10 I. Архимандрита Павла беседы с молоканами. С. 514–521. II. Крестьянина С.В.Чуракова повествование о жизни в расколе и возвращении в церковь . С. 521–540. III. Об одном ревнителе раскола и одном защитнике православия. С. 541–554. IV. Раскольническая повесть об основателе Филиппова согласия. С. 555–560. V. Новая книга. С. 560–561. 1886 Том I Отдел первый Разговор со священником, желавшим получить совета, как вести ему беседы с именуемыми старообрядцами. Архим. Павла. С. 3–15, 87–103. История Белокриницкого священства. С. 15–31, 103–129, 188–212, 268–286, 349–373, 440–467, 529–553. Миссионерская деятельность среди раскола. С. 31–54. Отчет по Братству св. Петра митрополита за 1885 год. С. 127–151. Летопись происходящих в расколе событий. С. 151–162, 213–219, 307–317, 390–396, 553–563, 725–731, 782–793. Три беседы со старообрядцами. Свящ. М. Дударева. С. 175–188, 251–267, 423–439. Новые опыты искажения глаголемыми старообрядцами памятников старинной письменности. С. 219–233. Миссионерский отчет о поездке к раскольникам королевства прусского. Прот. И. Добровольского. С. 287–299. Письмо к редактору. Архим. Павла. С.299–306. Несколько слов о «современном недоумении старообрядцев», заявленном в «Современных Известиях». С. 317–329. Беседа с беспоповцем о летах воплощения Господня. С. 339–349. Личный состав раскольнической иерархии в настоящее время. С. 374–390. Присоединения из раскола к православной церкви. С. 399–404. Какие предания подлежат изменению, и какие не подлежат. Архим. Павла. С. 419–423. Еще о миссионерской деятельности среди раскола. С. 468–479. К статье: «Личный состав раскольнической иерархии в настоящее время». С. 479–480. Посещение двух раскольнических моленных (письмо в редакцию). П.С. Л-на. С. 480–483. Постановления собравшихся в г. Казани епископов, в июле месяце 1886 года. С. 499–504. Пастырское воззвание епископов. С. 505–521. По поводу «Постановлений» и «Воззвания», изданных собиравшимися в Казани архипастырями. С. 522–529. Заграничная раскольническая литература. С. 563–572, 705–724.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

534 Пасхальный канон, песнь 1, ирмос. 535 Возглас на заупокойной ектений. Ср.: Октоих 4 глас, суббота, утреня, крестовоскресный канон, п. 1,2. 536 Пасхальная утреня, канон, п. 7, 2. 537 Октоих 4 глас, Неделя, тропарь; срав.: Октоих 2 гл. тропарь воскресный по великом славословии. 538 Октоих 7 глас. Неделя, утреня, 6-я стихира на хвалитех; Октоих 4 гласа, Неделя, кондак и др. 539 Октоих 8 глас, суббота, великая вечерня, 5-я стихира на «Господи, воззвах». 540 Пяток Светлой седмицы, вечерня, 5-я стихира на «Господи, воззвах». 541 Триодь Цветная. Среда Преполовения Пятидесятницы, вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 542 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 29. 543 Суббота мясопустная, утреня, канон, п. 2, 1. 544 Суббота Ваий. Кондак. 545 Епископ Феофан. Толкование на 1 Кор. 15:21—22. M., 1882. С. 493. 546 Октоих 5 глас, суббота, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 547 Октоих 7 глас, Неделя, утреня, 1 канон, п. 9,2. 548 Пасха, кондак; срав.: Октоих 7 глас, Неделя, 1 канон, п. 5, 2. 549 Октоих 2 гл., Неделя, утреня, 1 канон, п. 8, 2; Неделя Ваий, 2 тропарь праздника. 550 Пасха, утреня. Слово огласительное св. Иоанна Златоуста. 551 Неделя 3-я Великого Поста, утреня, эксапостиларий. 552 Пасха, утреня, канон, п. 7, 3. 553 Пасха, стихиры, стихира 1 -я. 554 Пасха — «прохождение» (евр.). 555 Пасха, утреня, канон, п. 5, 2 и п. 4, 2. 556 Пасха, утреня, ексапостиларий. 557 Пасха, стихиры, 1-я стихира и канон, п. 5, ирмос. 558 Пасхальная утреня, канон, п. 9, 3-й припев. 559 Октоих 3 глас., суббота, великая вечерня, 1-я и 2-я стихира на стиховне; 6 глас, суббота, великая вечерня, 6-я стихира на «Господи, воззвах» и др. 560 Пасха, утреня, канон, п. 4, Богородичен. 561 Пасха, утреня, канон, п. 3, 1. 562 Октоих 6 глас, Неделя, 2 канон, п. 9. 563 Октоих 7 глас, Неделя, утреня, 1-я стихира на хвалитех; срав.: припев к 9-й песни Благовещения. 564 К этому времени те, кто несет запрестольный Крест, хоругви, фонарь и образ Воскресения должны встать в известном порядке напротив царских врат, вблизи солеи; сюда же встают и певчие (обычно тот, кто несет фонарь встает заранее, в конце полунощницы, далеко от солеи (почти на середину храма); пред ним, ближе к солее, встает несущий Крест, еще ближе к солее — те, кто несет хоругви и свещеносцы с большими свечами; еще ближе — певчие в рядах; около же самой солеи — несущие образ Воскресения, храмовый и чтимый образ). Все встают сначала лицом к востоку, а когда начинается шествие, то сразу все обращаются на Запад и спокойно, не стесняя друг друга, открывают шествие. За певчими и иконой Воскресения идут попарно: диаконы с кадилами и священники (младшие). За священниками, в середине, идет настоятель с трисвечником и Крестом в левой руке и с кадилом в правой. За ним справа — старший диакон со свечой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Пророк Иеремия называется Златоустом великим и славным мужем 539 . Пророчества его были видениями, так как самым ясным образом описывали будущее, как будто оно представлялось глазам 540 . Вдохновенный Богом, пророк очами пророческими как бы в действительности видит войны, ряды войск, сражения, звук труб, топот коней, насаждение врагов, все бедствия иудеев (ср. Иер. 4:19  и др.) 541 . Как огонь было слово Господне в устах его, пылая в костях его ( Иер. 5:14 ) 542 . Пророк предсказывал именно устами Божьими 543 . А потому и изречения его не были человеческими, а Божьими 544 . Книга Плача Иеремии приводится Златоустом, как извещение Самого Бога 545 . Пророк Иезекииль, подобно Исаии, был созерцателем дивных видений 546 . Устами его Сам Бог говорил к евреям, укорял их за непослушание 547 . Пророка Даниила Златоуст называет человеколюбивым и кротким пророком 548 . Это был мудрец, но его мудрость не была искусством халдеев. Не от науки или от природы Даниил получил мудрость 549 . Не собственной силой он изрекал пророчества и откровения, но как боговдохновенный и движимый силой божественной 550 . Весьма нередки в творениях Златоуста свидетельства, удостоверяющие боговдохновенность книг малых пророков. Так книга пророка Осии приводится, как свидетельство Самого Бога Отца через одного пророка 551 . Бог говорил и устами пророка Iouля 552 . Дивный пророк Амос 553 намеренно называет себя пастухом и собирателем сикомор ( Ам. 7:14 ), чтобы кто-нибудь не приписал сказанного им человеческой мудрости 554 . Пророк Михей получил не только Духа премудрости, но и силы (ср. Мих. 3:8 ) 555 . Извлечения из книги этого пророка приводятся у Златоуста с предварениями: „Отец говорит” 556 , „Бог сказал” 557 и пр. Пророк Наум в самом начале книги своей говорит о получении Духа и действии Его благодати 558 . Аггей своё пророчество изрекал от лица Божия 559 . Устами пророка Захарии говорил Бог 560 . Одно изречение из книги пророка Малахии предваряется у Златоуста так: „предсказывает Малахия или лучше Бог через него” 561 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

528. συμβλαιον – примета, знак. 529. чревоношение, прим. 488. 530. Будущее рождения Сына Божия от пресв. Девы было предызображено во время пребывания Ее во храме так, что Ее можно было назвать невестой, предназначенной для такого рождения. Раскрытие мысли предыд. тропаря – о рождении Юницей Божеств. Тельца. 531. ξανογω – открывать настежь; поздн. сл. 532. προπλαια – (оть прилаг. «находящийся пред дверьми») – преддверие (в храме, особ. Пропилеи). 533. Такой славой был храм, образ неба, место явления, откровения славы Божией (Шехины). 534. прим. 359, а в 3-м тропаре – прим. 27. 535. Контраст юнице. 536. ξαστρπτω – сверкать, блистать. 537. В.К. 91, 623. 538. περρχιος – выше всякого начала. 539. прим. 470; бесконечное. 540. После изображения св. Троицы в предыдущих троичнах приглашение к поклонению Ей с настойчивым предупреждением о равночестности Лиц. 541. прим. 22. 542. εδος – ясный, тихий, спокойный, особ. о погоде (ε – хорошо и Ζες, Δις – Зевс). 543. πρθητος – неразрушенный, неразрушимый. 544. περστασις – окружающее, обстоятельство, опасность, несчастие. 545. В.К. 133, 52. 546. κνδυνος – опасность. 547. θλψις – давление, угнетение, мука, горе, скорбь. 548. παντιμος – весьма почетный. 549. Соотв. «Богоматери». 550. В.К. 47, 147. 551. Евр. 1. 3. 552. В греч., как и далее, 3-е лицо. 553. В греч. причастие. 554. греч «неплодства». 555. В.К. 33, 8. 556. γνωρζω – делать известным, показывать, узнавать, знакомиться. 557. В.К. 69, 351. Взамен своего дара, описанного в предыдущем тропаре. 558. Р.Б. 50, 81. 559. ναπκειμαι – лежать, храниться где-л. 560. Пресв. Дева с детства как бы носила в себе всю возможность человеческого спасения; в ней заключена была, под видом имевшего родиться от Нее, все неисчерпаемое богатство благодати, имевшей пролиться на человечество. Чрезвычайно глубокая мысль. 561. Обоснование. 562. μετχω – иметь часть, участвовать. 563. В.К. 75, 418. 564. τρυφη – нега, роскошь, Заключая (хотя бы только в возможности, потенциально) такое богатство благодати, пресв. Дева не могла не испытывать и сладости от нее, живя в храме.

http://predanie.ru/book/220854-vvedenie-...

525. Букв. «крещением и оставлением». 526. Ср. Евагрий. Capita cognoscivita. Ed. J.Muyldermans//Le Muséon 47 (1934). P.99. 527. Букв. «страдания». 528. Вар. «образу жизни, который в безмолвии». 529. Вар. «утешение». 530. Вар. «о душе своей». 531. Букв. «что он не имеет попечителя», «что он не имеет того, кто бы заботился о нем». 532. Букв. «в десятки тысяч искушений помыслов». 533. Феодор Мопсуестийский. 534. Букв. «в томе». 535. По тексту преп. Исаака не вполне ясно, где именно заканчивается цитата из Феодора Мопсуестийского и где начинается авторский текст. Толкование Феодора на Евангелие от Матфея не сохранилось целиком, и цитированный фрагмент невозможно идентифицировать. 536. Богу. 537. Т.е. к тому, чтобы не быть порабощенным помыслами. 538. Или «верующему сознанию». 539. Букв. «молитва веры не выделяет вопроса в молитве к Богу: что Ты дашь мне?». 540. Букв. «это великое сокровище, которое есть вера». 541. Букв. «точность знания». 542. Букв. «десятки тысяч». 543. Букв. «побуждения относительно естества тела». 544. Ср. преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические, с.388 (Слово 78): «Бог не дает великого дарования без великого искушения». 545. Букв. «кто удостоверен и верует». 546. Вар. «власть», «воля», «Промысл» (сир. remza). 547. Ср. Пс.18:9. 548. Знание истины. 549. Или «на случая». 550. Ср. Пс.120:4. 551. Букв. «не забывает Он о чем–либо из всего, что в нем». 552. Или «пустые (тщетные) помыслы» (сир. huššabe sriqe). 553. Букв. «опустошая его от веры». 554. Букв. «опустошает человека от». 555. Или «знания истины о Боге». 556. Букв. «в десных и в шуиих». 557. Букв. «десятки тысяч». 558. Вар. «соответствующей любовью». 559. Пс.37:11. 560. Плач 3:53. 561. Сир. maggnanuta (осенение, заступничество, сошествие) 562. Или «в совести своей». 563. Вар. «такой неровностью». 564. Мы перевели этот абзац свободно. Вот вариант более буквального перевода: «Таким вот образом чередование помощи с немощью происходит в человеке на всякое мгновение и на всех этапах подвижнической жизни: будь то в бурях, воздвигаемых против целомудрия, или в сменах радости и уныния.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

Изложив благие дела, монашеские добродетели и ступе­ни смирения, которые ведут нас к любви, то есть к единению с Богом, св. Венедикт объясняет суточный распорядок бого­служений и уточняет, что пребывать на службах «пред ликом Бога и Ангелов» нужно с песнопениями, «чтобы дух наш был един с нашим голосом» . Затем он рассматривает все сторо­ны общинной жизни, безошибочно определяя все, что мо­жет стать причиной падения или небрежения в священных обязанностях монахов: еду, сон, одежду, послушание, руко­делие, выходы из монастыря, странноприимство, отноше­ния братьев друг с другом и с гостями. Ничто не ускользнуло от его пастырского внимания. В нескольких словах он точно сказал, что нужно делать, чтобы все происходило благопри­стойно и чинно (1 Кор 14,40). В конце, смиренно утверждая, что этот Устав не более чем начало духовной жизни, он от­сылает к учению святых отцов тех, кто желает предаться созерцанию ради достижения небесной родины. Через некоторое время после чуда последней беседы со сво­ей сестрой св. Схоластикой фев.] и ее кончины Венедикт однажды, стоя у окна, вдруг увидел, как ярчайший свет про­низал тьму, и в центре этого света он увидел весь мир, как бы собранный в единый солнечный луч. Бестелесно вознесенный над миром в единстве с Создателем, он смотрел на все творение, на все, что ниже Бога, в божественном свете, ко­торый излучало его сердце. Достигнув края будущей жизни, в этом свете он увидел душу Германа, епископа Капуанского, которая возносилась к Небесам (541). С того момента св. Венедикт больше принадлежал Не­бу, чем земле. Объявив день своей кончины, он попросил открыть для него самого усыпальницу, в которую ранее по­ложили тело его сестры, и после этого был сражен тяжелой горячкой. Его проводили в молельню, там он принял Причастие и стоя, поддерживаемый братьями, подняв руки к не­бу, испустил дух с последними словами молитвы (между 555 и 560 гг.). В тот же день братья увидели, что от монасты­ря до неба проложена дорога, устланная красивым ковром и освещенная бесчисленными факелами. В конце ее находился почтенный старец, который по этому пути восходил к небесной родине.

http://pravoslavie.ru/52486.html

541. Гатри Д. С. 436. 542. Исследователи отмечают в Кол. отзвуки учений пифагорейцев, циников или популярной тогда стоической мысли, а также платонизма. Кроме того, философией тогда называли и мистические религии. Нельзя исключать даже иудейство, так как характеризуя фарисеев, саддукеев и ессеев, Иосиф Флавий называет их философами. К тому же в 2, 8 упоминается и «предание человеческое», что также связано с иудейством (ср. Мк. 7, 8). — cм. Brown R. P. 605, N. 14. 543. Cм. Horgan M. P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 877. 544. Чаще всего две фразы расцениваются как вставленные Павлом (выделены курсивом): «И Он есть глава тела Церкви» (ст. 18) и «умиротворив через Него, Кровию креста Его» (ст. 20). — cм. Brown R. P. 603. N. 9. 545. Взято из: Данн Д.Д. С. 175. Другие варианты разбивки на строфы cм. Brown R. P. 603. 546. См. Сорокин А., прот. С. 257. 547. Brown R. E. The Introduction to the NT... 548. Ангелология довольно широко представлена в Новом Завете, причем уже как имеющееся наследие иудаизма. В Кол. 1, 13. 16; 2, 10. 15; Еф. 1, 21; 2, 2; 3, 10; 6, 12 встречаются такие наименования ангельских чинов: a)rxai/(начала, 6 раз), a)rxwn (начальник, 1), qro/noi (престолы, 1), kurio/thtej (господства, 2), e)cousi/ai (власти, 8), dunamij ((силы, 1), которые выступают и как противники Бога, «мироправители (kosmokra/toroi, Еф. 6, 12) тьмы века сего», и как ангелы Божии. Это отражено в последующем христианском Предании, например, в евхаристических молитвах (см. евхаристическая молитва Литургий свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста и др.). 549. Данн Д.Д. С. 176. 550. Cм. Horgan M. P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 877. 551. В древности строчные и прописные буквы не различались. 552. См. также Еф. 5, 21 — 6, 9; Тит. 2, 1-10; 1 Тим. 2, 1-2. 8-15; 5, 1-2; 6, 1-2 и 1 Петр. 2, 13 — 3, 7. 553. Cм. Brown R. P. 617. 554. Cм. Brown R. P. 620; Dunn J. P. 288. 555. Cм. Kümmel W.G. P. 356. 556. См. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 365.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Не более благоприятный прием в христианской Церкви имела и гипотеза предсуществования душ. Кроме св. Мефодия 539 и защитника Оригенова Памфила 540 , можно указать разве только как на более или менее выдающихся ее сторонников, на Арновия 541 , Викторина 542 , Евагрия 543 , Дидима Александрийского 544 и Синезия 545 . Большинство же именитых пастырей и христианских писателей не сочувствовало ей, и даже прямо ее отвергало. Таковы были на Востоке Григорий Нисский 546 и Григорий Назианзин 547 , Епифаний 548 , Кирилл Александрийский 549 , Феодорит 550 и Дамаскин 551 , а на Западе: Лактанций 552 , Иероним 553 , Августин 554 и Лев Великий 555 . Важнее же всего то, что она, как мифическая, была отвергнута и осуждена (в 1-м правиле) на Втором Константинопольском Вселенском Соборе. Между тем тогда как гипотезы рождения и предсуществования душ все более и более были ослабляемы и вытесняемы из своего употребления в Церкви, гипотеза творения душ, наоборот, стала входить все в большее и большее употребление и силу, а вместе с сим и приобретать господствующее значение как в Церкви Восточной, так и в Западной. По Златоусту, «душа ни рождается, ни рождает, и не знает другого какого-либо отца, кроме Того, Кем сотворена» 556 . То же повторяют Ефрем Сирин 557 и Кирилл Александрийский 558 . Феодорит же не только сам разделяет мнение о творении душ Богом, но и свидетельствует уже, что оно было разделяемо самой Церковью, ставши предметом ее верования и учения. « Церковь , – говорит он, – веря Божественному Писанию, учит, что душа творится вместе с телом, но не так, чтобы с самим семенем, из которого образуется тело, и она получала бытие, а так, что, по воле Творца, тотчас является в теле, по его образовании 559 . На Западе же первый Лактанций , с особенной силой восстав против мнения о предсуществовании и рождении душ от родителей, прямо и решительно высказал то свое убеждение, что один только Бог может творить и творит души, почему все люди по душе имеют одно небесное происхождение и одного Отца, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Преподобный Иоанн Зедазнийский Память 7 мая/20 мая Прп. Иоанн родился в Сирии, где и получил первоначальное образование. О месте рождения и родителях его никаких сведений не сохранилось. Известно лишь, что он родился в селе рядом с Антиохией. В Антиохии он учился, глубоко изучил Священное Писание, и к моменту своего совершеннолетия приобрел разнообразные и широкие познания, отличаясь помимо этого истинным благочестием. Здесь же, в Антиохии, он принял монашество. Благодаря своим добродетелям и множеству творимых по его молитвам чудес, он стал широко известен по всей Сирии, и к нему приходило множество людей, ища исцеления, утешения и назидания. Сожалея о непрестанном нарушении своего уединения, прп. Иоанн покинул Антиохийскую область вместе с несколькими учениками и поселился в пустыне. Но вскоре и это его местопребывание стало известно, и вновь к нему приходил народ, неся своих больных. Спустя некоторое время он по повелению явившейся ему Матери Божией, отправился вместе с двенадцатью учениками - Шио, Давидом, Антонием, Фаддеем, Стефаном, Исидором, Михаилом, Пирром, Зеноном, Исе, Иосифом и Авивом - в Грузию, чтобы утвердить в вере недавно основанную Иверскую Церковь. Прибытие прп. Иоанна в Грузию относится ко времени правления Парсмана VI, царствовавшего в середине VI века (541-555). Прп. Иоанн с учениками был радушно встречен тогдашним католикосом Евлагием. Проповедью иноков просветилась почти вся Карталиния. Сам царь Парсман VI и его придворные часто приходили получить благословение и послушать слова христианских подвижников. Местом для своего постоянного пребывания прп. Иоанн избрал гору Заден (Зедазен), которая находится на левом берегу р. Арагвы, в нескольких километрах от Мцхета. В 109 г. до Рождества Христова по повелению царя Фарнаджа на этой горе был поставлен идол Заден, и в то же время было провозглашено огнепоклонство в Грузии. Прп. Иоанн избрал эту гору местом своих подвигов с той целью, чтобы окончательно уничтожить память о тех языческих временах. В одной из пещер был обустроен храм, а сами иноки жили в шалашах.

http://pravoslavie.ru/40118.html

58–50 гг. до Р.Х. Войны Юлия Цезаря в Галлии 50 гг. до Р.Х «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря 9 г. н.э. Победа германцев над римлянами в Тевтобургском лесу 98 г. н.э. «О происхождении германцев и местоположении Германии» Тацита 165–180 Маркоманские войны III-VI вв. Великое переселение народов 284–305 Правление императора Диоклетиана 306–337 Правление императора Константина I Великого Медиоланский (Миланский) эдикт Константина и Лициния Первый Вселенский собор в Никее 325–375 Правление Германариха в Остготском королевстве Основание Константинополя 330–390 Указ Константина о прикреплении колонов к земле 339–397 Архиепископ Медиоланский святитель Амвросий 342–420 350–407 354–430 Приход гуннов в Северное Причерноморье Победа вестготов над римлянами при Адрианополе 379–395 Правление императора Феодосия Великого Эдикт Феодосия Великого о кафолической вере Второй Вселенский собор в Константинополе Разделение Римской империи на Западную и Восточную 395–408 Правление Аркадия в Восточной Римской империи 395–423 Правление Гонория в Западной Римской империи 408–525 Философ Боэций Взятие Рима вестготами во главе с Аларихом 418–507 Вестготское королевство в Южной Галлии 425–455 Правление Валентиниана III в Западной Римской империи 435–453 Правление короля гуннов Атиллы 439–534 Вандальское королевство в Северной Африке 451 июнь 15 Разгром гуннов на Каталаунских полях («Битва народов») Разграбление Рима вандалами Традиционная дата падения Западной Римской империи 480–550 481–511 Правление короля франков Хлодвига Создание франкского королевства (битва при Суассоне) 486–751 Династия Меровингов во Франкском королевстве 493–526 Правление короля остготов Теодориха Нач. VI в. Оформление «Салической правды» франков 527–565 528–534 «Свод гражданского права» в Византии 540–604 Святитель Григорий I Великий (папа с 590) 541–552 Правление короля остготов Тотилы 535–555 Война Византии с остготами, покорение Италии 568–574 Королевство лангобардов в Италии 613–629 Правление короля франков Хлотаря II

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010