76 Сие видно из договора Игорева с греками. В церкви Св. Илии христиане утверждали договор клятвою. 82 Дед Карла В. Карл Мартелль достоин памяти и славы, потому что, победив Аравитян (732 г. ), спас Европу от магометанства. 83 При нем, между прочим, пострадали в Севастии (в Армении) 40 мученников, которых прежде мучили на озере, а потом сожгли. 84 Гонения арианские были при Юстиниане и прекращены его полководцами. Велизарий (534) покорил королевство вандалов в Африке, а Нарсес победил Тотилу и прекратил царство готфов в Италии (553). Лонгобарды, при Юстиниане II, отняли у восточных императоров Италию, оставив им только 5 городов, или екзархарство Равенское (до 753 г.). 85 Магомет принимает единобожие, но отвергает христианское учение о Троице, почитает Иисуса Христа как посланника Божия, но себя выдает выше всех пророков; допускает Промысел, но вместе и необходимость или судьбу; верит бессмертию души, но награды будущие поставляет в утехах чувственных; позволяет многоженство, предписывает обрезание, посты, очищения, путешествия в Мекку (где он родился) и запрещает употребление вина. Учение его друзья его заключили (по смерти Магомета) в книге, называемой Кораном. 86 Омар (634–644) отнял у греческих императоров Армению, Месопотамию, Египет, Сирию, Палестину и даже Иерусалим (возвращенный Хозроем Ираклию). Офман и другие покорили Персию, Бухарию, Хорисию, Туркестан и северные области Африки. 87 При Юстине I (в 6-м в.) землетрясение разрушило Антиохию. В том же веке язва проходила повсюду и продолжалась 52 года. При Льве Исавре (в 8-м в. ) страшное землетрясение в Цареграде, при Карле глад и язва во Франции. Около 959 г. землетрясение в Персии и по всей земле, подобное 983 г., глад и язва в Саксонии (после 994 г.) язва по всей земле 1006 г. и проч. 89 Павел Диак. И Сигсберт относят сие поражение к срацинам. Нестор рассказывает подобный случай при осаде Константинополя войсками Оскольда. 91 Он сгорел при имп. Анастасии и перестроен Юстинианом. Близ Софийского храма была церковь Св. Ирины. Между другими церквами Константиновыми упоминается и церковь Архангела Михаила на берегу европейском. –Замечательно, что в именах церквей и Киев подражал Константинополю. Самый план Софийского Собора Киевского взят с плана Софийского Константинопольского храма. См. описание Киевского Софийского Собора (Преосвященного Евгения).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

92 ...старишины страциньскаго именемъ Аморъ.– Халиф Омар I (634–644 гг.), сподвижник и второй преемник Мухаммеда. 93 ...врата зовуться Красная... исцлиста хромца одного...– Имеется в виду рассказ Деяний апостолов (3, 1–10) ο том, как Петр и Иоанн, идя в храм, исцелили сидевшего при входе нищего, хромого от рождения. 94 И тми враты вшелъ есть Христос... егда въскресилъ Лазаря Христос.– Имеется в виду рассказ Евангелия от Иоанна (11; 12. 1–13) ο том, что Христос пришел в селение Вифания и воскресил там любимого им Лазаря, брата Марии и Марфы, со дня смерти которого прошло уже четыре дня, а после этого, торжественно встреченный народом, вошел в Иерусалим для празднования Пасхи. 95 ...Охония жидовинъ хот сврещи... и положи я на нем.– Даниил опирается на распространенное византийское предание, получившее отражение в литературе и в иконографии (в сюжете Успения Богородицы). 98 ...до гроба Асафатова... дебрь Асафатова.– Иосафат, библейский царь Иудеи, ο кοтοром говорит Третья книга Царств, сын царя Асы; дебрь Асафатова – Иосафатова долина, где протекает Кедронский поток, отделяющий Иерусалим от расположенной с востока от него Елеонской горы. 99 ...святаго Иякова, брата Господня.– Кроме Иакова, Евангелия от Матфея (13, 55–56) и от Марка (6:3) упоминают как братьев Иисуса Христа Иосию, Симона и Иуду, а также сестер; согласно преданиям, получившим отражение в византийской учительной литературе, это были дети Иосифа, которых родила ему Мария Клеопова – вдова его бездетного брата Клеопы, взятая им в жены согласно еврейскому закону, чтобы восстановить покойному семя; всего братьев и сестер Иисуса Христа было шесть. 100 ...научи ученики своя пти. «Отче нашь».– Имеется в виду сообщение Евангелий от Матфея (6, 9–13) и от Луки (11, 2–4) ο том, что Иисус Христос научил своих учеников молитве «Отче наш». 105 И ту есть столпникъ близь, муж духовенъ велми.– Отшельник, живший на «столпе», колонне разрушенного здания; речь идет, возможно, ο том пустыннике, с которым крестоносцы совещались перед приступом во время осады Иерусалима в 1099 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Об отречении Петра (тоже).    О страстях Христовых (в. пяток),    Неизданные или изданные в отрывках:    О св. Феодор Тирон 2 кондака (один сомнит.).    О Ниневии (среда первой седмицы).    Об Адаме (первая неделя поста?)    О блудном сын (вторая неделя).    О землетрясении и пожаре (среда 3-й седмицы).    О Ное (3-я неделя).    О кресте (пятница 4-й седмицы).    О жертвоприношении Авраама (4-я неделя).    О покаянии (среда 5-й седмицы).    Об Исааке (пятница 5-й седмицы).    О богатом и Лазаре (среда 6-й седмицы).    О воскрешении Лазаря (Лазарева суббота).    Как видим, стоящий в кондакарях на сырную субботу кондак св. Романа совсем не предназначался им для этой памяти, а составлен был им по частному совершенно случаю. По исследованию П. Мааса также оказывается, что кондак среды 3-й седмицы о землетрясении и пожаре имеет в виду известный бунт Νκα при Юстиниане (532), Вероятно и Многие другие из перечисленных произведены св. Романа написаны были им не для великого поста и только употреблялись церковью в эти дни.    Несомненно также, что значительное количество древнейших песнопений находится среди стихир антифонов «последования св. страстей». Половина из указанных в предисловии стихирарей — афинский, есфигменский, ватопедский и иверский 954 приписывают эти стихиры вместе с тропарями часов вел. пятка св. Софронию, патриарху Иерусалимскому († 634—644). Но в полном составе усвоить ему эти песнопения нельзя, потому что памятники разногласят относительно того, что действительно принадлежите св. Софронию в службах страстной седмицы. Так иерусалимское «Последование» 1122-го года и другие рукописи усвояют св. Софронию лишь чин часов вел. пятка. В изданном А. Пападопуло-Керамевсом житии свв. Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, принадлежащем иерусалимскому патриарху Иоанну Меркуропулу (1156—1178), св. Софроний называется автором только трипеснца вел. пятка. Кроме того, там еще сообщается, что он «установил чины (σνταξιν) всей церковной службы и подходящим образом распределил тексты Евангелия и Павловых посланий по памятям отдельных святых и по праздникам Сына Божия”.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

§ 4. Ученик св. ИоаннаМосха, св. Софроний патриарх Иерусалимский (634–644) оставил подробное толкование на литургию. К сожалению, в том виде, в каком оно издано у Миня с рукописи XII в. и переведено на русский язык, это толкование не может быть признано подлинно Софрониевскою редакцией. Буквальные совпадения с толкованием св. Германа Константинопольского и Феодора Андидского (12-го века), противоречия и повторения дают видеть, что подлинно Софрониевское толкование подверглось позднейшей интерполяции из других толкований. Впрочем, мы далеки от того, чтобы совсем отрицать подлинность толкования: без сомнения в нем сохранились части принадлежащие самому св. Софронию. Чтобы выделить их, должно, по нашему мнению, во-первых, откинуть в начале толкования все, буквально совпадающее с толкованием Германа и Феодора Андидского (весь чин облачения и проскомидии), – во-вторых, из дважды повторяющегося толкования жертвенника, – в начале литургии и за великим входом, – подлинным должно признать последнее. В таком случае мы получим следующие части толкования: 1) храм и трапеза; (2) облачение); 3) последование литургии до великого входа и 4) толкование жертвенника, проскомидии и великого входа, на котором и кончается рукопись. В толковании устройства храма Софроний, как это и естественно ожидать от иерусалимского патриарха, придерживается Константиновского храма Иерусалимского: святая трапеза знаменует св. гроб, в коем погребен Христос, а святое предложение(πρθεσις) означает лобное место, на коем Он был распят; решетки(κγκελλα) – образ ограды гроба, они медные и проч., амвон – камень, на коем сидел Ангел, отвалив оный близь двери гроба, когда возвещал мироносицам воскресение... (Затем следует описание священнослужительских одежд, которое мы не приписываем Софронию, так как оно буквально совпадает с толкованием Германа и Феодора Андидского, – белая одежда или стола епископа указывает на Преображение Господне, омофор трехскладный – означает св. Троицу, дьяконский орарь – крылья ангелов,стихарь, пояс и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Апостольские Постановления как будто не делают разницы в отношении празднования между этими двумя днями, считая столь же обязательным для христианина посещение богослужения в субботу, как и в воскресенье [ 634 ], повелевая «во всякую субботу, исключая одной (великой) и во всякий день Господень, составляя собрания, радоваться» [ 635 ], праздновать их («субботу и день Господень празднуйте, ибо та есть воспоминание творения, а этот — воскресения») [ 636 ], — наконец, запрещая в субботу работать: «я Петр и я Павел постановляем: рабы пусть работают 5 дней, а в субботу и в день Господень пусть пребывают в церкви ради учения благочестия; ибо суббота, сказали мы, имеет образ создания, а день Господень — воскресения» [ 637 ]. И так было не в той лишь Церкви, где возникли Апостольские Постановления. Сократ, как мы видели, считает праздничными днями недели субботу и воскресенье и дает понять, что богослужение из было одинаковой торжественности в Константинополе [ 638 ]. Так было, кроме Константинополя, В Антиохии, Понте, Каппадокии, Кипре и Египте [ 639 ]. Но, по-видимому, празднование субботы большею частью сводилось к совершению литургии в этот день, где ее не было каждый день: «тогда как все церкви в мире совершают тайны и в день субботний каждой недели, александрийцы и римляне на основании какого-то древнего предания не хотят делать этого, а соседи александрийцев египтяне и жители Фиваиды, хотя делают собрания в субботу, но принимают тайны по насыщении вечером» [ 640 ]. Последнее ограничение так как показывает, что в субботу литургия не считалась все же столь необходимою, как в воскресенье, и, совершаясь вечером, падала скорее на день воскресный, может быть и соединяясь с подвоскресной вечерней, как у нас в сочельники. Возможно, что вообще суббота чтилась не столько по ветхозаветным мотивам, сколько из-за значения ее в жизни Спасителя, на что ясно указывает Кассиан [ 641 ], и как навечерие воскресенья [ 642 ]. Если так, то: а) на полное празднование ее в некоторых, очень немногих Церквах, преимущественно дальневосточных (Антиохийской) нужно смотреть, как на крайность, увлечение [ 643 ], осужденное Лаодикийскоим Собором: «не подобает христианам иудействовать и праздновать (σχολζειν) в субботу, но нужно работать (ργζεσθαι) в этот день, а день воскресный более праздновать, если могут, как христианам; иудействующим же да будет анафема от Христа» [ 644 ]; б) отсюда же понятен возникший в эту эпоху обычай поста в субботу у западных христиан, упоминаемый (неодобрительно) Кассианом [ 645 ]: пост был такою же формою чествования суббот, как дня, ознаменованного погребением Христовым, какою была на Востоке литургия в этот день.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Бревна также и покупали, небольшими партиями 628 . Тес сначала шел с Ижоры 629 , приобретался покупкой 630 , а потом устроена была при Монастыре своя пильная мельница, на Черной речке 631 . В 1718-м году архимандрит Феодосий договорился с иноземцем Вилимом Антоновым построить новую пильную ветряную мельницу о трех рамах по 6-и пил за 2.000 рублей 632 . В 1722-м голу монастырская пильная мельница не была в состоянии справиться с выпавшею на нее работой, и за помощью Монастырь обратился к казенной Ижорской пильной мельнице 633 . Дубовые доски для окон и дверей заготовлялись в Старо-русских вотчинах, брались заимообразно в Адмиралтействе – в виду спешности работы 634 . Поставляла дуб вообще Старая Русса 635 . Она же поставляла и липу 636 . Сосновый лес заготовлялся вверх по Неве к Шлиссельбургу близь озера Ладожского, меж Назьи и Шлиссельбурга 637 . Дрова необходимы были не только на отопление зданий, но и на постройку: на обжигание кирпича и черепицы. На год требовалось 1.000 сажен 638 . Запасали дрова в Невских лесах. Шли дрова и по подряду Старорусских крестьян 639 . В 1719-м году уже обнаружился в Петербурге дровяной кризис. В указе Царского Величества 11-го декабря 1719-го года напечатано: от реки Славянки по обе стороны Невы и по прочим рекам до Шлютенбурха и далее, кроме реки Тосны, которая для корабельных лесов к Адмиралтейству оставляется, дрова и лес на строение рубить всем невозбранно во всех дачах, для того что известно учинилось Его Царскому Величеству, что в помянутых местах все леса розданы во владение разных чинов людям и они в свои дачи для рубки никого не пускают, а хотя и пускают, и то со взятием немалых денег, от чего лесу учинилась великая дороговизна 640 . Уголье к каменному монастырскому строению на самых первых порах выжигали в Невских лесах 641 , выжигали на реке Тосне 642 ; а потом просили разрешение изготовлять на Выборгской стороне под деревней Петрушкиным из негодных лесов 643 . В 1718-м году уголь изготовлялся в 25-ти верстах зимнего пути, чрез деревню Колпыши, от Монастыря, близ речки Жерновки, впадавшей в Черную речку; работали в осенние месяцы сентябрь и октябрь 20 человек с платою по 2 рубля 19 алтын 4 деньги в месяц; они наработали 1.215 кулей. На 1719-й год требовалось для кузнечных дел запаса более 3.000 кулей, сверх имевшихся 1.000 четвертей. Решено было обратиться к подряду, который и взяли крестьяне Черенчицкого, Ефремовского и Коломенского погостов по 4 алтына за четвертной куль с доставкой 644 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 638 г. Омар берет Иерусалим и овладевает храмом св. Гроба, в 644 г. завоевана Александрия. Святыня потоком льется с Востока в столицу. Орудия страстей Христовых принесены Гераклием в 641 г., часть Креста Господня в 634 г. в церковь Богородицы Влахернской. Но небывалые со времен Ники мятежи и бунты волнуют столицу: храм Софии наполняется дикою толпою и предается ограблению. Констанс покидает Константинополь и избирает резиденцией Сиракузы. Семья Гераклия совершает ужасы всяких злодейств друг над другом: хроники переполняются обезглавлениями, отрезаниями носов, вырыванием глаз. При Гераклии уже окрестности столицы наводнены Аварами; десятки тысяч увлечены в плен; окрестности разорены и истреблено множество храмов и монастырей. Снимая осаду, Авары зажгли церкви Космы и Дамиана, Николая Чудотворца и все, что было вокруг вне стен 97 , но не решились тронуть Влахернского храма. На следующий же 627 год, по приказанию Гераклия, построена была стена кругом Влахерн, впереди храма. Эпоха смут знаменательно заканчивается полугодичною войною на Босфоре и в Золотом Роге и разграблением столицы в 716 г. Понятно, что за эти сто лет мы мало слышим о каких – либо постройках, достойных внимания. Гераклию приписывается храм И. Богослова в Милионе, хотя, быть может, он только отделал его. Патриарху его времени, обвиненному после в уклонении к ереси, Сергию – неизвестная церковь во имя св. Георгия: Константину Погонату – храм Богородицы Карпиана, – это и все, если не считать триклиния в Большом Дворце и его отделки, исполненных Юстинианом Безносым в первую половину его царствования, когда он принуждал патриарха Каллиника благословить разрушение церкви Богородицы около Ипподрома, мешавшей ему построить сидения для партии Голубых и когда он не был занят мальчишескою идеей мщения Херсонитянам. Бедствия междоусобий и крайних неурядиц в общественной жизни отмечают неизгладимым пятном эпоху иконоборцев, начавшуюся воцарением Льва Исаврянина (717 – 741), разыгравшуюся в отвратительную оргию дикой солдатчины при сыне его Константине Копрониме (741 – 775) и внуке Льве IV Хазаре (775 – 780).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В лто 971 . Во град Ярославли, при князи Александр Феодоровиче Ярославьскомъ, 633 у Святаго Спаса в монастыри 634 во общин явися чюдотворець, князь велики Феодоръ Ростиславичь Смоленский, и з дтми, со княземъ Костянтиномъ и з Давидомъ, 635 почало от ихъ гроба прощати множество людей 636 безчислено. Сии бо чюдотворци явишася не на добро всм княземъ ярославскимъ: 637 простилися со всми своими отчинами на вкъ, подавали ихъ великому князю Ивану Васильевичю, а князь велики противъ ихъ отчины подавалъ имъ волости и села; а изъ старины печаловался о них князю великому старому Алекси Полуектович, 638 дьяк великого князя, чтобы отчина та не за ними была. А посл того в том же град Ярославли явися новый чюдотворець, Иоанъ Огафоновичь, сущей созиратай 639 Ярославьской земли: у кого село добро, инъ отнялъ, а у кого деревня добра, инъ отнялъ да отписалъ на великого князя ю, а кто будеть сам добръ, боаринъ или сынъ боярьской, инъ его самого записал; а иныхъ его чюдесъ множество не мощно исписати ни счести, понеже бо во плоти суще цьяшосъ. 640 В лто 972 . Мсяца генуаря 28 князь велики рязаньский женися на Москв, 641 у великого князя Ивана Васильевичя, поятъ у него сестру, княжну Анну. Тоа же зимы, мсяца марта, поставили на Москв Иосифа Грека архиепископом в Кесарию Филиппову 642 . В лто 973 . Феодосий митрополит остави митрополию 643 сентебря 13. То же осени, мсяца ноабря 11 поставли на Москв в митрополиты владыку суздальскаго Филипа. 644 В лто 975 . Месяца апрля 22 преставися великаа княгини Марьа тферянка, 645 въ 3 час нощи. Того же лта Трифонъ остави архиепископью ростовьскую. 646 Того же лта церковь каменую святое Вознесение обновлено внутри града . В лто 76. Князь великий Иван Васильевич посылал под Казань царевича Каисыма, 647 да с ним князя Ивана Юрьевича, да князя Ивана Васильевича Стригу, 648 и дворъ князя великого. И сташя у Волги втаи. И татарове была на них были вышли из судовъ, а наши хотели их заскочити от брега, и нкто юноша, именем Айдаръ, постелник великого князя, наполнився духа ратна, и не отпустя их нимало от судна, и кликну на них, они же устрашившеся, и вмташашась в суды, и побгоша на Волгу; в той день сдяся спасение велико татаром здоровиемъ Айдаровым Григорьева сына Карповича. Тое же осени Филипп митрополит Възнесение свящалъ въ город каменое. Тогды же и рать была на черемису. Тое же осени поставили архимандрита Спасовьского Васияна Рыла 649 въ архиепископью на Ростовъ, декабря 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале VII века возникла ересь монофелитов. Монофелиты признавали за Христом одну волю и одно действие – Божеское, тогда как Православная Церковь учит, что Господь Иисус Христос имел одновременно Человеческую и Божественную волю, неслиянно соединенные в Едином Лице Богочеловека. Распространению ереси монофелитов немало способствовал тот факт, что ее придерживались Патриарх Константинопольский Сергий I (610–638) и Патриарх Александрийский Кир (630–640), а также император Ираклий. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием издал указ под названием «Экфесис» – изложение веры, которым повелевалось всем подданным принять монофелитское исповедание веры. Придворная жизнь и общение с еретиками стали непереносимы святому Максиму, и он, избегая соблазнов мира, удалился в Хрисопольский монастырь, где принял монашеский постриг. Своим смирением, кротостью, трудами на пользу обители он приобрел любовь братии и был избран игуменом, продолжая в этом звании несколько лет трудиться как простой монах. В 633 году святитель Софроний, будущий Патриарх Иерусалимский (634–644, память 11 марта), твердый защитник Православного исповедания, побудил преподобного Максима предпринять путешествие в Малую Азию и Северную Африку для борьбы с распространявшейся ересью монофелитов. В Карфагене он имел в 645 году публичный диспут с монофелитом Пирром, Патриархом Константинопольским, над которым одержал полную победу, так что Пирр признал свое заблуждение и пожелал вручить письменное отречение от ереси Папе Римскому Феодору. В конце 645 года преподобный Максим прибыл в Рим и прожил здесь 8 лет. По инициативе преподобного Максима святой Мартин, Папа Римский (649–654), в 649 году созвал в Риме Латеранский Собор епископов, осудивший монофелитство как ересь и предавший анафеме его защитников. Когда император Констанс II (641 – 668) узнал о решениях Собора, он приказал заключить в узы святого Мартина, Папу Римского, и преподобного Максима . Над обоими состоялся в 653 году неправедный суд в Константинополе. Святой Мартин был осужден на ссылку в крымский город Херсонес (ныне окраина Севастополя), где скончался в 655 году (†16 сентября, память 14 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В нашей Триоди часы великой пятницы надписываются так: «Сказание часов святаго и великаго пятка, – творение Кирилла, архиепископа александрийскаго» 329 . В Синайской Триоди XII в., 754, и в некоторых других встречается такое надписание: «Стихиры, или тропари святых страстей, поемые во святую и великую пятницу на часах, а также каждаго часа прокимен, пророчество, апостол и евангелие, – творение Кирилла александрийскаго » 330 . Следовательно, происхождение часов великой пятницы относится к первой половине пятого века – времени жизни св. Кирилла александрийского († 444). И нет никакого основания приурочивать возникновение этой службы к более позднему времени; напротив, – есть данные, свидетельствующие о более раннем происхождении ее. Апостольские Постановления, говоря о молитвенном провождении страстной седмицы, с особенной подробностью останавливаются на священных воспоминаниях великой пятницы, раздельно, по часам излагают достопамятные события этого дня и, в частности, отмечают часы – третий, шестой и девятый; при этом они делают обильные заимствования из разных мест св. Писания, имеющих отношение к событиям великой пятницы 331 . По-видимому, составители Постановлений пользовались уже готовым последованием этого дня. А что часы великой пятницы в своем полном составе были известны в богослужебной практике иерусалимской церкви в конце IV века, – это ясно видно из слов паломницы того времени (Сильвии Аквитанской). Значит, св. Кириллу могла собственно принадлежать только редакция чина. – «Но бесспорно, – говорит проф. А. А. Дмитриевский , – иерусалимская церковь , для которой день великого пятка и вся вообще страстная седмица были особенно важными днями в круге церковного года, по связи этих дней с самими местами воспоминаемых событий, должна была позаботиться и в свою очередь о более величественной службе для этих дней» 332 . И действительно, в некоторых сирских рукописях часы в. пятницы усвояются не св. Кириллу александрийскому , а св. Кириллу иерусалимскому († 386) 333 . – Нередко связывается также с этими часами имя патриарха иерусалимского Софрония († 634–644). Древние богослужебные рукописи говорят нам не только о тропарях часов великого пятка, как о произведении этого отца («творение (ποημα) Софрония, архиепископа иерусалимского») 334 , но и полное последование этих часов надписывают так: «С Богом чин (σνταξις) часов великой пятницы, – творение (ποημα) Софрония, архиепископа иерусалимского» 335 . А в Святогробском Типиконе 1122 года часы великой пятницы имеютъ следующее надписание: «Последование с Богом часов и тропари (Σν Θε κολουϑα τν ρν κα τ τροπρια), – творение (ποημα) Софрония древнего, патриарха иерусалимского и философа» 336 . – В числе лиц, принимавших участие в составлении часов великого пятка упоминается еще и Симеон Студит (IX в.); этому св. отцу приписывается, между прочим, стихира «Влеком на крест, сице вопиял еси, Господи» 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010