В канун субботы 1-й седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню в Зачатьевском ставропигиальном монастыре 18 марта 2016 г. 20:38 Вечером 18 марта 2016 года, в канун субботы 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил полиелейную утреню в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы (со вторника, 15 марта, на субботу 19 марта перенесена полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»). В богослужении участвовали клирики Зачатьевского монастыря и духовенство г. Москвы. За богослужением молились настоятельница Зачатьевского монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова), насельницы Зачатьевской обители. В храме присутствовал заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин. Богослужебные песнопения исполнил хор Зачатьевского монастыря, регент — монахиня Сергия (Газарян). По окончании службы игумения Иулиания приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла в дар Его Святейшеству Постную Триодь. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с кратким словом. «Хотел бы всех вас сердечно приветствовать и поздравить с окончанием первой седмицы Великого поста, — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл. — С одной стороны, трудное время — утром и вечером богослужения, особо строгие ограничения на пищу. Но, тем не менее, первая седмица всегда придает силы, чтобы пройти все поприще Великого поста, и молитва именно в эти дни обогащает мыслями и светлыми духовными переживаниями». «Очень рад, что многие из здесь присутствующих, особенно наша молодежь, сопутствовали мне практически каждый день и вместе со мной молились», — сказал Предстоятель, приветствуя участвовавших в богослужении волонтеров. «Всякий раз, когда я посещаю Зачатьевскую обитель и вижу эту возрожденную красоту, я возношу хвалу Господу и выражаю благодарность всем, кто здесь потрудился, — нашим замечательным благодетелям, сестрам, духовенству. Действительно, в самом центре Москвы воссоздан, причем в такой красоте, которой и не было первоначально, этот дивный исторический монастырь, так тесно связанный с именем святителя Алексия, митрополита Московского», — продолжил Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/4404476.ht...

15 марта 2019 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Завершается первая седмица сорокадневного поприща Великого поста, которая имеет совершенно особое значение в духовной жизни православных людей. Мы имели возможность — особенно те, кто мог каждый день посещать храм, — проникнуться величайшей духовной мудростью, растворенной в песнопениях, молитвословиях, и благодатью, которая присутствует в храме Божием и нисходит на молящуюся общину в эти святые и великие дни. Духовный накал первой седмицы Великого поста не может распространиться на последующие седмицы, но опыт, который мы получаем в течение первых семи дней поста, помогает нам удерживать мысли и чувства, которые по милости Божией многие из нас обрели, посещая Божий храм в эти святые дни. Сегодня мы обращаем внимание на подвиг святого великомученика Феодора. А мученические подвиги — это то, что обнажает саму суть христианства, потому что отдать жизнь за Христа может лишь тот, кто Христом живет. Нередко мы примеряем к самим себе то, что становится нам известным из житий святых мучеников, спрашивая себя: а как бы я повел себя на их месте? Смог бы встретить смерть и мучения так же, как они? Это естественная мысль, которая посещает каждого человека, не пропускающего мимо своего внимания великий подвиг святых мучеников. И эта мысль не должна оставаться только мыслью. К счастью, сегодня никто не призывает нас к мученичеству, к страданию, но само исповедование Христа в любую эпоху и, может быть, особенно в наши дни требует мужества, требует верности Господу, требует духовной силы. И если в древности эта сила требовалась для того, чтобы преодолеть физические истязания, то сегодня нам необходимо преодолевать множество искушений и соблазнов, которые толкают на путь широкий, легкий, комфортный, исполненный удовольствий и удовлетворения страстей. Для того чтобы в нынешнее время оставаться верным Христу, нужно не меньше сил, не меньше бодрствования, не меньше готовности сораспяться Господу и жить в соответствии с Его законом — вопреки всему тому, что присутствует в современной жизни. Поэтому подвиг мучеников всегда должен оставаться для нас путеводной звездой и примером того, как сохранять верность Христу в любых обстоятельствах, как следовать Ему даже тогда, когда окружающие тебя не понимают и не разделяют твоих устремлений. И да поможет нам Господь нести свой жизненный крест, укрепляясь примером святых мучеников, святых исповедников, оставаясь верными Христу даже до смерти. Аминь. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/119953.html

Патриаршая проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Храме Христа Спасителя 18 марта 2024 г. 22:48 Вечером 18 марта 2024 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы с вами вступили в поприще Святой Четыредесятницы. Особое время, которое дает нам возможность духовно сосредоточиться, оторваться от повседневных забот, радостей и скорбей, всего того, что заслоняет от нас главное измерение жизни — духовное, религиозное измерение. В течение поста православному человеку, да и людям недостаточно воцерковленным, но имеющим интерес к духовной жизни, предоставляется возможность о многом поразмышлять. Пост — это время, когда мы молимся и одновременно задумываемся о своем жизненном пути, о том, что мы совершаем доброго, и совершаем ли, и что мы совершаем недоброго; как избавиться от последнего и развить в себе навык добродетели. Другими словами, пост — это время наблюдения за своей духовной жизнью. Дисциплина поста включает в себя ограничение принятия определенных видов пищи. Люди мало воцерковленные нередко говорят: «Не так уж важно, что вы едите; главное — не то, что в вас входит, а что от вас исходит». Я многократно слышал даже от людей, не отрицающих Бога и называющих себя верующими, что пост дело второстепенное, главное не делать плохого, никого не обижать, не обманывать и так далее. Но, как показывает опыт, все эти ссылки на то, что существуют вещи более важные, чем пост, на практике нередко не реализуются, а отсылка к этим самым ценностям оказывается просто самооправданием. Не хватает силенок попоститься, воли не хватает, а нужно как-то объяснить самому себе, тем более другим, почему я не пощусь, — вот и запускаются в ход такие размышления.

http://patriarchia.ru/db/text/6112941.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста 11 марта 2011 г. 16:33 11 марта 2011 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Преосвященство, досточтимый владыка Пантелеимон! Дорогие отцы, братия и сестры! Радуюсь возможности совершить Божественную службу на первой седмице Великого поста здесь, в Свято-Димитриевском храме, в общине сестер милосердия, в общине, где так много детей — учащихся церковной средней школы, в общине, которая, может быть, совершает в городе Москве больше дел милосердия, чем любой другой московский приход. Мы завершаем первую седмицу Великого поста и завершаем чтение на этой седмице великой молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…». И когда святой Ефрем своими богодухновенными словами призывает нас просить у Бога милости, просить у Бога дара, мы вспоминаем о любви: «дух … любви даруй ми, рабу Твоему». Слово «любовь» употребляется в обиходе так часто и в столь разных контекстах, что современный человек уже неспособен ясно понимать его значение. Как и многие святыни, силой диавольской это слово нередко оскверняется и обесценивается в человеческой жизни. Но от этого само понятие любви не становится менее значимым. Как говорит нам апостол Иоанн Богослов, «Бог есть любовь и пребывающий в любви в Боге пребывает и Бог пребывает в нем» (1 Ин. 4, 16), и это — исчерпывающее определение любви. Даже если бы нам были открыты только эти слова, то и они непременно дали бы возможность прикоснуться к величайшей Божественной тайне, однако многое оставалось бы непонятным. Господь же изволил открыть нам нечто большее о Своей жизни — именно это откровение Бога о Самом Себе дает нам полноту понимания того, что есть любовь. Господь посылает Сына Своего Единородного, чтобы Он принес Себя в жертву за грехи людей (см. Ин. 3, 16; 1 Ин. 4, 9). Посылает не потому, что должен это сделать. Посылает не потому, что это целесообразно. Посылает не потому, что этим восполняется некая утрата логики исторического бытия рода человеческого, но только потому, что Он любит Свое творение. Именно через Господа Иисуса Христа мы узнаем о том, что любовь есть жертва.

http://patriarchia.ru/db/text/1426432.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Николо-Угрешском ставропигиальном монастыре 14 марта 2016 г. 17:14 14 марта 2016 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим со словом проповеди. Отец наместник, игумен Варфоломей! Дорогие отцы, братья и сестры! Я радуюсь, что в этом году первым богослужением Великого поста явилась для меня эта служба в Николо-Угрешской обители, восстановление которой стало чудом для москвичей и жителей близлежащих к Москве районов. Знаю, как изменилась жизнь многих людей из-за одного только факта преобразования этого полуразрушенного здания в величественный храм. Многие через это строительство открыли для себя Бога, воцерковились, поняли смысл жизни. Поэтому значение сей обители велико уже тем, что она восстала из пепла, но, конечно, предстоит еще многое сделать, чтобы она стала ярким и мощным духовным центром. Великий пост помогает каждому из нас возрастать, идти вверх и предотвращать любые падения вниз. Собственно говоря, богослужения Великого поста начались уже вчера, в Прощеное воскресенье. За Литургией мы слышали Евангелие, в котором Сам Господь ясно формулирует для нас условия обретения прощения. Почему именно прощения? Потому что цель и смысл поста — это покаяние, это освобождение человека от греха, это изменение к лучшему его внутреннего состояния. Но в покаянии главное — это прощение, которое мы получаем от Бога. Покаяние, которое не завершается прощением, не имеет никакого смысла. Только то покаяние является спасительным, которое несет в себе это Божественное прощение. И вот Господь очень ясно говорит нам, что надеяться на прощение может лишь тот, кто сам прощает других. Не прощаешь — и Бог тебя не простит. Какая простая логика! Ничего выдумывать не надо.

http://patriarchia.ru/db/text/4399852.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в среду 4-й седмицы Великого поста в московском храме апостола Иоанна Богослова на Бронной 26 марта 2014 г. 15:22 26 марта 2014 года, в среду 4-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Андрей, настоятель сего святого храма! Дорогие братья и сестры! Я очень рад посетить этот исторический храм, один из древнейших в Москве, история которого восходит к XVI веку. В то время здесь стояла еще деревянная церковь, но уже тогда она была очень почитаема москвичами, и царь Федор Иоаннович делал пожертвования в этот храм, отмечая его своей царской милостью. Мы знаем, что большинство деревянных зданий в Москве либо сгорело, либо было разобрано из-за ветхости, но этому храму в каком-то смысле «повезло», потому что через сто лет был построен другой храм, который сохраняется в основных своих элементах до сегодняшнего дня. Храм был освящен Патриархом Адрианом; в XIX веке, после реставрации и значительной перестройки, — святителем Филаретом; и, наконец, в 90-х годах, после замечательного восстановления, — Святейшим Патриархом Алексием, моим блаженнопочившим предшественником. С 1993 года здесь трудится настоятелем отец Андрей Хохлов, которого я помню еще совсем юным, — он был студентом Ленинградских духовных школ и моим послушником, когда я был ректором. Всякий раз, когда я встречал отца Андрея, я спрашивал его о том, где и как он служит, и он мне рассказывал об этом храме и о своем служении. Патриарху действительно непросто выбрать время для посещения московских храмов, но я стараюсь это делать, и в моем, таком насыщенном, расписании стоял и храм святого Иоанна Богослова, возлюбленного ученика и апостола Христова. Радуюсь, что в преполовение Великого поста, Святой Четыредесятницы, в среду Крестопоклонной седмицы, я смог осуществить свое благое намерение и посетить ваш приход. Мы сегодня не отмечаем особого праздника, но всякий раз, когда христианская община собирается для того, чтобы помолиться, причаститься Святых Христовых Таин, — это праздник, ведь каждый человек знает, что, выходя из храма, он чувствует обновление своих душевных сил через прикосновение благодати Божией. Светские праздники, сопровождаемые безудержным весельем, возлиянием спиртного, нередко кажутся радостными, когда мы в них участвуем, но за этим следует глубочайшее разочарование, потому что веселье — это не радость. Веселье — это некое воздействие внешних возбуждающих факторов на психику человека, и не всегда это воздействие бывает полезным. В каких-то случаях оно полезно, но нередко оно избыточно и разрушает нервную систему человека.

http://patriarchia.ru/db/text/3612465.ht...

22. Первое заседание летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. 23. Святейший Владыка принял мэра Москвы С.С. Собянина в рабочей Патриаршей резиденции. 24. Встреча с председателем Российского детского фонда писателем А.А. Лихановым в резиденции в Чистом переулке. 25. Расширенное заседание Епархиального совета г. Москвы в Храме Христа Спасителя. 27. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная, день памяти митрополита Киевского и всея Руси Феогноста. Литургия в Успенском Патриаршем соборе Кремля. 29. Годовщина терактов в московском метрополитене. Лития по жертвам трагедии в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 30. Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Итальянской Республики в Российской Федерации Антонио Дзанарди Ланди, прошедшая в Чистом переулке. 31. Вручение указов о назначении правящим архиереям новообразованных епархий Северного Кавказа. АПРЕЛЬ 1. Пятница 4-й седмицы Великого поста, день памяти мучеников Хрисанфа и Дарии. Литургия Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня на Болвановке. 3. Неделя 4-я Великого поста, день памяти прп. Иоанна Лествичника. Литургия в Храме Христа Спасителя. В ходе богослужения архимандрит Зиновий (Корзинкин) был рукоположен во епископа Элистинского и Калмыцкого. 4. Утреня вторника 5-й седмицы Великого поста с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 5. Встреча с народной артисткой СССР Г.П. Вишневской в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 6. Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Японии в России Масахару Коно в резиденции в Чистом переулке. 7. Благовещение Пресвятой Богородицы и день преставления Патриарха Московского и всея России Тихона. Литургия в Благовещенском соборе Московского Кремля. 8. Канун субботы 5-й седмицы Великого Поста — праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста). Утреня с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1394801...

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя 1 марта 2023 г. 15:12 1 марта 2023 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы с вами вошли в благодатное поприще Святой Четыредесятницы, Великого поста. А цель поста заключается в том, чтобы помочь человеку подняться над повседневностью, почувствовать присутствие Божественной благодати, почувствовать, что каждый, несмотря на немощь человеческую, имеет возможность в молитве и через молитву войти в реальный контакт с Богом. Кто-то может сказать: причем тут пища? Может быть, и без ограничения в пище всего этого можно достичь — через чтение книг, через какие-то размышления? Так вот, двухтысячелетний опыт Церкви (а опыт этот основан на примере Господа и Спасителя) свидетельствует о необходимости ограничения в пище и вообще самоограничения. Ведь пост требует от нас ограничиться не только в пище, но и в разного рода действиях, которые могут повредить духовному настрою человека. Например, нужно ограничить себя от участия в увеселительных мероприятиях; может быть, от чрезмерного просмотра телевизионных передач, особенно тех, которые ориентированы на веселье, на смех, на удовольствие. Опять-таки, светский человек скажет: а зачем все это надо? А ответ такой: без самоограничения человека не может быть его духовного и даже интеллектуального роста. Если мы говорим об интеллектуальном росте, то нужно посмотреть биографии многих ученых — как они напоминают биографии подвижников! Люди от всего отказались, полностью погрузились в науку, стали подвижниками своего дела. Именно такие люди «высекают искру», достигают того, чего другие достичь не могут. Потому что только через огромную силу воли, через очень жесткое самоограничение человек действительно достигает высоты.

http://patriarchia.ru/db/text/6007380.ht...

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя 20 марта 2024 г. 15:18 20 марта 2024 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  совершил  в Храме Христа Спасителя первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Время Великого поста — это время, которое дается нам, чтобы мы укрепились в добродетели воздержания, в молитве, а также в доброделании. Что касается доброделания, то это достаточно понятная для всех категория — хорошо известно, что многие занимаются совершением добрых дел, существуют целые организации, и действительно, благодаря доброделанию идут быстрее на поправку раненые и больные, обретают надежду те, кто оказался в трудном материальном положении и потерял всякую надежду. Доброделание ни у кого не вызывает никаких вопросов — ведь так оно и должно быть. А вот другая добродетель — воздержание — понятна далеко не всем. Для человека, далекого от Православия и вообще от христианской традиции, не задумывающегося, чтО есть вера, что значит человеческая жизнь и что значит жизнь загробная, воздержание — абсолютно непонятная тема. «Зачем воздерживаться? Я же работаю, зарплату получаю — почему я не могу купить себе или своей семье что-то повкуснее, калорийное?» А когда такому человеку говорят, что лучше эти сорок дней скоромное не вкушать, для него это абсолютно неприемлемо. Он и представить не может, как в течение сорока дней не есть мясное или молочное. И от такого человека, даже при его доброй воле, потребуется огромное напряжение сил, чтобы он смог наконец понять огромное значение воздержания не только для духовной, но и для физической составляющей нашей природы. Но ведь это действительно так. Воздержание от пищи — и не только от пищи, но и от дурных слов, от конфликтов — сохраняет наши жизненные силы, нашу жизненную энергию. Кстати, такого рода практики существуют не только в христианстве. И это вполне понятно: мы имеем заповедь о посте, а потому с полным доверием относимся к этому божественному установлению, а другие естественным путем, прибегая к дисциплине самоограничения, в том числе в пище, на практике опознали его огромную пользу для организма, но также и для воспитания волевых и даже умственных сил. Другими словами, не существовала бы тысячелетняя традиция поста и воздержания, если бы люди не видели в этом пользы.

http://patriarchia.ru/db/text/6113479.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Саввино-Сторожевском монастыре 17 марта 2016 г. 07:33 Вечером 16 марта 2016 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. На первой седмице Великого поста, посещая храм утром или вечером, многие из нас имеют возможность особым образом сосредоточиться на самом главном — на том, зачем мы постимся и какие цели перед собой ставим. И совершенно очевидно, что люди связывают с постом изменение к лучшему своей жизни — в первую очередь, внутренней жизни, а как следствие, и внешней жизни, которая нас окружает. Во время поста используются совершенно конкретные способы и средства достижения этой цели. Мы воздерживаемся от скоромной пищи, мы призываемся к тому, чтобы в большей степени, чем вне поста, совершать добрые дела, дела милосердия. И, конечно, мы призываемся к особой молитве. Молитва есть то, что определяет религиозный образ жизни. Можно допускать бытие Божие с философской точки зрения, но если при этом мы не молимся, то это допущение не имеет никакого смысла. Это лишь теория, которую невозможно применить на практике до тех пор, пока человек не вступает в живой, реальный контакт с Богом. А каналом связи с Ним является молитва. Святому Григорию Нисскому принадлежат такие слова: «Следствие молитвы — то, что мы бываем с Богом», то есть прикасаемся к Божественной жизни. Хотя здесь, на земле, мы ограничены временем и пространством, как и нашими физическими возможностями, но душа наша бывает с Богом, и отблеск Божественного сияния присутствует в нашей жизни, когда мы искренне молимся и когда чувствуем Божественное присутствие. Молитва есть лучшее доказательство бытия Божия. Известно, что в средние века философы предлагали различные логические доказательства того, что Бог есть. В Новое время известный философ Иммануил Кант, отвергая средневековые попытки логического доказательства бытия Божия, говорил, что доказательством могут быть лишь звездное небо над головой и нравственный закон в сердце. И он был прав, но людям недостаточно даже таких доказательств — не схоластических, а реальных, правдивых, связанных с человеческим опытом. Многие смотрят на звездное небо, а в Бога не верят. Многие чувствуют угрызения совести, но не понимают, что это Божественный голос звучит в нашем сердце.

http://patriarchia.ru/db/text/4403390.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010