Приближался день Пятидесятницы, и представители христианства отовсюду начали съезжаться в Ефес. Св. Кирилл александрийский , в сопровождении 40 египетских епископов, прибыл сюда за 5 или за 6 дней до праздника. Около сего же времени прибыл и Несторий. Его сопровождали 10 епископов, охранные воины и два вельможи: Кандидиан и Ириней, из коих первый, начальник преторианской стражи, был послан императором для сохранения тишины и порядка во время соборного заседания, а последнего влекла в Ефес одна дружба с Несторием. Спустя пять дней после Пятидесятницы, прибыл Ювеналий иерусалимский с палестинскими епископами, вскоре за ним – Флавиан фессалоникийский с епископами македонскими. Но Иоанн антиохийский со многими сирскими епископами и митрополитами находился еще в пути. За пять или за шесть дней своего прибытия он прислал к св. Кириллу письмо, в котором изъявлял ему великую дружбу и нетерпеливое желание с ним видеться. «Много потерпевши, – писал он, – в 30-дневном пути я, наконец, по твоим молитвам, стою пред вратами. Молись за нас, чтобы нам через пять или шесть дней благополучно окончить путь и прийти в твои объятия, муж святый и любезный». Вместе с сим письмом прибыли в Ефес два митрополита из спутников Иоанна. Когда св. Кирилл и другие епископы спросили у них о причине медлительности Иоанна, то они отвечали: «Он велел сказать, что если промедлите далее 6 или 7 дней, то не откладывали бы собора, а делали, что нужно». Между тем, прошло 15 дней после срока, назначенного императором: более 200 епископов собралось из различных областей. Многим из них не позволяли долее медлить издержки; многие сделались нездоровыми; некоторые даже умерли в Ефесе. Все роптали на медленность Иоанна и многие явно говорили, что он не хочет присутствовать на соборе, из опасения, чтобы при нем не осудили его друга и одноземца. Все это расположило св. Кирилла приступить скорее к открытию собора, – и он назначил собраться всем епископам 22 июня в большом храме Пресвятой Богородицы. 21 июня 431 г. посланы были к Несторию 4 епископа просить, чтобы он явился в следующий день на собор. Несторий отвечал им: «Подумаю, и, если мне заблагорассудится, приду». Между тем, желая, вероятно, составить свой отдельный собор, послал к Мемнону, еп. ефесскому, просить, чтобы для него отворили церковь св. Иоанна. Но Мемнон отказал ему в этом, зная, что от сего может прийти в волнение народ, который смотрел на Нестория, как на явного еретика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.: Dic-tionnaire universale de histoire et de geographie par M.N. Bouillet. P. 11; Tου γιου π. Φιλθεου λγος αντιρρητικς β… Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. III. С. 851. – Примеч. пер. Андроника III или Младшего. См.: Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. III. Отд.2. С. 173. -Примеч. пер. Разумеются награды на небе. – Примеч. пер. То есть совершенно ограбив ее. – Примеч. пер. Около 1334 г. См.: Порфирий (Успенский) , еп. История Афона. Ч. III. Отд. втор. С. 174. – Примеч. пер. То есть удачное («как следует») изложение рассказа. – Примеч. пер. Это один из древнейших, богатейших и обширнейших монастырей Афона. Находится в расстоянии трех часов пути от Карей. См.: «Kniha о svate Ноге Athonske» Саввы Хиландарца. С. 21, 281. – Примеч. пер. Св. Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христов, возлежащий у Него на персях на Тайной Вечери, оставался до смерти Богоматери в Иерусалиме, а потом вышел на проповедь Евангелия и трудился в Малой Азии. Центром его апостольской деятельности здесь был Ефес. В гонение имп. Домициана (96 г.) он вызван был в Рим и брошен в котел с кипящим маслом, но остался невредимым. Потом сослан был на остров Патмос. Возвращенный оттуда в Ефес, он здесь и скончался около 101 г. по Р. X. Он написал четвертое Евангелие, три соборных Послания и Апокалипсис. – Примеч. пер. Ефес – один из знаменитейших в древности малоазиатских городов. В христианскую эпоху здесь трудились апостолы Павел и Иоанн Богослов. В 431 г. в Ефесе происходил III Вселенский Собор. Во второй половине IV столетия стал приходить в упадок. В XI в. был завоеван турками-сельджуками, но отбит греками. В 1288 г. турки опять взяли его и перебили всех жителей. В 1391 г. окончательно вошел в состав турецкой империи. – Примеч. пер. Кипр – остров в северо-восточном конце Средиземного моря, между берегами Малой Азии и Сирии. Во всю его длину тянется цепь Олимпийских гор. В древности славился своим плодородием, лесами и рудниками (медными). Родина апостола Варнавы и первый пункт проповеднической деятельности апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

462 Литра – фунт, мера веса, равная 72 золотникам; в серебре стоила до 42 руб., в золоте до 506 руб. 464 Ефес – знаменитый город Лидии (в западной части Малой Азии), считавшийся столичным для всей Малой Азии. В течение долгого времени он был местопребыванием св. апостола Иоанна Богослова. III Вселенский собор был здесь в 431 г. 465 Несторий, бывший архиепископом Константинопольским (с 428 по 431 г.), вслед за Диодором, епископом Тарсийским, и Феодором, епископом Мопсуетским, искажал православное учение об образе соединения в Иисусе Христе двух естеств. Он учил, что от Пресвятой Девы Марии родился не Богочеловек, а человек. Родился будто бы естественным образом и притом был не чужд страстей и недостатков. Божество, по этому учению, соединилось с человеком Иисусом будто бы уже потом, когда он окончательно утвердился в добре. 468 Этим именем называлась особая часовня в так называемом Мартириуме, выстроенном Константином Великим . Животворящий Крест находился там и в конце IV в., и его ежегодно воздвигали, собственно на Страстной неделе, преимущественно в Великую Пятницу. Часовня эта запиралась постоянно, и ключ от нее хранился у особого пресвитера, называвшегося ставрофилаксом (крестохранителем). 471 Городов с этим именем было известно в древности несколько. Здесь нужно разуметь Александрию столицу Египта, на Средиземном море. Город этот славился своею ученостью и богатством, был основан в 332 г. до Р. Х. Александром Великим. 472 Востра или Бостра, – город на Св. Земле, в древности один из левитских городов в полуколене Манассиином, за Иорданом. 473 Било, от слова «бить», – деревянная или металлическая доска, в которую ударяли для созывания верующих к общественному Богослужению. У нас била заменены колоколами, но в Греции они употребляются и доселе. 475 Страна их на западе граничила с Сузианой, на севере с Мидией и Парфией, на востоке с Кармелией, на юге примыкала к Персидскому заливу. Ранее персы зависели от мидян, греков, парфян, но с 226 г. по Р. Х. сделались самостоятельными и часто вели войны с Римской империей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кирилл и Несторий обвиняют друг друга в отступлении от Никейского символа веры. Кирилл заявляет так: “И во единого Господа Иисуса Христа, равному Сыну Божьему, равному единосущному Отцу, равно сошедшего… Следовательно, и воплотился и пострадал Сын Божий, единосущий Отцу” 50 . А Несторий в противовес говорил так: “И во единого Господа Иисуса, Сына Божия, равного единосущному Отцу (особое божеское естество), сошедшего равно и воплотившегося (особое божеское естество)… Следовательно, и воплотился и пострадал Господь Иисус Христос” 51 . Но этим все не закончилось: спор породил осложненные отношения между константинопольской, александрийской и римской кафедрами. Восточные, как отмечает В.В. Болотов, говорили о Нестории и конечно считали его “костью от кости своей”, замечая, что в учении нет ничего страшного, может только преувеличения, всего лишь незначительные ошибки, но самого еретического учения как такого нет. И стали заблуждения искать на стороне Кирилла. Таким образом, авторитет Кирилла не играл никакой роли и главного значения на Востоке. А на дело Нестория смотрели как на собственное, поэтому они не могли осудить его учение. Как отмечает А.В. Карташев, что дело было скорее в конфликте школ, который разделил весь Восток на две половины. “При такой предпосылке скомкать вопрос и приглушить его внешними запрещениями, как это вышло в Ефесе 431 г., было мерой бесполезной. Жизнь потребовала разворачивания вопроса до конца. И, как известно, Ефес 431 г. был только “началом болезней”. Если арианская лихорадка бурно трепала церковный организм долгих шесть десятилетий, то перемежающаяся лихорадка христологических споров растянулась на целых 250 лет, износила исторический организм церкви до явного утомления, расколола и умалила Византийскую империю, унесла из лона кафолической церкви миллионы душ, ввергнув их в ереси, и отняла у греческой державы весь иноплеменный окраинный Восток” 52 . Таким образом, несториане называли Марию “Христородица”, родившая Христа, вместо “Богородица”. Как отмечает Б. Бейкер (B. Baker) непонимание относительно этого титула было ошибочно воспринято в пользу ислама. “Деву Марию не следует называть Богородицей, так как она родила не Бога, а только человека… и через Духа Святого Он стал Христом” 53 . Как отмечает Л.И. Климович: “Взгляды аробов-несториан, в частности, их учение о деве Марии как “человекородице”, а “не богородице” получили отражение в Коране в сурах 5:76–79; 19:16–36; 43:57–59 и другие” 54 . Профессор Т. Андре (Tore Andre) отмечает о том, как это учение сильно повлияло на ислам: “Несторианская церковь была главным источником христианского учения и жизни в доисламской Аравии” 55 . Монофизитство

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

241–242) думает, что они составляли πεσβτεαι параллельно пресвитерам и имели влияние на церковное управление. Но во всей христианской литературе нет никакого следа женского пресвитерия, аналогичного мужскому (Cp. Reville, Les origines de l’épiscopat, p. 347–348). 429 См. подробнее Harnack, Chronologie 245–246; Zahn. Einleitung 601–608. Гарнак относит Апокалипсис к 93–96 г. Цан приблизительно к 95 г. 431 Цан помещает их между 80 и 90 годом; Гарнак вместе с евангелиями между 80–110; в Texte und Untersuchungen В. XV, 3, 11, (1897) он склонен помещать 3 послание Иоанна на 15–20 лет ранее посланий Игнатия. 432 Анализ 3 послания Иоанна превосходно сделан Гарнаком в Texte und Untersuchungen XV, 3 (1897): Uber den dritten Iohannesbrief. В существенных чертах он принят в новое время Dobschümz’eм (Urchristliche Gemeinden S. 156–157), Кнопфом (Nachapost Zeitalter, S. 205–207). 433 Общее древнее предание считает местом позднейшей деятельности ап. Иоанна Малую Азию и особенно Ефес, куда он переселился, вероятно после мученической смерти ап. Павла. Это предание восходит до самого Поликарпа, ученика Иоанна Богослова. В письме к своему товарищу детства Флорину Ириней, вспоминая о беседах Поликарпа, пишет: „я могу наименовать даже место, где сидел и разговаривал Поликарп,... описать его обрашение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа“ (Евсевий, V, 20). В послании к Виктору, епископу римскому, по поводу споров о праздновании Пасхи Ириней пишет: „ни Аникита не мог убедить Поликарпа – не соблюдать того, что он всегда соблюдал, живя с Иоанном, учеником Господа Нашего, ни Поликарп не убедил Аникиту“ (Евсевий, V, 24). Сам Ириней прямо говорит, что Иоанн оставался в церкви Ефесской до времени Траяна (Против ересей, III, 34; cp. III, 11) и ссылался на свидетельство пресвитеров, видевших Иоанна (V, 33, 3). На Ефес, как место жизни ап. Иоанна, указывает и переданный Иринеем со слов Поликарпа рассказ о встрече Иоанна с Керинфом, „врагом истины“, в ефесской бане (III, 3, 4; Евсевий III, 28; V, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

4289 Афины – главный город Греции, средоточие тогдашней греческой науки, искусства и торговли. По преданию основан около 1550 г. До О. Хр., в долгой жизни своей был столицей царства, республики, герцогства, в XV в. завоеван турками, в XIX в. освободился от них и стал столицей греческого королевства. 4290 Коринф – к западу от Афин, на перешейке, известнейший в древности по своей обширной торговле, резиденция тогда римского правителя. 4291 Сенека родился в Испании, вскоре по Р. Хр., прибыл в Рим, где приобрел известность как философ, сделался учителем императора Нерона, который потом приговорил его к смерти; Сенека открыл себе кровь и тем исполнил смертный приговор. 4292 Ефес – приморский торговый и главный город малоазийской провинции Ионии, он потом был центром деятельности Ап. Иоанна Богослова; здесь был 3-й вселенский собор в 431 г.; ныне Ефес – бедная турецкая деревня Аясалук. 4294 Милит – приморский город, к югу от Ефеса, некогда цветущий, основавший множество колоний, ныне простая деревня. 4295 Птолемаида – древний приморский город, на юге Финикии, в пределах Палестины, ныне Сен-жан-д " Акр, в 1799 успешно выдержавший осаду Бонапарта. 4297 Иаков, брат Господень, старший сын Иосифа обручника, от первой его жены; он сопутствовал Иосифу и Пресвятой Деве Марии с младенцем Иисусом в бегстве их во Египет; по воскресении Своем, Господь удостоил его особенного личного явления Своего ( 1Кор.15:7 ); по вознесении Христовом, он поставлен был от верховных Апостолов первым епископом иерусалимской церкви, быв предназначен к тому Самим Господом, и по духовной жизни своей пользовался высоким уважением самих Апостолов, председательствовал на апостольском соборе и всю жизнь проведя в Иерусалиме, приобрел даже от неверующих название «Праведного». – Память его 23 октября 4298 Асия – так назывались западные провинции Малой Азии – Мисия, Лидия, Кария, т.е. всё западное побережье Средиземного моря, состоявшее под управлением проконсула. 4299 Суровый упрек Апостола Павла объясняется тем, что он или не узнал первосвященника, по слабости своего зрения, или тем, что пред ним был не прежний первосвященник, известный ему когда-то.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К разряду подобных людей относится и Симон Волхв. 4238 Рим – главный город Римского государства лежит в средней части Италии, в области Лациума, по обеим сторонам реки Тибра, при впадении ее в море. 4239 Тарс – некогда большой и населенный город на юго-востоке Малой Азии, главный в провинции Киликии, при р. Кидне, недалеко от Средиземного моря. И ныне он значительный и торговый город с 40 тысячами жителей. 4240 Ефес – приморский торговый и главный город малоазийской провинции Иоппии, он потом был центром деятельности ап. Иоанна Богослова; здесь был 3-й вселенский собор в 431 г.; ныне Ефес – бедная турецкая деревня Аясалук. 4241 Троада – приморский город, откуда недалеко было переправиться морем в Европу. – Македония – приморская область, прилегавшая к Архипелагу с северо-запада. 4242 Город Филиппы, к христианам которого св. Ап. Павел написал послание, находился в Македонии, при реке Стримоне, невдалеке от Эгейского моря; был одним из знаменитейших городов этой области, почему писатель книги Деяний и называет его первым из знаменитейших городов этой области, почему писатель книги Деяний и называет его первым (16:12); церковь в Филиппах была основана св. ап. Павлом во время второго его апостольского путешествия. 4244 Коринф – к западу от Афин, на перешейке, известнейший в древности по своей обширной торговле, резиденция тогда римского правителя. 4245 Протей – вещий морской старец, один из баснословных греческих богов, подвластных Посейдону, богу моря, пасший тюленьи стада богини Амфитриды. Местопребыванием его считался остров Форос или Корпафос, куда он выходил отдыхать из воды в тени прибрежных скал. Чтобы получить от него предсказание, его надо было поймать и удержать силою или хитростью, так как он принимал различные виды, часто ускользая таким образом от ожидавших от него предвестий. 4246 Егезипп – автор «Достопамятностей», сочинения в 5 книгах, не дошедшего до нас. Сведения о его жизни и сочинении, очень отрывочные, дает отец церковной истории Евсевий, еп. Кесарийский. Он сообщает, что Егезипп был христианин из евреев, живший во втором веке; совершал путешествие в Коринф и Рим, где прожил очень долго, встречаясь здесь со многими епископами и ведя с ними беседы по догматическим вопросам. Умер Егезипп в царствование Коммода (180–192). О содержании и характере сочинения Егезиппа трудно сказать что-либо определенное; можно только заметить, что по всей вероятности оно носило характер историко-обличительный, будучи направленным против гностических ересей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как ни ограничено было участие палестинского монашества в несторианских спорах, все же, на основании сохраненных историей немногих данных, оно может быть раскрыто и оценено по достоинству. В то время, как восточная церковь была охвачена возбужденным, благодаря константинопольскому патриарху Нестории, религиозным движением, во главе палестинского монашества стоял строгий аскет – Св. Евфимий. Занятый всецело вновь устраиваемой им общиной, он проявлял мало интереса к окружавшей его церковной жизни. Кирилл Скифопольский пишет, что ни о существовании Нестория, ни о его еретических мнениях Евфимий ничего не знал до 431 г. В этом году бывший учитель Св. Евфимия, пресвитер мелитинской церкви Синодий, посетив Палестину для поклонения Св. местам, прибыл в лавру своего ученика с целью приветствовать как его самого, так и своих племянников-иноков Евфимиевой лавры. «Увидевши Св. Евфимия, он рассказал ему о нечестивой ереси Нестория, который короткое время держал константинопольский престол и возмутил вселенную своими злоучениями; рассказал также о ревности и правой вере Кирилла, архиеп. александрийского и Акакия – мелитинского и о том, что в Ефесе будет на Нестория вселенский собор». 434 Желая и со своей стороны, сколько возможно, содействовать на предстоящем вселенском соборе торжеству православия и осуждению ереси Нестория, Св. Евфимий «поручил Петру, еп. сарацинскому, отправлявшемуся на собор, совместно с другими палестинскими епископами, всяческим образом следовать Кириллу, архиеп. Александрийскому и Акакию мелитинскому и на то же соглашаться, что они одобрят». 435 Можно предположить, что с еп. Петром отправились в Ефес и некоторые из палестинских монахов. Палестинские епископы, вместе с архиеп. Ювеналием, прибыли в Ефес после праздника Пятидесятницы и сразу же приняли самое деятельное участие в соборных рассуждениях. Еп. Петр заявил себя на первых порах строгим ревнителем истины. Его, в числе трех других епископов, собор посылал к Несторию с целью убедить последнего явиться на соборные заседания, как читаем в актах этого собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Место созвания собора частью указывало на сущность предстоящих рассуждений: в Ефесе св. Дева провела последние годы жизни, а ревность к чести Богородицы и необыкновенная популярность христологического вопроса объясняется особенным ее отношением к Константинополю как высокой покровительницы царственного города. В-частном письме к Кириллу император ставит ему в упрек его поведение в церковном споре и относит на его ответственность, что дело получило нежелательное направление, и делает ему замечание насчет неуместности его непосредственного обращения к императрице и августе Пульхерии. Участие Целестина, епископа римского, на Ефесском соборе выразилось в посылке им на собор депутатов, которым поручено было, однако, не вмешиваться в прения. Император, со своей стороны, послал представителем своим комита Кандидиана, который также не должен был вмешиваться в религиозные споры. Он должен блюсти, " чтобы монахи и мирские люди, прибывшие в Ефес ради любопытства, не нарушали порядка и не производили смуты, иначе подлежали изгнанию из города; точно так же ему поручалось следить за порядком прений на соборе, чтобы каждый мог свободно высказать свое мнение, а равно, чтобы дана была возможность без стеснения делать возражения на выслушанные речи. На его же обязанности было следить, чтобы члены собора, не окончив догматического вопроса, не разъезжались по домам. Второе придворное лицо, явившееся на собор в качестве спутника Нестория, комит Ириней, не имел никаких официальных полномочий. Первым между членами собора прибыл в Ефес Несторий с 16 епископами своего патриархата; вскоре за ним, за 5 дней до Троицы, явился Кирилл с 50 епископами и в сопровождении множества черного духовенства. После праздников прибыли Ювенал иерусалимский и Фла-виан солунский. Несколько заставил себя ожидать Иоанн антиохийский. что и потому обращало на себя внимание, что антиохийская Церковь принимала особенно близкое участие в деле Нестория, т. к. он происходил из антиохийского духовенства. Т. к. время проходило, а прибытие антиохийского епископа день за днем откладывалось, то Кирилл александрийский решился открыть заседание собора 22 июня 431 г., т.

http://sedmitza.ru/lib/text/442751/

– Очисти Церковь от еретиков, и я дам тебе победу над персами. Он старался искоренить лжеучения не в духе кротости и терпения, а нещадными гонениями на несогласных с учением Иисусовым. Но вскоре и сам он исказил Откровение Божие. Несторий стал учить, что Господь наш Иисус Христос – это простой человек, в котором, как в храме, жил Бог Сын. Поэтому и Деву Марию не должно называть Богородицей, а только Человекородицей, или Христородицей. Такое учение, низводящее Единородного Сына Божия на уровень одного из пророков, извращало саму тайну нашего спасения. Ведь только Творец может вырвать из уз смерти Свое творение. Это лжеучение вызвало резкий протест в Церкви, и борьбу против него возглавил святой Кирилл, патриарх Александрийский (412–444 годы, его память – 22 июня). Он был высокообразованным человеком, крупным знатоком Писания, автором многих церковных песнопений (ему, например, принадлежат некоторые песнопения Страстной Пятницы) и подвижником в личной жизни. Сначала Кирилл писал Несторию, пытаясь убедить его оставить новую ересь, но тот наотрез отказался, обвинив в ереси самого Александрийского патриарха. Тогда Кирилл собрал Собор епископов Египта, осудил еретика и обратился к Римскому Папе, святому Целестину (432 год, память его – 21 апреля) с просьбой осудить новое учение. Папа тотчас поддержал святителя и потребовал от Нестория отречения. Со своей стороны еретик также собрал своих сторонников и осудил учение святого Кирилла. Тогда император Феодосий Младший повелел собраться Вселенскому Собору в Ефесе. Двести отцов съехались в Ефес летом 431 года и ожидали Нестория и его сторонников, но те уклонялись от заседания. Тогда отцы, возглавляемые святым Кириллом, собравшись в храме Пресвятой Девы, осудили Нестория, подтвердили, что Мария является поистине Богородицей, ибо по человеческой природе родила Того, Кто является Вечным Богом Сыном. Также они приняли восемь канонических правил и утвердили непоколебимость никейского Символа Веры . Но сторонники Нестория, возглавляемые Антиохийским патриархом Иоанном, отвергли постановление Собора и осудили святого Кирилла. Император, которому донесли, будто бы епископ Александрийский сознательно нарушил его указ, приказал арестовать Кирилла вместе с Несторием и заблокировать Ефес. Тогда один из православных монахов, переодевшись нищим, в выдолбленном посохе принес постановления Ефесского Собора в столицу, где передал документ клиру Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010