Аминь. Слово по пострижении монаха Германа Архимандрит Герман (Борис Иванович Полянский; 1900–†ок. 1939) был сыном священника-миссионера. Его знакомство с епископом Варфоломеем произошло около 1924 г. Благодаря ему Борис Полянский покидает круг последователей обновленца Красницкого, идеями которого он был увлечен до тех пор, и становится ближайшим духовным сыном и помощником епископа Варфоломея. По воспоминаниям, он учился в подпольном церковном учебном заведении, организованном Владыкой в Высоко-Петровском монастыре 21 . В монашестве он получил имя Герман в память о своем духовном “дедушке”, игумене Зосимовой пустыни Германе (Гомзине). Постриг происходил, скорее всего, в Боголюбском соборе Высоко-Петровского монастыря. Вскоре после пострижения (дата в заголовке проповеди — по старому стилю) он был рукоположен в сан священника, стал одним из духовников Высоко-Петровского монастыря, был возведен в сан архимандрита. В январе 1933 г. отец Герман был арестован и приговорен к трем годам лагерей. Срок он отбывал в лагере под Мариинском (Ново­сибирская обл.; очевидно, — Сибирский ИТЛ). Узнав о смерти своего духовного отца, отец Герман написал два дошедших до нас заупокойных канона, посвященных памяти архиепископа Варфоломея. Его срок кончался в 1936 г., однако отца Германа не освободили; в Москве получили письмо, из намеков в котором стало ясно, что дело пересмотрено и отец Герман осужден на новый срок. Около 1939 г. архимандрит Герман был расстрелян. По воспоминаниям, поводом для расправы послужило совершенное им над одним из заключенных таинство крещения 22 . Публикуется впервые по списку из архива П. В. Протопоповой. Список находится в тетради с черной коленкоровой обложкой, в которой собраны пять проповедей архиепископа Варфоломея 23 . Публикуемая проповедь переписана на стр. 38–39, последней в их ряду. Принципы воспроизведения текста те же, что и при публикации Слова по пострижении монахини Евгении. † По пострижении монаха Германа 4. III26 г. Брат! Божественная Путеводительница привела тебя в свою Зосимовскую обитель.

http://pravmir.ru/blagogoveynyiy-put/

С 1997 года до 2011 года, с перерывами в храме и вокруг церкви производились реставрационные и строительные работы. Церковь Никольская сооружена в 1731-1738 годах архитектором Г. Шеделем по заказу дворцового ведомства, владевшего селом. Храм белокаменного типа " восьмерик на четверике " . Переход от квадратного основания к восьмерику осуществлён системой ярусных тромпов. Традиционноое строение, восходящее к эпохе московского барокко, сочетается в храме с художественными приёмами и декоративными формами барокко западноевропейского. Трапезная перестроена заново в 1837-1841 годах; пятиярусная колокольня выстроена по проекту известного зодчего Евграфа Дмитриевича Тюрина (1792-1875) в 1845 году. Источник: Подъяпольская Е.Н. " Памятники архитектуры Московской области " . 1975 Церковь Николая чудотворца в селе Домодедове 1628 г. по окладу церковной дани 8 алтын с деньгою, кормовая гривна. За последующие годы церковной дани с сей церкви платилось в 1635 – 1711 гг. «2 рубля 14 алтын, заезда гривна», в 1712 – 39 гг. 2 руб. 82 ½ коп. Под 1646 г. в селе Домодедове значится: «церковь Рождества Христова, да Николы чудотворца, древянна, клетцки». В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа за 1680 г. написано: «13 августа государева села Домодедова церкви Николая чудотворца поп Григорий Данилов сказал: церковной де земли у них по 20 четей в поле, сена 20 копен, а в писцовых книгах 1627 г., каковы даны из казенного приказу, той церкви и никаких земель не написано; по сказке ж поповой, та де церковь Пехрянской десятины, Ратуева стана, церковное строение древянное, мирское». По писцовым книгам 1680 – 81 гг.: в селе Домодедове под дворами и усадьбою священноцерковнослужителей земли десятина, пашни церковной земли 20 четвертей в поле, сена 25 копен; дворы попа с причетниками от церкви в 25 саженях. В 1710 – 22 гг. церковь св. Николая чудотворца деревянная. Село Домодедово, у реки Пахры, по обе стороны устья речки Рожай, в начале XVII ст. находилось Московского уезда, Ратуева стана, в дворцовом ведомстве; в 1646 г. в селе числилось 4 двора церковных бобылей и 56 дворов крестьянских и бобыльских. В 1710 г. это село принадлежало князю Александру Даниловичу Меншикову, у которого оно потом было возвращено и по прежнему причислено к дворцовому ведомству.

http://sobory.ru/article/?object=02592

Западная церковь от смерти Григория Великого до папы Григория II (604–715 гг.) Глава 26. Иконоборчество (717–775 гг.) Глава 27. Святой Бонифаций (715–755 гг.) Глава 28. Пипин и Карл Великий (741–814 гг.) Глава 29. Восточная церковь – Споры века Карла Великого (775 –814 гг.) Глава 30. Восточные секты Глава 31. Дополнительная Книга пятая. От смерти Карла Великого до разделения церквей (814–1054 гг.) Глава 32. Людовик Благочестивый (814–840 гг.) – Конец спора об иконопочитании (813–842 гг.) – Ложные декреталии Глава 33. Франкская церковь и папство от смерти Людовика Благочестивого до низложения Карла Толстого (840–887 гг.) Глава 34. Греческая церковь – Патриарх Фотий (842–898 гг.) Глава 35. Испания – Англия – Миссии IX столетия Глава 36. От низложения Карла Толстого до смерти папы Сильвестра II (887–1003 гг.) Глава 37. От смерти папы Сильвестра и до разделения церквей (1003–1054 гг.) Глава 38. Британские церкви – Миссии X и XII столетий Глава 39. Ереси (1000–1052 гг.) Глава 40. Дополнительная Приложения Приложение 1. Хронологическая таблица последовательного ряда церковно-исторических событий от апостольского века до разделения церквей Приложение 2. Список Римских пап, Константинопольских патриархов, императоров Римской, Восточной и Западной империи, и королей, и князей других народов, принявших христианство Приложение 3. Хронологическая таблица соборов Приложение 4. Список главных источников и пособий     Предисловие Изданными раньше переводами избранных произведений иностранной богословской литературы мы имели в виду восполнять, по мере сил, существующие в нашей отечественной богословской литературе пробелы. Та же самая цель имелась нами в виду и при издании предлагаемого полного курса Истории Христианской церкви. Среди богословских наук церковная история давно уже пользуется наибольшим вниманием наших ученых, и по ней уже имеется у нас довольно значительная литература, отдельные произведения которой обращали на себя заслуженное внимание даже заграницей. Но, к сожалению – вся эта литература имеет отрывочный, монографический характер, и доселе у нас нет ни одного такого полного курса общей церковной истории, который бы выходил за пределы краткого компилятивного учебника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1729 году ветхая деревянная Николаевская церковь была разобрана и, с разрешения Синод. каз. приказа, поставлена была новая деревянная в четь Святителя и Чудотворца Николая церковь. Эта церковь существовала до 1828 года, когда усердием прихожан была построена каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с каменной колокольней и с теплыми приделами: во имя Святителя и Чудотворца Николая и в честь Архистратига Божия Михаила. Относительной давностью отличались – из церковной утвари: потир, дискос и звездица серебро-позолоченные 1719 года; из книг – Апостол изданный в 1695 году. Земли церковной имелось: усадебной 1600 кв. саж., пахотной и сенокосной 35 дес. 697 кв. саж. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Причт получал годового дохода: от земли до 160 руб., от сбора хлебом – до 45 руб. и за требоисправления – до 150 руб., а всего около 355 руб. Приход составляли: село Никульское (156 дв.) и дер. Подвязье – расстоянием от села в 3 верстах (В 1859 году число дворов - 39, число душ мужского пола - 118; женского пола – 140. «Дер. Подвязье, Петроковской вол., Владимир. у. Прошлый год школа была у нас в своей деревне, в доме одного крестьянина. Детишек обучалось много и занятия шли успешно. А вот в этом году не то,— помещение крестьяне опять нашли, а учителя Уоно до сих пор не шлет. Детишки шляются без дела по улице. — Вот и учи — говорят недовольные крестьяне. Уоно, пришли шкраба. Мы ждем!» Газета «Призыв», 11 декабря 1923 г.). Всех дворов в Никульском приходе (в 1897 г.) 173; душ мужского пола 467, а женского пола 490; в том числе раскольников в селе Никульском мужского пола 2, женского пола 4, в дер. Подвязье – мужского пола 2, женского пола 1. В приходе существовала школа грамоты, открытая в 1865 г. В 1899 г. обучалось 5 мальч. и 5 дев. Учителем был священник. В архитектурном облике ярко выражены черты ампира, довольно редко встречающегося в постройках того времени. Центральный объем выполнен формой четверика в полутора этажа, расширенного на запад в помещение трапезной, а на восток в полукруглую апсиду. Единственная глава возвышалась на сферическом куполе, установленном на неравном восьмигранном барабане с полукруглыми световыми проемами. Ранее ансамбль заканчивала трехъярусная колокольня, примыкавшая к трапезной, однако сейчас она утрачена (со слов жителей ближайшего села, разрушена в советские годы). В наружной отделке кладочного декора практически не присутствует, кроме рельефной кладки по апсиде и декоративных ниш в трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=01956

Мы не знаем в точности, когда Папий написал (или когда закончил) свою книгу. Обычная датировка – 130 год н.э. – основана на не очень достоверном свидетельстве: утверждении автора начала V века Филиппа Сидского, что, якобы по словам Папия, люди, воскрешенные Иисусом из мертвых, дожили до царствования Адриана (117–138 годы н.э.) 26 Верить этому, возможно, не следует 27 , поскольку Евсевий приписывает аналогичное высказывание другому автору II века, Кодрату (Евсевий, Церковная история, 4.3.2–3), и Филипп Сидский мог просто спутать двух писателей. (Уильям Шодел замечает, что Филипп Сидский – «путаник, доверять которому не стоит» 28 .) Однако Евсевий, судя по тому, в какой момент своего хронологического повествования он переходит к Папию, а также по тому, что связывает его с Климентом Римским и Игнатием Антиохийским (Церковная история, 3.36.1–2), датирует его деятельность царствованием Траяна (98–117 годы н.э.) и, возможно, относит ее ко времени до мученичества Игнатия (около 107 годы н. э.). Поскольку Евсевий стремился дискредитировать Папия, а такой цели могла служить более поздняя, но не более ранняя датировка его работы, данным Евсевия, скорее, следует доверять. Кроме того, нам известно, что Папий цитировал Первое послание Петра и Первое послание Иоанна (Церковная история, 3.39.17) и что он знал Книгу Откровение 29 , возможно, как полагают некоторые ученые, и я в том числе 30 , Евангелие от Иоанна (см. далее, главу 9) и, весьма вероятно, Евангелие от Луки 31 . Таким образом, его труды не могли быть созданы ранее конца I века н.э., но вполне могли появиться на рубеже столетий. Некоторые ученые приводят аргументы в пользу ПО года н.э. или даже еще ранее 32 . Однако для наших целей гораздо важнее то, что, когда бы ни писал Папий, в рассматриваемом нами отрывке он говорит о раннем периоде своей жизни – том времени, когда он собирал устные рассказы о речениях и деяниях Иисуса. Как мы увидим далее, речь идет приблизительно о 80-х годах н.э. По-видимому, в этот период писались Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна. Поэтому данный фрагмент Папия представляет собой драгоценное свидетельство того, как понималась связь евангельских преданий с очевидцами в то самое время, когда составлялось большинство канонических Евангелий. Это свидетельство не оценено по достоинству, поскольку немногие ученые принимают во внимание разницу между годами, когда Папий писал (или заканчивал писать) свое произведение, и годами, о которых он вспоминает в этом фрагменте. Даже Самуэль Бирског, очень серьезно отнесшийся к словам Папия о Евангелии от Марка 33 , этому отрывку уделяет мало внимания 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Реабилитация: 1989 по Указу Президиума ВС СССР от 16.01.89. По Какому Году Реабилитация=1933. Публикации: 1. Обидин Д.А. На нем заканчивалось русское дворянство//Маяк. 1996. 2 июля. 2. О них душа моя скорбит. Вязниковская книга памяти жертв политических репрессий. Вязники, Владимирская область. 1998. С.101. 3. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие. ХХ век. Биографические материалы по Владимирской епархии. С.48. 4. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. С.55. 5. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.39. Заявитель: Обидин Донат Андреевич, внучатый племянник. По материалам сайта Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет - «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/ «Село Кожино на речке Курже находится в 140 верстах от губернского города и в 17 верстах от уездного. До 1761 года село Кожино принадлежащего Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю; оно было приложено в монастырь частично в 1573 году Марьей Григорьевной Третьяковой женой Кожина и частично в 1588 году Софьей Никифоровной, дочерью Кожина. В писцовых книгах Гороховецкого уезда 1628 г. о Кожине отмечено следующее: " в селе Кожино церковь пророка Ильи древяна клецки вверх - строение Спасского монастыря и приходских людей. По прежним книгам 1678 года в Кожине значится уже две церкви - во имя св. прор. Ильи и Казанской иконы Пресв. Богородицы. В 1760-1772 г.г. вместо деревянных церквей построен в Кожине каменный двухэтажный храм, который без существенных изменений сохранился здесь до настоящего времени. Главною строительницей храма была, по преданию помещица Ан. Андр. Оболдуева. Престолов в этом храме два: в верхнем этаже во имя св. Пророка Ильи, в нижнем в честь Казанской иконы Божией Матери».

http://sobory.ru/article/?object=04198

Должность первосвященника давалась, как правило, пожизненно и переходила по наследству к старшему сыну. После Исхода евреев из Египта первым первосвященником, по воле Божьей, был поставлен Аарон, брат Моисея. Лишь его потомки по мужской линии имели законное право быть первосвященниками, как и священниками вообще. До Илии или начиная с него этот пост по неустановленной причине перешел к роду Ифамара, младшего сына Аарона ( 1Цар.1:9 ; 1Пар.24:1-6 ). Во времена Давида его совместно занимали Авиафар и Садок. Однако после того, как Соломон сослал Авиафара в Анафоф, эта должность, начиная с Садока, стала исключительно привилегией потомков Елеазара ( 3Цар.2:26,35 ). Чем первосвященник отличался от обычного священника? Первосвященник был главою всех прочих священников и один только мог входить во Святая Святых: он был прообразом Господа Иисуса Христа, Первосвященника великого, прошедшего небеса… куда предтечею за нас вошел Он, сделавшись Первосвященником по чину Мельхиседека ( Евр.5:5 , Евр.4:14 , Евр.6:20 ). Какие требования предъявлялись к первосвященнику? Должность первосвященника, как правило, передавалась по наследству, то есть поставление первосвященника не подразумевало избрание его из огромного множества кандидатов по принципу: самый достойный. Между тем, к действующему первосвященнику предъявлялись особо строгие требования в отношении обрядовой чистоты ( Лев.21:10-15 ). Даже в случае смерти отца или матери он, в отличие от остальных священников, не имел права осквернить себя прикосновением к умершему. Ему запрещалось обнажать в знак траура голову и раздирать одежду, что позволялось другим священникам ( Лев.10:6 ). В это время первосвященник не должен был покидать святилище ( Лев.10:7 ). Первосвященник не мог жениться на вдове или на отверженной, он имел право взять в жены только израильтянку-девственницу, в то время как остальным священникам не возбранялось жениться на вдовах. Что сегодня известно об облачениях первосвященника? Описание священных одежд, которые Моисей повелел изготовить для Аарона, дано в Исх.28:2-39 .

http://azbyka.ru/pervosvjashhennik

   Как было упомянуто выше, рассматриваемый экземпляр триоди служил для предварительной справы. Все почти поправки и дополнения в нем писаны руками справщиков — вышеупоминовшегося ученика Е. Славинецкого, монаха Чудова монастыря, Евфимия и Захария Афанасьева. Сплошное исправление текста в нем идет лишь до четвертка 3-ей седмицы, т.е., приблизительно до половины книги, с этого же дня в ней оказываются правлеными лишь паримии и уставные рубрики. Вероятно, исправление остальных частей велось другой группой справщиков: в 1654 г. (триоди стали печатать с 8-го января этого года в число справщиков зачислены были два лица, знающих греческий язык, — ученики ртищевской школы Иван Озеров (с 1-го января) и Арсений грек (с марта), — быть может, указанное разделение и произошло с принятием новых справщиков. С другой стороны, правленый текст в нашем экземпляре триоди далеко не совпадает с печатным текстом никоновской триоди, в последнем замечается много новых исправлений, которые по отдельным службам иногда возрастают до значительного количества: например, в службе сырного четвертка насчитывается в одних лишь песнопениях 17 поправок перевода кроме исправлений в грамматике и орфографии, в песнопениях вторника первой седмицы — 39, в пяток 2-ой седмицы — 9, во вторник 3-ей седм. — 20 и т.д. Ясно, что текст никоновской триоди подвергался, по крайней мере, двойному исправлению. Такой порядок справы, по-видимому, был обычным при новой постановке книжного исправления: монах Евфимий пишет, что при исправлении славянской библии в 1674 — 16 гг. «Новый (Завет) переведеся яко мощно бы, точию начисто не прочтеся и не исправися преводником иеромонахом Епифанием)». Почерки справщиков в нашем экземпляре сменяют друг друга в последовательном порядке в высшей степени неправильно: равномерности в распределении количества работы не замечается никакой, нередко смена почерков происходит в средине паримии, синаксаря и даже песнопения. Большая часть исправлений и притом важнейших частей писана Евфимием: до повечерия понедельника первой седмицы его рука идет даже почти исключительно, почерк Захария встречается здесь в местах 4-х в мелких и кратких поправках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3472...

8) Дети, кроме чтения, обучаются рукоделиям, но прежде всего страху Божию и молитве. Пища им в трапезе. Наказания– соразмерные силам и детскому характеру 134 . Таково содержание Устава св. Пахомия! В переводе того же блж. Иеронима дошли до нас: Увещание св. Пахомия, дышащее кротостью любви, и письма к разделявшим с ним управление иноками: 135 3 к Авве Сиру, 2 к Корнелию, 2 во все монастыри, 1 к братиям, стригущим овец и 3 предсказания, написанные таинственными знаками 136 . В письме в монастыри, приглашая всех «ко дню прощения в Августе месяце», пишет: «Близко время для того, чтобы по-прежнему, древнему обычаю, собрались вы свято праздновать день окончания всех дел (remissio omnium rerum). Надобно, чтобы каждый, по евангельской заповеди, простил братиям своим долги, оскорбления, неправды; если была какая-либо ссора, пусть прогнана будет от святого сонма». Не здесь ли начало Успенского поста? 119 Жизнь св. Пахомия, описанная учеником его, изд. Actis SS. Iunie T. 3. у Muna Pastrolog. 409. lat. T. 73, на коптском языке (Мемфитского и Сагидского диалектов) сведение о Св. Пахомии у Зоеги: Catalogus codicum copt. Mass., qui affieruantur in Museo Borgiano, Romae 4810 г. здесь сод. memph. 45–46. Cod. Sahrd. 477. copt. et lat. p. 75–85. Sahrd. p. 374. 124 Так говорит сам Иероним в предисловии к переводу. Латинский перевод правила поместил в своем собрании Правил Венедикт Анианский, Авва 8 века. Ныне извест. греч. текст (перев. в Хр. Чт. 1827 г.) надобно признать сокращенным изложением Правила Пахомиева. Палладий говорит, что, по правилу, братия за трапезою сидели с покровенным лицом. В нынешнем греческом правиле ни слова нет о том, а есть у Иеронима. Regula s. Pachomii inter op. Hieronymi, Patr. T. 23. Греческий краткий текст in Patr. gr. T. 40. p. 947–952, то и другое у Галланда in 4 T. Biblioth. Patr. 132 Reg. 25, 27, 31, 35, 39–41. Иероним в объяснение сих правил замечает, что в каждом монастыре Пахомия было до 30 и 40 домов; в каждом доме жило до 40 человек братии. Иноки в домах помещались по роду рукоделия, которым занимались в одною жили те, которые плели циновки; в другом – ткали сукна; в третьем плотники и т. д. Praef, ad. Reg. 2, 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Предание Православной Церкви главным образом содержится в книге правил: св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных, и св. Отец, в Уставе Церковном и в других Богослужебных книгах. В книге правил изложены постановления, или правила (καννες) Церкви Вселенской и гражданские законы (νμοι), относящиеся до Христианского благочиния; посему она называется Номоканоном, по-славянски Законоправильником или Законоправилами, и также Кормчей, в том разуме, что Кафолическая Церковь есть как бы ковчег, или корабль, плывущий по бурному морю мира к небесному пристанищу, управляемый книгой правил, как кормилом. Кормчей Православная Церковь издревле неизменно управляется. Подобно писаниям Апостольским, которые первоначально были перечитываемы и пересылаемы от одной Церкви к другой ( Кол.4:16 ), списки соборных деяний и правил были рассылаемы Епископами по Епархиям, и служили руководством для Церкви 15 . Первоначальные собрания этих правил существовали уже в III, IV и V веке. В послании Православных Епископов первого Антиохийского Собора (бывшего около 266–го года) к Павлу Самосатскому до его низвержения, сказано: кто отвергает, что Сын Божий был Богом и прежде сотворения мира, и говорит, что признавать Сына Божия Богом, значит допускать двух Богов, того мы почитаем чуждым Церковного канона, и в этом с нами согласия вся Кафолическая Церковь 16 . Указания на собрание правил в IV веке; можно находить во 2, 5, 6, 15-х правилах первого Вселенского Собора, во 2-м правиле второго Вселенского Собора, в 39-м письме Афанасия Великого о праздниках, где он пишет: «рассудилось мне с начала и по порядку изложить вам, какие книги (священные) принять в канон», и проч. В V веке на собрание правил, указывает 5-е правило третьего Вселенского Собора в проч. Греческие книги сего содержания служили первым основанием для Церковных установлений всех народов 17 . Первый с большей точностью привел в состав правила Церковного Предания и Соборов Вселенских и Поместных, присоединив к ним законы гражданские, Иоанн Схоластик, Патриарх Константинопольский, живший в VI веке. На пятом, шестом и седьмом Вселенских Соборах, с 553-го до 787-го года, вновь составленными правилами были умножены соборные правила 18 , равно как и Императорские постановления, относящиеся к Церковному праву, в течение сего времени, развились с большей определенностью и полностью; посему в IX веке все эти правила Церкви и гражданские постановления в систематическом порядке приведены в один свод Фотием, Патриархом Константинопольским . В X веке Греческий Номоканон был известен уже в России 19 . В XII веке Иоанн Зонар, Диакон Аристин, Феодор Вальсамон и другие написали толкования правил. Посему в XIII и последующих веках Номоканон на Славянском языке был издаваем с толкованиями этих писателей. Номоканоном перечислены и отличены от человеческих произведений книги Священного Писания , как Богодухновенные, и в главных чертах определено Богослужение. Употребление священных книг при Богослужении

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010