Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста 9 марта 2011 г. 14:44 9 марта 2011 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры . По окончании Литургии Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас приветствую и поздравляю со средой первой седмицы Великого поста. Мы имели радость совершить Литургию Преждеосвященных Даров и причаститься Святых Христовых Таин после двух дней пребывания в посте по строгой дисциплине первой седмицы. Неоднократно мы слышали слова молитвы святого Ефрема Сирина, который призывает нас избавиться от пороков: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Пороки, которые преподобный перечисляет в дерзновенном обращении к Богу, дабы Он помог избавиться от них, кажутся нам в повседневной жизни очень незначительными. Ну, что такое праздность, что такое уныние? Сиди дома и унывай — кому ты этим делаешь плохо? А что такое любоначалие? Будь хорошим начальником, и какая разница, как ты относишься к власти и к тому, что ты эту власть получил? А празднословие — куда ж без него? Включите телевизор: 90 % произносимых слов пустые, и человек привыкает к этому пустословию, которое поддерживается современной массовой культурой. Казалось бы, о каких пороках здесь можно говорить? Однако неслучайно преподобный Ефрем эти как бы не очень значительные грехи выделил в первой части молитвы, обращенной к Богу с просьбой избавить от них. Грех начинается с малого — с пустых слов, с праздного времяпровождения, с любования властью, с неумения и неспособности контролировать состояние своего духа, когда наступают старость, одиночество, болезни. Действительно, на первый взгляд кажется, что эти грехи не касаются других, но ведь на самом деле это не так, потому что человек влияет на других и своей праздностью, и своим унынием, и своим любоначалием, и празднословием, передавая окружающим свой грех.

http://patriarchia.ru/db/text/1425033.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун субботы первой седмицы Великого поста после богослужения в Новоспасском ставропигиальном монастыре 6 марта 2020 г. 23:54 Вечером 6 марта 2020 года, в канун субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти блаженной Матроны Московской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил полиелейную утреню в Покровском соборе Новоспасского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В конце первой седмицы православные люди, особенно те, кто каждый день посещал храм, подходят к исповеди. Суббота — это день, когда покаяние приносится огромным количеством верующих, а вслед за покаянием мы подходим к Святой Чаше, и причащение в субботу или воскресенье завершает поприще первой седмицы Великого поста. Сегодня мы с вами как раз подошли к этому дню, когда покаяние — это самая главная тема, потому что множество православных сегодня и завтра, склонив главу свою пред крестом и Евангелием, принесут покаяние за грехи, которые соделали. Святому Ефрему Сирину принадлежат слова: «Если бы не было покаяния, то перестал бы существовать род человеческий». Это правильные слова, но давайте вдумаемся: во времена преподобного Ефрема Сирина значительная часть людей принадлежала к Православной Церкви, но ведь не все! Было и большое количество язычников, да и кого только не было! Почему же преподобный Ефрем говорит, что если бы не покаяние, погиб бы род человеческий — а не только те, кто принадлежит к Православной Церкви? Преподобный Ефрем не сделал никакой ошибки. Потому что покаяние — это не только таинство Православной Церкви, очень важное таинство, без которого мы не подходим к Святой Чаше. Покаяние есть непременное условие выживания человеческого сообщества. Удивительное слово — «прости». Бывает так, что конфликт в самом разгаре, все возбуждены, а если это не простые люди, а те, кто обладает властью, то они готовы продолжать вплоть до полного истребления противника! Ведь именно так начинались войны — когда ни у кого не хватало силы сказать оппоненту «прости»; а если бы хватило, то и войны бы не было, как не было бы тысяч убиенных. Что потеряли бы политические лидеры, которые сказали бы друг другу «прости» вместо того, чтобы обнажить меч? Ничего бы не потеряли — только выиграли бы, потому что решили бы мирно все те проблемы, которые стали причиной войны…

http://patriarchia.ru/db/text/5603472.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в понедельник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Даниловом ставропигиальном монастыре 23 февраля 2015 г. 15:15 23 февраля 2015 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.   Всечестной отец Алексий, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с началом спасительных дней Святой Четыредесятницы. Господь дает нам это время для того, чтобы, в первую очередь, мы могли в уединении, в молитве, через постное воздержание лучше понять самих себя. Самопознание есть одна из важных целей Великого поста. Это очень непросто — познать самого себя, потому что в каждый момент жизни мы разные. На это различие влияют внешние условия, а также искушения дьявольские. И то, что еще вчера казалось невозможным и недопустимым, сегодня совершаем с легкостью. И напротив — иногда следующий день помогает нам многое понять, увидеть в самих себе и раскаяться в грехах своих. Вот почему, кроме самопознания, во время Великого поста требуется и самоконтроль. Мы в обычное время мало контролируем самих себя. Не только слова и поступки, но даже мысли свои не контролируем. Если Великий пост приводит нас к этому навыку — контролировать свою мысль, то это означает, что пост для нас был не напрасен.  Но и самоконтроля недостаточно. Все это служит тому, чтобы мы воспитывали самих себя. А потому самовоспитание — это то, что непременно должно сопутствовать постному поприщу.  Из достижения этих трех целей и складывается весьма благотворное и положительное воздействие поста на душу человека.  Но удивительные слова находим мы у Марка Постника, который говорит о том, что от поста бывает не только добро, но и зло. И в самом деле, входя в поприще Святой Четыредесятницы, возлагая на себя определенные труды и неся эти труды, мы вступаем в полосу особой опасности — самопревозношения и тщеславия, особенно когда самих себя сравниваем с другими людьми, и не только с нецерковными, но и воцерковленными братьями. Тщеславие, которое развивается, в том числе, нередко и от строгого исполнения поста, является горьким и опасным, ядовитым, как говорит преподобный Марк, плодом постного поприща. Как, не вкушая пищу, мы открываем свою душу к принятию пищи духовной, так, не сопровождая пост самовоспитанием, контролем, самопознанием, мы способны впустить в свою душу дьявола, который и добрые наши поступки обратит ко злу. 

http://patriarchia.ru/db/text/3999684.ht...

В православной общине Пекина прошли богослужения первой седмицы Великого поста Пекин, 17 марта 2008 г  В Красной Фанзе, православной общине храма Успения Пресвятой Богородицы на территории российского Посольства в Китае в г. Пекине, прошли службы первой седмицы Великого поста. Чин прощения и чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в понедельник первой седмицы совершил протоиерей Дионисий Поздняев. В другие дни богослужения совершал священник Алексий Киселевич. На этой недели он совершил также Таинство Крещения – покрестилось несколько детей и взрослых - российских граждан, проживающих в настоящее время в Китае.Вечером в пятницу первой седмицы отец Алексий провел исповедь. В субботу, 15 марта, в день памяти иконы Божией Матери «Державная» и великомученика Феодора Тирона,  была совершена Божественная литургия, за которой причастились многие верующие, в том числе дети, среди которых немало воспитанников Воскресной школы. Занятия в детской группе Воскресной школы общины в эти дни также были посвящены Великому посту. В этом году в первые дни поста в Пекин намного раньше обычного пришла настоящая весна. На территории Посольства распустилась сакура, вишня, магнолия, зазеленела трава. Особенно живописным выглядит «остров» в парке Посольства, где раньше находился Храм Всех Святых Мучеников Российской Духовной Миссии, разрушенный в 1957 году. 3 апреля 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на месте разрушенного храма по проекту Б.Г. Александрова (внучатого племянника митрополита Виктора (Святина) - начальника последней Духовной Миссии в Китае) был устроен памятный мемориал: Поклонный Крест и памятная плита с изображением храма и кратким описанием его истории. К весне этого года была проведена значительная работа по благоустройству всего «острова»: на нем появились новые деревья и кустарники, посажены молодые березки, которые привезли с Дальнего Востока, разбиты газоны, устроены миниатюрные дорожки, вдоль которых установлены новые фонари освещения, расставлены скамьи для отдыха. Здесь же появилась новая спортивная площадка с современными тренажерами.

http://pravoslavie.ru/26082.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в четверг первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Борисоглебском Аносином женском монастыре 21 марта 2013 г. 14:30 21 марта 2013 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  посетил Борисоглебский Аносин женский монастырь в Истринском районе Московской области, где молился за уставными богослужениями. В заключение Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В течение первой седмицы Великого поста мы, внимая глубоко назидательным богослужебным текстам, размышляем о духовной жизни. Каждый человек, вслушиваясь в эти тексты, невольно обращает мысль свою на самого себя, и в этом заключается одно из самых важных измерений постного поприща, когда, взирая вглубь своей собственной души, мы подвергаем себя суду — суду своей совести, выявляя собственные недостатки, пороки и каясь пред Господом в содеянном. Одним из очень распространенных пороков является осуждение ближнего. Иногда, встречаясь со знакомыми и друзьями, мы, просто для того чтобы заполнить время, осуждаем других. Святой Григорий Богослов замечательно сказал по этому поводу: «Если кто, желая позабавиться, выставляет напоказ осуждение ближнего, то воображай, что предметом смеха становишься ты сам, и тогда слова его более всего огорчат тебя». Это мудрое наставления святого Григория мы должны иметь в памяти тогда, когда кто-то в шутку или всерьез, желая рассмешить нас или занять наше внимание, или просто от безделья, начинает осуждать другого человека. Помни, что в этот момент ты сам становишься предметом для смеха, потому что тот же человек, который с легкостью говорит о другом плохо, желая тебе понравиться или, как сказал святитель, просто позабавиться, в другой обстановке непременно скажет то же самое про тебя. О, как бы ты огорчился, если бы услышал это! Так вот, огорчаться мы должны всякий раз, когда слышим осуждение наших ближних. А почему люди осуждают один другого? Происходит это оттого, что человек чаще всего пребывает в состоянии гордыни. Гордость — это порок, который особым образом обнажает саму сущность греха. В гордости человек видит только самого себя, самому себе служит, и поэтому малейшее возражение со стороны других, или образ жизни другого человека, или слова его, которые кажутся гордому человеку подозрительными, как бы сужающими пространство для его собственного «я», становятся причиной осуждения. И мы знаем, что самое горькое, самое страшное и разрушительное осуждение, которое сопровождается ложью и именуется клеветой, чаще всего производится теми, кто страдает от страшного порока гордыни.

http://patriarchia.ru/db/text/2861415.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла во вторник первой седмицы Великого поста в Новоспасском монастыре 4 марта 2014 г. 17:01 4 марта 2014 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Новоспасском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваше Преосвященство, владыка Савва! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую во вторник первой седмицы Великого поста. Благодарю вас, владыка, за добрые слова и за этот подарок. Облачаясь в сие священное облачение и совершая Литургию Преждеосвященных Даров в течение Четыредесятницы, буду вспоминать и это пребывание в Новоспасском монастыре, Ваши добрые слова, сегодняшнюю нашу совместную молитву с братией и Ваш замечательный дар. Пост — это время, когда человеку предоставляется возможность изменить свою жизнь к лучшему. И одним из средств воздействия на душу человека, на его чувства, его волю, является ограничение в пище. Для некоторых людей, незнакомых с церковной жизнью, пост, собственно говоря, и заключается в переходе на другую пищу, многие иного и не знают. Конечно, постное питание — это лишь один из компонентов того образа жизни, которого мы должны придерживаться во время Великого поста, но это важный компонент. Мне приходилось беседовать с людьми далекими от Церкви, но верующими, которые в храм почти не ходят, посты не соблюдают, но Бога не отрицают. Когда речь заходила о посте, эти люди нередко начинали возражать: «Ну какая разница, чем питаться? Самое главное — зла не делать». Это правильные слова — в идеале, но, к сожалению, на практике так не получается. Те люди, которые не готовы ограничить себя в малом — в питании, неспособны сделать и что-то иное, большое и значительное. И если такое замечательное правило, как пост, отделяется от добродетели, значит, человек ни одного, ни другого по-настоящему сделать не может — сил не хватает, воли не хватает. Вот и возникает вопрос: а почему же нужно ограничивать себя в пище? Ведь действительно, пища — это материальный фактор. Имеет ли пища отношение к жизни духовной? И святые отцы, учителя Церкви свидетельствуют о том, что имеет, потому что пища необходима для поддержания жизни нашего физического организма, нашего тела.

http://patriarchia.ru/db/text/3592031.ht...

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Андреевском ставропигиальном монастыре 1 марта 2017 г. 21:00 Вечером 1 марта 2017 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме Воскресения Словущего Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. За богослужением молились: наместник Андреевского монастыря епископ Дмитровский Феофилакт и братия обители; руководители и сотрудники церковных и общественных организаций, расположенных в Андреевском монастыре, в том числе председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда , первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов , заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ И.В. Мещан , президент Славянского форума искусств «Золотой витязь», народный артист России Н.П. Бурляев; многочисленные прихожане. Богослужебные песнопения исполнили хор братии Троице-Сергиевой лавры и Андреевского монастыря (регент протодиакон Василий Попадинец). На телеканале «Союз» шла прямая трасляция Патриаршего богослужения. По окончании службы епископ Феофилакт приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству репринтное издание Требника Петра Могилы и украшенную росписью шкатулку. Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь . В дар братии Андреевского монастыря Святейший Патриарх Кирилл передал подарочные репринтные издания молитвослова 1857 года. Завтра, 2 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл утром будет молиться за уставным богослужением в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре , а вечером совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4821574.ht...

Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе. 17 февраля. В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился в Храме Христа Спасителя за великопостной утреней, часами и изобразительными. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил вечерню и первую в 2010 году Литургию Преждеосвященных Даров. Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. 18 февраля. В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. В Храме Христа Спасителя состоялась встреча Его Святейшества с членами паралимпийской сборной России. В Тронном зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл встретился с Президентом Республики Абхазии С.В. Багапшем и его супругой М.Г. Багапш. Вечером Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 19 февраля. В пятницу первой седмицы Великого поста Предстоятель Русской Церкви возглавил братский молебен преподобному Сергию, игумену Радонежскому, у раки с честными мощами Преподобного в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. После братского молебна Святейший Патриарх Кирилл молился в алтаре Троицкого собора при чтении утренних молитв и полунощницы. По окончании полунощницы Предстоятель перешел в Успенский собор, где молился за утреней, часами и изобразительными. Затем в Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании Литургии Святейший Владыка возглавил молебное пение святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. 20 февраля. В субботу первой седмицы Великого поста, день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме прп. Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель передал в дар обители ковчег с частицей мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца, основавшего обитель в начале XIV века, и совершил освящение главного благовестника звонницы Высоко-Петровского монастыря — восьмитонного колокола «Святитель Петр».

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

Святейший Патриарх Кирилл: цель поста - достичь перемен внутри себя Москва, 29 февраля 2012 г. Фото: C.Власов/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси В понедельник первой седмицы Великого поста, 27 февраля 2012 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В своем Первосвятительском слове, обращенном к верующим, Предстоятель уделил особе внимание истинному духовному смыслу поста. «Сегодня большинство людей, – отметил Патриарх, – связывают пост с ограничением в скоромной пище, скрупулезно выполняя предписания поста, ограничивая себя в принятии пищи, переживая из-за малейшего нарушения и считая, что смысл и заключается в том, чтобы соблюсти эту строгую дисциплину. Действительно, воздержание от пищи является непременным условием достижения той цели, которую каждый человек должен поставить, входя в Великий пост. Но цель эта не столько ограждение себя от пищи, сколько решение куда более сложной задачи. Цель поста заключается в том, чтобы достичь перемен внутри себя. А сделать это очень тяжело». «Цель поста и заключается в том, чтобы прервать нашу внутреннюю спячку, некую успокоенность, поставить перед собой совершенно конкретные цели, достижение которых столь необходимо во время поста», – подчеркнул он. «Ограничение в пище помогает обострить чувства и способность — рациональную, умственную способность — видеть изъяны своей собственной жизни. Молитва, сопровождаемая постом, помогает человеку понять самого себя — а это, может быть, самая трудная задача. И если во время поста мы начинаем лучше понимать себя, видеть свои слабые места, свою греховность, если мы дистанцируемся от привычного образа мыслей и поступков, которые не дают нам никакой независимой точки отсчета в оценке своей собственной жизни, то тогда и наступает особое состояние, которое Церковь называет покаянием, «метанойей», – сказал Святейший Патриарх. 29 февраля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/51888.html

В пятницу первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил богослужение в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре 3 марта 2017 г. 21:46 Вечером 3 марта 2017 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил полиелейную утреню (на этот день с четверга, 17 февраля с.с./2 марта н.с., перенесена полиелейная служба в честь сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца). Его Святейшеству сослужили: архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря ; игумен Петр (Еремеев) , наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ; духовенство г. Москвы. В храме молились глава управы Мещанского района г. Москвы Д.Н. Башаров, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря игумения Иулиания (Каледа) , сестры Богородице-Рождественской обители. Богослужебные песнопения исполнил хор Богородице-Рождественского монастыря, регент монахиня Сергия (Инютина). По окончании богослужения игумения Викторина приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству икону Спасителя (Вседержитель на Престоле) и вышитые покровцы. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью . В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал скульптурное изображение священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, а насельницам монастыря сборники своих проповедей. Завтра, в субботу 1-й седмицы Великого поста, день памяти великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в московском храме святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сицевом Вражке. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 3 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4824781.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010