Результаты работы закреплены в двух монографиях. Первая вышла в 2005 году общим объемом 182 страницы, вторая, дополненная и исправленная, в 2006 году общим объемом 226 страниц. Структура и объем диссертации Диссертация состоит из введения, трех разных по размерам разделов, заключения и библиографии, где приведены: 1. Цитируемые оригинальные творения преподобного Максима Исповедника . 2. Творения отцов и учителей Церкви, цитируемые или упоминаемые в исследовании. 3. Богословские исследования отечественных и зарубежных богословов. Объем текстовой части диссертации составляет 210 страниц, список цитированных или упоминаемых источников из 130 наименований. Всего 220 страниц. Основное содержание работы Первый раздел исследования «Жизнь и труды преподобного Максима Исповедника » посвящен реконструкции эпохи, жизни и трудов св. отца. Основные этапы его биографии достаточно хорошо известны. Сложнее дело обстоит с восстановлением его жизненного пути в событиях и лицах. Есть много разночтений в определении дат, связанных с жизнью самого Максима и временем появления его сочинений. Уже дата его рождения неодинаково называется разными авторами. Одни утверждают, что он родился в 580 году, другие не решаются заявлять об этом так уверенно, и предпочитают говорить о времени около 580 года. Неизвестно также, сколько времени он провел при дворе в качестве личного секретаря императора Ираклия (610–641), и как эта должность в придворной иерархии именовалась. Трудно определенно сказать, когда преподобный Максим оставил двор и переселился в монастырь св. Филлипика в Хрисополе, маленьком городке в Вифинии, недалеко от Константинополя. Невозможно точно определить также, когда он был избран игуменом монастыря и как долго он здесь оставался. Подобные трудности вызывают и другие этапы его жизни, например, период с 628 по 632 гг., или время взятия его под стражу. Указывают различные даты 652 или 653 или 655, а отсюда и время официального процесса над ним либо в 654, либо в 655 гг. Такие же трудности представляет собой и определение мест, значимых для биографии Максима. Таковым является точное место проведения знаменитого диспута с экспатриархом Констатинопольским Пирром (638–641, и повторно в 655 гг.), столь значимого для идейной победы над утверждавшимся монофелитством. Известно, что он проходил в Латинской Африке, но где конкретно, в Карфагене или ином городе, остается невыясненным. Неизвестно также, где находилась крепость Шемари или Схимарис, место его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Нахождение части древа Креста Господня в Иерусалиме подтверждается и другими историческими данными. В VII в. в царствование византийского императора Фоки (602—610 гг.) эта великая христианская святыня на время попала в руки персов. Хозрой, царь персидский, вступив в войну с Фокой, покорил Египет, Африку и Палестину, взял Иерусалим, разграбил его сокровища и в числе этих сокровищ взял из Иерусалима и древо Животворящего Креста Господня и отвез его в Персию. Но Господь не попустил неверным долго владеть христианской святыней. Преемник Фоки имп. Ираклий некоторое время не мог победить Хозроя, и тогда он обратился к Богу с молитвой о помощи. Он приказал и всем верующим своего царства совершать молитвы, богослужения и посты, чтобы Господь избавил от врага. Господь даровал Ираклию победу над Хозроем, который сам был убит своим сыном. Ираклий после этого отобрал у персов многоценную святыню христиан — честное древо Креста Господня и решил перенести его торжественно снова в Иерусалим. В 628 г. император Ираклий, достигнув Иерусалима, возложил св. древо на свои плечи, нес его, одетый в свои царские одежды. Но вдруг у ворот, которыми восходили на Лобное место, неожиданно остановился и не мог сделать дальше ни шагу. И тогда Захарии, патриарху константинопольскому, вышедшему вместе с жителями Иерусалима навстречу царю, было откровение от светоносного ангела, что невозможно древо, которое нес Христос в состоянии уничижения, нести в царских одеждах. Тогда царь облекся в простую и бедную одежду и, с босыми ногами, в таком виде внес св. древо в церковь на то место, где оно находилось до взятия Хозроем. Здесь честное древо Креста Господня находилось и в последующее время. По крайней мере, в начале IX в. в числе клира храма Воскресения были два пресвитера стража, на обязанности которых лежало охранять св. Крест и сударий. При крестоносцах св. древо также, несомненно, находилось в Иерусалиме и не раз служило ободрением и охраной их войскам в битвах с неверными. Однако дальнейшая судьба честного древа Креста Господня в точности не известна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

598 Выписка чинопоследования обязательно доставлена нам московского единоверческого монастыря иеромонахом Филаретом. Такое же чинопоследование находится в потребниках, находящихся в Синодальной библиотеке за 268, 307, 310 и 324. (См. в Выписках Озерского, ч. 2). 605 Толковая Палея, библ. Хлудова 182, библ. Царского 461, Минея Четья Макария, август, Синод. библ. 997. Упомянута эта статья и в «Оглавлении книг кто их сложил», Сильвестра Медведева 193. посл. Ник. черног. сл. 40-е. 606 Г. Андрей Попов указывает рукописи, в которых оно находится, см. его исследование «О полемич. сочинениях против латин», стр. 93 и дал. 610 Это предположение высказывается нам на беседах в Казани, Чистополе и Саратове. Оно взято также из «Соборного изложения»; (Потребн. Иосифа, л. 565). 620 См. в Потребн. л. 582 и дал. обвинения; 1, 2, 4, 7, 12, 14 и 18. Других сочинений мы не цитуем. 622 Кн. Кирилл, гл. 26 и в рукописной редакции XVI в. См. «Обзор. полемич. сочин.». Попова, стр. 278. 625 Там же. стр. 239 и дал. – В сочинении г. Попова ученым образом обследованы все эти сочинения. Рецензия на это исследование проф. Павлова. С.–Петербург. 1878 г. 628 Книга 1-я, гл. 20-я; рукопись академич. библ. 909. В более древних полемических сочинениях против латин упоминается о едином погружении в крещении; первый упоминает об этом, на основании слухов, патриарх константинопольский Михаил Керулларий в послании к патриарху антиохийскому Петру. «И якоже нецыи нам известиша божественное крещение сътворяюще во едино погружение». После него обвинение это в более решительной форме повторяли Феодосий Печорский в «Слове о вере крестьянской и латыньской». Георгий, митр. Киевский в сочинении «Стязание с латиною»; киевский митрополит Никифор в Послании «на латину». (См. у Попова, стр. 49, 76, 87 и 104, из восточных писателей – Никон Черногорский (сл. 40–е). Не это ли недоразумение и было причиною того, что латин принимали сначала греки чрез перекрещивание, в чем обличал их кардинал Гумберт? (У Барон. лет. 1054. см. выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Отсутствие их можно объяснить медленным формированием новых, богословски обоснованных обрядов и чинопоследований, что, в свою очередь, было вызвано неустойчивостью церковной политики со стороны императоров в отношении православной части населения Константинополя. Константинопольское правительство императора Юстиниана после подавления бунта на ипподроме в 532 году взяло курс на униональную политику в отношении как православных, так и монофизитов. Ближайшие преемники Юстиниана Юстин II, Тиверий II, Маврикий и Фока держались теории балансирования между православными и монофизитами в зависимости от этнической и религиозной принадлежности большинства населения на той или иной окраине империи. Император Ираклий (610–641) предпринимает в 628 году попытку объединить православных с монофизитами. Попытка оказалась неудачной и вызвала новую ересь – монофелитство. Второй преемник Ираклия Константин II, видя, что попытка унии между православными и монофизитами не удалась и вызывает новые осложнения в самой церковной политике, спустя десять лет после издания Ираклием его «Экфесиса», в 648 году, дает новый указ, запрещающий всякие споры о количестве воль и энергий у Христа. Несмотря на указ, споры, однако, продолжались и после смерти Константина, до 680 года, когда третий преемник Константина Константин IV Погонат (668–685) созывает VI Вселенский Собор. Собор осуждает монофелитство и его главных вдохновителей – патриарха Сергия и папу Гонория и восстанавливает Православие как государственную религию. Около 45 лет Церковь имела благоприятные условия для вероучительной деятельности. С воцарением императора Льва Исавра (717–741) наступает эпоха, получившая в историй Церкви название иконоборчества. Корни иконоборчества историки находят в оторвавшихся от Церкви сектантских общинах монтанистов 250  и павликиан 251 , которые отвергали иконопочитание, как идолопоклонство. Оккупировавшие в 639 году Палестину и Сирию арабы-магометане также относились к христианству как к языческому многобожию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Впоследствии св. ап. Тимофей был с апостолом Павлом в Риме и вместе с ним заключен в узы, но потом был освобожден. После того он снова сопровождал апостола Павла в предпринятом им путешествии для посещения малоазиатских и македонских церквей; в это время он и был рукоположен во епископа Ефесской церкви, став, таким образом, первым епископом Ефесской церкви. Во время разлуки с ап. Тимофеем св. апостол Павел написал ему два послания пастырского характера. св. ап. Тимофея в пастырское служение, по словам апостола, предшествовали пророчества о нем (1 Тим.1:18), и самое посвящение произведено по предварительном исповедании веры (1 Тим.6:12), с возложением рук священства, причем ему сообщен особенный дар благодати Божией для достойного прохождения обязанностей (1 Тим.4:12–16), к которым он был призван. 60 годах по Р. Х. св. апостол Иоанн оставил Иерусалим, где пребывал до Успения Божией Матери, и проповедовал слово Божие в Малой Азии и особенно в Ефесе, и, таким образом, мог непосредственно руководить ап. Тимофеем в его пастырском служении. император Домициан, жестокий гонитель христианства, царствовал с 81 по 96 г. было в 96 г. Патмос — голый, бесплодный, скалистый остров Эгейского моря (Архипелага), на юго-западе от Ефеса, причисляемый к так называемым Спорадским островам. ап. Тимофей мученически скончался около 97 г. св. великомученика Артемия празднуется Церковью 20 октября. Перенесение св. мощей апостолов: евангелиста Луки, Андрея Первозванного и Тимофея было совершено 24 июня 356 г. Житие и страдание святого преподобномученика Анастасия Персянина царь Xoзpoй II царствовал с 590 по 628 г. было в 614 году. Святыня древа Креста Господня находилась в руках персов 14 лет до 628 года, когда император византийский Ираклий, после счастливой войны с Персией, возвратил ее в Иерусалим. город в Малой Азии, на азиатском берегу Босфорского пролива, против Константинополя. В нем происходил в 451 году IV Вселенский собор. император Ираклий царствовал с 610 по 641 г. богатый город Фригии, западной области Малой Азии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

До сего времени царствовали эллинские цари и Церковь Христова была от них гонима: со времени же правления христианских царей начинается следующий ряд патриархов: 40 Макарий, присутствовавший на первом Вселенском Соборе в Никеи 310 41 Максим III 333 42 Св. Кирилл, двукратно, после нижеследующих трех патриархов, присутствовавший на втором Вселенском Соборе, в Константинополе 351 43 Еренний или Ириней 44 Ираклий или Евтихий 45 Иларий Трех вышеупомянутых патриархов: Еренния, Ираклия и Илария, историки и Св. Церковь исключают из каталога Иерусалимских патриархов, как отступников, а также и Феодосия, овладевшего престолом при патриархе Ювеналие. 46 Иоанн II 386 47 Праилий 417 48 Ювеналий, присутствовавший на соборах: Ефесском и Халкидонском 430 49 Феодосий, монофизит, который Ювеналия свергнул с престола 50 Анастасий 458 51 Геронтий, монофизит, который свергнул Анастасия с престола; и сего также исключают из каталога Иерусалимских патриархов 52 Мартирий 479 53 Саллустий 490 54 Илия II аравитянин, сверженный царем Анастасием 496 55 Иоанн III 517 56 Петр, в царствование Иустиниана 526 57 Макарий II, сверженный 58 Евстохий 553 По свержении Евстохия, возведен на престол сверженный Макарий 562 59 Иоанн IV 60 Амос 61 Исаакий или Исихия 62 Захария По пленении Иерусалима и он, между пленными, отведен был в Персию 610 63 Модест 628 64 Софроний 629 По смерти его Иерусалимский престол не имел патриарха двадцать девять лет. 65 Георгий, по летописи Евтихия 66 Феодор, присутствовавший на шестом Вселенском Соборе 664 67 Анастасий II, присутствовавший на Константинопольском Соборе, собранном в Трулле 692 68 Иоанн V 705 69 Георгий II, по Евтихию 70 Феодор II, по шестом Соборе и до седьмого, занимавший престол патриарший 730 71 Илия III, присутствовавший на седьмом Соборе 765 72 Фома 800 73 Василий, ученик Фомы 819 74 Иоанн VI 839 75 Сергий, сын Мансура 842 76 Соломон 858 77 Феодор III, или Феодосий 862 78 Илия IV, брат вышеупомянутого Сергия, живший во времена царя Василия Македонского 879

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС МАЙРАВАНЕЦИ [Майрагомеци; арм. (?)(?) ()] (кон. VI-VII в.), арм. церковный деятель, богослов. Был одним из приближенных католикоса Комитаса I Ахцеци (610/15-628), который доверял ему вести дела католикосата. В первые годы правления католикоса Езра I Паражнакертци (630-641) состоял ключарем ц. св. Григория Просветителя в Двине. Действия католикоса Езра I на армяно-визант. Соборе в Феодосиополе (Карин, ныне Эрзурум, Турция) ок. 633 г., воспринятые как признание им Халкидонского Собора ( Вселенский IV Собор ), вызвали острую критику со стороны О. М. В свою очередь католикос, обвинив О. М. в еретических взглядах, выслал его из Двина. Нек-рое время О. М. пребывал в мон-ре Майраванк в окрестностях Бжни, однако из-за преследований со стороны католикоса вскоре переселился в Гардман, где, согласно арм. источникам, и скончался. Однако халкидонитские авторы ( Аноним Армянский , Арсений Сапарский ) сообщают, что после смерти Езра I О. М. вернулся в Армению и при содействии некоторых князей попытался завладеть престолом католикоса. По этой причине сменивший Езра I католикос Нерсес III Строитель (641-661/2) при поддержке князя Армении Теодороса (Феодора) Рштуни созвал Собор, на к-ром осудил богословские взгляды О. М. и его учеников как еретические и, нанеся им клейма с изображением лисы (ахвесадрошм), сослал в Кавказские горы. После смерти католикоса Анастаса I Акореци (661/2-667) О. М. вернулся в Армению, где скончался в глубокой старости. О. М. был выдающимся богословом своего времени. Его лит. наследие свидетельствует о хорошем знании автором содержания современных ему богословских споров. По свидетельству Степаноса Таронеци, О. М. написал 3 сочинения: «Наставление о поведении», «Корень веры» и «Нойемак». «Наставление о поведении» в совр. науке иногда отождествляется с гомилиями, известными под именем католикоса Ованнеса I Мандакуни (478 - ок. 490), а «Корень веры» считается 1-й редакцией или прототипом сб.

http://pravenc.ru/text/2578145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕРСЕС III СТРОИТЕЛЬ Нерсес III, католикос Армянской Апостольской Церкви. Рисунок из кн.: «Католикосы всех армян». (Ереван, 2001. С. 63) Нерсес III, католикос Армянской Апостольской Церкви. Рисунок из кн.: «Католикосы всех армян». (Ереван, 2001. С. 63) [арм. ; Шинох, Ишханци, Таеци, Ишхнели], католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (641-661/662), свт. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.). Основные сведения о нем содержатся в «Истории» Себеоса (сер. VII в.). Н. С. род. в дер. Ишхан (обл. Тайк), с детства воспитывался в правосл. (халкидонитской) вере, получил образование в Византии, изучал греч. язык. Служил в визант. армии; вероятно, участвовал в византийско-персид. войне (602-628), в которой дружины арм. князей (нахараров) сыграли значительную роль и привели к победе визант. имп. Ираклия (610-641). Арм. историк Себеос считал, что, несмотря на свое благочестие и признание среди армян, Н. С. всю жизнь тайно хранил приверженность халкидонитству ( Себеос. 1939. Гл. 35). После отставки с военной службы Н. С. был рукоположен во диакона, а затем он стал епископом Тайка. Он был избран католикосом с одобрения армянских князей и спарапета Феодора Рштуни. В связи с широкой строительной деятельностью Н. С. получил когномен Шинох (арм.- Строитель). Время католикосата Н. С. пришлось на период араб. завоеваний и попытки армян отстаивать свою независимость от начавшейся ислам. экспансии. Арм. княжества находились в союзе с Византийской империей, особенно укрепились их связи при имп. Ираклии. Преемник Ираклия имп. Констант II (641-668) продолжал поддерживать армян и выделял им средства и военные силы на оборону. ААЦ после правления католикоса Езра I Паражнакертци находилась в двойственном положении. Церковный Собор при Езре в Феодосиополе (Карин, ныне Эрзурум, Турция) в 633 (или в кон. 631) г. объявил об отказе армян от осуждения Халкидонского Собора и о переходе в общение с православными. Однако значительная часть армян выступила против этого, и утвердить церковную унию с К-полем не удавалось. Н. С. поддерживал союз с Византией и стал посредником между визант. властями и разобщенными арм. князьями. Так, в 644 г. он поддержал назначение арм. кн. Феодора Рштуни визант. главнокомандующим на Востоке и способствовал его признанию др. арм. князьями. Вскоре Феодор Рштуни и Н. С. добились от имп. Константа возвращения в Армению сосланных в 638 г. имп. Ираклием князей Вараза-Тироца, сына Смбата Багратуни, и Ваана Хорхоруни.

http://pravenc.ru/text/2565080.html

26 Дата кончины преподобного указывается в различных источниках различная. Явно ошибочно утверждение из Жития, составленного свт. Димитрием Ростовским , что «кончина его последовала в царствование императора Ираклия», 27 ибо Ираклий правил Византийской империей с 610 года до своей смерти в 641 году, 28 а современные исследования датируют некоторые творения преподобного Анастасия концом VII и даже началом VIII века. Вероятно, свт. Димитрий мог перепутать преподобного Анастасия Синаита с прмч. Анастасием Персянином (628) или другими монахами Анастасиями, двое из которых упомянуты в «Луге духовном» Иоанна Мосха . 29 О широком распространении в это время среди египетских и палестинских монахов имени Анастасий говорится в Acta Sanctorum DataBase, где также сказано о некоем префекте горы Антония по имени Анастасий, который, по упоминанию свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620), спас его из плена. 30 Архиепископ Филарет (Гумилевский) относит кончину Синаита к 686 году 31 и никак не позднее, с чем согласен и архиепископ Сергий (Спасский) . 32 Однако редактор критического издания «Трех слов об устроении человека по образу и по подобию Божию» преподобного Анастасия Синаита Карл-Хайнц Утеманн показал, что третье «Слово» датируется не ранее 701-м годом, 33 тем самым отодвинув дату смерти святого отца на начало VIII века. Память святого ныне празднуется Русской Церковью 20 апреля, Греческими Церквами – 21 апреля. 1.2. Творения преподобного Анастасия Синаита (кроме «Путеводителя») Преподобный Анастасий Синаит оставил достаточно обширное наследие, однако вопрос о выявлении подлинных творений святого отца долгое время осложнялся из-за ошибки Константинопольского патриарха Никифора Каллиста Ксанфопула, который, как мы уже говорили, отождествил преподобного Анастасия Синаита с Анастасием I патриархом Антиохийским, и его преемником на антиохийской кафедре – сщмч. Анастасием II. Тот факт, что – как мы знаем сейчас – первые двое сосредотачивали свое внимание на борьбе с монофизитством в различных его формах, создал исследователям дополнительные трудности для решения задачи соответственной идентификации их трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Вологодского уезда, из-за Великого озера, Борисоглебского игум. Моисей , 1659. Сойгинской Екатерининской пустыня иг-нья Александра , 1665–72. Куфтыревской Троицкой пустыни строит. Игнатий , 1676. Сученской пустыни строит. Евфросин , 4 янв. 1684. III, 415; VI, 698, 180. Борисоглебского Сольвычегодского игум. Дионисий , 1548. В 1680 г. мнтрь упом. как церковь с попами. Лусской Пермцы 236 , Спасова Устьвожинская пустынь упом. в 1684.Строит. Даниил , в февр. 1704. VI, 328, 579. Спасской, на реке Вычегде, построен лета 7170-го, чёрным священником Филаретом ; существовал 1707. Покровской, в Пыелдине погосте, (Яренской), строит. Иоасаф , 1707. VI, 258, 1022. Игнатиевы пустыни строит. Григорий Неронов , 1665. Мнтрь запустел 1721. Южской волости, Спасской пустыни чёрный поп Григорий , в мар. 1659. Харитонцовой пустыни строит. Варсонофий , 22 мар. 1664. III, 298. Архангельской пустыни игум. Адам , 1737 и 38. III, 414; V, 376. Борисоглебская. III, 429. Боровинская. III, 464; VI, 1024. Белавиной: Строит. Иоасаф , 1738. – Аполлоний в 1818 перев. в Спасо-Суморин. – Иона , 3 нояб. 1834–37, 27 янв. перев. в Сямский. III, 530. Верхосицкая. III, 610. Вондожская. IV, 62. Дуниловой пустыни строит. Иосиф , 1764. IV, 72, Дедовская. IV, 76. Дюдикова. IV, 214. Зубовская. IV, 322. Кайсаровский. IV, 628. Коптев. IV, 774. Коровина пустынь. V, 13. Лешская. V, 21; VI, 958, 1022. Ломовская. V, 142. Негренской строит. Ефрем , 1702–4. V, 354; VI, 1032. Ножемская. V, 370. Орловский Устюжский. V, 465. Перевысьевская. V, 517. Перцова. V, 525. Песочного: Игум. Пимен , 1588. – Иосиф , 1626. Чёрный поп Рафаил , в июле 1659. Келарь Киприан , в февр. 1663. Строит. Филарет , 1729; после игум. Озерский. – Гавриил , 1738. – Дионисий , около 1760; в 1764 перев. в Сямский. V, 550. Печорская. V, 623. Кубенская. V, 670. Ржаницына. V, 733. Рябининой строит. Александр , 1738. VI, 69. Святолуцкая. VI, 184. Сольвычегодский Сретенский. VI, 239, 1047. Шуйская. VI, 366. Тиксненская. VI, 467. Ульяновская. VI, 606. Христофорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010