К VIII веку относится и надпись над гробницей диакона Домеция в Риме, упоминающая о сестре его диакониссе Анне 486 . В конце этого же века о диакониссах упоминается в Ordo Romanus, составленном при папе Льве III 487 , и в рассказе о вступлении этого папы в Рим в 799 году 488 . В IX веке о существовании диаконисс на Западе говорит приведенный нами ранее закон Капитуляриев о браке диаконисс. Относящаяся к тому же времени Глосса к 15 Халкидонскому правилу говорит: «...diaconissa est abbatissa, quae... per manus impositionem ab episcopo ordinatur» 489 . Упомянутое правило Вормского Собора 868 года свидетельствует, что восточный взгляд на церковное служение женщин возобладал на некоторое время и на Западе. В житии св. Нила Младшего († 1005), грека по происхождению, бывшего аббатом Гротаферратского монастыря в конце X века, сообщается, что в г. Капуе его встретила диаконисса, бывшая игуменией монастыря, со своим пресвитером 490 . Упоминаются диакониссы и в посланиях папы Бенедикта VIII (1012–1024) к Бенедикту, епископу Опорто 491 , и в двух посланиях папы Uoahha XIX к тому же Бенедикту (1029) 492 и к епископу Сильвы Кандиды Петру (1026 или 1027) 493 , в послании Бенедикта IX к тому же епископу Петру или его преемнику (1039) 494 и, наконец, в послании папы Льва IX (1048–1054) 495 . Последним упоминанием о диакониссах можно считать эпитафию диакониссы Дацианы в Вероне, относящуюся, судя по упоминанию о должности консула, ко второй половине IX века 496 . Некоторые следы существования диаконисс сохранились в Западной Церкви и до настоящего времени. Мы видели, что по Карфагенским правилам девы получали посвящение в 25 лет и потом вторичное – в 40. Но в этом же возрасте посвящались и диакониссы. И вот обряд посвящения монахинь в этом возрасте объединяет в некоторых монастырях монашеское посвящение и посвящение в диакониссы. По свидетельству Антонина Флорентийского (1389–1459) 497 , посвящаемой даются при этом епископом бревиарий и право читать при богослужении. Pontificate Romanum 498 прямо говорит, что в некоторых монастырях есть обычай посвящать монахинь loco diaconissatus, причем посвящаемой дается епископом бревиарий и право читать при богослужении. Наконец, аббатиссы и монахини картезианского ордена во Франции до недавнего изгнания их получали посвящение диаконисс, носили орарь (stola) и манипль и во время больших праздников даже читали Евангелие 499 . В некоторых местностях, например в Венеции и Милане, сохранились и другие следы существования здесь диаконисс 500 . Приводим дошедшие до нас западные чины посвящения диаконисс: a) ordo romanus, b) картезианский, с) английский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Однако вы помышляете о мирском и прилагаете заботу о потребностях жизни, и пренебрегаете спешить к кафолической церкви, возлюбленной дочери Господа, высочайшего Бога, дабы воспринять учение Бога, вечно пребывающее и могущее спасти тех, кто принимает спасительное слово 487 . Будьте постоянно собранными вместе с верующими, которые живут в церкви, вашей матери живой и дарующей жизнь 488 .///И остерегайтесь сходиться с теми, кои испорчены зрелищами, служащими собранием язычников для обмана и погибели. Ибо кто идет в сонмище язычников, тот будет признаваем как один из них и получит скорбь. Ибо Господь Бог через Исаию 489 сказал таковым: «Горе, горе тем, которые приходят от зрелища», и снова говорит Он 490 : «Вы, жены, идущие со зрелища, приходите сюда! Ибо это народ, в котором нет разума». Итак, Он призвал в церковь женщин, тех, которых S 61/СА II. 63///Он призвал и освободил, и вывел из театрального зрелища, и Он воспринял их. И Он научил нас, что мы впредь не должны ходить туда, ибо Он говорит через Иеремию 491 : «Не подражайте образу действия язычников». И опять в Евангелии 492 говорит Он: «Не ходите по пути язычников» 493 . Итак, здесь Он повелевает и увещает нас совершенно удаляться от всех ересей,/то есть городов Самаритян 494 , и оставаться вдали от собраний язычников и не входить в чужие общины и совершенно избегать их зрелищ и празднеств, совершаемых в честь идолов. Верующий не должен приближаться к торжищу, кроме случая, когда необходимо купить пищу для тела и души (?) 495 . Итак, удаляйтесь всякого тщетного зрелища идольского и их праздничных церемоний. ///А молодые люди в церкви должны усердно неленостно служить во всем необходимом 496 , с великим благоговением и страхом. Все вы, верующие, должны во всякий день и во всякое время, когда не бываете в церкви, быть усердными в вашей работе, так чтобы вы все время вашей жизни находились бы или в собрании (?) 497 , или при вашей работе, и никогда не оставались бы праздными. Ибо Господь сказал 498 : «Подражай муравью, ленивый, S 61/CA II.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

482 Немезий. О природе человека. с. 65. 483 Немезий. О природе человека. с. 63. 484 Немезий. О природе человека. с.77. 485 Немезий. О природе человека. с.172. 486 блаж. Иероним Стридонский. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 255. 487 блаж. Иероним. Письмо 96. К Гебидие//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 156. 488 блаж. Иероним. Книга против Иоанна Иерусалимского, к Паммахию//Творения. ч. 4. – Киев, 1880, с. 331. 489 блаж. Иероним. Книга против Иоанна Иерусалимского. сс. 331–332 и 336. 490 блаж. Иероним. Письмо 97. К Алгазии//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 174. 491 Блаж. Иероним. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М., 1998, С. 90. 492 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 6, 1 //Творения. Кн. 3. М., 2002, С. 291. 493 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 6, 1 //Творения. Кн. 3. М., 2002, С. 300. 494 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 6, 1 //Творения. Кн. 3. М., 2002, С. 299. 495 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 1,9 //Творения. Кн. 2. М., 2002, Сс. 516–523. 496 блаж. Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов. 9. (Антиеретикон 1,9)//Творения. ч.6. М., 1859, сс. 36–37. 497 блаж Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов. 20. (Антиеретикон 1,20)//Творения. ч.6. М., 1859, с. 73. 498 Блаж. Феодорит Кирский. Десять слов о Промысле. – М.,1996, с.160. 499 см. Введенский Д. Эней Газский и его сочинение «Феофраст или о бессмертии души и воскресении» (Православный собеседник. 1902, апрель) и Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. Историко-догматическое исследование. М., 1999, с. 643–645. 500 Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. – М., 1992. 501 Безант А. Противоречит ли теософия христианству?//Безант А. Христос: теософия и христианство. Минск, 1995, с.18 502 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 2, с. 269. 503 архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, с. 201.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

482 Немезий. О природе человека. с. 65. 483 Немезий. О природе человека. с. 63. 484 Немезий. О природе человека. с.77. 485 Немезий. О природе человека. с.172. 486 блаж. Иероним Стридонский. Письмо 100. К Авиту//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 255. 487 блаж. Иероним. Письмо 96. К Гебидие//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 156. 488 блаж. Иероним. Книга против Иоанна Иерусалимского, к Паммахию//Творения. ч. 4. – Киев, 1880, с. 331. 489 блаж. Иероним. Книга против Иоанна Иерусалимского. сс. 331–332 и 336. 490 блаж. Иероним. Письмо 97. К Алгазии//Творения блаж. Иеронима. ч. 3. Киев, 1904, с. 174. 491 Блаж. Иероним. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. М., 1998, С. 90. 492 Св. Кирилл Александрийский . Толкование на Евангелие от Иоанна 6, 1 //Творения. Кн. 3. М., 2002, С. 291. 493 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 6, 1 //Творения. Кн. 3. М., 2002, С. 300. 494 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 6, 1 //Творения. Кн. 3. М., 2002, С. 299. 495 Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна 1,9 //Творения. Кн. 2. М., 2002, Сс. 516–523. 496 блаж. Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов. 9. (Антиеретикон 1,9)//Творения. ч.6. М., 1859, сс. 36–37. 497 блаж Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов. 20. (Антиеретикон 1,20)//Творения. ч.6. М., 1859, с. 73. 498 Блаж. Феодорит Кирский. Десять слов о Промысле. – М.,1996, с.160. 499 см. Введенский Д. Эней Газский и его сочинение «Феофраст или о бессмертии души и воскресении» (Православный собеседник. 1902, апрель) и Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. Историко-догматическое исследование. М., 1999, с. 643–645. 500 Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. – М., 1992. 501 Безант А. Противоречит ли теософия христианству?//Безант А. Христос: теософия и христианство. Минск, 1995, с.18 502 Письма Елены Рерих 1929–1938. Т. 2, с. 269. 503 архиеп. Филарет (Гумилевский) . Историческое учение об Отцах Церкви. т.1, М., 1996, с. 201.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

484. На Афоне. — Русское слово, 9.07.1913 157). 485. На Афоне. — Утро России, 30.08.1913 200). 486. На Афоне. — Церковный вестник 44, 1913. С. 1378—1379. 487. Награды патриарха Германа афонцам. — Прибавления к Церковным ведомостям 47, 1913. С. 2199—2200. 488. Надзор за афонскими монахами. — Русские ведомости, 20.08.1913 191). 489. Наставления и утешения святой веры христианской. Издание Русского Свято–Андреевского Общежительного Скита на Афоне. Одесса, 1913. 490. Неожиданный защитник. — Биржевые ведомости, 3.09.1913 13731). 491. Неофи т (Осипов), архимандрит. Труды. Т. 1: Мысли об Имени. —Начала 1—4, 1998. С. 5—118. 492. Непостижимое, Божественное Имя Господа нашего Иисуса Христа. Пг., 1917. 493. Неудача миссии а. Никона. —Русская речь, 18.06.1913 2245). 494. Неудача миссии архиепископа Никона. — Биржевые ведомости, 12.06.1913 13 593). 495. Неудача миссии архиепископа Никона. — Биржевые ведомости, 13.06.1913 13 594). 496. Никит а Стифат, преподобный. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка. Пер. Л. А. Фрей–берг. — Церковь и время 2 (9), 1999. С. 151—208; 1 (10), 2000. С. 264—302. 497. Никит ина И. В., Половинкин С. М. «Московский авва». — Флоре нский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. С. 9—38. 498. Никол аев Н. Запросы или агитация? — Казанский телеграф, 21.03.1914 499. Никон (Беляев), иеромонах. Дневник последнего духовника Опти–ной пустыни. СПб., 1994. 500. Никон (Рклицкий), архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. I-X. Нью–Йорк, 1956—1964. 501. Никон (Рождественский) архиепископ. Как учит Святая Церковь об именах Божиих? (выписки из святых отцов и церковных веро–определений). Афон, 1913. 502. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение около святейшего Имени Божия. — Прибавления к Церковным ведомостям 20, 1913. С. 853—869. 503. Никон (Рождественский), архиепископ. Живы ли мы? (мое доброе слово верующим интеллигентам). — Прибавления к Церковным ведомостям 1913.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

487 Иловайский. Истор. Ряз. княж. 100, 218. Орлов. епарх. вед. 1870 г. 7, стр. 430. Акт. Ист. V, 75. 488 Румянц. Муз. Собр. Рукоп. Беляева 13 (1521) л. 44. Т. Воздвиженский. Истор. обозрение рязанск. Иерархии, стр. 292–293. 489 Д. И. Багалей. История колонизации, I, 38, 210. В 1592 г. Елец обращен в крепость, или, как принято выражаться, выстроен. (Там же и у Беляева – О станич. и сторожевой службе. Чтения... 35). 490 Румянцев. Муз. Собр. рукоп. Беляева 13 (1521) л. 24. Воздвиженский. Истор. обозрение рязанской иерархии, стр. 23–25. В отписке попа замечено, что рязанская область по Чернаву реку. Червленных Яра по сказке попа два – один усть-Воронежа реки верст 30 ниже, а когда жили там люди, никто не знает; другой на р. Хопре усть реки Савалы, а впала Савала ниже Вороны от воронежского устья верст со сто. Из того, что козловский поп говорит и о г. Чернаве, поступившем, как известно, в Крутицкую епархию, можно заключить, что у рязанских архиереев вышли столкновения и с крутицкими. 494 Д. И. Багалей. История колонизации, 38, 197, 212–213. К числу городов Рязанской епархии относят Коротояк, основ. 1648 г. при р. Тихой Сосне (Рум. муз. собр. рукоп. Беляева (1521) л. 601). Приписка могла быть очень кратковременная. В 1658 г. он в Патриаршей области (Каз. Патр. Прик. книга 39, л. 883–885); в 1682 г. Коротояк поступает в Воронежскую епархию вместе с Урывом и Землянском из Белгородской епархии (там же, кн. 106, л. 830). 495 Неволин. Полн. собр. сочин. VI, 86. В 1659 г. к Талецкому острогу подступали крымцы и разрушили церковь Зосимы и Савватия. 3 августа татары с черкасами подступали к Ельцу и тут жгли Божии церкви, разоряя их до основания. О нападениях и разорениях доносили рязанскому архиерею (Собр. Беляева в Рум. муз. 13, л. 93). 497 Иловайский. Истор. Ряз. княжества, стр. 145. Чернигово-Северские области по смерти Михаила Всеволодовича разделились между его четырьмя сыновьями и образовали княжества Брянское, Новосильское, Карачевское и Тарусское, которые в свою очередь раздробились на мелкие уделы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

487 . Филарет (Дроздов) . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкия Сергиевой Лавры архимандриту Антонию: В 4 т. – М.: тип. А. И. Мамонтова, 1877–1884. О свт. Игнатии: Т. 2. – С. 326; Т. 3. – С. 144–145; Т. 4. – С. 16, 66–67:488. Филарет (Дроздов) . Письма московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию 1843–1867. – М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1883. – 280 с. – По указ. имен см.: Игнатий (Брянчанинов) – с. 278. Упоминание о свт. Игнатии в 2-х письмах – с. 238–239, 240. Сведения об увольнении на покой и о произведении сбора на Бабаевский монастырь. 489 . Филарет (Дроздов) . [Мнение о предполагаемом издании житий святых «Духовная житница, или плоды креста» с участием архим. Игнатия]//Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. Московского и Коломенского. – СПб., 1885. – Т. 2. – С. 374:490. Учитель иноков: (Жизнь и труды преосв. еп. Игнатия Брянчанинова) //Рус. паломник. – 1886. – 42. – С. 441–444: портр.; 43. – С. 453–456. Под портретом факсимиле подписи: Епископ Игнатий. 491 . Стасов В. В. А. М. Горностаев//Вестн. изящ. искусств. – 1888. – Т. 6, вып. 6. – С. 439–480: ил. В т. ч. о знакомстве А. М. Горностаева со свт. Игнатием в конце 1840-х гг. 492 . Рункевич С. Г. [Краткое жизнеописание свт. Игнатия]//Христиан. чтение. – 1895. – Май/июнь. – С. 553–561, 593–595:493. Филарет (Дроздов) . Переписка Филарета, митрополита Московского с С. Д. Нечаевым. – СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1895. – 288 с. О свт. Игнатии – с. 242–243:494. Знаменский П. Учебное руководство по истории Русской Церкви. – СПб.: Синод, тип., 1896. – 484, VII с. Упоминание о свт. Игнатии как воспитаннике оптинских старцев – с. 480:495. Знаменский Ф. Преосвященный Игнатий (Брянчанинов) , епископ Кавказский и Черноморский//Прибавл. к Церков. вед. – 1903. – 31. – С. 1162–1171. Краткая биография. 496 . Знаменский П. Учебное руководство по истории русской церкви: Учеб. – 2-е изд., испр. – СПб.: Синод. тип., 1904. – 482, VII с. Упоминание о свт. Игнатии как воспитаннике оптинских старцев – с. 478:497. Никодим (Кононов). Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. – М.: типолитогр. И. Ефимова, 1908. – 336 с: портр. – Из содерж.: Епископ Игнатий Брянчанинов . – С. 310–326: портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

воскреснув в третий день, (ибо невозможно было смерти пленить Самого Источника Жизни), и проложив всем людям Путь 480 к воскресению из мертвых 481 , и явив первенство всему 482 , Он стал Начатком воскресения всех умерших, первовозрожденным (в новую Жизнь) среди нас, смертных 483 ; и взойдя на небо 484 , воссел превыше Небес 485 справа от Твоего Величества 486 , откуда вновь придёт 487 , дабы воздать каждому по делам его 488 . И в память Своих спасительных страданий Он оставил нам Твои Дары, кои мы ныне принесли Тебе же 489 , согласно Его заповеди; ибо, возжелав пойти на Свою добровольную и приснопамятную, и животворящую смерть, в ту Ночь, в которую Он отдал Себя за Жизнь Мира, взяв хлеб во святые Свои и пречистые руки, показав (его) 490 Тебе, Богу и Отцу, возблагодарив и благословив Тебя, освятив, преломив, дал святым Своим ученикам и апостолам 491 , возгласив: «Примите, вкусите! Сие есть Тело Мое, ради вас преломляемое во оставление грехов» 492 . Люди: Аминь. Священник: Затем, взяв Чашу с плодом лозы, растворив (вино водой 493 ), возблагодарив и благословив Тебя, освятив (его), подал Чашу святым Своим ученикам и апостолам, возгласив: «Пейте из неё все! Сие (вино) есть Кровь Моя Нового Завета, ради вас и за многих изливаемая во оставление грехов» 494 . Люди: Аминь. Священник: «Сие творите в Моё воспоминание, ибо всякий раз, вкушая сей Хлеб и, испивая вино из Чаши сей, вы о Моей смерти возвещаете и о воскресении Моем (друг другу) свидетельствуете» 495 ; посему, Владыко, воспоминая спасительные и животворящие Его страдания 496 , распятие, тридневное погребение, из мертвых воскресение, на Небеса восхождение, справа от Тебя, Бога и Отца, сидение и второе во Славе будущее Пришествие, Твое из Твоего 497 Тебе приносяще 498 , о всех и во всём (или: за вся и по всему 499 ), Народ: Тебя воспеваем 500 , Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи. Тебе и молимся, Боже наш 501 . Священник: Владыко Пресвятый! И мы, грешные и недостойные рабы Твои, коих Ты призвал ради сего Служения ко святому Твоему Жертвеннику отнюдь не за праведность нашу, ибо не соделали ничего доброго на земле, но по милости и щедротам Твоим, кои Ты в изобилии излил на нас, дерзаем приступить ко святому Твоему Жертвеннику; и, возложив на него Заместительные Образы святого Тела и Крови Христа Твоего, Тебя, о Всесвятый, и молим, и просим: благоволением Твоей Благости, да приидет Дух Твой Святый на нас и на предлежащие Дары сия, и да благословит, и да освятит, и да явит хлеб сей тем же (самым) честным Телом +Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обширному знакомству Феофана с догматико-полемической литературой соответствовало немалое знакомство его с литературой церковной и гражданской истории. В этой области, кроме трудов Тита Ливия (истории пунических войн) 474 и Иосифа Флавия 475 (contra Appionem), он ссылается на следующие сочинения: церковную историю Евсевия Памфила 476 , Сократа 477 , Созомена 478 , Руфина 479 , Евагрия 480 и Никифора Каллиста Ксантопула 481 , Vitae Romanorum Pontificum и другие труды Афанасия библиотекаря 482 , историю Геогрия Пахимера 483 , историю Никифора Григоры 484 , историю Иоанна Кантакузена 485 , De Symeonum scriptis diatriba и другие труды Льва Алляция 486 , анналы Барония 487 , Chronographia vitas recentiorum imperatorum comlectens Льва грамматика 488 , Lexicon hebraicum Иоанна Буксторфа 489 , Monarchia Turcica англичанина Рикотта 490 , труды Авраама Бухольцера 491 , Historia Hierolymitana Иакова de Vitriaco 492 , Spicilengium veterum editum a Luca Dache rio 493 , сочинение о лже-исидоровских декреталиях Давида Блонделля 494 , труды Михаила Бефера (Butherus) 495 , De vitis pontificum romanorum Варфоломея Платины 496 , Annales Francorum ab anno 741 ad annum 814 497 , труды писателей (из которых заимствуются сведения о Польше) – Стриковского 498 , Кохановского 499 , Миховского 500 и Кромера 501 . По каноническому праву Феофан пользовался (непосредственно или посредственно) сочинение Мелхиора Гитторпия “Scriptores de divinis officiis Romae an. 1601” 502 , Jus Graeco – Romanum cura Marquarti Freneri editium 503 , трудами Зонары 504 , Вальсамона 505 , Матфея Властаря 506 и Грациана 507 . В области филологии Феофан ссылается на “Dictionarius undecim linguarum” Амвросия Калепина 508 , эфиопский лексикон и грамматику Иова Людольфа Saxo 509 и Lexicon graeco-latinum editionis Basileensis an. 1563 ex officinal Hieronymi Curionis 510 . Из поэтов автор ссылается, кроме вышеупомянутого христианского поэта Пруденция, на Марциала 511 , Виргилия 512 , Горация 513 , Овидия 514 , неаполитанского поэта Иакова Санназара (Sannazarius) 515 . – Из сочинений, относящихся к другим родам науки и вообще деятельности человеческого духа, на которые ссылается автор, нужно указать на следующие: Libri de usu partium humanarum Галена 516 (по медицине), Philosophia Confucii – liber editus Parisiis 517 (по истории языческих религий), Itinerarius каноника Иоанна Дубдана 518 (по описанию путешествий) 519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Он начинал слушать в своей душе голос, который повелевал ему оставить все и навсегда присоединиться к Спасителю 485 . Иоанн в это время не был женат. Это единогласно утверждает целый сонм древних отцов и учителей Церкви: св. Игнатий Богоносец 486 , Тертуллиан 487 , св. Епифаний Кипрский 488 , бл. Иероним 489 , св. Иоанн Златоуст 490 , св. Павлин Ноланский 491 , Дорофей 492 , св. Амвросий Медиоланский 493 , бл. Августин 494 , Захария, епископ Хрисополитанский 495 , св. Мелитон, епископ Сардийский 496 , Никита Пафлагонянин 497 , Св. Писание 498 и вся Церковь 499 . Впрочем, существует и другое предание, по свидетельству которого Иоанн был женат. Это утверждали: Беда 500 , Руперт 501 , Кирилл Константинопольский 502 и другие. Некоторые из них даже старались доказать, что Спаситель был приглашен в Кану на брак Иоанна. Но когда Иоанн увидел чудо, какое здесь совершил Спаситель, то он, говорят, отказался от своей подруги жизни и поступил в число учеников Иисуса. Нет никаких оснований доверять этому преданию. Уже одно позднее его происхождение, сравнительно с первым, говорит совсем не в пользу последнего. Древние писатели много гадали о том, был ли женат в это время Иоанн или нет. До настоящего времени от тех пор сохранилось несколько таких гаданий, к сожалению, в таком виде, что трудно доискаться в них исторической правды. Одно из них рассказывает, что долго и не раз родители уговаривали Иоанна вступить в брак, но он решительно отказался 503 . Может быть, это так и было в действительности. Когда Иоанн был учеником Крестителя, он, может быть, имел более двадцати лет от роду. А по предписанию еврейских раввинов, молодой юноша должен был вступать в брак 18 лет. Следовательно, Иоанну было уже время подумать и об этом. Но он отказался, может быть, от брака потому, что в это время его юная и горячая душа была полна другими интересами. Пылкий от природы, при первой молве о появлении Крестителя, он отправился к нему и стал его учеником. Здесь пред его взором открылось совершенно другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010