504 см. Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом . Спб., 1904, сс. 226–233 505 см. Письма Елены Рерих 1932–1955. с. 257. 506 Ориген. Письмо Григорию Чудотворцу//Творения св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского. Пг., 1916, сс. 53–55. 507 Благодарственная речь Оригену//Творения св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского. Пг., 1916, с. 46. 508 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 1, с. 396. 509 Соловьев В. С. Ориген.//Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. – М., 1995, с. 252. 510 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, январь, с. 87 и 121. 511 Свящ. Н. Петров . Сочинение Оригена «О началах». Историко-критический очерк//Ориген. О началах. Рига, 1936, С. 10. 512 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, январь, с.123. 513 Danielou J. Origene. Paris, 1948, p. 29. 514 Ломанов А. Раннехристианская проповедь в Китае//Китайский благовестник. Журнал Православной Церкви в Китае. М., 1999, 1. Сс. 33–34. 515 Там же, с. 32. 516 Там же, с. 36. 517 Danielou J. Origene. Paris, 1948, p. 85. 518 архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, с. 201. 519 Dorival G. Origene at-il enseigne la transmigration des ames dans les corps d’animaux? (A propos de De Princ. 1,8,4). Origeniana Secunda. 2 Colloque international des etudes originiennes. Bari, 20–23.09.1977. — Bari, 1980, pp. 11–32. Цит. по: Coman I. G. Patrologie. vol. 2. Bucuresti, 1985, p. 351. 520 Свящ. Григорий Малеванский. Догматическая система Оригена//Труды Киевской Духовной Академии. 1870, январь, с. 97. 521 Гарнак А. История догматов//Общая история европейской культуры. Т.6. Раннее христианство. Отдел 2. Спб., б.г. с. 363. 522 Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 1. М., 1993, с. 86. 523 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 1, с. 277. 524 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 1, с. 279. 525 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 1, с. 280.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

506 Лучшее издание этого сочинения Прокла: Proclus. The Elements of Theology/Ed. E. R. Dodds. Oxford, 1963 2 . 507 Эго критическое издание действительно было опубликовано А. Ангелу В 1984 Г.: Νικολου Μεθνης νπτυξις τ ς θεολογικ ς Στοιχεισεως Πρκλου πλατονικο φιλοσφου//Nicholas of Methone. Refutation of Proclus’ Elements of Theology. A Critical Edition with an Introduction on Nicholas’ Life and Works/Ed. A. D. Angelou. Athens-Leiden, 1984. – Прим.ред. 509 Initia Philosophiae ас Theologiae ex platonicis Fontibus ducta/Ed. J. Th. Vömel. Frankfurt, 1825. S. 123. 511 Vömel J. Т. Nicolai Methonis Anecdoti//Examina Solemnia Gymnasii Francofartensis. Frankfurt, 1825. S. 3–34 и 1826. S. 2–28. 514 Dräseke J. Prokopios von Gaza « " Widerlegung des Proklus»//Byzantinische Zeitschrift, 6 (1897). S. 55–91. 515 Dodds E. R. Op. cit. P. xxxi; Stiglmayr J. Die Streitschrift des Prokopios von Gaza gegen den Neuplatoniker Proklos//Byzantinische Zeitschrift, 8 (1899), S. 226–301; Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ed altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. Vatican, 1931. P. 264–266. 519 См. Против латинян о хуле на Святого Духа/Пер. еп. Арсений (Иващенко)//Два неизданных произведения Николая, епископа Мефон­ского, писателя XII в. Новгород, 1897. С. 5–49. 520 См. Παπαδπουλος Χ. Συμβολα ες τν στοραν το μοναχικο βου v λλδι. θ ναι, 1935. Σ. 34–66. 522 См. Δημητρακπουλος Α. Εκκλησιαστικ Βιβλιοθκη, Α. Σ. 266­292. О богомилах см. Σ. 267; о Николае Музалоне – Σ. 278. 524 Второе сочинение, название которого автор статьи почему-то не приводит: «К императору господину Мануилу против новоявленной ереси утверждающих, что спасительная Жертва за нас была принесена не Триипостасному Божеству» ( Πρς τν μγιστον βασιλα κρον Μανουλ κατ τ ς ρτιφανο ς αρσεως τ ν λεγντων τν σωτριον πρ μ ν θυσαν μ τ τρισυπστατα θετητι προσαχηθναι// Α. Δημ ητρακττουλος. Νικολου πισκπου Μεθνης Λγοι δο κατ τ ς αρσεως τ ν λεγντων τν σωτριον πρ μ ν θυσαν μ τ τρισυποσττ θετητι προσαχθ ναι, λλ τ Πατρ μν κτλ. Leipzig, 1865. Σ. 1–46.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

506 . Пелена атлас золотной по зеленой земле, обложена атласом желтым, подложена дорогами двоеличными, крест кружево серебряное. 507 . Антиминс Греческой, писан на миткалях, подложен лазоревым киндяком. 508 . Место Святейшего Никона Патриарха деревянное резное с красками. 509 . Две лампады медные целые и луженые лощатые. Церковь зовется темница, где удержан бысть Христос от Пилата: 510 . Царские двери с Евангелисты, сень и столпы. Образов местных: 511 . По правую сторону царских дверей образ Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, седящ в темнице. 512 . На другой стороне образ Пресвятой Богородицы поясной. 513 . Двери северные да южные, на них писаны: в северных Архангел Михаил, в южных Архидиакон Стефан. 514 . Над царскими и северными и южными дверьми, вместо деисусов и праздников, десять мест меж столпами муравлеными, а в тех местах: образ Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, в темнице, да Пресвятые Богородицы, да Апостолы и Иоанн Богослов и Иаков Заведеов, над ними ж образ Пресвятые ж Богородицы с Предвечным Младенцем, а по сторонам того образа Пророки Давид, Соломон, Моисей, Аарон. 515 . А царские и северные и южные двери все писаны красками. 516 . Две лампады медных луженые. 517 . Антиминс Московской печати полотняной. Церковь Усекновения Честные главы Иоанна Предтечи, а в ней: 518 . Царские двери, сень и столбцы. 519 . Паникадило медное о двух рядах, в верхнем шесть, а в нижнем пять шандалов. 520 . На престоле индития. 521 . У царских дверей завес дорогильной. 522 . Крест деревянной резной, обложен серебром, а на нем два королька красные, да вместо корольков семь пронизок на серебряных сенях. 523 . Паникадило медное небольшое. 524 . Завес дороги желтые в три полотнища. 525 . Мера гроба Господня деревянной, оболочен выбойкою. 526 . Образ Иоанна Предтечи, обложен серебром, оклад басемной канфаренной, венцы резные золочены. 527 . Воздух да два покровца объярь серебряная с желтым шелком травчатая. 528 . Антиминс Московской печати полотняной. 529 . В той же церкви над гробом Святейшего Никона Патриарха три образа в чеканном окладе, а над ними образ Воскресения Христова, оклад резной, золочены.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

507 Idem. La christologie de Martyrios-Sahdona dans l’évolution du nestorianisme//Orientalia Christiana Periodica. 1957. Vol. 23. P. 532. 508 Abramowski L. Chrirstologie Babais des Grossen//Symposium Syriacum 1972. Roma, 1974. P. 219–244; Idem. Babai der Grossen: Christologische Probleme und ihre Losungen//Orientalia Christiana Periodica.1975.Vol.41.P. 289–343. 509 Blum G. G. Nestorianismus und Mystik: Zur Entwicklung christlich-orientalischer Spiritualität in der ostsyrischen Kirche//Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1982. Bd. 93. S. 273–294. 511 Chesnut R. С. Three Monophysite Christologies: Severus of Antioch, Philoxenus of Mabbugand Jacob of Sarug. Oxford, 1976. P. 113–141. 513 Jansma Т. Die Christologie Jakobs von Serugh und ihre Abbangigkeit von der alexandrianishen Theologie und der Formmigkeit Ephrems des Syrers//Le Museon. 1965. T. 78. P. 38–45. 514 Halleux de A. Monophysitismus und Spiritualität nach dem Johanneskommentar des Philoxenus von Mabbug//Theologie und Philosophie. 1978.Bd. 53. S. 353–366. 518 Wallace-Hadrill D.S. Christian Antioch: A Study of Early Christian Thought in the East. Cambridge, 1982. P. 106–107. 519 Torrance I.R.A. Theological Introduction to the Letters between Severus of Antioch and the Sergius the Grammarian//Ekklesia kai Theologia. 1981. Vol. 2. P. 984–991. 520 Saffrey H.D. Le chrétien Jean Philopon et la survivance de l’École d’Alexandrie//Revue des Études grecques. 1954. T. 67. P. 396–410. 521 Martin H. Jean Philopon et la controverse tritheite du VI siècle//Studia Patristica. 1962. Vol. 5. Pt. 3. P. 519–525. 522 Uthemann К.-Н. Syllogistik im Dienst der Orthodoxie: Zwei unedirte Texte byzantinischer Kontroverstheologie des 6. Jahrhunderts//JOB.1981. Bd. 30. S. 105. 523 Moeller Ch. Un representent de la christologie neochalcedonienne au debut du siexieme siècle en Orient: Nephalius d’Alexandrie//Revue d’Histoire Ecclésiastique. 1944–1945. T. 40. P. 73–140. 524 Flusin B. Miracle et histoire dans l’oeuvre de Cyrille de Scythopolis. Paris, 1983. P. 17–28; Perrone L. Op. cit. P. 240–248.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

507 . Религиозные-богословские волнения//Новое время. 1.01.1914 (13580). 508 . Русинов. Константинопольские письма. 2: Афонские дела//Русская молва. 18.05.1913 (154). 509 . Русский Афонит. Печальная летопись современного Афона//Колокол. 10.02.1913 (2047). 510 . Русский Афонит. Продолжение скорбной летописи на Афоне//Колокол. 17.02.1913 (2054). 511 . Русский Афонит. Продолжение скорбной летописи на Афоне//Колокол. 1.05.1913 (2128). 512 . Русский Афонит. Слепой вождь//Колокол. 1.05.1913 (2128). 513 . Русский Афонит. Иоанниты тут//Колокол. 1.05.1913 (2128). 514 . Русский Афонит. Осуждение имеславцев патриархом Германом//Колокол. 2.05.1913 (2129). 515 . Русское посольство на Афоне//Русские ведомости. 9.08.1913 (183). 516 . С. Внутренние известия. У иеросхимонаха Антония Булатовича//Новое время. 14.03.1914 (13651). 517 . С. К. Суд над имябожцами//Московский листок. 18.04.1914 (89). 518 . С. К. [Без названия]//Московский листок. 26.06.1914 (146). 519 . С. М. Русская политика на Афоне. (Беседа с П. Б. Мансуровым)//Новое время. 12.05.1913 (13349). 520 . Саблер и Афонская ересь//Русская молва. 2.08.1913 (229). 521 . Саблуков Г. Сличение мохамедданского учения о именах Божиих с христианским о них учением. Казань 1872. 522 . Саввов А. Синод и имяславцы//Биржевые ведомости. 20.04.1914 (14111). 523 . Сборник документов относящихся к Афонской имябожнической смуте. Пг. 1916. 48. 524 . Сборник избранных сочинений Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. Белград 1935. 525 . Святейший Правительствующий Синод//Церковные ведомости. 1913. 20. 277–286. изд.: Одесса 1913. 15. 526 . Святогорец. О почитании Имени Божия//Наставление и утешение святой веры христианской. Одесса 1912. 4. 7–15. 527 . Святогорец. Новое бесословие имяборцев. Рукопись. Афон 1912. 16. 528 . Святое Православие и именобожническая ересь. Харьков 1–3 (1916). 4, 278, 42. 529 . Святой Мученик Иустин об Имени Божием. СПб. 1914. 26. 530 . Сенатов В. Афонская распря// Церковь . 1913. 24. 577–578. 531 . Синод и афонские монахи//Русские ведомости. 18.07.1913 (165).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

507 См.: 81A; Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. P. 106. 23 (текст), 50 (обоснование взаимовлияния), 282 (индекс). 509 Это имя крайне редко встречается в проповеди. Обычное именование – «умный и началозлобный змий» (76С; ср.: 545А [ ρχκακος φις] и др. места). 511 Это подчеркивается с первых же строк филофеевского «Похвального слова иже во Святых Отцу нашему Григорию Паламе , архиепископу Фессалоникийскому...» (см.: 551В – 553А). Проводя сравнение св. Григория с риторами и мудрецами, св. Филофей заключает: «...лишь его слово достигало цели ( κατ σκοπν βεβλκει)» (Ibid. 553A). 512 Sinkewicz R. E. Christian Theology and the Renewal... P. 336; Idem. The Early Chapters of the «Capita 150»//Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. P. 5. 516 Эти слова представляют собой едва ли не аллюзию на учение Григория Нисского о непрестанном восхождении души к Богу. Ср.: «Ибо кто не знает оных восхождений, какими восходил Моисей, ...никогда не останавливавшийся в возрастании в большее?» (Цит. по: Св. Григорий Нисский . Изъяснение Песни Песней Соломона//Творения. М., 1862. Ч. 3 (репр.: М., 1999). Беседа 12. С. 359–360). 519 Ср. перевод Синкевича (Ibid. P. 105): «...and with animals and plants according to their species...». 520 О платоновских истоках понятия см. также: Sinkewicz R. E. Note 37//Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. P. 105. 522 Последнее придаточное цели переведено вслед за Синкевичем (Ibid.). О цилиндрической форме Земли сообщают Василий Великий и Евсевий; традиция же восходит к Анаксимандру. См.: Sinkewicz R. E. Note 38//Ibid. Вместе с тем, как отмечает Н. В. Мотрошилова, говоря об истоках ионийской натурфилософии, «...предположение о том, что Земля и другие планеты имеют форму цилиндра, этого весьма популярного у античных мыслителей геометрического тела, – одно из самых распространенных в философии того периода» (Мотрошилова Н. В. Пред-наука и любовь к мудрости. С. 36). Ср. картину мира Козьмы Индикоплевста.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

5. Сравнительное Богословие 168. Голос из Америки. К вопросу о сближении англиканства с православием . (Фр. Голль (Hall) и его статьи « Церковь и Восток» в журнале «The living church» 18–20 от 31 Августа, 7 и 14 Сентября 1901 г. В.А. Соколов. 1902, I, 1, 156–190. 169. Страстная Седмица и Светлое Воскресение в Риме. (Из «Поездки в Рим»). В.А. Соколов. 1902, I, 3, 458–507. 170. Поездка в Рим. В.А. Соколов. 1902, I, 4, 693–722; II, 5, 87–111. 171. Религиозное состояние протестантского Запада. Н.Н. Лисаревский. 1902, II, 5, 112–136; 6, 271–292. 172. О новом мнимом препятствии к единению старокатоликов и православных (по поводу ответа проф. А. Гусеву : «Nochmals zur Verständigung» в «Revue Internationale de théologie» в переводе протопресв. И.Л. Янышева «Новые официальные и другие данные для суждения о вере старокатоликов». Спб.) Прот. П.Я. Светлов. 1903, II, 5, 134–150. 173. Старокатолический вопрос в его новом фазисе. Прот. П.Я. Светлов. 1904, I, 2, 281–316. 174. Отклик на призыв. (По поводу приезда в Россию Ч. Графтона, епископа Американской Епископальной церкви). В.А. Соколов. 1904, I, 3, 484–521. 175. Ответ проф. В.А. Керенскому (на его статью: «Кто виноват» в «Христианском Чтении» 1903 г., 12). А.А. Киреев. 1904, I, 3, 522–545. 176. Современное папство и социальный вопрос. Публичное чтение в Москве, в зале Епархиального дома, В.А. Соколов. 1904, II, 6, 209–228. 177. Ответ о. игумену Сергию (на его статьи в 10–11 «Церковного Вестника» 1904 г. «О старокатоликах, по поводу статей Еп. Сергия и А.А. Киреева»). А.А. Киреев. 1904, II, 7–8, 479–495. 178. Шестой международный старокатолический конгресс в Ольтене (в Швейцарии) с 1–4 Сентября (19–22 Августа) 1904 г. А.А. Киреев. 1904, III, 11, 566–592. 179. Старокатолический вопрос в духовной печати за 1904 год. К вопросу о соединении церквей и к учению о Церкви. Прот. П.Я. Светлов. 1905, I, 1, 179–215; 2, 311–341; 3, 481–517; 4, 700–732; II, 5, 95–117; 7–8, 460–498. 180. Лютер и Цвингли. Сравнительная характеристика их богословских воззрений. (Пробная лекция). А.П. Орлов. 1905, III, 11, 365–393.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

In Ps. 96, 603–12 . In Ps. 100, 629–36 . In Ps. 101–108, 1–7 (ex Theodoreto et Eusebio), 635–74. In Ps. 118 , stationes 1–3, 675–708. In Ps. 139, 707–10 . 56 (VI). De Legislatore, 397–410. In illud In qua potestate (Matt., XXI, 23), 411–28. Severiani de serpente, 499–516. In Genesim 1–3, 519–22, 522–6, 525–38. In Abraham et Isaac, 537–42. In Abraham et contra theatra, 541–54. In Pone manum., ( Gen. XXIV ), 2, 553–64. In Job, h. 1–4, 563–82. In Heliam prophetam, 583–6. De Joseph et de castitate, 587–90. De Susanna, 589–94. De tribus pueris, 593–600. Opus imperfectum in Matthæum, 611–946 (homiliæ 1–54, latine). Diatriba Montfaucon, 601–12. 59 (VIII). In Decollationem S. Joan. Baptistæ, 485–90. In Præcursorem Domini, 489–92. In Petrum et Paulum, 491–6. In duodecim apostolos, 495–8. In S. Thomam apostolum, 497–500. In S. Stephanum protomartyrem, 501–8. In illud Sufficit tibi (2 Cor., XII, 9), 507–16. In parabolam de filio prodigo, 515–22. In saltationem Herodiadis, 521–26. In illud Collegerunt Judæi (Joan., XVII, 11), 525–8. In parabolam decem virginum, 527–32. In meretricem et Pharisæum, 531–6. In Samaritanam, 535–42. De cæco nato, 543–54. De pseudoprophetis, 553–68. De circo, 567–70. In illud Attendite ne justitiam (Matt., VI, 13), 571–4. In principium indictionis et hemorrhoissam, 575–8. In Matt., XX, 1, catechistica, 577–88. In parabolam de ficu arefacta, 587–90. De Pharisæo, 589–92. De Lazaro et divite sexta, 591–6. De Publicano et Pharisæo, 595–600. De сæсо et Zachæo, 599–610. De S. Joanne Theologo, 609–14. De negatione Petri et de Joseph, 615–20. In secundum Domini adventum, 619–28. Interpretatio orationis Pater nosier, 627–8. De filio prodigo, 027–36. In mulieres unguentiferas, 635–41. In illud Quomodo scit litteras (Joan., VII, 15), 643–52. In Chananæam, 653–64. In illud Non quod volo (Rom., VII, 19), 663–74. In principium indictionis, 673–4. In venerandam crucem. 675–8. In exaltationem crucis, 679–82. In S. Apostolum Thomam, 681–8. In Incarnationem Domini, 687–700.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Novum Testamentum graece. Cum apparatu critico curavit Eberhard Nestle. Novis curis elaboraberunt Erwin Nestle et Kurt Aland. Editio vicesima quinta. London, 1975. Septuaginta. Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes. Edidit Alfred Rahlfs. Duo volumina in uno. Stuttgart, 1979. II. Творения отцов и учителей церкви 507 Августин Послания: Epistolae. CSEL 55. Проповеди: Sermones. PL 38–39. Амвросий Медиоланский О вере к императору Грациану: De fide ad Gratianum augustum libri V. PL. 16. Col. 527–698. Афанасий Великий Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти: Oratio de incarnatione Verbi. PG 25, 95–198. Русский перевод: Афанасий, свт. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Творения. Ч. 1. С. 191–264. 39-е пасхальное послание: Ex epistola tricesima nona sancti Athanasii Alexandriae episcopi de Paschalis festo. PG 26, 1435–1440. Беда Достопочтенный Изложение Деяний апостольских: Super Acta Apostolorum Expositio. PL 92, 937–996. Григорий Богослов Слово 31, о Святом Духе: Oratio 31, De Spiritu Sancto. SC 250, 276–343. Слово 41, на Святую Пятидесятницу: Oratio 41: In Pentecosten. PG 36, 428–452. Русский перевод: Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1. М., 2007. С. 487–495. Стихотворения догматические: Carmina dogmatica. PG 37, 397–522. Григорий Великий Письма: Registri epistolarum. PL 77. Григорий Нисский Против Евномия: Refutatio confessionis Eunomii. PG 45, 463–572. Русский перевод: Григорий Нисский , свт. Опровержение Евномия. Кн. I–IV//Творения. 1863. Ч. 5. С. 8–677. Епифаний Кипрский Панарион: Epiphanius. Anchoratus und Panarion. Ed. K. Holl. GCS 25. Leipzig, 1915; GCS 31. Leipzig, 1922. Русский перевод: Епифаний Кипрский, свт. На 80 ересей Панарий, или Ковчег//Творения. М., 1863–1885. Ч. 1–5. Иероним Стридонский Послания: Epistulae. PL. 22. Русский перевод: Иероним Стридонский , блж. [Письма]//Творения. К., 1893, 1894, 1903. Ч. 1–3. Против Иовиниана: Adversus Jovinianum Libri Duo. PL 23, 205–384. Толкование на пророка Исаию, кн. 1–18: Commentariorum in Isaiam prophetam, lib. I–XVIII, PL. 24. Col. 17–678. Русский перевод: Иероним Стридонский , блж. Восемнадцать книг толкований на пророка Исаию//Творения. Киев, 1905. Ч. 7 (Кн. I–VIII). С. 1–457; Ч. 8 (Кн. IX–XIV). С. 1–302; Ч. 9 (Кн. XV–XVIII). С. 1–245.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Большой скит св. Анны (греч. Σκτη γας ννης), особножительный, самый большой и древний на Афоне, находится на склоне зап. отрогов горы Афон, за Новым Скитом и недалеко от Пустыни. Келлии располагаются на высотах от 450 м и ниже, кириакон (скитский соборный храм) – па высоте 300 м. Ранее в этой местности, именовавшейся Вулевтирии,находился мон-рь в честь Божией Матери или ещмч. Елевферия, основанный ок. 1007 г. Евстратием, 2-м игум. В. Л. Описание Вулевтирий и одноименного мон-ря сохранилось в истории эсфигменского игум. Феодорита (опубл.: Порфирий (Успенский) , еп. Второе путешествие. С. 469–470). По преданию, скит был основан в XIV в. прп. Геронтием, последним игум. мон-ря Вулевтирии (Πλακογιαννκης. Σ. 65). Древнейшие упоминания о ските относятся к 70-м гг. XIV в. В одной из рукописей В. Л. говорится о том, что «в 1575 году пришел в наше собрание отец кир Феодосий серб, и мы дали ему келлию в Святой Анне» (цит. по: Ελγιος (Κουρλας), γρων. θως. Σ. 522). 25 окт. 1666 г. Матфей, духовник валашского господаря Шербана Каптакузипо (1678–1688) и ктитор келлии вмч. Георгия в Провате, подарил скиту святыню – левую ногу прав. Анны, матери Пресв. Богородицы. В 1680 г. был построен кириакон в честь св. Анны (перестраивался в 1754 и 1804) па средства К-польского Патриарха Диописпя III Вардалиса, к-рый в то время жил па покое в В. Л. В 1689 г. К-польскпи Патриарх Дионисий IV утвердил устав скита. В 1728 г. были сооружены партекс и трапезная. В 1729 г. па средства митр. Артского и Навпактского Неофита, жившего в В. Л., построен храм-усыпалыпща во имя Живоносного Источника. В 1757 г. кириакон был расписан художниками из Эпира Константином п Афанасием в манере критской школы. В 1784 г. построена колокольня. В 1843 г. нек-рые монахи предприняли попытку отделиться от В. Л., доказывая, что скит всегда именовался Синайским. Смута прекратилась после вмешательства К-польского Патриарха Апфима VI, как видно из его послания (окт. 1847), хотя разногласия между скитом и В. Л. продолжались вплоть до нач. XX в. (Μαμαλκτης. Σ. 507–514). В нач. XX в. в скиту жили 300 монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010