Григорий Таронит 24, 334, 335, 592, 594, 601    Григорий Тарханиот 447    Гроссу Н. 502    Груссе Р. 535, 572, 579, 584    Грюмель В. 501, 502, 552, 621    Гуго, граф 353, 354, 361    Гуго, сводный брат Боэмунда 676    Гуго Вермандуа 279, 280, 286, 536, 560, 562, 563, 577    Гул 72, 164, 209    Даватин 133, 267, 334, 367    Давид, библ. 106, 180, 282, 326, 424    Дагоберт 372, 461    Даимберт 584    Далассин, см. Константин Далассин    Далассин, см. Феодор Далассин    Далассина, см. Анна Далассина    Далассины 483, 484    Дандоло 472, 498, 519    Данишменд (Мелик-Гази?) 300, 394, 573, 593 Данишменд, основатель династии Данишмен-дов 573, 576    Данишменды 570, 573, 617    Дарий, царь персидский 556    Девгенич, см. Лжедиоген    Декан 244, 245, 381    Деметраки Д.488    Деметрий, брат Баграта IV 464    Демосфен, Пеаний 18, 103, 121, 195, 239, 265, 478, 524, 552    Дженкинс Р. 42    Дивлатий 419    Дигенис Акрит 478    Дидим 263, 551    Дикур, см. Анастасий I Дикур    Диль Ш. 9, 48, 474    Димитрий, магистр 465    Димитрий, слуга Аарона 341, 342    Димитрий Полиоркет 339, 471, 596    св. Димитрий Солуньский 107, 328, 471, 589    Диоген, см. Лжедиоген    Диоген, см. Никифор Диоген    Диоген, см. Роман IV Диоген    Диодор Сицилийский 454    Дион Кассий 598    Дионис 276, 466    Дионисий Галикарнасский 41    Дистервег 504    Дитер К. 532    Додз 612    Докиан, см. Феодор Докиан    Доменико 500    Доменико Контарини 518    Доменико Сильвио 492    Доуэс Е. 47, 440, 443, 483, 499, 501, 521, 537, 542, 547, 553    Дуйчев И. 505, 533, 597    Дука, см. Андроник Дука    Дука, см. Иоанн Дука    Дука, см. Константин Дука (жених Анны Ком-ниной)    Дука, см. Константин Дука (сын императора)    Дука, см. Константин Х Дука    Дука, см. Михаил Дука    Дука, см. Михаил VII Дука    Дукак 573, 579, 580    Дукена, см. Анна Дукена    Дукена, см. Ирина Дукена    Дуки passim    Дуклянин поп 23, 537, 538    Дьони М. 507, 530, 540, 541, 543, 555, 556    Дэвид Ч. 579    Дэльгер Ф. 48, 451, 477, 480, 482, 487, 488, 496, 498, 516, 521, 526, 535, 536, 538, 544, 548, 556, 578, 583, 591, 595, 605, 609, 610, 613

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

е. таких, в которых заблуждение не делает существенного вреда вере и спасению и легко может быть исправлено 538 . От ереси и раскола Василий Великий отличает еще самочинные сборища, составляемые не вследствие какого либо учения веры, противного учению церкви, а по неповиновению: такие самочинные сборища могут составляться непокорными пресвитерами, епископами и не наученным народом, напр. если кто, быв обличен в грехе, удален от священнослужения, но не покорился судебному приговору, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и за ним отступили и некоторые другие, оставив католическую церковь . В канонах подвергаются анафеме разные ереси 539 , воспрещается отступление в ересь 540 , указываются способы присоединения еретиков разного рода к церкви 541 , причем имеется в виду то или другое покаяние за прежнюю принадлежность к ереси, воспрещаются некоторые обычаи, скрывающие в себе еретическую мысль 542 и обнародование в церквах ложных повестей о мучениках 543 , а также предписывается представлять в константинопольскую епископию басни и памфлеты против икон 544 . Кроме того канонами воспрещается религиозное общение православных христиан с еретиками, к которым приравнивались также все отлученные и изверженные из клира 545 . Так воспрещается еретикам входить в дом Божий 546 , а с другой стороны православным христианам воспрещается посещать кладбища и мученические места еретиков 547 , принимать благословение от еретиков 548 , молиться вместе с еретиком или отщепенцем 549 . – Каноны, направленные против самочинных сборищ, воспрещают вообще составление скопов и заговоров клириками против епископов 550 , устроение пресвитером или дьяконом особых собраний и особого жертвенника, с презрением собственного епископа 551 , основание монастырей и молитвенных домов без соизволения епископов 552 , отказ в повиновении епископу со стороны пресвитеров и дьяконов, в случае каких либо обвинений против него, прежде соборного исследования этих обвинений и совершенного осуждения его 553 , равным образом отказ епископов от повиновения митрополиту 554 и митрополитов – патриарху 555 при подобных же обстоятельствах, отказ в повиновении епископу клириков, состоящих при богадельнях, монастырях и храмах мученических 556 , продолжение священнослужения лицом изверженным – епископом, пресвитером или дьяконом, в каковом случае подвергаются отлучению как дерзнувшие совершать священнослужение после осуждения, так и дерзнувшие иметь общение с ними, не смотря на заведомое осуждение их 557 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

288 Этот Вахтанг признается основателем города Тифлиса (в 455 г.), который вскоре (с 499 г.) соделался столицею грузинских государей на место Мцхета, оставшегося митрополией одной духовной власти. Как бы в основание нового города Вахтанг создал четыре храма: Метехский, освященный во имя Божией Матери, древнейший ныне храм из всех, существующих в Тифлисе, Сионский во имя Успения Пресвятыя Богородицы, второй ныне по древности в Тифлисе и служащий кафедральною церковию экзархов Грузии, Голгофский во имя святого Креста и Вифлеемский. 290 Имена сих святых отцов, чтимых Церковию Грузинскою, суть: 1) Иоанн, 2) Авив, 3) Антоний, 4) Давид, 5) Зенон, 6) Фаддей, 7) Иессей, 8) Иосиф, 9) Исидор, 10) Михаил, 11) Пирр, 12) Стефан, 13) Шио. 291 При этом потерпели мученическую смерть два брата, владетельные князья аргветские Давид и Константин, коих святые мощи сохраняются доселе в грузинском монастыре Моцамети. 292 Christian! sunt inter omnes, quos eo nomine censuri scimus, sacrarum legum ac caeremoniarum tenacissimi. De bello Persico. Lib. I. Cap. 12 (250). 294 Сохранившиеся имена католикосов: 1. Петр 457 2. Самуил I 499 3. Тавбечаг 541 4. Чигирман 542 5. Савва 555 6. Евлавий 560 7. Макарий 572 8. Симеон I 581 9. Самуил II 587 10. Кирион 597 11. Симеон II 600 12. Варфоломей 603 13. Иоанн I 620 14. Вавил 629 15. Фавор 663 16. Иоанн II 717 297 Procop. De bello Gothico. Lib. IV. Cap. 3 (249); De aedific. Lib. III. Cap. 6 et 7 (248); Lib. V. Cap. 9 (248); Evagr. Hist. eccles. Lib. IV. Cap. 22 (192); Theophan. Chronograph., под 526 г. (270). 298 Oriens Christian. 1. Р. 1350 (221); Записк. Одесск. общ. истор. 6. 472 (б). Очевидцы свидетельствуют, что даже доныне сохранились у жителей Кавказа некоторые следы процветавшего некогда между ними христианства (см., например, Картину Закавказского края Зубова на с. 36 (38), и Краткую историю Грузинской Церкви Иосселиани на с. 33 (46)). «В горах Осетии, – говорит последний, – и других ущельях горских племен видны и теперь разрушенные церкви и каменные груды их развалин.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ «Живая Церковь » – обновленческая группировка, возглавляемая прот. В. Д. Красницким; в августе 1923 г. группа откололась от обновленческого движения. Союз Церковного Возрождения (СЦВ) – обновленческая группа, возглавлявшаяся епископом Антонином (Грановским), отколовшаяся от «Живой Церкви». Союз Общин Древле-Апостольской Церкви (СОДАЦ) – возникшая в 1922 г. обновленческая группировка, занимавшая промежуточную позицию между «Живой Церковью» и «Союзом Церковного Возрождения». Союз возглавлялся А. И. Введенским . Просуществовав чуть больше года, СОДАЦ в конце 1923 г. растворился в обновленческой церкви, а его лидер вошёл в состав обновленческого синода. «Народная церковь » – обновленческая группа, созданная в 1920 г. в Пензе епископом Владимиром (Путятой), вскоре после своего возникновения растворилась в обновленческой церкви. Указатель имен 680 Аарон, первосвященник 119, 138 Абакумов Алексей Григорьевич, обн. протоиерей 527, 529, 555, 982 Август, римский император 173, 413 Августин (Разумовский), бывш. обн. епископ 276, 350, 421, 613 Августин, бл. 386 Авдентов см. Александр (Авдентов), обн. архиепископ Авирон 138 Авраамий (Иванов), обн. архиепископ 614 Агапит (Вишневский), архиепископ 277, 340, 484, 614, 1009 Агапит, архиепископ Екатеринославский см. Агапит (Вишневский), архиепископ Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. 32, 38, 69, 70, 71, 74, 87, 95, 96, 213–215, 217, 219–223, 226, 227, 229, 243, 249, 250, 294, 334, 398, 430, 436, 449, 993 Агафангел, Высокопреосвященный см. Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. Агафангел, митрополит см. Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. Агафангел Ярославский см. Агафангел (Преображенский), митрополит, исп. Аггеев К. М., протоиерей 169 Адам (Филипповский), епископ 424 Адамов Дмитрий Александрович, обн. протопресвитер 244, 302, 361, 363, 391, 441, 454, 462, 510, 519, 524, 526, 541, 548, 982, 1013 Адаменко, протоиерей см. Феофан (Адаменко Василий Иванович), архимандрит Адриан (Анцино-Чекунский), епископ 615

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Правление византийского императора Юстиниана I Великого 528–534 «Свод гражданского права» в Византии 540–604 Святитель Григорий I Великий (папа с 590) 541–552 Правление короля остготов Тотилы 535–555 Война Византии с остготами, покорение Италии 568–574 Королевство лангобардов в Италии 613–629 Правление короля франков Хлотаря II 629–639 Правление короля франков Дагоберта 675–753 Св. Иоанн Дамаскин Объединение франкского королевства Пипином II Геристальским (битва при Тертри) 715–741 Правление майордома франкского государства Карла Мартелла 717–867 Исаврийская династия в Византии 717–741 Правление византийского императора–иконоборца Льва III Исавра 718–1472 Период отвоевания Испании у арабов (Реконкисты) 726–843 Иконоборческое движение в Византии Сражение арабов и франков при Пуатье 741–768 Правление майордома франкского государства Пипина III Короткого 741–775 Правление византийского императора–иконоборца Константина V Копронима Коронование Пипина III в Суассоне, основание династии Каролингов 751–843 Династия Каролингов 768–814 Правление короля франков Карла Великого Битва франков и басков в Ронсельванском ущелье 772–804 Франко–сакские войны Съезд в Падерборне, присяга саксов Карлу Великому Седьмой Вселенский собор в Никее, «Капитулярий о науках» Карла Великого 25.12.800 Коронование Карла Великого Верденский договор, раздел империи Карла Великого Поход Аскольда на Константинополь 867–1056 Македонская династия в Византии X–XI вв. Клюнийское движение Первый поход князя Олега на Константинополь, заключение договора Второй поход князя Олега на Константинополь, заключение договора 919–1024 Саксонская династия в Германии 936–973 Правление германского короля Оттона I Великого Первый поход князя Игоря на Константинополь Второй поход князя Игоря на Константинополь, заключение договора 945–959 Правление византийского императора Константина VII Багрянородного Первое посольство княгини Ольги в Константинополь Второе посольство княгини Ольги в Константинополь и принятие крещения Миссия Адальберта на Руси

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

534. Невоздержание монаха то же, что сребролюбие мирянина, т. е. корень всякому злу 535. На каждом шагу есть случаи к получению венцов 536. Во дни Св. Причащения необходимо воздержание в пище и словах. В чем совесть укоряет, от того надо охраняться, как от огня 537. Монахам не следует бунтовать на начальствующих 538. Не отказывайся от послушаний, и Господь уврачует твои немощи 539. Покаяние тогда истинно, когда после него будешь стараться жить как должно. О том, когда бывает милость Божия 540. Наше спасение совершается посреди страха и надежды. Необходимо повседневное внимание и забота о своем вечном спасении 541. Остерегайся осязаний чужого тела. Грех сам не войдет, если мы его не впустим. Если будешь со страхом Божиим заботиться о своем спасении, то избежишь внезапной смерти 542. Какое покаяние называется истинным. Несправедливости и скорби приносят душе величайшую пользу 543. Мыслями о смерти душа пробуждается от греховнаго сна 544. Дар слез надо усердно просить у Господа, всячески утесняя тело. Проси на все помощи Божией и сама не ленись нудить себя 545. О наружном поведении новоначальных иноков 546. Пожелание всего спасительнаго в разуме истины 547. Необходимо отставать от грехов, особенно от тех, коим наиболее подвержена 548. К Причастию приступай со страхом Божиим и с живою верою 549. По согрешении надо скорее обращаться с покаянием к Господу. Никого не осуждай, всех прощай, считай себя хуже всех на свете, и будешь помилована 550. В деле спасения необходимо собственное произволение и самопринуждение. За небрежение или невнимание благодать оставляет нас 551. Иди средним путем, крайности ни в чем не похвальны 552. Смиряйся, не осуждай и всех прощай – и будешь спасена 553. Приобретай безценныя дарования смирения, терпения, молчания и покаяния 554. Никогда не должно порицать начальство, ибо оно поставлено Богом 555. Убегай празднословия. Внимай себе, а о других думай с хорошей стороны 556. Сомневаться не следует, лучше и покойней – молиться 557. В монастыре успокоишься только терпением, смирением и самоукорением с молитвою за врагов

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

DVORNIK, Byzance et la pnmauté romaine, p. 33–50). 540 С исторической точки зрения, невероятно, чтобы Петр, который играл основную роль (вместе с Павлом) в создании Римской Церкви, действительно был там первым епископом (см.: F. DVORNIK, Byzance et la primauté romaine, p. 33–34; K. SCHATZ, La Primauté du pape. Son histoire, des origines a nos jours, p. 20). Лишь в III веке в Риме появилась идея, что папа являлся преемником Петра и что евангельский отрывок ( Мф. 16, 18 ) относился к епископу Рима (см.: К. SCHATZ, p. 33). 541 Как пытается это показать J.-M. GARRIGUES в связи с этим текстом («Le Sens de la primauté romaine chez saint Maxime le Confesseur», p. 19; «Le Martyre de saint Maxime le Confesseur», p. 427 n. 34, p. 444 n. 66). 550 Противоположно тому, что утверждает J.-M. GARRIGUES сразу после того, как цитирует этот отрывок: «Для [Максима] это именно Рим является гарантией этой соборности и именно церковное общение с ним является крайним экклезиологическим критерием веры («Le Sens de la primauté romaine chez saint Maxime le Confesseur», p. 21). Этот комментатор еще раз пойман за руку, когда он вкладывает в уста преп. Максима нечто иное, чем тот говорит. 551 Преп. Максим упоминает «правую веру, которая царит на кафедре [римлян]» (Dis. Biz., XVIII, PG 90, 156A). 552 Преп. Максим выражает здесь принцип, по которому анафема, произнесенная на еретика, не может быть снята даже Собором после его смерти, если он не принес покаяния в своей ереси 555 См.: L. DUCHESNE, LÉglise au VI-e sie p. 458–459. В 663 г. папа Виталий собирался даже принимать с большой помпой в Риме императора Константа II с его свитой, как представляется, к большой досаде народа Рима, который хранил верность памяти папы Мартина I, принявшего мученическую смерть по приказанию того же императора 16 сентября 655 г. (ibid, p. 459–460). 556 V. GRUMEL, Les Regestes des Actes du patnacat de Constantinople, t.I, 1, Kadikoy-Istanbul, 1932, n 304–305. J.-M. GARRIGUES, Maxime le Confesseur. La Charité, avenir divin de lhomme, Paris, 1976, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Нож, забытый с вечера, лежал тут же на столе... 541 Почти при каждой страсти это происходит: чревоугодии, унынии, тщеславии и проч. См. соответствующие параграфы: «Основы» Отдел III. Гл. 2. § 1. Гл. 3. § 3; 5. 543 Так называет Белинского писатель Садовской Б.: Ледоход/Статьи и заметки. Изд., 1916. Предисловие. 544 Воля. Заветы лучших людей от Радищева до Льва Толстого/Сборник с предисловием П. Когана. М., 1911. С. 35. 545 Дело в том, что этого типа взяли из лакейской, воспитали с господскими детьми и тем не менее называли «рабом». Последнего он никак не мог переварить, хотя логика должна бы ему подсказать, что он неправ и что, не будучи отпущен на свободу, действительно является рабом. Интересно, что когда был в лакейской, эти мысли и чувства ему не приходили в голову, а после совместного обучения с барчуками стал сердиться, то есть с воспитанием не получил более разумного понятия о человеческой чести и достоинстве, а лишь приобрел самолюбие и гордость. Но апостол учит, что рабство не позорит человека и практически, в духовном отношении, даже очень удобно, так как дает больше возможностей получить венцы за смирение и больше к нему располагает ( 1Кор. 7, 21 ). Однако здесь должно остановиться, то есть и в эту сторону нельзя перегибать палку. 549 Ср. жития преп. Исидора, Аввакира и Иоанна Савваита: Лествица. Слово 4, 23–24, 29–30, 111–112. 555 Наставники и учители культурного общества иногда находят великое наслаждение в том, чтобы при всех, именно при всех, испражниться такими зловонными словами. Белинский в своих «Литературных мечтаниях» пишет: «Что за блаженство, что за сладострастие души – сказать какому-нибудь гению в отставке и без мундира, что он смешон и жалок со своими детскими претензиями на великость... доказать какому-нибудь литературному учителю, что он близорук, что он отстал от века и что ему надо переучиваться с азбуки... Говорю вам, во всем этом есть блаженство неизъяснимое, сладострастие безграничное!» Вот психологические основы беспристрастной (объективной) критики в цивилизованных обществах.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Ср. Лк, 9; 62. 77 Прибытие св. Шио в Иверию относится к первой половине VI века, к: царствованию Паремана VI (541-555). См. Историю Грузинской Церкви, 2 изд., стр. 40. 78 В летописях дом Евагрия значится в Насдаке, расположенном на левом берегу р. Куры, там же, в окрестностях монастыря (.Шио-Мгвимского-ред). См. Географию Вахушта, стр. 216-217. После Наспарсеви, как об этой местности, так и о местности, прилегающей к великой крепости, упоминается в древних монастырских актах. 79 Этот источник находится в монастыре южнее бывшей братской трапезной. 80 На этой горе впоследствии был построен храм в честь и славу Животворящего Креста Господня, имевший в длину 2 саж. с половиной, в ширину - полторы сажени, весь расписанный византийской живописью с золотом, превосходной работы. Вход в храм с северной стороны, над входом большой купол, служащий колокольней, поддерживаемый большими колоннами. Там находится пещера подвижника Виссариона, жившего вначале в Шио-Мгвимском монастыре, но, по ненависти к нему братии, переселившегося на эту гору и выкопавшего там себе пещеру, и подвизавшегося там. Случилось, что в один праздник братья монастыря св. Шио нуждались в рыбе. Преподобный Виссарион через одного монаха послал им живую лососину. После сего иноки стали так сильно почитать его, что он вынужден был уйти в дальние горы, избегая славы. Через некоторое время, в 1827 г., прп. Виссарион подвергся от руки осетин - не христиан мученической смерти. Предание о его жизни и смерти записано мною со слов монаха пустыни и сестер Самтаврского девичьего монастыря. 81 Главный храм в честь Успения Божией Матери, впоследствии без купола, длиной 15, шириной 9, высотой 18 сажен. Богослужение в нем совершается одним иеромонахом, который заменил тысячную братию этой обители... Второй храм-в честь Рождества Иоанна Крестителя, длиной 13, вышиной с куполом 10, шириной 4 саж., с четырьмя приделами: первый во имя великомученика Георгия, второй-великомученицы Марины, третий--сорока мучеников, а в честь кого освящен последний, неизвестно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Epiph. haeres. 75, c. 3; Augustin. lib. de haeres. c. 53. 562 Adv. haeres. III, c. 3. 563 De praescript. haeret, c. 32. 564 Histor. Eccles. lib. IV, c. 5. 22. 565 Epist. ad Philad. c. 1. 566 Adv. haeres. IV, c. 43; cfr. 1, c. 28. 567 Apostoli per singulas provincias praesbyteros et episcopos ordinantes (in Matth. XXV, 26). 568 См. выше примеч, 551. 552. 554. 555. 556. 558. 559. 569 Как понимать место книги Деяний Апостольских, где повествуется о поставлении апостолами первых седми диаконов (6, 1—7), см. прав. 16-е шестого вселенского Собора. 570 См. выше примеч. 534. 552. 571 Epist. ad Trallian, n. 2, в Хр. Чт. 1830, XXXVII, 240. Снес. примеч. 541. 554. 555. 572 Послан. к Филип. п. 5, в Хр. Чт. 1821, 1, 120. 121. 573 Apolog. 1, с. 65. 574 De praescr. haeret, с. 41; de bapt. c. 17. 575 Strom. VI, 1. 576 Diaconos... apostoli sibi constituerunt episcopatus sui et ecclesiae ministros (LXV). 577 De offic. 1, 50, n. 255. 578 Greg. Naz. Epist. CCV; Hieronym. in Ezech. XLIV; Theodoret. in I ad Tim. III, 8. 579 Epist. ad Magnes, c. 2; cfr. c. 6. См. также выше примеч. 552. 554. 555. 580 Quid diaconos in tertio? Quid presbyteros in secundo sacerdotio constitutos? Ipsi apices et principes omnium… episcopi (Schism. Donat. 1, 13). Подобные же свидетельства Тертуллиана и Оригена см. выше примеч. 558. 559. 581 См. выше примеч. 486. 582 См. посл. в Филадельф. в славян. перев. лист. 19 на обор. Снес. примеч. 554. 555. 583 πε κα αι ενταθα κατα την εκκλησαν προκοπα επισκπων , πρεσβιτρων κα διακνων μιμματα ομαι αγγελικς δξης . Strom. V Ι , 13. 584 Lib. II in Epist. ad Roman,, ed. Paris 1582, part. II, pag. 304. 585 γουν τρεις αριθμσεις , τ πρτον των προδρων ταγμα , κα τ δετερον των πρεσβυτρων , των τε διακονον τ τρτον . In Jes. XIX, n. 18. 586 Sed quum ipsi auctores, id est, ipsi diaconi, presbyteri et episcopi fugiunt, quomodo laicus intelligere poterit, qua ratione dicturä fugite de civitate in civitatem (Matth. X, 23)? Itaque quum duces fugiunt, quis de gregario numero sustinebit ad gradum in acie figendum suadentes? (De fuga in perdsecut. c. XI).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010