Сл. 2, 92, 3–19; 94, 8–95, 9; 208–214=1.56–57. 551 Сл. 2, 110, 2–11, 5; 114, 1–12; 230–236=1.62–63. 552 Ср. Ин. 10:11. 553 Ср. Лк. 12:32. 554 Ср. Ин. 10:14. 555 Ср. Ин. 10:27. 556 Ср. Ин. 10:3–4. 557 Ср. Пс. 22:2. 558 Сл. 33, 15, 14–16, 4; SC 318, 190=1.490. Ср. Сл. 9, 3; SC 405, 306–308=1.190. 559 См. Сл. 2, 80–82; 194–198=1.53–54. 560 Об избрании епископов в древней Церкви см. Болотов. История III, 172–190. 561 Сл. 18, 33–34; PG 35, 1028–1029=1.281–282. 562 Сл. 18, 35; PG 35, 1032=1.283–284. 563 Уже Лаодикийский Собор 13–м правилом запрещал участие народных " " толп " " в избрании епископа. 564 Особенно в после–иконоборческую эпоху. 565 Ср. Евр. 9:7. 566 Сл. 21, 9, 2–21; SC 270, 126=1.309. 567 Иерем. 10:21. 568 Иерем. 12:10. 569 Сл. 21, 23, 4–24, 25; SC 270, 156–160=1.318. 570 Сл. 43, 26, 1–34; SC 384, 184–186=1.620–621. 571 Вариант перевода: " предпочтения по национальному (региональному) признаку " " . 572 Сл. 26, 15, 17–23; SC 284, 262–264=1.382. 573 PG 37, 1231=2.398. 574 Ср. 1 Кор.3:4. Григорий имеет в виду борьбу различных церковных партий на II Вселенском Соборе: мелетиан, павлиниан, восточных, западных и пр. 575 PG 37, 1238–1239=2.400. 576 Телу. 577 В древней Греции при обращении с просьбой к влиятельному лицу проситель в знак почтения прикасался к подбродку (бороде) собеседника. 578 Бриарей — в греческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 579 PG 37, 1266–1267=2.395–396. 580 PG 37, 1192–1193 (отсутствует в рус. пер.). 581 PG 37, 1195–1197 (отсутствует в рус. пер.). 582 PG 37, 1233–1236=2.398–399. 583 Ср. PG 37, 1233=2.398 (образ решетки, разделяющей два мира — постоянный и преходящий). 584 " Воронами " " , " галками " " и " " юнцами " " Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 585 PG 37, 1242–1243=2.401–402. 586 См. Гимн 58–й в SC 196, 278–308. 587 По мнению некоторых исследователей, именно Григорий Богослов ввел на Востоке раздельное празднование Рождества (25 декабря) и Богоявления (6 января), в согласии с традицией, существовавшей в Римской Церкви с конца III в. См. Usener. Untersuchungen, 260–269; Mossay. Fkemes, 34. Ср. Bernardi. Predication, 205. 588

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Таковы были враги великого святителя. Они представляют собой как бы темный фон, на котором тем яснее выделяется исключительная личность вселенского учителя. Св. Иоанн Златоуст был совестью Церкви своего времени, и в лице его врагов против него, как против голоса совести, восстали все страсти. Они восторжествовали. Насилие заставило смолкнуть его негодующее слово. Но совесть нельзя заглушить надолго. В 407 г. Златоуст скончался в изгнании. В 417 г. его имя было внесено в диптихи Аттиком, патриархом Константинопольским, а в 419 г. – Кириллом Александрийским . В 428 г. память святителя в первый раз была почтена празднованием при дворе, а десять лет спустя мощи его были перенесены в Константинополь и погребены в церкви Апостолов. Сын императрицы Евдоксии Феодосий II склонился перед ними, прося святителя о прощении своих родителей. В своих сочинениях вселенский учитель по-прежнему призывает верующих к жизни по Евангелию, к милосердию и нравственной свободе. Да будет же для нас священным его завет: сила и слава Церкви созидается не железным мечом императора, не пышностью культа, не привилегиями духовенства, не проклятиями иномыслящих, а единственно осуществлением евангельской любви во взаимных отношениях верующих. 1341 Joannes Chrysostomus. Ad viduam juniorem, PG 48, 599. Рус. пер.: Творения/Пер. СПбДА. 1895–1906.Т. l. C. 371. 1346 Palladius Monachus. Dialogus historicus V//Joannis Chrysostomi Archiepiscopi Constantinopolitani opera omnia/Ed. D. Bern. De Montfaucon. Parisiis, 1718–1738. T. 13. P 17. 1350 Joannes Chrysostomus. Expositiones in Psalmos, PG 55, 495. Рус. пер. T. 5. C. 566–568. Cp. Idem. In Joannem, PG 59, 23. Рус. пер. T. 8. C. 442–443. 1353 Idem. Contra Anomoeos, PG 48, 801. Рус. пер. T. 1. C. 603; In Genesim, PG 54, 586. Pyc. пер.Т. 4. C. 738; In Joannem, PG 59, 23. Рус. пер. T. 8. C. 39. 1354 Joannes Chrysostomus. Expositiones in Psalmos, PG 55, 495. Рус. пер. T. 5. C. 574. Ср. Idem. In illud: Si qua in Christo nova creatura, PG 64, 25. Рус. пер. T. 12. C. 925.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Устинья Тимофеева, старица – 385, 388–390, 402 Участкина Л.В., палеограф – 490, 498, 500, 514, 627 Ф алмай, гессурский царь, библ. – 611 Фамарь, сестра Авессалома, библ. – 611 Фамендин (Фамелдин, фон Менгден) Ю.А., киевский губернатор – 17, 138, 255, 536, 568 Федор, дьякон, писатель-старообрядец 386, 414, 496 Федор Алексеевич, русский царь – 424, 586 Федор Иоаннович, русский царь – 563 Федор Матвеев, московский священник 397 Федор Олегович, рязанский князь – 566 Федоров Иван, русский первопечатник 567 Федосья, старица – 387–390 Фекла, ученица апостола Павла, св. мученица – 606 Фемистокл, афинский полководец – 581 Феодорит Блаженный, епископ Кирский, богослов и писатель – 19, 140, 257, 468, 506, 516, 571 Феодосий, калужский поп – 385, 405 Феодосий Великий, византийский император – 475, 581 Феодосий Великий, глава монашеского общежития в Палестине, св. – 600 Феодосий Печерский , игумен Киево-Печерского монастыря, св. – 21, 122, 123, 141, 241, 257, 258, 371, 401, 467, 492, 570, 572 Феодосия, старица – 392 Феодулия, старица – 390, 391, 402 Феофан, палеопатрасский митрополит 588 Феофан, патриарх – 602 Феофан Прокопович , церковный деятель и писатель – 585 Филарет, старец – 386, 388, 389 Филарет Гумилевский , историк церкви 624 Филатов Дмитрий, владелец рукописи 491 Филиппова Аксинья, волоколамская старообрядка – 385 Филофей, сын попа – 594 Флавии, династия римских императоров 607 Фома, апостол – 106, 223, 348, 613 Фуфаев М.А., читатель рукописи – 488 Фьораванти Аристотель, итальянский архитектор – 601 Х алава (Холов, Холова) Иван, грек – 111, 229, 230, 358, 553 Халанский М.Г., историк языка – 625 Халецкий, польский магнат – 387, 405 Хомяков A.C., писатель и философ – 483 Храмцевский Матвей, писец рукописи 495 Христофор, старообрядец – 391 Христофоров Дмитрий, зять А. Шкарлата – 384 Ч емоданов Иван, русский посол в Константинополе – 411 Чередеев И.П., дьяк – 574 Черников A.C., приказчик – 380–382 Черчилль (см. Churchill W.A.) Чикин Иван, упоминается в рукописи – 496 Чупятов И.В. (Меньшой), ржевский купец, владелец рукописи – 491, 531

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хроника. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. (О новой книге В. В. Розанова “Около церковных стен”). Н. Пустынник. Стр. 547–562. Миссионерство, секты и раскол. Миссия по епархиям: миссионерские беседы архипастыря с сектантами.– Тамбовская миссия.– Новый миссионер. комитет в Могилеве.– Миссионер. деятельность вятского братства.– Инородческая миссия. Стр. 563–567. Из жизни инославия и из мира заграничного сектантства. Конференция миссионеров в Галле.– Заботы миссии о школах.– Плодотворность миссии в юго-восточной Африке.– Персидская секта кающихся.– Церемония, совершаемая накануне праздника Ашара.– Гуссейн, внук пророка Магомеда.– Эфиопский орден. Стр. 568–572. Вестник “Миссионерского Обозрения”. Новые законы о положении римско-католического духовенства в России. Стр. 573–576. Высочайшие повеления. Стр. 577–583. Вятское братство святителя и чудотворца Николая за 1904– 1905 годы. Стр. 583–584. По поводу корреспонденции из Волчанска Харьковской губернии. “В пользу миссии” Якова Глаголева. Помощник миссионера Иван Болдинов. Стр. 584–585. Отклики. Христос и революция. Диакон Михаил Антонов. Стр. 586–598. Как началось пасхальное богослужение на татарском языке в поволжье. Е. В. Стр. 599–604. Подписка. Стр. 1–2. В складе редакции. Стр. 2–4. Содержание (1906. 7–8) По общим вопросам веры и духовной жизни. Меры к уничтожению русской иконописи. (Материалы к истории современного иконоборства). Карелин. Стр. 609–622. Герцен и наши дни. Н. М. Соколов. Стр. 623–648. К вопросу о смертной казни. (По поводу суждений о ней в периодической печати). И. Мариупольский. Стр. 649–669. Миссионерский отдел. Миссионерская полемика. Харьковский епарх. мисс. Иван Айвазов. Стр. 670–689. По сектоведению. Духовные песни скопцов Курской епархии. Свящ. Владимир Шевалеевский. Стр. 690–703. Как проповедуют книгоноши. (Из отчета миссионера – книгоноши). Влад. Базарянинов. Стр. 704. По расколоведению. Как смотреть на Белокриницкую епархию. Проф. Н. Ивановский. Стр. 705–714.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Церковная земля Николая Чудотворца, что на реке Рузе» по приходным оброчным книгам Патриаршего Казенного Приказа Русской десятины за 7146 (1638) г. значится на оброке «Сторожевского монастыря а игумене оброку на 144 (1636) г. да на 145 (1637) г. по 31 алтыну по 4 деньги на год» (там же, кн. 6, стр. 132)»; а по доимочным книгам значится на Борисе Мидворов крестьянских, с помещиковых И вотчинниковых, с 25 дворов крестьянских и бобыльских, да по писцовым книгам князя Ивана Шеховского 133 и 134 (1625–1626) гг. с церковной земли с 41 четверти с 40 копен сена, всего с дворов и с церковной земли дани по новому указу рубль, 32 алтына, 4 деньги, заезда гривна», и в 1720–1739 гг. «2 рубля, 12 алтын, 4 деньги». (Там же, Патр. Прак. кн. 106, стр. 586 и кн. 252, стр. 568). В переписных книгах написано; 1705 г. – «погост церкви Николая Чудотворца, что в Лужках, у церкви во дворе поп Данила Родионов, двор дьячка Никифора Моисеева, двор пономаря Никиты Гаврилова»; 1715 г. – в селе Лужках церковь деревянная». (Там же, Переп. кн. 11458 и Лантр. кн. 1715 года, стр. 184 об.). 1722 г. ноября в 4 день, по указу из Синодального Казенного Приказа и по присланной памяти Саввина монастыря Сторожевского за пометою архимандрита Сильвестра в Рузе, на Синодальном десятильниче дворе, города Рузы перед старостою поповским Успенским попом Филиппом Борисовым Русской десятины церкви Николая Чудотворца, что в Лужках, попа, Трифон Никифоров сказал по священству: вышеписанная церковь Николая Чудотворца построена и освящена в прошлом 7170 (1662) году при святейшем Иосафе патриархе, а построена по челобитью той церкви приходских людей и дани платится по окладу по два рубля, по 12 алтын, по 4 деньги, да казенных пошлин по 5 алтын, по 4 деньги, ямских и полоняничных, с трех дворов по 8 денег на год, а он поп Трифон к вышеписанной церкви посвящен в попы в прошлом 719 году преосвященным Арсением архиепископом Фивандским на место престарелого попа Даниила Иродионова; а на пропитание к той церкви дано издревле земли 20 четвертей в поле, а в дву потому ж, да одна отхожая пустошь Сывроткино прежним той церкви попам, такожде ныне и он поп Трифон с причетники вышеписанною землею кормются, да у той же церкви приходских 71 двор, а служба у него попа Трифона в той церкви бывает временная, а не повседневная. Тоя ж церкви Николая Чудотворца дьячек Никифор Моисеев да пономарь Михаил Никитин сказали по святей непорочной Евангельской заповеди Господни ей в правду; живут они у вышеписанной церкви по новоявленным памятям, и явили новоявленные памяти дьячек–прошлого 7207 (1699) г., а пономарь – прошлого ж 702 году за руками вышеозначенных годов старост поповских, а приняты они дьячек и пономарь к той церкви по прошениям всех приходских людей, а кормются от тоя церкви вышеписанной землей и приходом». (Там же, Патр. Прик. вязка 449, дело 825, стр. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

692  Epist. Basilii M. 214, 2; 239, 2. PG XXXII, col. 785–786; 893 894, русский перевод VII, 92, 170 стр. 696  Положение св. Григория Богослова на соборе подробно выясняется им самим в его произведении Carm. de se ipso (Carm. de vita sua) – PG XXXVII; русский перевод VI. См. о том же – Cavallera. Le Schisme d’Antioche. Cit. ed. Cap. VIII, p. 247 suiv. Лебедев A. П. Вселенские соборы IV-V века. I т. 128 стр. Спасский А. А. Ист. догм. движений. Цит. изд. I т. стр. 573 и далее. 699  Ср. διανοομενος Διδωρος, τνα χρ προβαλσθαι ες τν σπουδαζομνην χειροτοναν – Sozom. ibid. 705  Sozom. Ibid. Таким образом, Нектарий был избран вовсе не потому, что он стоял последним по списку, как думает проф. Спасский. (Ист. догм. движ. I, стр. 586). Этого у Созомена не видно. 706  С этой стороны подробности Созомена, вызывающие у некоторых историков недоумение (у Спасского в цит. соч. 585–586 стр.), вполне естественны – они касаются лишь внешнего, поверхностного представления дела. 707  Ср. Спасского А. А. Цит. соч. 572; Дюшен Ист. др. Церкви. Цит. изд. т. II, 289 стр. Главным первоисточником, для ознакомления с религ. жизнью Константинополя, служит поэма св. Григория De se ipso – PG XXXVII; русский перевод VI. 708  См. характеристику Нектария Константинопольского в биографии его Ceillier d Remy t. VIII, p. 473 и в церковной истории L’abbé Fleury – Histoire Ecclesiastique. Т. II, 18. Paris. 1840. 4 p. 709  Mansi III, 568. (Harduin. Collectio maxima Conciliorum generalium. Paris. 1715. I, 813). ДВС 3 I, 112 стр.; Hefele. II, 5; Michaud. 85 p. Спасский A. A. 587 стр. 710  Не без основания, поэтому, несторианские источники называют Диодора с Мелетием главными деятелями 2 вселенского собора – Hist. Nestorienne I, 45, РО. V, 265. 712  Никифор Каллист (H. Eccl. XII, 13 . PG CXLVI, col, 783–784) высказал мнение, что, будто, автором рассматриваемого символа может считаться св. Григорий Нисский , но уже Неандер (Allgemeine Geschichte d. Christl. Religion und Kirche. Hamburg. 1825. I, S. 645), затем с решительностью Тильмон (Memoires IX, 221). Гефеле (Concielgsch. II, 9–10), у нас – проф. А. П. Лебедев (Вселенские соборы IV-V b. I, 121) показали маловероятность такого представления дела. Марк Ефесский на соборе Флорентийском выставлял для символа авторство св. Григория Богослова (Consil. Florent. sess. XXIII. Harduini. Т. IX, 294 p.), но и это представление дела считается Тильмоном (IX, 222, 78 not.), Гефеле (ibid.) не отвечающим действительности (ср Ceillier d. Remy. V, 646 p.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

100 Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, первый отд., вып. второй, Спб. 1874 г. 311–312, 331–332. 102 Рук. Имп. Публ. Библ, Q, XVII. 64, из собрания графа Толстого отд. II, 68, л. 317 и далее. 105 Граматы великого князя и митрополита, напечатанные в Актах Исторических том I, 285, 521–522. 109 Рук. Имп. Публ. Библ Q, XVII, 15 из собрания графа Толстого отд. II 294 л. 396. Акты Арх, Эксп. т. I 380. 117 Соловьев – История России т. V, 3-е изд. 80–90, 273. Костомаров – Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, вып. II, отд. первый, 296–299. Полн. Собр. Рус. лет. т. VI, 239, Хрущева, исследование о сочинениях Иосифа Санина, 164–167. 118 Акты Археограф, экспедиц. т. I 172. Костомаров – Русская история в жизнеописаниях, вып. II, отд. первый 264–266. 122 Послание к архимандриту Митрофану. Чт. в Общ. Ист. и Древн. 1847 г. 1. Послание к Василию Иоан. Рук. Соф. библ. 1489, л. 292–293. 131 Просветитель, 563–568 Рук. имп. Публ. библ. F. I., 229. Из собрания-гр. Толстого отд. I, 269, л. 336–337. 134 Просветитель стр. 593–597, 598, 526, 580, 548–550. Рукоп. имп. Публ. библ. F. I, 229. из собр. гр. Толстого отд. I, 299 л. 333–343, Рук. имп. публ. библ. Q. XVII, 64, л. 202–204. Рук. Соф. библ., 1489, л. 260–264. 137 «Аще ли кто восхощет покаятися, говорит Иосиф по этому поводу, мощно есть и в темницы каятися, в скорбех бо и в бедах паче слышит Бог кающихся». Просветитель, 591. Рук. имп. публ. библ. Q. XVII, 64, л. 205. 138 Просветитель, 52…–555. 536. 539–540. 586. 588. 601–602, 598–599 Рук. Имп. публ. библ. Q. XVII, 64, л. 202–204. 139 Рук. имп. п. библ. F. I, 229, Из собр. гр. Толстого, отд. I. 299, л. 333. Просветитель, 587–588. 562, 584, 537. 144 Еще м. Фотий в 1427 г. писал, во Псков и советовал Псковичам, обращать стригольников в познание истины «казньми» (только не смертными), но внешними «казньми и заточенми». Акты ист. т. I, 34, 66. 145 Признаки религиозной нетерпимости некоторые исследователи этого вопроса находят еще в древнейшем периоде. См. критическую статью Мидлера. Вопрос о направлении Иосифа Волоколамского. Журн. Мин. Нар. Просв. 1868 г., част. 137, 530.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

1098 Conc. de Toledo IV (633). can. 75: Ut neque eundem vel uxorem eius propter mala quae conmisserunt neque filios eorum unitati nostrae unquam consociemus, nec eos ad honores a quibus ob iniquitatem deiecti sunt aliquando provemus, quique etiam sicut fastigio regni habentur extranei, ita et a possessione rerum quae de miserorum sumptibus hauserant, maneant alieni... 1099 Isidori Etym. IX.5.4: Rex eris, si recte facias: si non facias, non eris (Исидор. Этимологии. IX.5.4: Ты будешь правителем, если будешь поступать правильно, в противном случае не будешь). 1100 Isidori Etym. I.31.1. См. Ауров О. В. О римских истоках идеала короля-законодателя в Вестготской Испании середины VII в.//Кентавр. Centaurus. Studia classica et mediaevalia. 2008. 4. C. 99; Orlandis J. En torno a la noción visigoda de tiranía//AHDE. 1959. P. 8–10. 1101 Martínez Diez G. Introducción//Concilios visigóticos y hispano-romanos.//Ed. por J. Vives... Barcelona – Madrid, 1963. P. XII–XIII. 1102 См., например, Torres López M. La Iglesia en la España visigoda. P. 311, González T. La iglesia desde la conversión de Reccared hasta la invasión árabe. P. 716. 1104 См, например, Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (конец V – середина VII века). М., 1989. С. 34–35; Она же. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992. С. 86–89; Сильвестрова Е.В. Lex generalis: императорская конституция в системе источников греко-римского права V-X вв. н.э. М., 2007. С. 77–78. 1105 Codex revisus представляет собой компиляцию законов, составленную на основе «Эдикта короля Эвриха» (ок. 475 г.) и законов, изданных его преемниками, включая Леовигильда (568–586). Подробнее см. Hinojosa Е. de. Historia general del derecho espanol. Tomo I. Madrid, 1924; Zeumer K. Historia de la legislacion visigoda Barcelona, 1944. P. 72–81; Urena у Smenjaud R. de. Legislacion gotico-hispana... P. 246–283 etc. 1107 CCH. praef.: ...et sancti praesules paternis instituantur regulis et oboedientes ecclesiae ministri vel populi spiritalibus imbuantur exemplis.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

563  Выражение христианского сознания, и без же (как в Слав.) по SABCP Вульг., Саидск., Арм. – По KL Копт., Эфиоп. – же, Рус.: знаем только. 565  Дети Божьи, Богоподобные, узрят Бога. Апостол на факт будущего лицезрения Божьего указывает для обоснования веры христиан в их будущую славу, а не указывает в будущем лицезрении Бога причины будущего богоподобия верующих. Мы же все откровенным лицом славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу ( 2Кор. 3:18 ). И наконец, достигнем высшего совершенства и увидим Бога лицом к лицу, как Он есть. 567  καϑως Рус.: так как. Еп. Михаил: „точнее: подобно тому, как Он»... Идеал совершенной чистоты осуществлён Иисусом Христом в условиях человеческой жизни и в том для христиан И. Христос – образец для подражания. 568  Так Еп. Михаил – Другие толковники в такой связи с предшествующим: „это тем более когда мы подумаем, что грех есть беззаконие... и вы знаете, что Он явился, чтобы взять грехи»... 571  Еп. Михаил: не хочет сказать, что верующий христианин никогда не грешит или что согрешающий христианин более не стоит в общении со Христом. Апостол только хочет здесь указать на противоречие склонности ко греху и пребывания во внутреннем и живом общении со Христом. – См. другие разнообразные толкования этого стиха у Фаррара. Первые дни христианства. СПБ., пер. Лопухина 1887 г. стр. 960. 573  Общение со Христом есть условие делания правды, а праведность – плод этого общения и признак, по которому узнаётся пребывающий во Христе. 581  Еп. Михаил: не имеющий братской любви – ещё в греховном состоянии, благодать в нём ещё не действует, он мёртв и чужд надежды на вечную жизнь. 585   Н. И. Сагарда : Любовь словом может быть выражением действительного чувства, но она не идёт далее слов, ей противоположна любовь на деле. Любовь языком – любовь, выражающаяся пустыми словами, лицемерная, без всякого чувства. Ей противоположна любовь истинная, всецело согласная с любовью, как она открылась во Христе. 586  См. объяснение Ин. 21:17 у прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

563 О том свидетельствует св. Иустин-философ в своем письме к Диогнету; а во второй своей апологии он рассказывает случай, как одна христианка послала своему мужу, на основании римских законов, repudium по причине грубого им нарушения супружеской верности. Zhishm. 9–10 стр. 564 Особенно со стороны лиц высших фамилий – Cod. Theod. III. tit. VI. I. 3; сравн. Cod. Just. V. IV. XXII. 565 Nov. 74 с. 4. Дефенсор должен был составить протокол adjunctis аит quatuor religiosissimis clericis (non quam tres) и, подписав его вместе с ними, отдать его брачующимся или же хранить в церковном архиве. 568 Nov. 74. сар. IV и V. Bingh. t. IX. 22. с. III. § 10. Zhishm. 141 стр. Dieghof – ibid. 17 стр. 570 Императора Льва Философа (893 г.) 89 новелла. Ne matrimonia citra sacram benedictionem confirmentur. Zachariae a Lingenthal; Jus graeco-romanum.Pars III. стр. 185. 572 Сравни. Дубакин «Влияние христианства на семейный быт русского общества», стр 20 и след. Спб. 1880. 574 «Яко же еси рекл, оже не бывают на простых людех благословения и венчания, но бояре токмо и князи венчаются, простым же людем яко именем и плесканием (т. е. объявлением новобрачных на дому и приветствием, по всей вероятности, хлопанием в ладоши) разум даем всяк и речем: иже простие законы простцем и невежам си творят совокупление и проч.» Русск. достопам. 1.101.102. Преосвящ. Макар. II. 376 стр. 586 Блаженный Августин считал законными даже третьи, четвертые и пятые браки... на том основании, что апостол выразился «жена связана законом, доколе жив муж ее» – вообще, а не первый, второй или третий и т д. Bingh. кн. 16. гл. XI. стр. 487. 588 «По прошествии непродолжительного времени и по упражнении в молитвах и в посте… опять допустить к церковному общению»; впрочем св. Васил. Великий свидетельствует, что он устанавливает годичную или двухгодичную епитимию для второбрачных – на основании древней дисциплины (4-е прав.). 595 Преступивших предел второбрачия считает недостойными имени мужа и жены–4-е прав.; потому что третий брак не составляется по закону; впрочем всенародному осуждению не подвергает и не считает его недействительным – 50 прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010