Святитель Тихон ( Беллавин ), Патриарх Московский и всея Руси – 7 апреля (преставление, 1925 г.). – С.50; Мученик Иоанн ( Чернов ) – 10 апреля . – С.50-51; Мученик Иоанн Чернов в 1938 году в разгар репрессий написал кандидату в депутаты Верховного Совета письмо с просьбой открыть храм в родной деревне Алексеевка (ныне Наро-Фоминский район Московской области). После этого был арестован, отправлен по этапу на север и спустя полгода умер в одном из лагерей - от голода. Священноисповедник Михаил ( Новицкий ) – 30 апреля . – С.51. Священник Михаил Новицкий служил (1920-1933) и принял смерть (1935) в Мозырском уезде Минской губернии, на территории современной Белоруссии. После изгнания из храма служил в церковной сторожке, был жестоко избит за отказ отдать церковные ценности (священные сосуды, необходимые для богослужения), умер от побоев, но до последнего вздоха продолжал свое служение, нес послушание благочинного, наставлял своих соратников и паству. Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва) www.fond.ru. «Молиться без конца…». Памяти преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) – 5 апреля. Фото из архива автора//Фома. - – апрель 2008. – С.52. – (рубрика « Числа »). 60 лет со дня праведной кончины преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) (1870-1948). Рукоположен во священника в 1894 году. Более десяти лет прослужил полковым священником, был настоятелем Покровского храма квартировавшего в городе Орле 51-го драгунского Черниговского полка. 1904-1905 гг. - вместе с солдатами был на фронте. В 1906 году вернулся с полком в Орел, а в 1908 г. по приглашению великой княгини Елизаветы Федоровны стал настоятелем Марфо-Мариинской обители в Москве. Подвергался арестам и ссылкам в 1923, 1925 и 1930 годах, отправлен в одну из глухих деревень на реке Пинеге Архангельской области. Мощи отца Сергия покоятся в Воскресенском кафедральном соборе в Твери.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-60-a...

Указом Синода от 18 апр. 1884 г. Никитская община была преобразована в нештатный общежительный мон-рь, 8 июля состоялось его торжественное открытие, к-рое совершил архиеп. Никандр (Покровский) в сослужении архим. Иоанна, благочинного мон-рей Тульской епархии. 10 июля мон. Макария была возведена в сан игумении и 6 сестер пострижены в мантию. Первым из жен. обителей Тульской епархии К. м. стал общежительным. В нач. 1888 г. игум. Макария удалилась на покой, 18 марта того же года по ее ходатайству К. м. возглавила 40-летняя мон. Тихона (Ладыженская), бывш. насельница белёвского Крестовоздвиженского мон-ря. Новая настоятельница прибыла в обитель 6 апр. того же года, прежде посетив Оптину пустынь и получив благословение прп. Амвросия (Гренкова) . «В душе своей глубже сознавай свое ничтожество,- назидал ее старец,- мысленно повергай себя к ногам сестер, но виду им не показывай; помни, что вручен жезл тебе, не игрушка какая-нибудь, потому берегись шуток, берегись фамильярного с их стороны обращения; избегай иметь особо приближенных; делай так, чтобы тебя боялись, и любили, и слушали. Знай, что не только за себя, но и за сестер своих дашь ответ Богу; главное старайся не столько словами, сколько собственным примером внушать им страх Божий и в храме, и в трапезе, и в рукодельных послушаниях» ( Каширина. 2005. С. 52-53). Впосл. она неоднократно приезжала в Оптину пустынь, в окт. 1891 г. присутствовала при отпевании и погребении старца Амвросия. 21 мая 1889 г. в Туле мон. Тихона была возведена в сан игумении, 29 мая 1892 г. награждена наперсным крестом, 11 июля 1898 г.- крестом из кабинета Его Величества, 6 мая 1906 г.- благословением Синода «за труды и благочестивую жизнь». Трудами игумении в обители были введены общежительный устав, ежедневные богослужения, устроена больница (в 1907 переведена в новый корпус), богадельня для престарелых монахинь, с 1894 г.- иконописная, златошвейная мастерские. В частности, сестры К. м. написали иконы для иконостаса храма с. Б. Руново Каширского у. При обители существовала церковноприходская школа (училище) для девочек, с окт. 1899 г.- 2-классная. К нач. 90-х гг. XIX в. в ней обучалось до 60, в нач. XX в.- более 100 учениц из разных сословий; преподавали 2 рясофорные послушницы с высшим образованием. В период русско-япон. войны во флигеле К. м. находился госпиталь для раненых (2 палаты на 7 кроватей), часть средств на устройство к-рого выделила известная меценатка кнг. М. К. Тенишева. Сестры жертвовали бойцам холсты, полотенца, чулки и проч. В 1892 г. и др. годы, во время неурожаев, мон-рь кормил бедняков, до 30 чел. в день.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Амвросия Медиоланского. Еще величественнее тема центрического здания развита в наиболее интересном архитектурном сооружении эпохи в Риме - ц. Санто-Стефано-Ротондо (60-е гг. V в.), сохранившей основные черты облика. Центральная ротонда с колоннадой, с архитравом и куполом на высоком барабане окружена обширным низким обходом, внешние аркады которого, согласно реконструкции С. Корбетта (см.: Krautheimer. 2000. P. 52-53), открывались по сторонам света в 4 повышенных компартимента, напоминающих рукава трансепта, а по диагонали - в 4 открытых атрия; атрии и компартименты были вписаны в окружность внешних стен. Только эти здания являются выдающимися достижениями архитектуры Рима V - нач. VII в., где преимущественно строились 3-нефные одноапсидные базилики, из которых лучше всего сохранилась Санта-Сабина (между 422 и 432). Базилика Сан-Джованни-а-Порта-Латина (2-я пол. V - нач. VI в.) интересна характерным для К-поля типом алтаря - с боковыми и граненой центральной апсидами ( Brandenburg. 2005. P. 220-222). Две самые поздние базилики рассматриваемого периода - Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (между 579 и 590) и Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (между 625 и 638), построенные на месте зданий времени Константина, имеют галереи над боковыми нефами. Интерьер ц. Санта-Сабина в Риме. Между 422 и 432 гг. Интерьер ц. Санта-Сабина в Риме. Между 422 и 432 гг. В рассматриваемый период не прекращалось, а в его конце даже распространилось (видимо, в связи с истощением средств на монументальное строительство) устройство храмов в светских зданиях. Так, в V в. практически без переделок под храмы - Санта-Бальбина и Сант-Андреа-ин-Ката-Барбара (снесен в 1932) - были приспособлены обширные апсидные залы IV в. В 527 г. в зале у Форума, обновленном при Северах и разделенном в IV в. полуциркульной аркой, была устроена ц. Санти-Козма-э-Дамиано. В обширном зале с таблинумом на Форуме между 565 и 578 гг. была устроена ц. Санта-Мария-Антиква. В здании курии Юлия (303) в 630 г. была устроена ц. Сант-Адриано. Наконец, наиболее известным примером является освящение Пантеона (между 115 и 128) в 608 г.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Автором мн. методических разработок по реставрации был Покрышкин: «Краткие советы для производства точных обмеров в древних зданиях» (1905. Вып. 16. С. 120-123), «Проветривание зданий, особенно холодных» (1910. Вып. 34. С. 85-87), «Краткие советы по вопросам ремонта памятников старины и искусства» (1915. Вып. 57. С. 178-190) и др. Сохраняет свое значение до сих пор подборка материалов, посвященная истории и применению на практике законодательства по охране памятников в России и за рубежом: «Охрана памятников и родины в современных законодательствах» К. А. Виланда в переводе Г. Г. Зоргенфрея (1906. Вып. 20. С. 101-150), «Попечение о памятниках старины в европейских государствах» Г. Болдуина Брауна в переводе П. В. Латышева (1907. Вып. 22. С. 91-144), «Новый устав Австрийской Центральной Комиссии попечения о памятниках» (1912. Вып. 45. С. 137-143), «Новый французский закон об исторических памятниках» в переводе П. В. Латышева (1916. Вып. 60. С. 123-128), «Краткий очерк истории законодательных мер по охране памятников старины в России» В. Ф. Смолина (1917. Вып. 64). Эти публикации послужили основой разработки законодательства Российской империи в сфере охраны памятников. В качестве приложения к ИИАК с 1902 г. выходила «Археологическая хроника», в к-рой, в частности, размещалась информация о деятельности научных об-в, как правило за предшествующие полгода. Всего вышло 32 выпуска хроники (1902. Вып. 2, 3; 1903. Вып. 5; 1904. Вып. 6, 9, 10; 1905. Вып. 14, 16; 1906. Вып. 18, 19; 1907. Вып. 21, 22; 1908. Вып. 26, 27; 1909. Вып. 31, 32; 1910. Вып. 34, 37; 1911. Вып. 39, 42; 1912. Вып. 44, 46; 1913. Вып. 48, 50; 1914. Вып. 52, 56; 1915. Вып. 57-59; 1917. Вып. 63, 64; 1918. Вып. 66). В 1918 г. Археологическая комиссия была преобразована в Российскую гос. археологическую комиссию, а в 1919 г.- в Российскую академию истории материальной культуры, после чего выпуск ИИАК прекратился. Лит.: Указ. статей, помещенных в вып. 1-20 ИИАК//ИИАК. 1906. Вып. 20. С. 151-162; Вельмин С. П. Археол. изыскания Имп. Археол. комиссии в 1907-1909 гг. на территории древнего Киева//Военно-ист. вестн. 1910. Вып. 7/8. С. 121-159; Указ. статей, помещенных в вып. 21-40 ИИАК//ИИАК. 1911. Вып. 40. С. 165-169; То же в вып. 41-60 ИИАК//Там же. 1916. Вып. 60. С. 117-128; Фармаковский Б. В. К истории учреждения Рос. Академии истории материальной культуры. [Пг.], 1921.

http://pravenc.ru/text/293850.html

Колониальную политику Парижа в отношении обширной «заморской» Франции предопределяет экономический фактор. Так, до половины потребностей метрополии по ряду важных позиций (от руд цветных металлов до продовольствия) и поныне обеспечивают Новая Каледония (никель, хром, медь, древесина, морепродукты), Таити-Полинезия (фрукты, морепродукты), Гвиана (золосодержащая руда, древесина, сахарный тростник, ром), Мартиника, Майотта, Гваделупа, Реюньон (фрукты, кофе, сахарный тростник, ром). Не менее значимым видится и военный аспект французского колониализма: на «заморских» территориях дислоцировано более 10 военно-морских и военно-воздушных баз метрополии. Там же регулярно проводятся маневры французских войск, демонстрируя решимость Парижа сохранять за собой эти территории во что бы то ни стало. Политику международных организаций (прежде всего ООН) в отношении осколков французского колониализма можно характеризовать как половинчатую. Например, в ооновском перечне несамоуправляемых территорий значатся только тихоокеанские «Французская Полинезия» и Новая Каледония – лишь два (!) из 11 колониальных владений Парижа. Но в ООН положение на этих территориях не обсуждается, а апелляции местных национально-освободительных движений к ООН безрезультатны, ибо Франции и её союзникам по НАТО и Евросоюзу удаётся блокировать эти обращения. Надо полагать, удаётся только пока. В случае ослабления колониального влияния Парижа может возникнуть и не столь уж невероятная перспектива возникновения в Новой Каледонии, Таити, Гвиане, Гваделупе, Мартинике и Реюньоне аналогов небезызвестной «Южной Родезии». По имеющейся информации, на некоторых из вышеперечисленных территорий уже действуют радикальные группировки местных французов, выступающие категорически против гипотетического ухода оттуда метрополии. Радикалы выдвигают лозунги «независимости» по образу и подобию экс-британской Южной Родезии (1965-1979 гг.), где белые поселенцы объявили о независимости от Лондона после упразднения учрежденной британской «Федерации Родезии и Ньясаленда» (Замбия, Южная Родезия и Малави). В этом случае заморские территории Франции наверняка превратятся в арену межэтнической войны, бушевавшей в Южной Родезии с конца 1960-х гг., что ещё более ослабит геополитическое влияние Франции. Во всяком случае, националистическая радикализация «заморских» французов чётко проявилась в ходе президентских выборов 2022 г., где они недвусмысленно поддержали главу «Национального объединения» Марин Ле Пен. На Гваделупе она получила 69,6% голосов, 64,2% на Реюньоне, 60,9%, на Мартинике, 60,7% - в Гвиане, на о-вах Сен-Пьер и Микелон - 50,7%, на восточнокарибских о-вах Сен-Бартелеми и Сен-Мартен - 55,4%. На Новой Каледонии и Таити у Мари Ле Пен зафиксировано 54 и 52% голосов, на Уоллис-Футтуне – 51%.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/14/koloni...

V в.), он родился в 331 г. 47 Несмотря на то, что эта традиционная дата поддерживалась некоторыми современными исследователями 48 , были предложены другие, более поздние даты, которые в большей степени согласуются с остальными сведениями о жизни блаж. Иеронима, содержащимися в его собственных сочинениях: между 340 и 350 гг. 49 , 344 г. 50 и 347 г. 51 Последняя дата в настоящее время считается общепризнанной, поэтому из нее мы и будем исходить в дальнейшем 52 . По словам самого Иеронима, он происходил из небольшого укрепленного городка Стридона (oppidum Stridonis), расположенного на границе (confinium) Далмации и Паннонии 53 . Однако местонахождение этого городка, до основания разрушенного готами в 378 г., с точностью установить невозможно 54 . Предполагают, что он мог находиться или в Восточной Италии, где она граничила с двумя упомянутыми провинциями 55 , или, что более вероятно, в самой Далмации, недалеко от границы с Паннонией, поскольку Палладий, лично знавший блаж. Иеронима, называл его «далматинцем» 56 . Блаж. Иероним родился в знатной и богатой семье, вероятно, греческого 57 или, скорее, латинского происхождения 58 , владевшей собственностью в Стридоне и расположенными вблизи него обширными поместьями с многочисленными рабами и слугами 59 . Выдвинутая преосв. Филаретом гипотеза о славянском происхождении блаж. Иеронима 60 была подвергнута критике уже А. Диесперовым 61 и не поддерживается современными исследователями. Хотя родным языком Иеронима была латынь, от местных крестьян и рабов он еще в юности узнал отдельные слова и выражения местного иллирийского языка 62 . Из членов его семьи известно имя его отца Евсевия 63 , тетки по материнской линии – Касторины 64 и его младшего брата Павлиниана, судьба которого самым тесным образом была связана с его собственной судьбой; имена его матери, бабки и младшей сестры неизвестны 65 . Родители Иеронима были христианами 66 , однако по традиции своего времени не спешили крестить своих детей, ограничиваясь их катехуменатом 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Из общих трудов по истории русской церкви в XX веке следует отметить работы Д. В. Поспеловского 52 , а также С. Л. Фирсова и В. А. Федорова. Канадский историк русского происхождения Д. В. Поспеловский связывает отказ епископата призвать народ к поддержке самодержавия с антимонархическими настроениями в данной среде. По мнению исследователя, настроения духовенства, особенно приходского, в момент прихода к власти Временного правительства были «весьма радикальны» 53 . С. Л. Фирсов считает, что «радости по случаю «свержения самодержавия» большинство архиереев не понимали». И среди них не было «восторженных заявлений относительно революции, однако привычка подчиняться «власти предержащим» все-таки сработала» 54 . В. А Федоров пишет, что после революции «настроения православного духовенства, особенно приходского, были весьма радикальными... но Временное правительство не ставило вопрос об отделении Церкви от государства, сохраняя в этом плане статус конфессионального государства» 55 . Говоря о работе Федорова, следует заметить, что вряд ли продуктивной представляется позиция автора научной монографии по истории синодального периода, написанной без единого обращения к синодальному архиву. С. С. Бычков в своей книге предпринял попытку изложения событий церковной истории с 1900 по 1917 гг 56 . Большая часть этого малоудачного и компилятивного исследования посвящена религиозной философии и истории религиозных течений околоцерковной интеллигенции 57 . Работы профессора Московской духовной академии, протоиерея В. Цыпина отражают современную официальную позицию Московской патриархии. В изложении событий 1917 года Цыпин проявил слабое знание источников и научной литературы, в результате некоторые события замалчиваются и общая картина искажается 58 . Наивно звучит утверждение автора, что епископ Андрей (Ухтомский) был единственным епископом, который «искренне и всерьез связывал надежды на оздоровление церковной жизни с февральским переворотом» 59 . Книга протоиерея Г. Митрофанова, по признанию самого автора, представляет «литературно отредактированный вариант магнитофонной записи лекций». В изложении событий 1917 года он достаточно традиционен и противопоставляет политику «безумного» обер-прокурора Львова его приемнику А. В. Карташеву , который занял позицию, «отражавшую интересы Церкви». Говоря о выборах архиереев, Митрофанов считает, что «тогда эта практика себя оправдала, и во многих епархиях были избраны достойные иерархи» 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, даже если бы при Сталине действительно умирало очень много женщин, это не является аргументом против запрета абортов в наши дни. Когда речь идет о смертности от абортов в 30 - 50-е гг. и о ее якобы снижении в результате легализации, пропагандисты «безопасных» абортов, в том числе, из числа врачей, напрочь забывают про общий прогресс системы здравоохранения. А он был значительным. Это введение в повседневную медицинскую практику антибиотиков, переливания крови, скорой помощи, реанимации и т.д. На эту тему доступна статистика по США. Во время обсуждения в 1983 г. в Сенате США поправки Хэтча-Иглтона Бюро по демографической статистике представило ретроспективные данные по женской смертности от абортов. «В отчете было показано, что до внедрения пенициллина ежегодно от законных и криминальных абортов, вместе взятых, умирало более 1000 женщин. Стремительное снижение материнской смертности произошло в 50-х и 60-х годах, когда аборты еще не были узаконены. До того как аборт был впервые узаконен в одном из штатов в 1966 г., общее число смертей снизилось до 120 в год. К 1973 г., когда Верховный Суд США легализовал аборты во всех 50 штатах, это число снизилось до 39 на всей территории страны. После легализации медленное снижение продолжалось с той только разницей, что больше женщин умирает от легальных, а не от криминальных абортов». [xiii] В таких странах, как Ирландия, Мальта, Польша, Чили, где аборты запрещены или сильно ограничены в наши дни, никакой сверхсмертности женщин не наблюдается. Это подтверждают и данные Фонда ООН по народонаселению, причем не только по вышеперечисленным благополучным странам. В целях пропаганды средств гормональной контрацепции для стран СНГ и Третьего мира эта организация оперирует следующими цифрами - «ежегодные 52 млн. абортов, в том числе нелегальных и небезопасных, приводят к гибели порядка 47 тыс. женщин во всем мире». [xiv] Из этих цифр видно, что ни о какой сверхсмертности женщин, даже при полном запрете искусственных абортов, в современных условиях не может идти речи. Из вышесказанного можно сделать вывод, что современной России просто необходимо форсированное принятие законов подобных Постановлению 1936 г., дополненных последовательной законодательной защитой жизни детей до рождения.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

В 640 г. храм мог сильно пострадать при захвате города арабами, после чего и был, вероятно, возведен новый собор в виде крестово-купольного триконха. Капитель патриаршего дворца, расположенного к северу от кафедрального собора. Сер. VII в. Капитель патриаршего дворца, расположенного к северу от кафедрального собора. Сер. VII в. В этом соборе, раскопанном в 1907-1908 и 1937-1939 гг., отчасти использованы основы стен древней постройки. Собор приобрел более компактную структуру, его алтарная часть по сравнению с прежней была сдвинута на 9 м к западу. Посередине продольных стен базилики были пристроены экседры, к-рые акцентировали ось «север-юг» в вытянутом с запада на восток сооружении. В центре появилось 4 мощных столпа, к-рым соответствовали новые пилястры на стенах. Алтарной экседре шириной 7,60 м предшествовала глубокая, почти квадратная в плане вима, по ее сторонам располагались пастофории размерами 3,10×5,60 м. Они сообщались с апсидой дверными проемами, а от боковых нефов отделялись тонкими глухими стенами ( Арутюнян. 1950. С. 52) - редкое явление для арм. архитектуры. В соборе было 5 дверей: одна - по оси зап. фасада и по 2 - в продольных стенах, по сторонам от экседр; они открывались в пастофории и зап. угловые компартименты. Крестово-купольная 3-конховая композиция собора в Д. находит ближайшую параллель в соборе в Талине (70-е гг. VII в.) (Там же. С. 55; Казарян. 2005. С. 17). Своими размерами (внутренние - 40,05×18,36 м) собор в Д. сопоставим лишь с храмом в Багаване (631-639; 26 ´ 47 м). Среди источников пространственной композиции храма исследователи отмечают продольно вытянутые крестово-купольные храмы Армении V - 1-й пол. VII в. (Текор, Багаван, Мрен (639) и др.), собор Эчмиадзин в Вагаршапате (IV, 80-е гг. V в., нач. VII в.) с выступающими наружу гранеными экседрами, собор Рождества Христова в Вифлееме (после реконструкции сер. VI в. приобретший структуру базилики с трифолием внешних стен). Вероятно, в 648 г. в этом здании в Д. состоялся Собор (см. ст. Двинские Соборы ), отклонивший халкидонский символ веры, и здесь же католикос Нерсес III по требованию прибывшего в Армению имп. Константа II провел литургию по греч. образцу (653). Храм был разрушен землетрясением 893 г. Намерениям католикоса Ованнеса V Драсханакертци восстановить кафедральный собор помешал местный эмир Юсуф. В нач. X в. католикос оставил Д.

http://pravenc.ru/text/171488.html

Возможно, еще в 1265 г. князь попытался вступить в переговоры с Новгородом и Псковом. В этом году в Псков эмигрировало 300 литовцев. Первоначально, как отмечает летописец, «новгородци хотеша их исещи». Конфликт был улажен, т. к. за литовцев, решивших принять Православие, по приказу отца вступился псковский кн. Святослав Ярославич. Старший сын вел. кн. Владимирского и Тверского св. Ярослава (Афанасия) Ярославича не только не выдал новгородцам литовцев-язычников, но и вместе «с попы пльсковьскыми и съ пльсковичи» крестил литовцев в 1265 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 85). Летом 1266 г., после поражения в борьбе с Войшелком, из Нальшанской земли вместе с боярами и дружиной в 70 чел. на службу в Псков выехал Д. (его союзник из Дялтувы кн. Шюкшта эмигрировал в Ливонию). Князь был торжественно крещен в Православие в псковском Троицком соборе с именем в честь мч. Тимофея Палестинского (Газского). В 1266 г. Д. предпринял с 270 литов. и псковскими воинами удачный поход на Литву, в т. ч. на Нальшанскую землю и владения полоцкого кн. Герденя. В плен к Д. попали полоцкая княгиня и 2 княжича, один из них впосл. стал правосл. Тверским епископом (см. Андрей ). Войска Герденя и его союзников, отправившиеся в погоню за псковским князем, 18 июля были разбиты Д. Вел. князь Владимирский, во власти к-рого находилась Новгородская земля, был недоволен самостоятельной политикой нового псковского князя. Прибыв в 1266 г. в Новгород, Ярослав Ярославич решил отправиться в Псков, чтобы изгнать Д. Однако это намерение не осуществилось благодаря позиции новгородских бояр, увидевших в Д. потенциального защитника Сев.-Зап. Руси от крестоносцев и литовцев, а также от притязаний великокняжеской власти. Вокняжение кн. Довмонта в Пскове. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л.41) Вокняжение кн. Довмонта в Пскове. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л.41) Зимой 1266/67 г. Д. совершил еще один удачный поход на Литву. В 1267 г. в результате совместного похода псковского и новгородского войска во главе с Д. и боярином Олферием Сбыславичем было нанесено новое поражение войскам полоцкого кн. Герденя, убитого в сражении. Археологические данные свидетельствуют, что в кон. 60-х - сер. 70-х гг. XIII в. Полоцк был захвачен и сожжен ( Штыхов Г. В. Древний Полоцк IX-XIII вв. Минск, 1975. С. 38-40, 49, 52, 53, табл. 1-2. С. 57). Разгром города мог стать результатом одного из походов Д. Отголосок событий, как Д. «до Пскова утекл, за князя от псковян ест обраный, за которых помочью Русь около Полоцка замку Полоцкого доставши, под свою моц подбил», сохранился в «Хронике Литовской и Жмойтской» и в «Хронике Быховца»; оба источника отмечают, что захват Полоцка Д. произошел при вел. кн. Литовском Тройдене, к-рый правил ок. 1270/72-1282 гг. (ПСРЛ. Т. 32. С. 32, 33, 135-136).

http://pravenc.ru/text/178701.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010