Глава 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Максим Исповедник Для того чтобы лучше разобраться в сущности богословских дебатов VII века, следует прежде всего обсудить историческую обстановку того времени. Особенно важную роль в тот период сыграли два византийских императора – Ираклий (610–641 годы) и Констант II (641–668 годы). Ираклий, который взошел на трон, свергнув зверского тирана Фоку, был родом из знатной армянской семьи (его отец был проконсулом Африки) и первым в ряду византийских императоров восточного происхождения. Большую часть своего правления он провел в сражениях с Персией, которая в те годы заявила о себе как мировая держава с претензией на религиозное и военное превосходство над христианским миром. В 614 году персы захватили Иерусалим, взяв в плен патриарха и завладев древом Креста Господня. В 615 году они вторглись в Египет, в 617-м пришли в Халкидон и очутились в непосредственной близости от Константинополя. Осада столицы продолжалась с 622 по 628 год. Оставив патриарха Сергия охранять город, Ираклий лично возглавил римские войска в Армении. Его тактика создания второго фронта увенчалась успехом, и в конце концов в 628 году война закончилась победным миром. Персидский царь Хоз-рой был убит, а завоеванные территории возвращены Византии. Ираклий стал национальным героем. Но последние годы его жизни были омрачены новыми заботами в связи с нападениями арабов и началом мусульманского движения. В 637 году арабы захватили Иерусалим и покорили весь Ближний Восток. От огорчения у Ираклия произошел нервный припадок, и сражаться он был не в состоянии. Долгое пребывание Ираклия в Армении, где местное население иногда предпочитало персидское владычество, боясь религиозных преследований со стороны «Халкидонской» империи, заставило императора предпринять новые попытки к сближению с монофизита-ми. Православная империя преследовала монофизит-ское население этих областей, и поэтому неудивительно, что оно, выбирая из двух зол меньшее, предпочитало равнодушных к внутрихристианским раздорам персов. Население этих завоеванных персами территорий и хотел заполучить на свою сторону Ираклий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАСИЙ [лат. Eustasius, Eustachius, Austasius; франц. Eustase, Eustache] (ок. 560-629), прп. (пам. зап. 29 марта), ученик прп. Колумбана , настоятель мон-ря Луксовий (на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция). Основным источником сведений о Е. является Житие настоятеля Колумбана и его учеников, составленное Ионой из Боббио в 640-643 гг. Иона переселился из Италии в Луксовий в 628 г., познакомился с Е. и был свидетелем его последнего года жизни. Иона упоминает, что рассказы Е. послужили источниками сведений для Жития прп. Колумбана ( Ionas. Vita Columbani abbatis. P. 63). Е. был племянником Миетия, еп. г. Лингоны (ныне Лангр). После прибытия Колумбана в Галлию Е. присоединился к ученикам святого и впосл. участвовал в основании мон-ря Луксовий (590). Когда в 610 г. Колумбан был изгнан по приказу кор. Бургундии Теодориха II, Е. остался в Луксовии. Во время путешествия Колумбана по герм. землям Е. был в числе его спутников (Ibid. I 27), однако не сопровождал его в Италию и вернулся в Луксовий. Незадолго до смерти Колумбана (615) Хлотарь II, король франков, послал Е. со свитой из знатных людей в Италию, чтобы просить святого вернуться в Галлию. Колумбан ответил, что слишком стар для трудного путешествия, однако попросил короля не оставлять Луксовий своими заботами. Колумбан дал Е. наставление по управлению монашеской общиной и отпустил его. По возвращении в Галлию Е. принял руководство мон-рем, король наделил обитель земельными владениями (Ibid. I 29). Е. поддерживал в Луксовии традиции, введенные Колумбаном. Численность братии значительно увеличилась, монашеская община славилась подвижническим образом жизни. Луксовий стал одним из наиболее значительных духовных и культурных центров франк. Галлии. Некоторые воспитанники Е. впосл. были назначены на епископские кафедры, напр. Хагноальд († 638), еп. Лавдуна (ныне Лан) и брат св. Бургундофары (Фары). Ок. 620 г. по благословению Е. насельники Луксовия прп. Ромарик и Амат основали в горах Восег (ныне Вогезы) мон-рь Хабенд (на месте совр. г. Ремирмон). В годы настоятельства Е. насельники Луксовия основали и др. мон-ри, в к-рых был введен устав прп. Колумбана.

http://pravenc.ru/text/187404.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС МАЙРАВАНЕЦИ [Майрагомеци; арм. (?)(?) ()] (кон. VI-VII в.), арм. церковный деятель, богослов. Был одним из приближенных католикоса Комитаса I Ахцеци (610/15-628), который доверял ему вести дела католикосата. В первые годы правления католикоса Езра I Паражнакертци (630-641) состоял ключарем ц. св. Григория Просветителя в Двине. Действия католикоса Езра I на армяно-визант. Соборе в Феодосиополе (Карин, ныне Эрзурум, Турция) ок. 633 г., воспринятые как признание им Халкидонского Собора ( Вселенский IV Собор ), вызвали острую критику со стороны О. М. В свою очередь католикос, обвинив О. М. в еретических взглядах, выслал его из Двина. Нек-рое время О. М. пребывал в мон-ре Майраванк в окрестностях Бжни, однако из-за преследований со стороны католикоса вскоре переселился в Гардман, где, согласно арм. источникам, и скончался. Однако халкидонитские авторы ( Аноним Армянский , Арсений Сапарский ) сообщают, что после смерти Езра I О. М. вернулся в Армению и при содействии некоторых князей попытался завладеть престолом католикоса. По этой причине сменивший Езра I католикос Нерсес III Строитель (641-661/2) при поддержке князя Армении Теодороса (Феодора) Рштуни созвал Собор, на к-ром осудил богословские взгляды О. М. и его учеников как еретические и, нанеся им клейма с изображением лисы (ахвесадрошм), сослал в Кавказские горы. После смерти католикоса Анастаса I Акореци (661/2-667) О. М. вернулся в Армению, где скончался в глубокой старости. О. М. был выдающимся богословом своего времени. Его лит. наследие свидетельствует о хорошем знании автором содержания современных ему богословских споров. По свидетельству Степаноса Таронеци, О. М. написал 3 сочинения: «Наставление о поведении», «Корень веры» и «Нойемак». «Наставление о поведении» в совр. науке иногда отождествляется с гомилиями, известными под именем католикоса Ованнеса I Мандакуни (478 - ок. 490), а «Корень веры» считается 1-й редакцией или прототипом сб.

http://pravenc.ru/text/2578145.html

П. х. охватывает всю мировую историю от сотворения мира до 628 г. по Р. Х. Последние события, упомянутые в сохранившемся тексте П. х., относятся к весне 628 г.: восшествие на трон персид. шаха Кавада II Широе и мирные переговоры его послов с визант. имп. Ираклием (Chron. Pasch. P. 734-737). Повествование в П. х. носит в основном компилятивный характер, сведения гл. обр. заимствованы из др. известных источников. Наиболее важным из них была хроника, составленная Иоанном Малалой (сер. VI в.), из к-рой автор П. х. брал большие отрывки, переписывая их почти буквально. Кроме нее в разном объеме использованы хроники Секста Юлия Африкана (нач. III в.), Евсевия Памфила (нач. IV в.), а также трактат свт. Епифания Кипрского «О мерах и весах» (кон. IV в.). Из книг Свящ. Писания в текст П. х. вошли большие фрагменты из кн. Левита, Книги прор. Даниила и Евангелия от Луки. Сведения об истории ветхозаветных патриархов, пророков, св. Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, первомч. Стефана взяты хронистом из сочинений Космы Индикоплова (сер. VI в.), а также из Житий Псевдо-Дорофея. Использованы акты мучеников Иустина, Дометия, Меркурия. Повествование П. х. о событиях VI в. написано крайне непоследовательно. До 532 г. сведения в П. х., как и в более ранних разделах, преимущественно взяты из сочинения Иоанна Малалы, о периоде 535-551 гг. никаких сведений не приводится. При этом здесь же полностью внесен пространный текст эдикта имп. Юстиниана I о вере, изданный в 533 г. (Ibid. P. 629-633). Наибольшим значением как исторический источник обладает завершающая часть П. х., после лакуны с 552 г. По своим особенностям эта часть имеет большое сходство с рим. консульскими фастами и является одним из важнейших источников для изучения эпохи правления визант. императоров Маврикия (582-602), Фоки (602-610) и Ираклия (610-641). В заключительной части текста много внимания уделено фигуре К-польского патриарха Сергия I (610-638), поэтому принято считать, что автор П. х. был близок к клиру Патриаршего двора в К-поле. Тем не менее в тексте мало информации по истории Церкви, кратко упомянуты лишь важнейшие события, такие как Вселенские Соборы.

http://pravenc.ru/text/2579167.html

Разделы портала «Азбука веры» Имя годы Ранний период Апостол Пётр Игнатий I 68–104 104—126 Корнилий 127—151 Ирон II 151—169 Феофил 169—188 Максимин 188—192 Серапион 192—212 Асклипиад 212—220 Филипп 220—232 232—240 Вавила 240—252 252—255 Димитрий 256—262 Амфилохий 262—266 Павел I Самосатский 267—270 270—273 273—277 Кирилл I 277—279 Тиранн 299—308 Виталий 308—314 Филогоний Св. 314—324 Павлин I 324 и 332 Евстафий 324—331 С 331 по 358 антипатриархи-ариане Евлавий 332—333 Евфроний 333—334 Плакентий 334—341 Стефан I 341—345 Леонтий 345—356 Евдоксий 357—358 Схизма 360—392 Мелетий I 360—381 Евзой — арианин 360—376 Павел II 362—388 Виталий II Дорофей I (наследник Евозия) 376—380 Первая Византийская эра 395—637 Флавиан I (наследник Милетия) 381—404 Евагрий (наследник Nabлa II) 388—392 Порфирий 404—408 Александр I 408—418 Феодот 418—427 Иоанн I 427—443 Домн II 443—450 Максим 450—456 Василий 456—459 Акакий 459—461 Мартирий 461—465 Петр II Сукновал 465—466, 474—475 и 475 466—474 Иоанн II Кодонат 475 и 495—497 Стефан I Стефан II Калландион 481–484 Петр II Сукновал 482–488 Петр Белильник (или Кнафей) ок. 485 Палладий 488—498 Флавиан II 498—512 Севир Антиохийский 512—518 Павел II (III) 518—520 Евфрасий 521—527 526—545 Домн III 545—559 Анастасий I 559—570 и 593—598 Григорий I 570—593 Анастасий II 599—610 Григорий II 610—620 Македоний 620—628 и 639—649 Эра Халифата 637—750 (Омейяды с 661) вакантно 628—639 Георгий I 649—656 Макарий I 653—680 Феофан 680—687 Севастиан 687—690 Георгий II 690—695 Александр II 695—702 вакантно 702—742 Стефан IV 742—748 Эра Аббасидского халифата 750—969 Феофилакт 748—757 Федор I 757—797 Иоанн IV 797—810 810—826 Николай I 826—834 Симеон 834—840 840—852 Феодосий I 852—860 Николай II 860—878 Михаил I 878—889 Захария 890—901 Георгий III 902—917 917—937 вакантно 937—939 Евстафий 939—959 Христофор I 960—966 Вторая Византийская эра 969—1084 Федор II 966—976 Агапий 977—995 Иоанн V 995—1000 Николай III 1000—1002 Илия II 1003—1010 Георгий IV или Феодор III 1010—1015 Макарий II

http://azbyka.ru/shemy/hronologicheskij_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИШОЯВ II католикос-патриарх Церкви Востока (628 - между 644 и 646). Род. в сел. Гедала пров. Бет-Арабайе (Арбайестан). Учился в Нисибинской школе, к-рую вместе с 300 учениками и частью преподавателей покинул в 601 г. из-за несогласия с последователями главы школы, экзегета Хенаны Адиабенского . Неск. лет учительствовал в г. Балад (ныне Эски-Мосул, Ирак), между 610 и 620 гг. был рукоположен во епископа Балада, хотя состоял в браке. После убийства Хосрова II и коронации его сына Кавада-Широе (628) несториане получили возможность созвать Собор для избрания католикоса. В предшествующий период вдовства кафедры (с 608/9), последовавший за временем активного вмешательства иран. властей в жизнь христ. подданных, делами несторианской Церкви ведал Бабай Великий . Ему, по свидетельству Фомы Маргского , съехавшиеся в Ктесифон епископы предложили занять престол католикоса, но Бабай отказался, и католикосом единодушно был избран И. В 630/1 г. для подтверждения мирного договора с Византией (628) по распоряжению персид. царицы Боран в Сирию было отправлено посольство в составе И., митрополитов Кириака Нисибинского, Павла Адиабенского и Гавриила из Карки-де-Бет-Селох, а также Ишоява, еп. Ниневийского (впосл. католикос-патриарх Ишояв III ), Сахдоны (Мартирия) , еп. г. Махозе-д-Ареван, и др. Для встречи с имп. Ираклием , к-рый находился в Верое (ныне Халеб, Сирия), делегатам пришлось пересечь всю Сирию, где большинство общин были монофизитскими. В ставке императора, как отмечают хронисты, И. и сопровождавшие его клирики были допрошены для выяснения их вероисповедания. Имп. Ираклий потребовал от католикоса согласовать несторианский Символ веры с визант. (халкидонитской) доктриной, после чего причастился вместе с ним. По возвращении в Иран И. обвиняли в измене несторианству, особенно резко высказывался Бар Саума, еп. Сузский (2 его обвинительных письма к И. и ответ патриарха приводятся в «Хронике Сеерта»). Но царица Боран, довольная дипломатическим успехом миссии, встала на сторону И., и конфликт был улажен.

http://pravenc.ru/text/1237975.html

[Алцеци; арм. ], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (610/15-628). Род. в с. Ахц (Ахдзк, обл. Арагацотн) в сер. VI в. Учился в Двине при католикосе Мовсесе III Егивардеци (574-604); нек-рое время служил ключарем мартирия св. Рипсимии (Рипсиме). Был рукоположен во епископа обл. Тарон, скорее всего католикосом Авраамом I Албатанеци (606/7-610/15). После смерти Авраама К. был избран католикосом. К. много внимания уделял церковно-строительной деятельности, в период его управления ААЦ завершились строительство церквей св. Григория в Двине, св. Рипсимии (618-619), восстановительные работы в соборе Св. Эчмиадзин. К. активно участвовал в церковно-политической борьбе. По его поручению были составлены важные для развития вероучения ААЦ сборники «Печать веры» и «Книга посланий» . Первый является флорилегием и содержит многочисленные отрывки не сохранившихся до наст. времени сочинений. Второй сборник состоит в основном из богословских посланий церковных деятелей, является ценным источником сведений для изучения церковно-политической жизни VI-VII вв. В арм. рукописях под именем К. также сохранился труд, озаглавленный «Вопрошание и возражение о вере и установлениях Церкви католикоса армян Комитаса и патриарха Пирра», где в форме полемического диалога толкуются вопросы богословия, вероисповедания, литургики, летосчисления и др. «Вопрошание...» предназначалось для чтения во время главных церковных праздников. О важности этого труда свидетельствует тот факт, что он был использован в числе др. источников для составления таких значительных для ААЦ произведений, как «Корень веры» Анании Нарекаци (X в.) и книг католикоса Симеона I Ереванци (XVIII в.). Среди дошедших до нас произведений К. есть также 2 послания. Первое - «О вере» (ок. 615) - написано по просьбе епископов Персии и включено в «Книгу посланий». Второе (ок. 618) посвящено возобновлению отношений ААЦ и Иерусалимской Православной Церкви (после разгрома Иерусалима персами в 614). Оно адресовано Модесту, местоблюстителю Иерусалимского престола. Послание изложено в лучших традициях классической утешительной речи и отличается уместным употреблением цитат из Свящ. Писания. В 619 г. на завершение строительства ц. св. Рипсимии К. написал шаракан «Души, посвятившие себя любви Христовой» в честь этой святой и ее сподвижниц. Этот гимн состоит из 36 строф - по числу букв армянского алфавита. Источником его послужила «История» Агафангела (V в.), в к-рой рассказано о мученичестве св. дев, в т. ч. и святых Гиании (Гаяне) и Рипсимии (Рипсиме). В этом шаракане впервые в арм. гимнографии были творчески переработаны традиции визант. кондака и сир. мадраша; он распет в дарцвацке (гласе-спутнике) 4-го побочного гласа арм. осмогласия. Впосл. гимн К. стал образцом для произведений арм. гимнографов последующих столетий (Петроса I Гетадарца, Ованнеса Саркавага, католикоса Нерсеса IV Шнорали и др.).

http://pravenc.ru/text/1841850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЕВС [греч. βασιλες], титул монархов, визант. императоров и правителей. Слово неясного происхождения, встречается уже в микенскую эпоху (pa-si-re-u) как обозначение регионального правителя, облеченного военной, судебной и жреческой властью. В классической Греции термин «В.» приобретает широкое значение - от «архонта-басилея» в Афинах с узкокультовыми функциями до титула «великий басилевс» (μγας βασιλες), применявшегося к персид. монархам из династии Ахеменидов. В греч. текстах (в т. ч. в ВЗ) В. именовались правители стран Др. Востока, в т. ч. древнеевр. гос-в (рус. соответствие - царь ; лат.- rex). Во II-VI вв. слово «В.» использовалось греч. писателями для обозначения рим. императоров (наряду с офиц. терминами - ατοκρτωρ и αγουστος). В дипломатической переписке титул В. применялся только к персид. шаханшаху. Появление в Европе варварских королевств, правители к-рых именовались лат. словом «rex» (греч. ξ), привело к оформлению статусного различия между ними и императором Византии. После победы над державой Сасанидов (628) имп. Ираклий (610-641) ввел термин «В.» в офиц. имп. титулатуру (эдикт 629 г.). В дальнейшем появляются развернутые титулы: «от Бога василевса ромеев (римлян)» (κ Θεο βασιλες Ρωμαων - печати Константа II (641-668), подпись Константина IV (668-685) под актами VI Вселенского Собора в К-поле, 680); «верный василевс» (πιστς βασιλες - на серебряных монетах при Льве III (717-741), на золотых при Константине VI (780-797)), «во Христе верный василевс ромеев» (πιστς ν Χριστ βασιλες Ρωμαων - с IX в.). На монетах титул «βασιλες Ρωμαων» появляется позже, в правление имп. Михаила I (811-813); возможно, это было реакцией на имп. коронацию Карла Великого (800; в 812 признан в Византии как «василевс франков»). С IX в. титул «василевс ромеев» становится основным во всех офиц. имп. документах вплоть до 1453 г. Согласно общехрист. представлениям, Римская империя являлась последней мировой державой перед Вторым Пришествием, что обосновывалось библейскими эсхатологическими пророчествами (Дан 2. 31-42; Откр 6. 1-8). Толкованиями на эти тексты Свящ. Писания утверждалась уникальность Римской империи и ее правителя - «василевса ромеев».

http://pravenc.ru/text/150469.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОДЕСТ Свт. Модест, патриарх Иерусалимский. Роспись в парекклисионе ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Свт. Модест, патриарх Иерусалимский. Роспись в парекклисионе ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. [Греч. Μδεστος] († 18.12. 630/1), свт. (пам. 18 дек.), патриарх Иерусалимский (не ранее 21 марта 630). Сведения о деятельности М. в период персид. оккупации Палестины (614-630) сохранились в неск. визант. источниках нач. IX в. («Краткая история» свт. Никифора I , патриарха К-польского, «Хронография» прп. Феофана Исповедника ) и в сочинениях современника М. Антиоха Стратигия , насельника лавры прп. Саввы Освященного: в послании к мон. Евстафию, а также в «Повествовании о взятии Иерусалима персами», сохранившемся в груз. переводе. Еще одним греч. источником является Похвальное слово прмч. Анастасию Персиянину (BHG, N 86), авторство которого приписывалось Георгию Писиде († между 631 и 634) или свт. Софронию I , патриарху Иерусалимскому († 638). Кроме того, важными источниками сведений являются армянские («История императора Ираклия» еп. Себеоса (VII в.), «История рода Арцруни» Товмы Арцруни (IX-X вв.)) и арабские («Хроника» Евтихия († 940), патриарха Александрийского) исторические сочинения. К моменту персид. вторжения в Палестину М. был настоятелем киновии св. Феодосия в Иудейской пустыне. Как свидетельствует мон. Антиох Стратигий, в результате разрушения персами лавры прп. Саввы Освященного было убито 44 насельника. М. захоронил их и вновь собрал скрывавшуюся в пустыне братию. После взятия Иерусалима персид. военачальником Шахрбаразом (май 614) и пленения патриарха свт. Захарии М. стал «блюстителем Апостольского престола» (φλαξ το αποστολικο θρνου - Vita sancti Anastasii//PG. 92. Col. 1688) и восстановил многие церкви Иерусалима, разграбленные персами при участии местных иудеев (Epistula Antiochi monachi//PG. 89. Col. 1425-1428). В частности, в 615 г. под рук. М. были восстановлены мартирий и ротонда Воскресения Христова (см. в ст. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ). М. также заново отстроил храм Вознесения Господня на Елеонской горе . По всей видимости, это стало возможным уже после 622 г., когда на фоне первых военных успехов имп. Ираклия (610-641) в ходе большого Восточного похода (622-628) шаханшах Хосров II (590-628) был вынужден перейти к политике относительной терпимости в отношении правосл. Церкви ( Sauget. 1967). На деятельность по восстановлению церквей, а также для широкой благотворительности, адресованной палестинским христианам, М. получал средства от свт. Иоанна V (III) Милостивого , патриарха Александрийского (610-619/20), а позднее и от имп. Ираклия, к-рый передавал на нужды Иерусалимской Церкви налоги, собираемые с Дамаска.

http://pravenc.ru/text/2563916.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕРСЕС III СТРОИТЕЛЬ Нерсес III, католикос Армянской Апостольской Церкви. Рисунок из кн.: «Католикосы всех армян». (Ереван, 2001. С. 63) Нерсес III, католикос Армянской Апостольской Церкви. Рисунок из кн.: «Католикосы всех армян». (Ереван, 2001. С. 63) [арм. ; Шинох, Ишханци, Таеци, Ишхнели], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (641-661/662), свт. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.). Основные сведения о нем содержатся в «Истории» Себеоса (сер. VII в.). Н. С. род. в дер. Ишхан (обл. Тайк), с детства воспитывался в правосл. (халкидонитской) вере, получил образование в Византии, изучал греч. язык. Служил в визант. армии; вероятно, участвовал в византийско-персид. войне (602-628), в которой дружины арм. князей (нахараров) сыграли значительную роль и привели к победе визант. имп. Ираклия (610-641). Арм. историк Себеос считал, что, несмотря на свое благочестие и признание среди армян, Н. С. всю жизнь тайно хранил приверженность халкидонитству ( Себеос. 1939. Гл. 35). После отставки с военной службы Н. С. был рукоположен во диакона, а затем он стал епископом Тайка. Он был избран католикосом с одобрения армянских князей и спарапета Феодора Рштуни. В связи с широкой строительной деятельностью Н. С. получил когномен Шинох (арм.- Строитель). Время католикосата Н. С. пришлось на период араб. завоеваний и попытки армян отстаивать свою независимость от начавшейся ислам. экспансии. Арм. княжества находились в союзе с Византийской империей, особенно укрепились их связи при имп. Ираклии. Преемник Ираклия имп. Констант II (641-668) продолжал поддерживать армян и выделял им средства и военные силы на оборону. ААЦ после правления католикоса Езра I Паражнакертци находилась в двойственном положении. Церковный Собор при Езре в Феодосиополе (Карин, ныне Эрзурум, Турция) в 633 (или в кон. 631) г. объявил об отказе армян от осуждения Халкидонского Собора и о переходе в общение с православными. Однако значительная часть армян выступила против этого, и утвердить церковную унию с К-полем не удавалось. Н. С. поддерживал союз с Византией и стал посредником между визант. властями и разобщенными арм. князьями. Так, в 644 г. он поддержал назначение арм. кн. Феодора Рштуни визант. главнокомандующим на Востоке и способствовал его признанию др. арм. князьями. Вскоре Феодор Рштуни и Н. С. добились от имп. Константа возвращения в Армению сосланных в 638 г. имп. Ираклием князей Вараза-Тироца, сына Смбата Багратуни, и Ваана Хорхоруни.

http://pravenc.ru/text/2565080.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010