Столп..., с. 201. 715. прим. 348. 564 «Mensh, wo du deinen Geist schwingst uber Ort und Zeit, – So kannst du jeden Blick sein in der Ewigkeit» (Angelus Silesius), Флоренский. Столп..., с. 202, 715, прим. 349. 565 Флоренский сопровождает свое философское исследование экскурсом в этимологию слова «память» в индо-европейских языках По его исследованию получается, что эта этимология как раз и демонстрирует: «память» означает «мысль» во всей широте понимания этого слова». Столп..., с. 202–3. 568 Ср.: Сергей Трубецкой. «О природе человеческого сознания». Соч., Российская Академия Наук. Институт философии (М., Мысль, 1994), 495–7, 500, 577. Зеньковский, История..., т. 2, с. 334–5. 582 Хоружий замечает: «Любовь – центральное понятие метафизики Столпа». Флоренский, Соч.. т. 1, с. 586 Там же, с. 392; Ср. у Аристотеля: «честный человек... относится к своему другу так же как он относился бы к себе, поскольку друг есть другой " ты же сам " » («Никомахова этика» 1166а). 597 Флоренский отсылает здесь к Толстому и Достоевскому, которые представляли самоубийство как экзистенциальный исход отказа верить в Бога. – Столп.., с. 173. 599 Слезинский указывает на лекцию Хайдеггера «Закон тождества» и «Процесс и реальность» Уайтхеда. Он замечает, что даже терминология Хайдеггера фактически та же, что и у Флоренского. Ср.: «Параллели у Хайдеггера», «Параллели у Уайтхеда» – Slesinski. 114–8. 600 Ванеев уцелел в сталинском Гулаге и описал последние два года жизни и смерть Карсавина в тюрьме. Ванеев А.. «Два года в Абези». Минувшее. Исторический альманах (Paris, Athenaeum, 1988). 6:199. 602 Хоружий С. С. «Жизнь и учение Льва Карсавина». – Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения, т. 1, с. LXXII. 603 См. Карташов А. В., «Лев Платонович Карсавин» – в приложении к Карсавин Л. П., Малые сочинения, СПб, 1994. С. 471. Иван Греве. Новый труд по религиозной истории Италии в русской научной литературе. ЖМНП, СПб, т. 48 (декабрь 1913), с. 336–405. 604 Материалы к биографии Льва Платоновича Карсавина.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/soz...

5:8. 558 Мф. 5:4. 559 I/21 (98—99)=B35 (253). 560 I/21 (106)=B35 (261—262). 561 Главы о знании III,37.. 562 I/30 (138)=B53 (384). 563 I/40 (167)=B65 (446). 564 I/41 (171)=B65 (451). 565 II/14,46. 566 II/18,4—6. 567 II/18,7. 568 II/18,14—15. 569 О молитве 3. 570 Главы о знании IV,31. 571 I/39 (166)=B63 (439—440). 572 I/61 (334)=B8 (105). 573 I/48 (206)=B74 (508). 574 Главы о знании III,84. 575 Лк. 1:8—11. 576 Деян. 10:9—11. 577 Деян. 10:2—3. 578 I/16 (66)=B22 (173—174). 579 I/12 (53)=B18 (146). 580 Главы о знании III,14. 581 Это учение мы находим у Евагрия, а также у других византийских авторов, чьи сочинения вошли в греческое и русское «Добротолюбие». 582 Главы о знании II,59. 583 I/58 (316)=B6 (93). 584 I/49 (214)=B77 (524). 585 I/11 (51—52)=B18 (144). 586 I/61 (334)=B8 (106). Ср. Евагрий. О молитве 15: «Молитва есть плод радости и благодарения». 587 I/30 (138)=B53 (384). 588 I/40 (167)=B65 (446). 589 В греч. и рус. пер. эта фраза сильно сокращена. 590 I/43 (183)=B68 (476). 591 I/30 (137)=B53 (384). 592 Термин «песни» (tesbhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением. 593 II/21,7. 594 I/30 (133)=B53 (379). 595 I/5 (27)=B3 (32—33). Ср. Мф. 6:33. 596 I/25 (118)=B51 (360—361). 597 II/8,24. 598 Главы о знании III,50. 599 I/5 (28)=B3 (33). 600 Ис. 59:1—2. 601 I/57 (299)=B5 (70). 602 Термин syam burke является синонимом греческого metabnoiai (в значении «поклоны»). 603 II/30,4–7. 604 Главы о знании I,20. 605 I/40 (167). 606 II/61 (334). 607 I/10 (49). 608 II/1,34. 609 I/69 (355). 610 Сир. термин tesmesta (служба) является эквивалентом греч. leitoyrgiba в значении «келейного правила». 611 I/58 (319–320). 612 См. II/14,22 и 47, а также несколько мест из 1–го тома. 613 II/14,8—12. 614 Букв. «в Своем домостроительстве». 615 II/14,13. Вар. «приобретаем естество, которое любит удобство и легко склоняется к злу». 616 О Боге. 617 Рим. 1:22. 618 II/14,14. 619 II/14,22. 620 Термин segdot " может означать как вообще всякое внешнее выражение богопочитания, так и поклон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

394 Знание – γνσις. Эту проповедь автор обращает против существовавшей на заре христианства ереси гностиков, ставящих превыше всего мистическое познание сокровенных духовных тайн, доступное только посвященным. Стоит вспомнить, что сторонники одного из направлений гностицизма – «офиты» – почитали змея из 3-й главы Книги Бытия. 395 Место с достаточно запутанным синтаксисом, где возможны и другие варианты прочтения. Дословно: «...без истины предписания к жизни приготовляемое знание». 397 Это выражение может быть понято по-разному: «Деве верят», «Деве вверяется нечто» и т. д. Возможно также, что слово «дева» относится к Еве: «Ева не растлевается, а остается, как мы верим, девой». В любом случае здесь противопоставляются Ева, через которую в мир вошли грех и смерть, и Дева Мария, через которую в мир вошли Спасение и Жизнь – один из постоянных мотивов христианской литературы. 398 Испорченное место; помимо принятой здесь конъектуры «сроки» ( καιρο) существуют и другие: «танцы» ( χορο), " жребии» ( κληρο) и др. 399 Spicilegium Syriacum/Ed. W. Cureton. – L., 1855. – P. 22 – 31. Далее в тексте в скобках указываются страницы этого издания (сирийская пагинация). 400 Ulbrich Th. Die pseudomelitonische Apologie//Kirchengeschichtliche Abhandlungen 4. – Breslau, 1906. – S. 69 – 148 406 Haase F. Altchristliche Kirchengeschichte nach orientalische Quellen. – Leipzig, 1925. – S. 85 – 86. 408 Baumstark A. Geschichte der Syrischen Literatur mit AusschluB der christlich-palastjnen-sischer Texte. – Bonn, 1922. – S. 27. 410 Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy: Origins and Background. – Washington, 1966. – Vol. II. – P. 586 411 Bardesanes. Liber legum regionum/Ed. P. Nau//Patrologia Syriaea. – I, 2. – Paris, 1907. – P. 603 – 604. 416 Перевод осуществлен по изданию: Spicuegmm Syriacum/Ed. W. Cureton. – London, 1855. Цифры в угловых скобках указывают на границы между страницами подлинника. 417 Seek О. Hierokles (13)//Real-Encyclopadie der Classischen Alterumswissenschaft. Neue Bearbeitung, begonnen von W. Kroll. – Bd. УШ. – 1913. – Col. 1477 (далее в ссылках это издание обозначается RE).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Там же; 91, 1392А. 571 Там же; 91, 1237А. 572 Там же; 1073С. 573 Там же; 1392В. Главы о любви 3:27–29; 90, 1025АС; рус. пер.: Творения преподобного Максима Исповедника/Перевод, вступ. статья и комментарии А. И. Сидорова. Кн. 1. М., 1993. С. 124–125. 574 Там же; 1116С. 575 Амбигва; 91, 1177АВ. 576 Там же; 91, 1072АВ. О движении тел ср.: Схолии Иоанна Скифопольского к О божественных именах 8; 4, 381 ВС. 577 Амбигва; 91, 1057В. 578 Там же; 1078А. 579 Творения; 91, 201С. 580 Схолии к О божественных именах 4; 4, 296А. 581 Там же; 293А; 288С. 582 Там же; 289D. 583 Там же; A — С; (по-видимому, этот неясный текст дошел с ошибками). 584 Амбигва; 91, 1164С. 585 Там же; 1192CD. 586 Схолии к О небесной иерархии 3; 4, 141D. 587 Речь идет о католическом богословии середины XX века. — Пер. 588 Вопросоответы к Фалассию (далее — Вопросоответы), 22; 90, 324А. Рус. пер.: Творения преподобного Максима Исповедника/Пер., вступ. статья и комм. А. И. Сидорова. Книга II. М., 1993. С. 64. 589 Амбигва; 91, 1237D. 590 Там же; AB. 591 Вопросоответы, 22; 90, 321–385А. 592 Там же; 37; 90, 384САВ. 593 Мистагогия 7; 91, 685ВС. Рус. пер.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга II. С. 168. 594 Амбигва; 91, 1188С. 595 Там же; 1168С. 596 Схолии к О божественных именах 4; 4, 245D. 597 Там же 8; 4, 356С. (структура текста не ясна). 598 Схолии к О божественных именах 4; 4, 246С (текст не ясен). 599 Вопросоответы, 52; 90, 493D. Рус. пер.: Там же: С. 148. 600 Амбигва; 91, 1176В. 601 Там же; 91, 1312АВ. 602 Там же; 91, 1361АВ. 603 Главы о любви 3:27–29; 90, 1025АС. 604 Амбигва; 91, 1073CD. Начало см. (14) за 1997 г., (16) за 1998 г., (19) за 1999 г., (23), 3 (25) за 2000 г., (36) за 2003 г. Перевод выполнен по изданию: Urs von Balthasar, Hans. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus " des Bekenners. Zweite, völlig veränderte Auflage. Johannes-Verlag, Einsiedeln, 1961. © Перевод. М. С. Першин, 2003. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

Относительно войны Иосии против Египетского царя Нехао, и о действиях этого монарха в Сирии и Палестине, между 610 и 604 г. до P. X., важные подробности сообщают Геродот и Бероз. Геродот рассказывает, что Нехао (Неко) „вел сухопутную войну против Сирийцев и вызвал их на генеральное сражение у Магдола»; а Бероз говорит, что в конце царствования Набопалассара, или незадолго до 605 г., на западе вспыхнули смуты: Египет, Сирия и Палестина взбунтовались, и Набопалассар был принужден послать в эти страны своего сына, чтобы подавить возмущение и возвратить свою территорию. Иудейское повествование соединяет и разъясняет эти два рассказа. В нем мы видим возмущенного вначале Нехао, потом, его спокойствие, одержавшее верх, и его намерение присоединить к своей империи всю Сирию до самого Хархамиса (Каркемиша) на Евфрате ( 2Пар.35:20 ); далее оно нам говорит о противодействии этому замыслу со стороны Иосии и о поражении последнего в долине Магеддо ( 2Пар.35:22–24 ) или Магдол – у греческого автора. Затем оно передает нам, что после этого Нехао достиг успеха в своих планах и что некоторое время он управлял всей Сирией ( 4Цар.24:7 ); кроме этого рассказ сообщает о нашествии Навуходоносора, поражении Нехао ( Иер.46:2 ) и о совершенном покорении Навуходоносором страны, простирающейся от Евфрата и до „реки Египетской». После этого Нехао, как говорится далее, „не выходил более из своей страны»; отныне бесспорно западные страны несли тяжкое Вавилонское иго, о чем говорит и Бероз. Что касается фактов, положивших конец Иудейскому царству, т. е. часто повторяющихся возмущений иудейских монархов, возобновления их переговоров с Египтом, свержения их верховным государем, когда они его обманули, пленения их и, наконец, наказания непокорной расы, сопровождавшегося разрушением столицы и храма, и уведением в Вавилонский плен большой массы народа, то нам оставалось бы встретить подробности, подтверждающие все эти факты, если бы мы владели летописями самого Навуходоносора. К несчастью, до сих пор еще не открыто никакого подобного документа. Однако мы знаем, что история Бероза, заимствованная из источников этой страны, говорит, что „Набукаднессар (Навуходоносор), покоривши Иудеев и превративши в прах Иерусалимский храм, изгнал весь Иудейский народ из его жилищ и переселил его в Вавилон»; и мы не имеем никакого повода сомневаться в том, что если бы до нас дошла полная история этих событий, то подробности Библейского рассказа подтвердились бы так же, как и главные его факты. Там, где светская история позволяет нам входить в суждение о подробностях Библейского рассказа, они безошибочны. Так, имя египетского монарха, на которого опирается Езекия, названо безошибочно у Иеремии (34:30) – Вафрий (Гофра), так как от 588 до 586 до P. X. в Египте царствовал Априес или Гаифрахет.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

По библейскому рассказу, во время очищения храма от ассирийских культовых символов, в нем была найдена " Книга завета " . Чтение этой книги побудило царя созвать народное собрание, на котором был провозглашен союз между народом и Б-гом. Согласно этому союзу народ обязался " последовать Б-гу и соблюдать его заповеди... " По мнению исследователей, обнаруженная " Книга завета " была ничем иным, как Книгой Второзакония, или значительной частью этой книги, которая именно в этот период подверглась изменениям и окончательной редакции с целью превратить ее в государственный свод законов. Реформа Иошиягу сыграла огромную роль в истории еврейского народа. Сопровождавший ее национально-религиозный подъем наметил контуры идеального, независимого, самобытного иудейского государства со столицей Иерусалимом, ставшим культурно-религиозным священным центром всего еврейского народа. Последние годы царствования Иошиягу были годами окончательного разгрома Ассирии. Халдейский Вавилон и Мидия совместно обрушились на центральные города еще столь недавно могущественной империи. В 614 г. до н. э. пал Ашшур, в 612 г. до н. э. пала Ниневия, а в 610 г. до н. э. был завоеван последний оплот ассирийского царя - Харран. О политической ориентации Иудеи в эти критические годы нет достоверных сведений. Возможно, что, опасаясь нового усиления мощи Ассирии и союзного ей в то время Египта, Иудея сочла благоразумным договориться с Вавилонией; но нет никаких прямых указаний на союз между Иошиягу и Вавилонией. В 609 г. до н. э. фараон Нехо двинулся " морским путем " на помощь остаткам ассирийских армий, сражавшихся с вавилонянами у Харрана, в верховьях Евфрата в Северной Сирии. Иошиягу выступил в Мегиддо на перерез египетской армии. Он был ранен в самом начале боя и умер по дороге в Иерусалим. Смерть Иошиягу лишь немногим предшествовала полному закату самостоятельности Иудеи. Фараон Нехо, возвращаясь в Египет после одержанной им победы у Харрана, занял Иудею, сверг с трона сына Иошиягу, Иегоахаза (Иоахаза), и назначил вместо него его брата Иегоякима (Иоакима). Иудея стала вассалом и данником Египта, но не надолго. В 605 г. до н. э. сын Набопаласара, Навуходоносор, нанес тяжелое поражение египетской армии у Каркемиша, в Северной Сирии, и, преследуя отступающего противника, завладел Сирией и Иудеей. Начался новый, весьма короткий (604-586 гг. до н. э.), но решающий период в истории Иудеи, период владычества Ново-Вавилонской державы.

http://pravicon.com/info-2549

К (нам), ныне бодрственно от ночи 579 дел 580 омраченнаго 581 заблуждения 582 совершающим 583 песнь 584 (Тебе), как благодетель 585 приди 586 , Христос, очищение 587 наше, подавая 588 удобную 589 стезю 590 , чтобы, взбегая по ней, мы нашли 591 славу 592 . Тропари 5 п. 2 канона Владыка 593 , пришествием 594 (своим) во плоти 595 опять 596 отсекая 597 сильную 598 вражду 599 к нам 600 , разрушил 601 силу 602 властителя 603 душегубца 604 , соединяя 605 мир с невещественными существами, делая 606 доступным 607 Родителя 608 творению. Народ 609 , прежде омраченный 610 , наконец 611 увидел свет 612 вышняго 613 сияния 614 ; язычников 615 же Сын приносит Богу (в)наследие 616 , подавая 617 неизреченную 618 благодать там 619 , где наиболее 620 процветал 621 грех 622 . Песнь 6-я 1-го канона Доводя до конца раскрытие внутренней сущности события и достигая в этом раскрытии зенита, эта песнь останавливается на Божестве рождающегося Христа, показывая, что с ним, Божеством, сделалось при воплощении или точнее – что с ним ничего не сделалось при этом, что решительно ничего не потеряло оно из своей высочайшей духовности. («Слово») (ирмос), из своей беспредельности (I тропарь) и вечности (2-й); а между тем от соприкосновения Его с человеком природа последнего восполнила свои лишения. Это восполнение началось с самой Богородительницы: Она при рождении сохранилась нетленною (ирмос); человечество разрешено от грехов (1 троп.) и смерти (будущий век; 2-й троп.). Весь этот круг мыслей, соответственно библейскому образцу песни, возводится к тому прообразу события, которое представлял собою пр. Иона, выброшенный после поглощения его морским зверем с тою же легкостью, с какою распложаются живородящие морские крупные рыбы. Ирмос 6-й 1 канона Из чрева 623 Иону (как) младенца 624 морской 625 зверь извергнул 626 , каким принял; а Слово, вселившись в Деву и принявши 627 плоть, прошло сохранив 628 (Её) нетленною 629 ; ибо Оно сохранило 630 родившую неповрежденною 631 тлением 632 , какому и само неподвержено 633 .

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Имже разноличнаа сказания суть: ови бо мнша Ирода, ови же распятаго чюдотворца Исуса, 638 ови же Уесписиана. Но обаче невъзможно человком суда убжати, аще и промыслять. Иуди же знамения судиша, якоже хотша, вратяще я на свою сладость, другаа же похулиша, дóндеже погубивше себе и отечьство, обличишася и постыдшася и явишася безумни. 578 Веспасиан (9–79) – будущий римский император (69–79), осуществлял верховное командование римским войском в провинции Иудея в 67–69 гг. 580 Птолемаида – город на побережье Средиземного моря, откуда Веспасиан двинулся со своим войском на юго-восток провинции Иудея. 582 Спира – отряд войска; здесь, видимо, когорта, хотя слово имело и значение манипул, третья часть когорты. 583 Тибериада – город на востоке Галилеи, основанный тетрархом Иродом Антипой и названный им в честь римского императора Тиберия (14–37). 584 Гадара. – В греческом оригинале Гадара, очевидно, названа по ошибке, так как этот город находится далеко на юго-восток от Иотапаты; видимо, имелся в виду город Габара, расположенный на пути из Птолемаиды в Иотапату. 586 Желвь – «черепаха», боевой порядок, при котором солдаты, держа щиты горизонтально над головой, образуют сплошной защитный навес. 590 ...въ заутренюю стражю... – Ночь (с 6 часов вечера до 6 часов утра) была разделена у римлян на 4 стражи (по 3 часа каждая); последняя из них называлась утренней. 591 ...мсяца панема... – Иосиф пользуется македонским календарем, который употреблялся в Малой Азии и на Ближнем Востоке. 600 ...Коннаго сына... – Эту башню Ирод Великий, царь Иудеи в 40–4 гг. до н. э., назвал по имени своего друга Гиппика (это имя буквально означает конный, греч. ππος конь); она находилась рядом с современными Яффскими воротами. 603 ...Генафь... – в переводе с еврейского означает «сад»; местоположение этих ворот точно не установлено. 604 Антония. – См. ее подробное описание в главе (О град, о церкви, о двор). Построивший крепость Ирод Великий назвал ее в честь своего покровителя, римского триумвира Марка Антония (83–30 гг. до н. э.). 605 ...Мусиинаго... – Происхождение греческого названия башни Ψηινς неясно; греч. ψφος означает «камешек». 606 ...до Елнинъ гробъ... – Елена – царица Адиабены, древнего царства на берегах рек Тигра, Верхнего и Нижнего Заба; она перешла в иудаизм и переселилась в середине 40-х гг. н. э. в Иерусалим, приказав построить себе роскошную гробницу недалеко от города (возможно, ее следует идентифицировать с современными Царскими гробницами севернее Иерусалима).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Hymn 22.33–34. 567. Hymn 22.50–52. 568. Hymn 30.18–32. 569. Hymn 23.186–194. 570. Hymn 23.174–180. 571. Hymn 23.230–235. 572. Hymn 55.132–136. 573. Hymn 52.46–47. 574. Theol 2.238–246. 575. Hymn 7.25–27. 576. Hymn 13.37–47. 577. Hymn 13.48–50. 578. Hymn 21.114–117. 579. См. прим. 7 к этой главе. 580. Hymn 21.246–266. 581. Hymn 21.1–3. 582. См. мою статью «Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого». Вестник 61, 1968. Стр. 47–55. 583. Hymn 23.174–177. 584. Hymn 7.28–29. 585. Hymn 24.6–11. 586. Hymn 24.12–19. 587. Hymn 30.156–166. 588. Hymn 30.263–267. 589. Hymn 1.1–26. 590. Hymn 1.26–29. 591. Hymn 1.30–37. 592. Hymn 1.38–42. 593. Hymn 50.198–202. 594. Hymn 50.238–246. 595. Более подробно — в моей статье « «Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии пр. Симеона Нового Богослова». Вестник, 75–76. 1971. Стр. 151–170, особенно 168–170 (по–французски) 596. Eth 4.552. 597. Eth 1.3.82–86. См.: Часть II. Святая Евхаристия. Пр. 4. 598. Сар 1.51–52; Cat 28.403–410 599. Eth 3.203–205; 243–253. 600. Eth 3.257–263. 601. Eth 3.375–385. 602. Eth 3.399–402. 603. Eth 4.424–429. 604. Eth 4.856–861. 605. Eth 4.249–259. 606. Eth 4.260–269. 607. Eth 4.917–924. 608. Eth 5.184–193. 609. Eth 5.114–125. 610. Eth 5.212–214. 611. Eth 5.246–249. 612. Eth 9.239–245. 613. Eth 9.246–248. 614. Eth 9.303–305. 615. Eth 9.380–387. 616. Eth 9.390–407. 617. Eth 10.88–93. 618. Eth 10.697–713 619. Eth 10.813–821. 620. Eth 10.751–753. 621. Eth 11.157–186. 622. Euch 1.59–62. 623. Euch 1.152–154. 624. Euch 1.181–195. 625. Euch 1.196–211. 626. Euch 2.196–207. 627. Euch 2.208–224. 628. Euch 1.232–237. 629. Hymn 28.1–23. 630. Hymn 28.73–83. 631. Hymn 41.101–114. 632. Hymn 42.74–84 633. См.: Часть IV. Видение света. Прим. 71. 634. Hymn 42.120–125. 635. Hymn 55.82–92. 636. Hymn 50.91–109. 637. Hymn 23.13–19. 638. Hymn 23.122–128. 639. Hymn 23.267–268. 640. Hymn 23.319–326. 641. Hymn 23.346–354. 642. Hymn 23.394–414. 643. Hymn 23.517–520. 644. См.: Часть I. Братолюбивый Нищий.

http://predanie.ru/book/74192-prepodobny...

Литературе по истории ранней Церкви (до 600 г.) посвящен указатель Τ. Робинсона и Б. Шоу 584 ; с ранним христианством связан также указатель, опубликованный Ф. Дюнцлем 585 . В разделе Bibliographie известного журнала Revue d " histoire Ecclésiastique, издаваемого Лувенским католическим университетом с 1900 г., описываются новинки литературы по церковной истории. Изданы отдельные указатели литературы, посвященной истории христианских конфессий: православию 586 (имеются также указатели литературы, касающиеся истории Православных автокефальных Церквей, например Польской 587 , Румынской 588 , Сербской 589 , Болгарской 590 и др.), католицизму 591 (включая проблемные публикации – по истории папства 592 , соборов 593 , монашеских орденов 594 и т.д.), протестантским деноминациям 595 , Восточным церквам (коптской 596 , эфиопской 597 , малабарской 598 и др. 599 ), истории православного монашества и монастырей 600 и др. Ряд публикаций посвящен периодическим изданиям 601 . В данном контексте интересна работа П. Дзогаса «Греческая богословская библиография за последнее столетие (1860–1960)». Информацию об отечественной литературе по историко-церковной проблематике можно почерпнуть в изданиях Книжной палаты 602 . Из справочных изданий отметим также труды, посвященные псевдонимам получивших известность авторов 603 . Нужно обратить внимание и на справочники, облегчающие пользование источниками и литературой по истории Церкви с лексикологических позиций 604 . § 20. Энциклопедии Серьезным подспорьем для исследователей истории Церкви являются энциклопедические издания соответствующей тематики. Однако начать обзор энциклопедической литературы следует с монументального труда, посвященного античным древностям, – во-первых, потому, что для истории ранней Церкви информация относительно античности является тем историческим фоном, без знания коего невозможно адекватно оценить процессы, протекавшие в раннехристианской общине, а во-вторых, потому, что данный труд во многом послужил прообразом энциклопедических изданий, связанных с историко-церковной проблематикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010