582-595 595-600 600-602 ЛЕСБОС остров в сев.-вост. части Эгейского м., на нем расположены Митилинская митрополия Элладской Православной Церкви 601-605 605-610 ЛЕСНИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Леснянская) Икона Божией Матери (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками 610-611 ЛЕСНИНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ( В 2007 г. перешел в юрисдикцию неканонической т. н. Русской истинно православной Церкви) 611-613 613-616 616-622 ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим (1729 - 1781), нем. писатель, поэт, драматург, философ и теоретик искусства, один из ведущих представителей нем. Просвещения 622-627 627-628 628-644 ЛЕУНКЛАВИЙ Леунклавий [Лёвенклау, Левенклав; наст. имя Иоганн (Ханс) Амельсбурн] (1541(?) - 1594(?)), нем. ученый, историк. грецист, правовед 644-645 645-653 653-661 ЛЕФЕВР Д " ЭТАПЛЬ Д " Этапль [Фабер Стапулийский (Этапльский)] Жан († 1536), католич. философ, богослов, экзегет, переводчик, церковный деятель; ведущий представитель франц. позднеренессансного гумманизма 661-676 677-682 682-686 ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ памятники канонического права, созданные в IX в. в империи Каролингов группой авторов, именуемой Лжеисидор 686-692 ЛЖИЦА в правосл. богослужении один из священных сосудов, используется при причащении мирян и потреблении Св. Даров 692-695 695-696 ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТЕОЛОГИЯ направление в протестант. богословии кон. XIX-XX в., в основе к-рого лежат антропоцентризм, главенство непосредственного религ. опыта, отказ от необходимой связи богословия с догматическими определениями и жизнью Церкви 704-711 711-712 LIBER DIURNUS [Liber diurnus Romanorum pontificum - Ежедневник Римских понтификов], сборник шаблонов и формуляров офиц. документов, использовавшихся папской канцелярией в раннее средневековье 697-698 713-716 716-725 LIBER PONTIFICALIS Liber Pontificalis [лат.- Книга понтификов, Папская книга], сборник жизнеописаний Римских пап 698-704 725-726 ЛИБОРИЙ (IV-V вв.?), еп. г. Ценоманы (ныне Ле-Ман, деп. Сарта, Франция), св. (пам. зап. 9 апр., 23 июля)

http://pravenc.ru/vol/xl.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОДЕСТ Свт. Модест, патриарх Иерусалимский. Роспись в парекклисионе ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Свт. Модест, патриарх Иерусалимский. Роспись в парекклисионе ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. [Греч. Μδεστος] († 18.12. 630/1), свт. (пам. 18 дек.), патриарх Иерусалимский (не ранее 21 марта 630). Сведения о деятельности М. в период персид. оккупации Палестины (614-630) сохранились в неск. визант. источниках нач. IX в. («Краткая история» свт. Никифора I , патриарха К-польского, «Хронография» прп. Феофана Исповедника ) и в сочинениях современника М. Антиоха Стратигия , насельника лавры прп. Саввы Освященного: в послании к мон. Евстафию, а также в «Повествовании о взятии Иерусалима персами», сохранившемся в груз. переводе. Еще одним греч. источником является Похвальное слово прмч. Анастасию Персиянину (BHG, N 86), авторство которого приписывалось Георгию Писиде († между 631 и 634) или свт. Софронию I , патриарху Иерусалимскому († 638). Кроме того, важными источниками сведений являются армянские («История императора Ираклия» еп. Себеоса (VII в.), «История рода Арцруни» Товмы Арцруни (IX-X вв.)) и арабские («Хроника» Евтихия († 940), патриарха Александрийского) исторические сочинения. К моменту персид. вторжения в Палестину М. был настоятелем киновии св. Феодосия в Иудейской пустыне. Как свидетельствует мон. Антиох Стратигий, в результате разрушения персами лавры прп. Саввы Освященного было убито 44 насельника. М. захоронил их и вновь собрал скрывавшуюся в пустыне братию. После взятия Иерусалима персид. военачальником Шахрбаразом (май 614) и пленения патриарха свт. Захарии М. стал «блюстителем Апостольского престола» (φλαξ το αποστολικο θρνου - Vita sancti Anastasii//PG. 92. Col. 1688) и восстановил многие церкви Иерусалима, разграбленные персами при участии местных иудеев (Epistula Antiochi monachi//PG. 89. Col. 1425-1428). В частности, в 615 г. под рук. М. были восстановлены мартирий и ротонда Воскресения Христова (см. в ст. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме ). М. также заново отстроил храм Вознесения Господня на Елеонской горе . По всей видимости, это стало возможным уже после 622 г., когда на фоне первых военных успехов имп. Ираклия (610-641) в ходе большого Восточного похода (622-628) шаханшах Хосров II (590-628) был вынужден перейти к политике относительной терпимости в отношении правосл. Церкви ( Sauget. 1967). На деятельность по восстановлению церквей, а также для широкой благотворительности, адресованной палестинским христианам, М. получал средства от свт. Иоанна V (III) Милостивого , патриарха Александрийского (610-619/20), а позднее и от имп. Ираклия, к-рый передавал на нужды Иерусалимской Церкви налоги, собираемые с Дамаска.

http://pravenc.ru/text/2563916.html

нахараров к шаханшаху Хосрову I Ануширвану побудили его нарушить «вечный мир» 532 г. Интерьер храма св. Гаиании (Гаяне) в Эчмиадзине (Армения). VII в. Интерьер храма св. Гаиании (Гаяне) в Эчмиадзине (Армения). VII в. В 572 г. началась новая война с персами, поводом к к-рой послужила поддержка, оказанная Византией армянам в восстании против Сасанидов. Война завершилась в 591 г., когда персид. трон при поддержке визант. войск занял Хосров II Парвиз. В знак благодарности имп. Маврикию за оказанную помощь большая часть Персармении отошла Византии. Маврикий не только провел новую адм. реформу в арм. землях, но и утвердил в Аване халкидонитский Католикосат (588(591)-610), альтернативный монофизитскому в Двине. Арм. войска посылались в отдаленные районы империи, гл. обр. во Фракию, где шли кровопролитные войны с аварами и славянами. По словам историка Себеоса , частые мобилизации и переброска арм. воинских контингентов на Балканы были результатом направленного против армян сговора Маврикия с Хосровом, к-рый также перебрасывал арм. дружины на вост. границы. Нахарары не раз поднимали восстания против проводимой Византией и Ираном политики, к-рая во время араб. завоеваний привела к последствиям, роковым не только для Армении, но и для самих этих держав. За новоприобретенными визант. территориями до кон. VII в. сохранялась автономия, о чем свидетельствует появление должности первенствующего князя Армении ( Юзбашян. С. 29-35), ее носители получали в империи титулы патрикиев, апоипатов, куропалатов. В правление имп. Фоки (602-610) персы овладели неск. вост. областями Византии, а в правление имп. Ираклия (610-641) Хосров II захватил весь восток империи, в т. ч. Армению. В ходе 6-летней кампании (622-628) имп. Ираклий одержал верх над персами и по договору 629 г. вернул завоеванные ими земли. Капитель церкви-мартиирия в Звартноце (Армения) с монограммой Католикоса Нерсеса. 642 - 662 гг. Капитель церкви-мартиирия в Звартноце (Армения) с монограммой Католикоса Нерсеса. 642 - 662 гг. С кон. V в. Армянская Церковь заняла отрицательную позицию по отношению к Халкидонскому Собору, к-рый был открыто осужден на 1-м и 2-м Двинских Соборах (505/6, 554/5). Тем не менее мн. армяне не только в Малой, но и в Вост. Армении придерживались Православия; армяне-халкидониты играли заметную роль в жизни В. и. После победы над Ираном, одержанной при помощи армян, имп. Ираклий через известного полководца, арм. кн. Мжежа Гнуни, предложил высшему духовенству Армении восстановить церковное единство, отказавшись от осуждения Халкидонского Собора. Если князь не примет предложение, император грозил восстановить халкидонитский Католикосат. Прибывший в 630 г. в Карин католикос Езр с 4 епископами и 3 учеными- вардапетами приняли церковную унию.

http://pravenc.ru/text/372678.html

El Islam. – El sexto Concilio Ecuménico (680–681). – La iconoclasia y el séptimo Concilio Ecuménico (787). – La revivificación del Imperio occidental. – La controversia sobre el Filioque. – La conversión de los eslavos. – El cisma fociano. – Deficiencias y realizaciones bizantinas. – La ruptura entre Bizancio y Roma. – La consolidación de la autocracia papal en el siglo XIII. – El significado de la excomunión de Humberto. – La venida de los cruzados. – El saqueo de Constantinopla el Viernes Santo de 1204. – Las iglesias de lengua eslava. – La conversión de Rusia al cristianismo. – Los primeros frutos del cristianismo ruso. A principios del siglo VII los dos imperios rivales del Oriente, Bizancio y Persia, comenzaron la más feroz de todas sus contiendas, con fatales consecuencias para ambos. Al principio, la victoria fue de los persas, acaudillados por Cosroes II (590–628). En el año 612 invadieron Siria; en el 614 se tomó Jerusalén, y el enemigo triunfante se llevó a su capital la verdadera Cruz, descubierta por la madre de Constantino, Elena. Al año siguiente aparecieron los persas ante Constantinopla por el flanco asiático, mientras que los avaros se aproximaron a la capital desde el noroeste. Heraclio (610–641) salvó el Imperio. Sin amilanarse por los reveses sufridos, consolidó el gobierno y lanzó un contraataque en el año 622. Sus cinco campañas contra los persas fueron entusiásticamente apoyadas por la población cristiana. Sergio, patriarca de Constantinopla (610–638), puso a disposición del Emperador los tesoros de la Iglesia. Heraclio no sólo recuperó todos los territorios perdidos, sino que penetró en el corazón del territorio enemigo, hasta el punto de que en el año 628 pudo tomar Seleucia-Ctesifón, y encontrar allí la Santa Cruz, que volvió a llevar a Jerusalén. Fue un extraordinario caudillo militar y un sabio estadista. Reconoció la vital importancia de la unidad religiosa en esta época de extremado peligro para su Estado cristiano y no escatimó esfuerzos para reconciliar al partido calcedonio con el anticalcedonio. El sistema que patrocinaron él y su nieto Constante II (642–668) se conoce por el nombre de monotelismo. Según esta teoría, Jesucristo, aunque tenía dos naturalezas, solamente tenía una voluntad. Los defensores de esta proposición esperaban construir así un puente sobre el espacio que separaba a los monofisistas de los duofisistas. Argumentaban que la aceptación de dos voluntades en Cristo lógicamente conducía a la posibilidad de un conflicto interior en su persona.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Нерсес I Партев Великий, католикос (353 - 25.07.373); Шаак Маназкертци (373-377); Завен I Маназкертци (377-381); Аспоракес Маназкертци (381-386); свт. Саак (Исаак) I Партев Великий (387/88-425, удалился на покой, † 439); Сурмак (425-426); Баркишо Сириец (426-429); Самвел (429-434); вдовство престола в течение 10 лет; сщмч. Овсеп (Иосиф) I Вайоцдзорци (Огоцимци) (444-451, казнен персами); Мелите (Мелетий) I Маназкертци (452-456); Мовсес (Моисей) I Маназкертци (456-461); св. Гют Арахезаци (Вотмсеци) (461-471); Кристапор (Христофор) I Арцруни (475-480); св. Ованнес (Йовханнес, Иоанн) I Мандакуни (478-490; с 484/85 престол в Двине); Бабген I Вотмсеци (490-516); Самвел I (Самуил) Арцкеци (516-526); Муше I Айлаберци (526-534); Саак II Улкеци (534-539); Кристапор II (I) Тираринджци (539-545); Левонд I Ерастаци (545-548); Нерсес II Багревандци (548-557); Ованнес II Габелеанци (557-574); Мовсес II Еливардеци (574-604); Абраам I Албатанеци (606/07-610/15); Комитас I Алцеци (610/15-628); Кристапор III (II) Апахунеци (628-630); Езр I Паражнакертци (630-641); Нерсес III Таеци Ишханци Строитель (641-661/62); Анастас I Акорэци (661/62-667); Исраэл I Вотмсеци (667-677); Саак III Дзорапорци (677-703); Елия I Арчишеци (703-717); Ованнес III Одзнеци Философ (717-728); Давид I Арамонци (728-741; в Арамусе); Трдат I Вотмсеци (741-764); Трдат II Даснавореци (764-767); Сион I Бавонеци (767-775); Есайи (Исаия) I Елипатрушеци (775-788); Степанос (Стефан) I Двнеци (788-790); Овхаб (Иов) I Двнеци (790-791); Согомон (Соломон) Гарнеци (791-792); Геворг (Георгий) I Бюраканци (792-795); Овсеп II Парпеци (795-806); Давид II Какагеци (806-833); Ованнес IV Воваеци (833-855); Закария (Захария) I Дзагеци (855-876); Геворг II Гарнеци (877-897); Маштоц I Еливардеци (897-898); Ованнес V Драсханакертци (898-928, захвачен арабами; престол в Дзораванке); Степанос II Рштуни (929-930; с 927 престол в Ахтамаре); Теодорос (Феодор) I Рштуни (930-941); Елише (Елисей) I Рштуни (941-946); Анания I Мокаци (946-965, с 947 престол в Аргине); Ваан Сюнеци (968-969, низложен); Степанос III Севанци (969-971); Хачик I Аршаруни (973-992); Саргис I Севанци (992-1019, с 1001 престол в Ани); Петрос I Гетадардз (1019-1058, с 1048/51 престол в Севастии); Хачик II Анеци (1058-1065, с 1062 престол в Тавблуре); Григор II Пахлавуни Вкаясер (1066 - 3.06.1105, с 1066 престол в Цамндаве, с 1090 в Кесуни, Красный мон-рь); Барсег (Барсел) I Анеци (1105-1113, престол в Шугре); Григор III Пахлавуни (1113 - 17.08.

http://pravenc.ru/text/76124.html

610-612 612-613 614-615 615-617 617-618 618-619 619-620 620-626 626-627 627-628 МЕЛХИСЕДЕК (Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720 - 1809), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря 628-630 630-631 631-635 МЕЛХИСЕДЕК [Стефанеску (Штефэнеску) Михаил Петрович] (1823-1892), еп. Романский (1879-1892), предстоятель Румынской Православной Церкви (РумПЦ), церковный историк 635-639 639-640 МЕЛХИСЕДЕК II (Багратиони), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1528-1529; 1540-1545; 1548-1552) 640-642 МЕЛЬКИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Мелькитская греко-католическая Церковь], одна из Восточных католических Церквей, придерживающаяся византийского обряда 642-656 «МЕЛЬКИТСКИЙ РЕНЕССАНС» культурный подъем в кон. XVI-XVII в., после столетий изоляции и упадка, в среде мелькитов (правосл. арабов) 656-659 МЕЛЬКИТЫ Мелькиты 1) применительно к реалиям средних веков и раннего Нового времени - православные Сиро-Египетского региона; 2) применительно к периоду после 1724 г.- католики-униаты вост. обряда, члены Мелькитской католической Церкви 659-661 МЕЛЬНИКОВ Авраам Иванович (1784-1854), архит., один из самых плодовитых церковных зодчих 1-й пол. XIX в.; работал в стиле классицизма 661-666 666-671 671-675 МЕЛЬХИСЕДЕКИ Мельхиседеки (Древлекафолическая церковь по чину Мельхиседека), малочисленное согласие старообрядцев МЕМНОН свт. (пам. греч. 16 дек.), митр. Эфесский, активный участник III Вселенского Собора в Эфесе в 431 г. 677-678 МЕНДЖИ («Остров Архангелов»), муж. мон-рь Сенакско-Чхороцкуской епархии Грузинской Православной Церкви 678-683 МЕНЕЛИК I согласно исторической традиции христ. Эфиопии, один из древнейших эфиоп. царей, первородный сын израильского царя Соломона МЕНЕЛИК II (17/19.08.1844 - 1913), имп. Эфиопии (с 1889), к-рый считается основателем совр. Эфиопского гос-ва 683-684 684-688 688-692 МЕНЗУРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ разновидность западноевроп. муз. нотации, применявшаяся для записи вокального полифонического многоголосия во 2-й пол. XIII - нач. XVII в. 692-695 695-696

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

Очищение источника от змеиного яда. Клеймо иконы «Свт. Модест, патриарх Иерусалимский, с житием». Нач. XVIII в. (ЦМиАР) Очищение источника от змеиного яда. Клеймо иконы «Свт. Модест, патриарх Иерусалимский, с житием». Нач. XVIII в. (ЦМиАР) В июле 629 г. в Арависсе (М. Армения) состоялась встреча имп. Ираклия и Шахрбараза, на к-рой был подтвержден мир, заключенный между Византийской империей и Персией в июне 628 г., спустя несколько месяцев после дворцового переворота и убийства Хосрова II. Согласно условиям мирного договора, персы освободили все занятые до этого территории Византийской империи, включая Палестину. Предусматривалось возвращение в Иерусалим Животворящего Древа Креста Господня, вывезенного персами со Св. земли в 614 г. В нач. 630 г. Св. Крест был передан византийцам, после чего имп. Ираклий сопровождал святыню на ее пути в Иерусалим. Войдя в город 21 марта 630 г., он поместил Св. Крест на Голгофе, после чего встретился с М., который, по всей видимости, сразу же был возведен в сан патриарха. Прп. Феофан Исповедник утверждает, что после заключения мира между Византией и Персией свт. Захария, как и другие пленные, был освобожден и смог вновь занять Патриарший престол ( Theoph. Chron. P. 328). В действительности, если освобождение и имело место, святитель не доехал до Иерусалима. Письмо мон. Евстафию Антиоха Стратигия, груз. версия его «Повествования о взятии Иерусалима персами», а также палестино-груз. календарь, где под 31 янв. значится память свт. Захарии, однозначно свидетельствуют о том, что он умер в плену. О возвращении патриарха в Иерусалим не упоминается ни в «Краткой истории» Никифора К-польского, ни в «Хронике» Евтихия Александрийского. Источники дают основания отнести смерть М. как к 630 г., так и к 631 г. Под именем М. сохранились фрагменты 3 гомилий: «О женах-мироносицах» (CPG, N 7872; изд.: Homilia in unguenta ferentes mulieres//PG. 86. Col. 3273-3276), «На Сретение Господне» (CPG, N 7873; изд.: Homilia in occursum Domini//PG. 86. Col. 3276-3277) и «На Успение Пресв. Богородицы» (CPG, N 7876; изд.: Encomium in Beatam Virginem//PG. 86. Col. 3277-3312). Последняя гомилия, аутентичность к-рой вызывала сомнение еще у свт. Фотия I , патриарха К-польского ( Phot. Bibl. 275), в наст. время признаётся подложной. Приписывавшееся М. толкование на псалмы, фрагменты к-рого сохранились в катенах, также относится к числу псевдоэпиграфов (CPG, N 7877; см.: Devreesse. 1970. P. 324). Сохранилась арм. версия подлинного послания М. к Эчмиадзинскому католикосу Комитасу I Алцеци (610/5-628), к-рое тот составил, еще будучи пресвитером (CPG, N 7874; рус. пер.: Себеос, еп. История. 1862. Гл. 25. С. 92-94), а также ответ на него католикоса (Там же. Гл. 25. С. 94-97).

http://pravenc.ru/text/2563916.html

Среди хронистов выделяется также антиохиец Иоанн Малала (491–578), написавший «Хронографию», или «Всемирную хронику», в 18 книгах. Он попытался в простой и доходчивой форме соединить наследие античной историографии с христианским миросозерцанием. «Всемирная хроника» освещает историю всех народов с древнейших времен почти до конца правления Юстиниана: Малала начинает с библейской истории, затем в переработанном виде излагает греческую мифологию и историю народов Востока, древнюю историю римского государства, эллинистического мира эпохи диадохов и т.д. В наиболее полной рукописи хроника Иоанна Малалы доведена до 563 г., но есть предположение, что существовало ныне утерянное заключение, освещавшее события до 574 г. 321 Сочинение Малалы послужило источником для многих хронистов – уже в 6–7 вв. его переписывали: Иоанн Эфесский; анонимный автор «Пасхальной хроники» 322 (события в ней охватывают время от Адама до 628 г.; хронист был современником Ираклия и написал свое сочинение, по–видимому, вскоре после 628 г., использовав в качестве источников Библию , жития и мученичества святых, церковные истории Евсевия и Епифания, хронографию Секста Юлия Африкана и др., документальный материал – консульские списки, надписи из Александрии и Антиохии и др., а также хронику Малалы и устную традицию); коптский иерарх Иоанн Никиуский (7 в.), приветствовавший арабов–мусульман как избавителей от гнета ромеев (фрагменты этой хроники сохранились в эфиопском переводе с арабского); Иоанн Антиохийский (о личности которого достоверно ничего не известно, кроме того, что он был уроженцем Антиохии и представителем сирийской литературной школы), под именем которого в отрывках сохранилась хроника от Адама до воцарения Ираклия (видимо, написанная после 610 г.). Из византийских историков для истории Церкви важны также Никифор Константинопольский 323 и автор «Хронографии» Феофан Исповедник 324 . Оригинальное направление в византийской хронографической традиции представляет труд писателя середины 9 в. Георгия Монаха (известного в русской научной традиции под самоуничижительным именем Амартол, букв. – «грешник»). Его «Краткая хроника» (Χρονικν σωτομον) 325 , доходящая до 842 г., представляет собой большой компилятивный свод из самых разных источников – от Библии и исторических трудов до богословских трактатов и житий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Сам Иисус, сверхсущая причина сверхнебесных сущностей, сошедший на наш уровень, не утратив Своего бессмертия, не уклоняется от прекрасного порядка, учрежденного и избранного Им ради человеческого удобства, но послушно подчиняется планам Бога, Отца Своего, сообщенным Ему ангелами.     («О небесной иерархии», 4, 4)    Иными словами, Воплощение у Ареопагита представляет собой лишь функцию иерархической структуры: приход Христа позволил спроецировать неподвижный, раз и навсегда установленный небесный порядок на наш тварный мир.    Несмотря на очевидную нечеткость христологических воззрений Дионисия, он – как мы говорили раньше – сумел выразить подлинно христианский подход к богопознанию, преобразив изнутри неоплатоническую терминологию. В этом состоит его основная заслуга как богослова и апологета. Однако его учение об иерархиях, зачастую слишком буквально воспринимавшееся его современниками и комментаторами, скорее запутало, нежели прояснило византийские представления о Церкви и таинствах. Глава 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Ма...    Для того чтобы лучше разобраться в сущности богословских дебатов VII века, следует прежде всего обсудить историческую обстановку того времени. Особенно важную роль в тот период сыграли два византийских императора – Ираклий (610—641 годы) и Констант II (641—668 годы). Ираклий, который взошел на трон, свергнув зверского тирана Фоку, был родом из знатной армянской семьи (его отец был проконсулом Африки) и первым в ряду византийских императоров восточного происхождения. Большую часть своего правления он провел в сражениях с Персией, которая в те годы заявила о себе как мировая держава с претензией на религиозное и военное превосходство над христианским миром. В 614 году персы захватили Иерусалим, взяв в плен патриарха и завладев древом Креста Господня. В 615 году они вторглись в Египет, в 617-м пришли в Халкидон и очутились в непосредственной близости от Константинополя. Осада столицы продолжалась с 622 по 628 год. Оставив патриарха Сергия охранять город, Ираклий лично возглавил римские войска в Армении. Его тактика создания второго фронта увенчалась успехом, и в конце концов в 628 году война закончилась победным миром. Персидский царь Хоз-рой был убит, а завоеванные территории возвращены Византии. Ираклий стал национальным героем. Но последние годы его жизни были омрачены новыми заботами в связи с нападениями арабов и началом мусульманского движения. В 637 году арабы захватили Иерусалим и покорили весь Ближний Восток. От огорчения у Ираклия произошел нервный припадок, и сражаться он был не в состоянии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3291...

2005. С. 122-123, 145-146). Вскоре после смерти прп. Феодора ( 22 апр. 613) его мощи были перенесены патриархом Сергием в К-поль ( Kaegi. 2003. S. 76). В 612/3 г. на колонну имп. Фоки во время богослужения в К-поле был воздвигнут крест как знак приверженности правления И. традициям благочестия (Chron. Pasch. P. 703). В дальнейшем с укреплением власти И. почитание креста становилось все более важным элементом гос. идеологии. Кризис в 10-20-х гг. VII в. К моменту начала правления И. положение Византийской империи было чрезвычайно тяжелым. Захват власти имп. Фокой в 602 г. как предлог для начала военных действий против Византии использовал персид. шах Хосров II Парвиз (590-628). К нач. 10-х гг. VII в., в ходе продолжительной византийско-персидской войны (кон. 602 - апр. 628) персам удалось полностью разрушить пограничную оборону византийцев в Сев. Месопотамии и Сирии, овладеть большинством крепостей. Положение усугубилось гражданской войной в Византии в 608-610 гг., к-рая привела к уменьшению численности войск на вост. границах. В результате уже после вступления И. на престол в 611 г. полководец Хосрова Фаррухан Шахрбараз овладел крупнейшими городами Сирии: Антиохией, Эдессой и Апамеей ( Theoph. Chron. P. 299-300). Но после переворота имп. Фоки в 602 г. была ослаблена пограничная оборона византийцев на Дунае; началось интенсивное проникновение слав. племен и аваров на Балканский п-ов. К началу правления И. был утрачен контроль над большей частью континентальных районов Балкан, под властью византийцев оставались в основном Вост. Фракия (окрестности К-поля), Фессалоника, а также ряд укрепленных городов вдоль побережья Балканского п-ова (берега Чёрного, Мраморного, Эгейского, Ионического и Адриатического морей). Усилия И. в основном будут направлены на борьбу с этими внешними угрозами. Битва византийцев с персами. Роспись ц. Сан-Франческо в Ареццо, Италия. Мастер Пьеро делла Франческа. Между 1452 и 1466 гг. Битва византийцев с персами. Роспись ц. Сан-Франческо в Ареццо, Италия.

http://pravenc.ru/text/673855.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010