Такая компоновка тематических блоков может показаться удивительной, даже странной. Но это – только на первый взгляд. По всей вероятности, она была подсказана автору его же представлением о том, что «в древней Церкви областью богословия считался вопрос о Святой Троице» 486 . Таким образом, раздел о Боге, едином в существе, был вынесен им за скобки (троичного) богословия – во вводную часть, туда же, где были изложены сведения о базовых понятиях догматики. Несмотря на то, что учение о Едином Боге занимало главное место в вероучении ветхозаветной Синагоги, в сопоставлении с новозаветным учением о Святой Троице его значимость оценивалась святыми отцами как значимость подготовительного знания. Дело в том, что они исходили из убеждения, и по праву, что ветхозаветный период был посвящен подготовке людей к пришествию Мессии и в частности, к принятию от Него более полного учения о Боге – о Боге, троичном в Лицах. Следовательно, благодаря размещению раздела о Едином Боге (о Божьих сущностных свойствах) во вводной части, архимандрит Алипий выделил учение о Боге-Троице не только как православно-христианское, но и как более возвышенное, обладающее преимуществом называться богословием в строгом значении. Этот ход можно обосновать миссионерскими или апологетическими соображениями: благодаря ему автору удалось дополнительно подчеркнуть преимущество христианского монотеизма перед иудейским (и магометанским). Но всё же, учитывая, что Сам Искупитель, благовествуя о Боге, настаивал прежде всего на Его единстве 487 , необходимо признать, что он не вполне безупречен. Итак, «Догмат о Пресвятой Троице» был представлен во второй части пособия. Его раскрытие осуществлялось согласно плану: 1) «Политеизм и два монотеизма» 488 ; 2) «Догмат о Святой Троице – основание христианской религии» 489 ; 3) «Непостижимость догмата о Святой Троице» 490 ; 4) «Аналогии Святой Троицы в мире» 491 ; 5) «Троичная терминология» 492 ; 6) «Краткая история догмата о Пресвятой Троице» 493 ; 7) «Основные свидетельства Откровения о троичности Бога» 494 ; 8) «Свидетельства Откровения о равенстве Божественных Лиц» 495 ; 9) «Божественные ипостаси и их свойства» 496 ; 10) «Единосущие Лиц Святой Троицы» 497 ; 11) «Образ Откровения Святой Троицы» 498 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

100:5 В оригинале в качестве определений достоинств Господа используется евр. слово тов, имеющее много значений, передать которые невозможно одним или двумя словами (добр, хорош, дарующий чувство удовлетворения). Мы используем традиционное слово «благ». 471 101:3 Букв.: никакой вещи Велиала, т. е. ничего, связанного с идолопоклонством или вообще с нечестием; см. также примеч. «а» к 2 Кор 6:15. 472 101:4 Друг. возм. пер.: люди с сердцем порочным да будут далеки от меня, со злыми я не буду водить знакомства. 473 102:19 Евр.: Ях. 474 102:21 Букв.: сыновей смерти. 475 102:24 Букв.: сокрушил Он силу мою на ( жизненном) пути. 476 102:26 Букв.: и небеса — дело рук Твоих. 477 103:5 Возможно, букв.: украшение. 478 103:6 Или: ( дела) праведности; то же и в ст. 17. 479 103:17 Или: Его верность данным, по милости Его, обещаниям. 480 104:8 Друг. возм. пер.: горы поднимаются, долины опускаются. 481 104:15 Букв.: хлеб, который укрепляет сердце человека. 482 104:17 Масоретский текст: аист, кипарисы (?) — его жилище; вся строка по LXX: на их вершинах аист устраивает себе жилище. 483 104:18 Даманы — живущие в скалистых местах млекопитающие. 484 104:24 Букв.: достояния Твоего. 485 105:1 Или: богослужения совершайте во имя Его; или: поклоняйтесь Ему. 486 105:9 См. в Словаре Исаак. 487 105:17 Букв.: послал Он человека впереди них. 488 105:22 Букв.: связывал; в LXX и древн. пер.: наставлял. 489 105:28 В масоретском тексте это предложение не вопросительное, а утвердительное. 490 105:37 Букв.: во всех их коленах не было ни одного споткнувшегося. 491 105:40 Букв.: он; древн. пер.: они просили. 492 106:1 Или: Он добр; см. примеч. к 100:5. 493 106:7 Син. пер.: Чермного. 494 106:9 Букв.: по пустыне. 495 106:20 Букв.: Славу свою. 496 106:27 Так в древн. пер.; масоретский текст: поразит. 497 106:33 Друг. возм. пер.: дух его возмутили они. 498 а 106:47 Букв.: из всех народов. 499 б 106:47 Заключительный стих представляет собой славословие (доксологию), которым завершается Четвертая книга псалмов. 500

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

а 12:3 Букв.: все общество Израиля. 488 б 12:3 Здесь и ниже букв.: одну голову из мелкого рогатого скота. 489 12:5 Евр. тамим – здоровый, совершенный, без изъяна. 490 12:6 Букв.: заколет его все собрание общества Израиля между вечерами. 491 12:11 Букв.: есть его надо препоясанными. 492 12:13 Букв: и будет кровь для вас знаком в домах, где ты, т. е. будет вам на пользу. 493 12:15 Евр. карат — здесь в значении «быть отрезанным» (от общества, живущего в Союзе/Завете с Богом); такое могло происходить либо через ниспосылаемое от Бога наказание смертью, либо через изгнание из общества или лишение всех прав и связей с этим обществом. Возможно, что это имел в виду апостол Павел в Рим 9:3; то же в подобных случаях. 494 12:22 И ссоп – невысокое растение (возможно, майоран), кустистый венчик которого позволял использовать его как кисть. 495 12:37 Букв.: пеших воинов. 496 12:40 Самаритянское Пятикнижие и LXX включают в это число лет и весь период пребывания патриархов в Ханаане. 497 12:41 Букв.: все воинства. 498 12:43 И ли: установление о Пасхе; евр. слово пе сах («Пасха») в ВЗ может означать: праздник (12:48; 4 Цар 23:21), или употребление в пищу пасхальной жертвы (12:11; 2 Пар 30:18), или саму пасхальную жертву, пасхального ягненка (12:21; 2 Пар 30:15). 499 12:44 Букв.: приобретенный тобой раб, после того как ты сделаешь. 500 13:3 Букв.: дома; то же в ст. 14 . 501 13:8 Букв.: объяви своему сыну. 502 13:9 Букв.: для тебя. 503 13:13 Букв.: сломай ему шею. Для того чтобы предупредить отказ от исполнения этого повеления о выкупе животных, израильтянам было приказано убивать их. 504 13:18 Или: к Тростниковому морю; или: к морю Суф; Син. пер.: к Чермному морю. 505 а 14:4 Букв.: Я сделаю сердце его упрямым/ жестким/ непреклонным (то же и в ст. 8 и 17); см. примеч. к 4:21. 506 б 14:4 Букв.: за ними. 507 а 14:5 Или (ближе к букв.): изменили свое мнение (букв.: свое сердце) об этом народе. 508 б 14:5 Букв.: Израиль. 509 14:6 Букв.: свой народ. 510 14:8 Букв.: с ( под) рукой высокой; возможно и друг. понимание: под защитой сильной руки ( Божьей) . 511

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Вар. «спонтанно», «неожиданно». 479 Букв. «от делания страха " , «от делания богопочтения». 480 Букв. «у того, кто занимается этими вещами из любви к упражнению для установления своего собственного служения " . 481 Букв. «рождается в нем». 482 Ср. преп. Макарий Египетский. Духовные беседы 49,4. 483 Вар. «ко входу в духовную форму бытия». 484 Вар. «это — начало вступления на третью вершину, которая есть духовный образ жизни». 485 Вар. «отшельника», «монаха». 486 Дословный перевод этого предложения затруднителен. 487 Букв. «пусть поймет той собранностью разума». 488 Букв. «четвертого слова». 489 Ср. преп. Исаак Сирин. Главы о знании 4,92–93. 490 Вар. «отшельников, зрелости», «монахов, преуспевших " 491 Вар. «любви Иисуса Христа, Господа нашего». 492 Ср. Ин.17:21. 493 Вар. «символически прообразуют». 494 Ср. 1 Кор.15:20. 495 Букв. «пока человек не придет к безмолвию от людей (т. е. безмолвию по отношению к людям)». 496 Вар. «к размышлению о себе» 497 Букв. «приходит к мысли своей». 498 Ср. Лк.17:21. 499 Или «вкус». 500 Букв. «на которую человек натыкается», «о которую человек спотыкается». 501 Букв. «в духовных движениях к сокровенным " . 502 Вар. «духовным тайнам». 503 Или «совершенство». 504 Или «подвижничества» (сир. dubbara). 505 Т.е. существование, бытие. 506 Букв. «через откровения, которые получают они различными путями в этих движениях (возбуждениях) по отношению к божественному Естеству». 507 Букв. «к славному естеству величия " . 508 Или «получать». 509 Или «о Нем». 510 Букв. «в движениях». 511 Букв. «получает то неизреченное изменение». 512 Вар. «символическое», «мистическое». 513 Букв. «к которому оно было прилеплено в своей деятельности». 514 Букв. «в любви и радости, которые в Боге». 515 Букв. «в том существовании (поведении, образе жизни) свободы, которое будет нашим». 516 Букв. «движений». 517 Букв. «превратностей, которые обретаются в нем (т. е. в мире)». 518 Букв. «в силе его (т. е. разума) движений» 519 Или «относительно вещей мира сего». 520 Букв. «более просветленно». 521

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

О. Pfleiderer. Geschichte der Philosophie. Berlin, 1893, стр. 23. 487 Schwarz (1. с., 553) даже называет Беме, конечно, преувеличенно, «ein Neuschöpfer und geistiger Vollender der Gedanken Eckeharts»127. 488 Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления. Таким исходным элементом для Когена является понятие бесконечно малого. 489 Откровение из Ничто в нечто (лат.). 490 Böhme " s sämmtl. Werke, hrsg. von Schiebler. IV, 348. 491 Слово «Да будет» (лат.). 492 Mysterium magnum, Bd. V, 12, § 5. Cp. Bd. IV, 278, § 7, 186, § 12, 415, § 24, 424, § 7. 493 «…von dem unoffenbarten Gott, der ihm doch auch selber ohne siene Offenbarung nicht erkannt wäre» (Myst. magn., 24, δ 11). 494 Ibid., 12, §4. 495 IV, 477, § 16—17. «Вне природы Бог есть тайна (ein Mysterium), понимай как Ничто, ибо вне природы есть Ничто, т. е. Око Вечности, неисследимое Око, которое стоит или смотрится в Ничто, ибо это бездна (Ungrund), и то же самое Око есть воля, понимаемая как стремление (Sehnen) к откровению, чтобы найти Ничто» (De signatura rerum, Kap. 3, § 2, Böhme!s Werke, IV, 284). 496 1. c., 121. 497 Аврора, 344, § 17. 498 IV, 405. 499 Essentia (лат.) — сущность. 500 IV, § 2—4. 501 IV, 501, §42. 502 Создание, творение (нем.). 503 V, 13, § 8. 504 IV, 41, § 48, ср. 483, § 2, 510, § 27. 505 Божественное творение, как страстное желание вечной природы, называется творческим «Да будет» (нем.). 506 IV, 495, § 13. 507 Cp., напр., у Спинозы: «Я раскрыл природу Бога и его свойства, а именно, что он необходимо существует; что он един; что он существует и действует по одной только необходимости своей природы; что он составляет свободную причину всех вещей; что все существует в Боге и, таким образом, зависит от него, что без него не может ни существовать, ни быть представляемо; и наконец, что все предопределено Богом и именно не из свободы вовсе или абсолютного благоизволения, а из абсолютной природы Бога, иными словами, бесконечного его могущества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

487 , или по окончательном уничтожении Иерусалима с превращением его в языческую колонию, и была только протестом против религиозного невежества, как порождающего национальный индифферентизм и гибельного для теократической автономности. Все эти и подобные толкования совершенно искусственны и тенденциозны 488 , между тем для раввинизма всячески несомненно, что am-haarez не может быть хасидом 489 и, следовательно, лишается всех благ ортодоксальной иудейской религиозности. Это требование безусловно применяется и во всех других аналогичных случаях. Десять колен израильских потеряли удобства к законнической корректности: они рассеяны по разным странам 490 и не возвратились 491 , а потому погибли среди чужих народов (Акиба) 492 и чуть ли не все уготованы в ад 493 . Равным образом прозелиты сомнительны по своему новшеству и вызывают разногласия в оценке раввинов 494 : иные (напр., Симеон бен-Лакиш) высказываются в пользу их 495 , но, кажется, преобладают – особенно в фарисейских кругах 496 – неблагоприятные взгляды 497 , что это есть посторонний придаток 498 , способный ко всяким притивоестественностям 499 . Тем более вызывает нетерпимости всякое обдуманное уклонение, как ясно на примерах Элиши бен-Абуйи 500 и минеев, под которыми разумеются свободомыслящие иудеи и иудеохристиане 501 . Частные запросы собственной пытливости встречали отпор и отвержение. Отсюда именно и развилась нелегальная литература в цикле писаний апокрифически-неканонических, почему их объявляют не истинно иудейскими 502 . Документы апокалиптики находили для себя питательную почву среди am-haarez’ob и распространялись в низших слоях 503 . Это памятники популярные 504 и частию иудейско-эллинского происхождения 505 . Но известно, с каким осуждением анафематствования относился раввинизм к этим произведениям 506 и как доныне усиливается поставить в связь с ними христианство 507 , провозглашая его продолжением эллинистической религиозности 508 диаспоры 509 . Мы видим теперь, что все принципиальные предпосылки гуманитарности в иудействе существенно отличны от христианских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

487 См. там же во Внутр. Правл, за 1844 г дело 14; ср. там же Журн. во Внутр. Правл. за 18 октября 1843 г и за 21 окт. 1843 г. При представлении в возведению иером. Макария в звание экстра-ординарного профессора преосв. Афанасий 21 октября 1843 г. докладывал Правлению, что «иером. Макарий, состоя на службе третий год, должность свою проходит с особенным усердием в благоуспешностью в имеет основательные познания в своем предмете». 488 См. там же по Внутр. Правл. Журн. за 18 октября 1843 г. ср. арх. Киев. дух. Акад. по Внешн. Правл. за 1843 г. дело 489 См. там же по Внутр. Правл. Журн. за 22 апр. 1846 г. и по Внешн. Правл. Журн. за 19 марта 1846 г. При представлении «Истории Христианства в России» архим. Макария к публикации, преосв. Афанасий, между прочим, замечал в своей докладной записке от 19 марта 1846 г.: «это сочинение с пользой может быть читано как по духовно-учебным заведениям, так и вообще всеми любителями духовного просвещения». 492 См. Твор. свв. отцев 1884 г. кн. 2 стр. 548–549. Для суждения о приведенном отзыве преосв. Филарета следует сравнить отзыв или «мнение митрополита Филарета о сокращенной герменевтике», составленной архимандритом Афанасием См. Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. Москов. изд. Преосв. Саввы т. III. СПБ. 1885 г. стр. 70–78 и 80–90. 494 См. там же стр. 709–710 ср. стр. 836. Справедливость требует заметить, что существуют иные отзывы о преосв. Афанасии. Разумеем отзыв архиеп. Никанора Бровковича . См. Наша светская н духовная печать о духовенстве. Воспоминания бывшего альта-солиста А. Б-а. СПБ. 1884 г. ср. у И. А. Чистовича . Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ. СПБ. 1894 г. стр. 347–353. 495 Разумеется преосв. Афанасий, который, как читателя сами могли заметить, был орудием обер-прокурора, графа Пратасова в его реформе наших духовно-учебных заведений 1840 г. и в других случаях. 497 Архимандрит Евсевий был назначен ректором С.-Петербургской духовной академии 17 января 1847 года, 24 февраля он прибыл в академию и 25 февраля введен в должность, а и. д. ректора архим. Макарий и и. д. инспектора Д. Ростиславов были уволены от занимаемых ими должностей. См. арх. С.-Петер. дух. академии по Внеш. Правлен. Дело 1847 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

А между тем солнце – «величайшее бесконечного разума произведение», и «всякая тварь ожидает восхода сего благодетельного светила, радостным восторгом восхищается, узрев его прекрасное лице». 488 Платон обличал ложь просветительского света светом благодати, но чаще поражал просветителей их собственным оружием – естественным разумом. Свет благодати отступал на задний план, делался фоном. Различая свет благодатный и свет естественный 489 , Платон предпочитал говорить о втором – о «естественном свете при рождении человека от Бога возженном» 490 , об огне возженном на жертвеннике сердца светом присносущным» 491 об «искре истины, зажженной в самой внугренности души» 492 . И в плане моральной философии – о врожденном свете совести 493 . Можно было бы сказать, что все расхождение с просветительством заключалось в различном понимании «натуры» и «естественного». «Природа» Платона оказывалась более емкой, нежели «натура» атеистов и рационалистов, и «разум» его – обширнее разума их 494 . Упрощенный социологизм в речах Платона о благодатном и сверхъестественном, конечно, подчеркнул бы ораторски-полемическую сторону и не преминул бы увидеть тайную мысль полицейского обуздания. Он, конечно, привел бы слова Платона о том, что без веры в бессмертие «погибнут все законы, разрушатся все общества, погаснет сила совести, презрена будет добродетель, и поднимет главу свою порок и злодейство» 495 . Без мысли о Боге-Судии, «без сей узды, – полагал Платон, – развращение человеческое, превзошед всю меру, опровергло бы общества и грады, и землю пременило бы в ужаснейшую пустыню. И на сем, думаю, основании просвященные люди рассуждают, что обществу состоять из одних безбожных есть дело невозможное» 496 . «Обманы, обиды, несогласия, праздность, пьянство и прочия безчиния наипаче от неимения страха Божия происходят», – так судил Платон в одной из своих ранних проповедей 497 . Но митрополит московский не лукавил сознательно или бессознательно: он просто не видел своих противоречий, как не видел противоречий в обстановке Вифанских келий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В издании 1861 г. числится за стр. 192–200. 487 «Божиим Домостроительством» называется Божественный план спасения человека, Искупление. 488 В тексте примечание: «переименовывается, разумеется во имя Христово». 489 Т. е. переименованных на «Новый Израиль», т. е. — христиан. 490 Конец фразы в несколько свободном переводе. 491 Ориг. цитата: «гнев Господень стерплю». 492 Ориг. цитата гласит: «уподоблю его мужу мудру». 493 Или: «признаны законными» наследниками. 494 Ориг.: «текущее», «непостоянное». 495 Чис. гл. 11. 496 Рус. пер.: «И они ели и пресытились; и желаемое ими дал им; еще же пища была во устах их, как гнев Божий пришел на них и убил многих из них, в избранных Израильских низложил». 497 В ориг. цитате нет слова «севера» и упоминается Иаков. 498 Здесь парафраза Еф. 4:22–24. Кол. 3:9–12. 499 По изданию 1861 г. числится за стр. 200–212. 500 В ориг.: «разумном», что соответствует часто русскому «духовному». 501 Каин, в отличие от Авеля, принесшего Богу в жертву самое лучшее, что только у него было, принес в жертву недостойное приношение, между тем, он приял от Бога много милости. Бог не принял такую жертву. 502 Возможно, что имеется в виду епитимия, даемая кающемуся духовником. 503 Т. е. любовь рождается на основании сходства характеров, положения и под. между людьми. 504 Т. е. передаче, предоставления, раздаче. 505 Ориг. «чувственный». 506 Ориг. «чувственными». 507 Ориг.: «многообразность», «многоразличие». 508 Скверна, душевное загрязнение вследствие грехов, не очищенная покаянием и исповедью. 509 Ориг.: «тас арэтас», слово имеющее целый ряд значений, так что в данном случае трудно сделать выбор; во всяком случае этим словом определяется превосходное качество, подвиг, добродетель, сила, красота и прекрасность. 510 Т. е. снизошел с высоты Божества до уровня нас людей. 511 Т. е. вечная жизнь является результатом подвижничества, коего цель — умерщвление страстей. 512 Согласно изданию 1861 г. числится за стр. 212–224. 513 Т. е. — имя Божие. 514 Здесь в оригинале, хотя и говорится о человеке, слово «Сын» написано с заглавной буквой, что и мы сохраняем; слово «дух» — с маленькой буквой, что и мы сохранили в нашем переводе. 515

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Введенским, в общих чертах, вполне правильно. (См. «Журналы Сов. Моск. Дух. Акад.» 1904 год, стр. 282–292). 485 За исключением почти истерических выкрикиваний Геккеля против столь ненавистного ему «дуализма», обильно рассыпанных в его наиболее популярных сочинениях: «Die Welträthsel» и «Die Lebenswunder», чистый материализм, в настоящее время, как известно, находит очень мало сколько-нибудь серьезных защитников. 486 Ср. Е. Haeckel. «Die Welträthsel», VI Kap. Русские переводы Минчиной (1907) и Займовского (1906): «Мировые загадки». Впрочем Геккель, со свойственной ему решительностью, приписывает такие, по его выражению, «психологические метаморфозы» не чему иному, как просто старости (!). 487 Законность такого выбора признается даже Геккелем, разделяющим людей, по их коренным склонностям, на две категории, сообразно с преобладанием чисто физиологического развития «сенсориума» (естествоиспытатели монисты), или «фронемы» (метафизики дуалисты). См. Е. Haeckel. Die Lebenswunder, I Kap. S. 7 (Русск. пер. Алексеева: «Чудеса жизни» 1908). 488 См. E. Mach. Analyse der Empfindungen (Русск. перев. Филиппова: «Анализ ощущений и отношение физического к психическому», 1904). 489 Ланге, История материализма, пер. Н. Страхова, 1899, стр. 690. Вообще, надо заметить, что чисто эстетическая сторона религиозной апологетики еще совсем не использована. Но вопрос об этом так широк и интересен, что, конечно, может быть здесь лишь затронут. 490 Тэт. О новейших успехах физических знаний, 1877. Цитирую по Челпанову: «Мозг и душа», 1906, стр. 207. 493 F. Auerbach. Die Weltherrin und ihr Schatten, 1902 (Русский перевод «Царица мира и её тень», 1905). 494 См. Poincaré. La Science et l’Hypothèse, ch. VIII; B. A. Михельсон. O многообразии механических теорий физических явлений. 497 B. A. Михельсон. Физика перед судом прошедшего и перед запросами будущего (Актов речь в Моск. Сельскох. Инст. в 1900 г.). 499 Gruner. Die radioactiven Substanzen und die Theorie des Atomzerfalls. 1906. Интересно, при этом, как деля атом на электроны, стараются, по крайней мере (по Лоренцу, Лармору и др.), спасти индивидуальность атома, предполагая, что он представляет собою нечто вроде планетной системы с электронами-планетами (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010