В каталоге Никифора Каллиста имя Акакия упомянуто два раза; один раз пред Фравитой, а другой – после него; лета и месяцы правления помечены только во втором случае, откуда ясно, что или составитель или переписчик каталога, допустив ошибку за другим каталогом, скоро ее заметил и постарался исправить вторичным внесением имени Акакия 488 . Сколько времени Акакий занимал кафедру, об этом источники говорят одинаково: все имеющиеся у нас каталоги определяют это время цифрами – 17 л. 9 м. 489 , за исключением каталога Матфея Кигалы, где помечено 17 л. 6 м., и одного каталога Фишера, в котором число месяцев в рукописи затеряно 490 . Цифра ς» – 6 в каталоге Кигалы, естественно (см. выше о каталогах) получилась из θ» – 9. В таблицах летописи Феофана и у Зонары круглым числом стоит 17 л. 491 по обыкновению. Так как о значительном промежутке между смертью Геннадия и поставлением Акакия источники не говорят, то можно думать (это кроме того подтвердится хронологией следующих патриархов), что последнее произошло в сентябре 471 года. Считая отсюда 17 л. 9 м., смерть Акакия мы должны отнести к началу лета 489-го года, приблизительно к июню месяцу. Этому выводу не противоречат свидетельства летописи Феофана, в которой сказано, что Фравита рукоположен, в 481-м году алекс. и 488–489 г. – нашей эры 492 , и хроники Виктора Тунунского, где замечено, что Акакий умер в консульство Евсевия, т. е. в 489 г. 493 На основании этих же свидетельств нужно признать ошибку в хронике Виктора в указании года поставления Акакия – 473 494 . Итак, Акакий занимал кафедру с осени 471 г. до лета 489 г. Фравита. – Восстановить однообразие в различающихся между собою показаниях относительно продолжительности правления Фравиты не трудно. Каталоги – патриарха Никифора, Никифора Каллиста и каталог Фишера А имеют 3 мес. и 17 дней 495 . Справедливость именно этой цифры подтверждается свидетельствами Евагрия, у которого стоит 4 м. 496 , Зонары: 3 1 / 2 месяца 497 – и Никифора Каллиста в церковной истории: 4 м. 498 В каталогах Леунклавия и Филиппа Кипрянина – 3 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

В духе постановлений этого собора Алексей Михайлович разослал окружную грамоту 487 , а патр. Иоасаф II – наставление о благолепном писании икон 488 . Патр. Иоаким запретил печатные свящ. изображения, равно как немецкие еретические 489 и в духовном завещании просил царя об их уничтожении; для удобства надзора за продажей икон он перенес иконный ряд в Москве на печатный двор 490 . Некоторые из иконописцев (например Иосиф Владимиров в XVII в.) и другие лица в своих челобитных царю или письмах жаловались на неприличную продажу, равно как неискусное писание икон, говоря между прочим, что некоторые изображения святых скорее похожи были на изображения животных, чем людей 491 . Но все эти жалобы и меры не имели желательного успеха: недостатки продолжали существовать до самого конца периода. Питая уважение вообще к иконам, русские особенно чтили чудотворные и явленные; из таких известны в XVII в. следующие: Семиезерская 492 , Иверская 493 , Ильинская  –  Черниговская 494 , Оранская 495 , Игрицкая 496 , Югская 497 , Шуйская 498 , Страстная 499 , Неопалимой купины 500 , Всех скорбящих Радости 501 , Грузинская 502 иконы Богоматери, икона св. жен мироносиц и др. Москва по прежнему привлекала к себе местные чудотворные иконы, так например из Казани – Казанскую икону Б. Матери, из нижегородского села Палиц – Страстную, из Царевококшайска – икону жен мироносиц 503 . Из св. мощей одни в большом количестве приносились с Востока, другие открывались в России. Вновь открываемые мощи, также, как чудотворные иконы, свидетельствовались. Уважение к ним побуждало сооружать для них более или менее драгоценные раки и ковчеги. Св. мощи часто раздроблялись, зашивались в антиминсы, употреблялись при освящении престолов и храмов, заключались в кресты, панагии и т. п. Например в большом кресте, который устроил патр. Никон для своего крестного монастыря, было вложено до 300 частиц св. мощей с кровью разных мучеников и частицами палестинских камней 504 . Из св. мощей, открывавшихся в России в данный период, известны: мощи св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 19. «Альтайхские анналы» (около 1075 г.) «Альтайхские», или «Большие Альтайхские» анналы состоят из двух частей. Первая, с начала VIII в. до 1032 г., принадлежит перу монаха хильдесхаймского происхождения, поэтому неудивительно, что в распоряжении составителя первой части был список «Больших хильдесхаймских анналов» до 984 г. Ок. 1035 г. он перебрался из баварского Альтайхского монастыря в родной саксонский Хильдесхайм, и только в середине 1070-х гг. «Анналы» были продолжены местным автором, доведшим их до 1073 г. Памятник сохранился в единственном списке первой четверти XVI в. (München, Staatsbibliothek, clm. 966]. Издания: Ann. Alt. 1891. Переводы: На немецкий язык: Ann. Alt. 1940; на русский язык: Свердлов 1. С. 124–125 (только «русские» известия). Литература: Manitius 2. S. 394–398; Wattenbach, Holtzmann 1. S. 545–548; RFHMAe 2. P. 245. 1. Смерть Людольфа 486 . 958. На одеждах появлялся знак креста, приносивший смерть тем, кто над ним насмехался. 959. Аббат Хаганон оставил свой пост по болезни 487 , а на его место поставлен Гюнтер.] 960. К королю Оттону явились послы народа Руси (Ruscia) с мольбою, чтобы он послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины. Они уверяли, что хотят отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру. И он согласился на их просьбу и послал к ним Адальберта правой веры. Они же, как показал впоследствии исход дела, во всем солгали, так что даже упомянутый выше епископ едва избежал смертельной опасности от их происков 488 . Папа Иоанн призывает короля Оттона укротить ярость короля Адальберта 489 . Оттон, по приказу отца Оттона, стал королем 490 . 962. Оттона-старшего, покорившего Италию, осадившего Беренгара, обратившего в бегство Адальберта 491 , папа Иоанн короновал в Риме императорским венцом 492 .] (Ann. Alt. 1891. Р. 9–10) 2. 1043. Король 493 провел Рождество Господне 494 в Госларе. Там он вручил Айхштеттское епископство Гебхарду. Среди прочих князей [здесь] присутствовал чешский князь (dux Boemiae) Бржетислав (Brateslav) 495 , доставивший королю надлежащие подношения; превосходно принятый, он отбыл через несколько дней, почтенный королевскими дарами. И послы Руси (Ruzones) принесли великие дары, но при отправлении обратно получили еще большие 496 . [Послы же польского князя 497 не были приняты, так как тот не явился сам, как было велено. Но князь прислал клятвенные заверения, что не мог прибыть лично и тем вернул благосклонность короля.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

100:5 В оригинале в качестве определений достоинств Господа используется евр. слово тов, имеющее много значений, передать которые невозможно одним или двумя словами (добр, хорош, дарующий чувство удовлетворения). Мы используем традиционное слово «благ». 471 101:3 Букв.: никакой вещи Велиала, т. е. ничего, связанного с идолопоклонством или вообще с нечестием; см. также примеч. «а» к 2 Кор 6:15. 472 101:4 Друг. возм. пер.: люди с сердцем порочным да будут далеки от меня, со злыми я не буду водить знакомства. 473 102:19 Евр.: Ях. 474 102:21 Букв.: сыновей смерти. 475 102:24 Букв.: сокрушил Он силу мою на ( жизненном) пути. 476 102:26 Букв.: и небеса — дело рук Твоих. 477 103:5 Возможно, букв.: украшение. 478 103:6 Или: ( дела) праведности; то же и в ст. 17. 479 103:17 Или: Его верность данным, по милости Его, обещаниям. 480 104:8 Друг. возм. пер.: горы поднимаются, долины опускаются. 481 104:15 Букв.: хлеб, который укрепляет сердце человека. 482 104:17 Масоретский текст: аист, кипарисы (?) — его жилище; вся строка по LXX: на их вершинах аист устраивает себе жилище. 483 104:18 Даманы — живущие в скалистых местах млекопитающие. 484 104:24 Букв.: достояния Твоего. 485 105:1 Или: богослужения совершайте во имя Его; или: поклоняйтесь Ему. 486 105:9 См. в Словаре Исаак. 487 105:17 Букв.: послал Он человека впереди них. 488 105:22 Букв.: связывал; в LXX и древн. пер.: наставлял. 489 105:28 В масоретском тексте это предложение не вопросительное, а утвердительное. 490 105:37 Букв.: во всех их коленах не было ни одного споткнувшегося. 491 105:40 Букв.: он; древн. пер.: они просили. 492 106:1 Или: Он добр; см. примеч. к 100:5. 493 106:7 Син. пер.: Чермного. 494 106:9 Букв.: по пустыне. 495 106:20 Букв.: Славу свою. 496 106:27 Так в древн. пер.; масоретский текст: поразит. 497 106:33 Друг. возм. пер.: дух его возмутили они. 498 а 106:47 Букв.: из всех народов. 499 б 106:47 Заключительный стих представляет собой славословие (доксологию), которым завершается Четвертая книга псалмов. 500

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

а 12:3 Букв.: все общество Израиля. 488 б 12:3 Здесь и ниже букв.: одну голову из мелкого рогатого скота. 489 12:5 Евр. тамим – здоровый, совершенный, без изъяна. 490 12:6 Букв.: заколет его все собрание общества Израиля между вечерами. 491 12:11 Букв.: есть его надо препоясанными. 492 12:13 Букв: и будет кровь для вас знаком в домах, где ты, т. е. будет вам на пользу. 493 12:15 Евр. карат — здесь в значении «быть отрезанным» (от общества, живущего в Союзе/Завете с Богом); такое могло происходить либо через ниспосылаемое от Бога наказание смертью, либо через изгнание из общества или лишение всех прав и связей с этим обществом. Возможно, что это имел в виду апостол Павел в Рим 9:3; то же в подобных случаях. 494 12:22 И ссоп – невысокое растение (возможно, майоран), кустистый венчик которого позволял использовать его как кисть. 495 12:37 Букв.: пеших воинов. 496 12:40 Самаритянское Пятикнижие и LXX включают в это число лет и весь период пребывания патриархов в Ханаане. 497 12:41 Букв.: все воинства. 498 12:43 И ли: установление о Пасхе; евр. слово пе сах («Пасха») в ВЗ может означать: праздник (12:48; 4 Цар 23:21), или употребление в пищу пасхальной жертвы (12:11; 2 Пар 30:18), или саму пасхальную жертву, пасхального ягненка (12:21; 2 Пар 30:15). 499 12:44 Букв.: приобретенный тобой раб, после того как ты сделаешь. 500 13:3 Букв.: дома; то же в ст. 14 . 501 13:8 Букв.: объяви своему сыну. 502 13:9 Букв.: для тебя. 503 13:13 Букв.: сломай ему шею. Для того чтобы предупредить отказ от исполнения этого повеления о выкупе животных, израильтянам было приказано убивать их. 504 13:18 Или: к Тростниковому морю; или: к морю Суф; Син. пер.: к Чермному морю. 505 а 14:4 Букв.: Я сделаю сердце его упрямым/ жестким/ непреклонным (то же и в ст. 8 и 17); см. примеч. к 4:21. 506 б 14:4 Букв.: за ними. 507 а 14:5 Или (ближе к букв.): изменили свое мнение (букв.: свое сердце) об этом народе. 508 б 14:5 Букв.: Израиль. 509 14:6 Букв.: свой народ. 510 14:8 Букв.: с ( под) рукой высокой; возможно и друг. понимание: под защитой сильной руки ( Божьей) . 511

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Вар. «спонтанно», «неожиданно». 479 Букв. «от делания страха " , «от делания богопочтения». 480 Букв. «у того, кто занимается этими вещами из любви к упражнению для установления своего собственного служения " . 481 Букв. «рождается в нем». 482 Ср. преп. Макарий Египетский. Духовные беседы 49,4. 483 Вар. «ко входу в духовную форму бытия». 484 Вар. «это — начало вступления на третью вершину, которая есть духовный образ жизни». 485 Вар. «отшельника», «монаха». 486 Дословный перевод этого предложения затруднителен. 487 Букв. «пусть поймет той собранностью разума». 488 Букв. «четвертого слова». 489 Ср. преп. Исаак Сирин. Главы о знании 4,92–93. 490 Вар. «отшельников, зрелости», «монахов, преуспевших " 491 Вар. «любви Иисуса Христа, Господа нашего». 492 Ср. Ин.17:21. 493 Вар. «символически прообразуют». 494 Ср. 1 Кор.15:20. 495 Букв. «пока человек не придет к безмолвию от людей (т. е. безмолвию по отношению к людям)». 496 Вар. «к размышлению о себе» 497 Букв. «приходит к мысли своей». 498 Ср. Лк.17:21. 499 Или «вкус». 500 Букв. «на которую человек натыкается», «о которую человек спотыкается». 501 Букв. «в духовных движениях к сокровенным " . 502 Вар. «духовным тайнам». 503 Или «совершенство». 504 Или «подвижничества» (сир. dubbara). 505 Т.е. существование, бытие. 506 Букв. «через откровения, которые получают они различными путями в этих движениях (возбуждениях) по отношению к божественному Естеству». 507 Букв. «к славному естеству величия " . 508 Или «получать». 509 Или «о Нем». 510 Букв. «в движениях». 511 Букв. «получает то неизреченное изменение». 512 Вар. «символическое», «мистическое». 513 Букв. «к которому оно было прилеплено в своей деятельности». 514 Букв. «в любви и радости, которые в Боге». 515 Букв. «в том существовании (поведении, образе жизни) свободы, которое будет нашим». 516 Букв. «движений». 517 Букв. «превратностей, которые обретаются в нем (т. е. в мире)». 518 Букв. «в силе его (т. е. разума) движений» 519 Или «относительно вещей мира сего». 520 Букв. «более просветленно». 521

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

О. Pfleiderer. Geschichte der Philosophie. Berlin, 1893, стр. 23. 487 Schwarz (1. с., 553) даже называет Беме, конечно, преувеличенно, «ein Neuschöpfer und geistiger Vollender der Gedanken Eckeharts»127. 488 Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления. Таким исходным элементом для Когена является понятие бесконечно малого. 489 Откровение из Ничто в нечто (лат.). 490 Böhme " s sämmtl. Werke, hrsg. von Schiebler. IV, 348. 491 Слово «Да будет» (лат.). 492 Mysterium magnum, Bd. V, 12, § 5. Cp. Bd. IV, 278, § 7, 186, § 12, 415, § 24, 424, § 7. 493 «…von dem unoffenbarten Gott, der ihm doch auch selber ohne siene Offenbarung nicht erkannt wäre» (Myst. magn., 24, δ 11). 494 Ibid., 12, §4. 495 IV, 477, § 16—17. «Вне природы Бог есть тайна (ein Mysterium), понимай как Ничто, ибо вне природы есть Ничто, т. е. Око Вечности, неисследимое Око, которое стоит или смотрится в Ничто, ибо это бездна (Ungrund), и то же самое Око есть воля, понимаемая как стремление (Sehnen) к откровению, чтобы найти Ничто» (De signatura rerum, Kap. 3, § 2, Böhme!s Werke, IV, 284). 496 1. c., 121. 497 Аврора, 344, § 17. 498 IV, 405. 499 Essentia (лат.) — сущность. 500 IV, § 2—4. 501 IV, 501, §42. 502 Создание, творение (нем.). 503 V, 13, § 8. 504 IV, 41, § 48, ср. 483, § 2, 510, § 27. 505 Божественное творение, как страстное желание вечной природы, называется творческим «Да будет» (нем.). 506 IV, 495, § 13. 507 Cp., напр., у Спинозы: «Я раскрыл природу Бога и его свойства, а именно, что он необходимо существует; что он един; что он существует и действует по одной только необходимости своей природы; что он составляет свободную причину всех вещей; что все существует в Боге и, таким образом, зависит от него, что без него не может ни существовать, ни быть представляемо; и наконец, что все предопределено Богом и именно не из свободы вовсе или абсолютного благоизволения, а из абсолютной природы Бога, иными словами, бесконечного его могущества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Что же представляют собой иудеи? Иудеи суть не что иное, как прогнанные и убежавшие из Египта рабы, не заявившие о себе ничем великим, ни достопримечательным, ни достоинствами, и потому не пользующиеся никаким почтением (у прочих народов). Они всеми силами стараются возвести свое происхождение к первым обманщикам и заблуждающимся людям, употребляя при этом темные и двусмысленные имена, знание которых сокрыто в глубине, и приводя их как (магических) свидетелей, обманывают простых и невежественных людей их истолкованиями 488 . Поэтому и для Моисея было очень легко это прогнанное из Египта стадо рабов обмануть своими колдованиями и увлечь ложью 489 . Так, следуя своему вождю Моисею, эти стражи и пастухи овец поддались грубому обману и уверовали, что Бог един 490 , именуя Его Всевышним, Адонаем небесным, Саваофом или как-нибудь иначе, чтобы всяческими способами похвалиться перед этим миром, хотя совершенно безразлично, называть ли Бога Зевсом, как это делают греки, или каким-либо другим именем, какие встречаются у египтян и индийцев 491 ; больших познаний в области учения о Боге они никаких не приобрели. И в то время как афиняне, египтяне, аркадцы и фригийцы, высказывая притязания на то, что у них появились первые люди, возникшие из земли, приводят в пользу этого доказательства, иудеи, засевшие в темный уголок земли, рассказывают о сотворении мира в шесть дней, человека и пр. Правда, Моисей перенял учение о миротворении у мудрых народов и ученых людей, усвоил его и тем снискал себе имя божественного посланника 492 . Тем не менее все его рассказы о миротворении представляют собой пустые мифы-басни, лишенные всякой разумности 493 . Моисей и пророки, давшие иудеям книги, ничего не знали ни о природе мира, ни о натуре человека, и потому ничего иного не написали, кроме достойного посмеяния. Уже хронологическая продолжительность, какую иудеи дают миру, несостоятельна; они насчитывают ему не более 10 000 лет, между тем как, по свидетельству египтян, с первобытных времен было множество огненных и водных потрясений, и что самый последний потоп не в особенно отдаленные времена 494 был при Девкалионе 495 . И что можно было придумать более неразумного, как разделение творения на шесть дней, как будто для этого недостаточно было одного дня? И самый процесс творения – не вызывает ли он ряд недоумений? День настал, когда небо не было еще создано, земля не получила своего основания и солнце не начало своего движения? И если рассмотреть этот вопрос с высшей точки, то не представит ли полную безрассудность та мысль, что первый и высший Бог приказывает: да будет то-то в один день, в другой – другое; то же самое в третий, четвертый, пятый и шестой? 496 В седьмой день Бог перестал работать: не уподобился ли Он при этом ленивому и неблагонравному поденщику, который по исполнении данного ему поручения отказывается от всякого дальнейшего проявления своей энергии? 497 Невозможно думать, что великий Бог утомился, обрабатывая Своими руками то, чему Он повелел быть 498 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

487 , или по окончательном уничтожении Иерусалима с превращением его в языческую колонию, и была только протестом против религиозного невежества, как порождающего национальный индифферентизм и гибельного для теократической автономности. Все эти и подобные толкования совершенно искусственны и тенденциозны 488 , между тем для раввинизма всячески несомненно, что am-haarez не может быть хасидом 489 и, следовательно, лишается всех благ ортодоксальной иудейской религиозности. Это требование безусловно применяется и во всех других аналогичных случаях. Десять колен израильских потеряли удобства к законнической корректности: они рассеяны по разным странам 490 и не возвратились 491 , а потому погибли среди чужих народов (Акиба) 492 и чуть ли не все уготованы в ад 493 . Равным образом прозелиты сомнительны по своему новшеству и вызывают разногласия в оценке раввинов 494 : иные (напр., Симеон бен-Лакиш) высказываются в пользу их 495 , но, кажется, преобладают – особенно в фарисейских кругах 496 – неблагоприятные взгляды 497 , что это есть посторонний придаток 498 , способный ко всяким притивоестественностям 499 . Тем более вызывает нетерпимости всякое обдуманное уклонение, как ясно на примерах Элиши бен-Абуйи 500 и минеев, под которыми разумеются свободомыслящие иудеи и иудеохристиане 501 . Частные запросы собственной пытливости встречали отпор и отвержение. Отсюда именно и развилась нелегальная литература в цикле писаний апокрифически-неканонических, почему их объявляют не истинно иудейскими 502 . Документы апокалиптики находили для себя питательную почву среди am-haarez’ob и распространялись в низших слоях 503 . Это памятники популярные 504 и частию иудейско-эллинского происхождения 505 . Но известно, с каким осуждением анафематствования относился раввинизм к этим произведениям 506 и как доныне усиливается поставить в связь с ними христианство 507 , провозглашая его продолжением эллинистической религиозности 508 диаспоры 509 . Мы видим теперь, что все принципиальные предпосылки гуманитарности в иудействе существенно отличны от христианских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В издании 1861 г. числится за стр. 192–200. 487 «Божиим Домостроительством» называется Божественный план спасения человека, Искупление. 488 В тексте примечание: «переименовывается, разумеется во имя Христово». 489 Т. е. переименованных на «Новый Израиль», т. е. — христиан. 490 Конец фразы в несколько свободном переводе. 491 Ориг. цитата: «гнев Господень стерплю». 492 Ориг. цитата гласит: «уподоблю его мужу мудру». 493 Или: «признаны законными» наследниками. 494 Ориг.: «текущее», «непостоянное». 495 Чис. гл. 11. 496 Рус. пер.: «И они ели и пресытились; и желаемое ими дал им; еще же пища была во устах их, как гнев Божий пришел на них и убил многих из них, в избранных Израильских низложил». 497 В ориг. цитате нет слова «севера» и упоминается Иаков. 498 Здесь парафраза Еф. 4:22–24. Кол. 3:9–12. 499 По изданию 1861 г. числится за стр. 200–212. 500 В ориг.: «разумном», что соответствует часто русскому «духовному». 501 Каин, в отличие от Авеля, принесшего Богу в жертву самое лучшее, что только у него было, принес в жертву недостойное приношение, между тем, он приял от Бога много милости. Бог не принял такую жертву. 502 Возможно, что имеется в виду епитимия, даемая кающемуся духовником. 503 Т. е. любовь рождается на основании сходства характеров, положения и под. между людьми. 504 Т. е. передаче, предоставления, раздаче. 505 Ориг. «чувственный». 506 Ориг. «чувственными». 507 Ориг.: «многообразность», «многоразличие». 508 Скверна, душевное загрязнение вследствие грехов, не очищенная покаянием и исповедью. 509 Ориг.: «тас арэтас», слово имеющее целый ряд значений, так что в данном случае трудно сделать выбор; во всяком случае этим словом определяется превосходное качество, подвиг, добродетель, сила, красота и прекрасность. 510 Т. е. снизошел с высоты Божества до уровня нас людей. 511 Т. е. вечная жизнь является результатом подвижничества, коего цель — умерщвление страстей. 512 Согласно изданию 1861 г. числится за стр. 212–224. 513 Т. е. — имя Божие. 514 Здесь в оригинале, хотя и говорится о человеке, слово «Сын» написано с заглавной буквой, что и мы сохраняем; слово «дух» — с маленькой буквой, что и мы сохранили в нашем переводе. 515

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010