577.  …он уподобится животным, которые погибают (Пс. 48. 13). 578. «Душа не смирится, если не будет лишена хлеба», — сказал преподобный Пимен Великий. Алфавитный патерик. 579.  Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом (Быт. 13. 13). 580. Быт. 14. 4. 581. Быт. 14. 10–12. 582. Святому Аврааму, патриарху и пророку. 583. Притч. 12. 15. 584. Святой Димитрий. Летопись. 585. Там же. 586. Телесные наказания были в общем употреблении у древних. Не изъяты были от них первейшие сановники Римской империи и Патриархи, как, например, подверглись тяжкому телесному наказанию Константинопольский Патриарх святой Флавиан, Римский Папа святой Мартин и другие. 587.  …не принужденно, но охотно и богоугодно (1 Пет. 5. 2). 588. Житие святого Иоанна Милостивого. Четьи-Минеи, ноября в 12 день. 589. Святой Исаак Сирский. Слово 89. «О вреде ревности безрассудной». 590. 2 Цар. 12. 1–14. 591. Преподобный Кассиан Римлянин. Collatio secunda, de discretione. 592.  …приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25. 34). 593.  Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 6. 22, 23). 594. Еф. 4. 26. 595.  При недостатке попечения падает народ (Притч. 11. 14). 596. Ср.: Притч. 31. 4. 597.  Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим (Притч. 25. 28). 598. Евр. 5. 14. 599. Притч. 24. 3, 4. 600. Преподобный Кассиан. Collatio secunda, de discretione. 601.  Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя (Иак. 1. 22). 602.  Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118. 105). 603.  …не дай мне уклониться от заповедей Твоих (Пс. 118. 10). 604.  …научи меня уставам Твоим (Пс. 118. 12). 605.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18). 606.  …не скрывай от меня заповедей Твоих (Пс. 118. 19). 607.  …ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить (Мф. 7. 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Дважды храм грабили вавилоняне, при пленении Иехонии в 604 году до н. э. (см. 4 Цар 24:13) и вторично при окончательном разрушении города в 586-м при царе Седекии (см. 4 Цар 25:13–18). Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным; все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением, потому что увидели наготу его; и сам он вздыхает и отворачивается назад (Плач 1:8). Важная деталь, отличающая богословие истории в Ветхом Завете от богословия, например, Месопотамии. Грех — первейшая причина бед и несчастий, постигающих как отдельного человека, так и целые страны и города. В схожих плачах об Уре или Ниппуре города разрушаются по воле богов, но чем мотивирована эта воля — тексты не сообщают, более того, гнев высших божеств Ану и Энлиля иррационален, непонятен даже для божеств разрушаемых городов, как в случае с Уром — для Нингаль, его покровительницы. Здесь же история развивается в определенном русле благословений и проклятий, известных по Книге Второзакония. На подоле у него была нечистота, но он не помышлял о будущности своей, и поэтому необыкновенно унизился, и нет у него утешителя. «Воззри, Господи, на бедствие мое, ибо враг возвеличился!» (Плач 1:9). «Нечистота на подоле» — в образах блудодеяния, оскверненной женщины пророк описывает Израиль, презревший свою первую любовь — Бога Авраама, Исаака и Иакова — и пошедший в след богов иных. Отношения избранного народа и Яхве описаны в Завете как отношения супругов. Муж тяжко оскорблен своей прелюбодейной женой. Сетования от лица Бога озвучивает пророк Иезекииль — Бог, напомнив в образах ухаживания и брака о всех благодеяниях Израилю, говорит о нем: Но ты понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить… хлеб Мой, который Я давал тебе… ты поставляла перед ними (идолами) в приятное благовоние (Иез 16:1, 19). В своем безумии возлюбленная Яхве делала вещи и пострашнее: И взяла сыновей твоих и дочерей твоих, которых ты родила Мне, и приносила в жертву на снедение им. Мало ли тебе было блудодействовать? Но ты и сыновей Моих заколала и отдавала им, проводя их через огонь (Иез 16:20–21). Грех идолослужения был усугублен человеческими жертвами, ненавистными Творцу жизни.

http://blog.predanie.ru/article/plach-ie...

Интересно, что поздняя иудейская экзегеза видит в тексте плача, кроме реакции на конкретные исторические события, аллегорию на угасание человека, его смерть и суд над ним. Город — метафора тела, которое плачет о покинувшей его душе. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему (Плач 1:2). В Третьей и Четвертой Книгах Царств описана история угасания Израиля, разделившегося на два царства — Израильское с центром в Самарии и Иудейское с центром в Иерусалиме. Об этом сказано в Евангелии: царство, разделившееся само в себе, опустеет (Мф 12:25). Несмотря на сложные политические игры, в которые играли цари этих стран, то объединяясь друг с другом, то воюя — в союзе с соседними языческими народами, все пошло прахом, когда набрали силу империи Востока — Ассирия, а впоследствии Вавилон. В 722 году до н. э. Ассирийская империя уничтожила Северное Израильское царство и ассимилировала его население, создав феномен «потерянных колен» Израиля. Катастрофа, которую оплакивает пророк Иеремия, произошла двумя столетиями позже — в 586 году до н. э. К кровавой расправе над городом привела, в частности, надежда Иудеи, бывшей с 597 года вассалом Вавилона, на обретение самостоятельности с помощью военного союза с соседями — Моавом, Эдомом, Аммоном, Тиром и Сидоном и Египтом. Призрачным надеждам не суждено было сбыться, в своей беде Иудея осталась одна, брошенная союзниками. Иуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников, и не нашел покоя; все, преследовавшие его, настигли его в тесных местах. Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели; священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому (Плач 1:3–4). Иуда, переселяющийся к язычникам, — образ депортируемого в Вавилон еврейского народа. В среде библеистов ведется дискуссия о целостности Плача как литературного произведения, и некоторые исследователи считают, что 1-я глава описывает события до разрушения города, то есть период впадения в вассальную зависимость Иерусалима от Вавилона около 604 года до н. э. и первую попытку сбросить вавилонское ярмо — 598–597 годы.

http://blog.predanie.ru/article/plach-ie...

593. Ср. письмо 586. 594. Записка — при отсылке I главы «Истории Пугачева». 595. Ответ на письмо Жуковского от 6 июля 1834 г. Ср. письмо 592. 596. Бенкендорф — А. X. Ср. письмо 586. Настоящее письмо было Бенкендорфом доложено царю, который «простил» Пушкина. 597. Прекрасное Ваше творение — роман «Аскольдова могила». Александр — Ваттемар. Загоскин был директором московских императорских театров. 598. Соллогуб — см. примеч. 574. Обстоятельства тебе известные — перлюстрация письма 567. печатаю Пугачева — «Историю Пугачева». «тороплю Яковлева» — см. примеч. 590. Ермолова — жена А. П. Ермолова, дочь наполеоновского маршала де Лассаля. «с тем…» — с Николаем I (ср. письма 584, 586, 596). Великая княгиня — Елена Павловна, преподавателем у которой был Плетнев. 599. Пушкин отвечает на письмо Осиповой от 24 июня 1834 г. Рейхман — был рекомендован Пушкину Осиповой в качестве управляющего. Михайла — М. И. Калашников. Пеньковский — управляющий. «Рейхман только что написал…» — письмо от 22 июня 1834 г. Малинники — имение Осиповой. 600. печатаю Пугачева — «Историю Пугачева». «подал в отставку…» — см. письма 586, 596. Аничковские балы — придворные балы в Аничковском дворце. 601. Оливье — домохозяин. Яковлев — см. примеч. 590. Сергей Николаевич — брат Натальи Николаевны. Тетка — см. примеч. 500. 602. Записка касается печатания «Истории Пугачева». 603. Речь идет о соединении VIII и IX глав «Истории Пугачева» в одну VIII. 604. «беру этаж…» — в доме Баташева на Гагаринской набережной. Дочь Вяземских — Прасковья; умерла в Риме в 1835 г. Гальяни — аббат, философ и историк, автор известной «Переписки». Держу корректуру — «Истории Пугачева». Лев Сергеевич Пушкин уехал в Грузию только в 1836 г. «Поручаю тебе…» — каламбур. Заводы (Полотняный завод) — имение Гончаровых. Маршал Мезон — французский посланник в Петербурге. 605. «Яковлев отпустит…» — ср. примеч. 590. Дюме — ресторатор. «Беру его квартеру» — см. примеч. 604. Портрет Натальи Николаевны — вероятно, акварельный, работы А. П. Брюллова. 606. Ответ г-на Загоскина — ср. письмо 597. См. запись Пушкина в альбом Ваттемара, т. VIII, стр. 83.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

   Шишич Ф. 537    Шлумберже Г. 558, 570    Шмидт В. 466    Шопен 46, 443, 474, 483, 521, 614    Штадтмюллер Г. 474    Штейн Е. 446    Эбал, граф Руси 81, 457    Эвмей 473    Эккехард из Ауры 558, 577    Эксазин, см. Константин Дука,    Эксазин Эксазин, см. Никифор Иалий Эк-    сазин    Эксазины 330, 590, 592    Элеимон 314    Элиан 616    Эльвира 607    Эмилиан, патриарх антиохийский 464    Эмилий Сципион 58, 442, 443    Эмма 571    Эрве 134, 486    Эрот 117, 276    Эсхин 103    Юдейль Р. 606    Юдифь 530    Юстин I, император 515    Юстиниан I, император 515    Яков (библ.) 470    Яков Барадай — 396, 613    Ямвлих 174, 512    Ярослав, князь киевский 448    Ясит 174, 512    Ясит, куропалат 513    Яцулин, см. Жослин де Куртней УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ    Абраска, Аспр, г. 224, 539    Авасгия 627    Августион, пл. 590—591    Августополь, г. 300, 412, 573    Авид, г. 250, 251, 303, 373, 381, 387    Авлон, г. 84, 85, 139, 142, 145, 161, 171, 177, 181, 182, 276, 280, 337, 338, 351, 354, 356, 491, 509, 514    Аврилево, г. 273, 557    Аврона залив 564    Агафоника, г. 273, 556    Адана, г. 318, 370, 586    Адрамитий, г. 373, 374, 380, 387    Адрианополь, Орестиада, г. 104, 145, 167, 196, 202—204, 214, 268—271, 273, 394, 444, 450, 469, 494, 532, 537, 544, 555, 556, 560, 628    Адриатическое море 23, 56, 88, 196, 239, 265, 275, 338—340, 366, 369, 395, 492, 543, 560, 569    Азал, холм 297    Азия 90, 107, 122, 158, 190—192, 196, 197, 220, 275, 320, 327, 364, 366, 375, 380, 382, 385, 399, 407, 526, 539, 586    Айтос, г. 554    Айтосский перевал (Хортарей?) 554    Аке, Акра, Птолемаида, г. 379, 608    Акрок, г. 388, 390, 610    Акроний, г. 412, 617    Акрун, г. 381    Ал-Амиг, оз. 604    Алания 600    Александретта, залив 604    Александрия, г. (в Индии) 214    Александрия, г. (в Египте) 186, 214, 418, 459    Алексиополь, см. Неокастр, г.    Алексина, гора 614    Алеппо, Верея, г. 190, 371, 399, 573, 582, 603, 614    Алики, Кипарисий, г. 193, 524    Алифины, г. 388, 610

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Это превосходно согласуется с числами для нововавилонских царей у Бероса и в Царском каноне. Так как Набопаласар правил 21 год, то от его 16 года до конца его царствования оставалось 5 лет. После этого Навуходоносор правил 43 года, Амель-Мардук – 2 года, Нериглиссар – 4 года, до того, как Набонид пришёл к власти (несколькими месяцами Лабаши-Мардука можно пренебречь). Просуммировав эти годы царствования (5+43+2+4), мы получаем 54 года – точно, как заявил Набонид на своей стеле. Если, как было установлено, первый год Набонида был 555/554 г. до н.э., то 16 год Набопаласара должен приходиться на 610/609 г. до н.э., его первый год – на 625/624 г. до н.э., и его 21 (и последний) год – на 605/604 г. до н.э. Тогда первый год Навуходоносора приходится на 604/603 г. до н.э., а его 18 год, когда он опустошил Иерусалим – на 587/586 г. до н.э., а не 607 г. до н.э. Эти даты полностью согласуются с датами, указанными у Бероса и в Царском каноне. Поэтому, эта стела добавляет свои свидетельские показания в установление полной продолжительности царствования всех нововавилонских царей до Набонида. Полагаться на силу этого свидетельства – произведённого, кстати, непосредственно во время самой нововавилонской эры, – слишком сильно нельзя. (3) Nabon. No. 24, также известный как надпись Адда-гуппи, существует в двух копиях. Первую обнаружил Х. Погнон (H.Pognon) в 1906 в Эски Харране (Eski Harran), что в юговосточной Турции, в руинах древнего города Харран (того, что известен со времён Авраама). Эта стела – надгробная надпись, очевидно составленная Набонидом для своей матери Адда-гуппи. Сейчас она хранится в Археологическом музее в Анкаре. Текст включает не только биографический очерк матери Набонида со времени ассирийского царя Ашшурбанипала и аж до 9 года Набонида (когда она умерла), но и указывает продолжительность царствования каждого из нововавилонских царей, конечно, кроме Набонида, который оставался живым. К сожалению, часть текста в первой копии, которая сообщает продолжительности царствования – повреждена, и единственные поддающиеся прочтению числа – это 43 года царствования Навуходоносора и 4 года царствования Нериглиссара. Однако, в 1956 г. Др. Д. С. Райс (D. S. Rice) обнаружил в Харране 3 других стелы времён царствования Набонида, одна из них дублировала надпись, обнаруженную в 1906 г. К счастью, те части новой стелы, которые содержат хронологическую информацию, были не повреждёнными. Первая из этих частей гласит:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

В Библии говорится об общении и совместной деятельности В. и прор. Иеремии в 4 и 5-м годах правления иудейского царя Иоакима (Иер 36. 1, 9; 45. 1), т. е. в 605-604 гг. до Р. Х. (или 601 до Р. Х., по Иер 36. 9, в LXX), далее - перед самым разрушением Иерусалима, в 10-й год правления Седекии (Иер 32. 1, 12 и др.), т. е. в 586 г., а также вскоре после этого (Иер 43. 3, 6), но вполне вероятно, что их отношения были более продолжительными, ибо несмотря на упоминания мн. подробностей жизни Иеремии книга не является биографией в совр. смысле слова ( Duhm. 1901). В. сыграл важную роль в сохранении пророчеств Иеремии. Под диктовку заключенного в темницу прор. Иеремии он записал первый свиток с его пророчеством о предстоящем поражении от вавилонян (Иер 36. 4), и в следующем 604 г., в день, когда «объявили пост пред лицом Господа всему народу», В. прочитал этот свиток перед собравшимися в храме, а затем перед царскими вельможами (Иер 36. 11-18). После того как свиток был прочитан Иоакиму, царь сжег его собственноручно. В. и Иеремии удалось скрыться от гнева царя; исполняя волю Божию, Иеремия повелел В. записать в новый свиток пророчество о грядущей гибели Иудейского царства (Иер 36. 32). После написания первого свитка Иеремия пророчески предсказал В., что он будет спасен во время войны, тогда как народ Иудеи обречен (Иер 45). Во время осады Иерусалима В. выступал в качестве свидетеля при покупке пророком, находящимся под арестом, части наследственной земли,- символическом действии, имевшем целью показать буд. возрождение страны (Иер 32, особенно ст. 15). В. пережил падение Иерусалима и, подобно Иеремии, видимо, был освобожден вавилонянами, к-рые позволили ему остаться на родине. Общение В. и Иеремии продолжалось и после падения Иерусалима, это следует из рассказа об обвинении В. в том, что именно он убедил Иеремию отговорить иудеев от бегства в Египет после убийства Годолии, назначенного вавилонянами правителем Иудеи. Иеремия и В. ушли в Египет и поселились вместе с др. бежавшими в Тафнисе (Иер 43. 1-7).

http://pravenc.ru/text/154383.html

Ebers, Durch Gosen, стр. 528. 573 Maspero, Histoire, стр. 148, 149. Макс Дупкер также признает. первобытный монотеизм вавилонской религии. См. его Geschichte des Alterthums, 4 изд. 1874 г., т. I, стр. 201. 586 Единственная форма Элоах в действительности более древня, потому что мы встречаем ее два раза в поэзии, в песне Моисея: Втор, 32:15, 17. 590 Revue des deux inondes, pp. 580, 581. Не лишне заметить, впрочем, что сам Сури в своих Etudes historiques сознался в ложности уподобления Иеговы Молоху. Именно он говорит на стр. 28: Иаве не более есть Бог египетский, как он не есть и Молох. Я разумею бога огня или солнца, по крайней мере, при его происхождении“. 604 Abbé de Broglie, „L’unité du sanctuaire dans la religion d’Israel et la date du Pentatenque“. Cm. „Annales de philosophie chrétienne“, ноябрь 1880, стр. 101–103. 608 Revue des deux mondes, 1872 г., стр. 586. Нужно отдать честь критику, что он в отдельном издании своих критических наследований вычеркнул это место. 616 Надо отдать честь французскому критику, что он, высказав подобное положение, в отдельном издании своих статей сознался в лживости своего собственного уподобления и уничтожил это место. 617 Иез. 28:12. По переводу Вульгаты читается: „umbilieus terrae“; по русскому синодальному переводу „вершина земли“. 618 Taylor, Journal of the Royal Asiatic Society, t. xv, 1855, p. 269 и след. Loftus, Travels, p. 202. 621 De Rouge, Revue archéologique, 1860, t. I, стр. 73. Отчет o Папирусе Эберса см. В Journal Officiel, 1 июня 1873 r. 622 «Книга Мертвых», называемая также „погребальным обрядником», представляет собою собрание молитв, разделенных на 165 глав: эти молитвы должны были прочитываться мертвыми, чтобы дать их душе силу перенести загробные испытания и очистить ее в виду будущего суда. Чтобы дать возможность покойнику в точности читать эти молитвы, вместе с мумией всегда клался более или менее полный экземпляр книги, в царствование XII династии часть ее писалась даже на саркофагах. В Луврском музее находится богатое собрание экземпляров „Книги Мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

24:17. Изменение имени. Как и в случае с Иоакимом, вавилоняне потребовали, чтобы Матфания изменил имя. В вавилонских хрониках сообщается только о том, что Навуходоносор II посадил в Иудее царя по своему выбору и что этот новый царь был ему «по душе», имея в виду, что он был «приручен» вавилонянами. Как и прежде, вавилоняне считали, что в их интересах дать царю другое еврейское имя, чтобы не побудить народ к восстанию. 24:18–25:26 Седекия Иудейский и падение Иерусалима 24:18. Хронология. Седекия, последний царь Иудеи, правил с 597-го по 586 г. до н. э. Нехао II (610–595 гг. до н. э.), Псамметих (595–589 гг. до н. э.) и Априй (589–570 гг. до н. э.) были правителями Египта, а Навуходоносор II (604–562 гг. до н. э.) – правителем Халдейского царства. 25:1. Осада Иерусалима. Очевидно, при нападении на Иерусалим в 587–586 гг. до н. э. вавилоняне использовали в качестве средства против защитного ската осадную «стену». В ассирийских источниках сообщается, что Асархаддон использовал подобное техническое изобретение при завоевании Шурпии, Урартского царства к югу от озера Ван, в 672 г. до н. э. Асархаддон утверждает, что его «воины вскарабкались на осадную стену и выиграли сражение». Вероятно, осадная стена делалась выше городских стен, чтобы воины нападающей стороны могли оказаться над защитной стеной. Как и ассирийцы во время осады Сеннахирима в 701 г. до н. э., вавилоняне систематически разрушали иудейские крепости в сельской местности, втом числе Лахис (см.: Иер. 34:7 ). Другой причиной устранения любой военной угрозы в окрестностях Иерусалима было предотвращение египетского вмешательства. 25:4. Бегство войска. Контекст этого трудного для истолкования стиха позволяет предположить, что царь и его телохранители пытались бежать из города в восточном направлении. Слово «военные», вероятно, относится к вавилонским солдатам, которые проделали брешь в городской стене, вынудив Седекию бежать. 25:5. Равнины Иерихонские. Царь выбрал «дорогу Аравы» ( в русском переводе – «ушел дорогою к равнине»), которая вела из Иерусалима в Иерихон и пролегала в степных местах рифтовой долины Иордана. Равнины Иерихонские – это открытые плоские пространства сухой земли к востоку от Иерихона, где вавилоняне могли легко настичь беглецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

584 τ δαμνια πργματα. В этих нападках находим отголоски старинного спора между сторонниками философии и риторики, уже в классическую эпоху противопоставлявшими Платона и Исократа. 585 Не дошедшее до нас произведение Синезия (некоторые исследователи склонны считать, что оно было посвящено охоте и содержало изящное описание различных охотничьих историй). Ср.: Письмо 102 (101), 9–11. 586 Эллинизм здесь и ниже (и вообще, как правило, у Синезия) понимается в культурном смысле. Ср.: Письма 102 (101), 6; 122 (51), 8. 587 Вероятно, речь идет о недошедших до нас стихах Синезия (хотя, возможно, имеются в виду некоторые из его гимнов). 591 Коза Амалфея вскормила своим молоком самого Зевса – вместо Реи, которая пыталась сохранить младенца в тайне и поручила его воспитание нимфам. 593 Ср.: Платон. Протагор, 310d; Государство, 426b и т. д. («клянусь Зевсом»); Протагор, 310b; Горгий, 481с; Лахет, 197а и т. д. («клянусь богами»). 597 Телхины (от глагола δλγω: очаровывать, одурманивать) – вулканические божества морской глубины, спутники Посейдона, олицетворяющие зависть и клевету. 604 Образ восходит к Гомеру. Ср.: Илиада, 2. 41; Одиссея, 3. 215. Ср. также: Гимны, I. 112 и 642; IX. 48. 607 Посольская миссия Синезия была весьма успешной (принято считать, что все пять городов Пентаполя получили налоговые льготы). Дар Пэонию был одним их ходов в этой дипломатической игре. 608 Письмо адресовано константинопольскому другу Синезия; отправлено из Кирены в Константинополь в 405 г. Никандру адресовано также Письмо 43 (75). 609 Синезий нередко говорит о своих произведениях как о детях, – и в этом он следует традиции. Ср.: Платон. Федр, 278а; Теэтет, 149а-151а; Аристотель. Никомахова этика, IX, 7, 3. Этой же традиции следовали Либаний, Фемистий, Овидий, блаж. Августин и другие авторы. 610 Противопоставление восходит к Платону. Ср.: Пир, 197е; Законы, 643b, Горгий, 481b. Ему следовали также Аристотель (Никомахова этика, X, 6,1176b 32–1177а 6), Плотин (Эннеады, 3, 2, 15), Ямвлих (Египетскиемистерии, 3, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010