Он обнаруживает поразительное знакомство с такою областью, которая в то время причислялась к неизвестным – с Египетскою религией и мифологией (сравн. Orat, contra gent., 9, 22, 24, 25 и Orat, deincarnat. 45, 47, 51). Поэтому можно сказать, что оба произведения написаны в Египте и прежде всего для Египтян. В основу датирования обоих произведений обычно полагают наблюдение, что они не содержат никаких следов арианских борьбы и Никейского Вероопределения. Что касается первого наблюдения, то оно не всеми признано правильным: находят (Karl Hoss. Studien über das Schrifttum und die Theol. des Athanasius. Freiburgim Br., 1899) в этих произведениях легкую полемику против арианства. Но второе наблюдение может быть признано совершенно справедливым и заставляет полагать происхождение их раньше 325-го года. Нельзя относить написание этих произведений ко времени после 330-го года, потому что автор их часто с видимой гордостью противопоставляет множеству языческих культов единодушие, с каким христиане всюду служат Одному и Тому же Господу (Orat.deincarnat. 46, 49). Такое указание немыслимо было в то время, когда возгорелась ожесточенная борьба между Православными и арианами и каждая партия учила о другом Христе. Это началось с 330-го года. С другой стороны, проникающие оба произведения свежие воспоминания об образцах христианского мученичества и той христианской радости, с какою подвижники встречали смерть, указывают на близость их по времени к гонению Диоклетиана и его преемников (см. особенно Orat. deincarnat., 28). Эти соображения приводят к выводу, что «Слово против язычников» и «Слово о Воплощении Бога Слова» написаны около 320-го года, может быть незадолго пред Никейским Собором. Если принять, что святой Афанасий родился в 295-м году, то во время написания этих произведений он имел около 25-ти лет. Происхождением обоих произведений в это время, то есть когда святой Афанасий был еще сравнительно молодым, но был еще епископом Александрийской Церкви и не был вовлечен в борьбу за чистоту и целость Православного учения, которой потом он отдал все свои силы и время, объясняются и те особенности их по сравнению с другими произведениями того же автора позднейшей даты, на которые указывают в качестве доводов против принадлежности их святому Афанасию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Это был городок со всеми выгодами. Маркитанты наши и жиды промышленники поставили лавки, и все, что нужно даже для военной роскоши, можно было здесь купить. Необходимое продавалось дешево; например, калач или витушка белого хлеба более фунта и фунт говядины — по копейке; ф. коровьего масла — 4 коп.; ф. сала свиного и мыла 3½ коп.; курица 5 и 6 коп.; ведро водки 50 коп.; пива 30 коп.; меду 40 коп.; бутылка вина заграничного виноградного 12 коп., а венгерского хорошего — 45 и 75 коп.; ф. сахара и ф. кофе по 15-ти коп.; ф. чаю, лучшего сквозника 2 р. 50 коп. и 3 рубля; и все это на наши медные деньги. Солдатам давали в продовольствие, за третью часть муки ржаной, муку пшеничную, и всякий день в порцию для скоромных дней по полуфунту говядины; для пьющих выдавали водку, а для непитухов — пиво. Река Буг и окрестные озера для постных дней доставляли войскам в изобилии рыбу, за самую ничтожную цену, Кажись, чего бы лучше? Но воины нащи тосковали; им хотелось идти вперед, и поскорее покончить дело с поляками; с жадностью они слушали рассказы офицеров о будущем, радовались иди досадовали, слышавши от них вести. Начались ученья, исключая праздников, воскресных дней и субботы, каждый день по два раза. Александр Васильевич всякий раз при котором-нибудь полку находился; сам распоряжал, сам командовал и учил. В неделю раза два-три собирал корпус на ученье. — Учил по своему: пехоту драться против конницы, а конницу против пехоты: учил пехоту ходить на штыки и ими работать, а конницу — рубить; приказывал строить земляные укрепления по правилам фортификации; становил в них пушки и несколько рот пехоты, и ночью брал их штурмом. Во всем этом было главным от него требованием: проворство, молодцеватость и тесно сомкнувшийся фронт. При ученье всегда говорил: «полк — подвижная крепость: дружно, плечо к плечу! И зубом не возьмешь!» Если он, ехавши, поворачивал свою лошадь, и как будто невзначай хотел проехать чрез ряды солдат, и если они пропускали его чрез фронт, тогда Александр Васильевич видимо гневался; и полк этот и начальник его получали название: «немогузнайки, рохли!» И потому-то, когда ему вздумывалось попробовать проехать чрез фронт, а солдаты, смыкаясь друг ко другу, его не пропускали, получали от него ласковое слово: « умники, разумники, молодцы».

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-starog...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Знаменитые полководцы России. Князь Дмитрий Иванович Хворостинин - русская военная звезда XVI столетия. 05.10.2021 20:00 Дмитрий Михайлович Володихин Князь Дмитрий Иванович Хворостинин признавался иноземцами в качестве лучшего русского полководца конца XVI века. Действительно, его отличал волевой, наступательный стиль и стремление добиться победы в полевом столкновении с неприятелем. В 1570 году воевода-опричник Д.И. Хворостинин разбил крымских татар под Зарайском. В 1572 году он, вместе с князем М.И. Воротынским, остановил нашествие крымского хана Девлет-Гирея у Молодей. На исходе Ливонской войны, в трудной для Московского царства ситуации, Хворостинин добился важной победы над шведами при Лялицах. А в начале Тявзинской войны (1590) он разгромил четырехтысячный шведский корпус Густава Банера близ Ивангорода. Радиопрограмма создана с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2021/10/05/20-0...

30 . Пусть епископы не позволяют совершать таинства тем, кто был уличён в прелюбодеянии кроме, как с нашего особого разрешения. 31 . Пусть никто из священников или диаконов или сынов Церкви не осмеливается помещать обыкновенную посуду рядом со священными сосудами в какой-либо ящик или сундук (Здесь снова тот же тон возвышенного негодования, который мы уже отметили в правиле об обольщении дочери завета, и к Раббуле это рассуждение подходит, ибо с его точки зрения это точно такая же вина). 32 . Пусть никто не осмеливается подходить близко и возносить жертву (Oblation), если он не священник или диакон. 35 . Всем господам деревни воздавайте честь, должную им, но не делайтесь подобострастными и не притесняйте бедных. 36 . Не позволяйте сынам завета идти за сбором, кроме как со священниками, и дочерям союза, кроме как с диакониссами. 37 . Пусть никто из священников или диаконов, или сынов завета, исключая, как по нашему приказанию, не уходят в какое-либо отдалённое место, если даже этого требуют интересы его деревни или его церкви. 38 . Пусть все священники заботятся о службе в доме Божьем, делая всё, что нужно для порядка дома, и не кормят животных в церкви, чтобы дом Божий не был в унижении. 39 . Священники, диаконы и сыны завета не должны поручаться ни за кого – писанным ли документом, или без него. 40 . Периодевт, священник или диакон, покидающий этот мир, должен оставить всё, что он имеет, Церкви. 41 . Пусть священники и диаконы живут в церкви и, если возможно, то и сыны завета. 42 . Священники и диаконы должны заботиться о том, чтобы в каждой церкви сохранилась копия отдельных Евангелий (Евангелиôн да-Мефарршэ) и употреблялась для чтения. 43 . Пусть там, где есть священник, он читает Евангелие, а не диакон, священник также, где возможно, должен совершать крещение. 44 . Миряне не должны прислуживать в церкви, за исключением если нет сынов завета для этой должности. 45 . Пусть сыновья и дочери завета не пьют вина на поминовении (буквально после покойника). – На это, кажется, смотрели, как на языческий обычай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В 1987 г. вышла пространная статья, посвященная антропологии Мария Викторина и принадлежащая перу молодого испано-итальянского исследователя Массимо Стефани 37 . В ней автор подробно рассматривает доктрину Викторина о «нисхождении» души в мир в космологической перспективе. Для этого он сначала определяет круг релевантных текстов и дает их суммарное содержание 38 , а затем, путем сопоставления параллельных мест у Викторина и в других философских текстах поздней античности («Герметический корпус», Нумений, Порфирий, Халкидий, Макробий и др.), проясняет такие важные ее составляющие, как соотношение миров и души и индивидуальных душ 39 , нисхождение души через небесные сферы 40 , эфирная или звездная «колесница души» 41 , учение о двух умах и двух душах 42 , представление о двойном творении человека в александрийской традиции (у Филона, Климента, Оригена , Амвросия) и принятии его Викторином 43 . При этом больший упор Стефани делает на теологических трактатах Викторина, чем на его библейских комментариях. Наконец, в 1990 г. вышло большое исследование Вернера Штайнмана «Метафизика души у Мария Викторина» 44 . В первой, основной части своей работы немецкий исследователь рассматривает следующие темы, составляющие, по его словам, «метафизику души» (Seelenmetaphysik) у Викторина: предсуществование души 45 , ее ниспадение в мир и воплощение 46 , ее освобождение и возвращение в небесный мир 47 , ее новое состояние после этого возвращения 48 ; в конце ученый поднимает вопрос о согласовании этой доктрины с библейским учением о творении человека по образу Божию 49 . Штайнман также анализирует отдельные аспекты учения Викторина о душе в его дохристианских логико-риторических сочинениях, а затем сравнивает это учение с «метафизикой души» в его теологических трактатах и библейских комментариях 50 . Во второй части исследования автор пытается установить философские источники и основания викториновой «метафизики души», особенно выделяя среди них Плотина, Порфирия и Ямвлиха 51 . В заключение автор перечисляет основные положения викториновой «метафизики души», в которых содержатся нехристианские (философские) элементы, такие как представление о всеобщности души, о помрачении души как результате соединения с телом и материей, о разных степенях этого помрачения, о том, что душа через самопознание может осознать свою истинную природу и вернуться к своему началу и т.д., и высказывает убеждение: все они так или иначе восходят к метафизике Порфирия 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Например, таковыми являются 16 пророческих книг – Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия и Исайя, Иезекииль, Иеремия (главы 1–13. 1:25, 15–45 (вся), 52), Даниил. Есть характерные отличия и в других книгах. В собрании Притчей переставлены некоторые части текста. В книге Иисуса сына Сирахова есть нарушение последовательности в главах. В Псалтири имеются дополнительные статьи. Книги Екклезиаст и Песнь Песней оставлены без изменения. Полными паримийными чтениями в сборник вошли книги Иова и Премудрости Соломона. Наконец, отдельными паримиями представлены книги Бытия (1-я паримия: Быт. 1:1–13 ) и Царств (три паримии пророку Илие: 3Цар. 17:1, 17–40, 42; 19:1–6, 19–21 ; 4Цар. 2:1, 8–14 ). В конце сборника расположена таблица паримийных чтений на определенные дни церковного года. Паримийный материал использован был Матфеем далеко не полностью. По какой-то причине в сборник не были полностью включены Осьмокнижие 337 и все книги Царств. Однако, данный опыт, предпринятый почти параллельно с созданием Геннадиевской Библии, достаточно показателен. Собирание аналогичных сборников было в эпоху Средневековья достаточно распространенным явлением. Оно дало повод некоторым ученым считать инициативу Матфея Десятого формой подражания западному христианскому благочестию. Мнение это, само по себе, спорно, так как метод сбора чего-либо никогда не носил на себе знака какой-либо конфессии. Несмотря на явные свои промахи, сборник Матфея стал «новаторским» шагом к восстановлению фондов монастырских библиотек. Феномен этого сборника, однако, не до конца исследован и требует изучения. Об уровне церковных фондов можно узнать из «Описания славянских рукописей московской синодальной библиотеки. Отдел I. М., 1855», составленного лаврскими учеными А. Горским и К. Невоструевым . В них как раз и набирался необходимый для составления целого кодекса Библии корпус манускриптов славянских библейских текстов. Им обязаны своим возникновением и происхождением такие библейские своды, как Геннадиевский (1499 г.), Иоакимовский (1558 г.) и Троицкий (XVI в.) [несмотря на то, что они, по мнению составителей «Описания», в основе своей имеют некий единый костяк – кодекс-архетип] 338 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

«Протрептик» изображает заблуждения язычества, которое пребывает во тьме идолослужения, и имеет в виду обратить язычника к вере во Христа – эта ступень соответствует κθαρσις ( φσις, παλλαγη) – очищению. Педагог имеет целью освободить новообращенного от пороков, привитых ему язычеством, указать путь к нравственному освящению по идеалу Христа, просвещению разума и соответствующему жизненному поведению ( κατà θεòν παιδαγωγα) и стоит в параллели со второю ступенью Элевзинских мистерий; «Строматы» соответствуют высшей ступени мистерий – созерцанию Бога ( ποπτεα του θεου ), к которому приводит совершенное посвящение (H. Kihn. Patrologie. Bd. 1, Paderborn, 1904, S. 304) и ставит своей задачей изложить систему Христианского Вероучения. Но в последнее время устанавливается новый взгляд на литературный характер «Стромат», а вместе с тем и на отношение этого произведения к двум другим. На основании тщательного анализа трилогии приходят (Е. de Faye. Clément d’Alexandrie. Paris, 1898, p. 45–111. Alb. Ehrhard, Die altchrist. Litter. Abt I. Freiburg i. B., 1900, S. 302–3) к тому выводу, что «Строматы» вовсе не составляют третьей части ее, но что эта третья часть, которая должна была носить заглавие Διδσκαλος и раскрывать Богословскую систему, никогда не была написана. «Строматы», по этому вгляду, представляют особое произведение, вставленное между «Педагогом» и намеченною третью частью, так как они не дают обещанной системы, и что особенно важно, Климент от начала «Стромат» до конца говорит о третьей части, как о продолжении их. Цель этой вставки «Стромат» между «Педагогом» и «Дидаскалом» ясна из самих «Стромат», если правильно понять план их: они ставят своей задачей оправдать применение форм и методов Греческой философии, что для Климента необходимо ради его опыта Богословской системы, так как ни Священное Писание, ни наличное Христианское Предание не давало для этого формальных средств. Но заимствование этих формальных средств из Греческой философии было предприятием, которое в некоторых кругах казалось опасным и потому уже само по себе требовало большого педагогического искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

О случае каннибализма 28 октября (9 ноября) фельдмаршал М.И. Кутузов писал жене: «Вчерась нашли в лесу двух французов, которые жарят и едят третьего своего товарища». 41 К 28 октября (9 ноября) в рядах 25-й дивизии пехоты, состоявшей из полков Вюртембергского королевства, числилось около 700 человек. 43 Оставляя Смоленск, Наполеон распорядился взорвать все крепостные башни, под которые были подведены мины. Однако из 28 башен взорвать успели только 8 (Молоховские и Лазаревские ворота, Пятницкие водяные ворота, Никольскую, Богословскую, Безымянную, Стефанскую и Кассандаловскую башни). 44 Имеется в виду сочинение Демустье «Lettres à Emilie sur la mythologie» («Письма к Эмилю о мифологии», 1786 – 1798), которое пользовалось во Франции большой популярностью, особенно у женщин. 45 Лемуан (Lemoine) – капитан, адъютант командира 1-й бригады 3 – й дивизии пехоты Императорской гвардии. Мемуарист. 50 В результате второго Полоцкого сражения войска Гувиона Сен-Сира оставили Полоцк и перешли на левый берег Западной Двины. 51 Речь идет о пленении партизанами 28 октября (9 ноября) 1-й кавалерийской бригады генерала Ж. Ожеро. 52 Имеются в виду нестроевые чины полков Великой армии: лекари, писари, кузнецы, цирюльники и проч. Генерал фон Ле Кок (Le Coq) Карл Христиан Эрдманн Эдлер в описываемое время командовал 21-й дивизией пехоты 7-го армейского корпуса и не мог находиться в районе Смоленска. Возможно, речь идет о генерале Т. Леки, командовавшем итальянской гвардией. 53 Зайончек (Zajaczek) Юзеф (1752 – 1826) – князь, дивизионный генерал, генерал от инфантерии русской службы (с 1815 r.). В 1812 г. командовал 16-й дивизией пехоты 5-го армейского корпуса Великой армии. С 20 октября (1 ноября) возглавил 5-й армейский корпус. 54 Бертье (Бертье де Грандри, Berthier de Grandery) Франсуа – полковник, начальник штаба артиллерии 4-го армейского корпуса Великой армии. 55 Бильбланш (de Villeblanche) Арман де – В 1812 г. военный комиссар 2-го класса, интендант Смоленской губ. 57 129-й линейный полк и Иллирийский полк пехоты изначально входили в состав 3-го армейского корпуса Великой армии (соответственно в 10-ю и 11-ю дивизии пехоты).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

2 . Указанные дивизии предположительно будут развернуты: – В районе Петсамо – до одной пех. дивизий – В районе Кемиярви, Куусамо для прикрытия направления на Кеми – до двух пех. дивизий – На Улеаборгском направлении – до двух пех. дивизий – На направлениях Куопио, Савонминна, Нурмес – до пяти пех. дивизий – В районе Савонминна, Лаппеенранта, побережье Финского залива, Лахти – до шести пех. дивизий – В районе Гельсингфорс, Або – одна-две пех. дивизий. 3 . Окончательное развертывание всех дивизий предполагается на 1520-й день мобилизации. 4 . Не исключена возможность усиления вооруженных сил Финляндии войсками ее возможных союзников (Швеция, Норвегия, Германия). 5 . При общем вероятном плане оборонительных действий финской армии не исключена возможность в первые дни войны активных действий ее с целью создания угрозы Ленинграду путем выхода к Ладожскому озеру и захвата Выборга. II. Основными задачами Северо-Западному фронту ставлю: Разгром вооруженных сил Финляндии, овладение ее территорией в пределах разграничений и выход к Ботническому заливу на 45-й день операции, для чего: 1 . В период сосредоточения войск прочно прикрывать Выборгское и Кексгольмское направления, при всех обстоятельствах удержать Выборг за собой и не допустить выхода противника к Ладожскому озеру. 2 . По сосредоточении войск быть готовым на 35-й день мобилизации по особому указанию перейти в общее наступление, нанести главный удар в общем направлении на Лаппеенранта, Хейнола, Хямеенлинна и вспомогательные удары в направлениях Корниселькя, Куопио и Савонминна, Миккели, разбить основные силы финской армии в районе Миккели, Хейнола, Хамина, на 25-й день операции овладеть Гельсингфорс и выйти на фронт Куопио, Ювяскюля, Хямеенлинна, Гельсингфорс. III. Справа Северный фронт (штаб Кандалакша) на 40-й день мобилизации переходит в наступление и на 30-й день операции овладевает районом Кеми, Улеаборг. Его левофланговый 20-й отд.стрелковый корпус наступает в направлении Суомусалми, Пуоланка и на день операции овладевает районом Пуоланкаю Штакор-Ухта.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

(подлинные). Лит. наследие Г. Б. включает слова, стихотворения и письма. В прозе, как и в стихах, он сочетал высокое риторическое мастерство с совершенством формы и стиля. Блж. Иероним Стридонский , перечисляя нек-рые его труды, называет Г. Б. одним из лучших ораторов и отмечает, что «стиль речи он унаследовал от Полемона» ( Hieron. De vir. illustr. 117; ср.: Idem. Ep. 50 (рус. пер. 48). 1). Единственное полное собрание творений Г. Б. в Патрологии Ж. П. Миня (PG. 35-38) воспроизводит edimio princeps - издание бенедиктинцев конгрегации св. Мавра в Париже (Т. 1. 1778. Т. 2 не смог появиться вскоре из-за Французской революции и увидел свет лишь в 1842). Редакторы пользовались более ранним изданием Morel-Billy (1609), к-рый в свою очередь использовал базельское издание (1550) (см.: Gallay. 1957. P. 114-122; Misier. 1903). Слова (гомилии) До наст. времени дошло 45 слов Г. Б., большая часть к-рых относится к к-польскому периоду его деятельности (379-381). В основном это произнесенные слова, записанные скорописцами и затем исправленные святителем. Аутентичность слов не подвергается сомнению. Исключение составляет 35-е слово, «В память мучеников и против ариан» (Ες τος μρτυρας , κα κατ Αρειανν, De martyribus et adversus Arianos), признанное неподлинным ( Masson M. -P. Le Discours 35 de Grégoire de Nazianze: questions d " authenticité//Pallas. 1984. P. 179-188; Moreschini. Introduction. 1985. P. 38-39). Текстологический анализ (и, следов., установление наиболее надежного текста) слов Г. Б. осложняется тем, что они сохранились в огромном количестве рукописей - только греч. списков слов старше сер. XVI в. известно ок. 1500 (полный список см. в кн.: Mossay. 1981-1998). Для текстологии слов самостоятельное значение имеют также и их многочисленные переводы на древние языки: лат. (9 слов в пер. Руфина Аквилейского 399-400 гг.), сир. (все слова), арм. (41 слово), араб. (30 слов), груз. (19 слов), копт. (1 слово и фрагменты), эфиоп. (1 слово), слав. (древнейшие рукописи содержат 13 слов; впосл. был переведен весь корпус слов литургической коллекции. Ф. Томсон отказывал слав. переводам в к.-л. значении для текстологии слов в целом ( Thomson. 1983), но А. М. Бруни доказал, что эта позиция ошибочна ( Бруни. 2004)).

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010