В 1869-1905 гг. для гос. нужд в Белоруссии были изъяты 150 католич. храмов, часть из них передали православным. Это в первую очередь касалось бывш. униат. храмов, преобразованных в католич. церкви в период ликвидации унии (кон. 30-х гг. XIX в.) в случаях массового перехода униатов в лат. обряд. Католич. Минское еп-ство было восстановлено после Февральской революции 1917 г. по решению папы Римского Бенедикта XV (1914-1922); в него вошли приходы Минской губ., а приходы Могилёвской и Витебской губерний остались в составе Могилёвского архиеп-ства. 22 авг. 1917 г. Могилёвский администратор еп. Ян Цепляк назначил генеральным викарием Минского еп-ства гр. Эдуарда О " Рурка, представителя аристократической семьи ирл. происхождения, долгое время проживавшей в Польше (епископ Рижский в 1918-1920). 12 окт. 1917 г. на Минскую кафедру был поставлен Зигмунд Лозинский. 28 июля 1918 г. кард. Александр Каковский, архиеп. Варшавский (1913-1938), рукоположил его во епископа. По инициативе еп. З. Лозинского 6 янв. 1918 г. в минском католич. кафедральном соборе Св. имени Пресв. Девы Марии было совершено 1-е католич. богослужение на белорус. языке, перевод к-рого осуществил католич. свящ. Фабиан Абрантович. В 1918 г. была восстановлена диоцезальная семинария, в 1919 г. начала работу высшая ДС в Минске. В 1920 г. в условиях военных действий обе семинарии эвакуированы в Польшу. В 1918 г. в возрожденном католич. еп-стве проживали 287 тыс. католиков, насчитывалось 47 приходов, в к-рых служили 40 католич. священников. После раздела Белоруссии между Польшей и СССР, согласно Рижскому договору 1921 г., 60% территории Минского еп-ства вошло в состав СССР, в т. ч. 7 деканатов, объединявших 56 католич. храмов. На польской территории осталось 52 храма. В 1920 г. еп. З. Лозинский покинул Минск и перенес центр диоцеза в Новогрудок. Собор св. Михаила в Новогрудке стал прокафедральным. 20 мая 1923 г. в Новогрудке был восстановлен капитул католич. Минского еп-ства. Согласно папской булле от 28 окт. 1925 г., юго-зап.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

Д. м. принадлежал к числу афонских мон-рей, плативших османским властям самые высокие подати ( 2000. С. 74). В 1600-1709 гг. Д. м. вел имущественные споры с Хиландаром по поводу земельных владений в Моноксилите, завершившиеся в пользу Д. м. (Там же. С. 54, 60, 255-256, 261). В 1661 г. Д. м. приобрел в Карее 6 келлий, продававшихся для уплаты долгов Протата; по числу этих покупок он занял 4-е место среди мон-рей Афона, после Хиландара, Великой Лавры и Иверского мон-ря (Там же. С. 268). Сохранились сведения о приезде монастырских посольств в Москву за «милостыней» в 1627 (во главе с архим. Иеремией) и 1633 гг. (во главе с архим. Лаврентием) ( Бантыш-Каменский . Реестры по греческим делам Московского архива Коллегии иностранных дел (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1). М., 2001. С. 53, 67). В 1627 г. архим. Григорий просил российские власти помочь денежными средствами для возвращения монастырских священных сосудов, заложенных, чтобы выкупить у разбойников одного из иноков, на что посольству было выделено 175 р. ( 2000. С. 160). В 1632 г. келарь Д. м. старец Иоаким приехал в Москву и просил о приеме на российскую службу ( Бантыш-Каменский. 2001. С. 65). В 1617 г. по указу К-польского патриарха Тимофея II, подписанному патриархами Антиохийским Афанасием II и Иерусалимским Феофаном IV, были подтверждены и расширены ставропигиальные привилегии мон-ря, дарованные ему согласно патриаршей грамоте 1389 г. ( Καδ ς. 2004. Σ. 24). Позднее патриарх Феофан, уйдя на покой, подвизался в Д. м. Также в Д. м. монашествовали, пожертвовав обители все свое состояние, митрополиты Ираклийский Макарий, Белградский Иеремия (1787) и Иоанн Франкопулос, тайный советник прусского посла в К-поле (1800). В благодарность за пожертвования мон-рь давал обещание совершать всенощные бдения за благотворителей и их родственников и поминовения их. Среди ктиторов, имеющих 1 или неск. дней поминовения - игум. Иоаким, в 1756 г. выделивший средства на обновление всех сводов Д. м., некий Хаджи Ангелакис (помогал в 1803-1812) и др.

http://pravenc.ru/text/178494.html

Служба Г. Н. К. (по Иерусалимскому уставу: С. 104-131; Ангелов. 1978. С. 131-155) была написана попом Пейо одновременно с Житием с использованием службы Григория Цамблака серб. кор. мч. Стефану Дечанскому и переведенной с греч. языка службы Георгия Скилицы прп. Иоанну Рильскому ( С. 142; Ангелов. 1978. С. 133, 135-137). В каноне Николаю Новому, написанном ок. 1556 г. болг. гимнографом «тах» Андреем, 5-й тропарь каждой песни (в 8-й - седьмой) прославляет 3 мучеников софийских вместе ( Кожухаров С. Проблеми на старобългарска поезия. София, 2004. Т. 1. С. 264, 271-277). Иконография Иконы Г. Н. К. появились уже в 30-60-х гг. XVI в. Поп Пейо в житии оставил описание внешности мученика: «Беше же сьи мученикъ летом 18-тиим, вьзором же тьнькь и высок, нарусичавь, образом подльгновасть, вежди вьзвишени и густи, нось похиль, прьести ручны тьньци и дльзи...» ( Ангелов. 1978. С. 125). Согласно этому описанию, Г. Н. К. изображали высоким, стройным, русоволосым, безбородым, с изогнутыми бровями, облаченным, как правило, в национальную одежду - сорочку с длинными рукавами, поясом и накидкой, на ногах высокая обувь из кожи, иногда в высокой шапке из меха. В руках держит крест и пальмовую ветвь. Древнейшая из икон, высотой 30 см (1537), находилась в одной из молелен Хиландарского мон-ря ( Г. Hajcmapuje представе св. Гeopruja Кратовца//ЗРВИ. 1993. 32. С. 167-202). На др. хиландарской иконе 2-й четв. XVI в. Г. Н. К. стоит рядом с серб. кн. Лазарем. Подобную икону в 1550 г. хиландарский игум. Паисий во время приезда в Москву за милостыней подарил царю Иоанну Грозному ( С. 143), но данные сведения не имеют подтверждения ( Калиганов. С. 652-654). Та же иконография повторена на иконе 1667 г., написанной иером. Даниилом, хранящейся в ризнице Хиландарского мон-ря. Фрески с изображением Г. Н. К. находятся в церквах свт. Николая Топлицкого мон-ря (1536/37), в Печской Патриархии (1561), в Неманином притворе мон-ря Студеница (XVII в.), в ц. вмч. Георгия мон-ря Ломница (1607/08) и мн. др. В иконостасе собора Рильского мон-ря и в церквах Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи в Кратове есть иконы Г. Н. К. 1-й пол. XIX в., 1833 и 1869 гг., работы болг. зографа Захария Доспевского. Гравированное изображение Г. Н. К. помещено (на одном листе с Параскевой-Петкой и прп. Ангелиной Бранкович) наряду с др. чтимыми серб. и болг. святыми в «Стематографии» Х. Жефаровича (Вена, 1744. Л. 52).

http://pravenc.ru/text/164411.html

24 Эта фраза переведена нами в свободном переводе; слово же «смиреннее» указывает на то, что евангелист более смиренно говорит о Христе, указывая на Его человеческую природу, чем Евтихий и иные монофизиты, которые совершенно отрицают человеческое естество в Богочеловеке. 25 Манихеи, см. о них в примечании 58 к предыдущей проповеди. 26 Фраза в скобках принадлежит оригиналу. Как эта фраза попала сюда, перебивая изложение, трудно сказать. Возможно, что ее следовало бы вообще удалить из текста. 27 О всех этих еретиках см. примечания к предыдущей проповеди (на праздник Благовещения); прим. 12, 13, 14, 58, 52, 16, 51, 20, 17 и 60. 28 Полемон, см. прим. 53 к предыдущей проповеди. 29 Евиониты, еретики I-ro века. «Евиониты» означает в переводе с еврейского «бедные»; так ли сами они себя называли по причине материальной бедности их членов, или же были так названы в понятии скудоумия их, и были так прозваны со стороны христиан, — не известно. Евиониты, хотя и считали себя христианами, однако были совершенно чужды Христианской Церкви, потому что они не признавали в Господе Иисусе Христе Бога и Сына Божия, а видели в Нем только великого пророка. Как иудействующие, они считали необходимым для спасения соблюдать весь закон Моисеев во всей его полноте, и поэтому особенно ненавидели Апостола Павла за его учение о том, что Христос освободил нас от буквы закона и Моисеев закон упразднен пришествием нового закона в духе и жизни, который нам даровал Христос. 30 Павел Самосатский, см. прим. 45 к предыдущей проповеди. 31 Вардесан, гностик, живший между 154—225 гг. в Эдессе. Расцвет его славы падает на царствование Авгаря IX-ro, обратившаго Эдессу в христианство. В молодости увлекался гностицизмом, а впоследствии жил с Церковию, хотя его христианство не было полностью ортодоксальным. Им написано до 150 церковных гимнов, которые были в употреблении в Церкви даже во времена преп. Ефрема Сирина († 373 г.). Все сочинения Вардесана утеряны, так что об его учении можно судить только по отзывам древне-христианских арабских писателей. Современная наука видит в Вардесане христианина, который увлекался астрологией и был склонен к докетизму (т. е. к мнению, что тело, как и вся материя является нереальным, призрачным, поэтому и тело Христово было также призрачным). Возможно, что учение Вардесана было ближе к учению Церкви, и именно его ученикам долженствует уклонение в ересь, что бросает тень и на самого Вардесана, как их учителя. Упрекают Вардесана также и в том, что он учил о двухчастности души в человеке: низшая — подчинена влиянию течения звезд, а высшая — свободна в самоопределении. Грех он считал результатом свободной воли в человеке, а не исконной необходимостью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3942...

Более подробную информацию о становлении церковной жизни в с. Алтайском мы можем встретить в «Справочной книге по Томской епархии» – единственном подробном периодическом источнике на конец XIX – нач. ХХ вв. Выписка из Справочника за 1909-1910 гг. по 1911 г., содержащего Покровскую церковь под порядковым 434 в разделе 29-го Благочиния Томской епархии: «приход Врхне-Каменский (Алтайский): церковь деревянная однопрестольная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построена в 1859 г. Земли при ней пахотных и сенокосных 99 десятин. Разстояние от г. Томска 600 верст. Состав прихода: с. Верхне-Каменское (оно же Алтайское) Бийскаго уезда, деревня Бирюкса в 15 верстах, Сараса – 7 верст, Каморъ – 30 верст, Кыркыла – 20 верст, Устюбъ – 30 верст и заселок Осокинъ – 10 верст. Прихожан обоего пола 3426 душ, в том числе раскольников 81 человек. Причта по штату: один священник и один псаломщик. Содержание причта при готовых причтенных домах: жалование из казны 400 руб. и доходы от треб. Приписная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая в деревне Сарасе и походная церковь во имя того же Святителя Николая в с.Верхъ Каменскомъ. Молитвенный дом в деревне Бирюксе, построен в 1900 г. В с. Верхне-Каменском часовня. Церковно-приходские школы три: 1) в селе Верхне-Каменском открыта в 1890 г.; учитель А.И. Ковалев, окончил курс в Бийском катехизаторском училище, получал жалование 240 руб.; 2) в том же селе, открыта в 1902 г.; учительница А.А. Васенеева, окончила курс в женской гимназии, получает жалование 180 руб. 3) в деревне Сарасе, открыта в 1888 г.; учительница Е.Т. Крылова, окончила курс в женской гимназии, получает жалование 300 руб. Учащихся в школах обоего пола: в первой – 60, во второй – 52 и в третьей – 56 человек. В с. Верх-Каменском училище гражд. впд., открыто в 1879 г. Церковная библиотека состоит из 413 названий книг и библиотека читальная из 540 томов. Церковно-приходское попечительство существует с 1896 г.». Последняя обнаруженная нами Справочная книга по Томской епархии и датируемая 1914 г.

http://sobory.ru/article/?object=27253

Возможно, по благословению Л. кн. Владимир Ярославич вместе с новгородцами совершил поход на фин. племя емь в 1042 г., а в 1043 г. во главе общерус. войска - поход на К-поль (митрополит, к-рый мог бы воспрепятствовать последнему мероприятию, на Руси скорее всего отсутствовал до 2-й пол. 40-х гг. и прибыл в Киев только по заключении рус.-визант. мира 1045/46 г.- см. ст. Иоанн I , митр. Киевский). В 1045 г. в новгородском Детинце (строительство крепости началось годом ранее) кн. Владимир Ярославич заложил каменный Софии Св. собор в Новгороде Великом . Он возводился вместо сгоревшей (в 1045, по НПЛ старшего извода, или, согласно НПЛ младшего извода, в 1049) деревянной церкви с тем же посвящением, существовавшей, вероятно, с кон. X в., хотя нельзя исключать и того, что он был выстроен при Л. одновременно с возведением в Киеве каменного митрополичьего храма Св. Софии, с к-рым новгородский собор имел, по одному из летописных сообщений, одинаковое количество глав - 13. Освящение новгородского Софийского собора, несомненно с участием Л., состоялось в 1050 г. Рядом с кафедральным храмом при Л. должен был в том или ином виде существовать владычный двор (возможно даже считать его территорией в то время, до расширения Детинца в нач. XII в., всю площадь крепостных стен вне собора). В 1051/52 г. (не позднее 1 марта 1052) Л. должен был присутствовать в Киеве на Соборе, избравшем на митрополию кандидата кн. Ярослава свт. Илариона , бывш. иеромонаха, священника ц. св. Апостолов в княжеском с. Берестове, ставшего 1-м Киевским первосвятителем восточнослав. происхождения («постави Ярослав Лариона митрополитом Русина в святеи Софеи, събравши епископы» - НПЛ. С. 181; ПВЛ. С. 68; по автобиографической записи Илариона, он «от благочестивых епископов священ бых и настолован в велицем и богохранимом граде Кыеве, яко быти в немь митрополиту, пастуху же и учителю» - БЛДР. Т. 1. С. 60). Нет оснований полагать, что Л., будучи русином и «ставленником» Ярослава, возражал против этого акта. Л., наиболее вероятно, отпевал в Софийском соборе скончавшегося 4 окт. 1052 г. кн. Владимира Ярославича, погребенного в кафедральном храме.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

Как бы обобщая противостояние христианства и античной цивилизации, Тертуллиан провозглашал: «Язычники и христиане чужды друг другу во всем» ( Tertull. Ad uxor. II 3). И. О. Князький, Э. П. Г. История Г. Традиционно для первых 3 веков существования Церкви насчитывают 10 Г., находя аналогию с 10 казнями егип. или 10 рогами апокалиптического зверя (Исх 7-12; Откр 12. 3; 13. 1; 17. 3, 7, 12, 16), и относят к правлению императоров Нерона, Домициана, Траяна, Марка Аврелия, Септимия Севера, Максимина Фракийца, Деция, Валериана, Аврелиана и Диоклетиана. Такой подсчет, вероятно, впервые был сделан церковным писателем рубежа IV и V вв. Сульпицием Севером ( Sulp. Sev. Chron. II 28, 33; ср.: Aug. De civ. Dei. XVIII 52). В действительности эта «цифра не имеет под собой твердой исторической почвы», поскольку число Г., случившихся в этот период, «можно насчитать и больше и меньше» ( Болотов. Собр. трудов. Т. 3. С. 49-50). Мученическая кончина архидиак. Стефана. Миниатюра из Минология имп. Василия II. Х. в. (Vat. gr. 1613. Fol. 275) Мученическая кончина архидиак. Стефана. Миниатюра из Минология имп. Василия II. Х. в. (Vat. gr. 1613. Fol. 275) Сам Господь еще во время земного служения предсказывал Своим ученикам грядущие Г., когда их «будут отдавать в судилища и в синагогах будут бить» и «поведут к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками» (Мф 10. 17-18), а Его последователи воспроизведут и самый образ Его Страданий («Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» - Мк 10. 39; Мф 20. 23; ср.: Мк 14. 24 и Мф 26. 28). Христ. община, едва возникнув в Иерусалиме, испытала справедливость слов Спасителя. Первыми гонителями христиан оказались их соплеменники и бывш. единоверцы - иудеи. Уже с сер. 30-х гг. I в. открывается список христ. мучеников: ок. 35 г. толпой «ревнителей о законе» был забит камнями диакон первомч. Стефан (Деян 6. 8-15; 7. 1-60). Во время непродолжительного правления иудейского царя Ирода Агриппы (40-44) был убит ап.

http://pravenc.ru/text/166129.html

От Казани 200 верст, от Чистополя 65 верст. В селе 126 дворов, проживают 398 лиц мужского пола и 432 женского пола, все русские православные. В селе земская школа, в ней 60 мальчиков и 12 девочек. Мирская касса в церкви 4739 руб.27 коп.. В приход церкви входят следующие населенные пункты: Лебедка в 1 версте, 63 двора, 210 мужского пола и 184 женского пола, церковно-приходская школа в ней 32 мальчика. Екатериновка в 2 верстах, 86 дворов, 311 мужчин и 319 женщин. Андреевка в 2 верстах, 19 дворов, 66 мужчин и 54 женщины. Шегурча в 5 верстах, 73 двора, 280 мужчин и 285 женщин, церковно-приходская школа в ней 24 мальчика. Аверьяново в 3 верстах, 51 двор, 206 мужчин и 196 женщин. Новоселки в 6 верстах, 52 двора, 171 мужского пола и 184 женского. Все русские, православные. Причт проживает в церковных домах. Жалование священника - 160 рублей, диакона - 40 рублей, псаломщика - 40 рублей, имеют усадьбу - 2 десятины, лугов 8 десятин, пахотной земли 33 десятины. Капитал причта 800 рублей. Церковно служители: Протоирей Як.Степ.Мироповльский, 68 лет, окончил курс семинарии по 2 раз., духовник, законоучитель, в семействе у него жена. Потоирей с 1901 года. Священник с 1861 года, в приходе с 1861 года. Диакон Андр.Ег.Озерский, 55 лет, из высш. отд. духов. училища, в семействе у него жена. Псаломщик с 1866 года, диакон с 1898 года, в приходе с 1899 года. Псаломщик Ник.Александр Дмитриев, 61 год, из уездного училища, вдов, в семействе у него дети: 20 и 18 лет. Псаломщик с 1867 года, в приходе с 1895 года " (Справочная книга Казанской епархии 1904 года.) Комментарии и обсуждение Кирпичный двухпрестольный храм с приделом во имя Святых Мучеников Флора и Лавра воздвигнут в 1791 г. и перестроен в 1888 и 1914–1915 гг. Храм построен в стиле барокко и является характерным бесстолпным одноапсидным храмом. В данный момент идут работы по восстановлению храма. Установлены кресты. Идут редкие службы в храмовой части здания. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=12617

По наблюдениям Тишендорфа, рукопись подверглась 7-ми исправлени­ям или корректурам, из которых первая корректура относится к IV веку, вторая – к VI веку, следующие четыре – к VII веку и последняя – к XII веку. 2) Codex Alexandrinus (A). В 1628 году Константинопольский пат­риарх Кирилл Лукарис подарил этот кодекс английскому королю Карлу I, а в 1753 году рукопись была передана в библиотеку Британского му­зея. Согласно арабской отметке 1098 года, кодекс находился в библио­теке Александрийского патриарха, откуда и получил свое название. На первом листе рукописи имеется другая арабская надпись XIII-XIV в., которая гласит, что кодекс собственноручно написала св. мученица Фекла. A. Huisch пользовался этой рукописью при подготовке издания Лондонской Полиглотты Вальтона (1654–1657 гг.), отметив ее буквой А, что положило начало обозначению унциалов латинскими буквами. Кодекс содержит Ветхий и Новый Завет . В Новом Завете недостает 26 листов начала Евангелия от Матфея (до 25, 2), 2 листов Евангелия от Иоанна (6, 60–8, 52), 3 листов 2 Коринф. (4, 13–12, 6). После Апокалипсиса приложены послания Климента Римского . Порядок книг в рукописи: Евангелия, Деяния, Соборные Послания, Послания ап. Павла, Апокалипсис. От других древних рукописей А отличается употреблением больших букв для выделения нового абзаца. На египетское происхождение кодекса указывает применение копт­ской формы для ? и µ. В отдельных книгах А обнаруживает замечательное родство с текстом блаж. Иеронима, особенно в тех местах, где последний отклоняется от древних латинских переводов. По мнению Весткотта и Хор­та, манускрипт А представляет самое древнее свидетельство сирийского или антиохийского текста. Его язык отличается чистотой и элегантностью. Это текст «poli» (гладкий, отполированный), по выражению Грегори 10 . В то же время здесь мы наблюдаем большое количество прибавок, вызван­ных, по мнению критиков, стремлением к гармонизации. Это – текст «plenior» (более полный) по сравнению с текстом Ватиканского кодекса. Основ­ной вопрос в оценке манускрипта сводится к выяснению, являются ли имеющиеся в его тексте прибавки подлинными чтениями или их следует признать позднейшими вставками 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstua...

С. Бортнянскому, «Да исправится»: Греч. расп., то же: Киево-Печерское, «Ныне силы небесныя»: Киев. расп., На Литургии свт. Василия Великого: «Достойно и праведно есть»: Обиходное, перелож. С. В. Смоленского, «О Тебе радуется»: Сокр. греч. расп., мелодия из обихода С. В. Смоленского, то же: Греч. расп.; 12: Страстная седмица: «Аллилуия», «Се Жених», Ирмосы трипеснца «Непроходимое волнящееся»: По А. Ф. Львову, «Чертог Твой»: По Д. С. Бортнянскому, то же: Киев. расп.: [Из «Триоди нотного пения»], Ирмосы двоепеснца «Велению мучителеву»: По А. Ф. Львову, Ирмосы трипеснца «На камени мя веры»: По А. Ф. Львову, «Егда славнии ученицы»: Киев. расп., Ирмосы канона «Сеченое сечется», «Вечери Твоея тайныя»: Знам. расп., «Слава Тебе, Господи», то же: [Другой расп.], Ирмосы трипеснца «К Тебе утренюю», «Бог Господь» и тропари «Благообразный Иосиф»: Болг. расп., Непорочны: Греч. расп., Ирмосы канона «Волною морскою», «Славно бо прославися»: [Из «Триоди нотного пения»], «Елицы во Христа»: Обычного расп., «Воскресни, Боже»: Обычного расп., «Да молчит»: Киев. расп. (переизд. отд. номеров: Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста/Ред.: А. Буренина, Н. Грызлова; Изд. Совет РПЦ. М., 2006. Великое повечерие. С. 52-57; То же. 2006. Литургия Преждеосвященных Даров. С. 8, 35, 55; То же. 2006. Часы. Изобразительны. Вечерня. С. 8, 39-40, 76; То же. 2007. Вечерня в Неделю вечера. Утреня. Час 1-й. С. 9, 21, 48, 55, 58, 76). Лит.: Н. Ф. Б[укреев]. Песнопения из Триоди постной. Перелож. М. Климова и свящ. В. Лебедева//Изв. С.-Петербургского об-ва муз. собр. 1904/1905. Вып. 3. С. 21; Музалевский В. И. М. Г. Климов: Очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1960; Шереметьева Н. М. М. Г. Климов - дирижер Ленинградской академической капеллы/Послесл.: А. И. Ершов. Л., 1983; Романовский Н. В. Русский регент. Лебедянь, 19922. С. 48-55; Кудрявцева Е. П. М. Г. Климов//Деятели хорового искусства С.-Петербургской консерватории. СПб., 1993. С. 15-32; она же. Мой музыкальный век/Ред.: А. А. Мурин. СПб., 2011. С. 15-42; С. В. Смоленский и его корреспонденты/Ред.: М. П. Рахманова, науч. консультант: А. А. Наумов. М., 2008-2010. 2 кн. (РДМДМ; Т. 6) (по указ.). А. А. Мурин Рубрики: Ключевые слова: [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель ИЛЬШТРЕМ [Ильстрем, Илстрем] Африкан Иванович (60-е гг. XIX в.- после 1937), дирижер, регент, композитор, педагог

http://pravenc.ru/text/1841423.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010