Очень важным таким средством является молитва. В молитве мы обращаемся к Богу, в молитве мы раскаиваемся пред Господом, в молитве мы благодарим Бога за милости, которые Он нам дает, в молитве и через молитву мы слышим ответ от Господа. Бог дает нам силу Своей благодати, чтобы поддержать в добрых делах, в добрых мыслях, в добрых чувствах. Поэтому неслучайно, что великопостные молитвы так продолжительны. Однако совершенно очевидно, что человек не может удержать свое сознание в молитве в течение многих часов богослужения. В Великом посту утренние богослужения длятся четыре, а иногда и более, часа. Ну, как же за это время можно удержать мысль? По слабости своей мы рассредоточиваемся, мы начинаем о чем-то думать; иногда и физическая усталость начинает одолевать. У некоторых появляется чувство беспокойства, так что возникает вопрос: «А нужно ли дальше стоять в храме? Может, лучше уйти?» И ответ такой: не нужно уходить из храма. Нужно только, чтобы наша мысль, которая не может постоянно пребывать в молитве из-за нашей ограниченности и слабости, не расстраивала нашего внутреннего духовного состояния. А потому, пребывая в храме, нужно слушать внимательно песнопения, молитвословия; а если мы чего-то не понимаем — не страшно, потому что сам текст несет в себе благодатную силу. Прислушиваясь к тексту, слушая прекрасную церковную музыку, отвечая сердцем на понятные в богослужении слова, которые произносит диакон или священник, мы настраиваем себя, своего внутреннего человека, на ту самую волну, на которой благодать Божия действует на человека. Есть еще и некое физическое условие, которое во многом предопределяет возможность перемены человека к лучшему. Этим условием является воздержание. Наши праотцы согрешили в раю невоздержанием, вкусив от запретного плода. Для того чтобы выйти из состояния греха и стать лучше, мы должны проявить воздержание. В первую очередь, мы воздерживаемся от скоромной пищи и делаем это неслучайно, потому что духовное и материальное связаны в единой природе человека. Душа и тело неразрывно, неразлучно существуют в человеческой личности до момента смерти, а это означает, что как душа оказывает воздействие на тело, как здоровый дух нередко определяет здоровье человеческого тела, так и наоборот, физическое состояние человека может влиять на состояние духа: «в здоровом теле — здоровый дух».

http://patriarchia.ru/db/text/2854828.ht...

Что значит ходить перед лицом Божиим? Это означает чувствовать Божие присутствие, осознавать, что Бог рядом. А если Бог рядом, то как можно оскорблять Бога, как можно совершать то, что противно Богу? Если Бог рядом, то человек не только постоянно обращается к Нему, но старается жизнь свою строить так, чтобы Божественные очи, взирая на Него, были всегда исполнены милостию и любовью. А как же научиться молитве тем, кто не умеет молиться? Сегодня много людей приходит в храмы, обращается к Богу, но не все умеют молиться. Есть обстоятельства, в которых молятся даже люди маловерующие когда мы попадаем в тяжкие жизненные обстоятельства. Как говорят участники войны, с молитвой в атаку даже безбожники поднимались. Когда возникает отчаяние и осознание невозможности собственными силами преодолеть трудности, то тогда человек слова молитвы обращает к Богу с легкостью. Так происходит и тогда, когда, вдруг обратившись к врачу, слышит человек страшные слова неисцелимого диагноза. Вот тогда люди молятся и находят слова и никого не надо учить молиться. Но стоит преодолеть трудности, получить исцеление и снова пресекается связь с Богом и молитва. Навык молитвы это одно из самых важных аскетических деланий. Молиться нужно словами молитв, если их знаешь, а также своими простыми словами, молиться не только утром и вечером, молиться нужно многократно в течение дня, хотя бы на мгновение обращаясь к Господу. Выходя на улицу, нужно осенить себя крестным знамением, потому что современные улицы небезопасны для человеческой жизни. Можно и злого человека встретить и столкнуться с трудными обстоятельствами. А когда, делая первые шаги в начале дня, мы обращаемся к Богу с молитвой, то призываем Его благословение. Существовала монашеская традиция — каждый третий час освящать молитвой. Отсюда и церковный устав часов третьего, шестого, девятого и других богослужений. В условиях современной жизни невозможно каждые два-три часа посещать богослужения. Но регулярно просить помощи Божией, воздыхать ко Господу, благодарить Его за полученные дары, просто вспомнить о Боге это и означает чувствовать Божие присутствие в своей жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/572799.htm...

Но если власть понимается как средство достижения своих собственных целей, если власть понимается как источник удовольствия и наслаждения тем, что твоей воле подчиняются другие, то власть становится соблазном, искушением и гибелью для человека. Именно от такого восприятия и переживания власти мы просим Бога нас оградить, обращаясь к Нему словами молитвы святого Ефрема Сирина. Кто-то может сказать: «Но ведь большинство людей не имеют власти; почему же преподобный предлагает всем молиться этими словами?» В частности, такой вопрос могут задать монашествующие, ведь преподобный Ефрем составил эту молитву в первую очередь для тех, с кем он вместе подвизался, для преподобных, монашествующих. Какая же власть у монашествующих? И какая власть у большинства людей? Многие под властью понимают власть политическую, экономическую, власть великих и сильных людей, и могут с недоумением спросить: «Ну, а какая же у меня власть?» На самом деле любоначалие, властолюбие может проявляться и в обыденной жизни. Чаще всего так и бывает. Как много конфликтов и ссор происходит в семье из-за того, что супруги борются за власть друг над другом! А нередко бывает так, что более сильный, взяв верх, наслаждается своей властью и делает другого — жену или мужа — несчастным только потому, что любоначалие, властолюбие и в этих микроскопических размерах — в масштабах всего лишь одной семьи — разрушает души людей и приносит скорбь. А если выйти за пределы семьи? Как часто и в трудовых коллективах, и даже в неформальных группах людей тот, кто имеет большее влияние и больший авторитет, упивается своей возможностью влиять на окружающих! Всякий раз, когда человек наслаждается властью, он согрешает, потому что власть дана не для наслаждения, а для служения. Нет перед властью другой Богом благословленной цели, как только служение ближним своим. Опять-таки, сказанное имеет отношение не только к людям великим и сильным, но и к каждому, кто имеет власть над другими, будь то власть слова или власть мысли, власть убеждения, даже власть примера, все это может служить либо гибели, либо спасению.

http://patriarchia.ru/db/text/1424790.ht...

Но бывает и так, что человек, пребывающий в злобе, — а злоба тоже порок, который проявляет в полной мере грех, — всё, что делает, мыслит и говорит, наполняет этой злобой. Его слова становятся исполненными злобы. Мы говорим в таком случае, что человек злословит, то есть говорит злые слова в адрес другого. В таком случае осуждение является точным диагнозом внутреннего состояния того, кто злословит; и состояние это страшное, губительное, потому что там, где зло, там диавол. Вне зависимости от того, осуждаем ли мы людей в качестве развлечения, заполнения пустого времени, или защищая самих себя, или просто изливая вовне свое тяжелейшее внутреннее состояние, мы совершаем грех, который влияет на наше духовное состояние, а значит, на наше спасение. Господь запретил нам судить других людей: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). И когда в Его присутствии хотели побить камнями женщину, впавшую в прелюбодеяние, Он, обращаясь к тем, кто готов был стать палачом, сказал слова, которые до сих пор потрясают своей правдой: «Тот, кто без греха, первый брось в нее камень» (см. Ин. 8:3-11). Мы бросаем камни, не физические — словесные, осуждая людей. Так вот, как только захотим осудить, представим себе блудницу, взятую в прелюбодеянии, Спасителя, рассвирепевшую толпу с камнями в руках и слово Его: «Кто без греха, первый брось в нее камень». И, может быть, эти слова помогут нам остановиться от того, чтобы осуждать другого человека. Но Господь не только запретил нам судить. Он связывает наше отношение к ближним с нашей загробной участью: каким судом судите, таким будете судимы. «Не судите, да не судимы будете», — благодаря одной только нашей способности и готовности не судить людей мы можем быть освобождены от Суда Божиего, мы можем быть оправданы. Почему же такая милость от Бога за исполнение всего одной заповеди, всего одного Его предписания? А потому что если не осуждаем других людей, то не имеем гордыни; не осуждаем — не имеем злобы. А если нет внутри гордыни и злобы, то очень легко в таком сердце поселяется любовь.

http://patriarchia.ru/db/text/2861415.ht...

15 февраля. Открытие детского турнира по русскому хоккею на кубок Патриарха в Москве 20 февраля. XV церемония вручения премий Международного фонда единства православных народов 22 февраля. Служение Предстоятелей Антиохийской и Русской Православных Церквей в Храме Христа Спасителя в Москве в Прощеное воскресенье 22 февраля. Служение Предстоятелей Антиохийской и Русской Православных Церквей в Храме Христа Спасителя в Москве в Прощеное воскресенье. Хиротония архимандрита Димитрия (Елисеева) во епископа Нерчинского и Краснокаменского 22 февраля. Святейший Патриарх Кирилл встретился с жительницей Донецка З.И. Радченко 23 февраля. Патриаршее служение в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского 23 февраля. Патриаршее служение в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского 24 февраля. 23 февраля. Патриаршее служение в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского 24 февраля. Патриаршее служение во вторник первой седмицы Великого поста в Зачатьевском ставропигиальном монастыре 25 февраля. Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Синодального информационного отдела 25 февраля. Патриаршее служение в среду первой седмицы Великого поста в Андреевском ставропигиальном монастыре. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского Патриаршее служение в четверг первой седмицы Великого поста в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского 27 февраля. На патриаршем служении в пятницу первой седмицы Великого поста в Троице-Сергиевой лавре. 27 февраля. Патриаршее служение в пятницу первой седмицы Великого поста в Троице-Сергиевой лавре. Литургия Преждеосвященных Даров 27 февраля. На патриаршем служении в пятницу первой седмицы Великого поста в Троице-Сергиевой лавре. 27 февраля. Патриаршее служение в пятницу первой седмицы Великого поста в Троице-Сергиевой лавре. Освящение колива.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4323458...

Патриаршее служение. Март 2011 1 апреля 2011 г. 21:30 Пресс-служба Святейшего Патриарха публикует фотографии служения и встреч Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в марте 2011 года. Фото:  С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Возложение цветов к памятнику императору Александру II на территории комплекса Храма Христа Спасителя Возложение цветов к памятнику императору Александру II на территории комплекса Храма Христа Спасителя Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя Патриаршее служение в понедельник первой седмицы Великого поста. Чтение канона прп. Андрея Критского Патриаршее служение в Покровском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в Покровском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в Покровском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в Троице-Сергиевой лавре в среду первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в четверг первой седмицы Великого поста. Чтение канона прп. Андрея Критского в Новоспасском монастыре Патриаршее служение в пятницу первой седмицы Великого поста в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве Патриаршее служение в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре в канун дня памяти обретения главы Иоанна Предтечи Чин великого освящения храма Успения Божией Матери в Печатниках. Божественная литургия Чин великого освящения храма Успения Божией Матери в Печатниках. Божественная литургия Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в праздник Торжества Православия Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в праздник Торжества Православия Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в день 35-летия архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в день 35-летия архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла Детский праздник в День православной книги в Храме Христа Спасителя Патриаршее служение в Свято-Даниловом монастыре в день памяти святого благоверного князя Даниила Московского Патриаршее служение в храме Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове в неделю вторую Великого поста Патриаршее служение в храме Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове в неделю вторую Великого поста Патриаршее служение в храме Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове в неделю вторую Великого поста Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в канун недели Крестопоклонной Патриаршее служение в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Успенском соборе Кремля Патриаршее служение в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Успенском соборе Кремля Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с послом Италии в России А. Ланди Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1442384.ht...

3.  Торжественное заседание  в Храме Христа Спасителя, посвященное 150-летию отмены крепостного права в России. 4. Заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, прошедшее в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации. 6.  Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье).  Литургия в храме в честь свт. Николая Чудотворца в Покровском. 7. Понедельник первой седмицы Великого поста. Предстоятель молился за уставным богослужением в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального монастыря. 8. Вторник первой седмицы Великого поста. Святейший Владыка молился за уставным богослужением в Воскресенском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря. 9. Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. 10. Четверг первой седмицы Великого поста. Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением  в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. 11.  Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. 12.  Суббота первой седмицы Великого поста день памяти великомученика Феодора Тирона и день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Великое освящение храма Успения Божией Матери в Печатниках и Литургия в новоосвященном храме. 13. Неделя первая Великого поста. Литургия свт. Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя. 14. Понедельник второй седмицы Великого поста, день 35-летия архиерейской хиротонии Патриарха. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. 16. Первое заседание рабочей группы по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского в Храме Христа Спасителя. 17.  День памяти св. блгв. кн. Даниила Московского.  Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы. 20. Неделя вторая Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы. Литургия  в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

В течение первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл произнес цикл проповедей о борьбе христианина с грехом 25 марта 2013 г. 17:26 C 18 по 24 марта 2013 года, в течение первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставными утренними богослужениями в монастырях, совершал великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского и Литургию Преждеосвященных Даров, а в заключение возглавил череду субботних и воскресных богослужений в храмах Москвы. После каждой службы Предстоятель Русской Церкви обращался к пастве со словами поучения , посвященными значению Великого поста как времени усиленной борьбы с грехом. «Смысл поста, как об этом говорят святые отцы, заключается в перемене ума и сердца. Собственно говоря, слово " перемена " и слово " покаяние " — на греческом языке одно слово метанойя . И поскольку именно покаяние находится в центре великопостного поприща, то это означает, что целью поста является перемена», — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл, молитвенно пожелав всем верующим совершить в дни Святой Четыредесятницы, «может быть, самый большой подвиг в жизни — победить самого себя». «Первым шагом, который каждый из нас должен сделать, в том числе вступая в поприще Святой Четыредесятницы, является попытка разобраться в самом себе, — подчеркнул Предстоятель. — Нужно отказаться от самооправдания, нужно думать и говорить пред лицом Божиим только о самом себе, только о том, в чем ты сам виноват; и только через это проникновение вглубь, в тайники своей души, мы сможем понять и прочувствовать нашу виновность пред Богом и пред нашими ближними». «Великая милость была явлена роду человеческому, и то отчуждение от Бога, которое господствовало над человечеством от Адама до Христа, более не существует. Но это не значит, что грех автоматически прощается, — напомнил Патриарх. — Господь возжелал, чтобы каждый из нас соучаствовал в Его искупительной Жертве, и происходит это через наше раскаяние, через исповедь наших грехов, через Причащение Тела и Крови Спасителя». Многие проповеди Его Святейшества в минувшие дни были посвящены путям преодоления таких пороков, как гордыня — «порок, который являет саму природу греха», гнев, зависть, злоба. «Пусть небольшой опыт духовного поиска, который многие пережили в течение первой седмицы и, я надеюсь, многие обретут в последующие дни Великого поста, откроет нам видение той Божественной перспективы, в конце которой — немеркнущее сияние Божественной славы, причастниками которой будет каждый, кто верит в Бога, принимает Его закон и слушает Его голос», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к пастве в завершение первой седмицы Великого поста — в неделю Торжества Православия. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2870315.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста 27 февраля 2012 г. 21:00 27 февраля 2012 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы вступили в поприще Великого поста. Это особое время в году, которое сопровождается воздержанием от пищи. Люди воцерковленные чаще посещают храм. Многие сегодня постятся по разным соображениям, не всегда понимая смысл и значение поста. По милости Божией сейчас появляется все больше литературы, которая дает людям возможность познакомиться с традицией поста, его происхождением, с тем, как развивалась дисциплина поста в течение двухтысячелетней истории Церкви, и даже проникнуть в смысл того, чт о означает пост. О последнем я бы и хотел сегодня, в первый день Великого поста, нечто сказать. Сегодня большинство людей связывают пост с ограничением в скоромной пище, скрупулезно выполняя предписания поста, ограничивая себя в принятии пищи, переживая из-за малейшего нарушения и считая, что смысл и заключается в том, чтобы соблюсти эту строгую дисциплину. Действительно, воздержание от пищи является непременным условием достижения той цели, которую каждый человек должен поставить, входя в Великий пост. Но цель эта не столько ограждение себя от пищи, сколько решение куда более сложной задачи. Цель поста заключается в том, чтобы достичь перемен внутри себя. А сделать это очень тяжело. Люди, особенно немолодые, люди средних лет привыкли жить так, как они живут. Этот привычный уклад жизни многие защищают всеми силами, потому что он дает чувство комфорта, уверенности, постоянства. Если предложить этим людям попытаться изменить свою жизнь, то многие не поймут, зачем это нужно делать. Вот в этом и есть трудность восприятия того, чем является пост, восприятия той цели, которая стоит перед постящимся. Если в человеке не происходит перемен к лучшему, то он становится хуже. Постоянство, которое мы нередко так оберегаем и которое считаем для себя удобным, привычным, на самом деле является регрессом. Если в душе человека не происходит нечто, что возвышает эту душу, то он понижает уровень своей духовной жизни. Цель поста и заключается в том, чтобы прервать нашу внутреннюю спячку, некую успокоенность, поставить перед собой совершенно конкретные цели, достижение которых столь необходимо во время поста.

http://patriarchia.ru/db/text/2039504.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в четверг Светлой седмицы по окончании Литургии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 24 апреля 2014 г. 20:24 24 апреля 2014 года, в четверг Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру . В Успенском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Феогност, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с Пасхой Божией спасительной. Радуюсь, что Господь привел меня в эти Пасхальные дни в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Духом скорбел, когда по обстоятельствам, от меня не зависящим, я в этом году не мог быть, по обычаю, в Троице-Сергиевой лавре на первой седмице Великого поста. Непременно богослужения той седмицы я завершаю в лавре, но как раз в дни первой седмицы был созван так называемый синаксис, то есть собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Константинополе, куда я и должен был с великой скорбью отбыть. Потому что посещение лавры, как и других обителей на первой седмице Великого поста, связанное с особой молитвой и особым покаянным расположением духа, всегда оказывало — конечно, не только на меня, но и на каждого православного христианина, — особое духовное воздействие. Первая седмица была и остается благодатной пищей для души, дающей силы на долгие-долгие месяцы, поэтому, будучи лишенным радости общения с вами в те самые святые дни первой седмицы Четыредесятницы, с особым чувством сегодня вместе с вами прославляю Христа Воскресшего в стенах древней Троице-Сергиевой лавры. В четверг Светлой седмицы, как мы уже слышали в проповеди, читается отрывок из Евангелия, рассказывающий о посещении Христа Спасителя одним из тайных учеников — Никодимом, который был членом Синедриона, то есть одним из старейшин, и потому не мог открыто встречаться с Господом Иисусом Христом, а посещал Его тайно. Мы не знаем о всех этих встречах и о всех беседах, но одна запечатлена замечательным образом святым евангелистом Иоанном Богословом. Обращаясь к Никодиму, Спаситель произносит ключевые, очень важные слова «Истинно, истинно говорю тебе: никто, кто не рожден водою и Духом, не может войти в Царствие Божие» (см. Ин. 3:5). 

http://patriarchia.ru/db/text/3637458.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010