601 Sherrard Р. The Other Mind of Europe. Р.9 (письмо, которое он цитирует, – это письмо Сефериса к Йоргосу Катсимбалису о его поэме «Дрозд»). 602 См., например: Hirsm А. God and the Poetic Ego: The Appropriation of Biblical and Liturgical Language in the Poetry of Palamas, Sikelianos and Elytis. Oxford, 2004. 611 The Philokalia: The Complete Text Compiled ву St.Nikodimos of the Holy Mountain and St.Makarios of Corinth/Trans. G.E.H. Palmer, Ph. Sherrard, К. Ware. London, 1979–1995. Р.13–14. 612 The Philokalia: The Complete Text Compiled ву St.Nikodimos of the Holy Mountain and St. Makarios of Corinth P. 16. 620 См.: Sherrard Р. Christianity and the Metaphysics of Logic//Sherrard Р. Christianity: Lineaments of а Sacred Tradition. Brookline, МА, 1998. Р.76–113. 621 Ниже следует текст, базирующийся на: Sherrard Р. The Meaning and necessity of Sacred Tradition//Sherrard Р. Christianity: Lineaments of а Sacred Tradition. Р.1–26. 623 Sherrard Р., Human Image: World Image. The Death and Resurrection of Sacred Cosmology. Ipswich, 1992. Р.3. 626 Перевод А.И. Кырлежева этой главы впервые опубликован в: Вопросы теологии 2019. Т.1. С.97–114. 627 См. Собрание английских переводов из журнала «Synaxi»: Synaxis: An Anthology of the Most Significant Orthodox Theology in Greece Appearing in the Journal SYNAXI from 1982 to 2002. 3 vols. Montreal, 2006. 628 См.: Yannaras Chr. Katafygio ideon: Martyria. Athens, 2000 (5 изд.; 1 изд., 1987); Item. Та kath " eauton. Athens, 1995. 629 Менее личностно окрашенное описание см. в: Anataraxeis sti Metapolemiki Theologia: I «Theologia» toú60/Р.Kalaitzidis, Th.N.Papathanasiou, Th.Ampatzidis (eds.). Athens, 2009. Своим пониманием раннего Яннараса я обязан диссертации моей студентки Евангелии Григоропулу «Тне Early Development of the Thoughm of Christos Yannaras» (PhD, Durham University, 2008). 630 См.: Yannaras Chr. Orthodoxia kai Dysi sti Neoteri Ellada. Athens, 1992. Англ. пер.: Orthodoxy and the West. Brookline, МА, 2006. 632 См.: Yannaras Снг.Та kath " eauton. Р.41–43. Обратстве «Zo» см. Также статью Ампацидиса в: Anataraxeis. Р.17–51.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

602 Алексеев С. С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998. С. 260–261. 603 Armstrong D. Law, Justice and the Idea of World Society//International Affairs. Vol.75. 1999. 3. P.75–78. 604 См.: Международный пакт о гражданских и политических правах//Международное публичное право. Сб. документов. Т.1. М., 1996. С. 470– 482; Конвенция о защите прав человека и основных свобод//Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. 2. Ст.163. 606 Наемные и добровольные сторонники глобализации рекрутируются преимущественно в кругах правящих элит, дельцов крупного и среднего бизнеса, безпочвенной интеллигенции. Например, в 1920-е гг. Академик М. Н.Покровский требовал запретить понятие «русская история» как реакционное (Покровский М.Н. Борьба классов и русская классическая литература. М., 1926. С. 31). 618 Иеродиакон Авель (Семенов), Дроздов А. Знамение пререкаемо: глобализм и цифровая кодификация личности. М., 2003. С. 312–317. 622 Цит. по: Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование общества. Сравнительное изучение цивилизаций. М, 1999. С. 341. 623 См.об этом: Романович-Славатинский А.В. Система русского государственного права. Киев, 1886. T.I. С. 262–265; Ячменев Ю.В. Этико- политические ценности русского средневековья//Правоведение. 2001. С. 45. 627 Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1995. Т.1. С. 110, 117. 628 Недоверчивое и даже скептическое отношение многих современных православных церковнослужителей к Праву и всему правовому вообще можно отнести на счет появившейся в Новое и Новейшее время традиции отождествления Права и закона. Этой традиции не стоит поддаваться священникам Православной церкви, едва ли не в первую очередь, ибо Православие и Право – не просто однокоренные, а сущностью однородные понятия, обладающие духовной глубиной и некой неземной вечностью. Читать далее Источник: Право и православие. Монография/В.В. Сорокин. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. – 547 с. 500 экз. – ISBN: 5–9957–148-5

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

Baron. T. VII. p. 579: anno 572 Gregorius accepit sedem antiochenam. pag. 589. 614. 628. 680. 681. 685. 689. T. VIII. p. 44. 46. 48. 52. 78: anno 594 moritur Gregorius. Le Quien. – Muralt sub annis 589, 592: Gregoire meurt. Anastase est retabli. АНАСТАСИЙ во второй раз. 596–601. 6 лет. Chronic. paschal: τμγ´ λυμπις. νδικτ. I . μετ πατ. Μαυρικου Τιβερου τ η´. τοτω τ νιαυτ ναστσιος πατριρχης ντιοχεας πανλθεν ν ντιοχε μετ τελευτν Γρηγορου, πατριρχου γενομνου κα διαδεξαμνου πρ τοτου τν υτν ναστσιον. Evagr. L. VI. с. 22. – Theophan. T. I. sub anno 587: ντιοχεας Αναστασου τος α´ – Niceph. Call. L. XVIII. c. 23. 44. – Baron. T. VIII. p. 10. 11: anno 590 Gregorius papa dedit litteras ad Anastasium antiochenum. (Gregor. L. I. epist. 6. 7.). pag. 91. 95. 110. 129: anno 599 contigit mori Anastasium Sinaitam. Le Quien. – Muralt sub anno 599: Anastase meurt 6 ans après avoir été retabli. Век седьмой. 49. АНАСТАСИЙ, иной 602–610. 9 лет. Chronic. paschal: τμζ´ λυμπις. πατοι Φιλικιανς κα Τατιανς. τοτω τ τει κατ τ πρας το σεπτεμβρου μηνς τς ιδ νδικτινος πηγγλη, ς Αναστσιος πατριρχης ντιοχεας π σχολαστικν νηρθη π στρατιωτν. Theophan. sub annis, 593: ντιοχεας ναστασου τος α´: 601 βραοι φνευσαν υτν. Cedren. T. I. p. 712. – Ephrem στιχοι 1329– 1334. – Baron. T. VIII. p. 130: anno 599. pag. 112. 211: anno 609 Iudaei occidunt Anastasium. Le Quien. – Muralt sub anno 610: le patriarche Anastase est tué par les soldats. D’autres disent que les Juifs le tuerent. Третий круг времени с 637 года по 969-й Междупатриаршество. 611–659. По смерти Анастасия Антиохийский престол (по сказанию антиох. патриарха Макария у Брека) вдовствовал 22 года; потом будто бы патриаршил Григорий 24 года. Но так как никакой другой историк, ни греческий, ни латинский, не знает сего Григория, и так как он не упомянут и в церковной истории Александрийского патриарха Евтихия, написанной по-арабски и служащей почти единственным источником сведений об антиох. патриархах с 610 года по 937-й, то я не решаюсь включать его в число этих иерархов, зная, что в Брековом списке их иногда один и тот же патриарх числится дважды, как будто были два особые патриарха одного и того же имени. Таким образом у меня обозначается здесь антиохийское междупатриаршество в течении 50 лет с 611 года по 660. Такой числительный промежуток показан и в арабском списке антиох. патриархов, который напечатал англичанин Гумфред Годий in prolegomenis ad Chronicon Ioannis Malalae (смотри его y le Qnien-a).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Hymn 22.33–34. 567. Hymn 22.50–52. 568. Hymn 30.18–32. 569. Hymn 23.186–194. 570. Hymn 23.174–180. 571. Hymn 23.230–235. 572. Hymn 55.132–136. 573. Hymn 52.46–47. 574. Theol 2.238–246. 575. Hymn 7.25–27. 576. Hymn 13.37–47. 577. Hymn 13.48–50. 578. Hymn 21.114–117. 579. См. прим. 7 к этой главе. 580. Hymn 21.246–266. 581. Hymn 21.1–3. 582. См. мою статью «Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого». Вестник 61, 1968. Стр. 47–55. 583. Hymn 23.174–177. 584. Hymn 7.28–29. 585. Hymn 24.6–11. 586. Hymn 24.12–19. 587. Hymn 30.156–166. 588. Hymn 30.263–267. 589. Hymn 1.1–26. 590. Hymn 1.26–29. 591. Hymn 1.30–37. 592. Hymn 1.38–42. 593. Hymn 50.198–202. 594. Hymn 50.238–246. 595. Более подробно — в моей статье « «Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии пр. Симеона Нового Богослова». Вестник, 75–76. 1971. Стр. 151–170, особенно 168–170 (по–французски) 596. Eth 4.552. 597. Eth 1.3.82–86. См.: Часть II. Святая Евхаристия. Пр. 4. 598. Сар 1.51–52; Cat 28.403–410 599. Eth 3.203–205; 243–253. 600. Eth 3.257–263. 601. Eth 3.375–385. 602. Eth 3.399–402. 603. Eth 4.424–429. 604. Eth 4.856–861. 605. Eth 4.249–259. 606. Eth 4.260–269. 607. Eth 4.917–924. 608. Eth 5.184–193. 609. Eth 5.114–125. 610. Eth 5.212–214. 611. Eth 5.246–249. 612. Eth 9.239–245. 613. Eth 9.246–248. 614. Eth 9.303–305. 615. Eth 9.380–387. 616. Eth 9.390–407. 617. Eth 10.88–93. 618. Eth 10.697–713 619. Eth 10.813–821. 620. Eth 10.751–753. 621. Eth 11.157–186. 622. Euch 1.59–62. 623. Euch 1.152–154. 624. Euch 1.181–195. 625. Euch 1.196–211. 626. Euch 2.196–207. 627. Euch 2.208–224. 628. Euch 1.232–237. 629. Hymn 28.1–23. 630. Hymn 28.73–83. 631. Hymn 41.101–114. 632. Hymn 42.74–84 633. См.: Часть IV. Видение света. Прим. 71. 634. Hymn 42.120–125. 635. Hymn 55.82–92. 636. Hymn 50.91–109. 637. Hymn 23.13–19. 638. Hymn 23.122–128. 639. Hymn 23.267–268. 640. Hymn 23.319–326. 641. Hymn 23.346–354. 642. Hymn 23.394–414. 643. Hymn 23.517–520. 644. См.: Часть I. Братолюбивый Нищий.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

ал-Мунзира [И. Хабиб, с. 529; Балаз., А., с. 84], т. е. между 576 и 579 гг. Мухаммеду в это время было около восьми лет, т. е. он родился между 568 и 571 гг. Сражение при Нахле, в котором участвовал Мухаммад, немного не достигший 20 лет, произошло на третьем (читай тринадцатом) году царствования ан-Нумана (580–602) и при Хосрове Парвизе (590–628) [Балаз., А., с. 103]. Наконец, мы знаем, что ал-Аббас, умерший в 32/653 г. на 88-м году, был старше Мухаммада на три или четыре года, т. е. родился (с учетом расхождения лунных и солнечных лет) в 567 г. В свете этого вряд ли приходится сомневаться в прямом указании на то, что Мухаммад родился на 40-м или 42-м году правления Хосрова Ануширвана (531–579) [Балаз., А., с. 92, 103; Таб., I, 967], т. е. в 570–573 гг. 189 Его кунйа (т. е. прозвание по сыну) Абу Кусам [Балаз., А., с. 91], кунйа оставалась даже после смерти сына. Возможно, что и имя отца Мухаммада вторично – благочестивый псевдоним для какого-нибудь теофорного языческого имени. 192 Рассказ Халимы о детстве Мухаммада восходит к Абдаллаху б. Джафару б. Абу Талибу, без ссылки на людей, которые могли слышать Халиму [И. Хиш., с. 103]. Популярный в более поздней мусульманской литературе рассказ о Мухаммаде, как у него вынули что-то черное из сердца, передается с такой туманной ссылкой, что не остается сомнения в его рождении значительно позже смерти Мухаммада [И. Хиш., с. 106]. 193 «А семья его была в стеснении и нужде. Не были они сыты из-за малости того, что у них было. А когда с ними ел посланник Аллаха, то им хватало той еды, что была у них, и они так наедались, что больше не хотели. А посланник Аллаха в большинстве дней вставал утром, шел к Замзаму и пил из него, и часто, когда ему предлагали обедать, говорил: „Не хочу, я сыт " » [Балаз., А., с. 96]. Рассказы о благодати, сообщаемой Мухаммедом, очень распространены: у Халимы, как только она взяла Мухаммада на кормление, скот стал хорошо доиться, несмотря на бескормицу, чудеса подобного рода испытывали спутники Мухаммада по каравану в Сирию и т. д. Легендарность этого очевидна. Сложнее со сведениями о бедности Абу Талиба. Действительно, спустя лет двадцать ему не хватило средств, чтобы тратить на почетную обязанность кормления паломников 10–15 тыс. дирхемов в год (стоимость примерно 2000 овец). Однако это не значит, что его семья до этого жила впроголодь. Несомненно, что его бедность преувеличена для создания житийного образа Мухаммада, но в то же время здесь нельзя не видеть отголоски реальных трудностей сиротской жизни будущего пророка. 194 И. Хиш., с. 115–117; И. Сад, т. 1, ч. 1, с. 176. Некоторые исследователи сомневаются в самом факте поездки, поскольку не находят в Коране и высказываниях Мухаммада следов знакомства с интерьером христианских храмов и христианской литургией [Gaudefroy-Demombynes, 1969, с. 65].

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Арбоина, сельцо Вздылицк. Бердниково на Ковоше Дятелинск. Береза у погоста Озеретцк. Березняг Кипенск. Березовец на Ковоше Дятелинск. Березовик Болото у погоста Озеретцк. Бояницы, село Льешск. 806. 809 Боровичи Каргальск. 504. 536 Замозск. Бор на р. Систи Каргальск. Бродкино у моря » » другое » » третье Бронцевичи, село Замозск. 573. 586 Брызговичи, сельцо 576. 586. 588. 592 Брыховичи, сельцо Ястребинск. Будынец Малой Озеретцк. Будыни, сельцо Бегуницы, село у Ильи Св. на пог. Замозск. 578. 581. 592 Бело Поле на р. Лемовже Озеретцк. Беляш на рч. Пелети Ястребинск. Валгуша у моря, сельцо Каргальск. » Меньшая у моря Варьевалда над оз. Врьевалд » у моря Васокара на р. Систи Великая Пожня, на р. Аредежи Суйдовск. Велкота, сельцо на рч. Велк. Ратчинск. 562. 569 Вересть, сельцо, на рч. Верести Заретцк. 742. 745. 754 Верховье Озеретцк. 716. 726 Взвоз на р. Вруде Ястребинск. Вздылитцкий пог. Вздылитцк. Вздылицы, село у Ег. св. на пог. 861. 864. 867. 870. 874. 877. 878 Видонсково Заретцк. Вилякинское на Ковоше Дятелинск. Вистино, сельцо Каргальск. Витино Кипенск. Воиславль, село Врудск. 847. 856 Волгуево, сельцо Льешск. Волковичи Белые Кипенск. » Черные Волково Замозск. Волок Волын на р. Вруде Ястребинск. Волосница Заборовье Суйдовск. » на р. Суйде 705. 711. 709. 710 Волосово, сельцо Кипенск. 646. 678 Волочек Ястребинск. Вонялици у моря, сельцо Каргальск. Воронкино, сельцо Вотский Конец, сельцо Вруда, село на р. Вруде на пог. Врудск. 833. 836 Врудский пог. Вуночицы, село Ратчинск. 555. 562 В Залесном мосту Дягиленск. В Заречье на пог. у Спаса Заретцк. 734. 749. 752 Вымчяние Ратчинск. 559. 564 Высокая Гора Дятелинск. 628. 635 Вытокша Кипенск. Верницы Замозск. Вязок на р. Вруде Ястребинск. Вяз на р. Луге Гавриловское на Ковоше Дятелинск. 627. 633 Гверезна Суйдовск. Глазсковичи, село Замозск. 581. 584. 602 Глездово Болото 579. 603 Глобицы, сельцо Глобоницы Каргальск. Глубокое над оз. Глубоким Глумици, сельцо Заретцк. 727. 746. 742. 754 Глухово, сельцо Кипенск. Глебова Гора Дятелинск.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Букв. «поставлено посреди». 591 Т.е. препятствия. 592 Сир. mqaddmut ida " ta соответствует греч. prognosis (предвидение, знание наперед). 593 Синтаксис этого абзаца крайне сложен. 594 Смысл фразы заключается в том, что Бог не изменяет Своих первоначальных намерений в зависимости от поведения и действий людей: конечное воздаяние основывается на Его предвидении, а не на человеческих деяниях. Более подробно те же мысли развиты преп. Исааком в беседах 39–й и 40–й. 595 Преп. Исаак употребляет три термина, которые являются синонимами и означают «движения». 596 Букв. «гладь океана мира естества Его». 597 Или «Шехины невидимости». См. прим. 22 к Беседе 5. 598 Учение о девяти чинах ангелов заимствовано преп. Исааком из ареопагитского трактата «О небесной иерархии». 599 Т.е. возгласов «Свят, свят, свят!» 600 Букв. «места святыни». 601 Ср. Ис.6:4. 602 Сир. su " ranaya соответствует греч. praktikos (деятельный, практический). 603 Или «Промысла». 604 Букв. «удалившись». 605 Букв. «не воскипают движения (zaw " e)». 606 Букв. «о том, что Его и что в Нем». 607 Букв. «его чувствительность противится». 608 Тема опьянения любовью Божией — одна из основных в восточно–христианской мистической традиции: ее мы находим у Оригена, св. Григория Нисского, преп. Ефрема Сирина и многих других авторов. 609 Вар. «по причине своего открытия». 610 Ср. Лк.9:54. 611 Вар. «в результате своего открытия». 612 Вар. «с открытой области борений». 613 Букв. «познанию опытов (испытаний) с помыслами». 614 Вар. «умственную область борений». 615 Букв. «перемены». 616 Вар. «на стадионе». 617 Ср. 1 Кор.9:24–25. 618 Вар. «спасения». 619 Букв. «полные преткновения». 620 Вар. «на всех часах» (т. е. на богослужениях часов). 621 Букв. «через чистоту». 622 Букв. «движения». 623 Ср. Фил.4:18. 624 Сир. hullale — термин, означающий также разделы Псалтири, которые читались за богослужением. См. прим. 11 к Беседе 35 625 Букв. «телесных». 626 Ср. 1 Кор.15:28. 627 Т.е. в Ветхом Завете и в Новом Завете. 628 Букв. «знания всех». 629

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Еще одним важным фактором стало серьезное изменение противников империи на восточных и южных границах. Персы, давний враг Рима, формировали свое войско по аналогичным своим западным соперникам принципам. Активно привлекая к службе национальные контингенты из проживающих на территории страны народностей, они пользовались и услугами наемников-кочевников. При довольно умелом обращении с оружием, в том числе стрелковым, персидская пехота была известна низким боевым духом, неоднократно отмечавшимся в источниках еще античных времен, зачастую обращаясь в бегство при малейших трудностях. Это приводило к часто вынужденному использованию по преимуществу осторожно-оборонительной тактики действия сасанидов на поле боя. Полководцы персов предпочитали не рисковать, вступая в битву только при численном перевесе. В «Аин-Намэ» (букв. «Книге установлений»), известной нам лишь во фрагментах, дается такая рекомендация полководцу: «Не следует войску сражаться с врагом, если число его не превышает в четыре или три раза числа врагов; если же враг нападает на него, то оно может сражаться, если превышает число врагов приблизительно в полтора раза» 221 . Кроме того, персы старались не ввязываться в долгую рукопашную борьбу, предпочитая массовый стрелковый бой. Часто они оттягивали начало битвы до второй половины дня, чтобы при неблагоприятном развитии боя отступить, пользуясь ночной тьмой 222 . Эти тактические приемы были хорошо известны и византийцам, которые часто и охотно их применяли. Увы, недостаток источников не позволяет нам подробно описать мотивацию воинов персидской армии войны 602–628 годов. Сам Хосров ΙΙ, как уже упоминалось, видел в этом конфликте определенный религиозный подтекст. Однако разделяли ли эти мысли его воины? Ответа, к сожалению, нет. Экспансия арабов под знаменем ислама столкнула византийцев с совершенно иным противником, совершенно очевидно воспринимавшим свои действия как религиозный подвиг. Это мнение разделяли не только полководцы, но и рядовые воины, которые не боялись решительных действий и часто нападали даже на превышающих по численности врагов. Для многих из них смерть в бою была желанна, обещая попадание в рай в общество гурий, обеспечивавших героев всеми возможными блаженствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Представленная работа не может подробно касаться истории этих артефактов и проблемы их подлинности, для нас важно понять, почему именно эти реликвии использовались для освящения войска. Если проанализировать многочисленные упоминания Святого Креста и Орудий Страстей в богословии и гимнографии, то можно достаточно легко выделить аспекты, связанные с мифологемой победы жизни над смертью. Учитывая весьма непростое окружение и наполненную войнами историю Византии, становится вполне объяснимым, что в мировоззрении ромеев тема смерти и варварских набегов стала тесно связываться. Как следствие, и победа Христа над адом стала приобретать и вполне земные аспекты. Грубо говоря, если Спаситель победил саму смерть, то Ему не составит большого труда победить и сонмы врагов, осаждающих верных Его Имени людей. Важнейшее влияние на появление этой мысли оказала история войны Византии с Хосровом II 602–628 годов. Победный перелом в этой войне в 20-х годах стал трактоваться как победа Креста, триумфом которого стало его торжественное возвращение в Иерусалим императором Ираклием. Примечательно, что со временем Ираклия связано и заметное увеличение военной риторики в византийской гимнографии. События этой войны, а особенно ее заключительной части, вдохновили на написание до сих пор украшающих православное богослужение произведений. В них можно найти много достаточно интересных примеров переосмысления конкретных фактов в духовно-мистическом ключе. Первым классическим примером этого становится праздник Крестовоздвижения. Его тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя… победы царям на варваров даруя… сохраняя Крестом Твоим устройство государства» 421 , говорит, что уже не император спасает население страны и Св. Крест от врагов, а Бог силой Креста спасает страну, где живут почитающие Его люди и правят стражающиеся за Него цари. В написанном в начале VII века 422 кондаке этого праздника оттеняется мысль о том, что благочестивые воины, возглавляемые императорами, имеют в союзе Крест как «оружие мира – непобедимое победное знамение» (πλον ερνης ττητον τρπαιον). Примечательно, что здесь не только в очередной раз поднимается тема, что войны ромеев есть защита мирной жизни, но и то, что для описания «оружия мира» используется термин «πλον», помимо общего обозначения военного снаряжения, имеющего изначальный узкий смысл как «щит» – т. е. оружие принципиально защитного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это делает совершенно оправданной рассмотрение «Стратегикона» как промежуточного звена между концепцией «всеобщей справедливости» и мотивами сакрализации войны, ведущейся во имя защиты веры. 2.2. Противостояние Византии и Персии в первой трети VII века Рассматривая проблему появления мотивов священной войны в византийской историографии VII века, следует привести два мнения. В. В. Кучма утверждает: «Непреходящая заслуга Маврикия в истории общественно-политической мысли Византии заключается в том, что он смог опереть здание фемной военной организации на прочный идеологический фундамент, в котором роль скрепляющего раствора была призвана играть христианская догматика» 185 . С. Э. Зверев же связывает принципиальные изменения в характере византийских войн с арабским нашествием 186 . На наш взгляд, первые осознанные попытки придать войнам Византии сакральный статус произошли между этими вехами во время правления императора Ираклия. Именно война с Хосровом II стала первым классическим примером «священной войны», причем сакральный характер первыми ей придали сасаниды. Соглашаясь с высказыванием В. В. Кучмы в целом, следует отнести ее не к Маврикию (императору или условному автору «Стратегикона»), а именно к Ираклию. Именно ему удалось вырастить из представлений предшествующей эпохи о тотальной «справедливости превыше всего» идею религиозного противостояния и священности долга защиты веры пред лицом иноверных завоевателей, которая действительно сыграла значительную роль в выживании Византии перед лицом серьезнейших опасностей нового периода ее истории. Экспансия же ислама лишь усилила эти уже сложившиеся элементы. Византийско-сасанидская война 602–628 годов стала одной из самых тяжелых в истории обеих стран. Поэтому ее характеризация Л.Н. Гумилевым как «Мировой войны VII века» 187 представляется вполне уместной. Ее официальной причиной была провозглашена месть за убийство Маврикия узурпатором Фокой и, соответственно, возвращение высоко ценимой не только у ромеев, о чем говорилось в предыдущем разделе, но и в зороастризме. Хосрова II поддержал и совет при шаханшахе, состоявший из знати и высшего жречества, а при дворе появился своеобразный «Лжефеодосий», выдававшийся за спасшегося от казни старшего сына императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010