610. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 611. Святой Исаак Сирский. Слово 61, очень замечательное. 612. Слово 2. 613. Слово 2. 614. Лк. 8. 15. 615. Евр. 3. 8–11, 18, 19. 616. Рим. 8. 26–27. 617. О прелести. Добротолюбие. Ч. 1. 618. Лествица. Слово 28, гл. 19. 619. Лествица. Слово 28, гл. 17, 21, 27, 28. 620. …к Богу живому (Пс. 83. 3). 621. Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его? (Пс. 34. 10). 622. Слово 11. 623. Патерик Скитский. 624. Слово 26, гл. 52. 625. Гл. 118. Добротолюбие. Ч. 1. 626. Преподобный Кассиан. Собеседование 2; Лествица. Слово 4, гл. 106. 627. Флп. 4. 7. 628. Пс. 75. 3. 629. Еф. 5. 630. Святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, главы 14 и 15. Добротолюбие. Ч. 2. 631. О третьем образе внимания и молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 632. Пс. 103. 1; 104; 105; 106; 110. 633. Там же. 634. Памятью Божией и поучением называют Отцы непрестанную молитву Иисусову. О поучении, или памяти Божией, имеется особенная статья во 2-й части «Аскетических опытов». 635. Слово 28, гл. 31. 636. Предисловие схимонаха Василия. 637. Варсанофия Великого ответ 268. 638. Житие преподобного Досифея в начале поучения преподобного Аввы Дорофея. 639. Лествица. Слово 4, гл. 17. 640. Лествица. Слово 15, гл. 55. — ответы 252 и 255. 641. Из рукописного наставления архимандриту Никону. 642. Деян. 2. 13. Великие Четьи-Минеи митрополита Макария. 643. Великие Четьи-Минеи. 644.  Житие преподобного Симеона. Четьи-Минеи, 21 июля. 645. Святой Исаак Сирский. Слово 43. 646. Смиренномудрые помышления, содействующие молитве, описаны в 1-м Слове святого Симеона Нового Богослова. О них много говорят святые Исаак Сирский, Исаия Отшельник и другие Отцы. 647. О изнеможении, производимом благодатным утешением, упоминает святой Исаак Сирский в Слове 44. 648. Цитата из жития преподобного Саввы Освященного в Слове Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч. 2. 649. Преподобный Кассиан Римлянин о духе гнева, кн. 8 Общежительных постановлений. 650. Ответы 311 и 313 преподобных Варсанофия Великого и Иоанна.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Culto e segni di S. Marco nella terraferma veneta//Ibid. P. 19-32). Реликвии в Аквилее, Градо и Венеции Вероятно, с VII в. в Градо хранился «престол св. Марка» (sedes sancti Marci), о котором впервые упоминается в актах Мантуанского Собора (827) как о реликвии, вывезенной из Аквилеи в Градо вместе с кафедрой св. Эрмагоры. Согласно сказанию «Перенесение евангелиста Марка в Венецию», патриарх Илия (571-586/7) получил кафедру М. от византийского имп. Ираклия (610-641): «Затем, чтобы поддержать [Илию]... август Ираклий... послал ему престол блаженнейшего Марка, который Елена, мать Константина, некогда принесла из Александрии; он поныне там почитается вместе с кафедрой, на которой восседал блаженный мученик Эрмагора» ( Colombi. «Translatio...». 2010. P. 116). Этот текст дословно воспроизведен в сочинении Иоанна Диакона ( Iohannes Diaconus. Istoria Veneticorum. I 4// Giovanni Diacono. 1999. P. 52). Согласно «Хронике патриархов Новой Аквилеи», патриарх Примогений (628 - до 649) попросил имп. Юстиниана о помощи в борьбе против лангобардов, которые ограбили церкви и изгнали епископов. Император вручил патриаршему апокрисиарию золото и серебро, «и сверх того послал престол блаженнейшего евангелиста Марка, который август Ираклий перенес из Александрии в Царский город» (Cronache. 1890. P. 11). Т. о., согласно авторам из Венеции и Градо, кафедра М. была прислана в Градо из К-поля, но неясно, когда это произошло, потому что во всех версиях содержатся хронологические ошибки. Наиболее вероятно, что патриарх Примогений получил реликвию от имп. Ираклия. Высказывалось мнение, что получение «престола св. Марка» в Градо стало отправной точкой развития легенды о евангелисте как об основателе Аквилейской Церкви ( Tavano S. San Marco nell " Alto Adriatico prima di Venezia//San Marco. 1996. P. 51-61). По свидетельству Иоанна Диакона, патриарх Иоанн (766 - ок. 802) был похоронен в «капелле св. Марка за гробницами св. мучеников», пристроенной к патриаршей базилике в Градо ( Iohannes Diaconus. Istoria Veneticorum. II 22// Giovanni Diacono. 1999. P. 106; ср.: Ibid. P. 112). В завещании патриарха Фортуната II († 825/6) упоминается капелла М. и украшения «престола св. Марка» (Documenti. 1942. P. 75-78; Brunettin G. Il cosiddetto testamento del patriarca Fortunato di Grado (825)//Memorie Storiche Forogiuliesi. Udine, 1991. Vol. 71. P. 51-123).

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Didymus in 2 ad Cor,, 39, 1677–1732. Chrysostomus. Нот. 1–44,61,9–382;1–30,381–610. Homiliæ 1–3 de matrimonio (1 Cor., VII), 51 207–42; aliä, 241–72, 64, 466–74. Hamiliæ 1–3 in 2 Cor,, IV, 13, 51, 271–302. Aliæ in 2 Cor., 61, 301–10; 64, 25–34. Theodorus Mops., 66, 877–94; 893–8. Cyrillus Alexandrinus, 74, 855–916; 915–52. Theodoretus, 82, 225–376; 375–460. Gennadius, 85, 1727–30; 1729–30. Joan. Damascenus, 95, 569–706; 705–76. Photius (2a), 101, 1253–54. O_Ecumenius, 118, 635–906; 905–1088. Theophylactus, 124, 559–794: 795–952. Ad Galatas. Origenes. Fg., 14, 1293–8. Chrysostomus, 61, 611–82. Homilia, 51, 371–88. Theodorus Mops., 66, 897–912. Theodoretus, 82, 459–504. Gennadius, 85, 1729–32. Joan. Damascenus, 95, 775–822. O_Ecumenius, 118, 1089–1166. Theophylactus, 124, 951–1032. Ad Ephesios. Origenes. Fg., 14, 1297–8. Chrysostomus. H. 1–24, 62, 9–176. Theodoretus Mops,, 66, 911–22. Theodorus, 82, 505–58. Joan. Damascenus, 95, 821–56. O_Ecumenius, 118, 1165–1256. Theophylactus, 124, 1031–1138. Ad PHILIPPENSES. Chrysostomus, 62. 177–298. Homilia, 51, 311–20. Theodorus Mops., 66, 921–6. Theodoretus, 83, 557–90. Joan. Damascenus, 95, 855–84. O_Ecumenius, 118. 1255–1326. Theophylactus, 124, 1139–1204. Ad Colossenses. Origenes. Fg., 14, 1297–8. Chrysostomus. Horn. 1–12, 82, 299–392. Theodoras Mops., 66, 925–32. Theodoretus, 82, 591–628. Joan. Damascenus, 95, 883–904. O_Ecumenius, 119, 9–56. Theophylactus, 124, 1205–78. Ad Thessalonicenses 1–2. Origenes in (primam) fg., 14, 1297–1304. Chrysostomus. Hom. 1–11, 62, 391–468; Hom. 1–5, 467–500. Theodorus Mops., 66, 931–34; 933–6. Theodoretus, 82, 627–56; 657–74. Joan. Damascenus, 95, 905–18; 917–30. O_Ecumenius, 119, 57–106; 105–134. Theophylactus, 124, 1279–1326; 1327–58. Ad Timotheum 1–2. Chrysostomus 1–18, 62, 501–600. – 1–10, 599–662. Homiliæ, 51, 321–38, 56, 271–80. Theodorus Mops,, 66, 935–44, 945–8. Theodoretus, 82. 787–830, 831–58. Joan. Damascenus, 95, 997–1016. – – 1015–1030. O_Ecumenius, 119, 133–196, 155–240. Theophylactus, 125, 9–88; 87–140.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Евстратий Пресвитер (кон. VI – нач. VIIbb.). Житие Евтихия, Патриарха Константинопольского (552–582) Евстратий Пресвитер (кон. VI – нач. VII вв.). Житие Голиндухи (ум. 591) Стефан Иерапольский (кон. VI в.). Житие Голиндухи (ум. 591) Аноним (VI-VII вв.). Житие Евфросинии Александрийской (V в.) Аноним (VI-VII вв.). Житие Маркела Акимита (ум. 485) Григорий, Папа римский (Великий, или Двоеслов) (540–604). Собеседования о жизни италийских отцов Аноним (ок. третьей четверти VIb.). Жития епископов Херсонских (IV в.) VII век Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Илариона Великого (ум. ок. 371) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Герасима Иорданского (ум. ок. 475) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Марии Египетской (ум. ок. 522–528) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Чудеса муч. Кира и Иоанна в египетской пустыне (кон. VI – нач. VII вв.) Феодор, епископ Пафа Кипрского (ок. 625 г.). Житие Спиридона Тримифунтско- го (ум. ок. 348) Георгий (?) (вторая четверть VIIb.). Житие Феодора Сикеота (ум. 613) Иоанн Родосский (VIIb.). Passiones Artemii (ум. ок. 350) Иоанн Родосский (VIIb.). Чудеса вмч Артемия (570–660-е гг.) Аноним (неранее VII в.). Житие Марии (Марина) и ее отца Евгения (V-VI вв.) Леонтий Неапольский (ок. 590–668, напис. во второй четверти VII в.). Житие Симеона Юродивого (ум. 590) Леонтий Неапольский (620–640-е гг.). Житие Иоанна Милостивого, архиепископа Александрийского (610–619) Георгий, Патриарх Александрийский (ок. 630 г.). Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Антоний (вторая четверть VIIb.). Житие Георгия Хозевита (ум. 625) Аноним (вторая четверть VII в.). Чудеса Богородицы (о 626 г.) Аноним (VIIb.). Житие Сахдоны (VII в.?) Аноним (вторая треть VIIb.). Житие Анастасия Перса (ум. 628) Аноним (вторая пол. VII в.). Житие Григория, епископа Assoy (Эфесская митрополия) (сер. VII в.) Анастасий Апокрисиарий (последняя треть VII в.). Житие Максима Исповедника (580–662) Георгий из Ришайны (кон. VII в.). Житие Максима Исповедника (580–662) Аноним (не позднее VII в.). Краткое житие Ефросина-повара

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Персии христиане всегда были в меньшинстве, и церковь прошла через годы гонений и преследований. Но в конечном счете она была признана как национальное меньшинство и в таком виде получила юридический статус. К концу 5 века существовало семь митрополий в самой Персии и несколько зарубежных епархий в Аравии (особенно в Хире) и Индии. Интеллектуальным центром церкви была новая школа в Нисибисе, продолжавшая священные традиции Эдессы. Это была одновременно и школа, и община со строгой дисциплиной; сохранился ее устав (496 г.). Программа ограничивалась богословием, в основном Библией . Феодор считался главным авторитетом, и его толкования соблюдались неукоснительно. Греческое знание не признавалось, за исключением аристотелевой логики; вообще говоря, все трактаты Аристотеля по логике с известным «Введением» Порфирия перевел на сирийский язык в Эдессе епископ Ибас. Греческая мысль стала известна арабам, в основном из сирийских переводов. Со временем в стране открылись и другие школы такого же типа. Церковь значительно укрепилась под мудрым руководством Патриарха Мар Аба 1 (годы служения 540–552) – обращенного зороастрийца, способного ученого и искусного правителя, и с возрождением монашества по египетскому образцу под руководством Авраама Каскарского (491/2–586), основателя или восстановителя монастыря на горе Изла возле Нисибина. Другим великим главой был Мар Бабай Великий (569–628) – монах из монастыря на горе Изла и местоблюститель вакантного Патриаршего Престола в беспокойные годы царствования Хосрова 2 и его борьбы против Византии. Бабай был ученым, и его христологический трактат «Книга Единения» до сих пор считается авторитетным изложением вероучения Церкви Востока. В целом вероучение постепенно застывало, в противоположность растущему распространению монофизитства и в связи с официальным осуждением Феодора и Ибаса Пятым Вселенским Собором (533 г.). Кроме того, стало наблюдаться отступничество в самой церкви. Глава Нисибинской школы в 572–610 годах Ханаана выступил за признание Халкедонского Собора и даже заменил в области экзегезы Феодора на Иоанна Златоуста . Несмотря на резкую критику, он продолжал вести школу до самой смерти. От арабского завоевания до монгольского нашествия

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

619 Варнава, епископ. Тернистым путем к небу. Жизнеописание старца Гавриила Седмиозерской пустыни. М., 1996. С. 42 – 44. 620 Дамаскин, иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн. 1. С. 108. 621 Цит. по: Паринова О.В. Проблема «бытовой религиозности» на рубеже веков//История российского быта. СПб., 1999. С. 5. 622 Энгел Б.А. Бабья сторона//Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.) М., 1996. С. 83. 623 Назарьев В.Н. Современная глушь. Из воспоминаний мирового судьи//Вестник Европы. 1872. 2. С. 610–612. 625 См.: Лебина Н., Шкаровский М. Деталь ночного пейзажа. Кое-что из мира проституток Санкт-Петербурга и Ленинграда. Родина. Пилотный номер. С. 20 – 22; Они же. Проституция в Петербурге. М., 1994. С. 90. 626 Гафизова Н. Международный и российский опыт борьбы с проституцией и торгом женщинами в конце XIX – начале XX в.//Женские миры – 99: Западный опыт и тендерные исследования в России. Иваново, 2000. С. 75–76, 79, 82). 627 Иванов Ю.А. «Бордельный промысел» в русской провинции конца XIX – начала XX вв.//История российского быта... С. 73. 628 Со сложностями эмансипации сталкивались и «приличные» женщины. В учительских и медицинских заведениях, профессиональные отношения выстраивались по патриархальной схеме: «мужчины смотрели на женщин как на неполноценных коллег: и способности у них ниже, и знаний у них меньше, и думают они не о деле, а о замужестве.., и эмоции у них доминируют над разумом» (Цит. по: Миронов Б.Н. Социальная история России... Т. 1.С. 267). Но подобные маргинальные социумы были отдалены не только от приходской жизни, но и от религии вообще. 630 Там же. Ф. Р-641. Оп. 1. Д. 794; Вестник Тверского губернского временного исполнительного комитета. 1917. 40. 633 «Охранять» православную веру священник должен был руководствуясь особыми церковными и государственными постановлениями, которые прямо предписывали ему «ограждать Церковь от оскорблений и не допускать заблуждающихся к внешним оказательствам ереси и действиям, могущим производить соблазн». См.: Устав духовных консисторий... 1883... С. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1904. Ч. 1. С. 88-102, 253-258, 628-639; Ч. 2. С. 57-65 (отд. отт.: М., 1904); К 300-летию рождения свт. Патриарха Никона//Там же. 1905. Т. 2. 5. С. 129-132; Новая попытка решить старый вопрос о происхождении «Стоглава»: [Реферат, прочит. с небол. сокр. в ОИДР при Моск. ун-те 21 дек. 1904 г.]//МисОб. 1905. 1. С. 3-19; 2. С. 110-126 (отд. отт.: Рязань, 1905); Первый биограф свт. Патриарха Никона (Иоанн Корнилиевич Шушерин)//ДЧ. 1905. Т. 1. 3. С. 379-387; Бастилия духа: [Рец. на кн.: Духовная школа: Сб. ст. М., 1906]//БВ. 1906. Т. 1. 3. С. 577-596; До каких же пор?: (Об отношении Церкви к амнистии)//Моск. еженедельник. 1906. 10. С. 296-297; Иоанн Шушерин//ПБЭ. Т. 7. Стб. 139-140; Иоасаф II, патр. Московский//Там же. Стб. 174-177; Иудействующие//Там же. Стб. 557-560; Иудействующие сектанты в России//Там же. Стб. 560-567; Кабанов Иларион Георгиевич//Там же. Стб. 609-612; Кадушечники//Там же. Стб. 667; Ответ г. Боголюбову [по поводу его ст.: К вопросу о разработке миссионерской полемики с сектантами]//БВ. 1906. Т. 3. 11. С. 570-576; [Рец. на кн.:] К церковному Собору: Сб. СПб., 1906//Там же. Т. 2. 5. С. 175-178; Наше общественно-полит. обновление и совр. задачи Церкви: Освободительное движение и офиц. Церковь//Моск. еженедельник. 1906. 5. С. 142-147; То же//Журналы заседаний Совета МДА за 1909 г. Серг. П., 1910. С. 479-488; О предполагаемом издании Синодом церк. правил с толкованиями//БВ. 1906. Т. 2. 5. С. 149-154; Освободительное движение и Правосл. Церковь//Перед Церковным Собором: [Сб.] М., 1906. С. 18-28. (Тр. Моск. комиссии по церк. вопросам); Странный придаток к веротерпимости//Голос Москвы: Газ. 1906. 200; «Быть или не быть?»: (К вопр. о созыве Собора)//Там же. 222; Калиновцы//ПБЭ. Т. 8. Стб. 22-24; Новое исслед. о Московском митр. Платоне: Крит.-библиогр. очерк. М., 1907; [Рец. на кн.:] О родстве и свойстве, как препятствии к заключению браков, по действующим законоположениям. М., 1908//БВ. 1908. Т. 1. 3. С. 610-612; Кашменский С. Н.//ПБЭ. Т. 9. Стб. 280-283; Квасники//Там же.

http://pravenc.ru/text/389319.html

На соборе 585 г., созванном католикосом Ишойавом I (581/2–595) и обозначившим дальнейшее отчуждение от Византии, Несторий непосредственно даже не упоминался, хотя его труды («Трактат Гераклита Дамасского», переведенный в 539/540 г., и др.) уже появились в Персии благодаря путешествию Map Авы, ставшего впоследствии католикосом (540–552), в Александрию и Константинополь в 20-х – 30-х годах VI в. (он привез с собой также тексты литургий, надписанных именами Феодора Мопсуэстийского и Нестория). Собор встал на защиту богословия Феодора Мопсуэстийского против толкований, противоречащих его экзегезе, осудив всех, кто говорит или пишет против него. Новый собор, созванный в 596 г. преемником Ишойава католикосом Савришо I (596–604), отверг все учения, несовместимые с богословием Феодора, а собор 605 г., состоявшийся при католикосе Григории I (605–608/9), осудил всех, кто вводит новые идеи, противоречащие духу отцов, сославшись при этом на постановления собора 484 г. в Бет-Лапате под председательством Барсаумы. В 608/9–628 гг. шаханшах Хосров II препятствовал избранию нового католикоса Церкви Востока после смерти Григория I – видимо, памятуя о том, как епископы на соборе 604 г., избравшем Григория, не поддержали его собственного протеже. Церковью в это время фактически управлял (как помощник архидиакона Map Авы – второго лица местной церковной иерархии, несшего ответственность за церковные имущества) один из крупнейших восточносирийских богословов и реформатор местного монашества 25 Бавай Великий. Христология несторианской Церкви сформировалась на протяжении вв. на основе учения Диодора Тарсского, Феодора Мопсуэстийского и Нестория Константинопольского. Стимулом развития этого движения стала жизненная необходимость максимально дистанцироваться от Византии в целях демонстрации предельной лояльности правителям Персии, легко сменявшим благожелательное отношение к местным христианам на гонения. Среди факторов, повлиявших на конфессиональный выбор восточносирийской церкви в пользу исповедовавшейся Несторием христологии «двух ипостасей», следует отметить увеличение в ходе военных кампаний Персии против Византии числа монофизитов, переселенных на территорию Персии, а также активную деятельность лидеров сирийского монофизитства, которой было необходимо противостоять; осуждение на V Вселенском соборе «трех глав»; появление в Церкви Востока направления, значительно отклонившегося от магистральной линии развития ее вероучения и тяготевшего к неохалкидонскому богословию «одной ипостаси», главой которого был Хенана Адиабенский (ум. 610).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

610. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 611. Святой Исаак Сирский. Слово 61, очень замечательное. 612. Слово 2. 613. Слово 2. 614. Лк. 8. 15. 615. Евр. 3. 8–11, 18, 19. 616. Рим. 8. 26–27. 617. О прелести. Добротолюбие. Ч. 1. 618. Лествица. Слово 28, гл. 19. 619. Лествица. Слово 28, гл. 17, 21, 27, 28. 620.  …к Богу живому (Пс. 83. 3). 621.  Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его? (Пс. 34. 10). 622. Слово 11. 623. Патерик Скитский. 624. Слово 26, гл. 52. 625. Гл. 118. Добротолюбие. Ч. 1. 626. Преподобный Кассиан. Собеседование 2; Лествица. Слово 4, гл. 106. 627. Флп. 4. 7. 628. Пс. 75. 3. 629. Еф. 5. 630. Святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, главы 14 и 15. Добротолюбие. Ч. 2. 631. О третьем образе внимания и молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 632. Пс. 103. 1; 104; 105; 106; 110. 633. Там же. 634. Памятью Божией и поучением называют Отцы непрестанную молитву Иисусову. О поучении, или памяти Божией, имеется особенная статья во 2-й части «Аскетических опытов». 635. Слово 28, гл. 31. 636. Предисловие схимонаха Василия. 637. Варсанофия Великого ответ 268. 638. Житие преподобного Досифея в начале поучения преподобного Аввы Дорофея. 639. Лествица. Слово 4, гл. 17. 640. Лествица. Слово 15, гл. 55. — ответы 252 и 255. 641. Из рукописного наставления архимандриту Никону. 642. Деян. 2. 13. Великие Четьи-Минеи митрополита Макария. 643. Великие Четьи-Минеи. 644.  Житие преподобного Симеона. Четьи-Минеи, 21 июля. 645. Святой Исаак Сирский. Слово 43. 646. Смиренномудрые помышления, содействующие молитве, описаны в 1-м Слове святого Симеона Нового Богослова. О них много говорят святые Исаак Сирский, Исаия Отшельник и другие Отцы. 647. О изнеможении, производимом благодатным утешением, упоминает святой Исаак Сирский в Слове 44. 648. Цитата из жития преподобного Саввы Освященного в Слове Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч. 2. 649. Преподобный Кассиан Римлянин о духе гнева, кн. 8 Общежительных постановлений. 650. Ответы 311 и 313 преподобных Варсанофия Великого и Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Храм Воскресения Господня назывался и храмом св. Анастасии Кедрина, Сокращ. ист. в Corp. script. bist. Byz. ed. 1. t. I. p. 610 et t. II. p. 239). Вначале это был небольшой молитвенный дом Созом.; Виз.), в котором св. Григорий Назианзин , переведенный в 379 году в Царьград, делал церковныя собрания православных исповедвиков единосущной Троицы. Впоследствии времени, при содействии благочестивых императоров, здесь сооружен был обширный храм, который “сделался знаменит в городе не только по красоте и величию зданий, но и по благотворности поразительных богоявлений: потому что проявлявшаяся здесь божественная сила наяву и во-сне часто оказывала ипомощь во многих болезнях и несчастных обстоятельствах... А называют эту церковь Воскресением, думаю, потому, что учение Никейскаго собора, павшее уже в Еонстантинополе и умершее, так сказать, въследствие усиления иномыслящихь, здесь воскресло и ожило действием Григориевой проповеди А от некоторых, разсказывавших как несомненную истину, слышал я, что здесь, во время церковнаго собрания, одна беременная женщина упала с верхней галлереи и умерла; но, по принесении за нее общей молитвы, она ожила и была спасена вместе с своим дитятею: по случаю такого богоявленнаго чуда, это место и получило свое название”; так говорит Созомен (Церк. ист. кн. VII. гл. 5; сн. Сократа, кн. V. гл. 7). Главным участником в сооружении храма Воскресения Господня, или св. Анастасии, был преподобный Маркиан, пресвитер и эконом Велпикой церкви: по словам жизнеописателя его, этот строитель и возобновитель многих храмов в Царьграде при Маркиане и Пульхерии “созда церковь новую св. мученицы Анастасии прекрасну многим иждивением” (Чет. Мин. 10 января). То же утверждает и Кодив: На это указывает и наш паломник, когда говорит, что “Маркел (д. б. Маркиан; см. прим. 195) святый ту церковь (Воскресения Господня) поставил велми чюдну преже святыя Софии”. По свидетельству Феодора Чтеца (II. 65), Кедрина (Сокращ. ист. ed. 1. t. I. р. 608) и др., при императоре Льве В. (457–474) и патриархе Геннадии (458–471) принесены были из Сирмии в Царьград и положены в храме Анастасии мощи св. великомученицы Анастасии узорешительницы которой память совершается церковию 22 декабря. – О храме Воскресения, или Анастасии, см. еще Дюканжа (Constantinop. christ. lib. IV. р. 141 – 143), Бандури (Imper. Orient. t. I. Р. II. lib. II. р. 31. et t. II. р. 628) и Византия

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010