62. Святитель Софроний I (Премудрый) (ок. 580-638) - патриарх Иерусалимский (634-644), известен как непримиримый противник монофелитской ереси (к 630 г. остальные патриаршие престолы на Востоке оказались занятыми еретиками). Он автор слов в похвалу преподобной Марии Египетской и святых Кира и Иоанна (поводом к составлению послужило его чудесное исцеление от болезни глаз). Вместе со святым Иоанном Мосхом (Евиратом) (545-619) составил «Лимонарь» или «Луг духовный» (Синайский патерик) - собрание житий и поучений современных ему подвижников. Пересмотрел и исправил Устав монастыря преподобного Саввы Освященного. Автор многих трипеснцев на дни Четыредесятницы, не вошедших позже в Студийский устав (этот устав он ввёл в общее употребление в Палестине). Ему же принадлежит чин Великих часов на Рождество, не совсем сходный с нынешним. Ему, вероятно, следует приписать и окончательное образование чина Великого водоосвящения. Из богословского наследия наиболее известно окружное послание, изданное при его вступлении на кафедру, где он предлагает подробное исповедание веры ввиду появившейся монофелитской ереси. Впоследствии, на VI Вселенском Соборе (680), оно было принято как точное изложение веры. Проповеди святителя интересны теми историческими деталями, которые позволяют представить себе жизнь Церкви в завоёванном арабами Иерусалиме (638). Сохранились также его гомилии, изложенные в стихотворной форме. 63. Цезарепапизм (цезаропапизм) (от лат. caesar- цезарь и papa - папа ) - религиозно-политическая модель, при которой в руках светского правителя сосредоточена как светская, так и духовная власть - либо непосредственно, либо через полное подчинение церковной иерархии. При цезарепапизма правитель воспринимается как наместник Христа на земле, хотя, как правило, это относится к должности, а не к личности. Этот условный термин был введён западными историками (И. Хергенрётером и др.) для обозначения системы взаимоотношений светской и церковной власти, характерной для Византии, где императоры, по существу, управляли Церковью, соединяя в одном лице главу государства и Церкви, присваивая себе верховные права в церковном управлении и ставя себя выше власти патриархов, подчиняя Церковь своими интересам. Проявлениями цезарепапизма было отмечено правление императоров Феодосия II (408-450), святого Юстиниана I (527-565), Ираклия I (610-641), Константа II (641-668) и Мануила I (1143-1180), а затем императоров-иконоборцев. Аналогичные отношения возникли после реформации в протестантских странах, где государи присвоили себе власть высших епископов. Некоторые историки усматривают нечто подобное и в тех отношениях между монархом и Церковью, что установились в России со времени уничтожения патриаршей власти (1721).

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

632.  Иоанн Златоуст. Бес. о непостиж. В согласии с этим Трул. соб. пр. повелевает начинать празднование воскрес. дня с вечера в субботу и оканчивать при наступлении вечера воскресного. 633. См. выше, стр. 112–113. 634. Апостольские Постановления II, 59. См. выше, стр. 113. 635. Апостольские Постановления V, 20. 636. Апостольские Постановления VII, 23. 637. Апостольские Постановления VIII, 33. 638.  Сократ. Церк. ист. VI, 8. См. выше стр. 263. 639.  Василий Великий Пис. 89. Иоанн Златоуст. на Тим бес. 5. Тимофей Александрийский. Пр. 13. 640.  Сократ. Церк. ист. V, 22. Ср. выше, стр. 191, 195, 196, 201 — суббота у отшельников и в монастырях. 641.  Кассиан. Об установлении киновий. III, 8, 9. См. выше, стр. 148. 642.  Zahn, Geschichte des Sonntags, Hannov. 1878, 75. Рыбинский В. Древне-еврейская суббота, Киев 1892, 253. 643. До ныне сохранившееся в Абиссинской церкви, где суббота празднуется наравне с воскресеньем (там же). 644. Лаодик. Соб. Пр. 29. 645.  Кассиан, Об установлении киновий. III, 10. 646. Апостольские Постановления VII, 24. 647. Прав. св. ап., 69. 648.  Епифаний Кипрский. Изл. веры, 22. 649. См. выше, стр. 119. 650.  Евсевий. Жизнь Конст. IV, 18. Созомен. Церк. ист. I, 8. 651.  Василий Великий Письмо к Кесарию, см. выше, стр. 164. Амвр. На Пс. 118 бес. 8. 652.  Сократ. Церк. ист. V, 21. 653.  Maji, Spicilegium Romanum, IV, 32. Renaudotii, Liturg. orient. collect. I, 79. 654. Ник. Соб. Пр. 5. 655.  Евсевий. О праздн. Пасхи. гл. 4. 5. 656.  Афанасий Великий. Окруж. посл. к еписк. гл. 4. Апология на Конст. гл. 15. 657.  Кирилл Иерусалимский. Огласит. сл. 4. Тайновод. 4. 658. Лаод. Соб. пр. 49, 51. 659.  Епифаний Кипрский. Излож. веры. Гл. 21. 660.  Амвросий. О Ное и ковч. гл. 4. Об Илии и посте. гл. 10. 661.  Сократ. Церк. ист V, 22. 662.  Созомен. Церк. ист. VII, 19. 663. Автор «Исторического рассуждения о постах православной, восточной, кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» (иеромон. Алексий Соловьев) заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности и времени предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: «им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью» (стр. 17). Но из установлений Церкви новацианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

632. Иоанн Златоуст. Бес. о непостиж. В согласии с этим Трул. соб. пр. повелевает начинать празднование воскрес. дня с вечера в субботу и оканчивать при наступлении вечера воскресного. 633. См. выше, стр. 112–113. 634. Апостольские Постановления II, 59. См. выше, стр. 113. 635. Апостольские Постановления V, 20. 636. Апостольские Постановления VII, 23. 637. Апостольские Постановления VIII, 33. 638. Сократ. Церк. ист. VI, 8. См. выше стр. 263. 639. Василий Великий Пис. 89. Иоанн Златоуст. на Тим бес. 5. Тимофей Александрийский. Пр. 13. 640. Сократ. Церк. ист. V, 22. Ср. выше, стр. 191, 195, 196, 201 — суббота у отшельников и в монастырях. 641. Кассиан. Об установлении киновий. III, 8, 9. См. выше, стр. 148. 642. Zahn, Geschichte des Sonntags, Hannov. 1878, 75. Рыбинский В. Древне-еврейская суббота, Киев 1892, 253. 643. До ныне сохранившееся в Абиссинской церкви, где суббота празднуется наравне с воскресеньем (там же). 644. Лаодик. Соб. Пр. 29. 645. Кассиан, Об установлении киновий. III, 10. 646. Апостольские Постановления VII, 24. 647. Прав. св. ап., 69. 648. Епифаний Кипрский. Изл. веры, 22. 649. См. выше, стр. 119. 650. Евсевий. Жизнь Конст. IV, 18. Созомен. Церк. ист. I, 8. 651. Василий Великий Письмо к Кесарию, см. выше, стр. 164. Амвр. На Пс. 118 бес. 8. 652. Сократ. Церк. ист. V, 21. 653. Maji, Spicilegium Romanum, IV, 32. Renaudotii, Liturg. orient. collect. I, 79. 654. Ник. Соб. Пр. 5. 655. Евсевий. О праздн. Пасхи. гл. 4. 5. 656. Афанасий Великий. Окруж. посл. к еписк. гл. 4. Апология на Конст. гл. 15. 657. Кирилл Иерусалимский. Огласит. сл. 4. Тайновод. 4. 658. Лаод. Соб. пр. 49, 51. 659. Епифаний Кипрский. Излож. веры. Гл. 21. 660. Амвросий. О Ное и ковч. гл. 4. Об Илии и посте. гл. 10. 661. Сократ. Церк. ист V, 22. 662. Созомен. Церк. ист. VII, 19. 663. Автор «Исторического рассуждения о постах православной, восточной, кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» (иеромон. Алексий Соловьев) заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности и времени предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: «им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью» (стр. 17). Но из установлений Церкви новацианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

632 . Святого отца нашего Нила Увещания: Пер. с греч. Д. С. Вершинского//Христианское чтение. – СПб., 1827. – Т. 25. 633 . Святого отца нашего Нила Увещания к монахам//Христианское чтение. – СПб., 1835. – Ч. 3. – С. 139–145. 634 . Святой великомученик Димитрий Солунский и солунские славяне//Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских. – М., 1848. – 6. 635 . Святые князья-мученики Борис и Глеб/Исследование и подготовка текстов Н. И. Милютенко. – М., 2006. – 432 с. 636 . Себеос. История императора Иракла: Пер. К. П. Патканова. – СПб., 1862. 637 . Сергий Могилевский и Мстиславский. Преподобная Феодора Солунская. – Могилев на Днепре, 1890. 638 . Сидоний Аполлинарий. Письма. I, 1/Пер с лат. Е. В. Литвченко//Классическая и византийская традиция. 2009. Материалы III международного научного семинара. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – С. 225. 639 . Симеона Метафраста и Логофета списание мира от бытия и лътовник събран от различныхъ лътописец/Изд. В. Срезневского. – СПб.: Изд. АН, 1905. – 241 с. 640 . Симеон Метафраст . Житие Арсения Великого //Записки историко-филологического ф-та СПб ун-та. – 1899. – Ч. 1. – Вып. 1. 641 . Симеон Новый Богослов . Гимн/Пер. С. С. Аверинцева //Византия и Русь. – М., 1989. – С. 127–128. 642 . Симеон Новый Богослов . Деятельные и богословские главы. Слова//Добротолюбие. – М., 1890. – Т 5. – С. 9–64, 489–510. 643 . Симеон Новый Богослов . Слова. – М., 1882. – Вып. 1–2. 644 . Симеон Новый Богослов . Три слова. – М., 1853. 645 . Синайский патерик/Изд. подгот. В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина. – М.: Наука, 1967. – 401 с. 646 . Синезий Киренский. «О царской власти»: Предисл., пер. М. В. Левченко//ВВ. – 1953. – Т 6. – С. 327–357. 647 . Синицина Н. В. Послание константинопольского патриарха Фотия князю Михаилу Болгарскому в списках XVI в.//Труды отдела древнерусской лит-ры Института русской лит-ры АН СССР. – Л., 1965. – Т 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской лит-ры/Отв. ред. В. И. Малышев. – С. 95–125 [публ. древнерус. пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

632. См. Чистяков Г. свящ. С. 199. 633. СП не всегда сохраняет настоящее время, предпочитая прошедшее (см., напр., Мк. 3, 31; 4, 35 и др.). 634. Cм. Charpenmier E. P. 59. 635. В этом месте Мк. сближается с Ин. (5, 8) 636. Cм. Charpenmier E. P. 59. 637. Ср. перевод Аверинцева С.С., в котором тоже «снега» нет. — Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна, Послание к Римлянам, Апокалипсис.//Славянский библейский фонд. Перевод на русский язык, 1996. СПб. 1997. С. 23. 638. Чистяков Г. свящ. С. 10, 199. 639. Чистяков Г. свящ. С. 198-9. 640. Cм. Charpenmier E. P. 59. 641. Подробно все подобные расхождения приведены и классифицированы по типам в: Грилихес Л., свящ. С. 29-35. 642. Грилихес Л., свящ. С. 12. 643. «Марк пишет на примитивнейшем греческом, и по содержанию он самый непосредственный из евангелистов. Это показывает, что его Евангелие самое древнее из четырех канонических Евангелий». — Иеремиас И. С. 55. 644. «Доводом в пользу гипотезы приоритета Марка, которая признается почти как аксиома, является утверждение, что самое живописующее Евангелие должно быть скорее всего болеее ранним, так как живость изложения едва ли могла отразиться на существовавшем источнике. Однако нельзя исключать и возможности, что самое живое описание не всегда бывает самым ранним.» — Гатри Д. С. 109. 645. Грилихес Л., свящ. С. 17. 646. См. Грилихес Л., свящ. С. 16-17, 29. 647. Charpentier E. P. 64. 648. Иногда недоумение озвучивается в самом тексте. Один из примеров — недоумение Иоанна Крестителя по поводу того, что к нему пришел креститься Христос (Мф. 3, 14; см. § 10. 4). 649. Количество таких «странных» мест в Ветхом Завете огромно. Всякого, кто впервые начинает читать Библию, открывая ее как религиозную, а значит, правильную, безукоризненно нравственную, благочестивую книгу, неминуемо ждет удивление по поводу, например, эпизодов из жизни ветхозаветных патриархов (обман Авраамом фараона — Быт. 12, 11-20; обманом взятое Иаковом отцовское благословение — Быт 27; борьба Иакова с «Некто» — Быт. 32, 22-32; почему Моисей, величайший пророк, не вошел в Землю Обетованную и т. п.).

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

632. Цит. по: Влейн Э. Жизнеописание отца Георгия//Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. M., 1995. С. 234 633. Греческое слово «полемика» значит военное искусство. 634. Цит. по: Рацингер Й. Введение в христианство. Брюсель, 1988. С. 233. 635. См. об этом мою книгу «Вызов экуменизма». M., 2003. 636. Соборное уложение 1649 г. Текст и комментарий. Л., 1987. С. 19 637. Законодательство Петра I. M., 1997. С. 299 638. Афанасьев A. H. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. M., 1995. Т. 3. С. 300–301 639. Лавров А. С. Колдовство и религия в России 1700–1740 гг. M., 2000. С. 352 640. См. об этом: Анисимов Е. В. Миссия Русской Православной Церкви в петровское время//Церковь и время. M., 2006. 641. Архидиакон Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. M., 2005. С. 176 642. Тамже. С. 151 643. Там же. С. 244 и 246. 644. О принудительном причастии монофизитских монахов православными свяшенниками в монастырях, окруженных имперскими солдатами. См. В. Болотов. История древней Церкви. M., 1994. Т. 4. С. 436. Это в 570 году, при царе Юстине Il и константинопольском патриархе Иоанне Схоластике, причем по настоянию именно патриарха, чьи песнопения («Иже Херувимы» и «Вечери Твоея Тайныя») украшают нашу Литургию, а церковная память совершается 21 февраля). Впрочем, «константинопольские патриархи начиная с Митрофана (315–325) и до Евстафия (1019–1025) все причислены клику святых за исключением тех между ними, которые были еретиками, или которые не досидели на своей кафедре до смерти и почему-либо были с нее удалены (во втором случае кроме представляющего исключение Иоанна Златоустого)» (Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Сергиев Посад, 1894. С. 8). 645. «Право естественное и общественное требует, чтобы каждый покланялся тому, кому хочет. Религия одного человека ни вредна, ни полезна для другого. Но не свойственно одной религии делать насилие другой» (Тертуллиан. Послание к Скапуле, африканскому проконсулу//Творения. СПб., 1849. 4.1. С. 107).

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

634 Все описанные обстоятельства документально изложены в вышеупомянутом (см. стр. 558, 459 абзац начало: «Дело Полоцкой Дух. Консистории 1836 г...». – Редакция Азбуки деле Полоцкой Дух, Консистории 1836 г., без 635 См. и у о. Н.Д. Извекова, Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии с 1839–1889 г., стр. 242–243. 638 См. дело Полоцкой Дух. Консистории 1836 г. 313, где распоряжение от 23 июня на время отлучки Смарагда для обозрения епархии, а дело ibid. 1836 г. 387 содержит (стр. 2 и 5–6) подробную инструкцию от 24 августа на случай ожидавшегося в сентябре приезда Государя Императора. 639 Настольный реестр Полоцкой Дух. Консистории 1835 г. 42 от 16 апреля по прошению пономаря Павла Гнидовского, названного в резолюции «докучливым просителем». 640 Ibid. 1834 г. 33 от 16 февраля о разрешении дьячку Овсянкину брака с дочерью дворянина, «ибо действительно во всём Лепельском уезде нет ни благочестивого (православного) духовенства, ни невест духовного звания нашего закона». 1836 г. 48 от 2 июня о выдаче определявшемуся священником в кафедральный собор Сергею Забловскому «билета на вступление в брак с честной и беспрепятственной девицей духовного звания, а в случае неотыскания духовной, то и с невестой светского состояния». 643 Рапорт от 30 января 1836 г. 430) в деле Полоцкой Дух. Консистории 1836 г. 375 представляет лишь формальную отписку во исполнение указа Св. Синода от 31 августа 1832 г. касательно ежегодных донесений ему архиереями о состоянии епархий, о чтении в церквях проповедей и о сохранении благопристойности. 644 Об этом Шадурском, как враге воссоединения и православия, см. у о. Г.И. Шавельского (Последнее воссоединение с православной церковью униатов Белорусской епархии, стр. 200. 201. 240. 251. 286. 303. 309). По-видимому, такова была вся эта фамилия. Г-жа Шадурская распространяла медаль в ознаменование явления Пресвятой Девы в виде образа Непорочного её зачатия (см. Дело о медали в «Трудах Витебской Учёной Архивной Комиссии» I, стр. 12–13). О произволе Шадурского, владельца Освеи, см. у † архиеп. Саввы, Хроника моей жизни IV (Св.-Тр. Сергиева Лавра 1902), стр. 212.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

634 Не было бы странно если бы энциклика была отослана даже раньше прибытия делегатов к границам: если сведения о миссионерах могли быть достаточным поводом к поместному собору, то они могли быть признаны достаточным поводом и к приглашению патриархов. Материалы для суда над папой тоже были готовы, и ждать, чтобы римские легаты, для которых закрывали даже и границу, что-либо изменили в положении дела, не представлялось никаких оснований. 636 Г-р относит собор к великому посту 867 г. Почему это он делает, не ясно; но зачем вполне ясно: ему нужно показать что времени у Фотия для приглашения восточных делегатов на собор, состоявшийся летом того же года, было так мало, что едва ли делегаты успели бы добраться до К-поля (1, 648; 652). 637 На первый собор представитель Александрии прибыл лишь к 9 заседанию (Mansi 16:143), на второй – ко второму (Mansi 17:393). 638 В декабре 867 г. Василий только еще собирался их приглашать, а к раннему лету 868 г. они уже были в К-поле. Hergenröther 2, 57–58. 639 Допрашивали даже дважды, на 8 заседании собора, когда еще не приехал представитель Александрии, и на 9-м, в присутствии этого представителя, где допрашивались отчасти уже новые лица. 641 Через Георгия было доставлено Фотию и императору Михаилу письмо от эконома антиохийской церкви, и Фотий посылал его вместе с другими лицами в Рим убедиться, что и в Риме папа Николай осужден (разумеется, очевидно, выступление против папы Титгуда и Гунтера). 642 Допрос начался так: Quis ex vobis est, qui a Photio diffamatus est esse vicarius Alexandriae? Et factus est propius Leontius et dixit: ego sum. Отсюда однако нельзя заключать, чтобы действительно сам Фотий выдал этого Леонтия за викария: Леонтий уже раньше заявил, что к собору он не причастен и, следовательно, Фотий допрашиваемого Леонтия никогда за викария не выдавал. Место имеет тот смысл, что Леонтию сказали (правительственные чиновники), что его Фотий выдал за викария, и Леонтий повторяет это. 644 Как это нередко делают, напр., Гергенрëтер (2:62). Еще проще и грубее смотрит на дело Гельцер (H. Gelzer. Das Verhältnis von Staat und Kirche in By-zanz. Historische Zeitschrift, B. (50) 1901. S. 229 Anm.), усматривающий die Wirkuug des Bakschisch. Правильнее Vogt, Basile 1, p. 254.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

634 См.: Haenchen Е. The Acts of the Apostles. P.732; Conzelmann Н. Acts of the Apostles. P.228; Jewett R. A Chronology of Paul " s Life, P.15. 635 См.: Longenecker R.N. Acts. P.368; Rapske В.М, The Book of Acts and Paul in Roman Custody. P.191; Witherington B. The Acts of the Apostles. P. 618– 620: Schnabel F.J. Acts. P.1076. 636 Cm.: Rapske В.М. The Book of Acts and Paul in Roman Custody. P.322–323; TaIbert Ch.H. Reading Acts. P.230. 640 Гай Юлий Квадрат Басс был назначен Траяном на должность консула-суффекта в 105 году. В 107–112 годах был наместником в Галатии и Каппадокии, затем в Сирии. 643 См.: Tajra H. W. The Trial of St.Paul. P.196: Макрей Дж. Жизнь ιι учение апостола Павла. С.284–290. 644 Иероним. О знаменитых мужах 5 (PL.23. Col.615). Рус. пер.: Иероним, блж. Книга о знаменитых мужах//Творения. Ч.5. Киев, 1880. С.283–344. 646 Cm.: Keener C.S. Acts. Vol.1 P.3761. Не позднее IV пека появилась апокрифическая переписка между Павлом и Сенекой. Она была известна блаженному Иерониму (О знаменитых мужах 12//PL.23. Col.629) и блаженному Августину (Послание 133, 14. PL.33. 639). По одному на предположений, это сочинение было написано в качестве упражнения учеником, которому преподаватель риторики поручил сравнить учения Сенеки и Павла и изложить их основные пункты в виде воображаемой переписки (Harding М. Disputed and Undisputed Letters of Paul. P.144), 655 Ritter S. Il frammento muratoriano. P.258. Доминирующая в научной литературе датировка этого памятника – конец II века. В последнее время обсуждается более поздняя датировка век). 656 А именно в «Деяниях Петра» и «Деяниях Ксантиппы, Поликсены и Ревекки». В апокрифических «Деяниях Павла» путешествие и Испанию не упоминается. См.: Tajra H.W. The Marmyrdom of St.Paul. P.115–116. 657 См., в частности: Кирилл Иерусалимский . Огласительные слова 17, 26 (PG.33. Рус. пер.: С.7–352; Иоанн Златоуст . Беседы на Второе послание к Тимофею 10. 3 (PG.62. Col.659). Рус. пер.: С.832; Беседы на Послание к Евреям. Предисловие 1 (PG.63. Col.11). Рус. пер.: С,7; Беседы об апостоле Павле 7 (PG.50. Col.512). Рус. пер.: С. 555; Толкование на Послание к Римлянам 29. 3; 30, 1 (PG.60. Рус. пер.: С.829, 835; Епифаний Кипрский . Панарион 27, 6 (GCS.25. S.309).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

655 ...авва Данилъ, ученикъ отца Антонья... – Преподобный Даниил Скитский (втор. пол. IV в.) был в действительности учеником преп. Арсения. 656 Преподобный Иоанн Ликопольский (IV в.) – подвижник, провел 50 лет на горе Лико в верхнем Египте. 658 Фиваида – безлюдная пустыня в окрестностях Фив, древней столицы Верхнего Египта («пустыня египетская»); место знаменито тем, что именно здесь появились первые в истории христианства пустынножители. 659 ...овмъ въ Костянтинъ градъ, овмъ въ Алексаньдрию... – т. е. на север и на юг; Константинград – русское название Константинополя, столицы Византийской империи; Александрия – город и порт в Египте, на берегу Средиземного моря, основан Александром Македонским в 331 г. до н. э., впоследствии один из центров распространения христианства. 660 ...господь мой Софроний... – Софроний из Дамаска, спутник Иоанна Мосха в его путешествиях, его ученик, которому автор передал рукопись Патерика перед смертью, впоследствии видный церковный деятель (с 634 г. до смерти в 641 или 644 г. был патриархом Иерусалимским). 661 ...юже съзьда блажены папа Еулогий... – Знаменитый церковный деятель и писатель Евлогий, родом сириец, был патриархом александрийским в 580–607 гг. 662 ...великого Тетрафола. – Т. е. тетрапила, следовательно, храм окружался четырьмя рядами колонн. 663 ...пророка Иеремия... – Второй из четырех великих пророков Ветхого завета, родом из Иерусалима; начал учить евреев в 626 г. до н. э., был уведен в Египет, где и умер. 664 ...Александръ зиждитель... – Александр Македонский (356–323 гг. до н. э.), основатель города Александрия в Египте. 665 ...о авв Иулиян... епискуп Вострнемъ. – Вострены (Бостра) – город в Аравии; Юлиан был епископом в Бостре в то время, когда в царствование византийского императора Анастасия I (491–518) на некоторое время победили сторонники еретического движения в христианстве; епископ Юлиан преследовался и неоднократно изгонялся из города. 666 ...отъ единого попьрища... – Мера пути, по различным источникам разной длины; в переводных памятниках славянское слово заменяло греческий стадий – 185 м (считалось, что это 125 шагов воина).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010