Горе нам, что, отрекшись от мира, мирян превосходим страстями (прп. авва Исаия , 89, 439). Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных Писаний (свт. Василий Великий , 9, 43). Источник. Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских рассказов и сотами меда беседа мужей преподобных (свт. Василий Великий , 9, 43). Источник. Имей уши, отверстыми к слушанию, и руки, готовыми исполнять слышанное;, уста имей молчаливыми и сердце осмотрительным (свт. Василий Великий , 9, 43). Источник. ... , которые причислились к числу монашествующих... приемлют на себя безбрачную жизнь. Впрочем и в рассуждении их признаю приличным – предварительно их спрашивать и принимать от них ясный обет, почему, когда обратятся к жизни плотоугодной и сластолюбивой, подвергать их одному наказанию с блудниками (свт. Василий Великий , 11, 41). Не пострижение и не одеяние делают монахом, но небесное желание и божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни (прп. Ефрем Сирин , 30, 516–517). Источник. Монах, отрекся ты от мира, отпущен на свободу, освободил тебя Христос; после этого не люби рабства суетному миру, да не будут последняя твоя горша первых (ср.: Мф. 12, 45 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 560). Источник. Бессмертная сила в монахе нестяжательность, несущая крест. Страшно монахам сребролюбие, которое заграждает для них Небесное Царство (прп. Ефрем Сирин , 31, 564). Источник. Монах несребролюбивый самый верный проповедник Небесного Царства, а недугующий сребролюбием – человек злосчастно погибший (прп. Ефрем Сирин , 31, 568). Источник. Как бросивший камень в чистый источник мутит его, так ответ монаха, произнесенный с гневом, возмущает душу ближнего (прп. Ефрем Сирин , 31, 586). Источник. Весьма многотрудна жизнь монашеская. Если она ни худа, ни хороша, то расхищается. Если имеет подмесь, то как вино, разбавленное водою, скоро портится и, окиснув, бывает уже не драгоценною, но ничего не стоящею, не полезною, но вредною, не наслаждение доставляет, а неприятность (прп. Ефрем Сирин , 31, 614). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Принято считать, что становление Толедского королевства во многом связано с именем короля Леовигильда (568/569–586). Леовигильд взошел на престол соправителем своего брата Лиувы I, который был провозглашен королем в Нарбонне в 568 г. после пятимесячного периода междуцарствия. Вскоре после этого он начал делить власть с Леовигильдом так, что тот правил в Испании, а Лиува оставался правителем Септимании вплоть до своей смерти в 572 г. И если Лиува ничем не запомнился ни современникам, ни потомкам, то его брат вошел в историю как один из самых энергичных и удачливых правителей Толедского королевства. Именно он первым из вестготских королей стал контролировать весь Пиренейский полуостров (отвоевав у византийцев юг и подчинив королевство свевов) 10 . Леовигильд пытался установить мир с франками и с этой целью женил своего старшего сына Герменегильда на франкской принцессе Ингунде, а младшего планировал женить на ее двоюродной сестре. Впрочем, здесь дипломатические усилия короля не принесли ожидаемых результатов: напротив, Герменегильд, подстрекаемый супругой, принял Никейский символ веры и в 579 г. поднял мятеж против своего отца-арианина (подавленный в 585 г.) 11 . Нападения бургундов, поддержавших Герменегильда, также были отбиты, и к концу правления Леовигильда в руках вестготов находился весь Пиренейский полуостров (за исключением южного побережья, оставшегося византийским анклавом) и значительная часть Нарбоннской Галлии. Расширяя границы своих владений, Леовигильд в то же время заботился об укреплении королевской власти. Он первым стал чеканить золотую монету со своим изображением и именем (до него вестготы чеканили монету с профилем византийского императора). Он же впервые начал использовать в качестве инсигний скипетр 12 и королевское (очевидно, пурпурное) одеяние 13 . Он предпринял также попытку провести реформу законодательства, обобщив указы предшественников в т.н. Codex Revisus, о котором речь пойдет ниже. Одной из значимых реформ Леовигильда, несомненно, было основание Рекополиса (недалеко от совр. Сориты де лос Канос в провинции Гвадалахара), который, по замыслу короля, должен был стать столицей королевства. Как считает О.В. Ауров, тем самым Леовигильд хотел продемонстрировать, что является самостоятельным правителем государства, нисколько не уступающего Византийской Империи и не подчиняющегося ей. Кроме того, новый облик монарха должен был внушить подданным мысль о высшем характере королевской власти: король представлял себя не как военный вождь, но как верховный правитель королевства 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Завершив рассказ о последних правителях Толедского королевства масштабным описанием мусульманского вторжения и гибели короля Родерика, составители хроники перешли к сообщениям о начальном периоде истории королевства Астурийского. Начало ему положило избрание королем Пелайо, сына дукса Фавилы из королевского рода, вышедшего победителем в битве при Ковадонга (718/722 г.). Его зять, Альфонсо I (737–757), положил начало астурийской королевской династии. Составители Овьедской версии «Хроники Альфонсо III» специально оговаривают факт его родства с вестготскими королями Леовигильдом (568–586) и Реккаредом I (586–601), тем самым подчеркивая легитимность астурийских королей как «правителей готов». Рассказывая о правлении Альфонсо I и его преемниках Фруэле I (757–768), Аврелии (768–773), Силоне (Сило) (773–783), узурпаторе Маврегате (783–788), Бермудо I (788–791), Альфонсо II (791–842), Paмupo I (842–850) и завоевателе Леона Opдohьo I (850–866), составители следовали более или менее четкой схеме. Основное внимание обращалось на наличие (или отсутствие) у претендента оснований для занятия престола (родство с предыдущим монархом и/или избрание, а также совершение акта помазания на царство по ветхозаветному образцу), нравственные характеристики, результаты завоевательной политики, а также отношения с Церковью и духовенством. Повествование завершается сообщением о смерти короля Ордоньо I (Овьедская версия) или вступлении на «престол готов» Альфонсо III (Родская версия). Свою основную задачу составители хроники (как, впрочем, и других хроник астурийского цикла) видели в прославлении королевской власти. Создавая эпический образ «королей готов», они не только часто принимали желаемое за действительное, но и порой не останавливались перед прямым искажением фактов, вплоть до приписывания королям действий, на самом деле совершенных могущественными магнатами. В ряде случаев имело место и сознательное умалчивание эпизодов, рассказ о которых мог неблагоприятно отразиться на репутации правителей Астурии и Леона. Так, например, в хрониках ничего не говорится о зависимости королевства от империи Каролингов, по крайней мере, в правление современника Карла Великого короля Альфонсо II Целомудренного (791–842), но об этом известно из других источников; почти не упоминается также о мятежах светских и духовных магнатов против своих монархов, которые в реальности почти не прекращались; 1073 в целом современные историки 1074 гораздо более скептически оценивают роль астурийских хроник как источников по политической истории астуро-леонского королевства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Terra enim cui ciues erepti sunt et concessi extranei, mox ut dignitatem perdidit, caruit et fecunditatem - Leander. De institutione virginum. 31. 4-7// Leandro de Sevilla. 1979. P. 171-172). Л. упоминал о страхе, охватившем его мать, и об опасном путешествии Фульгенция, которому пришлось на время вернуться в родные места. Согласно самой распространенной версии, Севериан и члены его семьи были вынуждены бежать от византийцев, которые оккупировали столицу Карфагенской пров.- Нов. Карфаген (ныне Картахена, пров. Мурсия) (см., напр.: Fontaine. 1959. T. 1. P. 5-6; Idem. 1983). Византийцы прибыли в Испанию в 552 г. во время междоусобной борьбы среди вестготов; вероятно, в 555 г. они захватили Нов. Карфаген (см.: Thompson. 1969. P. 326-327). Т. о., Севериан скорее всего был сторонником власти вестготов и бежал в подконтрольную им пров. Бетика. Высказывалось также предположение, что Л. происходил из Карфагенской пров. в Африке (пров. Проконсульская Африка, или Зевгитана) ( Collins. 2004. P. 154). Согласно Исидору, Л. стал монахом, а затем был возведен на епископскую кафедру Гиспалиса, митрополии церковной пров. Бетика (professione monachus et ex monacho Hispaliensis ecclesiae... constitutus episcopus). Время и обстоятельства избрания Л. на кафедру неизвестны. По-видимому, это произошло незадолго до 579 г., когда в Бетику прибыл св. Эрменегильд (см. Ерминингельд ), сын вестгот. кор. Леовигильда (568/9-586). В пользу такой датировки свидетельствует порядок подписей испан. митрополитов под актами III Толетского Собора: имя Л. стоит после имен Масоны , еп. Эмеритского, и Евфимия, еп. Толетского (возведены на кафедры в 70-х гг. VI в.), но перед именем Пантарда, еп. Бракарского, рукоположенного в 579 или 580 г. (La Colección. 1992. P. 139-140). Королевич Эрменегильд, управлявший Бетикой по поручению отца, вскоре отрекся от арианства, к-рое исповедовали вестготы, и принял кафолическую веру. Согласно Григорию Турскому , он сделал это под влиянием жены, франк. принцессы Ингунды ( Greg.

http://pravenc.ru/text/2463203.html

Белоруссия, государство – 569, 572 Белый город в Москве – 621 Бендеры, город-крепость – 567 Бердичев, город – 412 Берлин, город – 624 Ближние (Антониевы) пещеры в Киево-Печерском монастыре – 19, 20, 140, 141, 241, 570, 572, 636 Ближний Восток, регион – 409, 420, 444, 455, 466 Богом царствующий град (см. Константинополь) Болг (Бог, Болх), река (см. Буг) Болхов, город – 12, 132, 133, 249, 398, 421, 427, 524, 565 Большая Засечная черта, оборонительное укрепление – 564 Большой Каменный мост в Москве – 590 Борзна (Барзна), город – 15, 135, 136, 252, 535, 567 Борлат, город (см. Бырлад) Боровицкий холм в Москве – 582 Боровичи (Баровичи), село – 16, 137, 254, 535 Босфор, пролив – 33, 114, 152, 271, 399, 524, 577, 578, 583, 616 Брынские леса – 395, 403 Брынь, река – 403 Брянск, город – 567 Брянская область – 566 Брянские леса – 392 Буг, река – 23, 143, 260, 399, 537 Буджакская (Белогородская) орда – 30, 150, 268, 367, 538, 577 Буквареши (Букареши), город (см. Бухарест) Бургав (Бурган, Бургас), город (см. Люле-бургаз) Бухарест, город – 27, 146, 264, 408, 576 Быдгощ, город – 586 Бырлад (Борлат), город – 28, 147, 265, 266, 459, 576 Бююк-Чекмендже (Буюк Чекмедже), залив – 590 В авилон, город – 103, 106, 224, 345, 562, 608, 611, 614, 618 Валахия (Воложская земля), княжество – 21, 23, 25, 126, 141, 143, 258, 260, 261, 263, 383, 387, 409, 412, 422, 436, 461, 562, 628 Васильевский остров в Санкт-Петербурге-618 Васильевское, село – 388 Веливри, город (см. Силиври) Великое княжество Литовское – 566 Венгерские горы (см. Восточные Карпаты) Венеция (Венецыя), город – 55, 171, 295, 588, 598 Верея, город – 392, 514 Верхний город, район Киева – 18, 19, 122, 138, 139, 240, 255, 256, 371, 399, 568 Ветка, остров на реке Сож, центр старообрядчества – 386–390, 392, 395, 397, 398, 401, 402, 404–409, 478, 484, 504, 624, 626 Византии (Византия), город (см. Константинополь) Византийская империя (Византия) – 420, 444, 470, 475, 562, 576, 577, 580, 585, 600 Византия, государственная резиденция султанов в Константинополе – 42, 161, 282, 582

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и ту Агарь со сыном неправа явися. Исаак из Ревеки два сына родил есть, Бог перваго отверже, втора возлюбил есть. Иаков дванадесять сынов имеяше, из них Рувим на ложи отчи 565 скверно спаше 566 . Со архиерейскаго престола падеся в Ветсе Завете, иже Илий наречеся. Из царска 567 седалища Савл риновен есть и, ратуя со враги, мечем прободен есть. Давид царь бе и пророк, сын сестру растлил есть, ин отче сквернил ложе, самаго гонил есть. Наконец, апостоли со 568 Христом 569 хождаху, а в среде продателя Иуду имяху. Не дивно убо, аще злый ся обретает, иде же благочестных собор обитает. Точию злыя требе из среды гонити, аще в исправлении не прилежат быти, Яко крастову 570 овцу пастырь извергает, да здравых сущых 571 вредом скверным не вреждает. Не дивитеся убо, егда вам случится видети, яко зол муж 572 благим примесится, И от добрых 573 родитель рожденная чада, иже нечесть суть рода и погибель града. Множицею и в древних то вецех бываше, Господь же злыя казнил, добрыя спасаше. И ныне койждо свое имать нести бремя, и елма всемирное окончится время 574 . Змий В некоей стране змий превелий бяше, близ моста лежя 583 , вред лютый творяше. Кони и волы, и всяк скот хищал есть и путь творшыя люди поглощал есть. Тем путем святый 584 епископ пустися Донат, а змий на нь гладный устремися. Разверз 585 челюсти. Святый 586 наплеваше в гортань и знамя крестно содеяше. Того не терпя, змий той умертвися, о нем же страна вся возвеселися. Осмь супруг волов зла гада везоша на поле, тамо огнем й сожгоша. Змий враг Егда змий ветхий 595 в рай Евву искусил есть и ею плод Адама вкусити прелстил есть, Казни Бог первозданных, казни же и змия, да по земли ползает выну его выя, В пищу да имать землю, донеле же жити, в неприязни со людми безпрестанно быти. На чювственном то змии частно совершися, яко его в то время вид употребися. На мысленном же паче, иже враг лукавый 596 , той бо 597 ползает 598 низу, не вознося главы. Он ясть землю, люди бо земныя снедает, земная мудрствующих люте поглощает. Ему неприязнь люта от начала века,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Отдельную группу эпиграфических памятников составляют надписи на сланцевых табличках, в большинстве случаев представляющих собой школьные упражнения. Появление и постепенное увеличение числа обращений к Богу в инскрипциях на могильных плитах и саркофагах наряду с характерными христианскими символами (лавровая ветвь, голубь, рыба, крест, хрисмон 77 и др.) четко отражает динамику утверждения христианских ценностей в разных слоях населения – от магистратов до простых граждан. Массовое присутствие фрагментов псалмов на сланцевых табличках, использовавшихся в процессе обучения письму и чтению, свидетельствует об утверждении и распространении Псалтыри как учебного пособия. Испанская Церковь и христианская культура в эпоху расселения варваров и образования романо-варварских королевств (нач. V – кон. VI вв.) С начала V b. на территорию Испании стали проникать значительные по численности этнические группы неримского происхождения, которые вслед за античными писателями принято именовать «варварскими». В первой половине V в. король вестготов Теодорих I (418–451) постепенно распространил свою власть южнее Пиренеев, при его преемниках Торисмунде (451–453) и Теодорихе II (453–466) вестготы уверенно подчинили себе всю Испанию. Первая половина VI b. отмечена борьбой за власть между потомками Алариха. Лишь король Леовигильд (568–586) (изначально правил вместе с братом, Лиувой I, 568–573) сумел консолидировать власть и подчинить почти всю территорию полуострова, в том числе королевство свевов (ок. 585 г.). Именно при Леовигильде королевство вестготов, номинальной столицей которого со времен Атанагильда стал город Толедо, 78 преодолело основные последствия внутреннего кризиса и стало превращаться в полноценное государство. Важным следствием расселения варваров стало распространение арианства: именно в этой форме христианство было изначально воспринято большей частью вестготов; к арианству же в конечном итоге обратились и свевы (466 г.), сначала принявшие христианство никейского толка. Таким образом, наряду с ортодоксальной Церковью римлян появились арианские церковные структуры варваров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

568-570 НИКИТА СТИФАТ (нач. XI в.- после 1081 и до 1092), иером. и игум. Студийского монастыря в К-поле, автор Жития св. Симеона Нового Богослова, аскетических, богословских и полемических сочинений и писем 570-577 577-578 578-584 584-586 НИКИТИН Николай Васильевич (1828-1913), рус. архитектор и реставратор, исследователь древнерус. зодчества, общественный деятель, академик Имп. АХ, член Православного миссионерского об-ва. 586-589 НИКИТСКИЙ Александр Иванович (1842-1886), российский историк, автор исследований по истории Церкви в Сев.-Зап. Руси, действительный статский советник (1883) 589-590 НИКИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ недействующий, во имя вмч. Никиты, Скопской епархии непризнанной правосл. миром Македонской Православной Церкви 590-591 591-592 592-593 НИКИФОР (XV или 1-я пол. XVI в.), Калужский, прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших) 593-594 НИКИФОР (в монашестве Никита) (80-е гг. XVI в. - 1616), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Новгородец, пустынник Соловецкого о-ва 594-595 НИКИФОР сщмч. (пам. греч. 28 нояб.), пресв.- см. в ст. Тимофей и Феодор, священномученики, епископы, и другие, с ними пострадавшие НИКИФОР Романович Литвинов (1892-1937), диак., сщмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 595-596 НИКИФОР (Парасхес-Кантакузин Николай; 1537-1599), сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Галицких святых, Белорусских святых; пам. в УПЦ 6 окт.), архидиак., экзарх К-польского Патриархата, протосинкелл, борец против Брестской унии 596-598 НИКИФОР прмч. (пам. 23 марта в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский - см. в ст. Иов, прмч., и др. мученики Угличские НИКИФОР (Кучин Николай Иванович; 1880-1928), иером., прмч. (пам. 4 апр., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 598-599 НИКИФОР (Югов Николай Ильич; 1869-1918), прмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), мон.

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

Таким образом, ко времени детства Исидора в Испании наступил долгожданный мир и порядок, тем более, что его детство и юность пришлись на время правления самого выдающегося из визиготских королей, Леовигильда (568–586 гг.). Правление визиготов в Испании не было просто варварским за-воеванием. Поначалу короли правили страной как римские патриции, получив полномочия на это от римского императора. Кроме того, население полуострова насчитывало к этому времени около 4 мил-лионов испано-римлян, тогда как всех германцев здесь было не более 300 тысяч, и, в основном, мужчин зрелого возраста, так как женщины, дети и старики не выдерживали трудностей постоянных войн. Следовательно, семьями им приходилось обзаводиться на месте. Готы составляли привилегированную касту воинов и верхушку админис-трации, кроме того, частью жили в долине Тага (Тахо) и центральных областях как фермеры и пастухи. Испаноримляне продолжали составлять основу управленческого аппарата. Третью народность в Испании составляли тогда еще немногочисленные, но постоянно прибывающие из Палестины евреи. Основным языком общения и управления также оставался латинский. Это было, конечно, очень неплохо для варваров, так как ни франки в Галлии, ни лангобарды в Италии по-латыни уже не понимали. Религия была постоянным источником трений в VI в. между ис- пано-римлянами, которые придерживались православной веры, и их арианскими правителями. Временами эти трения переходили в от-крытое восстание. Наиболее ярким священником, взявшим на себя бремя искоренения арианской ереси в Испании, был Мартин (ок. 520–560 г.), епископ Браги. Противостояние закончилось торжественным переходом в 589 г. короля Рекареда I и его окружения в православие на 3-м Толетанском соборе, чем утверждался союз между испаноримлянами и визиготами – политическое единство было достигнуто через церковное. На том же соборе, к слову сказать, было впервые сфор-мулировано еретическое «Filioque» – добавление к Символу веры , утверждающее возможность исхождения Св. Духа равно от Отца и от Сына, чем производилось умаление третьей ипостаси Св. Троицы, а соотношение лиц в Троице приравнивалось к простому соотношению свойств, исключая ипостасный характер каждого лица Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Жиздринский уезд Калужской губернии 403 Житомирская область – 573 З амковый холм в Киеве – 569 Западная Европа, регион – 443, 444, 455, 511, 563, 566, 583, 585, 586, 588, 605 Запорожская Сечь, казацкая республика – 573 Заречье, район Москвы – 590 Земляной вал в Москве – 621 Зиндан-капусу, ворота в Константинополе – 582 Знаменская улица в Москве – 566 Золотой Рог, залив – 580–582 Золотые ворота в Иерусалиме – 606 Золотые ворота в Киеве – 122, 240, 568, 617 Золотые ворота (Ялдызлы-капу) в Константинополе – 581, 617 Зубцовский уезд – 389 Зыбково (Зыпково), деревня – 392 И вановская колокольня в московском Кремле – 41, 160, 280, 281, 397, 521, 581, 583 Игрекопе, ворота Константинополя – 281 Иеремиев ров – 608 Иерихон, город – 598, 606, 607 Иерусалим (Еросалим, Иеросалим), город – 7, 11, 12, 15, 17, 21, 24, 27, 29, 33–38, 52, 60, 63, 65, 67, 68, 71, 72, 74–76, 78–106, 115, 125, 126, 131, 132, 135, 137, 138, 147, 152, 153, 155–157, 169, 183–185, 187–191, 193–225, 233, 241, 243–245, 249, 252, 254, 258, 261, 264, 266, 267, 272–274, 276, 292, 301, 304–306, 308–311, 313–352, 362, 375–377, 379, 381, 382, 397, 400, 402, 407, 408, 418, 419, 423, 426, 427, 429–431, 434, 438–441, 443, 444, 451, 457, 460, 463, 464, 466, 467, 472, 473, 475, 476, 478, 482, 489, 495, 496, 499–501, 503, 504, 506, 508–510, 516–519, 522–525, 528, 534, 539, 544–549, 558, 562, 587, 591, 595–600, 604–613, 620, 623, 636, 637 Ижорская застава в Санкт-Петербурге 392 Измаил, город-крепость – 577 Израиль, государство – 593, 596, 607, 608 Израильско-Иудейское государство – 595, 599, 606, 613 Имеретия, княжество – 563 Ингерманландия, одно из названий Ижорской земли – 405 Индия, государство – 592 Иоппия (Иопия), город-порт (см. Яффа) Иордан, река – 80, 102, 194, 219, 220, 322, 343, 344, 381, 382, 464, 565, 578, 597, 611, 614 Иордания, государство – 594, 596 Иосафатова долина – 101, 218, 341, 515–517, 600, 607, 610, 612, 636 Иркутск, город – 452 Исакча, город – 30, 150, 268, 577 Испания, государство – 580 Италия, государство – 433, 575, 580

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010