Нарицаяй же имя Господне, смертию да умрет ( Лев.24:15–16 ). Взят был некто, похуливший Бога всяческих; закона же о хуле не было еще написано. Посему Моисей повелел взятого ввергнуть в темницу; а на следующий день вопросил Владыку Бога, что должен потерпеть нечестивец. Бог повелел побить его камнями, и слышавшим хулу первым бросать в него камень. Постановил же закон и о хуле. И как Богом наименовал также и бога лжеименного; το, хотя сказал, что злословящий такого бога согрешает, однако же не признал его достойным казни. Согрешает не человек благочестивый, когда он хулит лжеименного бога, но тот, кто верует в него, однако же злословит; потому что хулит, что сам чтит. Посему таковую хулу назвал грехом, не до достоинству хулимого, но по понятию хулящего; потому что хулит не как лжеименного, но как истинного Бога. А кто хулит истинного Бога, того повелел побивать камнями. Весьма же кстати к законам о хуле присоединил и закон об убийстве; потому что хульник, не имея сил умертвить, языком своим хочет поразить Творца». Кроме того означенный стих переведен с Библии перевода 70-ти толковников, где стоит: «ономазон де то онома кирион» т. е. «и кто назовет имя Господа». У Ефрема Сирина читаем: «И нарек сына израильтяныни имя и прокля. Нарек имя, т. е. похулил Бога» (часть 6, стр. 538–539, изд. 1887 г.; а по друг, стр. 400, на кн. Левит). 3) В послании ап. Павла к Колоссаем гл. 2, ст. 13, зач. 255 ( Кол.2:13 ): «И вас мертвых, сущих в прегрешениих и в необрезании плоти вашея сооживил есть с ним, отмыв нам вся прегрешения», а по-новому: «даровав нам вся прегрешения». Разбор: Слово «даровав» надо понимать в смысле – «уничтожил, истребил». Апостол Толковый зач. 255, л. 855 об.: сущее: отмыв нам вся прегрешения. Толк.: дарова нам вся прегрешения, сиречь вся конечне их погубил». Беседы на 14 посл. зач. 255, стр. 2096, столб. 2: «Даровав нам вся прегрешения... даровав нам, рече, вся согрешения. Каковыя? Яже творяху мертвость, и что? убо ли остави пребыти? ни, но и загладил есть. Не точию пречерта, но загладил есть, тако яко ниже являтися».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Уфы, близ старой Сибирской дороги, на высокой горе, при слиянии р. Уфы с Белою. Основан в 1799 г. при учреждении Оренбургской епархии. Настоятелем м-ря был архим. Филарет, ректор семинарии с 1804 по 1810 г. и впоследствии митроп. Московский. В 1835 г. сюда удалился на покой еписк. Михаил, управлявший 4 года Оренбург.-Уфим. епархиею. “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1846 г., 92 (надел. землею); 1847 г., 80 (надл. землею 145 десят.); “Оренб. губ. в.”, 1850 г., 39 (взгляд на Уфу, краткое опис.); 1851 г., 23 (Оренб. семинария), 40 (еп. Михаил); “Известия Археол. Общ.”, 1868 г, VI, 24 (церковн. древн. XVII ст.); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1873 г., т. III, вып. 3, матер. для археолог. словаря, 28 (в статье о Меркурие, протопопе Москов. Благовещ. собора, в иночестве Ионе, сказано, что по указу Имп. Павла в 1799 г. в Успен. Уфим. м-рь передана вся утварь упраздненного Спасо-Суморииа Коломенского м-ря, а вместе с тем и две книги Триодь постную и Псалтирь, печати 1693 г.; Спасо-Суморина Коломенского м-ря не было, а был Спас-Ядринский, см. 473). 538. Успенский , мужской, 2-го класса, Херсонской губ., Одесского градоначальства, в 10 вер. к югу от Одессы, близ слободы Большой Фонтан, на возвышенномъ мысе, вдающимся в Черное море. Учрежден в 1824 г. из архиерейского подворья, основанного на пожертвованной в 1814 г. дворянином Теутулом земле. “Полн. собр. Закон.”, 1824 г., XXXIX, 29978; Ратшин, 535; Шмидт, “Херсон. губ.”, 598; “Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, 1864 г., IV, Отд. II, 57; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1841 г., 86 (пожертв. участ. земли); 1848 г., 84 (пожертв. дом с землею). 1849 г., 82 (пожертв. дом); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 491; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 33. 539. Успенский – Бахчисарайский или Панагия , мужской скит, 1-го класса, Таврической губ., Симферопольского у., в 30 вер. к юго-зап. от Симферополя и в 3 вер. к вост. от Бахчисарая, по соседству с Чуфут-Кале, при глубоком овраге, обрамленном с обеих сторон отвесными скалами, поднимающимися сажень до 70 над уровнем ручья.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ко всему вышесказанному следует присовокупить, что введение классов с пересмотром штатов церквей привело к неоправданному и значительному увеличению духовного сословия. До присоединения к Православию в приходе управлялись один священник и наемный дьячок, а после – во всех приходах назначили штатных дьячков, во многих – диаконов, пономарей и просвирен. Политический интерес часто преобладал даже над здравым смыслом. Например, в Подольской губернии власти так рьяно взялись увеличивать численность православного духовенства для развития «русского элемента», что к 1860-м годам в некоторых приходах насчитывалось всего 70–8 душ прихожан 411 . Впрочем, малочисленные приходы можно было встретить и в других частях края. Кое-где они образовались иным путем, хотя в основе лежали те же политические мотивы. Так, еще до слияния с православием , в селе, где стояли костел и униатская церковь , правительство строило еще и православный храм. Следовательно, после соединения в одном селе образовывались 2 православных прихода. Потом упраздняли католический приход, а костел передавали православной церкви, освящали, и открывали еще один приход. И вот в селе, где когда-то прихожане кое-как содержали только священника и дьячка, – три православных прихода, к тому же – с раздутыми штатами! Приведенные наблюдения подтверждены статистическим материалом. На 1860 год в девяти губерниях – Витебской, Могилевской, Минской, Виленской, Гродненской, Ковенской, Киевской, Подольской и Волынской – насчитывалось 6552 церкви. Посмотрим, какое число прихожан приходилось на один храм: Церквей При них прихожан муж. пола жен. пола I. Городских а) бесприходных 29 б) приходских 223 149.094 145.682 294.776 II. Сельских а) бесприходных 814 б) приходских 5486 3.051.140 3.193.300 6.244.440 Итого: 6552 3.200.234 3.338.982 6.539.216 Как видим, в городском приходе в среднем на одну церковь приходилось 1322 человека, а в сельском – 1138. Но если считать по разрядам – классам, открывается далеко не столь утешительная картина:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бог наделил Даниила способностью понимать значение видений и снов, и эту способность он проявил, объяснив Навуходоносору два его сна, которые сильно смутили царя ( Дан. 2 -я и 4-я гл.).В первом сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех металлов. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и сам вырос в большую гору. Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Таинственный камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора – Его вечное Царство ( Церковь ). В своей книге (носящей его имя) пророк Даниила повествует о подвиге своих трех друзей, которые отказались поклониться золотому идолу (Мадруку), за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Подробностей о деятельности пророка Даниила в течение 7-ми лет царствования трех преемников Навуходоносора (Евиль-Мередаха, Нериглисора и Лавосоардаха )- не сохранилось. Убийца Лавосоардаха, Набонид, сделал своего сына Валтасара своим соправителем. В первый год Валтасара Даниил имел видение о четырех царствах, после чего он увидел Бога в образе “Ветхого Днями” и грядущего к нему “Сына Человеческого” ( Дан.7:13 ), т.е. Господа Иисуса Христа. В своей книге пророк Даниил записал несколько пророческих видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Христову. По своему содержанию его книга имеет много общего с Откровением Евангелиста Иоанна Богослова, помещенного в самом конце Библии . При Данииле во время царствования Валтасара мидийский царь Дарий завоевал Вавилон (539 год до Р.Хр.). Тогда же и погиб Валтасар, как ему предсказал Даниил, объяснивший значение надписи на стене, сделанной таинственной рукой: “Мене текел упарсин”, (ты – ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы ( Дан. 5:25 ). При Дарии мидийском Даниил занял важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, языческие вельможи оклеветали его перед Дарием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил своего пророка невредимым. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и львы моментально растерзали их. Немного спустя Даниил получил откровение о 70-ти седьминах, в котором указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Церкви) ( Дан.9 ). Смотри объяснение этого видения во 2-й части брошюры “Ветхий Завет о Мессии”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Позднее, с распространением монашества, стали появляться жизнеописания иноков. Среди этих сочинений в первую очередь следует назвать житие прп. Антония, написанное свт. Афанасием Александрийским ; затем жития прп. Илариона и прп. Павла Фивейского, составленные блж. Иеронимом, «Лавсаик» Палладия, «История Египетских монахов» Руфина, «Луг духовный» Иоанна Мосха , различные патерики 70 . Известно, что в конце VIII века, в разгар иконоборчества, уже существовало 12 минейных книг 71 . Наиболее полный свод житий греческих святых, расположенных по дням года, был составлен в конце X века Симеоном Метафрастом . В Греческой Церкви он причислен к лику святых (память 9 ноября). Св. Симеон принадлежал к высшим слоям общества, имел блестящее светское и богословское образование, был секретарем императора, дипломатом, магистром империи. Движимый ревностью ко славе святых подвижников, св. Симеон собрал воедино несколько сотен житий. Считается, что им было написано 122 жизнеописания и переработаны и отчасти сокращены многие из остальных 539 повествований. Название Метафраста (перелагателя, пересказчика) он получил именно за свой редакторский труд, – за то, что придал древним житиям лучший вид по стилю и содержанию, чем прежде; старинную, тяжелую и во многом неудобопонятную речь заменил современным ему чистым слогом. Имя его вскоре сделалось настолько известным, что переписчики стали надписывать его над сочинениями других авторов. Минеи на славянском языке существовали уже в XI веке. Известнейшая из славянских Миней того времени – Супрасльская Минея , получившая свое название от Супрасльского монастыря около Белостока. Минеи XIII и XIV вв. до нас не дошли, от XV века – сохранилось очень немногое. Довольно значительное число рукописных памятников датируется XVI и XVII веком. Среди славянских Миней наиболее известными являются рукописные Макарьевские, Тулуповские, Чудовские и Милютинские Минеи и печатные Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского . Очень богата славянскими рукописными Минеями библиотека Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

537 Такой вывод можно сделать на основании указания греческой версии на то, что авва Гелен, переправившись через реку, нашел пресвитера в хоре (ν τ χωρ – сар. 12,7). 539 Букв, «чтобы нам судиться друг с другом» ( ε ν ε ι α π μν ν ε ν ερ η y ). 540 Часть материала арабского Жития издал Амелино (Amélineau, 1889. Vol. 2. P. 337–711). Основные рукописи арабской версии (Universitätsbibliothek Göttingen, Ms.116 и Ватиканская – 172), насколько нам известно, до сих пор не изданы. Об арабской версии Жития св. Пахомия см. напр., Pachomian Koinonia, I. P. 6–8 (с указанием соответствия изданного Амелино материала и других версий Жития); Хосроев, 2004. С. 21 (с указанием специальных работ). Собор в Латополе предпо­ложительно состоялся в сентябре–октябре 345 г. [Хосроев, 2004. С. 57–60, 464], либо позднее осени 346 г. [Martin, 1996. Р. 70]. 541 Формально «препозит» обозначал начальника нага, административной единицы, на который был разделен ном. Но такой чиновник обладал слишком малой властью, чтобы вмешаться в подобный конфликт. Об административном делении Египта в византийский период см.: Фихман, 1987. С. 208–211. 542 Пахомий приходит на собор с некоторыми старыми братьями (μετ τινων ρχαων δελφν). Известно, что в окрестностях Латополя преп. Пахомий имел один монас­тырь – Пхнум, последний по времени основания и самый крайний пахомианский «форпост» в Верхней Фиваиде. Невозможпо себе представить, что на соборе при­сутствовали монахи только этого монастыря. 543 О том, что авва посылал предсказания императору Феодосию, речь уже шла при ана­лизе данных «Лавсаика». Правда, авва Иоанн, в отличие от преп. Антония, катего­рически запрещал приходить к себе женщинам, о чем мы также уже упоминали. 544 В латинской версии сенатор приходит к авве не сам, а посылает посольство – cumque legationem pertulisset ad eum vir eius (сар. 1,1:25), что может лучше соответствовать реальной ситуации. 547 Фестюжьер также склонен полагать, что здесь имеется в виду «офицер» (officier), при этом довольно высокого ранга – Festugière, 1964. Р. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Другой характер имеют те сказания о ветхозаветных лицах и событиях, которые мы находим в Талмуде, Каббале и других сочинениях иудейских. На них резко отражаются те иноземные влияния, каким подвергались иудеи со времени плена Вавилонского. В плену, под Вавилонским владычеством, Иудеи находились 70 лет; в 539 г. до P. X. Вавилонское царство было покорено персами, и иудеи сделались данниками персов; Персидское царство в 333 г. было покорено Александром В., который в 332 г. овладел Иерусалимом; в 312 г. Птолемей I переселил многих иудеев в Египет и Александрию; при Птоломее II, в 271 г. был сделан перевод св. Писания на греческий язык LXX толковниками; наконец в 64 г. Иудея была покорена римлянами. – Собственно о вавилонском или вавилоно-ассирийском влиянии на иудеев мы не много знаем. Известно только, что у ассириян иудеи заимствовали имена месяцев, имена некоторых ангелов и буквы алфавита, которыми с того времени они стали писать свои книги. Правда, со времени же плена Вавилонского замечается у иудеев особенное развитие эсхатологических идей, или учения о последних временах мира, но источник и корень этих идей находится не в вавилонском влиянии, а в канонической книге пророка Даниила, которая была написана во время плена Вавилонского. В этой книге пророчества о временах Мессии соединены с изображением последних времен мира. Она и сделалась источником апокалиптических идей для всех сочинений, в которых изображаются времена Мессии и последние времена мира. Идеи и образы книги Еноха, которую можно назвать первообразом подобных сочинений, как увидим ниже, возникли уже под влиянием книги пророка Даниила. – Во время персидского владычества, иудеи познакомились с религиозными идеями персов, с учением Зороастра, которое после покорения Вавилона распространилось во всех местах Вавилонского царства. По указу Кира (537 г.) иудеи получили свободу переселяться на родину, но многие из них не захотели воспользоваться этою свободою и остались в Вавилоне, который сделался для них другою родиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

1) 70 лет относятся ко многим народам, а не только к Иуде ( Иер.25:11 ); 2) 70 лет означают подневольное служение этих народов, то есть вассальную зависимость от Вавилона ( Иер.25:11 ); 3) 70 лет являются периодом вавилонского мирового господства: «когда исполнится Вавилону семьдесят лет» ( Иер.29:10 , ПАМ); 4) 70 лет исполнятся тогда, когда вавилонский царь и его народ будут наказаны, т.е. в 539 г. до н.э. ( Иер.25:12 ); 5) 70 лет подневольного служения начались за много лет до разрушения Иерусалима ( Иер.27, 28 и 35; Дан.1:1–4; 2:1 ; 4Цар.24:1–7 ; вавилонские хроники и Берос); 6) 70 лет из Зах.1:7–12 и 7:1–5 не имеют отношения к пророчеству Иеремии, но относятся к периоду от осады и разрушения Иерусалима в 589–587 до реконструкции храма в 520–525 гг. до н.э. Но Общество Сторожевой Башни применило пророчество о 70 годах только к Иуде и периоду полного запустения земли, «без единого жителя», с последующим разрушением Иерусалима и храма в нём. Такое истолкование, как мы увидели, прямо противоречит каждому установленному выше библейскому и историческому факту. Такое применение 70 годам, которое полностью противоречит и Библии, и фактам истории, не может иметь ничего общего с реальностью. Имея серьёзные намерения установить возможное применение этим 70 годам, такую альтернативу реальности необходимо отвергнуть в первую очередь. Общество Сторожевой Башни держится за эту альтернативу не потому, что может подтвердить её Библией или фактами истории, но потому что это необходимое условие для их вычислений продолжительности Времён Язычников, которые, по их предположению, составляют 2520 лет (607 г. до н.э.–1914 г. н.э.) и обязательно должны закончиться в 1914г. н.э. Если только они откажутся от своего способа размещения 70 лет в истории, то их расчеты Языческих Времён, ведущие к 1914 г., тут же окажутся ложью, вместе со всеми пророческими заявлениями и измышлениями, которые тесно связаны с ними. Ж-1:70 лет: а может быть это приблизительное число? Предыдущее обсуждение привело к выводам о том, что вскоре после битвы при Кархемише Иудея и множество окружающих её народов стали вассалами вавилонского царя. Означает ли это, что 70-летний период «для Вавилона» нужно применить к периоду 605–539 гг. до н.э.? Такое предположение приведёт к совершенно естественному возражению о том, что этот период составляет не 70, а чуть более 66 лет, что конечно же верно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

607 год до н.э. + 2520 лет=1914 год н.э. Казалось, с математикой все в порядке. Да вот проблема: ни логики между операциями, ни прямых библейских указаний для этих вычислений нет. Кроме того, исторические документы явно не поддерживают 607 год до н.э. как 19-й год правления Навуходоносора и дату разрушения Иерусалима. Свидетели Иеговы сейчас твердо опираются на дату падения Вавилона в 539 году до н.э. Надо заметить, что эта дата определяется источниками такого же рода достоверности и точности, как и источниками подверждающими 586/587 год до н.э. как 19-й год правления Навуходоносора. Проблема, которую сперва следует разрешить Свидетелям Иеговы, это почему они отказываются именно от исторического 586/587 года до н.э. в пользу 607, а не от 539 года до н.э., и почему тогда Свидетели Иеговы 70 лет вавилонского пленения вычитают от времени издания Киром указа в 537 году до н.э. для возврашения иудеев из Вавилона, а не прибавляют к 586/587 году до н.э.? Тогда как установлено, что 586/587 год до н.э. даже более обоснован и неоспоримо подтвержден хронологическими и многими астрономическими документами. Ответ, конечно же, для Свидетелей Иеговы заключен в 1914 годе, а не в объективной оценке дат. С другой стороны, 70 пророческих лет заканчиваются не в 537, а именно во время падения Вавилона в 539 году до н.э. " И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею».( Иер.25:12 ). В 537 году до н.э. царя Вавилонского уже не было, а, следовательно, начало 70-ти лет плена приходится на 609 год до н.э. И хотя эта дата близка к 607 году, по существу интерпретация Сторожевой Башни значительно отличается. Свидетели Иеговы попадают в свою же ловушку, когда пытаются отсчитывать начало 70-ти лет вавилонского плена иудеев от 19-го года правления Навуходоносора. Это абсолютно неверно, так как эти события в Библии не тождественны. В 19-й год правления Навуходоносора уведены были только жители Иерусалима ( 4Цар.25:8–11 ), тогда как пророчество о 70 годах относится ко многим городам Иудейского царства ( Иер 25:9–13 ; Зах.1:12 ). Пророк Даниил был в пленении уже во 2-м году Навуходоносора: «Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его» ( Дан.2:1 ). Таким образом, 70 лет пленения начинаются уже раньше 2-го года, а не с 19-го правления Навуходоносора. Поэтому историческая хронология совершенно не противоречит Библии, как это пытаются представить Свидетели Иеговы, чтобы оправдать свои заключения. Следовательно, использование Сторожевой Башней времени события разрушения Иерусалима при толковании 7-ми времен ошибочно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Итак, народы, которые приняли ярмо служения Вавилону, будут служить царю вавилонскому 70 лет. Но народы, которые откажутся служить царю вавилонскому будут разорены. Эта участь, в конце концов, постигла и Иудею после около 18 лет подневольного служения, прерывавшегося [её] неоднократными восстаниями. Поэтому, предсказанное Иеремией 70-летнее подневольное служение неприменимо к Иудее, как к народу, но только к тем народам, которые подчинились вавилонскому царю. Так как Иудея отказалась подчиняться, то за это [вместо 70-летнего подневольного служения] она должна была подвергнуться наказанию – опустошению, а народ высылке, – точно, как и предсказано в Иер.25:11 . Конечно же, сосланным евреям опять пришлось выполнять различные виды «служения» в Вавилонии. Но это уже не было служением в положении вассалов, а служением пленённых и депортированных рабов. А-2: Когда заканчиваются 70 лет? Предсказание о том, что «народы сии будут служить царю вавилонскому семьдесят лет» ( Иер.25:11 ) подразумевает, что в конце этого 70-летнего периода верховный статус Вавилона изменится. Это изменение описано в 12 стихе 25 главы книги Иеремии: «И вот что должно произойти: когда исполнятся семьдесят лет, Я взыщу с царя вавилонского и с того народа” – таково изречение Иеговы, – „за их проступок, равно и с земли халдейской, и Я сделаю её заброшенным пустырём на время неопределённое». (НМ, переведено с англ.) 3 Все историки, а также Общество Сторожевой Башни соглашаются, что конец Нововавилонской империи наступил в 539 г. до н.э.. 12 октября 539 года (по юлианскому календарю) город Вавилон был захвачен войсками персидского царя Кира. Согласно книге Даниила глава 5 стих 30, Валтасар, сын Набонида, был убит. Сам Набонид был пленён и сослан в Карманию на востоке, где он, согласно Беросу, провёл остаток своей жизни как губернатор той провинции. Поэтому тем годом, в который Иегова «взыскал с царя вавилонского и с того народа… за их проступок, равно и с земли халдейской» был год 539 до н.э. В том году, согласно пророчеству Иеремии, эти 70 лет истекли.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010