В VII веке с древним праздником Воздвижения Церковь соединила воспоминание другого священного события, вновь прославившего Животворящий Крест Господень. Это событие было славное возвращение Животворящего Креста из Персии. По воцарении греческого императора Фоки (602–610), Хозрой II, царь Персидский, объявил ему войну под предлогом отмщения за смерть Маврикия и его детей. Ираклий I (610–629) низложил Фоку и должен был сражаться с персами, которые в 614 году в июне перешли Иордан и опустошили Палестину и Иерусалим; умертвили многих священнослужителей, монашествующих и благочестивых мирян; сожгли иерусалимский храм Воскресения; похитили все, что было в храме драгоценного – множество сосудов и, между прочим, Древо Креста Христова. Патриарх Захария с многочисленным народом взят был в плен 293 . Святыня 14 лет была в руках язычников, впрочем, ко славе своей: молва, распространившаяся в Персии с принесением Креста Господня, что сюда пришел Бог христианский, таким страхом объяла сердца язычников, что они оставили неприкосновенным не только самое Древо и кивот, в котором оно хранилось, но и сокровища, украшавшие кивот. Многие из язычников, слыша о силе Креста, обращались ко Христу 294 . Сирой, или Сироэс, сын и преемник Хозроя на персидском престоле, силою римского оружия принужденный заключить мир с греческим царем Ираклием, в конце 628 года возвратил пленных и св. Крест. Радуясь и благодаря Бога за великую милость, ниспосланную христианам возвращением святыни, царь сам с патриархом, клиром и народом благоговейно встретил в Константинополе и отсюда в 629 году сопровождал возвращавшийся Крест до Иерусалима, чтобы там принести благодарение Богу за дарованные Им победы 295 . Дойдя до горы Елеонской, царь Ираклий приял Крест на рамена свои, чтобы нести его до храма Воскресения. Но у врат на Голгофу невидимая сила останавливает Крест. Патриарх Захария, сопровождавший Крест, внушил царю, что Сын Божий нес древо креста на Голгофу не в царском величии. но в смиренном образе раба. Тронутый внушением святителя, царь смирился, отложил царские одежды, и босой на другой день внес Животворящий Крест во храм, на то место, откуда он похищен был персами. Христиане с радостию взирали на торжество Креста Господня. Во храме, по древнему обыкновению, Крест снова воздвигаем был руками патриарха, и народ в умилении восклицал: «Господи, помилуй» 296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В большинстве своём, это были епархии Западной Армении. В итоге все эти события в отделившейся Армянской Церкви произвели брожения, которые могли бы привести к церковному воссоединению армян-монофизитов с греками. И временами такое воссоединение было близко к успеху; оно естественно усилилось благодаря объединительной и компромиссной политике императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.). Хотя поначалу император и начал преследования противников Халкидонского Собора в греческой части Армении, что привело к возраставшему отчуждению между греками и армянами-монофизитами, но впоследствии император Юстиниан повернул свою политику в русле икономии: он уделял особое внимание греческой Армении, наводил там порядок, боролся со злоупотреблениями византийских чиновников, строил церкви и монастыри. На V Вселенском Соборе в 553 г. Армянская Церковь , формально не представленная, мыслилась как бы в союзе с Церковью Византийской. В знак братского единения читано было на Соборе послание св. архиепископа Саака Партева к св. Проклу Константинопольскому . Восстание армян (в 572 г.) против персов под водительством князя Мамиконяна (Вардана Второго), получившего помощь от императора Юстина II (565–578 гг.), на время низложило персидскую власть в Двине. Однако сильное персидское контрнаступление заставило князя Вардана, католикоса Uoahha II (557–574 гг.) и других вождей восстания бежать в Константинополь, где Юстин II недавно опубликовал свою «Программу», и вновь решительно поддержать постановления Халкидонского Собора. В 573 г. армяне во главе с католикосом решили соединиться с Константинопольской Церковью и вступить в общение с халкидонитами. Католикос Иоанн II умер в Константинополе год спустя. Надо отметить, что армянское восстание против персов (в 572 г.) под руководством полководца Вардана оживило интерес к грекам. Хотя эта семилетняя борьба, как и первое восстание полководца св. Вардана Мамиконяна (Первого) полтора века тому назад, были персами подавлены, но в 589 г. был заключён военный союз армян с греками; в это время император Флавий Маврикий (582–602 гг.), вмешавшись во внутренние усобицы персов, с помощью своего знаменитого полководца, армянина-халкидонита Нарсеса, посадил на шахский престол Хосрова; взамен шах Хосров (590–628 гг.) уступил Маврикию часть Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В любом случае в его время оно ещё однозначно воспринималось как домашний семейный праздник, в который при случае могли включаться молитвы христианских священнослужителей. То, что это не всегда происходило без диссонанса и неловкостей, следует из письма 232, направленного святителем Григорием некоему Диоклу, которого тот предостерегает, что не следует на свадьбе соединять несоединимое, “епископов и скоморохов, молитвы и шум, пение псалмов и флейтистов” 22 . Сходные мысли выражает и современник святителя Григория, проповедник антиохийского кафедрального собора Иоанн (†407), позднее названный Златоустом. Он убеждает своих слушателей приглашать священников, если они хотят праздновать свадьбу, “чтобы те молитвой и благословением ( δι’ εÙχîν καˆ εÙλογιîν) скрепили согласие совместной жизни” 23 . Но коль скоро и он считает необходимым указать верующим на то, что не годится с одной стороны приглашать на свадьбу священника, а с другой — не гнушаться буйного веселья 24 , то возможно, что его подвиг на это печальный опыт — точно так же, как и Григория, которому при его известной чувствительности не только физическая болезнь могла воспрепятствовать принять приглашение на свадьбу. 5. “…Венцы драгоценные” Призыв Златоуста торжественно молчать ( σιγ¾ καˆ εÙκοσμα ‘молчание и порядок’) 25 на домашних свадебных церемониях наверняка остался бесплодным. Так, Феофилакт Симокат († после 628) 26 сообщает 27 , что свадьба императора Маврикия (582–602) и Константины, дочери его предшественника Тиберия I, которая, очевидно, состоялась в сентябре 582 г., праздновалась во всём Константинополе семь дней со множеством разного рода увеселений. Повсюду слышались флейты, дудки и кифары. Множество фигляров демонстрировало публике свои фокусы, а мимы на сцене комично передразнивали, кого только хотели. Тем не менее патриарх Иоанн IV (582–595), который по праву получил прозвище Νηστευτς ‘воздержанный, постник’, без промедления отправился в императорский дворец, как только был туда призван исполнять свои обязанности.

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-venchanie...

Максима, патриарх Сергий просил некоего павлианиста (сторонника яковита Павла Чёрного ) Георгия Арсу (Αρσς) составить подборку изречений отцов о едином действии, заверяя, что это поможет соединению Церкви. Из рук Арсы этот текст попал к правосл. Александрийскому патриарху Иоанну III Милостивому, и лишь персид. нашествие помешало патриарху «совершить его низложение» (неясно, идет ли речь об Арсе или о патриархе Сергии). Из этого следует, что первые контакты патриарха Сергия с монофизитами по поводу «единого действия» начались ок. 618 г. (дата персид. вторжения в Египет и отъезда Иоанна Милостивого из Александрии), за неск. лет до встречи И. с Павлом Одноглазым. Новый импульс учреждение унии вост. Церквей получило после капитуляции Персии и возвращения Египта, Сирии и Зап. Армении под власть Византии (628). На волне энтузиазма по случаю победы над врагами Христа И. активизировал переговоры с антихалкидонитами. Теперь император собирался опереться не столько на богословские аргументы, сколько на свой политический авторитет спасителя и оплота всего христ. мира. Однако в Эдессе его ждало разочарование. Торжественно встреченный местными христианами во главе с яковитским еп. Исаией, И. на Рождество (630?) явился в собор на богослужение и демонстративно подошел к причастию; однако еп. Исаия объявил императору, что приобщит Св. Таин только после того, как он отречется от Халкидонского Собора. Яковиты подверглись репрессиям, но стало ясно, что без богословской дискуссии не обойтись. И. вновь просит патриарха Сергия прислать ему в Эдессу свидетельства отцов об одном действии Христа ( Mansi. T. 11. Col. 536DE). В кон. 630 - нач. 631 г. И. провел переговоры с предстоятелями крупнейших монофизитских Церквей Востока. Одним из главных аргументов, заставивших вступить в контакт с императором только что избранного арм. католикоса Езра I Паражнакертци , была угроза воссоздания халкидонитского Армянского католикосата (существовавшего в 588-602 в Аване ). На встрече в Эдессе католикос Езр и И.

http://pravenc.ru/text/673855.html

Нахождение части древа Креста Господня в Иерусалиме подтверждается и другими историческими данными. В VII в. в царствование византийского императора Фоки (602—610 гг.) эта великая христианская святыня на время попала в руки персов. Хозрой, царь персидский, вступив в войну с Фокой, покорил Египет, Африку и Палестину, взял Иерусалим, разграбил его сокровища и в числе этих сокровищ взял из Иерусалима и древо Животворящего Креста Господня и отвез его в Персию. Но Господь не попустил неверным долго владеть христианской святыней. Преемник Фоки имп. Ираклий некоторое время не мог победить Хозроя, и тогда он обратился к Богу с молитвой о помощи. Он приказал и всем верующим своего царства совершать молитвы, богослужения и посты, чтобы Господь избавил от врага. Господь даровал Ираклию победу над Хозроем, который сам был убит своим сыном. Ираклий после этого отобрал у персов многоценную святыню христиан — честное древо Креста Господня и решил перенести его торжественно снова в Иерусалим. В 628 г. император Ираклий, достигнув Иерусалима, возложил св. древо на свои плечи, нес его, одетый в свои царские одежды. Но вдруг у ворот, которыми восходили на Лобное место, неожиданно остановился и не мог сделать дальше ни шагу. И тогда Захарии, патриарху константинопольскому, вышедшему вместе с жителями Иерусалима навстречу царю, было откровение от светоносного ангела, что невозможно древо, которое нес Христос в состоянии уничижения, нести в царских одеждах. Тогда царь облекся в простую и бедную одежду и, с босыми ногами, в таком виде внес св. древо в церковь на то место, где оно находилось до взятия Хозроем. Здесь честное древо Креста Господня находилось и в последующее время. По крайней мере, в начале IX в. в числе клира храма Воскресения были два пресвитера стража, на обязанности которых лежало охранять св. Крест и сударий. При крестоносцах св. древо также, несомненно, находилось в Иерусалиме и не раз служило ободрением и охраной их войскам в битвах с неверными. Однако дальнейшая судьба честного древа Креста Господня в точности не известна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О причинах неуспеха комиссии см.: Сергеевич. Ук. соч.; Платонов. Лекции. С. 624–628. 594 Латкин. Учебник (1909). С. 63; Сборник. 93. С. 541, 92, 162, 192, 257, 305, 349, 370. 595 См. прим. 340; Крылов В. Екатерининская комиссия в ее отношении к духовенству как сословию, в: Вера и разум. 1903. 8. С. 480. 596 Сборник. 36. С. 185–188. Введение. С. IV–VII; проект — с. 179–231; о духовенстве — с. 185; мнение Святейшего Синода — с. 187–188. 597 Там же. С. 188. 598 Сборник. 7. С. 378. О предпочтении великорусских епископов: Титлинов. Гавриил Петров. С. 46; Харлампович. 7. С. 488. В «Каталоге членов Синода» (Чтения. 1917. 2. Смесь) всегда приводятся данные об их происхождении. 599 Попов. Арсений Мацеевич. С. 360. 600 Епископы были вскоре наказаны за свое несогласие с Димитрием Сеченовым: 26 мая 1763 г. Афанасий был переведен из Твери в Ростов, 4 июня Гедеон отпущен из Синода в свою епархию, а 25 июля был переведен в Казань Вениамин (Каталог, в: Чтения. 1917. 2. Смесь. С. 16; Попов. Арсений Мацеевич. С. 361). По Харламповичу (с. 638), Гедеон Криновский не был украинцем. 601 ПСПиР. Е. II. 1. 22; 64; Завьялов. С. 123. 602 ПСЗ. 16. 11643; ПСПиР. Е. II. 1. 37; Попов. Ук. соч. С. 363, 367. 603 Цит. по: Иконников. Арсений Мацеевич, в: Русс. ст. 1879. 9. С. 4. 604 Попов. Ук. соч. С. 382, 381–383. Это анафемствование возникло, вероятно, после Поместного Собора 1503 г. Оно основывалось на одном подложном правиле 5 Вселенского Собора, которое содержалось в рукописном Синодике 1642 г. Этот Синодик находился в Ростове у Арсения (Иконников. Ук. соч. С. 5). Описание торжественного предания анафеме см.: Чтение. 1862. 2. Смесь. С. 15–20. Ср.: Попов Н. Описание рукописей Симонова монастыря, в: Чтения. 1910. С. 90. 605 Попов. Ук. соч. С. 393–395; Завьялов. Указ. соч. С. 127, 132. 606 Завьялов. Ук. соч. С. 130; Попов. Ук. соч. С. 338. Доношение от 6 марта 1763 г., в: Чтения. 1862. Смесь. С. 25–39; у Попова (с. 400–404) дан только пересказ содержания. 607 Попов. Ук. соч. С. 404. 608 Дело Арсения Мацеевича, в: Чтения. 1862. 3. Смесь. С. 158–162 (ошибка в пагинации! Надо: 258–262 — В. Филипп). 609

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Получив образование, он вступил в брак, но в скором времени овдовел. Тогда же преподобный Дометиан принял иночество и стал проводить свою жизнь в подвигах поста и молитвы. В возрасте 30-ти лет преподобный Дометиан был поставлен епископом города Мелитина (Малая Армения), Сочетая строгое подвижничество с миссионерской деятельностью, преподобный Дометиан много потрудился над распространением христианства в восточных странах. Он был не только добрым пастырем для своего стада, но светильником и помощником для других народов. Византийский император Маврикий (582–602) неоднократно посылал святого Дометиана в Персию к персидскому царю Хосрою II (590–628). Благодаря его посредничеству между Византией и Персией были установлены мирные отношения. Преподобный стал другом императора Маврикия, который его щедро вознаградил. Полученные богатства преподобный раздал на нужды Церкви, странноприимных домов, для пропитания нищих. По возвращении в Константинополь преподобный Дометиан вскоре преставился ко Господу (†601). Честное тело его было погребено в присутствии императора и многочисленного собора священнослужителей, а затем перенесено в его родной город Мелитину. Преподобный Маркиан пресвитер Родился в знатной семье в Риме; впоследствии переселился с родителями в Константинополь, где жил в царствование императора Маркиана (450–457). Юноша Маркиан усердно учился, посещал все церковные службы в Патриаршем соборе. Отличаясь умом и чистотою жизни, он был замечен Патриархом Константинопольским Анатолием (445–458) и удостоен пресвитерского сана, а затем поставлен икономом (т. е. управляющим церковным имуществом и хозяйством) собора Святой Софии, Премудрости Божией. После смерти родителей святой Маркиан унаследовал немалое богатство, которое истратил на помощь бедным. По слову Господню «просящему у тебя дай» ( Мф. 5, 42 ), он раздавал все, что имел, вплоть до необходимой ему одежды. На свои средства преподобный Маркиан построил в Константинополе храм во имя святой мученицы Анастасии Узорешительницы († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преемником Домна III, подписавшего акты V Всел. Собора, стал Анастасий I Синаит (559-570), синайский монах родом из Палестины. При Юстине II Анастасий был смещен с кафедры и удалился в Иерусалим (570). Его место занял синайский игум. Григорий I , при к-ром в Антиохии случилось 2 сильных землетрясения (сент. 580 и окт. 588); во время последнего погибло ок. 60 тыс. жителей ( Евагрий. Церк. ист. V 17). В сер. VI в. вост. провинции Византийской империи стали ареной военных действий: после захвата персид. шаханшахом Кавадом Амиды, Феодосиополя и Армении (530) начался длительный период противоборства Византии и Ирана, сказавшегося и на положении АПЦ. Уже в 540 г. армия шаханшаха Хосрова I Ануширвана вторглась в Сирию, захватив Иераполь (Маббуг), Апамею, Халкиду, Верою (Халеб) и Антиохию. Византии удалось вернуть захваченные города, но Хосров I успел вывести в Персию огромное количество пленных, для к-рых близ Селевкии Ктесифона был основан город Антиохия Хосрова; построенные там 2 христ. храма были позднее освящены Патриархом Антиохийским Анастасием I. Новое нашествие персов имело место в 576 г. Наконец, в 606 г. шаханшах Хосров II Парвиз под предлогом мести за убитого узурпатором Фокой имп. Маврикия захватил вост. провинции империи, в т. ч. Сирию и Финикию (602-603). Вернувшийся по смерти свт. Григория I (593) на Антиохийский престол Анастасий I Синаит оставался Патриархом до своей кончины (598). Его преемником стал др. соименный ему синайский монах сщмч. Анастасий II (нач. 599-609), к-рый был убит иудеями, поднявшими в Антиохии восстание против насильственных обращений в христианство, практиковавшихся в правление имп. Фоки. Персов, оккупировавших вскоре Антиохию, Дамаск (613) и Иерусалим (614), иудеи встречали как освободителей. В 622-628 гг. визант. имп. Ираклию удалось вернуть Восток под власть империи. После победы над персами и торжественного возвращения захваченного ими Честного Креста в Иерусалим (21 марта 630) Ираклий предпринял новую попытку примирения с нехалкидонитами. Ее основой стала сформулированная Патриархом К-польским Сергием идея о едином действовании (νργεια) Христа - учение, развившееся вскоре в ересь монофелитства .

http://pravenc.ru/text/115764.html

Раскопки дома римского времени (Археологический музей Воль) В нач. весны 614 г., в ходе продолжительной византийско-персид. войны (602-628), персид. армия полководца Шахрбараза подошла к И. При известии о приближении персов мн. жители сельской местности укрылись в окруженном мощными стенами И. Оставшись без помощи разбитой визант. армии, жители не имели надежды отстоять И. и согласились сдать город персам при условии сохранения их жизни и имущества. Договор с Шахрбаразом заключил патриарх Захария Иерусалимский. В город был введен персид. гарнизон. Однако часть населения И. была настроена к персам враждебно, обвиняла патриарха Захарию в измене, и вскоре в И. произошло восстание, в ходе к-рого персид. отряд был перебит, а патриарх Захария, видимо под угрозой расправы, прервал отношения с персами. Во время восстания была вырезана иудейская община города, приветствовавшая установление власти персов. 15 апр. город был осажден персами и 5 мая взят штурмом. Персы и поддерживавшие их иудеи в течение 3 дней избивали христ. население и грабили город. В источниках приводится различное число людей, погибших от рук завоевателей: 17 тыс. чел. по Себеосу ( Себеос, еп. История имп. Иракла. Гл. 24/Изд.: К. П. Патканов. СПб., 1862), от 37 до 66 тыс. чел. по явно преувеличенным данным Антиоха Стратига ( Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима/Изд.: Н. Я. Марр. СПб., 1909. С. 58-63). Многие из оставшихся в живых, в т. ч. патриарх Захария, были уведены в плен и расселены в персидской Месопотамии. Храм Гроба Господня был сожжен, мн. храмы и святыни сильно пострадали и впосл. более не восстанавливались, сокровища и церковные реликвии, в т. ч. Животворящее Древо Креста Господня, были отправлены ко двору шаха Хосрова II (Там же; Chron. Pasch. P. 704-705; Antonius Chozibita. Vita S. Georgii Chozibitae/Ed. C. Houze//AnBoll. 1888. Т. 7. P. 129-130; Себеос. 1862. Гл. 29; Chron. Edess.; Theoph. Chron. P. 300-301). Две христ. реликвии, Св. копье и Св. губка, были вывезены из Иерусалима в К-поль и положены в соборе Св. Софии (Chron. Pasch. P. 705).

http://pravenc.ru/text/293782.html

Царица Елена оставила половину креста в церкви гроба Господня, а другую половину вместе с гвоздями послала сыну своему – Константину Великому . Благочестивым путешественникам позволялось брать с собою небольшие частицы от оставшегося в Иерусалиме древа, так что в скором времени части животворящего креста Христова распространились и почитались во всем мире. Обретение честного и животворящего креста Господня происходило в 326 г. по Р. X. Затем приступили к созданию на этом месте храма во славу воскресения Христова и по сооружении его чрез десять лет и обновлении (в 335 г. 13-го сентября) установили ежегодно торжественно праздновать воздвижение честного креста Господня сентября в 14-й день. В этот день положено соблюдать пост ради крестных страданий, претерпенных за нас Господом нашим Иисусом Христом. (Свящ. Гр. Дьяченко). II. Возвращение креста из Персии и усугубление праздника. В 7-м веке с древним праздником воздвижения церковь соединила воспоминание другого священного события, вновь прославившего животворящий крест Господень. Это событие было славное возвращение животворящего креста из Персии. По воцарении греческого императора Фоки (602 – 610), Хозрой II, царь персидский, объявил ему войну под предлогом отмщения за смерть Маврикия и его детей. Вскоре Фока низложен был Ираклием, который и должен был сражаться с персами в 614 году в июне они перешли Иордан и опустошили Палестину и Иерусалим; умертвили многих священнослужителей, монашествующих и благочестивых мирян; сожгли иерусалимский храм воскресения; похитили все, что было в храме драгоценного – множество сосудов, и между прочим древо креста Христова. Святыня четырнадцать лет была в руках язычников, впрочем ко славе своей: молва, распространившаяся в Персии с принесением креста Господня, что сюда пришел Бог христианский, таким страхом объяла сердца язычников, что они оставили неприкосновенным не только самое древо и кивот, в котором оно хранилось, но и сокровища, украшавшие кивот. Многие из язычников, слыша о силе креста, обращались во Христу. Сирой и Сироэс, сын и преемник Хозроя на персидском престоле, силою римского оружия принужденный заключить мир с греческим царем Ираклием, в конце 628 года возвратил пленных и св. крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010