Изгнание семейства карельских поселян. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 15) Прп. Зосима Соловецкий. Покров. 1583 г. (ГММК) Иконография З. и С. стала активно развиваться после их канонизации на Соборе 1547 г. В текстах иконописных подлинников под 17 или 19 апр. облик З. уподоблялся внешности прп. Сергия Радонежского или сщмч. Власия Севастийского: «Сед, брада Сергиевы поуже, на конце остра, схима на плечах» (посл. четв. XVII в.,- ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 99 об.); «Надсед, брада Власиева, не раздвоилась». Текст на свитке: «Не скорбите, братия, но по сему разумейте, аще угодно суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 148). О С. под 17 апр. или 27 сент. в подлинниках сказано: «Сед аки Власий, брада на конец поуже» (посл. четв. XVII в.,- ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 14, см. также: БАН. Собр. Архангельской ДС. 205. Л. 73; БАН. Дружин. 975. Л. 37 об.); «Подобием сед, аки Власий, брада на концы поуже, на плечах схима, риза преподобническая, испод вохра» (1848 (?) - БАН. Дружин. 981. Л. 87); «Сед, брада до персей, пошире Власиевой» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 67). Под 8 авг. основатели Соловецкой обители описаны таким образом: «Зосим сед, брада Власиева, Савватий сед, [брада] поуже Власиевой, Герман сед, брада Александра Свирскаго» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 202 об.; см. также: БАН. Строг. 66. Л. 134 об.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 127). Сийский подлинник 2-й пол. XVII в. (РГБ. F-88) предлагает новый вариант образа З.: «Преп. Зосима стоит на молитве, в пустынном месте, обозначенном деревьями и горами» ( Покровский. 1895. С. 104), святой изображен в рост, руки в жесте моления. В сводном иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову , описание более подробное: «Зосима, подобием стар, власы на главе просты и надседы, брада аки Власиева и надседа, а не раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «Не скорбите убо братие, но по сему разумейте, аще угодна суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша и по моем отшествии умножится паче, и соберется братии множество о любве Христовой»; «Савватий, подобием стар и сед, брада до персей, пошире Власиевой, власы на главе просты, ризы преподобническия, мантия и кукул». Там же описано преставление С.: «Церковь стоит и палата, а с другую сторону гора празелень, братия плачут, стары два, един млад, поп в ризах черных, на нем клобук, в руке кадило, а в другой книга, диакона несть, старец средний доскою покрывает гроб» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 160-161, 323-324; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 34, 89).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

539-541 541-543 544-552 НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни 552-555 НОВИЦКИЙ Орест Маркович (1806-1884), философ, историк философии и религии, богослов, один из наиболее видных представителей духовно-академической и университетской философии в России в XIX в 555-560 560-560 560-561 НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ новое религ. движение, возникшее в 1863 г. в результате раскола в т. н. Католической апостольской церкви 561-563 563-565 565-571 НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ) 571-579 579-579 НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (1931 - 13 мая 1932), Киевской епархии (13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934) 579-580 НОВОГРАЧАНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ церковная структура, с 1963 по 1991 г. пребывавшая вне юрисдикции Сербской Православной Церкви (СПЦ) 580-580 580-585 585-585 НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 дек.), чудотворная, является одним из наиболее ранних прославившихся в России списков Ченстоховской иконы Божией Матери 585-588 588-606 НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Новое направление, идейное и художественное движение в русской церковнопевч. культуре кон. XIX - первых десятилетий XX в. 606-610 611-631 631-632 632-641 641-643 643-648 648-649 649-649 649-651 НОВОМУЧЕНИКИ принятое в правосл. традиции условное наименование мучеников пострадавших за веру в период после окончания гонений на христиан в Римской империи 651-660 660-661 НОВОНИКОЛАЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новониколаевское Викариатство Томской и Алтайской епархии - см. в ст. Новосибирская и Бердская епархия 661-670 670-670 670-670 НОВОРОССИЙСКАЯ И ДНЕПРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала с 21 дек. 1797 по 4 дек. 1803 г. с центром в Новомиргороде (ныне город Кировоградской обл., Украина) 671-672 НОВОРОССИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кубанской и Краснодарской епархии (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия), существовало в 1955-1956 гг.

http://pravenc.ru/vol/LI.html

266 См. O’Brien P. T. Послание к Филимону. С. 657. Феофан Затворник, свт. Толкование послания святого апостола Павла к Филимону. С. 537. 268 Данное выражение употреблялось философами в качестве критерия нравственной оценки. См. Кинер К. Библейский культурно-исторический комментарий. Ч. 2.: Новый Завет. С. 552. 273 См. Кинер К. Библейский культурно-исторический комментарий. Ч. 2.: Новый Завет. С. 552. Для обозначения старческого возраста употреблялось именование γρων. 275 См. например, переводы The Revised Standard Version of the Bible, New English Bible, Revised English Bible, Good News Bible, Новый русский перевод, Современный перевод РБО, Перевод А. С. Десницкого , перевод под ред. М. П. Кулакова. 276 См. Metzger B. M. A Textual Commentary on the Greek New Testament. Hendrickson Publishers, 2005. P. 588. Dunn J. D. G. The Epistles to the Colossians and to Philemon. P. 322. 283 Здесь можно видеть некоторую игру слов, связанную с тем, что греческое слово χρηστς («полезный») произносится точно также как Христос. См. Lohse Е. Colossians and Philemon. URL: http://bookfi.net/dl/2255600/50bb35 (дата обращения 6.06.2018). 286 Bruce F. F. The Epistles to the Colossians, to Philemon, and to the Ephesians. URL: http://b-ok.xyz/dl/2380094/2afc94 (дата обращения 7.06.2018). 289 См. Lohse Е. Colossians and Philemon. URL: http://bookfi.net/dl/2255600/50bb35 (дата обращения 6.06.2018). 292 См. Lohse Е. Colossians and Philemon. URL: http://bookfi.net/dl/2255600/50bb35 (дата обращения 6.06.2018). 295 См. Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. С. 790. 296 Lohse Е. Colossians and Philemon. URL: http://bookfi.net/dl/2255600/50bb35 (дата обращения 6.06.2018). 297 Пассивная форма может быть «еврейским способом выражения того, что действие было выполнено Богом», так называемый passivum divinum. См. Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. С. 790. Буквально: «он был удален до часа» (εχωρσθη προς ραν).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

540-541 542-544 544-545 ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе 545-547 547-548 548-549 ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне 549-550 550-551 ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) 551-552 552-554 554-555 555-556 556-557 ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ Виталий († 20 окт. до 730), еп. Зальцбургский. Ученик св. Руперта, св. (пам. зап. 20 окт.) 557-558 ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства 558-559 559-560 560-561 ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 561-563 ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 563-564 564-565 565-567 567-572 572-573 573-574 ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) 574-576 576-580 581-583 583-586 586-589 590-592 592-594 595-596 596-597 ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства 597-603 ВИФЛЕЕМ жен., действующий мон-рь; принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Церкви 603-604 604-605 605-606 607-608 ВИХИНГ еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке 608-609 609-610 610-611 611-612 ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

   Подобно этому в житии святого Георгия, архиепископа Солунского, говорится, что, и живя в миру, можно осуществить непрестанную молитву. В пример приводится «отец святого Григория — Константин, который при всем том, что вращался в среде придворной жизни, назывался отцом и учителем царя Андроника и занимался каждодневно государственными делами, кроме своих домашних дел, как имевший большое имущество и множество рабов, жену и детей, — при всем том столь был неотлучен от Бога и столь привязан к умной непрестанной молитве, что многократно забывал, что говорил с ним царь и придворные вельможи...»    К изложенному добавляется еще то, что «премногое множество было и других подобных, которые, живя в мире, всецело были преданы умной молитве, как уверяют исторические о них записи».    Таким образом, говоря о значении благодати в деле молитвы, святые подвижники не исключают одновременно и личных трудов человека, которые имеют место в данном случае. По их убеждению оба начала: подвиг и благодать — сопутствуют одно другому. В примечании к словам святого Симеона Богослова о молитве епископ Феофан, суммируя взгляды святых отцов на этот предмет, говорит: «Помнить надо, что наш только труд, а само дело, т. е. сочетание ума с сердцем, есть дар благодати, подаваемый, когда и как хощет Господь. Лучший пример — Максим Кавсокаливит». Выше было уже сказано о том, как он удостоился этого благодатного дара.    Итак, по «Добротолюбию», молитва вообще бывает низшей, средней и высшей, подразделяясь на эти степени вследствие различия внутреннего состояния молящегося.    Т. 5. С. 359.    Т. 5. С. 172.    Т. 5. С. 552 и др. (св. Иоанн Лествичник).    Т. 5. С. 131 и др. (прп. Никита Стифат).    Т. 2. С. 633 и др. (св. Исаак Сирианин).    Т. 2. С. 552.    Ср.: Т. 5. С. 219 (св. Григорий Синаит), по св. Иоанну Лествичнику, безмолвие есть отложение помышлений о вещах и чувственных и мысленных.    Т. 5. С. 131.    Т. 5. С. 190.    Ср.: о двух высочайших состояниях у св. Максима Исповедника. Т. 3. С. 178.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1355 ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929, с. 552–564; ПСРЛ. Т. 4. М., 2000, с. 552–564; Памятники литературы Древней Руси. Сер. XVI века. М., 1985, с. 18–47; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10: XVI век. СПб., 2000, с. 20–47. 1356 Морозов С. А. Повесть о смерти Василия III и русские летописи//История и практика источниковедения и археография отечественной истории. М., 1978, с. 61–77; Он же. Опыт литературоведческого анализа «Повести о болезни и смерти Василия III»//Вопросы источниковедения и историографии истории досоветского периода. М., 1979, с. 88–98; Лурье Я. С. Повесть о смерти Василия III//СКиКДР. Вып. 2: (вторая пол. XIV–XVI в.). Ч. 2; Д-Я. Л., 1989, с. 277–279. 1357 Из Повести можно заключить, что болезнь князя продолжалась примерно три с половиной месяца. В Повести подробно описывается течение болезни – созревание фурункула, начавшееся гноеотделение, наконец, видимо, развитие обширного некроза, о чем свидетельствует появление зловонного запаха («дух от нее тяжек»). Попытки традиционного местного лечения (прикладывание печеного лука, мазей) давали временный и неполный эффект. Довольно быстро появились признаки общей интоксикации организма: нарастающая слабость, отсутствие аппетита, боли в груди (как возможное проявление заболевания сердца). Незадолго до смерти у князя отмечался паралич правой руки («рука правая не начала подниматься»), что могло быть следствием нарушения мозгового кровообращения. – Благодарю за консультацию по данному вопросу доктора медицинских наук, профессора А. В. Недоступа. 1358 Игумен Макарий. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников XV–XVI веков, с. 69. 1361 Подобная Повесть свидетельствует о личном почитании того, кому она посвящена. Можно привести пример, согласно которому почитание князя имеет более выраженный церковный характер. Духовный писатель XVII века, соловецкий инок Сергий (Шелонин) в каноне всем русским святым говорит о князе Василии: «Иже мужеству тезоименитый – свет в мире, царствию же тезоименитый, терпением и незлобием якоже Давыд, звезда явися вселеннеи, князь Василий, преименованный же Варлам». – Инок Сергий (Шелонин). Канон всем русским святым//Альфа и Омега. 2002. 2(32), с. 174. Издатель канона высказывает такое предположение: «Возможно, в «Каноне» инока Сергия (Шелонина), человека весьма близкого к Патриарху Иосифу, была выражена некоторая «канонизаторская программа», связанная с прославлением целого ряда святителей и благоверных князей». – Панченко О. «Канон всем русским святым» соловецкого писателя XVII в. (Из археографических разысканий) Там же с. 163.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

5. Что ещё не учел автор. Автор не учел того, как воспринимали учение Оригена и оригенистов современники V ВСС, как целостное еретическое учение или как учение содержащие разные не зависящие друг от друга еретические учения. Так вот, письмо св. Юстиниана патр. Мине показывает, что и Юстиниан и Мина и весь собор воспринимал каждое еретическое мнение оригенистов в самом себе. И опровергали каждое учение отдельно никак не связывая с другими. т.е. в письме св Юстиниана отдельно опровергнуто предсуществование, отдельно невечность вечных мук. Важно что и отцы собора анафематизмы именно так составили - отдельно, чему доказательство 9-й анафематизм. диакон Петр 29 июля 2013, 14:02 2. " «если кто обратится к временам святой памяти Феофила или прежде, найдет, что Ориген анафематствован после смерти: это же ныне над ним сделала и ваша святость и Вигилий, благочестивейший папа древнего Рима» " - тут как мне кажется у о. Георгия также вкралась ошибка. Дело в том, что под словами " Ваша святость " подразумевается патр. Евтихий Константинопольский, который стал патриархом 552 г. Таким образом он должен был осудить Оригена в период от своей интронизации 552 г., до 5 деяния V ВСС. А так как папа Вигилий не присутствовал на соборе, то мы можем сделать вывод, что он был анафематствован первый раз перед собором. Но это предсоборное решение в конечном итоге было включено в решение самого собора и его имя появилось в анафематизме. 3. До нас дошло лишь 2 копии деяний V ВСС, и все дошедшие до нас копии содержат вариант отвергнутый VI ВСС c моноэнергистской вставкой в словах папы Вигилия. диакон Пётр 29 июля 2013, 14:01 Просто замечательная статья. Браво! Но мне кажется в ход рассуждений о. Георгия вкрались небольшие погрешности: 1. " против последователей его нечестия и заблуждения, Юстиниан спросил у отцов Собора и об этом, предоставив им копию с того донесения и свое послание к [папе] Вигилию о том же предмете. " - Либерат сообщает, что письмо св Юстиниана патриарху Мине послужило не только основанием Константинопольскому собору 543 г. Но и 4 другим Поместным соборам. Т.е. на основаниии этого письма были проведены Поместные соборы во всех частях империи и осуждение Оригена и оригенизма прошло без сучка и задоринки. Также о 5 поместных собрах говорится в книге " ЮСТИНИАН ВЕЛИКИЙ — ИМПЕРАТОР И СВЯТОЙ " http://www.pravoslavie.ru/sm/35090.htm

http://pravoslavie.ru/63080.html

Сергий I 687–701 Иоанн VI 701–705 Иоанн VII 705–707 Сисинний (янв.-февр.) 708–708 Константин I 708–715 Григорий II 715–731 Григорий III 731–741 Захария 741–752 Стефан I (умер без посвящения) 752–752 Павел I (Константин II 767–8) (Филипп 768) 752–757 Стефан III 768–772 Адриан I 772–795 Лев III 795–816 Стефан IV 816–817 Пасхалий I 817–824 Евгений II 824–827 Валентин (умер через месяц) 827–827 Григорий IV (Иоанн янв. 844) 827–844 Сергий II 844–847 847–855 Бенедикт III (Анастасий авг.-сент. 855) 855–858 Николай I 858–867 Адриан II 867–872 Иоанн VIII 872–882 Марин I 882–884 Адриан III 884–885 Стефан V 885–891 Формоз 891–896 Бонифаций VI (май-июнь) 896–896 Стефан VI 896–897 Роман (июль-ноябрь) 897–897 Феодор II (ноябрь-декабрь) 897–898 Иоанн IX 898–900 Бенедикт IV 900–903 Лев V (авг.-сент.) 903–903 Христофор 903–904 Сергий III 904–911 Анастасий III 911–913 Ландон 913–914 Иоанн X 914–928 928–929 Стефан VII 929–931 Иоанн XI 931–936 Лев VII 936–939 Стефан VIII 939–942 Марин II 942–946 Агапет II 946–955 Иоанн XII 955–963 Лев VIII (Бенедикт V май-июнь 964) 963–965 Иоанн XIII 965–972 Бенедикт VI (Бонифаций VII июнь-авг. 974) 972–974 Бенедикт VII 974–983 Иоанн XIV (Бонифаций VII, опять 984–5) 983–984 Иоанн XV 985–996 Григорий V (Иоанн XVI 997–8) 996–999 Сильвестр II 999–1003 Иоанн XVI (янв. 13-дек. 7) 1003–1003 Иоанн XVII 1003–1003 Иоанн XVIII 1004–1009 Сергий IV 1009–1012 Бенедикт VIII (Григорий янв.-дек. 1012) 1012–1024 Иоанн XIX 1024–1033 Бенедикт IX (Сильвестр III 1044–46) 1033–1046 Григорий VI 1045–1046 Климент II 1046–1047 Дамасий II 1047–1048 1048–1054 317–340 340–342 Македоний I 342–360 Евдоксий 360–370 Евагрий 370–370 Демофил 370–380 380–381 Нектарий 381–397 398–404 Арсакий 404–406 406–426 Сисиний I 426–428 Несторий 428–431 Максимиан 431–433 433–446 Флавиан 446–449 Анатолий 449–458 Геннадий I 458–471 Акакий 471–489 Фравита 489–489 Евфимий I 489–496 Македоний II 496–511 Тимофей I 511–517 Иоанн II 517–520 Епифаний 520–535 Анфим I 535–536 536–552 Евтихий 552–565 Иоанн III Схоластик

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

240 См.: 328А-В. Максим здесь оспаривает только то, что послание Мины было вручено папе Вигилию. Факт же написания послания Миной он не отрицает. 241 Папа Вигилий подготовил отлучение патриарха Мины еще 17 августа 551 г., когда укрылся в базилику св. Петра, находившуюся во дворце «Ормизда». Спустя некоторое время он переправился через Босфор и укрылся в храме великомученицы Евфимии, откуда в январе 552 г. опубликовал осуждение Феодора Аскиды и Мины Константинопольского, составленное им прежде. Патриарх Мина умер в августе 552 г., преемником его стал Евтихий. Он не торопился входить в сношение с Вигилием, и только 6 января 553 г. подал папе православное исповедание веры. Вигилий выразил удовлетворение и счел раскол прекращенным (см.: Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. М., 1994. С. 405–407). 242 26 мая 553 г. по предложению императора Юстиниана V Вселенский собор признал папу Вигилия, отказавшегося принять постановления Собора, заслуживающим низложения и постановил исключить имя его из диптихов. Бывшие в Константинополе западные епископы и клирики, несогласные с решениями Собора, были сосланы, некоторые из них – на рудники. Вигилий был отправлен в заточение. Только после всего этого, 8 декабря 553 г., он написал послание Евтихию Константинопольскому , в котором отказался от своих мнений; впрочем, в послании западным епископам (от 23 февраля 554 г.) он дал пререкаемым вопросам относительно т. н. Трех Глав свое, отличное от точки зрения Собора, толкование. Впрочем, формально его примирение с византийцами произошло, и вскоре, 7 июля 555 г. по дороге в Рим он умер (см.: Болотов В. В. Указ. соч. С. 427–428). 243 Хотя, как мы отметили выше, сломить в этом случае пытались не самого папу, а его соратника, Максима. 244 См.: HalleuxA. D. La distinction des natures du Christ «par la seule pensee» aucinquieme concile oecumenique//Persona si comuniune. Prinos de cinstire Parintelui Professor Academician Dumitru Staniloae la implinirea vurstei de 90 de ani [Melanges Staniloae]/Ed. A. Plamadeala. Sibiu, 1993. P. 313.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010