Sicut ille fecit quamdiu vixit. 10. Enumeratis itaque episcopis Juvavensium conamur prout veracius in chronicis imperatorum et regum Francorum et Bagoariorum scriptum reperimus, scire volentibus manifesare. Postquam ergo Carolus imperator Hunis rejectis episcopatus dignitatem Juvavensis ecclesiae rectori commendavit Arnoni videlicet archiepiscopo et suis successoribus tenendi perpetualiter atque regendi perdonavit, coeperunt populi sive Sclavi vel Bagoarii inhabitare terram, unde illi expulsi sunt Huni, et multiplicare. Tunc primus ab imperatore constitutus est 477 confinii comes Goterammus 478 , secundus Werinharius 479 , III-us Albricus 480 , IV-us Gotefridus 481 , V-us Geroldus 482 . Interim 483 vero dujn praedicti comites orientalem procurabant plagam, aliqui duces habitaverunt in illis partibus ad jam dictam sedem pertinentibus, qui comitibus praefatis subditi fuerunt ad servitium imperatoris, quorum nomina sunt Priwizlanga, Cemicas, Ztoimar, Etgar 484 . Post istos vero duces Bagoarii coeperunt praedictam terram dato regum habere in comitatum, nomine 485 Helmwinus, Albgarius et Pabo 486 . His ita peractis 487 Ratbodus suscepit defensionem termini. In cujus spacio terminis quidam Priwina exulatus a Moimaro duce Moravorum supra Danubium venit ad Ratbodum, qui statim illum praesentavit domno nostro regi Hludvico. Et suo jussu fide instructus baptizatus est in ecclesia S. Martini loco Treisma nuncupato, curte videlicet pertinenti ad sedem Juvavensem 488 . Qui et postea 489 Ratbodo commissus aliquot cum illo fuit tempus. Interim exorta est inter illos 490 aliqua 491 dissensio; quam Priwina timens fugam iniit in regionem Bulgariam 492 cum suis et Ohozil filius ejus cum eo. Et non multo post de Bulgariis Ratimari ducis , adiit regionem. Illoque 493 tempore Hludowicus rex Bagoariorum misit Ratbodum cum exercitu multo ad exterminandum Ratimarum ducem; qui diffidens 494 se defendi posse, in fugam conversus 495 est cum suis qui caedem evaserunt 496 . Et praedictus Priwina substixit, et cum suis pertransivit fluvium Sawa, ibique susceptus a Salachone 497 comite pacificatus est cum Ratbodo.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

487. Канонник , в четвертку, 178 лл., полууставом XIX в., без переплета. Всех канонов двадцать. Отметим каноны: 1) Сретению иконы Владимирския Божия Матери (96–104 об.) и 2) явлению иконы Тихвинския Божия Матери (157–167 об.). 488. Каноннк , в четвертку, 61 л., полууставом XIX в., в кожаном переплете. Всех канонов десять. 489. Канонник , в четвертку, 76 лл., поморским полууставом XIX в., в бумажном переплете. Всех канонов пять. На лл. 1–7 келейное правило. 490. Канонник , в четвертку, 48 лл., полууставом XIX в., с плохими заставками, в бумажном переплете. Всех канонов пять; из них один Пресвятей Богородице Смоленской (11–19 об.). 491. Канонник , в четвертку, 57 лл., полууставом XIX в., с разрисованными буквами, в бумажной обертке. Из надписи на 1-м листе видно, что писан мастером Иваном Пимановым Смирновым из Татарского скита в 1847 году. Всех канонов четыре. На лл. 1–6 начало келейного правила. 492. Канонник , в четвертку, 30 лл., полууставом XIX в., чистые листы 28–30, без переплета. Всех канонов три. 493. Канонник , в восьмушку, 49 лл., полууставом XIX в., без переплета. Всех канонов пять. 494. Канонник , в восьмушку, 46 лл., полууставом начала XIX в., в бумажном переплете. Всех канонов четыре. 495. Канонник , в восьмушку, 52 л., полууставом XIX в., в бумажном переплете. Всех канонов три; из них один Покрову Богородяцы (1–12). 496. Канонник , в восьмушку, 27 лл., полууставом XIX в., без переплета. 497. Канонник , в 16-ю долю листа, 45 лл., полууставом XIX в., без переплета. Всех канонов три. 498. Каноны : Всемилостивому Спасу и Рождеству Богородицы , в восьмушку, 22 л., полууставом XIX в., без переплета. 499. Канон молебен ко Господу нашему Иисусу Христу , певаемый в общих напастех, творение патриарха Филофея Царяграда, в восьмушку, 16 лл., полууставом XIX в., без переплета. 500. Канон Спасителю Господу Иисусу Христу , сочиненный Κ. Г. А. П. (Потемкиным), в четвертку, 12 лл., скорописью начала XIX в., без переплета. Напечатан в Русском Архиве за 1881 г., кн. 2, стр. 18–23.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да пребывают вси православные христиане в прародительстве своем благочестиво и праведно во всяком изрядстве, и жительствовати в чистоте, в воздержании же и святыни и в покаянии подобает, образу благих дел, – по святому апостолу, народом епархии своея благочестивым быти усердствую 483 . а) О вере. Веру же православно-кафолическую к Богу вседушно любовию имети и Церковь святую едину во вселенней, яже 484 на востоце и в нас утвердися истинною, яко матерь чествовати и пребывати в ней неотступно правому учению непоколеблему, и предания и учения 485 от Отцев Святых на соборех 486 определенная и утвержден- 19 л. ная содержати крепце, и ни в чем же порушно и не- —12— поколебимо 487 имети. Яко же бо без веры правыя Богу угодити невозможно, такожде и кроме Церкви святыя Восточныя мудрования и светлаго Богопреданнаго тоя учения невозможно кому спастися; и юже 488 чрез святый символ веруем едину святую соборную и апостольскую церковь быти 489 , убо оную хранити от всяких ересей и соблазненных наветов 490 . б) О правосудии. А епархии нашея но градех судиям – о правосудии 491 в делах гражданских всячески да попекутся и суд праведен да судят, ибо милость и любовь в том всякому явят 492 многу, зане зело неправда в суждениях и коварство 493 в людех умножися, обидими же всяких чинов люди и вдовицы и сироты и немощнии 494 во убожестве 495 люди зело во оскорблении мнози плачут, ибо суд Божий в людех Его вам, судиям, вручися, избавите всякаго от неправды 496 . с) Предостережение от содружества с иноверцами. Еще же завещаваю епархии своея всякому чину православным христианом с еретиками и иноверцами с латыни и лютеры, кальвины и злобожными татары (их же гнушается Господь и Церковь Божия с богомерзкими прелестями их проклинает) 497 общения в содружество не 20 л. творити 498 ; но яко врагов Божиих и ругателей церковных тех удалатися, отнюдь бо со иноверцами содружества не имети и во укоризну о вере не разговаривати ни с кем и обычаев бы их иностранных по своим их ересям на прелесть христианом от них не слушати, и сие бы им запрещати на крепко 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чрезвычайно честолюбивый, он осмелился домогаться занять место Юстиниана и в целях подготовления этого смелого предприятия пробовал образовать себе партию в империи, не боясь вступить в борьбу с Феодорой. 488 Наконец, большой лицемер, сильно заподозренный в язычестве, он ходил в церковь , но лишь за тем, чтобы там бормотать языческие моления. 489 И не смотря на все это, успех его долгое время был полный: так велико, неоспоримо и обаятельно было его искусство добывания денег 490 , так много встречалось в этой душе, энергичной, сильной и своевольной, выдающихся качеств государственного человека. Его жестокости несомненно в значительной мере способствовали возникновению мятежа «Ника»; когда же Юстиниан решился его уволить в отставку, то прием, оказанный его преемнику, вполне доказал насколько Иоанн был всеми вообще ненавидим. Когда население столицы впервые увидело перед собой нового префекта Фоку, то с полным единодушием, по собственному побуждению, воспело благодарственную молитву Богу, умилосердившемуся над страданиями своего народа. 491 Но радость Визинатии была кратко-временна. В 534 года Иоанн Каппадокийский вернулся к должности префекта претории 492 , более жестокий, более алчный, чем когда-либо, и не менее уверенный в благоволении своего монарха. Он стал консулом в 538 году 493 , а затем патрицием, и Юстиниан публично его поздравлял в официальном рескрипте с тем, «что он так радеет о благе императора и о возрастании общественных доходов». 494 И только благодаря промахам его честолюбия и открытой ненависти к нему Феодоры настал конец его всесильному фаворитизму. 495 Он пал в 541 году, но до того, в продолжении десяти лет, пользовался большим и прочным влиянием: своим отважным характером, смелой откровенностью речи 496 , как и своими услугами, он импонировал Юстиниану. Таковы были вместе с начальником служб 497 Гермогеном 498 , гуном по происхождению, по-видимому весьма замечательным дипломатом (530–535), и его преемником Василидом 499 (536–539), заслуженным законоведом, который, пройдя последовательно должности префектов Востока и Иллирии, заместил в 532 году по кверстуре Трибониана, а также комиты священных щедрот 500 Константин 501 (528–533) и Стратегий 502 (535–537) и  комит приватных имуществ Флор 503 (531–536), – главные министры первой половины царствования Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Изд. Пеньо, Русев и др., София, 1971, с. 152, 156. Взгляды Цамблака на коррупцию византийского двора следует оценивать с учетом обстоятельств, при которых он сам был назначен митрополитом Киевским (см.: Заключение). 488 Hist., XXVI, 14, ed. Bonn, III, с. 80. 489 Ср.: Стефан Коккинос, чиновник патриархата в 1285 году (V. Laurent, Les signataires du second synode des Blakhernes, Echos d " Orient, Kadiköe, Paris, 1897–1939, c. 148). 490 Нападки братьев Кидонисов см. 99, с. 248–249. Григора сожалел, что Иоанн V не применил к Филофею репрессивных мер, введенных против евреев Константином I (Hist., XXVI, 15, ed. Bonn, III, с. 81). 491 Ср. 6, с. 441–443. Сочинения •Филофея, связанные с захватом Ираклии, опубликованы в 179, с. 1–46. 492 Филофей, «О захвате Ираклии», 179, с. 7. 493 41, с. 5–163. 494 Ср. ссылки на тексты в 103, с. 284, прим. 22. 495 Сам Григорий Палама в последние годы жизни, будучи архиепископом Фессалоникийским, поддерживал дружеские отношения с обоими претендентами на патриарший престол (ср. 105, с. 167, прим. 64); ср. также молитвы Филофея за Каллиста в «Захвате Ираклии», 175, с. 7. 496 Ср. 109, с. 64. 497 Кантакузин, Historié, IV, 29, ed. Bonn, III, с 217. Жития св. Саввы Ватопедского, св. Германа и патриарха Исидора, написанные Филофеем, и особенно его «Энкомион Паламе», показывают незаурядное риторическое искусство и изобилуют ссылками на античных авторов. 498 Ср. 230, с. 120–149. Полный перечень сочинений Филофея см.: 10, с. 723–726. 499 64, с. 235–260; ср.также 87, стлб. 1501–1502. Идея союза византийцев и сербов появляется только в риторических речах Дмитрия Кидониса, разочарованного провалом прозападной дипломатии, которой он сам же и руководил. 500 102, I, с. 553–555 (синодальное постановление мая 1371). 501 Ср. его послание архиепископу Охридскому (102, I, с. 491–493); ср. 111, с. 159. 502 Ср. 82, с. 303–310 (там же указана более ранняя библиография). 503 Ср. гл. 7. 504 О внутреннем кризисе в Орде и влиянии его на русские дела см., в частности, 186, с. 245–263 и 202, с. 49–55; 167, с. 109–121. 505

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Если так, то можно думать, что Евфимий был низложен в конце 495 г., а выслан в мае 496 г. Во время высылки его Македоний был уже патриархом, как видно из факта, на который только что сделано указание. Против такого предположения может быть сделано возражение на основании показания летописи Феофана, где о низложении Евфимия говорится под годом 488-м алекс. эры, а о ссылке под 488-м. Так как год Феофана начинается с сентября, то 489 + 7=496-й год здесь, разумеется, уже с осени, а мы сказали, что ссылка Евфимия последовала в мае 496 г. Выше в речи о летописи Феофана было замечено, что в начале его труда, судя по переводу Анастасия, у него отделы велись не для каждого года, а иногда для нескольких лет вместе, и что разделение, теперь существующее, можно признать делом интерполятора. В данном случае отнесение низложения Евфимия к 488 г. алекс. эры, а ссылку к 489-му нужно признать делом именно интерполяции: в переводе Анастасия сообщение о ссылке Евфимия, которым в теперешней летописи Феофана начинается новый отдел для 489 г., ничем не отделено от рассказа о низложении его, которым кончается отдел под 488-м годом: нет ни praeterea, ни interea, ни рогго – каковыми частицами Анастасий, по-видимому, иногда заменяет указание на годы в подлиннике 521 . Это объяснение находит подтверждение в следующем: отделы под 488 и 489 годами представляют собою почти дословную выписку из церковной истории Феодора Чтеца ; в последней же мы не находим ведения рассказов по годам; да и вообще эта история, как и история Евагрия, чрезвычайно бедна хронологическими показаниями 522 . Таким образом, сообщения о фактах, взятые у Феодора, но не датированные им, приходилось датировать по соображению. И вероятнее всего, что эта датировка в летописи Феофана первоначально не существовала, как это видно из перевода Анастасия, а принадлежит интерполятору. Относительно интересующего нас факта это подтверждается еще и рассказом о нем у Кедрина: и низложение и ссылку Евфимия он относит к 5-му году Анастасия, т. е. 488-му году Феофана (см. выше); а рассказ его есть только сокращение повествования Феофана. 488-й год Алекс. эры отвечает нашим 495–496; месяцы его с сентября по декабрь – время низложения Евфимия – отвечают 495-м году, а май – время ссылки – 496-му.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

С. 489. Мизер — нищета, убожество (франц. misère). 302 С. 490. Суперфлю (франц. superflu — лишний, бесполезный) — здесь: изысканная; в этом смысле это слово было употреблено Ноздревым в «Мертвых душах» Гоголя (см. примеч. к с. 401). 303 С. 490. …бонтоннее… — более соответствующее вкусу хорошего общества (франц. bon ton — хороший тон). 304 С. 494. …получаю несметные миллионы и тотчас же жертвую их на род человеческий… — Эта мечта «подпольного» героя возродилась позднее в «ротшильдовской» идее Подростка, который тоже хотел, скопив огромное богатство и насладившись могуществом, отдать свои миллионы людям (см.: «Подросток». Ч. 1, гл. 5, III). 305 С. 494. …чего-то манфредовского… — здесь: чего-то гордого, возвышенного. Манфред — герой одноименной драматической поэмы Байрона (1817), в которой нашла отражение философия «мировой скорби». 306 С. 494. …разбиваю ретроградов под Аустерлицем… — Здесь и далее герой представляет себя в роли Наполеона I. В данном случае имеется в виду победа Наполеона I под Аустерлицем 20 ноября (2 декабря) 1805 г. над объединенными русско-австрийскими войсками. В мечтах героя исследователи обнаружили некоторую перекличку с историей Икара в социально-утопическом романе Кабе «Путешествие в Икарию» (1840). Филантроп-преобразователь в утопии Кабе — также разбивает коалицию королей-ретроградов в битве при Аустерлице (см.: Комарович В. Л. Юность Достоевского//Былое. 1924. С. 37). 307 С. 494. …папа соглашается выехать из Рима в Бразилию… — Конфликт Наполеона I с папой Пием VII, в результате которого Наполеон I был отлучен в 1809 г. от церкви, а папа Пий VII в течение пяти лет был фактическим узником французского императора, закончился возвращением в 1814 г. Пия VII в Рим. 308 С. 494. …бал для всей Италии на вилле Боргезе, что на берегу озера Комо… — Очевидно, имеется в виду празднование в 1806 г. основания Французской империи, которое было приурочено к 15 августа, дню рождения Наполеона I. Вилла Боргезе в Риме, основанная в первой половине XVIII b., украшенная изящными постройками, фонтанами и статуями, принадлежала в это время Камилло Боргезе, за которым была замужем сестра Наполеона I Полина. Озеро Комо расположено в Итальянских Альпах. 309

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

После архиеп. Питирима Грузинским экзархом был назначен архиеп. Платон (Рождественский ; 5 дек. 1915 - 13 авг. 1917; позже митрополит Тифлисский и Бакинский, экзарх Кавказский). В 1916 г., в его предстоятельство, при Комитете по сбору пожертвований была открыта мастерская, где работали раненые воины (Сакартвело. 1916. 184. С. 3). При церквах и мон-рях Г. Э. действовали приюты для детей-сирот, лечебные стационары и др. (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 23179. Л. 6). При епархиальных комитетах были созданы специальные миссии, к-рые должны были снабжать военные части и госпитали церковной лит-рой, иконами и крестами (Кавказ. 1914. 86. С. 3). Антивоенная пропаганда политических партий привела к увеличению случаев дезертирства с передовых позиций: в Закавказье за все время первой мировой войны дезертировали 3441 чел. 10 февр. 1916 г. экзарх Платон получил от обер-прокурора Синода особое поручение принять чрезвычайные меры для военного призыва (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 56924). Задачей военного духовенства было поднятие боевого духа в армии, для чего проводились проповеди о воинском долге, агитация против политических партий. Специально созданные «духовные отряды», состоящие из духовенства, встречали поезда и раздавали бойцам молитвенники, кресты, иконы. Духовенству, служащему в военных частях, давалась помощь от доходов Церкви. Их земли безвозмездно обрабатывались, семьи получали финансовую поддержку и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 59405. Л. 1; Ед. хр. 27066. Л. 2). Г. Э. повышал оклады духовенству. В 1915 г. в казне комитета было собрано 51 070 р. 37 к., в 1916 г.- 53 477 р. (ДВГЭ. 1916. 19. С. 195). В сборе средств принимали участие и научно-образовательные учреждения Г. Э. В 1916 г. ими было собрано 1384 р. 7 к. (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 64555. Л. 1). В комитет поступали пожертвования от духовенства, с к-рого удерживали 2% от жалованья. Мон-ри и церкви должны были ежемесячно отчислять пожертвования (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 54406. Л. 1; Ф. 488. Ед. хр. 26424. Л. 1; Ед. хр. 24173. Л. 80). При комитетах также действовали мастерские, где работали раненые солдаты.

http://pravenc.ru/text/168201.html

С. 497. В спорах голосисты — Станешь петь нам ты. — Для своей пародии Минаев здесь использует размер и синтаксическое строение перевода Лермонтова из Гете («Горные вершины», 1840). 269 С. 497. Есть наслаждение и в дикости лесов.. — Начальная строка заимствована из стихотворения К. Н. Батюшкова (перевод отрынка из IV песни «Чайльд Гарольда» Байрона), использованною Минаевым как основа для сатирического «перепева». 270 С. 497. Есть упоение в софизмах Гымале. — Гымале — псевдоним Ю. А. Волкова, сотрудника «С.-Петербургских ведомостей», где в 1860 г. он опубликовал серию обширных статей «Литературные впечатления» (20 июля. 5, 11 и 24 авг. 174 и 184; 20 и 30 сент. 212). Данная минаевская строка-сатирическая перелицовка начального стиха Председателя из «Пира во время чумы» Пушкина («Есть упоение в бою…»). 271 С. 497. Мил Воскобойников, сбирающий во мгле//Большую серию скандалов. — Имеется в виду статья Н. Воскобойникова «Перестаньте бить и драться, г-да литераторы!» (С.-Петербургские ведомости. 1860. 30 ноября. 272 С. 497. …но ты, о критик — бов,//Для сердца ты всего дороже! —//И равный силами с тобой лишь, может быть,//Один Конрад Лилиеншвагер. — Конрад Лилиеншвагер — сатирическая маска, созданная Н. А. Добролюбовым, подписывавшим так свои пародии в «Свистке» (о возникновении этого псевдонима-маски и произведениях Добролюбова, им подписанных, см.: Бухштаб Б. Я. Добролюбов — поэт// Бухштаб Б. Русские поэты. Л., 1970). В декабрьском номере «Современника» за 1860 г. целый раздел «Свистка» назывался «Неаполитанские стихотворения (написанные на австрийском языке Яковом Хамом и переведенные Конрадом Лилиеншвагером)». Предисловие к циклу заканчивалось похвалами автору и переводчику: «Мы должны сказать откровенно, — иронически писал здесь Добролюбов, — со времени такого рода творений Пушкина, Майкова и Хомякова мы не читывали ничего столь громкого, как стихотворения г-на Якова Хама в переводе Конрада Лилиеншвагера» («Свисток». С. 23–24). 273 С. 497. Меня всегда возмущало, что его считают родоначальником литературных скандалов. — Намек на статью «Отечественных записок» «Литература скандалов» (1860. С. 29–39). В упоминаемой выше статье «Перестаньте бить и драться, г-да литераторы!» Н. Воскобойников называет Нового Поэта «родоначальником скандального направления в литературе» (С.-Петербургские ведомое!и. 1860. 30 ноября. 274

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

С. 488. Старик этот, которого тоже нужно отнести к замечательным субъектам доктора Крупова… — Герой повести Герцена «Доктор Крупов» (1847) — врач-материалист, считающий, что все человечество больно безумием. Говоря о сходстве чиновников различных канцелярий с больными, Герцен писал: «Чиновничество (я, разумеется, далее XIII класса восходить не смею) есть особое специфическое поражение мозга, мне опротивели все эти журнальные побасенки, наполненные насмешками над чиновниками» (Герцен А. И. Собр. соч. М., 1955. Т. 4. С. 257). 246 С. 489. …ходил за советами и лекарствами в Максимилиановскую лечебницу. — Максимилиановская больница для приходящих, основанная Обществом посещения бедных в 1850 г., находилась в Петербурге на углу Вознесенского проспекта и Глухого переулка (ныне угол пр. Майорова и пер. Пирогова). Лечебница состояла под покровительством герцога Максимилиана Лейхтенбергского и с 1853 г. носила название Максимилиановской. 247 С. 489. Газетное объявление гласит, что найденные деньги отданы на хранение в департамент Управы благочиния… — Вслед за первым газетным сообщением о «Новом Гарпагоне» — Соловьеве (С.-Петербургские ведомости. 1860. 10 дек. где действительно говорилось о передаче его денег в Управу благочиния, появилось второе — о том, что «у Соловьева осталось завещание, которым он отказал свое состояние детям какого-то господина, которые выросли на его глазах и у отца которых его принимали с радушием» (там же. 1860. 24 дек. 248 С. 489. …в магазинах, за цельными, слегка запотевшими стеклами, загорелся газ. — Панаев, описывая Невский проспект, замечает: «…в цельных стеклах магазинов светились и играли бронзы» (Очерки из петербургской жизни Нового Поэта. СПб., 1860. Т. 2. С. 78). На Невском проспекте газовое освещение появилось в 1839 г. Многие другие улицы Петербурга в 1860 г. переходили на газовое освещение. Так, в сентябре газеты сообщали, что оно появилось на Гороховой, Офицерской, части Вознесенского и Загородного проспектов. 249 С. 489. Еще в сороковых годах меня называли и дразнили фантазером. — Достоевский намекает на слова о нем Белинского, который писал, что кроме чрезмерной растянутости в «Двойнике» есть еще и другой существенный недостаток: это его «фантастический колорит». «Фантастическое в наше время, — писал далее критик, — может иметь место только в домах умалишенных, а не в литературе, и находиться в заведовании врачей, а не поэтов» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1955. Т. 15. С. 41). Год спустя, в связи с «Хозяйкой», Белинский замечал, что автор должен издать необходимые пояснения и толкования «на эту дивную загадку его причудливой фантазии» (там же. Т. 10. С. 351). 250

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010