АНТОНИЙ (Корж; 1888-1937), иеродиакон, прмч. (1 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 609-610 610-611 АНТОНИЙ († 1862 г.), архим., наместник виленского (вильнюсского) в честь Сошествия Св. Духа муж мон-ря АНТОНИЙ иконом Великой церкви в К-поле, греч. кодикограф и мелург (раб. в период с 1680 по 1725 гг.) 612-613 613-614 614-615 615-616 616-617 617-618 618-620 АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых) 620-621 621-623 623-624 624-625 625-626 626-627 628-629 629-631 631-632 АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) 632-634 634-635 635-636 636-637 АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии 637-638 АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии 638-639 639-640 640-641 АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) 641-644 644-645 645-646 646-652 652-653 АНТОНИЙ (Шутов; 1812-1881), первый архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев Белокриницкой иерархии 653-654 654-655 АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) 656-658 658-659 АНТОНИЙ (АВРААМИЙ) КОЖЕЕЗЕРСКИЙ († 1634), прп. (пам. местн. 27 июня, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых) 659-664 АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) 664-665 655-666 666-668 668-669 АНТОНИЙ КРАСНОХОЛМСКИЙ († 1481 ), основатель Краснохолмского мон-ря, прп. (пам. 17 янв. и в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/vol/ii.html

36 Прп.  Феофан Исповедник  (ок. 760–817, память 12 марта) основал монастырь Мегас Агрос (букв. «Великое Поле») на горе Сигриани на южном побережье Пропонтиды. 37 Прп. Михаил (ок. 760–817, память 4 января) был по рождению арабом. Принял монашество в лавре прп. Саввы Освященного ок. 786, был рукоположен в священники, а в 811 г. Стал синкеллом патриарха Иерусалимского. 38 Медные ворота, или ворота Халки – парадный вход в большой императорский дворец, располагавшийся недалеко от храма св. Софии на площади Августион. Ворота эти представляли собой в действительности целое здание с бронзовой крышей, использовавшееся для различных целей – как тюрьма, судебное присутствие и т. д. Икона Христа над воротами Халки – один из самых знаменитых образов Спасителя. Эта икона прочно связывалась в сознании византийцев с идеей суда. 39 Калабрия – низменный полуостров в Южной Италии. 40 Иоанном Кантакузеном. 41 В Азию. 42 Он написал полные каноны на многие праздники, – ныне употребляемые: на воскрешение Лазаря, Неделю жен-мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы, Зачатие, 24 июня, 20 декабря  Игнатию Богоносцу ; ныне не употребляемые: на Воздвижение, Сретение, 29 июня и 23 июля (мч. Трофиму и дружине его), 1 августа (Маккавеям). 43 Митилена – город на ове Лесбос (по современной карте). 44 Ираклий (575–641) – Византийский император; царствовал с 610 по 641 г. 45 Хозрой I, Великий – Персидский царь из династии Сасанидов. Свергнут с престола и убит сыном Сироем в 628 г. 46 Византийский император Фока царствовал с 602 по 610 г. Отличался крайней жестокостью. 47 Кесарию Каппадокийскую, Сирию, Иерусалим, Ливию и Киренаику. 48 Предместье Константинополя. 49 Каган – вождь хазар, аваров, скифов и др. народов. 50 Славянами. 51 Моноксила ( греч.  monoksilon) – судно, выдолбленное из одного ствола. 52 Константин Погонат – Византийский император с 668 по 685 г. 53 Лев III  Исавр – Византийский император, царствовавший в 717–741 гг. 54 Арабы. 55 Галата – пригородная слобода на другой стороне Константинопольского пролива.

http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul

Определили: 1) Магистерскую диссертацию священника Димитрия Лебедева передать для рассмотрения ординарному профессору Академии С. П. Соболевскому. – 2) Рассмотрение печатных трудов священника Лебедева, представленных им взамен не вполне достаточных для магистерской степени письменных работ его за время прохождения академического курса, поручить комиссии из о. Инспектора Академии архимандрита Илариона, сверхштатного заслуженного ординарного профессора Академии М. Д. Муретова и экстраординарного профессора А. П. Орлова. XIV. Заявление преосвященного Ректора Академии о том, что вторым рецензентом магистерской диссертации священника Димитрия Лебедева он назначает члена Совета – о. Инспектора Академии архимандрита Илариона. Определили: Принять к сведению. XV. Отношение Императорского Московского Археологического Общества от 6 апреля за 935: «Императорское Московское Археологическое Общество, глубоко тронутое лестным для него приветствием в день празднования им 50-летия своей деятельности, приносит Императорской Московской Духовной Академии выражение своей глубочайшей благодарности за любезное поздравление и добрые пожелания». Определили: Принять к сведению. XVI. Отношения: а) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 14 марта за 610, с уведомлением о получении возвращенной Советом Академии славянской рукописи Чудовского собрания за 318 б. —107— б) Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевы Лавры, от 1 апреля за 666, 667, 668 и 669, с уведомлением о получении возвращенных Советом Академии рукописей Лаврской библиотеки за 205 и 686; 87, 91, 145, 155, 156, 157, 158, 185, 309, 311, 408, 677, 666, 682, 708, 748, 749, 750 и 751; 765; 628. в) Совета Императорской Киевской Духовной Академии, от 10 марта за 388, с препровождением на трехмесячный срок, для научных занятий экстраординарного профессора Н. Л. Туницкого, рукописи из библиотеки Церковно-Археологического Музея при Академии за 137 («Житие Иоанна Златоустог о»), г) Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевы Лавры, от 6 и 8 апреля за 701 и 786, с препровождением рукописей Лаврской библиотеки под 204 и 765 (для научных занятий ординарного профессора Академии С. И. Смирнова , на трехмесячный срок) и 666 (для научных занятий экстраординарного профессора Н. Л. Туницкого, сроком на одну неделю).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Царица Елена оставила половину креста в церкви гроба Господня, а другую половину вместе с гвоздями послала сыну своему – Константину Великому . Благочестивым путешественникам позволялось брать с собою небольшие частицы от оставшегося в Иерусалиме древа, так что в скором времени части животворящего креста Христова распространились и почитались во всем мире. Обретение честного и животворящего креста Господня происходило в 326 г. по Р. X. Затем приступили к созданию на этом месте храма во славу воскресения Христова и по сооружении его чрез десять лет и обновлении (в 335 г. 13-го сентября) установили ежегодно торжественно праздновать воздвижение честного креста Господня сентября в 14-й день. В этот день положено соблюдать пост ради крестных страданий, претерпенных за нас Господом нашим Иисусом Христом. (Свящ. Гр. Дьяченко). II. Возвращение креста из Персии и усугубление праздника. В 7-м веке с древним праздником воздвижения церковь соединила воспоминание другого священного события, вновь прославившего животворящий крест Господень. Это событие было славное возвращение животворящего креста из Персии. По воцарении греческого императора Фоки (602 – 610), Хозрой II, царь персидский, объявил ему войну под предлогом отмщения за смерть Маврикия и его детей. Вскоре Фока низложен был Ираклием, который и должен был сражаться с персами в 614 году в июне они перешли Иордан и опустошили Палестину и Иерусалим; умертвили многих священнослужителей, монашествующих и благочестивых мирян; сожгли иерусалимский храм воскресения; похитили все, что было в храме драгоценного – множество сосудов, и между прочим древо креста Христова. Святыня четырнадцать лет была в руках язычников, впрочем ко славе своей: молва, распространившаяся в Персии с принесением креста Господня, что сюда пришел Бог христианский, таким страхом объяла сердца язычников, что они оставили неприкосновенным не только самое древо и кивот, в котором оно хранилось, но и сокровища, украшавшие кивот. Многие из язычников, слыша о силе креста, обращались во Христу. Сирой и Сироэс, сын и преемник Хозроя на персидском престоле, силою римского оружия принужденный заключить мир с греческим царем Ираклием, в конце 628 года возвратил пленных и св. крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вальсамона или же неизвестного в примечании к 24-й главе 1-го титула номоканона Фотиева (у Ралли и П., т. I, с. 63). См. моей «Истории Русской церкви» т. I, полов. 2, с. 504–505 по 1-му изд. и с. 609–610– по 2-му. См. нашей «Истории Русской церкви» т. I, полов. 2, с. 522 по 1-му изд. и с. 628 по 2-му изд. Для людей, незнакомых с историей монашества и с этим так называемым особножитием, может оставаться непонятным читаемое в житии преподобного Сергия, что когда пришли к нему монахи, желавшие подвизаться с ним в его пустыне, то он говорил им: «Аз с радостию вас приемлю, токмо потщитеся создати себе комуждо свою келию»– и что потом, быв игуменом монастыря, он (Сергий) за плату пристроил одному монаху своего монастыря сени к келье. Но в этом непонятном для людей, незнакомых с историей монашества, говорится об особножитном монашеском быте или указываются черты этого быта. См. выше, с. 43–44. Именно что этим первым был архимандрит Петровского монастыря Иоанн (Никон. лет. под 1377 годом, т. IV, с. 73): «Иван, архимандрит Петровский, бысть первый общему житию начальник на Москве». А о преподобном Димитрии Прилуцком, собеседнике преподобного Сергия, сообщается, что он первый ввел общежитие в пределах Вологодских. О старшем брате преподобного Сергия, Стефане, говорится в житии Сергиевом, что он, удалившись от преподобного из пустыни, пришел в Москву, в Богоявленский монастырь, и обрел себе в последнем келлию («и обрете себе келлию»), это значит, что в Богоявленском монастыре, как и во всех московских монастырях до преподобного Сергия было особножитие и что Стефан купил себе келью (а выражение «обрете» значит «нашел» келью, которую можно было купить). Литографического лаврского издания жития преподобного Сергия (л. 351 об.). См. выше, с. 35 sqq. О разделении доходов в особножитных монастырях см. грамоту неизвестного митрополита в «Акт. Эксп.» (т. I, 381, и в «Памятниках древнерусского канонического права» Павлова 128). См. в «Истории Русской церкви» преосв. Макария (т. XI, с. 175). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/438561/

Четыредесятницы 609 Тропарь по «Благо есть» на Утрени св. Четыредесятницы 610 В отд. изд. и в собр. 1844 г. не говорил... 611 В Хр. Чт.: Беседа. — В указателе в Чт. О. Л. Д. П. значится произнесенным в 1842 г. 612 В Хр. Чт.: чуждаго... 613 В Хр. Чт.: мрачною осталось для Тебя... 614 В Хр. Чт.: довольно, если в последней степени, — для Тебя... 615 В Хр. Чт.: можно неприметным образом долго заговориться с небом... 616 В указателе в Чт. О. Л. Д. П. значится произнесенным 25 Сент. 1842 г. 617 В собр. 1844 г.: с искренностию, с усердием... 618 По Евреин. сборн. Слово по освящении храма Святыя Троицы, что в Пушкарях, говоренное Сентября 2-го дня 1828 года. 619 В указателе в Чт. О. Л. Д. П. значится произнесенным в 1842 г. 620 По Евреин. сборн.: Слово по освящении храма Пресвятыя Богородицы в честь иконы Ея Ахтырския, говоренное в селе Ахтырке, сентября 20 дня, 1825 года. 621 В отд. изд.: коленопреклоненный... 622 В отд. изд.: Духоноснаго... 623 В указателе в Чтениях О. Л. Д. Пр. значится произнесенною в 1842 г. 624 В Хр. Чт.: всеблагодеющий... 625 В Хр. Чт.: и над человеком, и над родом человеческим... 626 В Хр. Чт.: благодеяний Его.... 627 В рукописи автора надписано карандашем по зачеркнутому: благовестия. 628 В рукописи автора: изрекает вседержавную волю. 629 В рукописи автора и в собр. 1844 г.: безпримерно-высокому... 630 В рукописи автора надписано карандашем, по зачеркнутому: новая. 631 В рукописи автора надписано карандашем, по зачеркнутому: недомышлялись. 632 В рукописи автора надписано карандашем по зачеркнутому: сей. 633 В рукописи автора было написано: Котораго нельзя подозревать в изысканности и т. д., но потом исправлено карандашем, как читается здесь. 634 B рукописи автора было написано: послушной, после исправлено карандашем. 635 В рукописи автора сначала было написано: оказывается не редко возвышеннее, и т. д. 636 В рукописи автора: не от воли. 637 В рукописи автора было написано: примечать; после надписано карандашем: познавать. 638 В рукописи автора было написано: хотят, зачеркнуто и надписано карандашем: желают.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

607 ...до Цсарьскых пещеръ... – Царские пещеры – каменоломни, где добывался материал для царских построек (к востоку от современных Дамасских ворот). 610 Везефа – собственно «местность, где растут оливы»; так назывался холм к северу от Храмовой горы. 613 И над тми титлами... опустние церкви. – Этих слов нет в дошедшей до нас редакции греческого оригинала. Древнерусский переводчик, очевидно, пользовался другой, несохранившейся редакцией, содержащей упоминания об Иисусе Христе, которые впоследствии (возможно, при императоре Домициане, гонителе христиан) были удалены из текста. 614 Александр Лизимах – алабарх (должностное лицо, стоявшее во главе еврейского населения) Александрии Египетской при императорах Тиберии и Клавдии, один из самых богатых и знатных иудеев города. 615 Тиберий Александр – сын Александра Лизимаха, перешедший в язычество; прокуратор Иудеи, а затем, во время осады Иерусалима, начальник императорской гвардии в войске Тита. См. с. 284. 618 ...разв двою на десять поясъ небесныхъ. – Знаки зодиака не могли быть изображены на завесе, так как иудейский закон запрещал изображать людей и животных. 621 ...7 звздъ... планитъ... – К ним древние причисляли Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн. 624 Четворица. – На повязке первосвященника было 4 буквы, обозначающих имя Яхве. В рукописи животворца; исправлено на четворица по смыслу и в соответствии с греческим оригиналом. 628 Мятежници... – Иосиф называет мятежниками и разбойниками противников примирения с римлянами, сражавшихся за независимость Иудеи и державших оборону Иерусалима. 630 Иоанн и Симон – два главных предводителя повстанцев Иерусалима. Иоанн из Гисхалы возглавлял партию зелотов – наиболее радикальных поборников политической независимости Иудеи. Симона из Герасы партия умеренных призвала в Иерусалим на помощь против зелотов. Вступив в Иерусалим в 69 г., Симон начал войну с Иоанном. Когда начался штурм Иерусалима, Иоанн и Симон объединились против римлян; Иоанн оборонял Храмовую гору, Симон – Верхний и Нижний город.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

531–582 гг), продолживший труд Прокопия до 558 г.; Менандр Протиктор, военный чин при дворе императора Маврикия (582–602 гг.), освещающий период 558582 гг. (его труд дошел во фрагментах); Иоанн Епифанийский из Сирии – о событиях от 570-х гг. до 591 г; в VII в. – Феофилакт Симокатта (умер после 641 г) – о событиях с 582 до 628 гг.; анонимный автор «Пасхальной хроники», доводящий изложение событий от сотворения мира до 629 г.; Георгий Писида, описавший в поэмах войны василевса Ираклия (610–641 гг.); армянский историк Себеос, затрагивающий восточные походы Ираклия и начало войны с арабами до 661 г.; в VIII в. – Патриарх Никифор, охвативший в «Краткой истории» 602–769 гг.; сирийская «Хроника» Дионисия Телльмахрского; в IX в. – Георгий Синкел, доведший изложение от сотворения мира до 284 г.; Феофан Исповедник , друг Синкела, продолживший описание событий до 813 гг.; монах Георгий Амартол («Грешник»), рассказавший в начале 860-х гг. хронику мира от Адама до 842 гг.; аноним, составивший «Книгу понтификов», охватывающую события до 872 г.: в Х в. – Константин Багрянородный, который описал жизнь своего деда василевса Василия I (867–886 гг), составил трактаты «О фемах» (компиляция по военно-административному устройству Византии), «Об управлении империей» (о народах), «О церемониях», или «Книга церемоний»; эксцерпта – историческая энциклопедия, выписки из античных и византийских авторов, разделенные на 53 отдельные книги («Объявление императора», «Посольства», Стратегемы», «Обычаи и нравы», «Добродетель и порок» и пр. – значительная их часть утрачена); константинопольский чиновник Иосиф Генесий с его «Книгой царств» («Правления»), охватывающей период 813–866 гг.; аноним, известный как Продолжатель Феофана, скорее всего, несколько авторов, которые в Х в. описали правления византийских императоров с 813 до 866 гг.; аноним, в правление Никифора II Фоки (963–969 гг.) завершивший сочинение, известное под условным названием Монемвасийская хроника (о событиях 569–806 гг.); Лев Диакон, современник василевса Василия II, описал историю событий с 959 по 975 гг., прежде всего ромейско-болгарские войны этого периода; так называемые хроники «семьи Симеона Логфета» (собственно хронография Симеона Логофета или Симеона Магистра , хроника Псевдо-Симеона, хронография Феодосия Мелитинского (Мелиссина), редакции хроники Продолжателя Георгия Амартола – о событиях с 842 до 948 гг., хронография Льва Грамматика, завершенная в 1013 г., а также включенная в нее анонимная хроника IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

604 г., память 12 марта). В некоторых ранних житиях свт. Григория Двоеслова имеется рассказ о том, как душа императора Траяна была “крещена” в аду слезами святителя. Траян был гонителем христиан, однако он совершил одно дело милосердия (заступился за вдову), о чем стало известно святителю. Преисполненный жалости, он пошел в церковь и молился со слезами за душу гонителя до тех пор, пока не был услышан. “Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Траян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения – это крещение слезами”, – говорят авторы жития. 8 Праведная Феодора, царица Греческая († ок. 867 г., память 11 февраля) – супруга императора-иконоборца Феофила, не разделявшая иконоборческой ереси своего мужа и после его смерти восстановившая почитание святых икон. Ее житие повествует о том, что «по совещании со всем святым собором отцов Феодора помолилась Богу о муже своем, чтобы изъял его от вечной муки, дабы он мог получить жизнь неизреченную». 9 См. синаксарь в Неделю Православия. 10 Просфоры и вино для литургии. 11 Вариант перевода «сообразно с их участью». 12 Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф.25:34 ). 13 Вспоминаемых накануне, в субботу мясопустную. 14 То есть к праведным. 15 В среду и пятницу Сырной седмицы – дни, когда устав церковной службы максимально приближен к великопостному (в частности, не совершается Божественная литургия), а единственная трапеза, хотя и не постная, допускается лишь после вечерни. 16 Ираклий – Византийский император (610–641 гг.). Предпринимал попытки примирить учение Православной Церкви с монофизитами. 17 Хозрой I, Великий – Персидский царь из династии Сасанидов. Он взял в плен Крест Христов, Иерусалимского патриарха Захарию и многих христиан. Свергнут с престола и убит сыном Сироем в 628 г. 18 То есть пост. 19 Филон Александрийский, иудей, род. в 20 г. до Р. Х. Пытался согласовать Библию с учением греческих и восточных мудрецов и толковал закон Моисеев аллегорически.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАСИЙ [лат. Eustasius, Eustachius, Austasius; франц. Eustase, Eustache] (ок. 560-629), прп. (пам. зап. 29 марта), ученик прп. Колумбана , настоятель мон-ря Луксовий (на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен, Франция). Основным источником сведений о Е. является Житие настоятеля Колумбана и его учеников, составленное Ионой из Боббио в 640-643 гг. Иона переселился из Италии в Луксовий в 628 г., познакомился с Е. и был свидетелем его последнего года жизни. Иона упоминает, что рассказы Е. послужили источниками сведений для Жития прп. Колумбана ( Ionas. Vita Columbani abbatis. P. 63). Е. был племянником Миетия, еп. г. Лингоны (ныне Лангр). После прибытия Колумбана в Галлию Е. присоединился к ученикам святого и впосл. участвовал в основании мон-ря Луксовий (590). Когда в 610 г. Колумбан был изгнан по приказу кор. Бургундии Теодориха II, Е. остался в Луксовии. Во время путешествия Колумбана по герм. землям Е. был в числе его спутников (Ibid. I 27), однако не сопровождал его в Италию и вернулся в Луксовий. Незадолго до смерти Колумбана (615) Хлотарь II, король франков, послал Е. со свитой из знатных людей в Италию, чтобы просить святого вернуться в Галлию. Колумбан ответил, что слишком стар для трудного путешествия, однако попросил короля не оставлять Луксовий своими заботами. Колумбан дал Е. наставление по управлению монашеской общиной и отпустил его. По возвращении в Галлию Е. принял руководство мон-рем, король наделил обитель земельными владениями (Ibid. I 29). Е. поддерживал в Луксовии традиции, введенные Колумбаном. Численность братии значительно увеличилась, монашеская община славилась подвижническим образом жизни. Луксовий стал одним из наиболее значительных духовных и культурных центров франк. Галлии. Некоторые воспитанники Е. впосл. были назначены на епископские кафедры, напр. Хагноальд († 638), еп. Лавдуна (ныне Лан) и брат св. Бургундофары (Фары). Ок. 620 г. по благословению Е. насельники Луксовия прп. Ромарик и Амат основали в горах Восег (ныне Вогезы) мон-рь Хабенд (на месте совр. г. Ремирмон). В годы настоятельства Е. насельники Луксовия основали и др. мон-ри, в к-рых был введен устав прп. Колумбана.

http://pravenc.ru/text/187404.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010