Эти преемственные председатели не имели никакого сношения с Римским епископом. Тем не менее собор постановил важные догматические решения, и его определения были соединены с определениями Никейского собора, в Символ веры . Кроме того, он изменил порядок церковной иерархии, предоставивши Константинопольскому епископу второе место в церкви и поместивши за ним епископов Александрии, Антиохии и Иерусалима. Сверх того, он постановил множество дисциплинарных правил, принятых всею церковью. 68 В год, следовавший за созванием Константинопольского собора, император Грациан созвал собор в Риме. 69 Павлин Антиохийский присутствовал на нем. На этом соборе он заявил себя против св. Флавиана, который тем не менее был признаваем законным епископом большинством провинций, зависевших от Антиохийского патриархата. На этом же соборе епископы Западные подняли жалобу на то, что епископы Восточные решили многие важные вопросы без участия Запада. Но, за исключением законности Флавиана, признали все остальное, и собор Константинопольский повсюду был признан вселенским, хотя Римский епископ и не созывал его, и не председательствовал на нем, и не утверждал его. В виду этих фактов, что делается с притязанием Римского епископа на безусловную автократию в церкви? Теперь он утверждает, что вся юрисдикция истекает от него; но вот собор, на котором председательствовал святой епископ, не находившийся в общении с Римом, – который обнародовал весьма важные определения догматические и дисциплинарные; и этот собор был одним из тех, к которому св. Григорий Великий относился почтительно, как к одному какому-либо из четырех евангелий! Третий вселенский собор, заседавший в Ефесе (431), был созван императором Феодосием II и его соправителем; и тот и другой император подписали пригласительное послание, по обычаю, обращенное к митрополиту каждой провинции: «Волнения в Церкви, говорили они в своем послании, 70 побудили нас решиться на необходимое созвание епископов всего мира. В виду этой цели, и Ваше Благочестие прибудете в Ефес ко дню Пятидесятницы, вместе с епископами, которых найдете благопотребными и пр.».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Я буду заступница этому месту и тёплая о нём ходатаица пред Богом!» После этого Пресвятая Дева села на корабль с Иоанном и прочими спутниками и отплыла к Кипру 56 . Лазарь, получив сведение о времени отбытия Приснодевы из Иерусалима, и не имея долго никаких известий о Ней, сокрушался великой скорбью. Не зная ничего о случившемся на Афоне, он боялся, не потерпела ли Пречистая какого бедствия от бывшей бури, и не мог не чувствовать страха и тоски, ожидая Её прибытия. Но вскоре печаль его превратилась в живейшую радость, когда он увидел давно желанную Благодатную Посетительницу. Пресвятая Дева передала ему обо всём происшедшем во время отсутствия его в Иерусалиме, и с особенным чувством радости и благодарения Богу рассказала об успехе Своей проповеди на горе Афонской 57 Утешив Лазаря и благословив тамошнюю Церковь , Матерь Божья возвратилась в Иерусалим [Есть древнее предание, сохранённое в деяниях III Вселенского Ефесского Собора, что Пресвятая Дева посещала вместе со святым Апостолом Иоанном, малоазийский город Ефес. Впоследствии времени там были воздвигнуты храмы в честь Пресвятой Богородицы, и в одном из этих храмов, в 431 году, происходил III Вселенский Собор, защитивший достоинство Приснодевы против лжеучения Нестория. Это посещение Ефеса, конечно, совершилось во время путешествия на Афон и Кипр], к утешению и радости всех, с нетерпением ожидавших Её верующих. Здесь посетил Её святой Дионисий Ареопагит , также желавший получить он Неё благословение и наставление. Будучи знаменитым гражданином языческих Афин, достигши, по рождению, учёности и дарованиям своим, высших правительственных степеней, он едва лишь услышал слова жизни из уст святого Апостола Павла, всем сердцем и умом усвоил Евангелие 58 . Стремясь со времени обращения к Христовой вере видеть Пречистую Деву, Дионисий предпринял далёкое путешествие. При виде Благодатной, он не знал меры восторгу своему и благодарил Бога. И другие верующие, по-прежнему, во множестве стекались к Богоматери, и Она всех принимала, радовала и наделяла благословением. Немощным Она возвращала здравие; печальных утешала; грешников исправляла, и всех утверждала в вере, укрепляла в надежде и проливала в сердце каждого сладость любви Божественной.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Началото на християнската вяра било положено в Ефес от учениците на св. Йоан Кръстител. Когато св. ап. Петър пристигнал в Ефес, в него вече имало много християни. Евангелието тук проповядвал с голям успех най-вече св.ап. Павел (35 г.), извършвайки много чудеса. В Новия Завет са съхранени две от посланията му до ефесяните. Неговият ученик св.ап. Тимотей бил първият епископ в Ефес, убит мъченически през 97 г. Св.апостол и евангелист Йоан Богослов също се подвизавал много години в Ефес преди и след заточението си на остров Патмос. Когато гонението на християните утихнало след смъртта на император Домециан, той проповядвал отново с думи, чудеса и личен пример в Ефес до смъртта си. Близо до града имало пещера, в която, според преданието, седем свети отроци проспали 187 години, от времето на жестокото гонение на Декий срещу християните до благочестивия император Теодосий. Ефес е бил епископски център и през 431 г. в него се е състоял Третият Вселенски Събор против учението на Константинополския патриарх Несторий. В Ефес се състояли и поместни събори. Градът бързо западнал след като след голямо земетресение морето се оттеглило и пристанището било запълнено с пясък. Днес Ефес е един от най-добре запазените антични градове.Извън речника Св. апостол Тимотей. Ефрем 1) географска област в Палестина, чиито граници са посочени в Ис. Нав. (гл. 16 и 17). Точното местоположение на градовете, споменати там, днес не може да се определи. 2) Ефрем – вторият син на Йосиф (Бит. 41:50–52), родоначалник на Ефремовото коляно. Ефрат – най-голямата река в Западна Азия, наричана в Св.Писание често «реката» (ср. Втор. 11:24 ). Св. Ефрем Сирин (Ефрем Сириец) – знаменит християнски подвижник и писател. Родом от Месопотамия, в земите на днешна Сирия. Църквата го възпоменава на 28 януари. Виж също: Св. Исаак Сирин . Извън речника: Св. Ефрем Сирин / Слово Ж Жени-мироносици – жени, които следвали Христа при Неговата обществена проповед, а след смъртта и погребението Му, според юдейския обичай, отишли неделя рано сутринта на гроба да помажат тялото Му, но Той бил вече възкръснал.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Лекции А. И. Бриллиантова — очень серьезный труд, опирающийся на многочисленные исследования и источники. В то же время в нем достаточно мало глав и разделов, что несколько затрудняет его чтение. Для того чтобы облегчить понимание сути излагаемого материала, текст предваряется конспектом, позволяющим лучше ориентироваться в рассматриваемых вопросах. По словам А. А. Столярова, «начальный период патристики отмечен сильным влиянием стоицизма, которое испытали многие крупные христианские авторы II–III веков. […] Учение Стой оказалось полезным в борьбе с докетизмом и дуализмом гностиков, а стоическая моралистика имела немалое сходство с раннехристианской этикой. […] Начиная с Оригена на Востоке, Амвросия и Августина на Западе, источником господствующих парадигм окончательно становится платонизм, а затем неоплатонизм. […] в более поздние времена, особенно в VI—VII вв., начинает все заметнее проявляться интерес к Аристотелю [...]». Если соотнести эти периоды с историей Церкви, то можно заметить, что в период преобладания в богословии платонических и неоплатонических парадигм проходят Первый, Второй, Третий и Четвертый Вселенские соборы. Первый (Никея, 325 г.) и Второй (Константинополь, 381 г.) соборы проходили на фоне борьбы с учением Ария, которое «в значительной степени определялось общими предпосылками Антиохийской школы из философии Аристотеля. В начале богословия стояло положение о трансцендентности Бога и (как вывод) Его непричастности к каким бы то ни было эманациям […]» . По словам А. В. Карташева, для антиохийского школьного богословия препятствием в построении «здравой и ортодоксальной доктрины троичности» было сочетание «яда гностицизма с антитринитарным ядом иудаизма». Согласно Арию, Логос имел начало Своего бытия, был создан из ничего по воле Отца и является тварью. IV век — это время тринитарных (триадологических) споров. Третий (Ефес, 431 г.) и Четвертый (Халкидон, 451 г.) соборы решают проблему несторианства и монофизитства. Это время христологических споров . М. Э. Поснов пишет по этому поводу: «В то время как человеческие умы еще волновал вопрос: явившееся на земле Божество тождественно ли с высочайшим Божеством, возникал уже второй вопрос: как произошло на земле соединение Божественного во Христе с человеческим. Точнее, здесь было два вопроса: а) какого рода было человечество Иисуса Христа и б) как нужно представлять себе соединение Божества и человечества».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Нерон – император на Римската империя от 54–68 г., наследил Клавдий, пръв гонител на Християнската църква и един от най-жестоките римски императори. Наследен от Веспасиан Флавий. Набедил християните за страшния пожар в Рим (64–65) започнал гонения, които взели чудовищни форми; изтезанията били придружени със страшни подигравки и мъчения: обличали християните в зверски кожи и насъсквали срещу тях кучета, хвърляли ги в река Тибър, разпъвали ги на кръст, обливали ги със запалителни вещества и ги запалвали да горят вместо факли в градините на Нерон. Жертва на това гонение станали великите апостоли Петър и Павел. Несторий (V в.) – еретик, бивш архиепископ на Константинопол, организирал повсеместно гонение на арианите. В учението си отричал свръхестественото рождение на Христа. Наричал Пресветата Дева Христородица, а не Богородица. Настоявал, че Дева Мария е родила просто човек, в когото в момента на зачатието Му се съединил Бог Слово чрез Своята благодат и обитавал в него като в храм. Несторианство – ерес, по името на Несторий. Негови предшественици в лъжеучението били Диодор, учител от Антиохийската богословска школа и Теодор, Монсуетски епископ (+429 г.), чийто ученик бил Несторий. Така ереста излязла от Антиохийската школа. Теодор Мопсуетски учил за «съприкосновението» на двете природи в Христа, а не тяхното съединение при зачатието на Бог Слово. Еретиците наричали Пресветата Дева Мария Христородица, а не Богородица. Ереста е осъдена на Третия вселенски събор в Ефес (431 г.) заедно с пелагианството. Несторий бил изгонен, а последователите му избягали в Иран, Средна Азия и Китай. През 499 г. успяли да свикат свой събор в Селевкия и организирали своя църква със свои архиереи. Извън речника: Несторианство. Нетварна Светлина (актистон Фос) – Божия енергия, вечна слава на Божеството, която е наблюдавана много пъти като Светлина. Нарича се Нетварна Светлина, тъй като е несътворена, но е сияние на Божествената природа. Виж също исихазъм, обожение. Нечестив – понятие, което може да означава просто сбъркал или съгрешил, но по-често се отнася за преднамерено зло или лукавство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Но знаменитый датчанин, как не богослов, в своем onucahuu cod. Borg, memph. 17= Vat. допустил одну ошибку, которая сбила с толку богословов: он сказал, что это martyrium приписывается некоему Ирону. Для богословов становилось очевидно, что этот «некий Ирон» есть преемник св. Игнатия на антиохийской kaфeдpe (Euseb. н. е. IV, 20), но вместе с тем отожествить это konmckoe marmyrium c ватиканской редакцией представлялось смелым, так kak marmyrium Εν τει вовсе не выдает себя за произведение современника, ссылается, как на свой источник, на послания самого Игнатия (сар. 1, п. 8) и Поликарпа и на творения Иринея (с. 12), а об Ироне говорит как о постороннем лице (с. 12 n. 4). Но Цёга сам указал основание для своего заключения. «Автор martyrii, – пишет он – кажется, есть некто Ирон, так как в конце, между молитвенными призыванияии (invocationes) св. Игнатия, читается и следующее: » ари фмеуи мпекшири ир21;н «Метепто filii mui Heronis» («noмяhu сына твоего Ирона»). – Как ни кратко это сообщение, но оно позволяет сделать небезинтересные патрологические выводы. Приискать латинский текст этих неизданных invocationes не трудно. Приводим из них несколько выдержек: «Святителю и провозвестниче всемудрого Бога, Игнатие, облеченный непорочною одеждою!.. Ты посрамил Траяна и сенат римский 431 , не имущий разума; ты соделался присным Христу ( Ефес. 2, 19 ) любовию, верою и жизнию. Метог esto mei filii tui Heronis, помяни меня, сына твоего Ирона, дабы и мне, исшедши свято из жизни сей, быть причтенным со святыми... Треблаженне отче Игнатие, колесница израилева и конница его (4 Ц. 2, 12)!... помяни того, которого ты воспитал, блаженный мучениче, и подай мне, как и прежде, наставление (colloquium= μιλα?)“. Кажется, мы в праве заключить, что коптские слова Цёга взяты из этого давно известного в латинском переводе памятника «Laus Heronis» (ed. Zahn, 297; ed. Funk, 214), ачитатель естественно может спросить: ужели этого вывода не сделали издатели творений св. Игнатия? – Сколько знаем, к границе этого вывода подошел только Цан и, вполне оценив важность его, отступился от него в избытке осторожности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Траян – римски император (†117), царувал от 98–117 година. Изисквал от всички свои поданици да се покланят на идолите и провел гонения против християните. По негово време пострадали св.ап. Симон Зилот, св.ап. Онисим, свв. Игнатий Богоносец , Климент Римски и много други. Пострадала и собствената му дъщера Дусила. Траян отчасти отменил тези закони, като забранил да бъдат издирвани християните. Неговият наследник Адриан ревностно се придържал към езическите суеверия и продължил да преследва християните. Извън речника: Св. мчца Друсила, Св.ап. Симон Зилот, Св.ап. Онисим. Треба («нужен, потребен») – богослужение, което не влиза в седмичния богослужебен кръг, а се извършва по потребност (по требование) на един или няколко вярващи. Требите се делят на такива, които включват извършване на тайнствата – кръщението, миропомазването, венчанието, изповедта, елеосвещението (причастяването на болни в дома им); и на такива, които не съдържат тайнства (обреди) – опелото, панихидата, различните пострижения и молебени, освещаванията на домовете и др. В древността кръщението също било извършвано тържествено в определени дни – предимно на Пасха, а също на Петдесетница и Рождество, и било по този начин църковна служба, а не треба. Требите се извършват от свещеник или архиерей (с изключение на кръщението, което в крайни случаи може да бъде извършено и от мирянин). Чинопоследованието на требите се съдържа в Требника. Требник (гр. «евхалогион») – богослужебна книга, която съдържа чинопоследованието на требите. Трезвение – в светоотеческата литература изкуството на борба с помислите; бодрост, будност, бдителност на ума; внимание върху помислите, наблюдаване на това, което влиза и излиза от сърцето и недопускане вътре в него на страстни помисли. Трети вселенски събор – Вселенски събор, свикан през 431 г. в Ефес по повод ереста на Несторий при архиепископ Кирил Александрийски, папа Целестин и император Теодосий Малки (Теодосий Млади). В него участвали 200 отци. Извън речника: Св. папа Целестин, Вселенските събори. Основни доктрини и вероизповедни формули.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Църквата вярва, че чрез Вселенските събори е говорил Сам Бог чрез Духа Си и смята боговдъхновените определения и решения на отците по вероучителни и канонически въпроси за непогрешими. Като израз на единомислието на цялата християнска църква от различни места и времена, те имат върховен авторитет по отношение на вярата и практиката на Църквата. Редът за разглеждане на такива въпроси в Църквата е заимстван от събора в Йерусалим, описан в Книга Деяния (15:6) и в Посланието към Галатяни (гл. 2). Той бил свикан поради острия спор относно законничеството, т.е. спазването на еврейските закони от християните като средство за спасение. «Апостолите и презвитерите се събраха, за да разгледат тоя въпрос» (15:6). През вековната история на Църквата са провеждани стотици събори – поместни и регионални и седем събора, определени като «вселенски». Православната църква признава седем Вселенски събора: – Първият в 325 г. в Никея (Мала Азия) (съборът оборил арианската ерес, формулирал православното учение за Второто Лице на Светата Троица и съставил първите осем члена от Символ на Вярата); – Вторият в 381 г. в Константинопол (на него бил окончателно утвърден неизменяемият Символ на Вярата, и бил даден точен израз на учението за Светия Дух, за Църквата, за тайнствата и за края на света); – Третият в 431 г. в Ефес (Мала Азия) осъжда несториянската ерес, но не изработва христологическа формулировка; – Четвъртият в 451 г., свикан по настояване на св. папа Лъв Велики в Халкедон (оборил монофизитството и утвърдил православното учение за двете естества (природи) в Личността на Иисус Христос – божествената и човешката); – Петият в 553 г. в Константинопол; – Шестият в 680 г. в Константинопол (установил догмата за двете воли и действия на Христа); – Седмият в 787 г. в Никея (установил догмата за иконопочитанието). Римокатолическата църква признава 21 вселенски събора. Извън речника: Вселенските събори. Основни доктрини и вероизповедни формули. Власт Православната Църква разграничава духовната власт от светската въз основа на Христовите думи: «Отдайте, прочее, кесаревото кесарю, а Божието Богу» (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Патермуфий и Коприй. 9 июля. Пафнутий, престав. позже Никейск. Собора. Субб. с. Пуплий. 5 апреля. Таисия со. 8 окт. В пятом веке: Сисой Великий, ум. ок. 429. 6 июля. Аполлинария, подвизавшаяся под именем Дорофея. 5 янв. Аммон, или Аммона. В субб. с. Висарион. 6 июня. Витимий. Субб. с. Паисий Великий. 19 июня. Серапион синдонит. 14 мая. Таисия блаж. 10 мая. Феодора. 11 сент. В шестом веке: Анастасия патрикия, ум. 567. 10 марта. Аввакир и Лаврентий. В субб. с. Аммонафа, Арис, Елладий и Сарра. В субб. с. Анувий. 5 июня. Давид. 6 сент. Дула. 25 июпя. Еллий. 14 июля. Онуфрий Великий. 12 июня. Патапий. 8 дек. Пиама, преп. дева, имевшая дар пророчества. 3 марта. Едес, в Месопотамии. Сарвил и Вивея, мучч. при Траяне. 15 окт. Галактион и Епистима, мучч. при Декии. 5 ноября. Гурий и Самон, мучч. ок. 306. 15 ноября. Феотий, Агапий и Пист, мучч. при Максимиане. 21 авг. Авив, муч. ок. 322. 15 ноября. Гемелл Пафлогонянин, муч. при Иулиане. 10 дек. Исповедники: Варсис еп., Евлогий, Протоген и проч. (до 80), от ариан гонение претерпевшие при Валенте. 25 авг. Ефрем Сирин, ум. 378. 28 авг. Феодор еп. и Феодосий столпник, 9 в. 9 июля. Елевферополь, в Палестине. Варсава (Иусть, Иосий), из 70, еписк. 30 окт. Анания, из 70, еписк. Дамасский. 1 окт. Еллада. Лука преп., ум. ок. 950. 7 февр. Емиса, Емеса, в Сирии. Силван еп., Лука диак. и Мокий чтец, мучч. при Нумериане. 29 янв. Иулиан врач, муч. при нем же. 6 февр. Второе обретение главы Иоанна Предтечи, ок. 452. 24 февр. Еммаус, близ Иерусалима. Клеопа, из 70, брат Иосифа обручника. 1 янв. Еннатская обитель , в девяти поприщах от Александрии. Лонгин преп., 4 в. В субб. сырную. Феодор преп., 6 в. Субб. с. Ефес, в Малой Азии. Иоанн Богослов, апостол и Евангелист. 20 сент. Тимофей, из 70, епископ. 22 янв. Гаий, из 70, епископ. 5 ноября. Ирина-Пенелопия, великомуч. в конце 1 века. 5 мая. Ермиония, муч. при Адриане, дочь св. Филиппа диакона. 4 сент. Семь отроков, Максимилиан, Ексакустодиан и проч., уснувшие при Декии. 4 авг. и 22 окт. Собор Вселенский 3. в 431. 9 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Ефес и основание церкви в Ефесе Место и время написания послания Назначение послания и повод к его написанию О подлинности послания Содержание послания Литература Глава 1 2 3 4 5 6     Ефес и основание церкви в Ефесе Ефес, лежавший на реке Каистро, при впадении ее в Икарийское море (часть моря Эгейского), был главным городом Асийской провинции (называвшейся иногда просто Асия). Городская крепость возвышалась на скале. Гавань находилась при устье Каистро. В силу своего счастливого положения, Ефес сделался важнейшим торговым городом провинции Асии, но в нравственном отношении население его стояло на очень невысокой ступени. Между великолепными зданиями города всего известнее был храм Дианы или Артемиды. В Ефесе жило немало и Иудеев. После основания в Ефесе церкви, этот город долгое время служил средоточным пунктом христианства в Малой Азии. После Ап. Павла здесь жил Ап. Иоанн Богослов, а потом здесь несколько раз собирались соборы. Разрушен Ефес был, вероятно, Тамерланом в 1402-м году. В настоящее время на месте этого славного города лежат одни развалины и изредка только останавливаются здесь номады-пастухи. Первые семена христианства были заброшены в Ефес учениками Иоанна Крестителя, которые хотя имели далеко недостаточные познания в христианской вере, однако все же веровали в Иисуса как в Мессию. Потом на короткое время, во время своего второго апостольского путешествия, заходил в Ефес Ап. Павел и беседовал здесь с Иудеями о вере, оставив после себя дальнейшее распространение Евангелия в Ефесе на обязанности своих друзей Акилы и Прискиллы, к которым потом на помощь пришел александрийский иудей Аполлос, который сам в полной мере был наставлен в истинах веры только здесь Акилою и Прискиллою. Прочное устройство Ефесской церкви дано было только в третье путешествие Ап. Павла. В это путешествие Ап. пробыл в Ефесе около трех лет и собрал в одну общину церковную немало Иудеев и язычников, совершил много чудес над душевно и телесно больными, положил конец закравшемуся было и в среду Иудеев волшебству и счастливо избежал от опасности, угрожавшей ему во время народного восстания, которое поднял против него мастер золотых изделий Димитрий. Отсюда Ап. простирал свое благотворное влияние на всю Малую Азию. При своем удалении из Ефеса Ап. поставил епископом Ефесской церкви своего ученика Тимофея. Место и время написания послания

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010