Иоанн Голия, основатель монастыря – 575 Иоанн Дамаскин , церковный писатель – 576 Иоанн Златоуст , церковный писатель – 496 Иоанн Креститель (Предтеча), пророк, библ. – 141, 152, 258, 578 Иоанн Цареградский, сын сенатора Ксенофонта, св. – 86, 201, 350, 600 Иоанникий, патриарх – 602 Иоасаф, инок климовского Покровского монастыря – 409 Иоафам, иудейский царь, библ. – 612 Иов, священноинок – 385, 402 Иоиль, пророк, библ. – 608, 612 Иона, старообрядец – 390 Иона Маленький, писатель-путешественник – 506 Иосафат, иудейский царь, библ. – 610 Иосиф, волоколамский старообрядец – 385 Иосиф, монах Киево-Печерского монастыря, св. – 19, 140, 257, 571 Иосиф, старец, старообрядец – 392 Иосиф Аримафейский, член синедриона, тайный последователь Христа – 88, 90, 203, 206, 327, 584, 600, 601, 603 Иосиф Боровский, священноинок – 385 Иосиф Обручник, муж Девы Марии – 593, 598 Иосиф Прекрасный, сын патриарха Иакова, библ. – 82, 197, 324, 439, 598 Иосиф Решилов, монах-миссионер – 392, 408 Иосия, брат Иисуса Христа – 595 Ипполит Вишенский, писатель-путешественник – 455, 459, 485, 594 Ирина, жена русского царя Федора Иоанновича – 563 Ирод Агриппа I, внук Ирода Великого, иудейский царь, библ. – 596, 613 Ирод Антипа, иудейский царь, библ. – 578 Ирод I Великий, иудейский царь, библ. – 82, 197, 198, 324, 325, 598, 613 Иродиада, жена иудейского царя Ирода Антипы, библ. – 578 Исаак (Исак), сын патриарха Авраама, библ. – 81, 93, 98, 196, 209, 215, 323, 333, 338, 597 Исаев Иван, приказчик – 117, 236, 365, 383, 396 Исайя, пророк, библ. – 104, 221, 346, 458, 612 Исидор, греческий архитектор – 580 Искра З., предводитель украинского казачества-412 Истрин В.М. , историк и литературовед – 471 Иуда, брат Иисуса Христа – 595 Иуда, старообрядец – 386 Иуда (Иуда Искариот, Июда), ученик Христа, предавший учителя – 101, 102, 104, 218, 219, 222, 342, 473, 596, 610, 612 Иулиания, св. – 21, 141, 257, 536, 572 Иустиан, византийский император (см. Юстиниан) К админ Е.С., калужский купец, старообрядец – 116, 235, 364, 380–382, 396

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ОТТОН II (кон. 955 - 983), герм. король (с 961 как соправитель отца, Оттона I, с 973 самостоятельно), император Свящ. Римской империи (с 967 как соправитель отца, с 973 самостоятельно); из Саксонской династии (династии Людольфингов) 556-562 ОТТОН III (980-1002), герм. король (с 983, самостоятельно с 995), император Свящ. Римской империи (с 996); из Саксонской династии (династия Людольфингов) 562-572 ОТТОН IV (1175/76 - 1218), германский король (с 1198, единолично в 1208-1211), император Свящ. Римской империи (с 1209); из династии Вельфов. Третий сын Генриха Льва († 1195), герцога Баварии и Саксонии, и Матильды (Мод) Английской († 1189), дочери англ. кор. Генриха II Плантагенета (1154-1189) и Алиеноры Аквитанской († 1204) 572-574 ОТТОН ФРАЙЗИНГСКИЙ [Отто Фрайзингенский] (ок. 1112 - 1158), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 сент.), епископ Фрайзинга (c 1138), средневек. историк 574-576 ОТХТАЭКЛЕСИА исторический муж. мон-рь (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 576-579 ОТЦЫ-ПИЛИГРИМЫ основатели 1-го поселения англосакс. протестантов в Нов. Англии - колонии Нов. Плимут (ныне г. Плимут, шт. Массачусетс, США), прибывшие в Сев. Америку на корабле «Мэйфлауэр» 16 дек. 1620 г. 580-582 ОТЦЫ ЦЕРКВИ Отцы Церкви, наименование христ. писателей, признанных Церковью наиболее авторитетными истолкователями церковного учения (др. название - святые отцы) 579-580 582-596 596-597 ОФФИЦИЙ одно из общих наименований суточного богослужебного круга в литургической традиции Римско-католической Церкви 597-599 597-599 600-607 607-608 ОХРИДСКИЕ ГЛАГОЛИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ (Оннб, 1/2 532), памятник старославянского языка XI в., 2 неполных обветшавших пергаменных листа, написанные глаголицей 608-609 ОХРИДСКИЙ АПОСТОЛ краткий апостол-апракос (Ргб. Григор. 13/М. 1695), созданный в 1225-1227 гг., важнейший памятник Охридской книжной школы 609-612 ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Охтинское) Петроградской (с янв. 1924 - Ленинградской) епархии (Охтенская единоверческая кафедра), существовало в 1918-1921 гг.

http://pravenc.ru/vol/LIII.html

Иудея (Иудейское царство) – 578, 595, 598, 600, 608, 610, 612–614 Й ени-Айя-капусу, ворота в Константинополе – 582 К адыкей, город – 42, 162, 282, 583 Калата (Калита, Колата), район Константинополя (см. Галат) Калатский юмрук (см. Галатская таможня) Калашный переулок в Москве – 618 Калигарийские ворота (Эгри-капу) в Константинополе – 582 Калиполи (Калиполь, Калиполя), город (см. Гелиболу) Калитбахир, город – 61, 115, 178, 234, 303, 363, 591 Калуга, город – 7–9, 11, 12, 126, 127, 130, 131, 245, 247, 391, 392, 396–398, 402, 403, 431, 436, 445, 457, 462, 482, 483, 487, 511, 514, 518, 564, 623, 636 Калужская губерния – 403 Калужская епархия – 398 Калужское наместничество – 564 Кантоскала, ворота в Константинополе – 582 Капернаум, село – 569 Кармил (Кармильская, Кормильская), гора – 68, 110, 184, 229, 310, 357, 553, 593 Карпатские горы – 562 Кастелориз (Костелориз, Костелорис), город – 112, 230, 231, 359, 400, 401, 615 Кастелоризон, остров – 400, 615 Кедронский (Кедрский) поток – 99, 216, 340, 596, 608 Керженец, центр старообрядчества – 404–406 Керченский пролив – 384, 616 Керчь, город – 116, 235, 364, 382, 384, 412 Кесария, город – 594 Киев, город – 7, 12, 14, 16–21, 23, 25, 117, 119–123, 126, 132, 134, 137–141, 143, 145, 235, 237–242, 249, 251, 253–258, 260, 263, 365, 368–372, 398, 399, 401, 416, 442, 444, 457, 467, 473, 475, 477, 483, 492, 493, 496, 508, 510, 517, 518, 572, 573, 575, 618, 623, 636 Киево-Могилянская (Киевская) академия – 16, 19, 254, 256, 410, 477, 568–571 Киевская область – 573 Килия (Килея, Килиа, Килий), город – 30, 118, 119, 150, 236, 237, 268, 366, 367, 555, 577, 617 Кирена, город – 608 Киссон (Киссов), поток – 68, 184, 310, 501, 546, 593 Китай, государство – 8, 127, 396 Когаргалимондийские (Когаргалимендинские, Когаргалиймойдиские) ворота в Константинополе – 42, 161, 281 Коломенские горы в Москве – 397, 521 Коломенский дворец в Москве – 287, 621 Коломенское, подмосковное село – 621 Комарецкая (Комарицкая) волость – 13, 133, 250, 431, 566 Комаричи, поселок – 566

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жиздринский уезд Калужской губернии 403 Житомирская область – 573 З амковый холм в Киеве – 569 Западная Европа, регион – 443, 444, 455, 511, 563, 566, 583, 585, 586, 588, 605 Запорожская Сечь, казацкая республика – 573 Заречье, район Москвы – 590 Земляной вал в Москве – 621 Зиндан-капусу, ворота в Константинополе – 582 Знаменская улица в Москве – 566 Золотой Рог, залив – 580–582 Золотые ворота в Иерусалиме – 606 Золотые ворота в Киеве – 122, 240, 568, 617 Золотые ворота (Ялдызлы-капу) в Константинополе – 581, 617 Зубцовский уезд – 389 Зыбково (Зыпково), деревня – 392 И вановская колокольня в московском Кремле – 41, 160, 280, 281, 397, 521, 581, 583 Игрекопе, ворота Константинополя – 281 Иеремиев ров – 608 Иерихон, город – 598, 606, 607 Иерусалим (Еросалим, Иеросалим), город – 7, 11, 12, 15, 17, 21, 24, 27, 29, 33–38, 52, 60, 63, 65, 67, 68, 71, 72, 74–76, 78–106, 115, 125, 126, 131, 132, 135, 137, 138, 147, 152, 153, 155–157, 169, 183–185, 187–191, 193–225, 233, 241, 243–245, 249, 252, 254, 258, 261, 264, 266, 267, 272–274, 276, 292, 301, 304–306, 308–311, 313–352, 362, 375–377, 379, 381, 382, 397, 400, 402, 407, 408, 418, 419, 423, 426, 427, 429–431, 434, 438–441, 443, 444, 451, 457, 460, 463, 464, 466, 467, 472, 473, 475, 476, 478, 482, 489, 495, 496, 499–501, 503, 504, 506, 508–510, 516–519, 522–525, 528, 534, 539, 544–549, 558, 562, 587, 591, 595–600, 604–613, 620, 623, 636, 637 Ижорская застава в Санкт-Петербурге 392 Измаил, город-крепость – 577 Израиль, государство – 593, 596, 607, 608 Израильско-Иудейское государство – 595, 599, 606, 613 Имеретия, княжество – 563 Ингерманландия, одно из названий Ижорской земли – 405 Индия, государство – 592 Иоппия (Иопия), город-порт (см. Яффа) Иордан, река – 80, 102, 194, 219, 220, 322, 343, 344, 381, 382, 464, 565, 578, 597, 611, 614 Иордания, государство – 594, 596 Иосафатова долина – 101, 218, 341, 515–517, 600, 607, 610, 612, 636 Иркутск, город – 452 Исакча, город – 30, 150, 268, 577 Испания, государство – 580 Италия, государство – 433, 575, 580

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий (Киреев), обн. митрополит 530, 555, 935–936 Сергий (Корнеев), обн. митрополит 417, 420, 530, 936–937 Сергий (Лавров), бывш. епископ 938–939 Сергий (Ларин), архиепископ 11, 12, 49, 50, 52–54, 550–552, 555–561, 570–574, 591, 594, 596, 612, 614, 687, 696, 708, 765, 776, 808, 847, 857, 866, 883, 934, 939–943 Сергий (Озерецковский), обн. митрополит 420, 943–944 Сергий (Румянцев), обн. епископ 48, 54, 59, 581, 585, 598, 944–945 Сергий (Сердобов), обн. архиепископ 945–946 Сергий (Страгородский) , патриарх Московский и всея Руси 3, 8, 13, 42–51, 59–63, 71, 72, 79, 84, 87, 94, 99, 118, 133, 146, 152, 166, 174, 175, 183, 188, 189, 216, 227, 256, 257, 272, 273, 286, 294, 341, 387, 399, 444, 465–469, 477, 491, 492, 521, 533, 542, 556, 566, 576, 578, 590, 593–596, 597, 600, 612, 619, 688, 691–693, 712, 713, 762, 782, 795, 809, 835, 907, 912, 919–921, 946–953, 966, 980, 986, 993. 1016 Сергий (Танаевский), обн. архиепископ 953 Сергий (Фаворский), обн. епископ 954 Сергий (Шеин), архимандрит, свмч. 73, 192, 250 Сергий (Шубин), обн. архиепископ 532, 955 Сергий (в монашестве Софроний) (Иванцов), епископ 310, 421, 498, 503, 544, 574, 575, 588, 598, 933–935 Сергий Пермский см. Сергий (Корнеев), обн. митрополит Сергий Радонежский, прп. 210, 545, 546 Сергий Томский см. Сергий (Дмитриевский), обн архиепископ Сергий, архиепископ Финляндский см. Сергий (Страгородский) , патриарх Московский и всея Руси Сергий, архиепископ см. Сергий (Ларин), архиепископ Сергий, бывш. епископ Проскуровский 499 Сергий, епископ Звенигородский см. Сергий (Ларин), архиепископ Сергий, епископ см. Сергий (Ларин), архиепископ Сергий, епископ, ректор Петербургской духовной академии см. Сергий (Страгородский) Сергий, митрополит Владимирский см. Сергий (Страгородский) , Патриарх Московский и всея Руси Сергий, митрополит см. Сергий (Страгородский) , патриарх Московский и всея Руси Серебряков, уполномоченный ВЦУ 115 Сидоний Клермонтский 453 Сиес, аббат 187 Сикст V, римский папа 529, 537, 1015–1016 Сильвестр (Братановский), архиепископ 42

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Алексей, правнук Алексея I Комнина 478 Алексей, сын Анны Комниной 18 Алексей, сын Uoahha II Комнина 589 Алексей Врана 494 Алексей I Комнин, император passim Алексей Харон 483 Алиат 351 Алифа 152, 305 Алкей 624 Алкестида 61, 444 Алкивиад 195, 524 Алоп 538 Алоп, куратор 217, 218 Алп-Арслан 7, 443, 522 Аль-Афдал, Америмн 307, 308, 577, 587 Альберада 461 Альберт 136 Альберт Аахенский 21, 559, 561–563, 566, 567, 572, 577, 579, 581, 582, 596, 599–601, 606–609 Альберт Бьяндрате 581, 582 Альфонсо-Иордан 607 Амантос К. 474 Америмн, см. Аль-Афдал Амикет, Амико, Амикетта 150– 152, 497 Аминта (македонский царь, отец Филиппа II) 394, 611 Аморг 588 Амфион 140, 491, 630 Анастасий I Дикур, Дикур, император 274, 275, 557 Ангелов Д. 612 Андроник Дука (брат Михаила VII) 511 Андроник Дука, предок рода Дук 121, 478 Андроник Дука, сын кесаря Иоанна 121, 439, 441, 452, 455, 467 Андроник Комнин, брат Анны Комниной 16, 410, 617 Андроник Комнин, сын Uoahha II 33 Андроник I Комнин (император) 494 Андроник Цинцилук, Цинцилук 308, 309 Анемад, см. Лев Анемад Анемад, см. Михаил Анемад Анемады 15, 24, 330, 331, 450, 512, 592, 593 Анна Далассина, Далассина 10. 43, 93, 98, 100, 439–442, 456 463, 474–476, 480, 481, 483 Анна Дукена, жена Георгия Палеолога 102, 467, 534 Анна Комнина passim Антигон 596 Антиох 145, 234 Антиохи 330, 331 Антониадис С. 42, 48 Апеллес 119, 476 Аполлон 285, 328, 589, 630 Аргир Караца, Караца 13, 209, 240, 241, 274 Арей 64, 73, 111, 163, 224, 312, 319, 355, 409 Ариев 165, 239, 505 Аристотель, Стагирит 17, 18, 34, 37, 53, 173, 174, 330, 341, 348, 437, 450, 512, 568, 598, 599, 625 Аристофан 18, 71 Арсак 265 Арсакиды, Аршакиды 323, 588 Артемида 630 Аршакиды, см. Арсакиды Аспиет 152, 322, 323, 498, 548, 587, 588 Астарот 276, 560 Астарта 276, 560 Атабег Дамасский, см. Тугтегин Атталиат, см. Михаил Атталиат Аттик 418, 621 Афанасий 602 Афина 121, 151, 326, 497, 498 Афиней 599 Афродита 276, 560 Ахилл 46, 75, 206 Ахмет 527 Аякс 283 Аяксы 286 Баги-Зиян 573, 575 Баграт IV, грузинский царь 464

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

111 Более важные стороны этого артикла изложены были нами в статье «Исследования немецких ученых» и т. д//Прибавления к Творениям св. Отцев. Т 36 С 332–334. (См. эту статью ниже в нашем издании – Прим. Ред.) 112 Подробно см «Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения». 1881, август. С 97–137 Кратко см «Прибавления к Творениям св Отцев». Т 30 (1882 г.). С. 260–266 113 Имеем в виду Кёллинга Его попытка подвергнута оценке в «Прибавлениях к Творениям св. Отцев». Т. 35 (1885 г.) С. 707–711 114 См – «Прибавления к Творениям св. Отцев» Т 36 (1885 г) С 596–612 (См. эту статью ниже в нашем издании. – Прим Ред.). 115 Содержание взглядов Вейнгартена подробно передано в «Прибавлениях к Творениям св. Отцев» Т 32 (1883 г.). С. 223–245. (См.эту статью ниже в нашем издании – Прим Ред ) 116 Gelzer. S Iulius Africanus. Th.1–2. Leipz ; Ieep., 1880–1885; Quellen – untersuchungen zu den griech Kirchenhistorikern Leipz., 1884. 118 Впервые опубликовано в журнале «Прибавления к изданию Творений св. Отцев» за 1881 г Ч XXVIII С 565–601.        " 121 Впервые опубликовано в журнале «Прибавления к изданию Творений святых Отцев» за 1883 г Ч 32. С 198–268 122 Гарнак считает существующие две апологии Иустина за одно целое – одну апологию, представленную Антонину Пию 124 В доказательство происхождения монашества в III в. во времена гонений обыкновенно ссылаются на «Жизнь Павла Фивейского», описанную Иеронимом, но Вейнгартен считает ее выдумкой, представляющей собой подражание «Робинзонадам древнего мира». 125 Сила вышеприведенного аргумента Вейнгартена значительно ослабляется тем соображением, что в сочинениях Афанасия, кроме «Жизни Антония», демонология автора потому является неразвитой, что в них он опровергает ариан и доказывает истину Божества Христа; уместно ли было подробно излагать в них учение о злых духах? Но что неуместно было в других сочинениях, то было уместно в «Жизни Антония» 126 Заключения Вейнгартена, делаемые им на основании изучения сочинений Григория, нельзя признать правильными, если Григорий Богослов и ошибался относительно Киприана, жившего за сто лет до Григория, то из этого не следует, что он мог ошибиться, говоря о современнике, умершем за семь лет до произнесения Григорием известного похвального слова Афанасию. Вообще, у автора слишком просвечивает желание унизить Григория для того, чтобы отнять у его свидетельства всю силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

200 . Воспоминание о Е. Г. Перевощикове. Н. Прохорова. 1891, т. I, стр. 612. 201 . Воспоминания об авторе «Окружного Послания» и Ф. И. Фролове. Свящ. М. Дударева. 1885, т. I, отд. I, стр. 19, 73, 150. 202 . Воспоминания об авторе «Окружного Послания» и переписка с ним. 1884, т. I, отд. I, стр. 195, 243, 297, 355. 203 . По поводу воспоминаний об авторе «Окружного Послания». Иером. Филарета. 1884, т. I, отд. I, стр. 366. 204 . Еще воспоминания об авторе «Окружного Послания». Е. Антонова. 1884, т. I, отд. I, стр. 464. 205 . Воспоминания В. Е. Кожевникова об авторе «Окружного Послания». 1885, т. II, отд. I, стр. 439, 514, 596. 3. Об отношениях церкви к расколу и противораскольнической миссионерской деятельности 206 . План «Полного собрания сведений, относящихся к расколам и раскольникам», представленный Н. И. Надеждиным министру внутренних дел, графу Л. А. Перовскому. 1876, отд. II, стр. 118. 207 . Замечания митроп. Филарета на прошение раскольников, поданное на Высочайшее имя в 1855 г. (С предисловием и примечаниями от Редакции). 1883, отд. I, стр. 109. 208 . Резолюция митроп. Филарета по делу, касающемуся раскола. 1884, т. II, отд. II, стр. 401. 209 . Деятельность митроп. Филарета в борьбе с расколом. А. Зыкова. 1893, т. I, стр. 116, 195, 300, 363, 423, 505, 577, 675, 753. 210 . Пример заботливости митроп. Филарета о знании священниками старообрядческого раскола и обличения его. Свящ. С. Маркова. 1895, т. I, стр. 73. 211 . Мнение Новгородского митрополита Димитрия и Псковского епископа Гедеона по вопросу о единоверии и о клятвах собора 1667 г. (С предисловием от Редакции). 1883, отд. I, стр. 221. 212 . Одна из примечательных речей Императора Николая Павловича. 1893, т. II, стр. 656. 213 . Открытие Хлудовской библиотеки в Никольском единоверческом монастыре. 1883, отд. I, стр. 80. 214 . Несколько слов о казанском собрании епископов поволжских и смежных епархий, бывшем в 1885 г. 1885, т. II, отд. I, стр. 129. 215 . По поводу статьи о казанском собрании епископов. 1885, т. II, отд. I, стр. 375.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

29; г) Буслаева Ф. И. XVII в. 1687 г.; д) Выголексинской библиотеки XVI в. 79, XVIII в. 51 и 126; е) Вяземского Π. П. XVII в. 69; ж) Императорской Публичной библиотеки XVII в. ; з) Петроградской духовной академии; и) Московской духовной академии (Волоколамское собрание) XVI 375 и 382; к) Московской епархиальной библиотеки XVI в. 612 и 613 (Волоколамское собрание) и XVI в. (Собрание К. И. Невоструева ) 182; л) Московского публичного музея 882 XVII в., 135 (Пискарева) XVIII в.; м) Нового Иерусалима 125,1714 г.; н) Общества истории и древностей российских XVI в. 199 и 301; о) Троице-Сергиевской Лавры 269, 349, 614, 619, 622, 623, 624, 627, 629,632,633, 596 и 803 XVII в.; п) Московское Синодальное собрание XVI-XVII 874; р) Архив Св. Синода XVIII 155; с) Тихонравова XVII в.; т) Румянцевский музей, Толстовское собрание XVIII в. Отд. 2, 181; у) Ундольского XVI в. N5 278; ф) Хлудовское собрание XVII в.; х) Царского XVI в. 78, XVII в. 79, 122 и 126; ц) Архив Святейшего Синода XV в. 581, XVI в. 81, 393, 802; XVII в. 359, 817, 822; вв. 821 Приидите, монахов множества, днесь, Христова рачителя благочестно восхвалим, истиннаго ученика Спасова, и красоту, и хвалу единообразных всех и наставников, освященнаго от младенства Господеви, лицы отец, сошедшеся, ублажим. Сей бо желание божественное в себе приим, мирскую убо остави прелесть, взят же ярем Христов на рамо и полки бесов победи мужески, показав нам детельно божественныя любве изрядный путь, ибо и сия претек во тщании, постиже свет истинный Троицы Вседетельныя. О, чудесе ужаснаго и вещи богоподобныя! Яко земный естеством равен бысть мысленным существом, славу и честь Божию восприемля, и молитвенник нам бывает, яко да улучим вечных благ в день судный. Христова рачителя, тезоименитаго безсмертию, истиннаго таинника Спасова, и красоту, и хвалу единообразным всем, и наставником, освященнаго от младенства Господеви, лицы отец сошедшееся, восхвалим: сей бо желание божественное в себе прием, мирскую убо остави прелесть, взят же ярем Христов на рамо и полки бесов победи мужески, показав нам детельно божественныя любве изрядный путь, ибо и той сий претек во тщании, постиже свет истинный Троицы Вседетельныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

3) Orat. V, 93 А: «Ему слава с незапятнанным ( χραντος) Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков» 14 . Для обозначения личных особенностей Ипостасей Амфилохий первый изобрёл термин, который скоро распространился и стал общим достоянием – τρπος τς πρξεως (способ происхождения). Ипостаси, совершенно равные по Божеству и по существенным свойствам, отличаются друг от друга только способом происхождения. На эту мысль Амфилохия навели некоторые выражения Василия Великого и Григория Нисского . У Василия Великого это выражение встречается в двух местах. В сочинении «Contra Sabellianos, et Arium, et Anomoeos» (Migne, PG, t. 31, col. 612 D) он ставит вопрос о происхождении Духа Святого и намечает три возможных ответа: γννητον, γεννητν, κτιστν. Из трёх возможностей ни одна не может быть принята для Духа Святого. Остается только сказать, что Отец нерождён, Сын происходит от Отца через рождение, а Дух происходит от Бога неизреченно. Следовательно, нужно исповедовать неведение περ το τρπου τς πρξεως το γου Πνεματος (ibidem, col. 613 А). Выражение обозначает, таким образом, только способ происхождения. (Срав. его же «De Spiritu Sancto». Migne, PG, t. 32, col. 152 C; Contra Eunom. I. Migne, PG, t. 29, col. 548 A; Contra Eunom. II. Ibidem, col. 596 В, С). Григорий Нисский употребляет это выражение для обозначения причинного отношения Отца к Сыну и Духу Святому (Contra Eunom. I. Migne, PG, t. 45, col. 316 C; 404 В, C; 632 D. Срав. ibidem, col. 508 B; 509 A; 743 B; 781 A). Таким образом, τρπος τς πρξεως как у Василия Великого , так и у Григория Нисского обозначает только способ происхождения. Поэтому рассматриваемое выражение, строго говоря, допустимо только в отношении ко Второй и Третьей Ипостаси, Которые, происходя от Первой, отличаются друг от друга способом происхождения, но не может быть употребляемо в отношении к Отцу, потому что Он ни от кого не происходит и нерождённость является Его ипостасным свойством. Но если слово παρξις понимать не в смысле происхождения, а в смысле бытия, то логической несообразности не получится. Образ бытия отвечает на вопрос: как существует? И вполне допустимо сказать, что Отец существует нерожденно, Сын – рожденно, Дух Святой – κπορευτικς. Но уже Василий Великий в указанном месте, говоря о трёх способах происхождения, упоминает в их числе и γεννησα. Амфилохий, сохраняя словоупотребление Василия Великого и Григория Нисского , распространяет это выражение, иногда в качестве технического термина, на все три Ипостаси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010