Гимны Гимн I 537 Ну, давай же, душа моя, за дело! Священными гимнами успокой рожденных материей оводов 538 , облачись 539 в оружие гневных 540 порывов ума! Царю богов мы сплетаем венок 541 , приносим безкровную жертву 542 возлиянием песен. Тебя – в море, Тебя – на островах, Тебя – в безпредельном 543 , на котором города и скалистые горы, Тебя – когда остановятся обе мои стопы, пою с наших славных равнин, о Родитель космоса! 544 К Тебе, Царь, устремляюсь я с песнью ночью, к Тебе – весь день, к Тебе – при утренней звезде, к Тебе – на закате возношу гимны. И говорят 545 об этом лучи седых звезд, бег луны, и великий Сказитель 546 – Солнце: глава 547 чистых звезд, святой Даятель 548 преподобных 549 душ. При дворе 550 Твоем, на Твоем лоне – мое убежище, к нему окрыляются мои стопы, прочь от широко распростершейся материи, [возношусь] я в радости, что достиг Твоего подножия 551 . К святой ограде окутанного тайной Величия приходил я с мольбой о защите, к славным вершинам гор [Твоих] приходил я с мольбой о защите, в огромные пустыни долин Ливийских 552 приходил я, в южные земли, не оскверненные духом безбожия, на которых не отпечатлелись следы людей, принадлежащих городской суете. Приходил я, чтобы душа очистилась от страстей и освободилась от желаний, чтобы прекратились труды и рыданья, гнев и споры, чтобы стряхнуть всё то, что питает страдание души, да чистыми устами и преподобной мыслью 553 отплачу Тебе надлежащим гимном. Храните благоговейное молчание, эфир и земля; стой море, стой воздух, утихните порывы пестрых 554 ветров, улягтесь удары крутых волн, застыньте речные токи и струи ручьев, храните тишину пропасти космоса, когда я приношу в жертву священные гимны. Сокройся под землю длинный след змей, и [ты], крылатый змей 555 , сокройся под землю, [ты -] демон материи, облако душ, призраколюбец 556 , науськивающий [на нас] 557 своих псов во время наших молитв. Ты, Отец, Ты Блаженный, Ты [Сам] отгони душеядных псов от наших душ, от наших молитв, от наших жизней, от наших трудов. И пусть жертвенные возлияния наших сердец будут ценны в глазах Твоих слуг – мудрых проводников 558 священных гимнов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Преподобный Иоанн Зедазнийский Память 7 мая/20 мая Прп. Иоанн родился в Сирии, где и получил первоначальное образование. О месте рождения и родителях его никаких сведений не сохранилось. Известно лишь, что он родился в селе рядом с Антиохией. В Антиохии он учился, глубоко изучил Священное Писание, и к моменту своего совершеннолетия приобрел разнообразные и широкие познания, отличаясь помимо этого истинным благочестием. Здесь же, в Антиохии, он принял монашество. Благодаря своим добродетелям и множеству творимых по его молитвам чудес, он стал широко известен по всей Сирии, и к нему приходило множество людей, ища исцеления, утешения и назидания. Сожалея о непрестанном нарушении своего уединения, прп. Иоанн покинул Антиохийскую область вместе с несколькими учениками и поселился в пустыне. Но вскоре и это его местопребывание стало известно, и вновь к нему приходил народ, неся своих больных. Спустя некоторое время он по повелению явившейся ему Матери Божией, отправился вместе с двенадцатью учениками - Шио, Давидом, Антонием, Фаддеем, Стефаном, Исидором, Михаилом, Пирром, Зеноном, Исе, Иосифом и Авивом - в Грузию, чтобы утвердить в вере недавно основанную Иверскую Церковь. Прибытие прп. Иоанна в Грузию относится ко времени правления Парсмана VI, царствовавшего в середине VI века (541-555). Прп. Иоанн с учениками был радушно встречен тогдашним католикосом Евлагием. Проповедью иноков просветилась почти вся Карталиния. Сам царь Парсман VI и его придворные часто приходили получить благословение и послушать слова христианских подвижников. Местом для своего постоянного пребывания прп. Иоанн избрал гору Заден (Зедазен), которая находится на левом берегу р. Арагвы, в нескольких километрах от Мцхета. В 109 г. до Рождества Христова по повелению царя Фарнаджа на этой горе был поставлен идол Заден, и в то же время было провозглашено огнепоклонство в Грузии. Прп. Иоанн избрал эту гору местом своих подвигов с той целью, чтобы окончательно уничтожить память о тех языческих временах. В одной из пещер был обустроен храм, а сами иноки жили в шалашах.

http://pravoslavie.ru/40118.html

531 Слав. словорасположение: погубляют и расточают соотв. ват., text. recept. и др., а в алекс. набор.: расточают… погубляют. 535 Слав. возвращу их к селениям их соотв. вульг. convertam eos ad rura sua, а по гр. καταστ σω ατος ες τν νομν ατν – устрою их на пажить их. 538 Слав. Господь праведен наш соотв. в вульг. Dominus justus noster, а гр. Κριος ωσεδκ – без перевода евр. слова: . Под „Востоком праведным“ толковники в 5–6 стт. разумеют Иисуса Христа, происшедшого от Давида ( Матф. 1, 1 ) и просветившого вселенную светом Своего учения. Ефр. Сир., Федор. и др. 540 Слав. изведе и преведе в точности соотв. лишь вульг. eduxit et adduxit, а по гр. в алекс., син., ват., text. recept. συν γαγε – собрал; в некоторых ν γαγε κα συν γαγε – возвел и собрал – XII, 26, 239, компл. изд., есть и др. варианты. 541 Слав. обитати имут соотв. гр. κατοικ σουσιν – в минуск. 36, 48, 51 спп., а обычно (ват. алекс., text. rec. и др.): πεκατστησεν – поместил. 542 Вообще 7 – 8 стт. во многих списках (ват., алекс., син., text. recept. и др.) поставлены в конце главы – после 40 ст., а на этом месте стоят в 36, 48, 51, 88, 233, компл. и у Фильда. 546 Т. е. в Иерусалиме. В начертании слов: Содом и Гоморр следуем слав. орфографии, а по гр. Σοδ μα κα Γομ ρρα. 547 Слав. пелинем соотв. в вульг. absinthio, а по гр. пояснительно: δνας (алекс., XII) или δνην (ват. и др.) болезнями, скорбями. 552 Слав. бысть в совете соотв. в вульг. affuit in consilio, а по гр. στη ν ποστ ματι – стоял опорою. 554 Слав. совершит помышление соотв. в вульг. compleat cogitationem, по гр. στ σει ατ π γχειρ ματος – станет оно от предприятия. 555 Слав. уразумеете совет Его соотв. вульг. intelligetis consilium Ejus, а по гр. νο σουσιν ατ νο σει – ясно поймут то. 564 В гр. спп. алекс., син., XII добавлено: Θες – (Господь) Бог, в слав. нет; в ват. вовсе нет 30 – 31 стт. 566 Оскобл. слав. рече Господь соотв. в XII и лук. спп. φησν Κριος, в компл. λγει Κριος, в других нет. 567 Словорасположение слав. перев. пророк или священник соотв. 88 и 233 минуск. спп., вульг., евр. т., а обычно по гр. наоборот: священник или пророк. 569 В народной поговорке: „бремя от Господа“ выражались насмешка и неверие грозным пророчествам Иеремии, а потому Господь строго и наказывает за употребление ея. 570 Слав. рцы соотв. в вульг. ед. ч. dices, а по гр. у Фильда, в 22, 48, 62, алекс. и в компл. изд. мн. ч. ρετε. Во многих спп. 37 и начала 38 ст. нет. 573 Слав. забвением загладится соотв в вульг. oblivione delebitur, а по гр. οκ πιλησθ σεται – не забудется. Читать далее Источник: Книга пророка Иеремии в русском переводе с греческого текста LXX, с введением и примечаниями/[Пер.] П. Юнгеров. - Казань : Центр. тип., 1910. - 114 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

540-541 542-544 544-545 ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе 545-547 547-548 548-549 ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне 549-550 550-551 ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) 551-552 552-554 554-555 555-556 556-557 ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ Виталий († 20 окт. до 730), еп. Зальцбургский. Ученик св. Руперта, св. (пам. зап. 20 окт.) 557-558 ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства 558-559 559-560 560-561 ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 561-563 ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 563-564 564-565 565-567 567-572 572-573 573-574 ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) 574-576 576-580 581-583 583-586 586-589 590-592 592-594 595-596 596-597 ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства 597-603 ВИФЛЕЕМ жен., действующий мон-рь; принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Церкви 603-604 604-605 605-606 607-608 ВИХИНГ еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке 608-609 609-610 610-611 611-612 ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

10 I. Архимандрита Павла беседы с молоканами. С. 514–521. II. Крестьянина С.В.Чуракова повествование о жизни в расколе и возвращении в церковь . С. 521–540. III. Об одном ревнителе раскола и одном защитнике православия. С. 541–554. IV. Раскольническая повесть об основателе Филиппова согласия. С. 555–560. V. Новая книга. С. 560–561. 1886 Том I Отдел первый Разговор со священником, желавшим получить совета, как вести ему беседы с именуемыми старообрядцами. Архим. Павла. С. 3–15, 87–103. История Белокриницкого священства. С. 15–31, 103–129, 188–212, 268–286, 349–373, 440–467, 529–553. Миссионерская деятельность среди раскола. С. 31–54. Отчет по Братству св. Петра митрополита за 1885 год. С. 127–151. Летопись происходящих в расколе событий. С. 151–162, 213–219, 307–317, 390–396, 553–563, 725–731, 782–793. Три беседы со старообрядцами. Свящ. М. Дударева. С. 175–188, 251–267, 423–439. Новые опыты искажения глаголемыми старообрядцами памятников старинной письменности. С. 219–233. Миссионерский отчет о поездке к раскольникам королевства прусского. Прот. И. Добровольского. С. 287–299. Письмо к редактору. Архим. Павла. С.299–306. Несколько слов о «современном недоумении старообрядцев», заявленном в «Современных Известиях». С. 317–329. Беседа с беспоповцем о летах воплощения Господня. С. 339–349. Личный состав раскольнической иерархии в настоящее время. С. 374–390. Присоединения из раскола к православной церкви. С. 399–404. Какие предания подлежат изменению, и какие не подлежат. Архим. Павла. С. 419–423. Еще о миссионерской деятельности среди раскола. С. 468–479. К статье: «Личный состав раскольнической иерархии в настоящее время». С. 479–480. Посещение двух раскольнических моленных (письмо в редакцию). П.С. Л-на. С. 480–483. Постановления собравшихся в г. Казани епископов, в июле месяце 1886 года. С. 499–504. Пастырское воззвание епископов. С. 505–521. По поводу «Постановлений» и «Воззвания», изданных собиравшимися в Казани архипастырями. С. 522–529. Заграничная раскольническая литература. С. 563–572, 705–724.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изложив благие дела, монашеские добродетели и ступе­ни смирения, которые ведут нас к любви, то есть к единению с Богом, св. Венедикт объясняет суточный распорядок бого­служений и уточняет, что пребывать на службах «пред ликом Бога и Ангелов» нужно с песнопениями, «чтобы дух наш был един с нашим голосом» . Затем он рассматривает все сторо­ны общинной жизни, безошибочно определяя все, что мо­жет стать причиной падения или небрежения в священных обязанностях монахов: еду, сон, одежду, послушание, руко­делие, выходы из монастыря, странноприимство, отноше­ния братьев друг с другом и с гостями. Ничто не ускользнуло от его пастырского внимания. В нескольких словах он точно сказал, что нужно делать, чтобы все происходило благопри­стойно и чинно (1 Кор 14,40). В конце, смиренно утверждая, что этот Устав не более чем начало духовной жизни, он от­сылает к учению святых отцов тех, кто желает предаться созерцанию ради достижения небесной родины. Через некоторое время после чуда последней беседы со сво­ей сестрой св. Схоластикой фев.] и ее кончины Венедикт однажды, стоя у окна, вдруг увидел, как ярчайший свет про­низал тьму, и в центре этого света он увидел весь мир, как бы собранный в единый солнечный луч. Бестелесно вознесенный над миром в единстве с Создателем, он смотрел на все творение, на все, что ниже Бога, в божественном свете, ко­торый излучало его сердце. Достигнув края будущей жизни, в этом свете он увидел душу Германа, епископа Капуанского, которая возносилась к Небесам (541). С того момента св. Венедикт больше принадлежал Не­бу, чем земле. Объявив день своей кончины, он попросил открыть для него самого усыпальницу, в которую ранее по­ложили тело его сестры, и после этого был сражен тяжелой горячкой. Его проводили в молельню, там он принял Причастие и стоя, поддерживаемый братьями, подняв руки к не­бу, испустил дух с последними словами молитвы (между 555 и 560 гг.). В тот же день братья увидели, что от монасты­ря до неба проложена дорога, устланная красивым ковром и освещенная бесчисленными факелами. В конце ее находился почтенный старец, который по этому пути восходил к небесной родине.

http://pravoslavie.ru/52486.html

Княжево и д. Палачево Георгиевской волости Михаил Матвеевич Матвеев и Степан Дементьевич Поляков и многие другие. На западной стене здания церкви была укреплена медная доска, на которой была выгравирована надпись: «Во Имя Отца и Сына и Святага Духа. Этот дом молитвы устроен в честь отца нашего, Святителя и Чудотворца Николая, Архиепископа Мирликийского, в память бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая II Александровича с принцессой Алисой Гессенской, в православии Александрой Федоровной, по благословению Преосвященнейшего Виссариона епископа Костромского и Галичского на средства доброхотных деятелей. Закладка состоялась 22 июля 1895 года» С тех пор в Солигаличском тюремном храме каждый воскресный и праздничный день для арестантов стали совершаться церковные службы, и они с большим желанием посещали храм. Один из высоких гостей, присутствовавший на церемонии освящения церкви, сказал следующее: «…кто знает, может быть, через это не одна чёрствая душа преступника смягчится, осознает греховность своих деяний и решится исправиться…; …во всяком случае, многие из пришибленных судьбой арестантов, в новом храме найдут душевный покой и опору в уповании на Бога» Источники: В.А. Дудин. Из истории тюремной церкви в Солигаличе (1898 год) Новая церковь во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, при Солигаличском уездном тюремном замке, в память бракосочетания Их Императорских Величеств. Брошюра. Кострома 1898 год. Типография Фалька, Костромские епархиальные ведомости. 1895.- С.538 — 541. Новая церковь во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского, при Солигаличском уездном тюремном замке, в память бракосочетания Их Императорских Величеств. Брошюра. Кострома 1898 год. Костромские епархиальные ведомости. - 1898. - 17. С.555-556 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=56274

532.01.19 Казнь Ипатия и Помпея и их приближенных. Начало восстановления собора Святой Софии, сожженной в ходе беспорядков. Заключение Юстинианом «Вечного мира» с персидским царем Хосровом I. Война против Вандальского королевства с целью возврата Карфагена под власть Константинополя. Поход византийского полководца Велисария в Африку против Вандальского королевства: 15.000 войско на 600 судах выступило в плавание. 533–534 Осенью 533 года и зимой 534 года войско византийского полководца  Велисария  одержало победы над  вандалами в битвах под Дециумом и Трикамаром.  534.03 Король вандалов Гелимер сдался в плен Велисарию. Окончание работы над законами. Выпущено 50 книг “Дигеста” – юридического канона по обширному материалу всего римского законодательства.  Начало итальянской войны. Захват византийским полководцем Мундом Далмации. Гибель Мунда в одном из сражений. Начало солдатских мятежей в Африке под руководством Стоца. Велисарий отправлен на подавление мятежа. Король готов Теодат, готовый сложить с себя власть, прерывает переговоры о мире и арестовывает константинопольского посла. 536–548 Войны по подавлению восстания Стоца в Африке. 536.10 Возвращение Велисария в Сицилию, продолжение итальянской войны. 536.11 Захват Неаполя. Смерть короля Теодота от рук заговорщиков. Захват престола готов Витигасом 536.12.09–10 Захват Рима Велисарием. 537.12.27 Освящение собора  Святой Софии . Осада Велисарием Равены. Нападение Персии на провинцию Византии – Сирию. Захват Антиохии. Захват Равены. Пленение короля готов Витигаса.  Нападение на Византию гуннов.  541–545 Король остготов Тотилла организовал противодействие вторгшимся в Италию византийским войскам, но не смог остановить их. Остготы в войне с византийцами временно отвоевывали часть Итали. Эпидемия чумы в Европе. Возвращение в Италию опального Велисария, но инициатива в руках готов. Византия полностью разбила войско остготов и поставила под свой контроль большую часть Италии. В течение 555–568 годов остготы были частично вытеснены из Италии, частично истреблены.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Война в Италии оказалась для Византии трудной и затяжной (535–555). Летом 535 г. Велизарий высадился на Сицилии, овладел островом и начал продвигаться вглубь итальянской территории. Благодаря широкой поддержке со стороны остатков римской рабовладельческой знати и ортодоксального духовенства (готы были арианами), полководцу удалось быстро захватить практически все земли вплоть до Вечного города, который открыл ему свои ворота в декабре 536 г. Вместе с Велизарием в город вступил и Прокопий, положение которого при полководце в это время еще более упрочилось. До 540 г. война велась с переменными успехами по всей территории Италии, но, начиная с этого года, Велизарий перешел к решительным военным операциям, и на какое-то весьма непродолжительное время показалось, что завоевательная политика Юстиниана достигла своих целей. Император торжествовал победу, а победитель Велизарий был вызван в столицу, куда вслед за ним отправился и Прокопий 74 . Тем временем обстановка в Италии начала быстро меняться. В 541 г. королем остготов был выбран Тотила (погиб в 552 г.), отличавшийся высокими полководческими качествами. За очень короткий срок он восстановил свою власть почти на всей территории Италии. Будучи дальновидным политиком, Тотила расширил свою социальную опору благодаря тому, что принимал в свое войско беглых рабов и колонов, давая им свободу и освобождая от уплаты повинностей в пользу землевладельцев. Вместе с тем он нанес решительный удар по римской знати, сотрудничавшей с византийцами, конфисковав обширные земельные участки. Обеспечив себе таким образом поддержку среди основной массы итальянского населения, он в 546 г. без труда захватил Рим, а затем, к 551 г., расширил свои владения вплоть до Сицилии, Сардинии и Корсики. Обеспокоенный военными успехами готов, Юстиниан еще в 544 г. вернул в Италию Велизария, однако тот, не одержав до 548 г. ни одной крупной победы, был вынужден возвратиться в Византию. Между тем, положение Тотилы не было достаточно устойчивым, несмотря на все его победы. Многие представители остготской знати стали отходить от него, да и сам король некоторыми своими шагами – уступками италийской знати и т.и. – подорвал то безоглядное доверие к себе, которое существовало в готском обществе в первой половине 40-х годов. В 552 г. в Италию прибывает новая византийская армия во главе с новым командующим Нарзесом. В июне того же года в сражении у местечка Тагина армия Тотилы потерпела жестокое поражение, а сам он погиб. Но готы продолжали упорное сопротивление и понадобилось еще два года, прежде чем вся территория Италии была вновь подчинена воле византийского императора. В 554 г. все указы и законы Тотилы были отменены и восстановлен старый порядок вещей. Такова основная канва событий, свидетелем и участником которых отчасти был сам Прокопий.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-postrojkak...

Учение Католической Церкви о благодати: Оправдание не ограничивается отпущением грехов: ХВ 557, 562–564, 566, 576–577, 593; начинается новая жизнь: ХВ 557–558, 562, 564–565, 593. Дух Святой пребывает в душе: ХВ 563, 565, 653; новым рождением человек становится соучастником Божественного естества: ХВ и живым членом мистического Тела Христова: ХВ 566; чадом Божиим и наследником неба: ХВ 556, 558, 562, 579, Благодать Божия умножается посредством соблюдения заповедей и добрых дел: ХВ 569, 571–572, 601–603, 606–608; которые придают заслуги для вечной жизни: ХВ 539, 579–581, 608, 613–614, Вместе с оправданием сообщаются излитые добродетели – вера, надежда и любовь: ХВ 566, 593. Благодать – это бескорыстный и сверхъестественный дар: ХВ 555, 559, 567–568, 653, 654. Благодать теряется через каждый смертный грех: ХВ 576, 578, 609, 697. Действительно существуют естественно добрые дела: ХВ 589, но только благодать делает способным к совершению действий, обладающих сверхъестественной ценностью: ХВ 529, 532–533, 537539, 543–547, 555, 583–585, На пути оправдания человека благодать предпринимает первоначальную инициативу: ХВ 528, 533, 537–538, 541–546, 559, 583–584. Но зависит от человека, принимает ли он ее действенным образом: ХВ 92, 539, 540/1, 540/10, 559, 586; ибо она не лишает его свободы: ХВ 540/2, 559, 586, С ее помощью человеку надлежит готовиться к оправданию: ХВ 539, 540/1, 559–561, 586–591; особенно верой, необходимой для оправдания: ХВ 90, 94, 544, 560–561, 567; самой по себе недостаточной, чтобы произвети такое оправдание: ХВ 567–568, 571, 591, 594–596. Действующая благодать необходима, чтобы постоянно избегать смертного греха: ХВ 521–523, 530–531, 534. Последовательность до конца – это особая благодать: ХВ 540/10, 574–575, 598, 604. Каждый человек получает благодать, необходимую и достаточную для соблюдения заповедей: ХВ 547, 570, 600, но не для избежания всякого повседневного греха: ХВ 524–526, 570, 605. Бог хочет, чтобы все люди спаслись: ХВ 540/3, 547/1, 547/3–547/4,

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010