Чтец: Аминь. И тропари сия: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое: победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, утверди православных жительство, спаси верныя люди Твоя и подаждь им с небесе победу, зане родила еси Бога, едина Благословенная. Священник: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (или: архиепископе, или: митрополите, имя, егоже есть область), и о всей во Христе братии нашей. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся за всю братию и за вся христианы. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Именем Господним благослови, отче. Священник: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Чтец глаголет шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142). Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. (Трижды). Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. (Дважды). Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтец: Аминь. И тропари сия: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое: победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, утверди православных жительство, спаси верныя люди Твоя и подаждь им с небесе победу, зане родила еси Бога, едина Благословенная. Священник: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся о Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имя) и о Господине нашем, Преосвященнейшем епископе (или: архиепископе, или: митрополите, имя, егоже есть область) и о всей во Христе братии нашей. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся за всю братию и за вся христианы. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Именем Господним благослови, отче. Священник: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Чтец глаголет шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142). Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. (Трижды). Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. (Дважды). Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но и еще что-то очень важное связано с постом. Мы постимся, потому что существует церковный Устав. Ограничивая себя, мы накладываем на себя некие узы, некие вериги духовные. Для чего мы это делаем? Мы делаем это из-за послушания Господу. Это наша маленькая жертва Богу — небольшая, но существенная. И Господь видит наше желание принять на себя бремя ради Него, ради исполнения Его заповедей, ради того чтобы быть ближе к Нему, ради того чтобы переменить свой ум и свое сердце. Этот подвиг постный, как жертва благоуханная, восходит к Господу, и Господь отвечает нам, потому что Он никогда не бывает у нас в долгу. Если ради Него мы поступаемся своими интересами и ограничиваем себя, то Господь восполняет эту как бы ограниченность тем, что является более существенным для человека — происходит перемена нашего внутреннего состояния, перемена ума и сердца. Есть, конечно, и опасности, связанные с постом, некие искушения. Иногда, когда человек постится, ему кажется, что он лучше других. Он взирает на окружающих как бы с высоты своего положения, — может быть, и не говорит отчетливо самому себе, но где-то в подсознании откладывается мысль: «я ведь не такой, как другие, — смотрите, люди ведут себя так, будто никакого поста нет, но я же пощусь!» Тем самым он повторяет грех фарисея, который говорил: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как этот мытарь». Пост не должен стать для нас поводом для впадения в самый тяжкий грех — грех гордости и превозношения. Именно поэтому Господь и говорит: «если хочешь поститься, не надо принимать вид постящегося». Будь радостным, светлым. Ничто не должно говорить другим, что ты несешь на себе эти бремена, — тогда пост становится богоугодным. Бывает, что во время поста, который, конечно, связан с ослаблением физических сил, появляется усталость, вместе с усталостью — раздражительность; порой мы являемся свидетелями конфликтов между людьми постящимися. Это большой грех, и если человек чувствует некую усталость, если нарастает раздражительность и конфликтность, то нужно усилить молитву; и самое главное — необходимо самому себе внушить, что всякое нарушение внутреннего мира и покоя во время поста перечеркивает весь смысл великопостного подвига

http://patriarchia.ru/db/text/2854828.ht...

Чтец: Аминь. И тропари сия: Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, утверди православных жительство, спаси верныя люди Твоя и подаждь им с небесе победу, зане родила еси Бога, едина Благословенная. Священник: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся о Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имя) и о Господине нашем, Преосвященнейшем епископе (или: архиепископе, или: митрополите, имя, егоже есть область) и о всей во Христе братии нашей. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся за всю братию и за вся христианы. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Именем Господним благослови, отче. Священник: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Чтец глаголет шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142). Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. (Трижды). Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. (Дважды). Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святейший Патриарх Кирилл: Зависть это социально опасный порок Сергиев Посад, 20 марта 2013 г. «Зависть не только имеет тяжелые последствия для человека завистливого, не только причиняет ему боль и реальные страдания. Зависть это социально опасный порок, потому что очень часто именно зависть является причиной интриг, конфликтов, скрытых и открытых войн, революций», - подчеркнул Святейший Патриарх Кирил в своей проповеди после великого повечерия в Свято-Троицкой Сергиевой лавре во вторник первой седмицы Великого поста. «Известно, – отметил Предстоятель, – что историческая наука, объясняя те или иные страшные события в человеческой истории, обычно отталкивается от так называемых объективных обстоятельств: мол, стечение политических, экономических, еще каких-то иных факторов и привело к тому или иному трагическому развитию событий. Наука не учитывает такой фактор, как действия завистников. А ведь на самом деле сколько несчастий и сколько горя было в истории, сколько несчастий и сколько горя происходит и в наше время от того, что один завидует другому, одна группа людей — другим, одни народы — другим! Неслучайно, что именно зависть явилась причиной первого пролития крови: завистник Каин был первым, кто поднял руку на другого человека, на брата своего, движимый чувством зависти. «В зависти, – особо подчеркнул Патриарх, – особым образом является само безумие греха. Всякий грех это безумие, потому что Бог есть абсолютный Разум и Богом определенный порядок жизни есть проявление Божественного разума, а грех и порок, как противление Божиему замыслу, и есть безумие. Но не в каждом пороке это безумие очевидно. Святитель Тихон Задонский говорит, что многие пороки доставляют человеку хотя бы мнимое удовольствие, а зависть только скорбь и страдание. У зависти нет никакой ширмы, нет никакой декорации, в зависти обнаруживается и проявляется страшное лицо греха, который несет человеку страдания». «Завистливый человек действительно страдает. Казалось бы, зачем страдать из-за того, что кому-то хорошо, что кто-то преуспевает? Ну, какое дело до чужой жизни? Так ведь нет! Зависть воспламеняется от различных поводов. Кто-то выглядит хорошо, у кого-то хорошее здоровье, красивая одежда, кто-то ездит на красивом автомобиле, у него удобный красивый дом, он занимает положение, которое хотелось бы занимать завистнику, — чего только ни бывает в жизни и какие только обстоятельства ни являются причиной для зависти!»

http://pravoslavie.ru/60215.html

Но есть и еще нечто опасное в празднословии. Слово, которое мы обращаем вовне, является результатом нашей мысли. Когда человек мыслит, он тратит внутреннюю энергию, но когда он говорит, энергии расходуется куда больше. Это только кажется, что слово есть нечто совсем простое и легкое. Многие из нас опять-таки на собственном опыте знают, как тяжело постоянно находиться в общении и разговаривать, потому что в слове — часть нашей внутренней жизни. Если же мы пустословим, произносим праздные слова, то мы расточаем свою внутреннюю силу, мы наносим ущерб своей духовной жизни. «Положи, Господи, хранение устам моим» (Пс. 140, 3) — неслучайно мы обращаемся с этими словами к Господу, ибо каждое праздное слово разрушает наш внутренний мир, подтачивает его, ослабляет и, в конце концов, делает восприимчивым ко всякой неправде и греху, который нас окружает. Как же нам преодолеть этот порок пустословия? Самым важным и верным средством является молчание. Недаром существует пословица: слово — серебро, а молчание — золото. Нужно помнить, что каждое слово может иметь большую ценность и для говорящего, и для слушающего. Каждое слово берет внутреннюю энергию и силу у человека. А для того чтобы сохранять эту силу, нужно удерживать язык свой от зла (см. Пс. 33:14). Молчание — это способ набраться внутренней духовной силы. И жизнь в Церкви, богослужебная жизнь дает нам эту удивительную возможность, ведь в храме мы молчим. В храме мы думаем, мы молимся, но молчим. Для некоторых людей порой трудно выстоять долгую службу, особенно во время Великого поста. Но ведь как замечательно провести в молчании три-четыре часа — где еще человек может погрузиться в эту удивительную атмосферу духовного молчания? Может быть, поэтому мы и чувствуем обновление своих духовных сил, когда покидаем храм после молитвы. Но и в жизни нужно вырабатывать навык молчания. Когда трудно или не хочется говорить, следует помолчать. Особенно же нужно уметь молчать перед тем, как произносить ответственные слова, — чтобы не ранить человека словом, чтобы пустотой своего слова не заразить его душу, не нанести ему духовного вреда.

http://patriarchia.ru/db/text/1424985.ht...

Но помимо того, что князь Даниил был очень благочестив, о чем свидетельствует сам факт его пострижения в монашество, он вообще был совершенно особенным правителем. Это отмечается везде — и в летописях, и в житии, и даже в светских биографиях. Князь был миротворцем, а в то время, когда Русь раздирали феодальные противоречия, это было очень непросто. Брат восставал на брата, и сражались друг с другом насмерть князья русские, только чтобы отнять часть соседской территории и вместе с тем возвысить себя. Но князь Даниил никогда не обнажал меча, чтобы захватить хоть пядь земли. Это был, наверное, единственный князь, который отказался силой присоединять к бедному в то время Московскому княжеству чужие земли. Даже когда ему пришлось взяться за меч, потому что над Московским княжеством нависла угроза нападения со стороны князя Рязанского, Даниил, одержав победу, не убил его, не стал брать в плен и никаких рязанских земель к Москве не присоединил, — это был из ряда вон выходящий случай. Вскоре после этого его племянник завещал Московскому княжеству княжество Переяславское, а Переяславль был тогда куда более значительным городом, чем Москва. Но когда это воссоединение княжеств произошло, князь Даниил не захотел переезжать из второстепенного города Москвы в процветающий город-крепость Переяславль. С мирного присоединения Переяславского княжества к Москве и началось возвышение Московской Руси, которая обрела особую силу при сыне князя Даниила Иване Калите, многое сделавшем для процветания нашего града. И, может быть, главное, что он сделал, — по его инициативе митрополит всея Руси, чья кафедра после изгнания из Киева находилась в городе Владимире, перенес ее в Москву. Тем самым была заложена основа того, чтобы Москва стала центром всея Руси. История князя-миротворца хорошо известна, я вам ее напомнил только в связи с днями святого Великого поста. На первой седмице мы размышляли о путях духовной жизни человека, о его грехах, страстях, но и о его добродетелях. И, наверное, миротворчество есть одна из величайших добродетелей, ведь и Господь, явившись по Воскресении Своем из мертвых, сказал апостолам: «Мир вам», прежде всяких иных слов назидания. И это неслучайно, как неслучайны слова Нагорной проповеди «блаженны миротворцы, потому что они сынами Божиими нарекутся». А что значит «сын»? Это тот, кто продолжает дело отца. Значит, наиглавнейшее дело Бога — это мир, потому что в замысле Божественном о мире и о человеке именно мир был главной ценностью.

http://patriarchia.ru/db/text/4407803.ht...

А на самом деле гордость порождает такие пороки, как гнев и зависть. Гордый человек, имея себя в центре бытия, всегда видит других только на периферии. Он отчужден от других, ведь на самом деле гордость — это одиночество, это разрыв отношений с другими. Кто будет любить, кто будет общаться с человеком, исполненным гнева, или же с тем, кто постоянно осуждает других? Гордость — не добродетель, не положительная характеристика некоего героя, а проявление греха, которое приводит человека к одиночеству, к отчуждению от других, к конфликтам. Сколько же этих конфликтов и сколько страданий — и в личной, и в семейной, и в общественной, и в государственной жизни, в жизни народов земли! Ну, а если взять другой порок, который обнаруживает в полной мере природу греха, — злобу? Разве можно жить рядом со злым человеком? Разве можно злого человека романтизировать, превращать в героя? А ведь сегодня и это происходит — с экранов телевидения и кинематографа, со страниц низкопробных книг проникает в сознание людей этот образ злого, но положительного героя. Такого не было почти никогда, но мы входим в эпоху, когда добро и зло смешиваются в сознании людей и зло романтизируется. И недаром появляются поклонники зла — так называемые сатанисты. Некоторые считают этих людей сумасшедшими. Наверное, они действительно больны, хотя и не психической болезнью, потому что погружение в пучину зла не может оставить человека здоровым.  Ну, а ложь, к которой все так привыкли, которую используют все от мала до велика, от великих до самых слабых, которая считается одним из средств достижения поставленных целей? Ложь разрушает здоровую ткань человеческих отношений, ибо провоцирует встречную реакцию людей, недоверие, которое может перерастать в агрессивность. Ложь действительно разламывает, разбивает на осколки человеческую общность.  Как бы ни старались ныне те, кто несет зло, романтизировать грех, сделать его привлекательным, у нас есть внутреннее противоядие от греха, которое мы называем совестью, — нравственное чувство, которое Богом вложено в нашу природу. Именно это чувство, несмотря на поток лживой пропаганды, дает нам возможность определить, где добро, а где зло, где свет, а где тьма. Нельзя сказать, что мы всегда побеждаем в этом выборе в пользу добра и света. Иногда в сознании происходит смешение понятий, и не нащупать путеводной нити. Но время Великого поста дает нам возможность духовно сконцентрироваться, подумать о самом главном, отличить грех от праведности. Мы слушаем великие назидания, которые пришли к нам из древности, но вечны, потому что обращены к самой природе человека, которая не меняется со столетиями и тысячелетиями. Это та же самая природа, и мы откликаемся на эти дивные слова, понимая, что в них — жизненная правда. 

http://patriarchia.ru/db/text/2864496.ht...

Сегодня мы переживаем особое время в жизни нашего Отечества, трудные предвыборные дни. И как сокрушается сердце от этого потока лжи, клеветы, лицемерия, подтасовки фактов, забвения исторического опыта! Казалось бы, что еще нужно нашему народу испытать, какие муки понести, чтобы исторический опыт вошел в плоть и кровь! Так нет же: каждое последующее поколение живет и действует так, будто бы не было горя, страданий поколений предыдущих. И как легко оторванные от своих корней люди подвергаются воздействию лжи и клеветы, теряя свою свободу и способность выбора! Я привел этот пример только потому, что он лежит сейчас на поверхности, и все мы знаем, что происходит в общественном пространстве. Но ведь нечто подобное можно сказать и о нашей личной жизни, о наших семьях. Разве мы не стремимся добиться благополучия за счет обмана ближних, построить свое собственное счастье на горе другого человека? А если нужно лгать или клеветать, чтобы достичь этих целей, — мы с легкостью делаем это в надежде на призрачное счастье. Мы его ухватим, оно станет нашим, мы будем им обладать! Слово Божие учит нас, что использование греха для достижения целей не является не только спасительным, но и эффективным. Бог предназначил людей для другого — Он предназначил их для того, чтобы они жили по Божиему закону, чтобы творили правду, чтобы не обманывали других, стремясь достичь своих корыстных целей, чтобы грех никогда не использовался как некий инструмент борьбы за место под солнцем. Только тогда жизнь может быть счастливой, мирной и радостной. Мы проходим поприще Великого поста для того, чтобы очистить свою душу, освятить себя благодатью Божией, укорениться в правде Божией, научиться сопротивляться греху, злу, неправде — в первую очередь, в своей собственной жизни. И как важно, чтобы именно в эти дни мы дали себе обет, священный обет пред Богом, никогда не использовать грех, гордыню, ложь и все, что от них проистекает, для достижения своих личных, часто корыстных целей. И да поможет нам Господь решить эту, быть может, самую главную задачу в жизни, которая является ключом к человеческому счастью и общественному благополучию. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/2043447.ht...

Следование этим ограничениям требует от человека определенных волевых усилий. Кажется, что сложного в воздержании от какого-то рода пищи. Но когда человек вступает на путь поста, то часто оказывается, что сил не хватает. Сами-то мы думаем, что на многое способны. Особенно когда размышляем о своем карьерном росте, часто недоумеваем, почему наших способностей не замечают или почему нам не поручают ответственных дел, ведь мы на все это способны и сделаем не хуже, чем кто-то другой. Часто преувеличиваем свои возможности. А когда сталкиваемся с, казалось бы, простым делом — воздержанием от скоромной пищи — сил не хватает. Для многих воздержание от пищи является неким индикатором, который определяет степень наших волевых усилий, нашу волевую способность, а значит, помогает лучше понять себя. А для чего же нужно воздержание? Святой Макарий Египетский говорит, что цель воздержания — это не угнетение тела, а оказание помощи душе. Да, действительно так. Мы воздерживаемся от пищи не для того, чтобы ослабить свое тело, свой организм, нанести ему какой-то вред, но чтобы создать благоприятные условия для духовной жизни, для тех самых размышлений о самих себе, для более сосредоточенной молитвы, для более отстраненного от различного рода искушений образа жизни.  Святой преподобный Ефрем Сирин, молитву которого «Господи и Владыко живота моего» мы читаем много раз во время великопостных богослужений, размышляя на тему воздержания, говорит, что существует воздержание не только от еды и пития, но и от разных проявлений человека. Воздержание в языке. Говоря на тему воздержания в языке, преподобный Ефрем говорит о том, что всякое пустословие, празднословие, а тем более осуждение — это то, что мы должны волевым усилием исключить, если принимаем на себя обязательства, связанные с постным воздержанием. «Положи, Господи, хранение устом моим», — неоднократно мы обращаем эти слова к Богу, прося ограничить нас от пустых, праздных и особенно от осуждающих слов.  Продолжая размышлять о воздержании, преподобный Ефрем говорит: есть и воздержание глаз. Когда человек взирает на окружающий мир, то многое, с чем сталкивается его взор, может внушать человеку соблазн, искушать его, возбуждать чувство зависти и многие другие плохие чувства, которые оскверняют душу. Воздержание глаз заключается в сознательном отстранении от созерцания всего того, что может разрушить внутреннюю целостность человека, его покой. Вот почему требуется воздержание от просмотра многих телевизионных передач, которые несут в себе много искушений и соблазнов. Вот почему люди не ходят в кинотеатры, не посещают театры, и не делают многое из того, что связано с неким вызовом нравственному чувству. 

http://patriarchia.ru/db/text/4002898.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010