Прошло уже около 100 лет после кончины старца. Амвросия. Ушли из жизни все, кто видел его, но вера в то, что преподобный старец имеет великое дерзновение пред Престолом Божиим, сохраняется и доныне.    Назидательна жизнь преподобного Амвросия Оптинского, но не менее назидательно и письменное наследие, оставленное им. Множество писем старца Амвросия было собрано и опубликовано его почитателями после его смерти. Эти письма прекрасно отражают духовный образ великого старца, содержат множество мудрых наставлений и советов для боголюбивых мирян и монашествующих.    Александр был шестым ребенком в семье.    Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. М., 1909, с. 442.    Четвериков С., прот. Цит. соч., с. 25.    Там же, с. 26.    Поселянин Е. Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий. СПб., 1907, с. 10.    Четвериков С., прот. Цит. соч., с. 29.    Там же.    Жизнеописания отечественных подвижников... с. 148.    Четвериков С., прот. Цит. соч., с. 32.    Поселянин Е. Цит. соч., с. 13.    Там же, с. 18.    Четвериков С., прот. Цит. соч., с. 32.    Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. (Далее: Жизнеописание...) М., 1900, ч. 1, с. 23.    Жизнеописание..., с. 25.    Жизнеописание..., с. 27.    Четвериков С., прот. Цит. соч., с. 89.    Жизнеописание..., с. 27.    Григорий, архим. Цит. соч., с. 30.    Жизнеописание..., с. 31.    Там же.    Жизнеописание, с. 32.    Там же, с. 34.    Там же.    Там же.    Жизнеописание с. 33.    Там же.    Четвериков С., прот. Цит. соч., с. 92.    Там же, с. 93.    У него то усиливался катар желудка и кишок, то открывалась рвота, то ощущалась нервная болезнь, то простуда с лихорадочным ознобом. К тому же стали появляться геморроидальные страдания, которые по временам до того измождали страдальца, что он лежал в постели, словно мёртвый. (Жизнеописание..., с. 48).    Жизнеописание..., с. 49.    Там же, с. 50.    Амвросий, иеросхимонах. Письма к монашествующим. Сергиев Посад, 1908, вып. 1, с. 152.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3279...

Вряд ли загадка будет когда-нибудь окончательно разрешена. Ясно одно: конец жизненного пути зависел прежде всего от причин духовных, когда «естества чин» не является определяющим. Совершилось должное совершиться. А если не всё нам остаётся понятным, так на то и несовершенен наш разум. Ни одному биографу не избежать теперь упоминания о предсмертных словах Гоголя: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!» . При этом не избежать и вспомнить о том, что «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника была любимою книгою Гоголя. Но вспоминаются также и предсмертные слова Пушкина: «Ну поднимай же меня, пойдём, да выше, выше… ну, пойдём!» . Какое разительное совпадение! И как совпадают описания того, что было отпечатлено на лицах Пушкина и Гоголя в первые минуты смерти. Правда, о Пушкине писал Жуковский, а о Гоголе не столь совершенный во владении словом, менее чуткий духовно доктор Тарасенков, — но с поправкой на это обстоятельство следует признать, что оба свидетельства — тождественны. Жуковский: «Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нём в эту первую минуту смерти. Какая-то глубокая, удивительная мысль на нём развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание» . Тарасенков: «Долго глядел я на умершего: мне казалось, что лицо его выражало не страдание, а спокойствие, ясную мысль, унесённую в гроб» . Вересаев В. Гоголь в жизни. С. 518. Цит. по: Воропаев Владимир. Цит. соч. С. 100. Мочульский К. Цит. соч. С. 56. Просветитель. М., 1994. С. 32–33. Вересаев В. Цит. соч. С. 535. Там же. С. 534–535. Цит. по: Воропаев Владимир. Цит. соч. С. 146. См.: Воропаев Вл. Последние дни жизни Николая Гоголя.//Литературная учёба. 1966. С. 46–58. Цит. по: Воропаев Владимир. Духом схимник сокрушенный. С. 129. Последний год жизни Пушкина. М., 1988. С. 548. Там же. С. 539. Вересаев В. Цит. соч. С. 569. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

После причащения нам не надо ожидать в себе внезапного появления сверхъестественных даров и свойств. Духовные плоды зреют неприметно и постепенно. Святые порой десятилетиями трудились над приобретением благодатных даров. Однако полное отсутствие в душе следов благодати после причащения должно насторожить каждого христианина. В таком случае перед собой непременно нужно поставить вопросы: правильно ли я готовился к принятию Святых Даров? Что явилось препятствием для соединения моей души с Христом? Что необходимо предпринять, чтобы исправить допущенные ошибки? Преподобный Алексий Зосимовский как-то раз дал наставление человеку, ощутившему духовное бесплодие: «Если мы не получили плодов после Святого Причащения, надо раскаиваться, смирять себя, считать себя недостойным этих плодов. Быть может, ты недостойно причастился? Рассеялся во время службы: можно ведь рассеяться не только блудными, а и другими посторонними мыслями. Отчаиваться же и скорбеть, что не получил плодов Святого Причащения, не нужно. Иначе оно будет для нас как некий талисман. Такое отношение к таинству — своекорыстно» 61 . 41 Ин. 6:56. 42 Иоанн Сергиев, прот. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Т. 2. С. 383. 43 Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 1994. С. 60. 44 Сурский И. К. Цит. соч. С. 60–61. 45 Фудель С. П. У стен церкви//Христианское чтение. Франкфурт-на-Майне, 1979. Вып… 2. С. 332. 46 Цит. по: Сурский И. К. Указ. соч. С. 141. 47 Жизнеописание старца схиигумена Саввы. М., 1999. С. 232. 48 Цит по: Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 45. 49 Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. С. 334–335. 50 Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 46. 51 Цит. по: Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 44. 52 Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 60. 53 Георгий (Тертышников), архим. Преподобный Варнава, старец Гефсиманского скита/ТСЛ., 1996. С. 322–323. 54 Русский архив. 1892. Ноябрь. С. 192–195.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

513. Булгаков С.Н. Соч. в двух томах. Т.2. С. 24-25. 514. Ветловская В.Е. Цит. соч. С. 126-127. 515. Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989. С. 135. 516. Русские эмигранты о Достоевском... С. 367. 517. Розанов В.В. Цит. соч. С. 102-103. 518. Бердяев Николай. Цит. соч. С. 131. 519. Герцен А.И. Соч. Т.6. М., 1957. С. 233. 520. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 128. 521. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой земле постриженника Святой горы Афонской инока Парфения. М., 1856. 522. О Достоевском. С. 173-174. 523. Флоровский Георгий, прот. Цит. соч. С. 301. 524. Там же. С. 302. 525. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония... С. 785. 526. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т.2. С-Пб., 1905. С. З01. 527. Игнатий (Брянчанинов), епископ. Аскетические опыты. Т.3. М., 1991. С. 19. 528. Там же. С. 39. 529. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 490. 530. Лосский Н.О. Цит. соч. С. 88. 531. Добротолюбие. Т.5. М., 1895. С. 625. 532. Прп. Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. С. 140. 533. Русские эмигранты о Достоевском. С. 220. 534. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Т.1. СПб., 1903. С. 278. 535. Христианство и русская литература. Сборник статей. СПб., 1994. С. 301-302. 536. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония... С. 709. 537. Там же. С. 1057. 538. Христианство. Энциклопедический словарь. Т.2. М., 1995. С. 357. 539. Добротолюбие. Т.2. М., 1895. С. 653. 540. Толковая Библия. Пб., 1911-1913. Т.З. С. 432. 541. Флоровский Георгий, прот. Цит. соч. С. 300. 542. Преподобного Иоанна ЛЕСТВИЦА. Сергиев Посад, 1908. С. 76. 543. Суворин А. Дневник. М., 1992. С. 16. 544. Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников. Т.2. М., 1990. С. 423. 545. Ильин И.А. Т.6, кн.3. С. 344. 546. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995. С. 198. 547. Прп. Иустин (Попович). Цит. соч. С. 155. 548. Русские эмигранты о Достоевском. С. 201-202. 549. Флоровский Георгий, прот. Цит. соч. С. 299.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

V, с. 15–31. См. ЧОИДР, 1871, кн. 1, отд. II, с. 63–66. В кн.: Фонкич Б. Л. Греко-русские культурные связи в XV–XVII вв. М., 1977, с. 64–65. Цит. по: Фонкич Б. Л. Цит. соч., с. 58. См. Соловьев А. В. Цит. соч., с. 154. Там же. Цит. по: Каптерев Н. Русская благотворительность монастырям Святой Горы Афонской в XVI, XVII и XVIII столетиях. ЧОИДР, 1882, январь-апрель, ч. I, с. 113–114. Там же, с. 114. Пешеходца Василия Григоровича — Барского Плаки Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778, с. 690. Там же, с. 696. Там же, с. 694. См. Соловьев А. В. Цит. соч., с. 155–156. Григорович В. И. Очерк путешествия по европейской Турции. М., 1877, с. 37. Донесения В. И. Григоровича об его путешествии по славянским землям. Казань, 1915, с. 249. См. Петровский Н. Путешествие В. И. Григоровича по славянским землям. ЖМНП, 1915, часть 59, октябрь, с. 250. Там же, с. 249. Краткая записка о путешествии магистра Казанского университета В. Григоровича. ЖМНП, 1847, часть 54, с. 28. Цит. по: Порфирий (Успенский), архим. Указатель актов, хранящихся в обителях Святой Горы Афонской. СПб., 1847, с. 2–3. Там же, с. 3. Там же, с. 3–4. Цит. по: Материалы для биографии епископа Порфирия (Успенского). Т. I. СПб., 1910, с. 726. Письмо графу А. П. Толстому от 4 окт. 1858 г. Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. Т. УИ. СПб. 1901, с. 372. Нынешний Руссик или Русский монастырь во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. Изд. 3-е. СПб., 1869, с. 13. Флоринский И. Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова. СПб., 1880, с. 61–62. Цит. по: Дестунис Г. С. О каталоге греческих афонских рукописей, составленном летом 1880 года. ЖМНП.ч. 213, с. 161. См. Муравьев А. Н. Афон Руссик. ТКДА, 1880, ноябрь, с. 440–441. (Сам Муравьев совершил путешествие на Афон в 1874 г. с целью умиротворения греков с русскими на Афоне, которое состоялось уже после смерти его.— Авт.). Смирнов Алексей. Две недели на Святой Горе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=212...

1841В Из Амфилохия Сидского, который, как говорят эти люди, единственный безбоязненно и бесстрастно придерживался на Соборе учения об одной природе, из письма, написанного им императору Льву против Собора: «Они прибегнут к некоторым учителям, говорившим о двух природах» 208 . Севира, еретика и природо-смесителя, прибавившего к отрывкам из Юлия и Амвросия такие слова: «Однако тот, кто и признает особенности, и сохраняет единство, тот не говорит ложно о природах, не не ведает он и о единстве» 209 . Его же, из [сочинения] «Против Грамматика»: «Мы понимаем, что во Христе две природы – тварная и нетварная» 210 , «И никто не обвинял Халкидонский Собор 1841С на таком неразумном основании: «Почему они поименовали две природы, определяя единство Эммануила?». Никто так не обвинял, но, скорее, вполне справедливо, выдвигали такие обвинения: «Почему они, не следуя святому Кириллу, говорят, что Христос из двух природ?» 211 . «Вот почему мы не прекратим говорить: «Пусть кто-нибудь покажет, что Халкидонский Собор или Томос папы Льва исповедает «единство по ипостаси, или »природное схождение, или «одного Христа из двух», или »одну природу Бога Слона воплощенную. Тогда-то мы и узнаем, что как премудрейший Кирилл они признают только в мысли сущностное различие между теми, что были несказанно сведены в одно. И то, что природа Слова – это одно, а [природа] плоти – другое, и что две [природы] были соединены 1841D друг с другом – это они созерцают умом, но никак [одно от другого] не отделяют « " 212 . И тот же самый, кто это говорит, высказывает следующее в своем изложении веры «К Нефалию»: «Говорить о двух природах во Христе совершенно нечестиво, хотя это выражение и используется большинством святых отцов» 213 . И несколько спустя: «Ты не должен говорить, что некоторые из отцов использовали выражение «две природы», ибо они делали это 1844А неукоризненно, как мы сказали. Однако, во времена Кирилла, когда распространилась в церквях болезнь новых выражений Нестория, это выражение было отвергнуто совсем как нечестивое».

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Ierusa...

Послушай же снова говорящего, что большинство из отцов ... использовали выражение «в двух», [говоря] о Христе, «неукоризненно», того, кто [вместе с тем] говорит, что обвиняет Собор не за выражение «в двух», но за то, что он не сказал: «из двух», и остальное, что он [об этом] говорит. Я не знаю, как он, словно 1845А забывший самого себя и говорящий во сне, может опять утверждать в своих писаниях: «Хотя я денно и нощно занимаюсь чтением сочинений отцов, никогда до сего дня я не мог найти никого из отцов, кто бы прославлял две природы во Христе так, как их прославили собравшиеся в Халкидоне, возвестив Его в двух природах» 216 . Если бы важность предмета исследования не требовала у читателя благоговейного отношения, разве бы не вызвало неудержимый смех то, что [Севир] до такой степени повернул дело против себя? (Не могу сказать, сделал ли он это по забывчивости, неопытности или же по внушенному Богом безумию). Господь свидетель, что в наших намерениях не было укорить подобного нам по природе человека в невежестве, или же выставить на всеобщее обозрение бессмыслицу в словах, сказанных другими. Тем не менее, поскольку, [когда] его учение было вынесено на обсуждение, а он принялся горячо его защищать, 1845В его еще не успели осудить Собором всей Церкви, но сместили с кафедры Антиохийской церкви императорскими и церковными постановлениями – [поэтому] необходимо показать, что это был за человек, чтобы младенцы не были по неопытности увлечены в сторону его учениями вследствие известного предубеждения, всецело подстроенного некоторыми из его последователей. Это такой человек, узреть которого можно и в других, ниже перечисленных его сочинениях, который познается как последовательный, так сказать, только в своей непоследовательности! Севира «Против Грамматика», слово третье, 9, или 13: «Но ты говоришь, что славнейший 1845С Кирилл не отказывается именовать две природы, одну, принадлежащую Слону, и другую – принадлежащую плоти, наделенной душой и умом. Совершенно согласен» 217 . «И собравшиеся в Халки- доне одобряют то, что даже Несторий исповедует вместе с нами из высказываний Кирилла, а именно, что есть две природы, различные по сущности, Божество и человечество» 218 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Ierusa...

1885 г. Изд. II, стр. 5. 374 “Толковая Библия”. А.П.Лопухин. Том 3,Стокгольм, 1987 г., стр. 410. 375 Сэмюель Уолдрон. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. Изд. “Мирт”. СПб. 2000 г. стр. 169. 376 “Православно-догматическое Богословие”. Д.Б. Макарий, архиепископ Харьковский, том II стр. 602; Иоанн Златоуст: « Как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли «. (Беседы на посл. Флп. Гл.1 нравоучение 3). Это основное условие молитвы за умерших, которое нашло свое отражение и в самих молитвах: “связанный узами плоти раб Твой падал греховно, но дух его томился по Твоей вечной правде и святости”. Молитвослов, М. 1995, стр. 289. “Аще бо и согрешили, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Св.Духа, Бога Тя в Троице славимого верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последнего своего издыхания исповеда…” Помянник из «Псалтыри» изд. М. 1992 г. стр. 294. 377 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр. 32. Однако, в отличие от Е.Х.Б., в П.Ц. это педагогическое определение. На домашних молитвах православные вольны молиться и за явных (с т. зр. человека) грешников. 378 Святитель Феофан Затворник. “Письма о вере и жизни”. М. 1999 г. стр. 14. 379 А.С. Хомяков. Церковь одна. § 9. изд. М. 2001 г. стр. 58. 380 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 22. 381 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 22. 382 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 23. 383 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 24. 384 П.И. Рогозин. Цит. изд. стр. 21. Интересно также то обстоятельство, что С.В. Санников выражает полное единомыслие с Рогозиным тем, что перепечатал себе эти два предложения, даже не указав, что цитирует их. (“Начатки учения”. Изд.ОДС ЕХБ, 1991 г. стр. 191). 385 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр. 20. 386 “Основные принципы веры евангельских христиан-баптистов”. Одесса. изд. “Черноморье” 1992 г. стр. 45. 387 De coron milit c 3. Более пространное упоминание Тертуллианом о молитве за умерших встречается в De monog. c. 9. 388 Тертуллиан. О венке воина.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Снимок при статье В.Н. Щепкина. 102 Таковы две молдавские плащаницы, о которых есть сведения в статье Одобеско. Цит. соч. С.28. Подобные же плащаницы у проф. Н.П. Кондакова. Цит. соч. С.266,269,272,275. 103 Об этих крестах и гаммах (γμματα и τργωνα) у Е.Е. Голубинского. Цит. соч. С.264. В Менологие X века императора Василия находится несколько рисунков престола, облеченного священной одеждой. На верхней стороне престола и находятся иногда изображения четвероконечного креста и по углам гаммы. Об этих изображениях престола в Менологие см.: Прот. К Никольский. Цит. соч. С.128-130. 104 Такие изображения и в Менологие. (Прот. К Никольский. Цит. соч. С.130. Прим.) См. мозаику Киевского Софийского собора, копию с нее в Историческом музее и Суздальский воздух там же. Еще воздух Пантелеимоновского монастыря на Афоне у Кондакова (Цит. соч. С.248). 105 De cerim. I,5. PG. Т.112. Col.164. 106 Glossarium graecitatis. Col.1520. 107 De cerim. I,5. PG. T.112. Col.253. 108 Comment.40. PG. T.112. Col.163-164. Cp. Е.Е. Голубинского. Цит. соч. С.168. Прим.1. 109 De sacro templo. Cap.112. PG. T.155. Col.316-317. Писания. Т.7. C.160. 110 De sacro templo. Cap.109. PG. T.155. Col.316. Писания. Т.2. C.158. 111 Cap.112. PG. T.155. Col.317. Писания. Т.2. C.161. 112 Ркп. Синод. б-ки, Л.160, об. - 161. 113 Рисунки, приложенные к исследованию прот. Никольского об антиминсах, рис. 114 Рис. Не перешло ли на антиминсы и изображение положения во гроб, которое полагалось иногда на самом престоле под одеждами (Ркп. Синод. б-ки, Л.161)? 115 Нам известны следующие сочинения, касающиеся нашего настоящего предмета: А.А. Дмитриевский. Вынос плащаницы на вечерне в Великий Пяток. - Руководство для сельских пастырей. 1885. Т.1. С.252-259. Выход священнослужителей на середину храма пред плащаницу для пения Непорочных в Великую Субботу на утрени. - Там же. С.265-268. Вынос плащаницы и Евангелия на утрени в Великую Субботу и хождение с ними кругом храма. - Там же. С.268-275. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. С.215-222.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

2426 Miclosich et Müller. Acta et diplomata, t. VI, p. 59–80, 81–85. Труд патмосских иноков состоял в различных ремеслах и хозяйственных работах. Некоторые, кроме того, зарабатывали что-нибудь для монастыря своим личным трудом, наприм., переписыванием и т. д. Ср. А. Дмитриевский . «Иоанно-Богословский монастырь на острове Патмосе по сравнению его со святогорскими идиоритмами. Из поездки на остров Патмос в 1891 году». Стр. 24. И. Соколов. «Состояние монашества в Византийской церкви с половины 9 до начала 13 в. (842–1204). Опыт церковно-исторического исследования». Каз., 1894 г. Стр. 326–327. 2427 Уставы: патриарха Алексея, Григория Пакуриана, Михаила Атталиота, Льва Аргосского, Иоанна Комнина, Нила Тамасского, монастыря Николая Казолы, императрицы Ирины, св. Саввы Сербского и др. См. об этом у И. Соколова. Соч. цит. Стр. 317–318 и др. Он перечисляет со времени Пахомия 17 уставов. 2430 Св. Евфимий Великий. «Палест. пат.». Вып. 2. Стр. 17. Cf. Acta Sanct. iannuar, t. II, p. 304–305. 2443 Св. Иоанн Епископ и Молчальник. «Палест. патерик». Выпуск 3. СПБ., 1893 г. Изд. Импер. Пал. Общ. Стр. 9. 2453 Vita Pach. п. 7. ср. П. Казанский. «История православного монашества на востоке». Ч. I. М., 1854 г. Стр. 124 сл. 2461 «Дост. сказ.». Стр. 310. 5. Ср. «Пролог». Январь, 18 день. Училище благочестия или примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых. Изд. 5-е. Спб., 1836 г. Т. 1, стр. 5. 2482 Vita Pachom.49. 71; Ср. Казанский. Соч. цит. С. Т. I, стр. 170; Архим. Палладий. Соч. цит. Стр. 60–61. 2509 Vita Pachom. с. 8 n. 66. 67. Et. parall. с. 1. n. 1–2. Ср. Казанский. Сочин. цит. Т. I, стр. 188; «Палест. патерик». Вып. 6, стр. 9–10. 2514 «Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в вопросах и ответах на вопрошения учеников». Перев. с греч. М., 1892, стр. 453. 2523 Антоний. «Доброт.». Т. I, стр. 101; Варсануфий и Иоанн. Соч. Цит. Стр. 108; Казанский. Соч. цит. Т. стр. 51; 2 Т. стр. 26 и мн. др. 2528 Арб. 630–631. Ср. Πλλ. §§ 29–30. Ср. Архим. Палладий. Соч. цит., стр. 144–145; Казанский. I, 184–185. и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010