610-613 ДОМИНИКА [Содружество Доминики], островное гос-во на одноименном о-ве архипелага М. Антильские о-ва в Карибском м. 613-615 ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА гос-во в Вест-Индии, расположенное в вост. части о-ва Гаити, включающее также прилегающие острова 615-619 ДОМИНИКАНЦЫ католич. нищенствующий монашеский орден, название к-рого происходит от имени его основателя - католич. св. Доминика 619-627 ДОМИНИК ЛОРИКАТ († 1060), католич. св. (пам. 14, 16 окт.), один из основоположников монашеского ордена камальдулов 627-628 628-629 629-630 630-632 ДОМНА Ефимовна Василькова (1887 - 1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 632-634 634-635 635-636 637-639 639-640 ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях 640-641 «ДОМОСТРОИТЕЛЬНИЦА», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 5 июля), чудотворный образ в соборном храме Великой Лавры прп. Афанасия Афонского (Афон) 641-642 ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО христ. богословский термин, указывающий на предвечный Божественный план, в соответствии с к-рым Бог творит мир, промышляет о нем и ведет его к конечной благой цели 642-643 643-644 644-645 645-646 646-647 649-650 647-649 ДОНАТЕЛЛО [полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди] (ок. 1386 - 1466), скульптор итал. Возрождения 650-653 ДОНАТИАН (2-я пол. V в.), еп. Вибианский (Вивианский; о-в Сардиния), один из Африканских мучеников, пострадавших от ариан при кор. вандалов Гунерихе (477-484) во время гонений на правосл. христиан (пам. зап. 6 сент.) 653-654 654-657 657-661 ДОНЕЦКИЙ Тихон Иванович (1850 - после 1912), свящ., с 1906 г. протоиерей, издатель церковнопевч. сборников ДОНН Джон (1572? - 1631), англ. теолог, декан собора св. Павла, поэт, основоположник метафизической школы 661-663 663-664 ДОНОС тайное сообщение представителю власти о правонарушении, а в большинстве случаев - и о лице, совершившем данное правонарушение

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Начало VII в. ознаменовалось усилением могущества персов: с 604–607 гг. они завоевывают Месопотамию, а с 610–611 гг. постепенно захватывают Сирию. В 613 г. они взяли Дамаск, в 614 г. — Иерусалим, в 615 г. вышли к Босфору, а в 619 г. уже захватили Египет. Персидский царь Хосрой II (590–628), чтобы снискать расположение побежденных, руководствуясь политическими соображениями, решил проявить свою благосклонность по отношению к монофизитам, отдав им конфискованное имущество православных епископов, которых изгнал из Сирии, Палестины и Египта. Монофизиты воспользовались также имуществом православного Александрийского Патриарха Иоанна Милостивого, который, заботясь об иерусалимских беженцах, вынужден был оставить Египет и бежать на Кипр, а потом направился в Константинополь за помощью для своей паствы. Но во время плавания он скончался (620). После похода в Армению (623) Ираклий, разбив персов у развалин Ниневии, заключил с ними мирный договор, по которому Византийской империи возвращались Армения, Месопотамия, Сирия и Египет. Однако монофизиты были недовольны этим. Возвращавшегося из Персии в Византию победителя епископ Эдесский отлучил как еретика, за что был изгнан со своей кафедры. Император Ираклий понимал, что для примирения монофизитов с православными требуется богословская формулировка, которая удов­летворяла бы и находящихся на захваченных персами территориях монофизитов, и живущих в империи православных. Такое восстановление отношений обеспечило бы императору Ираклию сильную поддержку в его борьбе за присоединение монофизитских стран. Ему помог Константинопольский патриарх Сергий, сириец по происхождению, сформулировавший определение, которое удовлетворило монофизитов. В этом определении говорилось о двух природах в одной Ипостаси, одной воле и действии во Христе. Чтобы найти приемлемую для обеих сторон основу объединения, были проведены собеседования между патриархом Константинопольским Сергием (610–638) и епископом Колхиды Фасидской Киром. Монофизиты считали, что если человеческая природа Христа обожилась, следовательно, в Нем одна природа, а значит одна воля и одно Божественное действие. Так возникло монофелитство и моноэнергизм — результат развития монофизитства. Патриарх же Сергий монофелитство и моноэнергизм увязал с решениями IV Вселенского собора. Согласно его пониманию, Христос имеет две природы, одно Лицо, одну волю и энергию. Отсюда вытекало, что поскольку одна воля и одна энергия приписывалась одному Лицу, то есть Божественному Слову, то становилось неуместным допускать, что Божественное Слово имело человеческие желания и отдельные человеческие действия 21 .

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Прения между ААЦ и ГПЦ продолжались неск. десятилетий. Решения Халкидонского Собора поддерживали К., Эретский (Херетский) католикос Абас (551/2-595/6) (глава Церкви в Албании Кавказской ) и еп. Сюникский. К. сместил с кафедры Цуртавской епархии приверженца решений Двинских Соборов еп. Моисея, которого ранее, взойдя на престол католикоса, сам и хиротонисал. Арм. католикос Авраам I Албатанеци (606/7-610/5) «просил его кафедру» у К., т. е. вел переговоры о передаче Цуртавской епархии в ведение ААЦ. К. ответил отказом, «и углубились распри между ними». Следующий арм. католикос, Комитас I Алцеци (610/5-628), передал в ведение албан. католикоса 7 епархий и т. о. вернул Церковь в Албании Кавказской к монофизитству. Также он пожаловал епископу Сюникскому право ношения креста, возвратив его в лоно ААЦ (Там же. 1980. С. 78). В «Книге посланий», где также повествуется о церковном разделении в Закавказье, собрана переписка между К. и участниками межцерковного спора. Важное место в тексте отводится еп. Цуртавскому Моисею и истории Цуртавской епархии, расположенной в Квемо-Картли (арм. Гугарк). Убедившись в приверженности К. к решениям Халкидонского Собора, еп. Моисей, названный во 2-м письме «епископом грузин», покинул епархию и перешел в Армению (Книга посланий. 1968. С. 2, 12, 15). После самовольного ухода еп. Моисея из епархии последовала переписка К. с представителями ААЦ (католикосом Мовсесом II Еливандеци (574-604), наместником арм. католикоса Вртанесом Кердолом, католикосом Авраамом I) и арм. светских властей (ставленником персид. шаха в вопросах упорядочения церковных дел в Армении Врканским марзпаном Смбатом Багратуни), где К. доказывал правомочность своей внутренней и внешней политики. Оппоненты обвиняли главу ГПЦ в притеснении еп. Моисея, в упразднении армяноязычного богослужения, установленного в Цуртави вмц. Шушаник , а также в приверженности К. к «ромеям (т. е. византийцам.- Авт.), которые приняли Халкидонский Собор» (Там же. С. 67). Особенно непримиримо выступал против позиции К. католикос Авраам I.

http://pravenc.ru/text/1840497.html

Армянская церковь оказалась разделенной: ее персидская часть во главе с католикосом в Двине по-прежнему проклинала Халкидон и Томос Льва I, но другая, оказавшаяся на территории Империи, воссоединилась с Римом, Константинополем и другими Патриархатами, признав Халкидонский собор. Около 608 г. на позиции Халкидона перешла и Грузинская церковь (Картли) во главе с католикосом Кирионом I (595–610). Нормализовались отношения и с третьей кавказской церковью – в Кавказской Албании – Арране (территория совр. Республики Азербайджан). Однако вскоре ситуация резко изменилась. После гибели Маврикия Хосров II решил воспользоваться случаем, чтобы под предлогом мести за своего благодетеля не только вернуть уступленные территории, но и попытаться совершенно вытеснить византийцев из Азии. В ходе византино-персидской войны 602–628 гг. персам удалось прорвать византийские оборонительные рубежи в Приевфратье. Армии Хосрова II в стремительном натиске оккупировали все восточные провинции: Сирию (612 г.), Западную Армению (613 г.), Палестину (614 г.) и, наконец, Египет (618–619). Иерусалим подвергся жесточайшему разорению. Взятие Иерусалима персами в 614 г. на долгие века вошло в память христиан Ближнего Востока. Жестокость персов, спровоцированная избиением персидских послов горожанами во время переговоров, была усугублена действиями иудеев, увидевших в персидской оккупации возможность очистить от христиан свой священный город. В результате резни и разграбления были убиты около 67 тыс. человек, еще 35 тыс. были уведены в плен; знаменитая церковь Воскресения и другие храмы, воздвигнутые со времен Константина Великого , были полностью разрушены. Главная христианская реликвия – Животворящий Крест – была вывезена в Иран (Хосров передал ее на хранение своей любимой жене, христианке Ширин). Военное положение Империи было близко к катастрофическому. Византийцы спешно эвакуировали крупные города. Заходила речь об отъезде императорского двора из Константинополя в далекий Карфаген. Лишь невероятное напряжение всех сил в сочетании с умелым маневрированием в горной местности позволили императору Ираклию (610–641) переломить ситуацию и в конечном счете добиться неожиданной победы над грозным врагом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта икона прочно связывалась в сознании византийцев с идеей суда. 44 Калабрия – низменный полуостров в Южной Италии. 45 Намек на упомянутого далее под своим настоящим именем монаха Григория Акиндина (ученика, затем противника св. Григория Паламы ) и вредоносность его учения, основанный на игре слов: Акиндин – безопасный и Поликиндин – многоопасный. 46 Иоанном Кантакузеном. 47 В Азию. 48 Селями Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином, вылившееся в многолетнюю гражданскую войну (начало 1340х – 1354 гг.) и закончившееся отречением Кантакузина. 49 Букв.: «трофей», т.е. памятник из захваченного оружия, воздвигнутый победителями на месте обращения врага в бегство. 50 Т.е. в середине цикла, образуемого семью седмицами (включая Страстную) Великого поста. 51 В славянской Триоди добавлено: «Иоанн умер в тридцатый день». 52 Возможен перевод: «от храма Господня», т.е. соборного храма Синайского монастыря, освященного в честь Преображения Господня; сей палестры — иносказательное обозначение Синайского монастыря как места аскетических подвигов (палестра — в античной Греции помещение для борьбы и атлетических упражнений). 53 Подразумеваются двадцать девять «слов», на которые разделена Иоаннова «Лествица». 54 Святитель Андрей Критский , или Иерусалимский († ок. 725, память 4 июля ). 55 Он написал полные каноны на многие праздники, – ныне употребляемые: на воскрешение Лазаря, Неделю жен-мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы, Зачатие, 24 июня, 20 декабря Игнатию Богоносцу ; ныне не употребляемые: на Воздвижение, Сретение, 29 июня и 23 июля (мч. Трофиму и дружине его), 1 августа (Маккавеям). 56 Т.е. смотрителем сиротских приютов (греч.) 57 Митилена – город на ове Лесбос (по современной карте). 58 Ираклий (575–641) – Византийский император; царствовал с 610 по 641 г. 59 Хозрой I, Великий – Персидский царь из династии Сасанидов. Свергнут с престола и убит сыном Сироем в 628 г. 60 Византийский император Фока царствовал с 602 по 610 г. Отличался крайней жестокостью.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

414-415 415-416 416-424 425-426 БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) 426-432 432-433 БЕДНОСТЬ состояние неполноты, внешней и внутренней неосуществленности, делающее бытие человека недостаточным и уязвимым 433-436 436-439 439-440 440-441 441-442 БЕЗАНТ Анни (1847-1933), теософ, деятель английского социалистического движения и национально-освободительного движения Индии 442-443 БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА форма централизованного планирования антирелигиозных мероприятий Союза воинствующих безбожников 443-444 444-445 445-446 446-447 447-452 452-453 453-454 454-455 455-457 457-458 458-459 459-461 461-462 462-463 463-465 465-466 466-467 457-503 503-504 504-505 505-506 506-508 508-509 509-510 510-511 511-515 516-517 515-516 517-518 518-519 519-520 520-522 522-523 523-524 524-525 525-526 БЕЛЛ Гертруда Маргарет Лоудиан (1868-1926), англ. ориенталист, путешественница, историк архитектуры и археолог 527-528 528-529 529-530 530-532 532-534 БЕЛОВОДЬЕ по преданиям старообрядцев, легендарная страна к востоку от России, где сохранилась " древлеправославная " иерархия 534-535 535-536 536-538 538-540 540-542 БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (1820-1883), основательница Боголюбивого мон-ря в честь Казанской иконы Божией Матери 542-556 556-557 557-559 562-563 563-564 564-565 565-571 571-572 572-574 574-575 575-576 576-584 БЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февр., 13 окт. и во вторник Светлой седмицы) БЕЛЬСКИЙ Бельский Михаил Андреевич (1884–1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Париже 584-585 585-586 586-588 588-589 589-590 590-591 591-592 592-593 593-594 594-595 596-597 597-598 599-600 600-601 601-602 602-603 603-604 604-605 605-606 608-610 610-611 БЕНЕДИКТ БИСКОП (628 (?)-690), св. (пам. зап. 12 янв.; для англ. бенедиктинцев и епархии Ливерпуля и Хексема 13 февр.), основатель монастырей Вермоут и Ярроу

http://pravenc.ru/vol/iv.html

[Алцеци; арм. ], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (610/15-628). Род. в с. Ахц (Ахдзк, обл. Арагацотн) в сер. VI в. Учился в Двине при католикосе Мовсесе III Егивардеци (574-604); нек-рое время служил ключарем мартирия св. Рипсимии (Рипсиме). Был рукоположен во епископа обл. Тарон, скорее всего католикосом Авраамом I Албатанеци (606/7-610/15). После смерти Авраама К. был избран католикосом. К. много внимания уделял церковно-строительной деятельности, в период его управления ААЦ завершились строительство церквей св. Григория в Двине, св. Рипсимии (618-619), восстановительные работы в соборе Св. Эчмиадзин. К. активно участвовал в церковно-политической борьбе. По его поручению были составлены важные для развития вероучения ААЦ сборники «Печать веры» и «Книга посланий» . Первый является флорилегием и содержит многочисленные отрывки не сохранившихся до наст. времени сочинений. Второй сборник состоит в основном из богословских посланий церковных деятелей, является ценным источником сведений для изучения церковно-политической жизни VI-VII вв. В арм. рукописях под именем К. также сохранился труд, озаглавленный «Вопрошание и возражение о вере и установлениях Церкви католикоса армян Комитаса и патриарха Пирра», где в форме полемического диалога толкуются вопросы богословия, вероисповедания, литургики, летосчисления и др. «Вопрошание...» предназначалось для чтения во время главных церковных праздников. О важности этого труда свидетельствует тот факт, что он был использован в числе др. источников для составления таких значительных для ААЦ произведений, как «Корень веры» Анании Нарекаци (X в.) и книг католикоса Симеона I Ереванци (XVIII в.). Среди дошедших до нас произведений К. есть также 2 послания. Первое - «О вере» (ок. 615) - написано по просьбе епископов Персии и включено в «Книгу посланий». Второе (ок. 618) посвящено возобновлению отношений ААЦ и Иерусалимской Православной Церкви (после разгрома Иерусалима персами в 614). Оно адресовано Модесту, местоблюстителю Иерусалимского престола. Послание изложено в лучших традициях классической утешительной речи и отличается уместным употреблением цитат из Свящ. Писания. В 619 г. на завершение строительства ц. св. Рипсимии К. написал шаракан «Души, посвятившие себя любви Христовой» в честь этой святой и ее сподвижниц. Этот гимн состоит из 36 строф - по числу букв армянского алфавита. Источником его послужила «История» Агафангела (V в.), в к-рой рассказано о мученичестве св. дев, в т. ч. и святых Гиании (Гаяне) и Рипсимии (Рипсиме). В этом шаракане впервые в арм. гимнографии были творчески переработаны традиции визант. кондака и сир. мадраша; он распет в дарцвацке (гласе-спутнике) 4-го побочного гласа арм. осмогласия. Впосл. гимн К. стал образцом для произведений арм. гимнографов последующих столетий (Петроса I Гетадарца, Ованнеса Саркавага, католикоса Нерсеса IV Шнорали и др.).

http://pravenc.ru/text/1841850.html

Сам Иисус, сверхсущая причина сверхнебесных сущностей, сошедший на наш уровень, не утратив Своего бессмертия, не уклоняется от прекрасного порядка, учрежденного и избранного Им ради человеческого удобства, но послушно подчиняется планам Бога, Отца Своего, сообщенным Ему ангелами. («О небесной иерархии», 4, 4) Иными словами, Воплощение у Ареопагита представляет собой лишь функцию иерархической структуры: приход Христа позволил спроецировать неподвижный, раз и навсегда установленный небесный порядок на наш тварный мир. Несмотря на очевидную нечеткость христологических воззрений Дионисия, он как мы говорили раньше сумел выразить подлинно христианский подход к богопознанию, преобразив изнутри неоплатоническую терминологию. В этом состоит его основная заслуга как богослова и апологета. Однако его учение об иерархиях, зачастую слишком буквально воспринимавшееся его современниками и комментаторами, скорее запутало, нежели прояснило византийские представления о Церкви и таинствах. Глава 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Максим Исповедник Для того чтобы лучше разобраться в сущности богословских дебатов VII века, следует прежде всего обсудить историческую обстановку того времени. Особенно важную роль в тот период сыграли два византийских императора Ираклий (610-641 годы) и Констант II (641-668 годы). Ираклий, который взошел на трон, свергнув зверского тирана Фоку, был родом из знатной армянской семьи (его отец был проконсулом Африки) и первым в ряду византийских императоров восточного происхождения. Большую часть своего правления он провел в сражениях с Персией, которая в те годы заявила о себе как мировая держава с претензией на религиозное и военное превосходство над христианским миром. В 614 году персы захватили Иерусалим, взяв в плен патриарха и завладев древом Креста Господня. В 615 году они вторглись в Египет, в 617-м пришли в Халкидон и очутились в непосредственной близости от Константинополя. Осада столицы продолжалась с 622 по 628 год. Оставив патриарха Сергия охранять город, Ираклий лично возглавил римские войска в Армении. Его тактика создания второго фронта увенчалась успехом, и в конце концов в 628 году война закончилась победным миром. Персидский царь Хозрой был убит, а завоеванные территории возвращены Византии. Ираклий стал национальным героем. Но последние годы его жизни были омрачены новыми заботами в связи с нападениями арабов и началом мусульманского движения. В 637 году арабы захватили Иерусалим и покорили весь Ближний Восток. От огорчения у Ираклия произошел нервный припадок, и сражаться он был не в состоянии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Глава 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Максим Исповедник Для того чтобы лучше разобраться в сущности богословских дебатов VII века, следует прежде всего обсудить историческую обстановку того времени. Особенно важную роль в тот период сыграли два византийских императора – Ираклий (610–641 годы) и Констант II (641–668 годы). Ираклий, который взошел на трон, свергнув зверского тирана Фоку, был родом из знатной армянской семьи (его отец был проконсулом Африки) и первым в ряду византийских императоров восточного происхождения. Большую часть своего правления он провел в сражениях с Персией, которая в те годы заявила о себе как мировая держава с претензией на религиозное и военное превосходство над христианским миром. В 614 году персы захватили Иерусалим, взяв в плен патриарха и завладев древом Креста Господня. В 615 году они вторглись в Египет, в 617-м пришли в Халкидон и очутились в непосредственной близости от Константинополя. Осада столицы продолжалась с 622 по 628 год. Оставив патриарха Сергия охранять город, Ираклий лично возглавил римские войска в Армении. Его тактика создания второго фронта увенчалась успехом, и в конце концов в 628 году война закончилась победным миром. Персидский царь Хоз-рой был убит, а завоеванные территории возвращены Византии. Ираклий стал национальным героем. Но последние годы его жизни были омрачены новыми заботами в связи с нападениями арабов и началом мусульманского движения. В 637 году арабы захватили Иерусалим и покорили весь Ближний Восток. От огорчения у Ираклия произошел нервный припадок, и сражаться он был не в состоянии. Долгое пребывание Ираклия в Армении, где местное население иногда предпочитало персидское владычество, боясь религиозных преследований со стороны «Халкидонской» империи, заставило императора предпринять новые попытки к сближению с монофизита-ми. Православная империя преследовала монофизит-ское население этих областей, и поэтому неудивительно, что оно, выбирая из двух зол меньшее, предпочитало равнодушных к внутрихристианским раздорам персов. Население этих завоеванных персами территорий и хотел заполучить на свою сторону Ираклий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В VII веке с древним праздником Воздвижения Церковь соединила воспоминание другого священного события, вновь прославившего Животворящий Крест Господень. Это событие было славное возвращение Животворящего Креста из Персии. По воцарении греческого императора Фоки (602–610), Хозрой II, царь Персидский, объявил ему войну под предлогом отмщения за смерть Маврикия и его детей. Ираклий I (610–629) низложил Фоку и должен был сражаться с персами, которые в 614 году в июне перешли Иордан и опустошили Палестину и Иерусалим; умертвили многих священнослужителей, монашествующих и благочестивых мирян; сожгли иерусалимский храм Воскресения; похитили все, что было в храме драгоценного – множество сосудов и, между прочим, Древо Креста Христова. Патриарх Захария с многочисленным народом взят был в плен 293 . Святыня 14 лет была в руках язычников, впрочем, ко славе своей: молва, распространившаяся в Персии с принесением Креста Господня, что сюда пришел Бог христианский, таким страхом объяла сердца язычников, что они оставили неприкосновенным не только самое Древо и кивот, в котором оно хранилось, но и сокровища, украшавшие кивот. Многие из язычников, слыша о силе Креста, обращались ко Христу 294 . Сирой, или Сироэс, сын и преемник Хозроя на персидском престоле, силою римского оружия принужденный заключить мир с греческим царем Ираклием, в конце 628 года возвратил пленных и св. Крест. Радуясь и благодаря Бога за великую милость, ниспосланную христианам возвращением святыни, царь сам с патриархом, клиром и народом благоговейно встретил в Константинополе и отсюда в 629 году сопровождал возвращавшийся Крест до Иерусалима, чтобы там принести благодарение Богу за дарованные Им победы 295 . Дойдя до горы Елеонской, царь Ираклий приял Крест на рамена свои, чтобы нести его до храма Воскресения. Но у врат на Голгофу невидимая сила останавливает Крест. Патриарх Захария, сопровождавший Крест, внушил царю, что Сын Божий нес древо креста на Голгофу не в царском величии. но в смиренном образе раба. Тронутый внушением святителя, царь смирился, отложил царские одежды, и босой на другой день внес Животворящий Крест во храм, на то место, откуда он похищен был персами. Христиане с радостию взирали на торжество Креста Господня. Во храме, по древнему обыкновению, Крест снова воздвигаем был руками патриарха, и народ в умилении восклицал: «Господи, помилуй» 296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010