певцов (Баян. 1907. 7/8. С. 102-105; переизд.: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 634-638). В исторических этюдах К. дал оценки духовно-музыкального творчества М. И. Глинки , Бортнянского, Турчанинова, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова , А. А. Копылова , Е. М. Витошинского , П. Г. Чеснокова , прот. М. Лисицына, Д. М. Яичкова и др. Арх.: РГАЛИ. Ф. 723 (С. С. Волкова), 795 (И. В. Липаев); РГИА. Ф. 1109 (А. В. Преображенский), 1119 (С. В. Смоленский); РНБ. Ф. 816. Оп. 2 (Н. Ф. Финдейзен). Муз. соч.: Русские церк. распевы в многоголосной обработке. М., 1903-1910. Сер. 1-3. 1-39. (Церк. распевы...; 1-39); Болгарские церк. распевы в многоголосной обработке: «Милость мира», «Тебе одеющагося» 5-го гласа. М., (Церк. распевы...; 40-41); Молитва св. Ефрема Сирина//Сборник духовно-муз. соч. старых и новых авторов/Под ред. М. Гольтисона. СПб., б. г. Вып. 2. 5; Херувимская песнь: Софрониевская//Тр. Моск. регентско-певч. семинарии, 2000/2001. М., 2002. С. 465-470. Соч.: Возражение свящ. В. М. Металлову//РМГ. 1903. 4. Стб. 107-114; 5. Стб. 135-144; 6. Стб. 166-174 (переизд.: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 497-509); О связи рус. церковного песнопения с византийским//Там же. 29/30. Стб. 657-663; 31/32. Стб. 694-706; 33/34. Стб. 729-741; 37. Стб. 817-827; А. Д. Кастальский (по поводу 4-го вып. его духовно-муз. соч.)//Там же. 13/14. Стб. 359-364; 15. Стб. 391-398; 16. Стб. 425-429; 17/18. Стб. 457-465; Влияние сочинений Глинки на церк. музыку//Там же. 19/20. Стб. 494-503; Обязанность консерватории по отношению к рус. церковной музыке//Там же. 32/33. Стб. 690-697 (переизд.: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 639-644); Старообрядческий духовный концерт//Там же. 1908. 17. Стб. 407-411; О сопричислении регентов к лику духовному//Муз. труженик. 1908. 12/13. С. Письма к С. В. Смоленскому//РДМДМ. 2010. Т. 6. Кн. 2. С. 703-727.

http://pravenc.ru/text/1841866.html

Император Ираклий собрал значительное войско для защиты Сирии, но оно было разбито арабами летом 633 г. близ Дамаска; новое войско, состоявшее из 80 тыс., встретилось с арабами на р. Ярмук, в небольшом расстоянии от Тивериадского оз. Здесь арабам в первый раз предстояло сразиться с многочисленной и организованной армией, и здесь в особенности могло иметь гибельные последствия соперничество между вождями. Халид ибн Сайд, превосходя других умом и храбростью и понимая важное значение предстоящих событий, убеждал своих товарищей пожертвовать личным самолюбием и подчиниться начальству того, кто будет избран на то общим голосом. Вожди согласились избрать эмиром Халида и выполнили тот план сражения, какой им был предложен. Битва при Ярмуке была одной из самых кровопролитных в истории арабских войн. Три раза мусульмане должны были отступать перед натиском византийской конницы и снова вступать в бой, т к. стоявшие сзади жены не допускали их до беспорядочного бегства. Наконец Халиду удалось отрезать неприятельскую конницу от пехоты и ударить всеми силами на византийский лагерь, расположенный между рекой и близлежащими горами. Поражение христиан было полное, ибо часть потонула в реке, другая часть погибла от меча мусульман. Одержанной при Ярмуке победой арабы обеспечили за собой успех последующего завоевания Сирии. Дальнейший ход событий падает на время калифа Омара (634—644), который приказал сирийским отрядам осаждать Дамаск. Абу-Убейда, стоявший во главе осаждавшего отряда, выделил небольшие части из него, чтобы наблюдать за греческим войском, посланным на выручку Дамаску, и поставил город в отчаянное положение. Начальник дамасского гарнизона, родственник царской семьи Фома, пытался воодушевить жителей города на борьбу с мусульманами, обнадеживая Их скорой помощью извне. В течение 70 дней происходили ожесточенные стычки под стенами города; но как помощь не приходила, то жители Дамаска принуждены были сдаться. Они вступили с Абу-Убейдой в переговоры об условиях сдачи, стараясь выговорить для желающих право выйти из города; взяв с собой свое имущество. В это время другой вождь, Халид, ворвался в город и начал беспощадно опустошать его, пока Абу-Убейда не потребовал от него соблюдать выговоренные жителями условия сдачи. Таким образом главный город Сирии был потерян для Византии, причем со стороны Ираклия не было принято чрезвычайных мер к защите этой важной провинции.

http://sedmitza.ru/lib/text/442829/

Период патриаршего служения И. был отмечен борьбой соперничавших за иран. трон группировок высшей знати и араб. завоеваниями зап. провинций Сасанидского гос-ва. В 637 г., после поражения персов при Кадисии, вся Месопотамия и столица Селевкия-Ктесифон перешли под власть арабов-мусульман. По свидетельству анонимной сир. хроники VII в., из разграбленной арабами столицы, где население умирало от голода, И. переехал в г. Карка-де-Бет-Селох пров. Бет-Гармай (Гармакан), но впосл. вернулся в Ктесифон. Более поздние источники приписывают И. попытку получения охранной грамоты для христ. общин Ирана от Мухаммада . Но поскольку Мухаммад уже умер (632), грамоту с гарантией безопасности И. якобы получил от его преемника халифа Абу Бакра (632-634), а впосл. она была подтверждена халифом Умаром ибн аль-Хаттабом (634-644). В этой связи только упоминание Умара заслуживает внимания, т. к. именно при нем была завоевана персид. Месопотамия и покоренное население было вынуждено заключать с победителями договоры, определявшие его статус в Арабском халифате. Обычно охранные грамоты выдавались араб. полководцами представителям населения на местах при соблюдении ими условий мирного договора. Такая охранная грамота должна была быть и у И., но обстоятельства ее получения неизвестны. В отношениях с завоевателями иранские христиане предпочитали придерживаться нейтралитета, что официально гарантировало им защиту от внешних врагов, личную неприкосновенность, сохранность имущества и свободу вероисповедания. Длительность Патриаршества И. в разных источниках определяется от 17 до 19 лет; следов., И. скончался между 644 и 646 гг. Он выехал из Селевкии-Ктесифона для урегулирования конфликта между жителями Нисибина и их митр. Исааком, заболел в пути и умер в сел. Карка-де-Геддан (Карх-Джуддан) на р. Дияла. По свидетельству анонимной сир. хроники VII в., патриарха похоронили в усыпальнице «церкви Карка-де-Бет-Гармай» - по-видимому, в соборной церкви г. Карка-де-Бет-Селох, резиденции митрополита. На похоронах присутствовали потомки Йездина , одного из богатейших приближенных Хосрова II и ревностного покровителя иран. христиан.

http://pravenc.ru/text/1237975.html

In the year 628, Patriarch Zacharias of Jerusalem (609-633) returned from his captivity in Persia. After his death, the patriarchal throne was occupied for two years by Saint Modestus (December 18). After the death of Saint Modestus, Saint Sophronius was chosen Patriarch. Saint Sophronius toiled much for the welfare of the Jerusalem Church as its primate (634-644). Toward the end of his life, Saint Sophronius and his flock lived through a two year siege of Jerusalem by the Moslems. Worn down by hunger, the Christians finally agreed to open the city gates, on the condition that the enemy spare the holy places. But this condition was not fulfilled, and Saint Sophronius died in grief over the desecration of the Christian holy places. Written works by Patriarch Sophronius have come down to us in the area of dogmatics, and likewise his “Excursus on the Liturgy,” the Life of Saint Mary of Egypt (April 1), and also about 950 troparia and stikheras from Pascha to the Ascension. While still a hieromonk, Saint Sophronius reviewed and made corrections to the Rule of the monastery of Saint Sava the Sanctified (December 5). The saint’s three Odes Canons for the Holy Forty Day Great Fast are included in the the contemporary Lenten Triodion. Troparion — Tone 5 Patriarch Sophronius, you were glorious in the splendor of sobriety,/and through the radiance of your words you revealed ineffable enlightenment from heaven./For by your life you attained wisdom/and now you confirm the Church/as an illustrious hierarch and intercessor for us with the Lord. Kontakion — Tone 8 You were most wise among patriarchs, Sophronius of Jerusalem./You struggled with divine zeal, spreading the commandments of truth with your lips./You set right the foundations of the Church and firmly established the monastic order./You brought to light wise sermons, and instructed by them,/therefore we cry out to you: “Rejoice, splendid boast of the Orthodox.” Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/101709.html

В 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский Патриарх Захария (609-633). После его смерти в течение двух лет патриарший престол занимал святой Модест (633-634; память 18 декабря), а по кончине святителя Модеста Патриархом был избран святой Софроний. Святитель Софроний много потрудился на благо Иерусалимской Церкви как ее Предстоятель (634-644). В конце жизни святитель Софроний со своей паствой пережил двухлетнюю осаду Иерусалима магометанами. Изнуренные голодом христиане согласились наконец открыть городские ворота с условием, что противник пощадит святыни. Однако это условие не было выполнено, и святой Патриарх Софроний умер в глубокой скорби об осквернении христианских святынь. До нас дошли сочинения патриарха Софрония по догматике, а также " Объяснение на Литургию " , Житие преподобной Марии Египетской (память 1 апреля), около 950 тропарей, стихиры от Пасхи до Вознесения. Еще будучи иеромонахом, святой Софроний пересмотрел и исправил " Устав " монастыря преподобного Саввы Освященного (память 5 декабря). " Трипеснцы " святителя на Святую Четыредесятницу входят и в состав современной Триоди. русском языке издано: 1. Богослужебные песнопения на большие праздники/Пер. и прим. П. Цветкова/Радость христианина. 1891, 1893, 1895. 2. Послание к VI Вселенскому Собору//Деяния Вселенских Соборов. Вып. 6. Казань, 1875. 3. Проповедь на Крестопоклонное воскресенье/Сокр. пер//Воскресное чтение. 1854. 48. 4. Соборное послание Сергию, Патриарху Константинопольскому//Христианское чтение. 1840. IV. С. 204, 322 слл. 5. О Божественном священнодействии//Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного Богослужения. Т. I. СПб., Иконописный подлинник Афон. XV. Свт. Софроний. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Афон. 1547. Свт. Софроний. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г. Русь. XVII. Минея - Март (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

http://patriarchia.ru/db/text/911432.htm...

Гинзберг М. М. – 499 Гирич А. – 755 Гладких П. Ф. – 56, 122, 413, 439 Глущенков В. А. – 138, 688, 716 Глянцев С. П. – 55, 62, 80, 83, 153, 387, 401, 402, 405, 468 Гончаров А. – 653 Горелов А. А. – 896, 961 Горелова В. А. – (517) Горностаев В. –- 179 Горняк М. – 919 Горчева А. Ю. – 166, 167 Гребенникова В. В. – 113, 423 Грекова Т. – 53, 185 Григорьев Р. – 448 Григорьева Н. – 438 Григорян В. – 108 Громова Л. Е. – 821 Грязнухин А. Г. – 100 Губин М. А. – 411 Гулида-Фаддеева М. – 471 Гусева Е. – 927 Дайнеко А. М. – 26 Дамаскин (Орловский), игумен – 685, 691 Дегтярёв Н. – 519 Демидова Е. – 654 Денисов А. П., (прот.) – 84 Денисов С. – (882), (885) Денисова Е. – 899, 917 Денисова Н. –- 159, 256, 261 Денисова Н. Я. – 154 Деревенко В. Н. – 497 Дионисий (Анфопулос), архим. – 641, 862 Дитковская И. Э. – 39, 47 Дмитриева Н. – 840, 853 Домогатская А. Е. – 255, 266 Доненко Н., прот. – 88, 643, 644, 671, 673, 679, 682, 690, 706, 707 Дорожкина В. Т. – 938, 942 Дубасов И. И. – 255 Дудова Ю. – 867 Духанин В. – 670 Дьяконова Д. В. – 267 Дьячков В. – 523 Евгений, архиеп. – 270 Евменова Л. – 963 Ерёмин О. – 863 Ермакова Н. – 241 Ефрем Сирин , свт. – Ефремова С. – 111 Жалнин А. – 914 Желтова В. И. – 238 Жмаев И. В. – 194 Жуков В. – 130 Жуков М. – 228, 232, 245, 521 Забавникова Е. С. – 31, 79, 82, 126, 219, 634, 880 Заблудовский А. М. – 500 Заверюхина И. – 236 Задонский Т. – 34 Задорожный А. А. – 176 Зайцев Е. И. – 454 Зайченко А. Т. – 36 Заломов П. А. – 121 Заманский В. – 113 Замтарадзе Р. А. – 643, 644 Заславский В. Б. – 696 Засухина, В. Н. – 451 Захаров В. – 872 Захаров М. Ф. – 162 Зимарин И. Ф. – 521 Змойро И. – 187, 477 Зорин А. – 142 Зотов А. – 231 Зыков В. П. – 940 Иванов В. С. – 757 Иванов Д. – 816 Иванов Д. В. – 83 Иванов И. – 108 Иванов М. О. – 822 Иванченко И. – 843, 847 Иволгина Л. – 790 Игнатий (Брянчанинов) , свт. – (131) Иконников-Галицкий А. – 658 Илёшин Б. – 458 Ильин А. Ю. – 211 Ильин Г. А. – 318, 326, 327 Иоанн (Крестьянкин) , архим. – (648) Иоанн Мейдендорор, прот. – 729

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Богородичен: Облак Тя легок, Дево, Исаия зряше:/на Тя бо Господь нашед, низложи вся рукотворенная/и Свое разумение Тя поющим явил есть. Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский родился в Дамаске около 580 года от благочестивых родителей, которых звали Плинт и Мира. С юных лет он отличался благочестием и любовью к наукам. Получив блестящее образование, он особенно преуспел в изучении философии, за что его стали называть «Премудрым». Стремясь к духовной мудрости, будущий святитель стал посещать различные монастыри и беседовать с пустынножителями. Так, он прибыл в Иерусалим, в обитель святого Феодосия, и там сблизился с иеромонахом Иоанном Мосхом , став его духовным сыном и другом. Оба праведника вместе странствовали по разным обителям, записывая жития и поучения, которые составили их знаменитую книгу «Лимонарий» («Цветник», или «Луг духовный»), высоко оцененную Седьмым Вселенским Собором (787). Спасаясь от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину, удалившись в Антиохию, а оттуда – Египет. В Египте святой Софроний тяжко занемог. В это время он принял монашеский постриг от Иоанна Мосха . После выздоровления святого Софрония оба праведника решили остаться в Александрии и были с любовью приняты Патриархом Иоанном Милостивым († 620), которому они оказали большую помощь в борьбе против монофелитов. Святой Софроний написал несколько житий, из которых особенно известны жития святых целителей-бессребреников Кира и Иоанна и житие преподобной Марии Египетской. Шло время, и варвары стали угрожать Александрии. Патриарх Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна Мосха направился в Константинополь, но по дороге святитель Иоанн умер (на острове Кипр). Тогда святые Иоанн Мосх и Софроний с одиннадцатью другими монахами отправились в Рим. В Риме преподобный Иоанн Мосх скончался. Тело его было перевезено святым Софронием в Иерусалим и похоронено в обители святого Феодосия Великого. После заключения мира между греками и персами в 628 году из персидского плена вернулся Иерусалимский Патриарх Захария (609–633). По смерти Патриарха Захарии в течение двух лет патриарший престол занимал святой Модест (633–634). После кончины святителя Модеста Патриархом был избран святой Софроний. Святитель Софроний более десяти лет неустанно трудился на благо Иерусалимской Церкви (634–644). Он много боролся с ересями монофелитов и монофизитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5. Несторий, патриарх Константинопольский, занимавший кафедру с 428 по 431 год, проповедывал еретическое учение о том, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией и спасающий нас не искупительной смертью, а наставлениями и примером жизни. За эту ересь Несторий отлучен от Церкви на III Вселенском соборе и умер в ссылке в 436 году. 6. Занимал александрийскую патриаршую кафедру с 444 по 451 год 7. Ефес - город на западном берегу Малой Азии, бывший первоначально центром малоазийских греческих колоний, а во времена императоров - одним из главных городов Малой Азии. В Ефесе провел остаток жизни и скончался святой апостол Иоанн Богослов. Здесь также проходили заседания III Вселенского Собора. 8. Это было в 449 году. 9. Святой Флавиан занимал Константинопольскую патриаршую кафедру в 434-447 годах. 10. Святой Софроний был иерусалимским патриархом с 634 по 644 год. До своего избрания патриархом Софроний сначала подвизался в Палестинской обители преподобного Феодосия, под руководством известного подвижника Иоанна Мосха, а потом с ним же посещал Фиваидских (Египетских) пустынников. Подвиги и чудеса последних он описал в книге, которая называется Лимонаръ (от греч. слова лимон - луг, пажить), поскольку представляет собой собрание цветов добродетелей с луга духовного. 11. Святой Евлогий занимал патриаршую кафедру в Александрии с 579 по 607 года. Память его - 13 февраля. 12. Царствовал с 408 по 460 год. 13. Царствовал с 450 по 467 год. 14. Святая Пульхерия, сестра императора Феодосия, была супругой императора Маркиана. Память ее - 10 сентября. 15. Халкидон - предместье Константинополя, находился поблизости от него, па азиатском берегу Босфора. 16. Заседания собора открылись 8-го октября 451 года. 17. Ливия - провинция в северной Африке, смежная с Египтом, тянущаяся на запад от него по берегу Средиземного моря вглубь Африки. 18. Кувикуларий - спальник, постельничий. 19. Мк.12:41-44. 20. Император Маврикий занимал престол с 682 по 602 год. Император Фока - с 602 по 610 год.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/111/...

огнем не одного патриарха, но и нескольких из сослужащих ему лиц. Тот мрак таинственности, которым облекается обряд св. огня уже в описании его игуменом Даниилом, здесь не имеет места. Если по игумену Даниилу епископ с диаконом дважды подходили к кувуклию в надежде увидеть «сквозе крестец дверей тех» благодатный свет, и не видели его, и этот свет появился много позднее после усиленней молитвы, когда над Св. Гробом прошел дождь, то по Типикону патриарх и сослужащие с ним клирики идут в кувуклий в определенный момент богослужения без всяких предварительных наблюдений за ним, и выносят оттуда освященный огонь. Короче говоря, в типиконе 1122 г. обряд представляется в таком духе, в каком излагаются и все вообще церковные чинопоследования и само величайшее таинство евхаристии, без всякого оттенка чудесности.    Естественный характер обряда св. огня в Святогробском типиконе вполне очевиден, но несколько неясно его выражение «тогда возжигает от святаго света и дает архидиакону» (kai. to,te avptei evk tou» àgi,ou fwto.j(kai. di,dwsi tw avrcidia,konw ). Что подразумевается здесь под «святым светом» – зажженная ли сейчас лампада или что иное? Эту неясность разъясняют Латальская и Кальская рукописи, по мнению прот. Кекелидзе отражающие более раннюю богослужебную практику Иерусалимского храма Воскресения, практику времен патриарха Софрония (634—644 г.).    В Латальской рукописи читаем: «В великую субботу вечером в десять часов звонят к вечерне и входят в церковь епископ, священники и диаконы; народ остается во дворе и двери церковные затворяются. Зажигают свечи, произносят ектению и молитву; епископ, священники и диаконы берут кадильницы и, говоря псалом: «Тебе подобает песнь, Боже», обходят кругом церкви. Произносят ектению и молитву и, говоря псалом: «Хвали, Иерусалиме, Господа», обходят церковь и приходят ко входу в алтарь. Произносят ектению и молитву и, говоря псалом «Воспойте Господеви песнь нову», обходят церковь третий раз. Епископ говорит прокимен, гл. 3: «Ныне воскресну, глаголет Господь», стих: «Воспойте Господеви песнь нову».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

Святой Освин (память 20 августа/2 сентября) был сыном Осрика, короля Дейры, убитого язычниками в 634 г. После этого Освин некоторое время жил в Уэссексе. В то время его двоюродный брат святой Освальд объединил Дейру и Берницию в единое королевство Нортумбрию, но после его гибели от рук язычников в 642 г. королевство снова распалось. Святой Освин был избран на трон народом Дейры в 644 г. и правил королевством до 651 г.; Освиу же стал править Берницией. После нескольких лет мирного правления Освиу, ведомый завистью, объявил войну Освину. Освиу хотел во что бы то ни стало подчинить своей власти всю территорию Нортумбрии. Но святой Освин, узнав, что армия Освиу численностью значительно превышает его армию, отказался воевать и вместо этого удалился в местечко Гиллинг, что на месте нынешнего графства Норт-Йоркшир (ныне деревня Гиллинг-Уэст). Вскоре, однако, один из друзей Освина предал его, и святой был убит воинами короля Освиу. С тех пор святой Освин почитается как король-мученик и страстотерпец. Спустя некоторое время после его мученической смерти король Освиу глубоко покаялся в содеянном. В знак своего покаяния в совершенном злодеянии Освиу основал 12 церквей и монастырей. Мощи святого Освина были положены в церкви монастыря Тайнмут на севере Англии на месте нынешнего графства Тайн-энд-Уир, и от них происходили многочисленные чудеса. Со временем, особенно после датских набегов, монастырь Тайнмут пришел в упадок, от него осталась лишь церковь святой Марии, о могиле святого Освина стали забывать, но в 1065 г. сам Освин в чудесном видении явился одному монаху и отшельнику по имени Эдмунд и повелел отыскать его мощи. Очень скоро мощи святого короля и мученика были снова обретены, от них стали совершаться чудеса, а в 1085 г. в Тайнмуте был основан новый норманнский католический монастырь-приорат, просуществовавший до самой Реформации (был упразднен в 1538 г.). Сегодня от бывшего норманнского монастыря Тайнмут остались в основном одни руины. Среди руин можно увидеть и остатки бывшей церкви приората, а рядом находится действующая маленькая часовня святой Марии. Приходская церковь в деревне Уайлэм-он-Тайн в графстве Нортумберленд освящена во имя святого Освина.

http://pravoslavie.ru/48590.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010