Эпоха визант. правления завершилась в нач. VII в. В 614 г. в ходе войны (602-628) с Византией персы захватили Иерусалим и всю остальную территорию региона. Христ. храмы и святыни, особенно в Иерусалиме и других важнейших местах паломничеств, были разграблены. С этого момента влияние Византии на историю П. ослабевает. После 15-летней персид. оккупации имп. Ираклию удалось одержать победу над персами и вернуть П. под визант. власть на краткий период (ок. 630 - ок. 638). Адм. структуры провинций, городское хозяйство, экономика, военные гарнизоны и система обороны границы П. пришли в упадок и не могли быть быстро восстановлены; контроль над регионом и соседними с ним областями был минимальный. В ходе начавшихся вскоре арабских завоеваний П. была быстро захвачена. В 641 г. последним из городов П. арабы захватили Кесарию, ок. 7 тыс. ромеев были убиты. Эпоха мусульманского господства (нач. VII - нач. XX в.) (См. также в статьях Иерусалимская Православная Церковь , Арабы-христиане , Халифат , Омейяды ). Получив П. в свое управление, арабы-мусульмане первоначально провозгласили основой своей политики религ. толерантность. Прямых преследований христиан не проводилось. Все немусульм. общины пребывали в равном положении, и арабам было выгодно поддерживать в большей степени иудеев, противопоставляя их более многочисленным христианам. В VII-VIII вв. христ. Церковь в П. начала быстро приходить в упадок, число прихожан сокращалось, многие из них, особенно греки, эмигрировали в Византию. Христиане П. попадали во все большую изоляцию, церковные иерархии Иерусалима теряли связи с др. христ. Патриархатами. Несмотря на первоначально выгодное положение для иудеев, их общины постепенно оказались в той же ситуации упадка. П. исламизировалась; уже в VIII-IX вв. и христиане, и иудеи, и др. древние религ. группы в П. превратились в меньшинства. В структуре раннего ислам. халифата, особенно в период правления династии Омейядов (656-750), П. занимала важное место. Столица халифата находилась в Дамаске; халифы многократно посещали Иерусалим, имели здесь резиденцию. Несколько дворцов-резиденций было построено в Заиорданье, в степи, в привычной для кочевников среде (см. подробнее в ст. Иордания ). Однако после перенесения столицы халифата в Багдад в сер. VIII в. П. стала глухой провинцией. Упоминания о ней в средневек. источниках и сведения о жизни населения П. в течение мн. столетий становятся крайне скудными.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Эта икона прочно связывалась в сознании византийцев с идеей суда. 44 Калабрия – низменный полуостров в Южной Италии. 45 Намек на упомянутого далее под своим настоящим именем монаха Григория Акиндина (ученика, затем противника св. Григория Паламы ) и вредоносность его учения, основанный на игре слов: Акиндин – безопасный и Поликиндин – многоопасный. 46 Иоанном Кантакузеном. 47 В Азию. 48 Селями Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином, вылившееся в многолетнюю гражданскую войну (начало 1340х – 1354 гг.) и закончившееся отречением Кантакузина. 49 Букв.: «трофей», т.е. памятник из захваченного оружия, воздвигнутый победителями на месте обращения врага в бегство. 50 Т.е. в середине цикла, образуемого семью седмицами (включая Страстную) Великого поста. 51 В славянской Триоди добавлено: «Иоанн умер в тридцатый день». 52 Возможен перевод: «от храма Господня», т.е. соборного храма Синайского монастыря, освященного в честь Преображения Господня; сей палестры — иносказательное обозначение Синайского монастыря как места аскетических подвигов (палестра — в античной Греции помещение для борьбы и атлетических упражнений). 53 Подразумеваются двадцать девять «слов», на которые разделена Иоаннова «Лествица». 54 Святитель Андрей Критский , или Иерусалимский († ок. 725, память 4 июля ). 55 Он написал полные каноны на многие праздники, – ныне употребляемые: на воскрешение Лазаря, Неделю жен-мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы, Зачатие, 24 июня, 20 декабря Игнатию Богоносцу ; ныне не употребляемые: на Воздвижение, Сретение, 29 июня и 23 июля (мч. Трофиму и дружине его), 1 августа (Маккавеям). 56 Т.е. смотрителем сиротских приютов (греч.) 57 Митилена – город на ове Лесбос (по современной карте). 58 Ираклий (575–641) – Византийский император; царствовал с 610 по 641 г. 59 Хозрой I, Великий – Персидский царь из династии Сасанидов. Свергнут с престола и убит сыном Сироем в 628 г. 60 Византийский император Фока царствовал с 602 по 610 г. Отличался крайней жестокостью.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Период мирных отношений с Византией (591-604) Хосров II Парвиз использовал, чтобы, истребив большинство родственников, подавить мятежи недовольных в Хорасане, Горгане и Табаристане. В 598-599 гг. был превращен в сатрапию Йемен, в 602 г. лишена самоуправления Хира. Религиозная политика шаханшаха отличалась большой веротерпимостью. Должность главного сборщика налогов впервые занял купец и ростовщик несторианин Йазден. Шаханшах особо благоволил к монофизитам; важную роль в этом сыграли его жена Зейрем и придворный врач Гавриил Кашкарский. Тем не менее до 604 г. при дворе благодаря стараниям католикоса Савришо преобладало влияние несториан, но после смерти католикоса шаханшах оказался под влиянием Гавриила. В это время началась персидско-визант. война (602-628): заняв Месопотамию, одна часть войск Хосрова II двинулась через М. Азию к К-полю, другая захватила Сирию с Финикией, взяла Иерусалим (614), в Африке продвинулась до В. Египта. После 622 г. инициативу в военных действиях перехватили византийцы. Имп. Ираклий пересек Каппадокию и Армению и в 623 г. вступил в Атропатену, где в отмщение за разрушение Иерусалима сжег знаменитый храм огня в Гандзаке (Газаке). В 626 г. иранцы, согласуя свои действия со славянами и с аварами, осадили К-поль. Ираклий побудил хазар к вторжению в Закавказье, а сам двинулся на Ктесифон и в 628 г. разграбил неск. загородных резиденций шаха в окрестностях Ктесифона. Хосров II бежал, но заключать перемирие отказался, и в 628 г. против него составился заговор знати, в котором приняли участие купцы-несториане, недовольные сближением шаханшаха с монофизитскими кругами. Они возвели на престол его сына - Кавада-Широе, к-рый дал разрешение на убийство отца и запросил Византию о «вечном мире», обязавшись очистить все занятые территории. Перелом в войне не в пользу И. привел к отягчению налогового бремени. Многочисленный чиновничий аппарат с разветвленными контрольными функциями, сложившийся после реформ Хосрова I и еще более увеличившийся при Хосрове II, огромные траты на поддержку престижа власти опустошали казну. Сев.-вост. окраины разоряли тюрки, отбившие у иранцев Балх. Наводнения разрушили оросительную систему на Тигре и Евфрате и уничтожили посевы в житнице державы - Юж. Двуречье. В ряде областей царевичи и вельможи создали самостоятельные царства. В общей сложности за 628-632 гг. на престоле сменилось более 10 отпрысков шахского рода - ставленников враждующих клик. В 632 г. военачальник Рустам посадил на трон в Истахре Йездигерда III - внука Хосрова Парвиза - и вновь объединил гос-во.

http://pravenc.ru/text/673877.html

807–778 Амос начал пророчествовать, по свидетельству блж. Иеронима, в 23 г. Озии прокаженного (ок. 807г.) и пророчествовал около 29 лет 836–716 Авдий, по свидетельству блж. Иеронима, блж. Феодорита, св. Кирилла Александрий-ского и др., был современником Осии, Исаии и Амоса 777–716 Михей пророчествовал при Иоафаме, Ахазе, Езекии ок. 50 лет Ок.750 г. Амос – первый пророк-писатель в Израиле. Ок. 750 г. Осия в Израиле Сер. VIII Иона – царский пророк Иеровоама II 730–700 Наум пророчествовал после отведения в плен 10 колен, вероятно, в последние годы Езекии и в первые Манасии Исаия призван на пророческое служение. До времен Езекии в Иудеи (716–687 гг.) вт. пол. VII Пророк Михей начал служение в Иудее при царе Иоафаме (740–736 гг.) 647–602 Иеремия призван в 13 год царя Иосии (ок. 647 г), а убит в Египте, куда ушел с иудеями по смерти Годолии, поставленного правителем Иудеи от Навуходоносора ок. 630 Софония 627–587 Иеремия. В 627 – призван, в 587 г. уведен в Египет 659–628 Софония пророчествовал во дни Иосии (659–628) 716–617 Аввакум, по преданию Иудейскому, пророчествовал при Манасии (716–561), а по мнению других, основанному на его книге, во времена Иоакима (628–617) 612 г. кон. VII Пророк Наум Ок. 600 г. Пророк Аввакум Теперь мы переходим к основной задаче нашего экзегетического этюда – попытке реконструировать на основании библейского текста пророческих Писаний, картину ветхозаветного чаяния Израиля. Перед нами вопрос: так чего же ожидали израильтяне? Что составляло их надежду, позволявшую им вдохновенно смотреть вперед, смотреть и устремляться, смотреть и не унывать во всех скорбных, а порой и трагических, обстоятельствах исторического пути? Наше дело – восстановить те эсхатологические образы, порой загадочные и туманные, которые открывались богоизбранному народу в откровениях пророков. Не с новозаветных высот мы оглянемся назад в долины и ущелья ветхозаветные, а оттуда, из тех глубин, к сияющим вершинам грядущего. К вершинам – тогда, а частично и ныне – еще окутанным непроницаемым облаком и мраком несвершившегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В. Гоголя. В настоящем издании черновые наброски, подшитые к рукописям, публикуются в вариантах — подстрочных к соответствующим рукописям или же в разделе «Варианты». Только одни из подшитых в РК отрывков, содержащий историю Чичикова, публикуется в разделе «Другие редакции». Наброски на разрозненных листах публикуются главным образом в разделе «Другие редакции» (отрывки из собрания А. А. Иванова — стр. 591–597, 600–602, 611–628, 640–675, отрывки, обнаруженные позднее в бумагах Гоголя, — стр. 597–600, 602–609, 628–639, 690–693; один из них — часть «Повести о капитане Копейкине» — почти полностью совпадающий с окончательным (доцензурным) текстом, не публикуется; отрывок из Областного архива в г. Горьком — стр. 610 (публикуется впервые). Все отрывки расположены последовательно по ходу произведения. Отрывок, находящийся среди рукописей «Тараса Бульбы», и еще несколько небольших отрывков на разрозненных листах приведены в вариантах. III В настоящем издании внесено большое количество исправлений в текст первого прижизненного издания, положенного в основу. Кроме восстановления по РЦ цензурных искажений, совершенно ясных и бесспорных, восстанавливается подлинный авторский текст и по другим рукописям, ошибочно измененный в процессе многократной переписки. После первой рукописи (РМ) началось копирование текста переписчиками. Каждая копия исправлялась автором и вновь переписывалась. И с первой же копии начались невольные искажения текста переписчиками: они пропускали слова, целые фразы, неправильно копировали их. Приводим два примера. Первый — эпизод с часами в главе третьей. Текст РМ: «Взглянувши в угол, он тот же час успокоился, смекнувши, что стенным часам пришла охота бить. За шипением последовало скоро хрипение и наконец, натужась всеми силами, пробили они три таким звуком, как будто бы кто колотил палкой по глиняному горшку». Переписчик РЛ пропустил несколько слов, и у него получилась такая бессмыслица: «Взглянувши, что стенным часам пришла охота бить. За шипением последовало скоро хрипение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Продолжателем Менандра был историк VII в. Феофилакт Симокатта, описавший в своей «Истории» события 582—602 гг.. Феофилакт Симокатта являлся современником и политическим сторонником императора Ираклия (610—641). Уроженец Египта, Феофилакт происходил из знатной семьи и получил разностороннее образование, включая и солидные знания в области естественных наук. В литературном наследстве Феофилакта мы встречаем, кроме исторического сочинения и писем риторического характера, естественнонаучный труд—«Вопросы природы («Quaestiones physicae»). Свое историческое произведение Феофилакт Симокатта написал, по-видимому, между 628 и 638 гг. Оно осталось незаконченным: труд историка обрывается на изложении трагических событий 602 г., связанных с казнью императора Маврикия и его семьи и воцарением Фоки (602— 610). В византийской историографии раннего периода Феофилакт Симокатта занимал видное место и высоко ценился в последующее время. Подобно своим прославленным предшественникам, Прокопию и особенно Агафию, Феофилакт Симокатта чрезвычайно высоко ставит занятия историей. По его мнению, философия — царица науки, а история — ее дочь и ученица. Феофилакт Симокатта стремится использовать в своем историческом труде не только сочинения других, более ранних византийских авторов (Менандра, Иоанна Лида, Евагрия и, возможно, Иоанна Епифанийского), но и документальные материалы — консульские анналы, протоколы дел цирка и другие ценные источники. Подобно своим предшественникам, много сведений черпает Симокатта и из устных рассказов современников, особенно из рассказов об Иране и других странах. В отношении личных наблюдений и личного опыта Симокатта значительно уступает Прокопию и скорее всего, как и Агафий, принадлежит к типу историка— кабинетного ученого, а не политического деятеля. Повествование Симокатты гораздо в большей степени, чем рассказ Прокопия, Агафия и Менандра, перегружено малосущественными деталями, что порою затемняет его общую линию. Политические идеи Феофилакта Симокатты проникнуты монархизмом, верой в справедливого и мудрого монарха. Ни в одном из сочинений византийских историков раннего времени нет столь четко и ярко нарисованного абстрактного образа идеального монарха. Свои идеи автор облекает в форму советов императора Тиверия сыну Маврикию, которые включают целую программу поведения мудрого государя-философа на троне. «Держи в узде разума произвол своей власти»,— такова первая заповедь дальновидного монарха. Второй заповедью мудрого правителя является соблюдение скромности и справедливости. «Бойся думать, что ты превосходишь всех умом, если судьбой и счастьем ты поставлен выше всех» . Феофилакт призывает василевса осознать тщету всего земного, суетность и преходящий характер счастья и власти на земле .

http://sedmitza.ru/text/444006.html

К социально-экономической деградации в VII-VIII вв. добавились и новые военные угрозы. В ходе длительной византийско-персид. войны 602-628 гг. персид. армии Кардаригана, Шахина, Шахрбараза и др. с 609 г. неоднократно подходили к Халкидону, Хрисополю и осаждали их. В 617 г. персы захватили Халкидон, но, заключив перемирие, оставили город. В 626 г. К. выдержал осаду совместных сил авар, славян и персов (Chron. Pasch. P. 716-726; Georg. Pisida. Bel. Avar.; Niceph. Const. Brev. hist. 13; Theoph. Chron. P. 315-316). 29 июня 626 г. авары и славяне, наступавшие из Фракии подошли к городским укреплениям К. Оборону города возглавил патрикий Вон, ведавший правительственными делами в отсутствие имп. Ираклия, к-рый в то время вел войну с персами в Закавказье. В июле византийцы видели, как авары и персы переговариваются друг с другом через Боспор с помощью огневого семафора. Персидская армия вновь осаждала Халкидон, оттягивала на себя часть войск византийцев, но, поскольку на море и в проливе господствовал визант. флот, персы так и не смогли оказать прямой помощи аварам. 29-31 июля авары и славяне предприняли 1-й общий штурм, используя осадные машины почти по всей длине сухопутной Феодосиевой стены. Штурм был отбит, но на последовавших переговорах авары и персы требовали безусловной сдачи К., на что получили отказ. 7 авг. последовал 2-й штурм, во время к-рого авары и славяне одновременно с натиском с суши пытались прорваться к городу на лодках через Золотой Рог. Эта атака была также отбита, и на следующий день варвары, потерявшие большую часть своих войск, были вынуждены уйти от К., разграбив городские предместья. Несмотря на эту неудачу, персы продолжали регулярно стоять лагерем под Халкидоном до конца войны в 628 г. Спасение К. от врагов было связано горожанами с заступничеством Пресв. Богородицы. Жители К. во время осады совершали молитвы у ризы Богородицы, находившейся в ее храме во Влахернах, рядом с городской стеной и с местом сражений. После событий 626 г. Пресв. Богородица, и прежде пользовавшаяся в К. особым почитанием, стала бесспорно восприниматься как небесная покровительница и заступница К. Считается, что в память о победе над аварами в К. был составлен Акафист Богородицы, хотя совр. исследователями высказывается предположение, что это произведение возникло после араб. осады К. 717-718 гг.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

—257— известных писателей богословов (62. 86. 87 и др.). Нельзя не сказать спасибо автору и за то одушевление, с каким он работал от начала до конца. Видно, что автор работал с любовью. По местам его сочинение согрето такой теплотой и так мастерски написано, что читается прямо с восторгом и увлечением (30. 33. 35. 37. 38 и мн. др.). В числе недостатков рассматриваемого сочинения нужно указать следующие. Автором изучены не все источники и журнальные статьи об Иннокентии. План сочинения совершенно правильный, естественный, но в детальной разработке материала замечается по местам досадная спутанность, сбивчивость, неясность и повторения (106–107. 192. 114–115. 119. 130 сл. 146. 168. 198. 238. 290. 296. 479. 570. 579. 588. 596. 602 и др.). Содержание проповедей автор излагает большей частью своими словами и притом по строго определённым схемам, вследствие чего воззрения Иннокентия утрачивают много жизненных оригинальных черт и часто ничем не отличаются от воззрений самих невеликих людей. Автор забыл, что нельзя человека втиснуть, так сказать, в рамки догматического богословия м. Макария и заставить его высказываться по всем вопросам этого курса и в духе этого курса (324 слл. 397 слл.). Нет у автора речи о влиянии Иннокентия на проповедников своего времени и последующего времени. Мало говорит автор о том, под какими влияниями воспитался сам Иннокентий. Не говорит ничего о переводе проповедей Иннокентия на иностранные языки. Автор пишет об Иннокентии, что в его сочинениях не встречается ни одного иностранного слова, что он не выносил даже таких слов, как слово „гуманный“. Скорблю, что автор в данном случае не подражал Иннокентию (6. 52. 66. 73. 77. 79. 82. 99. 113. 122. 162. 228. 229. 231. 232. 300. 338. 433. 513. 545. 564. 616. 656). Нельзя также сказать об авторе, чтобы он подражал Иннокентию и в стиле. По местам автор в данном случае сильно хромает (II. 5. 6. 8.32.34. 75. 94. 106. 123. 137. 159. 196. 201. 211. 272. 343. 349. 385. 447. 575 и др.). Попытку автора критиковать Иннокентия со стороны стиля (288–289) нельзя читать без улыбки. Встречаются в сочинении автора и „разглагольствования“ (628–632. 644

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

520 См. аргументацию: Gentry К. L. Before Jerusalem Fell. Dating the Book of Revelation. Powder Springs, 1998. Бил опровергает это мнение (см.: Beale G. К. The Book of Revelation. P. 20–21). 521 См. приведенные толкования у Осборна и Вонга: Osborne G. R. Revelation. Р. 417; Wong D. К. The Two Witnesses in Revelation 11//Bibliotheca Sacra. Vol. 154. 1997. P. 344–354. 524 2 См.: Hyppolitus. De Antichristo 43; Tertullianus. De anima 50; Oecumenius. Comm, in Apoc. 6. 199–213; Andreas Caesarensis. Comm, in Apoc. 10. 30. См. дальнейшие свидетельства у Ауни: Aune D. E. Revelation 6–16. P. 599–602. 526 Еще один вариант толкования предложен св. Викторином, который на основании использованной здесь ветхозаветной образности полагает, что первым свидетелем является Илия, а вторым – пророк Иеремия (см.: Иер 5: 14 ) (Victorinus Petavionensis. In Apocalypsin 11. 3). 529 См.: Feuillet A. Interpretation of Chapter XI of the Apocalypse//Jo-hannine Studies. N. Y., 1964. P. 235. Cp.: Andreas Caesarensis. Comm, in Apoc. 10. 29. 530 См.: Tyconius Afer. Expositio Apocalypseos. Turnhout, 2011. Corpus Christianorum; 107. P. 167. 535 См.: Feuillet A. Interpretation of Chapter XI… R 240; Beale G. K. The Book of Revelation. R 565–568. 536 См.: Victorinus Petavionensis. In Apocalypsin 12. 1, 4; Beale G. K. The Book of Revelation. R 628–631; Giesen H. Die Offenbarung… S. 274–275; Pri-gent P. Commentary on the Apocalypse… R 378. 537 См., к примеру: Липе D. Е. Revelation 6–16. R 609; Prigent Р Commentary on the Apocalypse… R 345; Caird G. B. A Commentary on the Revelation… P. 135; МеньА., прот. Читая Апокалипсис. С. 107 и др. 538 См.: Caird G. В. A Commentary on the Revelation… P. 149–151; Beale G. K. The Book of Revelation. P. 567, 584; Giesen H. Die Offenbarung… S. 268–270; Osborne G. R. Revelation. P. 414–415; Spatafora A. Symbolic language and the Apocalypse. P. 71–73 и др. 539 На этом основании В. В. Четыркин заключает, что «из описания нельзя видеть, соединяет ли Апокалиптик с образами представление о каких-либо определенных личностях или нет» (Четыркин В. В. Апокалипсис св. Апостола Иоанна Богослова. С. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

597 Скрода – Шрода (Schroda), город в Силезии в департаменте Познань на территории Великого герцогства Варшавского, созданного по Тильзитскому миру (1807), отданного под протекторат курфюрста саксонского, но находившегося под верховной властью французского императора. 599 Имеется в виду Дюринг (During), шеф батальона, командир 2-го батальона 3-го полка пеших гренадер 2-й бригады 3-й дивизии пехоты Императорской гвардии . 602 Ведель (von Wedel) Эрхард Густав фон (1756–1813) – граф, генерал-майор голландской службы. Участник кампании 1812 г. С июня по декабрь занимал пост коменданта Вильковишек. 605 Ноэль (Noel) Жан Никола (1778–1853) – офицер 34-й дивизии пехоты 11-го армейского корпуса Великой армии. Мемуарист. 606 Эйар (Eyharts) – Кастеллан говорит о своем слуге, который позже попал в плен и вернулся во Францию в 1814 г. 607 Куриаль – Кюриаль (Curial) Филибер Жан Батист Франсуа (1774–1829) – граф, дивизионный генерал. В 1812 г. командовал 3-й дивизией пехоты Императорской гвардии. 608 Кастеллан, оставшись без своих вещей, оказался практически без теплой одежды и пищи, почему и сравнивает себя с Иоанном Крестителем, который, согласно библейской легенде, в юные годы имел лишь рубище, перепоясанное кожаным поясом, и питался насекомыми и диким медом. 617 Принц Виренштейн – Хохберг говорит о принце Карле, правителе германского государства Изенбург-Бирштейн (Isenburg-Birstein), расположенного к юго-востоку от герцогства Гессен и входившего в Рейнский союз. 618 Хауэр (Hauer) – врач пехотного полка графа фон Хохберга 26-й дивизии пехоты 9-го армейского корпуса Великой армии. 623 Брандт (Brandt) – полковник, офицер баденских войск, входивших в состав 26-й дивизии пехоты 9-го армейского корпуса Великой армии. 624 Каленберг – Имеется в виду фон Калемберг (von Kalenberg), капитан, адъютант графа фон Хохберга. 625 Штраус (Strauss) – лейтенант, офицер баденских войск, входивших в состав 26-й дивизии пехоты 9-го армейского корпуса Великой армии. 628 Талер – большая серебряная монета, имевшая хождение на территории Великого герцогства Варшавского.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010