И в этом восхождении следует избегать двух опасностей: 1) поставить себя на высшую ступень, не пройдя предварительные ступени (например, искать theoria минуя praxis) 487 ; 2) считать себя освобожденным от низших ступеней, потому что практикуешь высшие; первые не отменены, но скорее содержатся во вторых, кроме того, динамизм духовной жизни содержит постоянное восхождение ввысь, которое всегда восходит к исходной точке 488 . Сама вершина мистической жизни состоит в непрерывном восхождении. Для Григория Нисского душа, которая господствует над волнениями страстей, приобретает устойчивость на скале-Хрис- те. Но «ее стабильность для нее, как крыло» 489 , она выглядит не неподвижной, но подобной спокойствию реки 490 ; это «размеренное движение в стабильности», epectasis 491 . 4. Сознание благодати Непосредственный опыт духа? Жизнь и сознание тесно связаны между собой. Но вечная жизнь – это жизнь Божественная, таинственная, сокрытая. Тогда, спрашивается, попадает ли эта жизнь в поле сознания? Составляет ли она объект наблюдения в христианском опыте? В философии XIX и XX вв. термин «опыт» является одним из ключевых понятий 492 . В своем современном значении «опыт – это непосредственное и прямое присутствие того, что нам являет себя» 493 . Опыт, таким образом, противопоставляется способу знания, в котором видимая реальность не являет себя непосредственно сознанию, но открывается опосредованно и косвенно, через обучение и через отвлеченные идеи 494 . В области христианской жизни, как утверждает В.Лосский , «восточная традиция никогда четко не разделяла мистику и богословие, личный опыт тайны Божества и догму, утверждаемую и проповедуемую Церковью » 495 . Лишь падший дух, «ставший кантианским», всегда готов отвергнуть «в области объектов веры» (т.е. в преподаваемой доктрине) подлинный христианский опыт; это тенденция, «антигнозиса», антисвета, противящихся Святому Духу 496 . Православное суждение об учении мессалиан Вопрос о религиозном опыте всегда вызывал споры на Востоке. Мессальяне настаивали на необходимости испытывать чувство пребывания в состоянии благодати, заходя при этом слишком далеко. Их учение было осуждено в конце IV века. Логичные в своей концепции зла, они смешивали грех с искуплением, они не учитывали или отказывались признать незаметное человеку Божественное действие и, как следствие, отвергали действенность крещения, ибо оно ничего не меняет в психологии крещаемого 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Так в высшей степени выгодно для себя поняли синаиты свои новые отношения к Москве: своею обязанностью они считали просить, требовать и получать, на царя же они возлагали обязанность давать им крупные суммы денег, ценные разнообразные подарки, радостно удовлетворять все монастырские нужды и потребы. Ничем не прикрытое желание как можно более и скорее нажиться на счет тароватого русского правительства, выманить у него всеми способами побольше денег и ценных вкладов – вот единственные побуждения, которые руководили синаитами в их сношениях с Москвою. В такие же отношения к русским государям усиленно стремились стать и все восточные обители, навязчиво предлагавшие государям сделаться ктиторами той или другой обители. 486 О церковной реформе Никона и ее противниках мы готовим к печати отдельное исследование, почему в данном случае мы и ограничиваемся в своих суждениях о реформе Никона самыми общими и короткими замечаниями. 488 Очевидно, что патриарх говорил это с прямым желанием укорить русских, которые казнями расправлялись с расколоучителями, что, как видно, хорошо было известно патриарху, несмотря на заверение послов, что теперь в России никаких расколов нет. 489 Этим указанием, что турки казнят появляющихся у них раскольников в вере, патриарх опять имел в виду укорить русских, которые расправляются со своими раскольниками по-турецки – казнями, а не борются с ними по-христиански – Писанием, кротостью и смирением. 494 Турецкие статейные списки, 20. С. 385, 386, 574 на об. и 720; 21. С. 120, 121,218,219 и 224. 497 Там же, 25. С. 184, 185, 202, 206–212,365,405; 26. С. 43,53,58,59,86–90, 98,132,135,136,137–139. Весь 25 статейных турецких списков, составляющий из себя целую книгу, заключает в себе исключительно документы касательно подчинения Киевской митрополии. Ответные грамоты патриархов по этому делу находятся и в греческих делах 7195 г. 3. 499 Разрешительные грамоты Константинопольского патриарха государю и войску на мясоястие во время постов напечатаны в Полном собрании законов, 3020, 3178.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Аще жена, родивши дитя, начнет преставляться том дни, или на другой, то вынесше 480 ю во ин храм, даяти еи причащение, омывше ю. г Аще ли, речет, умрет дитя некрещено, небрежением родителей, или поповым, волми за душегубье поста 481 .г. лета; аще ли не ведуче, то нету епитимии. д В клети иконы держачи 482 , или 483 честной крест, достоит ли быть с женой своей? – Ни в грех , рече, положена своя жена. А в грехах и 484 в полате, ту имение, туже иконы, туже и честной крест: ту лежит муж с женой. А крест на тебе чи съимаешь, рече, буда с своей женой? – Со своей женой бывше, достоит лести в алтарь, ополоснувшеся, и евангелие целовать, и измывшеся 485 и 486 дора есть и 487 мощи целовать омывшеся. 488 Аще и что будет и вкусил или пил, толико честной крест целовавше, али ту ночь соблюсти, чисто 489 омывшеся; целовавше 490 , не есть сыра и мяса том дни. И Клим бяше повелел. А достойно есть, кроме Воздвижения, целовать, есть все, и мясо, или глядать, или надеть на кого, целовати ядше все. А отрокам дай крест целовать, рассмотрев, как ти грех будеть 491 , и евангелие и мощи, и дору дать, не велми отлучается 492 уне причащения. А понагие не борони 493 никомуже, любо с своей женой бывше. Такоже и холостым велит дать с запрещением. 494 Аще случится плат женский в порт вшить попу, достоит ли в том служити порте? – И рече: достоит, – ци погана есть жена? з Аще грехом упустит просфору 495 на землю, достоит ли проскурмисать? – И рече: достоить, како си падет, отерше добре. и Аще лучится служить на обеднии, а на заутрени и на вечернии не служивше, ци измолвить, рех, владыко, молитвы вечернии и заутрении? – Нету греха, рече, не молвивше служить; аще бы измолвил, а то лучше. Аже бы на заутренюю встал, канон деля, не певше не 496 достоит служить: а служивше, рече, достоит плевать и не едше. Ци не ел еси доры и укроп пил, аще 497 неколи 498 поспать? Аще ся годит стоять чрез ночь, или петь, или чтение: чисты, обедавше и ужинавше, достоит ли служить, не поспавше? – И рече: или лучше спать, а не лучше Бога молить? Достоит и 499 не поспавше служить.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

—161— любленного 484 , Бога богов 485 , Господа господей 486 , „Святого святых“ 487 , Вечного 488 , Сущего 489 , Виновника веков 490 , Подателя жизни 491 , „Мудрость“ 492 , „Ум“ 493 , Слово 494 , Знающего 495 , Обладающего изначально всеми сокровищами всяческого знания 496 , „Силу“ 497 , Власти- —163— теля 498 , Царя царствующих 499 , Ветхого деньми 500 , Нестареющего 501 , Неизменного 502 , „Спасение“ 503 , „Праведность“ 504 , Освящение 505 , Искупление 506 , Превосходящего всех величием 507 и Находящегося в дуновении тонком 508 , Сущего в душах, и в телах, и в умах 509 , и на небе, и на земле и одновременно и там и там Одного и Того же, Пребывающего в мире 510 , рядом с миром, превыше мира 511 , Пре- —164— небесного 512 , Пресущественного 513 , Солнце 514 , Звезду 515 , Огонь 516 , Воду 517 , Дух 518 , Росу 519 , Облако 520 , Самоцвет (ατλιθον) 521 и Камень 522 , Всё сущее – Ничто из сущего 523 » 524 . 5 . Посему и сам великий в божественном Дионисий в сочинении «О Божественных именах», словно свидетельствуя об образе [мысли] и исступлении к Богу сего божественного отца, говорит следующее: «Таким образом, к Причине всяческих, пребывающей превыше всего, будут подходить и безымянность, и все имена сущих 525 , дабы Она наверняка оказалась Царством 526 всяческих, и близ Неё пребывало всё, находясь от Неё в зависимости, – как от причины, начала, предела, – и Оная, согласно речению, пребывала бы всем во всём 527 и поистине воспевалась бы как основание всяческих» 528 . И немного далее [Дионисий прибав- —165— ляет]: «И всё сущее просто и неопределимым образом Она вобрала в Себя благодаря всесовершенным благам Её единого и сущего причиной всех промысла, и от всего сущего Оная стройно воспевается и именуется» 529 . 6 . «И в самом деле, богословы не только эти божественные именования почитают, заимствованные из промыслительных действий, – полных, частичных или предполагаемых, – но и из некоторых божественных видений, просветивших таинников или пророков в священном храме или где-нибудь в другом месте. В соответствии с именами тех или иных причин или сил они именуют пресветлую и вышеименную Благость и относят к Оной образы и подобия человеческие 530 , или огненные, или янтарные, воспевая Её очи 531 , уши 532 , кудри 533 , лица 534 , руки 535 , спину, крылья 536 , плечи 537 , задняя 538 и ноги 539 , усваивая Ей венцы 540 , престолы (θκους) 541 , кубки и чаши 542 и некоторые другие таинственные предметы» 543 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сугуба смерть есть душы 482 человека: смерть греха во днех 483 настояща века, Смерть же геенны во веце грядущем, лютыя казни грешником несущем. Подобне живот сугуб ся считает: зде – благодати, та бо оживляет, Онамо – славы, яже будет в небе. Чтый, тщися жити, аз желаю тебе. Жизни время Время жизни комуждо Господь уставляет, его же предел никто живый изменяет. В Его руце ключь жизни и смерти держится, Онем пробавляется время и кратится. Продолжает же то Бог за молитвы 484 слезны 485 , яко 486 Езекии, лежавшу в болезни; Или ради славы Си, яко сотворил есть, егда мертвыя Христос Господь воскресил есть; Или инех 487 вин ради, яже Сам Он знает, и по них 488 милость людем Свою изъявляет 489 . Сокращает жизнь паки, да кто не прелстится, и злобою в разуме си да не растлится; Или казнь дея грехов, яко ся вещает, мужь крове и лети дней си не преполовляет; Или зде очищая от вины порока, яко онаго мужа свята и пророка, Иже паче завета Божия вкусил есть пищу, со лжепророком, иже и 490 прелстил есть. За то преслужание, 491 елма ся вращаше, от лва смерти предан быв, на пути лежаше. Житие Христово Житие Христа Бога все правило бяше, еже на благи нравы люди наставляше. Вся суетия мира Он в ничто вменил 492 есть, что в ползу спасения, то токмо творил есть. Еже миру противно, то Онем любися, и 493 что Богу угодно, в образ нам творися. Мира сонм всесуетный богатства желаше, Христос Господь нищету любезно избраше. Ов начало держати излиха хотел есть, Христос Господь царь быти конечно 494 презрел есть. Мир чада во блаженство себе почиташе, Христос чадородия ни же помышляше. Досад и скорбей мира питомец гонзает, а Христос на вся скорби Сам Себе предает. Обид ни же мало мир страдати желаше, Христос же премногия обиды терпяше, Кая бо болши 495 может обида ся 496 звати, яко до крестны смерти муки пострадати? Болезни плоти миру досадны суть зело, а Христово биенно все святое тело. Страшно 497 бе и ужасно 498 миру на крест зрети, а Христос Господь на нем изволи умрети. Вся, их же мир рачитель 499 , Христос обхудил есть,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Благовестник 488 . Толкование. Иже бо благодать Святаго Духа причащения ради божественных пречистых тайн приимет ни алканием алчет, ни жаждою жаждет, якоже невернии. Катихиса Большаго 489 : Зане сия тайна источник есть всех благ духовных, понеже истинно имать в себе Господа нашего Исуса Христа, Иже есть источник всех даров небесных, тако веруем, яко, достойне приемляй Его, в той Тайне сей живот и благодать и вся благая с ним и купно приемлет, и бывает уд его жив, и соединяется с ним, якоже сам Христос послушествует, глаголя: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает; и тоя-ж главы: Аз в нем 490 . Яко сия тайна достойне приемаема, не точию от будущих грехов и искушений диявольских и мирских и плотских соблюдает, но и бывшая грехи очищает; не точию сицевыя, но и смертнии, о нихже скорбим. Сия же не причащающеися не причастни будем вечнаго живота, яко не приимше Исуса сущаго живота истиннаго 491 . (об.). На глаголющая, яко пречистое тело на год Катихиса Большаго глава 75 492 . Сеже на глаголющая еретики, яко внегда причащаемся, тогда есть тело и кровь Христова, внегда же не причащаемся, тогда не есть 493 . Тем же убо аще и не причащаемся сея тайн, обаче но освящении есть тайна и пребывает истое тело Христово и пречистая кровь Его 494 . Катихисис Малой 495 . Яко тайна сия не точию в причащении по освящении тайною бывает, якоже протчиа тайны, но и в самом освящении бывши тайною и жертвою за живыя и без причащения, дóндеже виды хлеба и вина целыя пребывают, всегда есть тела и крове христовы тайна и самым Христом Богом нашим. 13 статья. Святаго Иоанна Милостиваго 496 . Аще и всю жизнь свою без причащение пребудеши, а от еретики не моги причащатись и общение с ними не иметь. Зри, и внимай, и разсуждай, благоразумный читателю и смотри коварных самочинных лжеучителей и преблазнителей, како лжею и истинну закрывают и святых тайн не исповедуют. Святый апостол Павел 1 Коринфянам 497 . Не хощу вас обещник быть бесом. Не можете чашю Господню пити и чашю бесовскую, не можете трапезе Господней причащатись и трапезе бесовской. Не бывайте сопряжени ко иному ярму с неверными: кое бо причастие правде ко беззаконию или кое общение свету ко тьме? Кое-же согласие Христови со Велиаром или кая часть верным с неверными? Или кое сложение церкви Божии со идолы? Вы бо есте церкви Бога жива 498 и проч. 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Далее начато: Уве 486 вас с 487 тише едешь — дальше будешь 488 Не прожить ли нам 489 покуда еще не делаю 490 В подлиннике: отсюду 491 В подлиннике: штрифт 492 книга 493 Далее начато: наи 494 и посадил 495 чтобы 496 Далее начато: они 497 о внешнем, о том дву 498 В подлиннике: Спбр. 499 может быть, даже 500 и, живя 501 чтобы 502 и Сергея Тимофеевича 503 она 504 к тем 505 В подлиннике: какую же 506 всему в голове своей 507 Далее начато: Но 508 о том, чтобы истреблять 509 Далее было: да и вам прежде, чем советовать мне делать это, приличнее было бы испросить у меня совета 510 Далее начато: весьма может быть и от незнанья 511 тому 512 наконец получить 513 Далее начато: будет счастлив 514 Далее начато: но по 515 смутило мно 516 еще бывают 517 последняя добродетель 518 Далее начато: тогда 519 просьб 520 твоему счастью 521 Далее начато: ничего 523 благосл 524 Далее начато: думаю , что во всяком случае 525 как можно 526 Далее начато: вы 527 нанять ей 528 а выдать целковый из тех денег 529 В подлиннике: с которой 530 Далее начато: Но 531 им всем 532 позволяю тебе 533 пожалуй что 534 Далее начато: но если бы так она ее 535 другому 536 Далее начато: зная, что мне едва было на чем выехать из дому и что я говорил не один раз о том, что 537 Грустно мне 538 к коему к положенью 539 многие люди 540 и правил 541 филантропического 542 В подлиннике: принимите 543 как не даст 544 делается теперь 545 Далее начато: Никак 546 Начато: там нужно будет 547 зако 548 постановлений 549 Далее начато: с теми сочинениями, которые имеют восп 550 Далее начато: неблаго 551 Далее начато: Кроме жалости личной за свои сочинень 552 Далее начато: ав 553 Далее начато: тщеславный или дурно воспитанный прежде всего пора 554 Делать нужно 555 Далее начато: Я бы к нему 556 В таком случае 557 Далее начато: в 558 это сделать 559 достанут и займут 560 Далее начато: мне пожелайте 561 Последнее ваше 562 не так здоровы 563 очень нескорая 564 Я там 565 при котором 566 как и во время 567 так бы 568 радоваться им 569 Далее начато: за 570

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Это произойдет чуть позже, лет 30 спустя, когда в Египте воцарится XXV (эфиопская) династия. 458 Речь идет о Салманасаре V (726-722). 459 4 Цар. 18, 2 Пар. 29. 460 2 Пар. 30. 461 Синаххериб (704-681). 462 4 Цар. 19, 2 Пар. 32, Ис. 36. 463 Ис. 37. 464 В 4 Цар. 19:9: Тиргака. Он известен как фараон XXV династии Тахарка (690-664). 465 4 Цар. 20, Ис. 38. 466 4 Цар. 21. 467 2 Пар. 33. 468 2 Пар. 33:1. Но в 4 Цар. 21:1 называется другая цифра: 50 лет. 469 Согласно 4 Цар. 21:18: Аммон. 470 4 Цар. 22. 471 См.: 3 Цар. 13:2. 472 Имеется в виду фараон Нехо (610-595). 473 Наоборот, опасаясь усиления Вавилонии, Нехо решил оказать помощь гибнущей Ассирии против, тогда еще наследника престола, Навуходоносора. 474 2 Пар. 35. 475 Согласно 4 Цар. 22:1 и 2 Пар. 34:1 Иосия правил 31 год. 476 4 Цар. 23. 477 4 Цар. 24. 478 Согласно 4 Цар. 24:6 и 2 Пар. 36:8 сына Иоакима звали Иехония и его приход к власти был несколько иным. 479 4 Цар. 25. 480 Согласно 4 Цар. 25:27 - 37 лет. 481 Иер. 37. 482 Иер. 32:4-5. 483 Дан. 1. 484 В Дан. 1:11 и 16: Амелсар. 485 Дан. 2. 486 В Дан.2:48 говорится: " ... поставил его (Даниила - А.Д.) над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими " . 487 Имеется в виду Христос. См.: Иез. 34:23-24. 488 Имеется в виду Книга пророка Иезекииля. 489 Иер. 41. 490 Дан. 3. 491 Дан. 4. 492 В 4 Цар. 25:27 - Евилмеродах. 493 Дан. 5. 494 Т.е. автор призывает интересующихся деталями самостоятельно обратиться к книге Даниила. 495 Последний мидийский царь Астиаг правил с 585 по 550 г. и ко времени взятия Вавилона царство его, покоренное Киром, уже не существовало. 496 См. прим. 252. 497 2 Пар. 36, 1 Езд. 1. 498 В Дан. 14:3 - Вил. В данном случае речь идет, разумеется, не о царе Беле (ибо такового в истории Вавилонии никогда не существовало), а о боге Беле (аккад., от общесемитского Балу, " владыка " , " господин " ) - в аккадской мифологии обозначение некоторых богов; ко II-I тыс. до н.э. в единый образ " владыки " сливаются Энлиль и Мардук. Изображение Бела в образе быка или человека с головой быка свидетельствует о том, что он, очевидно, считался носителем плодоносящей силы. 499

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

459-460 460-461 461-462 ГУРА-МОТРУЛУЙ муж. мон-рь в архиепископии Крайова, принадлежит Олтенийской митрополии Румынской Православной Церкви 462-463 463-464 463-464 ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 464-469 ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ГУРИЙ († между 1603 и 1613), прп. (пам. 15 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шалочский, Устюженский 469-470 ГУРИЙ (†1589), прмч. Печенгский (пам. 9 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 28 дек.- в Соборе Кольских святых) 470-471 471-472 472-473 473-475 475-477 477-478 478-479 ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед 479-482 ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 1526)), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ученик прп. Нила Сорского, книгописец 482-483 483-484 484-485 485-488 488-489 489-490 490-492 492-493 493-494 494-496 496-497 ГУС Ян (ок. 1370 - 1415), чешский проповедник, идеолог религиозно-политического движения за реформу католич. Церкви в Чехии 496-499 499-500 ГУСЕВ Николай Владимирович (1926-1997), театральный худож., график, исследователь древнерус. живописи 500-501 ГУСЕЙНОВА Зивар Махмудовна (1951, Ашхабад), исследователь истории и теории древнерус. церковнопевч. искусства 501-502 502-503 503-509 509-512 512-519 519-520 520-522 522-523 523-524 524-525 525-526 526-527 ГУТТЕР Леонард (1563 - 1616), нем. теолог, представитель ортодоксального направления в лютеранстве 527-528 528-530 530-531 ГХОШ Ауробиндо (1872 - 1950), философ, политический деятель, один из лидеров неоиндуизма, основатель интегральной веданты

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

При церквах и мон-рях ОВПХК основало бесплатные больницы. Так, в 1911-1914 гг. в Сухумской епархии действовало 6 монастырских больниц (жен. мон-ри Дранда, Мокви и др.) на 120 коек (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 586. Л. 67; Ед. хр. 54599. Л. 19), лечебные стационары были сформированы и при жен. мон-рях Карталинско-Кахетинской (Бодбе, Самтавро, Теклати, Мамкоди) и Гурийско-Мингрельской епархий (Матходжи) (ЦГИАГ. Ф. 1612. Оп. 1. Ед. хр. 44. Л. 38). Открывались приюты для престарелых, инвалидов и детей-сирот (Кавказ. 1910. 65. С. 3). Гонорары за лекции, семинары и проповеди, к-рые читали экзархи и архиереи Г. Э., распределялись среди бедноты (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 22944. Л. 67; Ед. хр. 23290. Л. 2; Сахалхо газети. 1914. 1152. С. 2; Закавказская речь. 1913. 291. С. 3). В 1901 г. Святейший Синод в связи с проблемой расхищения и порчи груз. церковных ценностей направил в Грузию председателя Московского имп. археологического об-ва П. С. Уварову для выяснения возможности хранения и защиты от разграбления ценной церковной утвари и икон. Под ее рук. должны были составить описи представлявших ценность икон, фресок, рукописей, книг, предметов церковной утвари и др., Грузинскому экзарху было поручено оказывать ей содействие (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22364. Л. 2). В отчете на имя экзарха Уварова отмечала, что в Грузии нет условий для защиты церковных ценностей, вслед. чего их необходимо вывезти в Россию (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46852. Л. 1-2). Это вызвало возмущение в груз. обществе и среди духовенства. 12 дек. 1902 г. еп. Гурийско-Мингрельский свт. Александр (Окропиридзе) направил в Грузино-Имеретинскую синодальную контору протест (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46852. Л. 10-11), еп. Горийский свт. Кирион (Садзаглишвили) выделил на складе Тифлисского свечного завода специальное хранилище для церковного имущества. В 1902 г. экзарх Алексий (Опоцкий) по требованию груз. духовенства (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46364. Л. 9) разрешил специальной группе, возглавляемой проф. Ф. Жордания, начать сбор церковных ценностей (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46852. Л. 7).

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010