Прибытие участников собора и их состав . Итак, 7 июня 431 года в Ефес должны были съехаться не только восточные, но и западные епископы. Однако реально к этому сроку смогли прибыть лишь представители Александрии и близлежащих Церквей. Не было антиохийцев, представителей Римского папы Целестина, карфагенских епископов. Обещал прибыть Августин Иппонский, но он скончался в канун Собора, даже не успев пуститься в путь. Кирилл прибыл с 40-ка или 50ю епископами. Огромное количество епископов, прибывших с Александрийской Церкви, было связано не только со стремлением Кирилла обеспечить себе поддержку. Дело в том, что в Александрийской Церкви, для которой была характерна централизация церковной власти, фактически был только один митрополит – епископ Александрии. Всего же в этой Церкви было около 100 епископов. Кирилл Александрийский ехал на собор с оптимистичным настроением, желая в Ефесе утвердить решения, принятые в Риме. Уверенность в победе придавало Кириллу и то обстоятельство, что собор должен был пройти в городе, в котором особенно почитались апостол Иоанн Богослов и Дева Богородица, проживавшие, согласно местному преданию, в Ефесе. Мариологические традиции Ефеса совпадали с учением Кирилла, поэтому епископ Ефеса Мемнон был сознательным единомышленником Кирилла. Впрочем, оптимистичное настроение не покидало и Нестория, который чувствовал как поддержку самого императора, так и поддержку восточных епископов. Противники, уверенные в своем успехе, прибыли в Ефес раньше всех. Сам император на соборе решил не присутствовать, прислав для контроля за внешним ходом событий сановника Кандидиана, хотя Исидор Пелусиотск ий советовал императору быть в Ефесе. Открытие собора Отсутствие императора и опоздание восточных епископов стало роковым обстоятельством для Нестория. 22 июня возник спор об открытии собора, поскольку еще не приехали восточные епископы и представители Рима. За открытие собора высказалось большинство собравшихся. Кандидиан выступил против открытия собора в неполном составе. Однако, не считая необходимым дожидаться около 20 опаздывавших участников, Кирилл открыл собор в составе 162х членов. Уверенность Кириллу, ставшему председателем этого собрания, придавало то, что еще прежде папа Целестин даровал ему свои полномочия для решения вопроса Нестория. Протестуя против открытия, Кандидиан в доказательство своих особых полномочий зачитал императорский указ. Однако для епископов сам факт прочтения указа стал частью церемонии открытия собора. В знак протеста Кандидиан вынужден был удалиться. Вместе с Несторием он написал письмо к императору с протестом.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Так он действовал, приявши крещение, показывая чрез то, что он не верует и воскресению». Эта картина не напоминает ли нам сцены из сатир Ювенала? За безымянным нечестивым епископом следует памятное в церковной истории имя Мемнона, правившего Ефесскою церковью в 431 году, когда тут был созван третий Вселенский Собор, составившийся, по случаю ереси Нестория, более чем из двух сот святых отцев, притекших туда со всех краем христианского миры. Ефес был избран Императором Феодосием младшим как самое удободоступное место с моря и с суши, изобилующее всеми потребностями жизни, но ещё более по святости воспоминаний Апостольских, принадлежащих этому месту. Ересь архиепископа Константинопольского навлекла страшную грозу на всю церковь . По его наущению, его сподвижник, епискок Дорофей, в его присутствии, дерзнул громогласно в соборной церкви Константинополя возгласить: «Если кто скажет, что Мария есть Богородица, да будет анафема!». При этих словах весь народ выбежал с воплями из церкви, убегая лица и гласа нечестивых пастырей. Святой Кирилл Александрийский , увидев, что ересь Нестория, который вместе с тем дерзал различать Божественное лице Иисуса от воплощённого Слова, – начала проникать в Египет, – сделался первым противоборником нечестия и после тщетных увещаний, посланных от него Несторию, он известил о том Императора, сестру его Пулхерию и все церкви. Вслед за тем папа Целестин , как представитель Западной церкви, явно отверг новое учение Нестория. Церкви начинали быть угрожаемы пагубным раздором, и сила обстоятельств привела к созванию Вселенского Собора; день Пятидесятницы будущего года был определен Императором для открытия Собора, не дожидаясь уже тех епископов, которые не прибудут к назначенному дню: «им не будет извинения ни перед Богом, ни перед нами» писал Император. Римский папа, по невозможности от смутных обстоятельств отлучиться из Рима, прислал своих уполномоченных, – хотя не к началу Собора. Карфагенская церковь , где угасал в это самое время блаженный Августин , испытывала тогда всю ярость вандалов; но епископ Капреолий, извещая чрез послание о злосчастном положении этой церкви и представляя невозможность прибыть в Ефес и даже послать своих епископов, присоединился письменно к мнению Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

ученик Татиана, составивший перевод еврейской библии на греческий язык. В 196 году епископствовал в Ефесе знаменитый Поликрат, который восстал против притязаний папы ввести повсюду римский обычай празднования Пасхи и собрал по этому поводу в Ефесе собор, на котором было 65 епископов. После Поликрата епископствовал Аполлоний, боровшийся с ересью монтанистов или катафригов. Во времена гонения Декия семь ефесскнх юношей, как говорит предание, скрылись в пещеру и. объятые сном, проспали в ней около 200 лет. В V-м веке, во время ересей, церковь ефесская бедствовала от внутренних раздоров и св. Иоанн Златоуст , епископ константинопольский, сам принужден был в ненастную зимнюю пору, не смотря на болезнь, прибыть в Ефес для подания ефесянам духовной помощи. «Мы молим тебя, досточтимый владыко, прибыть к нам, писали ефесяне, и оградить правилами, угодными Богу, церковь ефесскую, давно угнетаемую, отчасти последователями ариевой ереси, отчасти теми, которые, будучи движимы сребролюбием и страстью владычества, дерзают называть себя правоверными: ибо многие, как хищные волки, алчут епископства, дабы поспешнее завладеть богатством ». – В 431 году был созван в Ефесе третий вселенский собор по поводу ереси Нестория. На этот собор из всех краев христианского мира прибыло более 200 епископов. Ефес был избран императором Феодосием Младшим для собора, как самое удободоступное место с моря и с суши, изобилующее всеми потребностями жизни; но еще более по святости воспоминаний апостольских, принадлежащих этому месту. Собор был открыт 22 июня, в большой церкви, посвященной Пресвятой Богородице. Приговор, произнесенный против Нестория на этом соборе, был принят ефесянами с восторгом. Народ проводил епископов до их домов с факелами, среди благовонных курений, и весь город был освещен в эту ночь лампадами. Вместе с тем, в том же городе, в тоже время Иоанн, епископ антиохийский, имел своей собор, на котором было 40 епископов и дело было решено в пользу Нестория. Собор Ефесский был заключен после семикратных собраний 31-го июля, и жители Ефеса, наконец, успокоились после пятинедельных бурных смут, надолго оставшихся в их памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

122 Насколько нам известно (главным образом из сего же отрывка), было 3 рода скопцов: Ф λαδας;, – у кого с измалолетства раздавлены или вообще повреждены детородные члены; σπαδων, – оскопленный или выложенный с детства и πχοπος; (с отсеченными острым железным орудием детородными членами) или кастрат, т. е. евнух или скопец в собственном смысле. Первые два вида скопчества, как скопчества непроизвольного, не могли быть строго осуждаемы. Посему нужно думать, что св. Кирилл имел в виду скопцов последнего рода, или кастратов, как добровольно, по своему желанию оскоплявших себя. 123 Указание на местный или может быть исчезнувший теперь обычай присутствовать с зажженными свечами в праздник Сретения Господня. 124 Излагаемая непосредственно за этим история “обрезания“ Господа, а затем и Сретения Его Симеоном показывает, что во время Кирилла оба эти праздника сливались в один праздник, который совершался вскоре после Рождества, именно на 8-й день после него, т. е. 1-го января, а не 2-го Февраля. Действительно и в начале беседы Кирилл говорит: «мы видели недавно ( προβραχεως) отроча положенным в яслях »..., следов. и по этому выходит, что проповедь говорена 1-го Января, а никак не 2-го Февраля, как можно бы судить по надписанию. 125 Как лучшую, по нашему мнению, экзегетическую беседу, мы приводим ее целиком в посильном для нас переводе. 127 Кирилл прибыл в Ефес несколькими днями ранее пятидесятницы 431 года, приходившейся именно 7 июня, т. е. числа 4 – 6 июня. Собор же Ефесский был 22 июня. – Евагр. Церковн. Истор. ки. 1-я, главы 3 и 4-я. 128 βλεπων το χμητας περασπιζονταςα α, ο… Очевидно, разумеется Кандидиан и Ириней, сопровождавшие Нестория на Собор и покровительствовавшие ему, – особенно Ириней. 129 Le Quien Oriens Christianus, р. 409: a Cirillo Ioannes commnniane dijunetus mansit ad annum usque 433, quo pax inter ipsos sancita fuit die 23 Aprilis. 134 Мы уже заем из письма Кирилла к Иоанну Антиохийскому 39), что подобные упреки делали Кириллу восточные по поводу примирительных переговоров Иоанна антиох. с александрийским святителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

14 p. 428) установилось мнение, что sacra была послана Несторию, Кириллу, Мемвону и всем лицам, имена которых названы в адресе императорского послания, отправленного в Ефес с comes sacrarum largitionum Иоанном (Mansi, Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. Florentiae. 1759 t. 4 p. 1396; t. 5 p. 593. 594). Мнение это в недавнее время превосходно обосновано покойным проф. Болотовым (Из церковной истории Египта. Архимандрит Тавеннисиотов Виктор при константинопольском дворе в 431 году. Христ. Чтение. 1892 ч. 1 стр. 216 прим. 56). Из указанных в последнем послании 52 лиц, только двое или трое не были митрополитами, именно: 3. Августин иппонский, 6. Акакий беритский и 20. Флавиан филипписисский. Из остальных 49 имен за отождествлением 44 с именами митрополитов, упоминаемых в деяниях собора, остаются пять имен: 12. Ορς 43. Σαππ (несомненно из восточного Иллирика ср. Mansi t. 8 р. 760: может быть епископ скупский, митрополит Дардании) 42. Ελογ читать Εχαρ (диррахийский) 39. Εσεβ (может быть митрополит Севастии в Армении I) и 50. θεοφλ (вероятно, епископ Филнппополя или Адрианополя во Фракии). При этом надо заметить, что среди всех этих имен, нет ни одного, имя которого могло бы быть отождествлено с именами выдающихся египетских епископов, каковыми в то время были: Евоптий птолемандский, Даниил дарнийский, Петр оксиринхский, Феопемит – навасский, Митродор – атривиский, Стратегий – леонтосский, Евсевий – пелузианский и др. 818 Sacra приказывает взять ολγους, σους ν δοκιμσειεν, κ τς π’ ατν τεταγμνης παρχας γιωττους πισκπους ες τν ατν συνδραμεν παρασκευσασα στε κα τος ρκοντας τας κατ τν ατν επαρχαν... Mansi t. 4 p. 1113. 820 Harnack, Die Mission S. 450. Пользуясь превосходным трудом фон-Гутшмита (А. Gutschmidt, Kleine Schriften. Leipz. 1890 Bd. 2 S. 422 ff.) сообщаем каталог александрийских епископов: Марк (40–63?), Авиан (61–82), Авилий или Мелиан (83–95), Кердон или Кедрон (96–106), Перим или Ефрем (106–118), Иуст (118–129), Евмений или Именей (129–141), Марк (142–152), Келадион (152–166), Агриппа или Агриппин (166–178), Иулиан (178–188), Димитрий (188–239), Иракл (230–246), Дионисий Великий (247–264), Максим или Махсимиан (264–282), Феона (282–300); Петр I (300–311), Ахилл (311), Александр (311–326), Афанасий (326–373), Петр II (373–380), Тимофей (380–384).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

—176— своей задачи – показать присутствие в сознании некультурного человека этических и религиозных элементов и установить их взаимное отношение. Именно вследствие этого сочинение получает бесспорный апологетический интерес (хотя автор и не разъясняет этой стороны дела подробно, что также следует поставить ему в вину). В литературном отношении сочинение почти безупречно. На степень кандидата богословия рассматриваемое сочинение даёт его автору полное право». 5) Отзыв доцента М. Муретова о сочинении иеромонаха Григория (Борисоглебского) на тему: «Третье великое миссионерское путешествие Св. Ап. Павла (историко-экзегетическое исследование Деян.18:22–21:16 и Гал.2:11–22 )»: «Сочинение представляет собой исторический, археологический, географический, филологический и богословский комментарий на описываемое в указанном отделе книги Деяние Св. Апостолов и относящемся сюда месте из второй главы послания к Галатам, так называемое третье великое путешествие Св. Ап. Павла с целью благовествования Слова Божия, основания и устроения церквей христианских. Кроме краткого предисловия (стр. 1–18) о значении этого путешествия в истории Апостольской, о задаче, плане, источниках и пособиях для научно-богословского исследования предмета, – сочинение состоит из семи глав: первая исследует вопросы, касающиеся четвёртого (краткого) посещения Иерусалима Св. Ап. Павлом, в связи с начальным планом третьего путешествия (стр. 19–181); вторая говорит о спутниках Св. Ап. Павла при начале путешествия (стр. 182–263); в третьей описывается путь Св. Ап. Павла от Иерусалима до Антиохии (стр. 264–430); четвёртая описывает пребывание Св. Ап. Павла в Антиохии и подробно исследует падающее на это время и описанное в Гал.2:1–22 событие (стр. 431–487); в пятой изображается Ефес ко времени прибытия сюда Св. Ап. Павла ( Деян.18:13–28 ; стр. 487–582); шестая посвящена благовестнической деятельности Св. Ап. Павла на пользу Церкви Ефесской ( Деян.19:1–20 ; стр. 583–673); седьмая содержит описание благовестнических трудов Св. Ап. Павла во время пребывания его в Ефесе для других церквей и заканчивается отбытием Апостола из Ефеса ( Деян.19:21–20:1 ; стр. 674–714). Подробнее с содержанием сочинения можно ознакомиться по имеющимся в начале глав конспективным обозрениям их.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—201— признать о. Евдокима вполне достойным степени магистра богословия. В заключение указываю те места, кои в сочинении о. Евдокима мною или исправлены или помечены к исправлению при печатании, при чем советую автору и самому сделать исправления в том же духе, буде что ускользнуло от моего внимания: I, II, III–IV, VI. VII, VIII, XII, XIII, XV, XVII, XXVI, XXVII, XXVIII, XXXIX, L. – 1, 2, 5, 6, 11, 12, 19, 20, 40, 45, 60, 62, 63, 85, 94, 96, 107, 109–112, 127–128, 129, 130, 131–132, 138–140, 143, 145–148, 151–152, 153, 154–155, 176, 183, 190–191, 196–197, 200, 215, 217, 232, 248, 249, 250, 258, 266, 273, 278, 283, 286, 287, 288, 289–295, 314, 315, 320, 322, 326, 330, 332, 333, 334, 349, 355, 391, 397, 399, 400, 401, 431, 432, 445–447, 489, 491, 657, 662, 669, 682, 683, 685, 689, 692, 693, 696, 702, 707, 711, 723, 724, 727, 733, 739, 755, 756, 807, 880, 885, 890, 897–902, 909–914, 923, 931–933, 934–936, 945, 960, 987, 1016, 1032». б) Экстраординарного профессора по кафедре греческого языка и его словесности Ивана Корсунского : «Сочинение о. Евдокима состоит из предисловия и осьми глав исследования. В предисловии (стр. I–LII) автор указывает важность и значение изучения жизни и деятельности Святого Апостола Иоанна, задачу и характер своего опыта такого изучения, раскрывает план исследования и перечисляет источники и пособия, которыми пользовался при исследовании. В первой главе (стр. 1–72) описывается среда и обстановка, среди которой родился, жил и воспитывался Иоанн. Во 2-ой (стр. 73–213) идет речь о родителях Иоанна и их влиянии на него, о воспитании и образовании Иоанна под влиянием современных ему идей и всего склада и строя жизни народа иудейского, о пребывании Св. Иоанна Богослова в школе Св. Иоанна Крестителя и о первой встрече Иоанна Богослова с Господом Спасителем, первом призвании его к апостольскому служению. В 3-ей (стр. 213–358) описываются окончательное призвание Иоанна в число учеников Господа Спасителя и отношения между Иоанном и Господом —202— Спасителем во время земной жизни Спасителя; вместе с тем предлагается характеристика Иоанна. В 4-ой (стр. 391–512) изображается жизнь и благовестническая деятельность Иоанна, по вознесении Господа Спасителя на небо, в Палестине; в 5-ой (стр. 621–768) – жизнь и деятельность его в Малой Азии, с характеристикою религиозно-нравственного состояния общества, среди которого действовал Иоанн; в 6-ой (стр. 769–895) – жизнь и деятельность его на острове Патмосе; в 7-ой (стр. 895–976) изображаются последние годы этой жизни и деятельности по возвращении с Патмоса в г. Ефес, кончина и погребение Св. Апостола Иоанна и, наконец, 8-я глава (стр. 977–1033) посвящена «Памяти об Апостоле Иоанне», причем излагаются «многочисленные легенды о его смерти и посмертной судьбе», а равно и приводятся доказательства влияния и значения его писаний для последующих за его кончиною веков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

32 Соборы вселенские – суть: Никейский I, 325 г. (в Вифинии, город Никея); Константинопольский I, 381 г.; Ефесский, 431 г. (Ефес – в Малой Азии); Халкидонский, 451 г.; Константинопольский II, 553 г., Константинопольский III, 680 г. (эти два константинопольские соборы составили только догматические определения; канонические же постановления издал собор Трулльский (от Τρολλον – свод, зала императорского дворца со сводами) 692 г., бывший их продолжением) и Никейский II, 787 г. Соборы поместные: Анкирский, 314 г. (гл. город Галатии), Неокесарийский, 315 г. (в Каппадокии), Гангрский, 340 г. (в Малой Азии), Антиохийский, 341 г., Лаодикийский (во Фригии), около 364г., Сардикийский (в Иллирии, на границе восточной и западной римской империи), 347 г., Карфагенский (318 г.) и три константинопольские, 304, 861 и 879 гг. Отцы и учители церкви III–V веков, правила которых вошли в общий состав древнего церковного канона, суть следующие: «Дионисий, архиепископ Александрийский, Петр Александрийский , Григорий Неокесарийский , св. Афанасий Великий , Василий Великий , Григорий Нисский , Григорий Богослов , св. Амфнлохий, епископ Иконийский, Тимофей Александрийский, Феофил Александрийский, Кирилл Александрийский и Геннадий патриарх Константинопольский». К правилам отцов после, как полагают, патриархом Фотием, было присоединено послание Тарасия, патриарха Константинопольского к Адриану, папе римскому, около 787 года. Отцы церкви первоначально писали свои правила только в виде решений на частные случаи; силу вселенских законов они получили на вселенских соборах (VI Всел. 2. VII. 1). Правила поместных соборов получили всеобщую каноническую важность и обязательность тем же путем. 34 IV Всел. 19, сравн. VI Всел. 8; Неок. 1; VI Всел. 16; Карф. 4. 34; VI Всел. 13; Неокес. I. ср. Вас. Вел. 32; апост. 5; VI Вселенск. 12. 37 Известно, что государственное законодательство о церкви было очень развито в Византии со времени императора Константина Великого . Феодосий II, в кодексе своего имени (Codex Theodosinanus), собрал большую часть законов своих предшественников по делам церковным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

7355 Давид отнял у Урии, воина, находившегося в походе против Аммонитян, жену его Вирсавию. Этот грех Давида изобличил пророк Нафан, который так повлиял на еврейского царя, что тот раскаялся в своем грехе, составив известный псалом, начинающийся словами: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей». 7356 Финикия – узкая и длинная полоса земли, лежащая вдоль восточного берега Средиземного моря, к северу от Палестины. Здесь, несмотря на запрещения правительства, язычество пользовалось большою свободою. 7357 Кельтами назывался обширный народ, живший в древнее время в западной Европе, в нынешней Англии, Испании, Италии, Швейцарии и особенно во Франции. Обитали они и в Малой Азии (в области Галатии, где они назывались галатами). Со временем кельты слились частью с германцами и древними римлянами (французы, испанцы, итальянцы, англичане), частью сохранили свою народность и доныне (ирландцы, шотландцы). 7358 Скифы – греческое название многочисленного народа, жившего в Азии и Европе, по берегам Черного моря, и особенно в нынешней южной России. 7360 Ефес – один из крупных торговых городов на западном берегу Малой Азии; в древности славился знаменитым храмом Дианы (языческой богини луны и плодородия). Здесь проповедовал христианство и жил святой Апостол Павел; здесь же долгое время проживал и святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов; здесь в 431 г. происходил Третий Вселенский собор. Кафедра Ефесского митрополита пользовалась, как кафедра Апостольская, особым значением на Востоке. 7361 Симония – святокупство, когда одни дают, а другие восхищают священную степень не по достоинству, но за деньги. Название симонии произошло от Симона волхва, который хотел купить у Апостола Петра дар Св. Духа, чтобы творить чудеса. 7362 Творения Иоанна Златоустого во всем христианском мире хранились, как драгоценность, в царских чертогах и писались золотыми буквами. До нашего времени многие из его творений не дошли; тем не менее от него сохранилось столько творений, сколько не осталось ни от одного отца и учителя Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

999 Калур... от Галат... – Далее в тексте Карул, от латинск. Carolus. Карл Великий, император Священной Римской империи (800–814). Его коронование окончательно закрепило отделение Рима от Византии (см. предыдущ. коммент.). Рим снова стал центром западного мира, а император был признан главой западного христианского мира. К концу его правления встал вопрос об исхождении Святого Духа. В латинской традиции к этому времени утвердилось мнение об исхождении Святого Духа как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына (folioque). Это учение нашло отражение и в Символе веры , так называемом Афанасиевом, а впервые прозвучало еще на третьем соборе в Толедо в 589 г. в виде вставки в никейский Символ веры . Вероятно, уже позднее оно перешло из Испании во Францию (отсюда галлаты). Употребляемое Курбским название галлаты (т. е. галлы) представляет собой архаическую греческую форму, что косвенно может указывать на время составления источника, переводом которого пользовались на Руси. С особой настойчивостью вопрос о filioque встал на соборе в Аахене в 809 г. Собор одобрил прибавление filioque к Символу веры . Папа Лев III не воспротивился этому прибавлению, однако известил о нем восточную церковь . Настоящие разногласия по этому поводу разгорелись уже позже и были закреплены произошедшим в 1054 г. окончательным разделением западной и восточной церквей. 1006 ...во Ефес... Нестория... – Несторий был избран патриархом константинопольским в 428 г. и сразу же организовал суровые гонения на всякого рода еретиков, но вскоре и сам оказался еретиком. Утверждал, что деву Марию не следует называть Богородицей, т. к. она родила не Бога, а только человека, с которым Слово Божье соединялось помимо нее. Человек Иисус был, по его мнению, только обителью Божества, и только по наитию Святого Духа стал помазанником. Новая ересь была опровергнута Кириллом Александрийским , а также поместным римским собором во главе с папой Келестином. Поскольку Несторий продолжал проповедовать свое учение, император Феодосий созвал в 431 г. вселенский собор в Ефесе, который и покончил с этим учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010