Как муж благоразумный, он не отверг учения простецов. «Вот и ученые мужи начинают проповедовать (восклицает святой Иоанн Златоуст ). Видишь ли успех проповеди? Вероятно, он и крестился. По крайней мере, если и (другие) ученики Иоанновы после своего крещения опять крестились ( Деян.19:2–5 ), то и этим ученикам следовало сделать то же». Блаженный Феофилакт замечает, что это тот Аполлос, о котором Павел писал: о Аполлосе же брате, много молих его ( 1Кор.16:12 ); аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти ( 1Кор.3:6 ); и прибавляет, что он был потом епископом Коринфским. «Нет ничего удивительного, что Аполлос на родине (в Александрии) получил серьезное образование (и направление – под воздействием Иудейско-еллинистического богословствования Филона и подобных). По свидетельству святого Дееписателя, он был муж словесный. Этим названием святой Лука хочет дать понятие и об общенаучной образованности Аполлоса, а также и об его ораторском таланте. Последним Аполлос владел настолько, что впоследствии в Коринфе благодаря ему приобрел среди некоторых славу большую, чем какою пользовался даже сам Апостол Павел. Очевидно, это была богато одаренная натура, сумевшая удержаться на истинном пути в изучении и понимании Писаний. Когда до Аполлоса дошли слухи об Иоанне Крестителе, который проповедовал о грядущем по нем Мессии, то он горячо и искренно уверовал в эту проповедь и принял Иоанново крещение. Непреложно уверовавший в истину Иоанновой проповеди, он для возвещения ее является в Ефес. Вот он и в синагоге Ефесской. Не выходя из пределов полученного Иоаннова оглашения, он слегка начал говорить о Господе. Красноречие и сердечный пыл убежденного благовестника производили на слушателей сильное впечатление. Но самое содержание проповеди не было новым. Посещавшие синагогу Акила и Прискилла сблизились с ним, ввели его в образовавшуюся вокруг них христианскую общину и точнее объяснили ему путь Господень» (см. у иеромонаха Григория, стр. 349–352). 431 Проповедь Аполлоса была еще более благопоспешна в Ахаии, где он, как основательно знакомый с Писанием и искусством речи (человек словесный), особенно удачно раскрывал учение об Иисусе, как Мессии, на основании пророчеств о Нем, в чем явился достойным подражателем Апостолу Павлу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Кирилла. Императоры нашли необходимым созвать (19 ноября 431 г.) вселенский собор. К назначенному в Императорском Указе сроку собралось в городе Ефес 159 епископов, не считая Нестория. Открыты заседания собора; Несторий, несмотря на троекратное к нему посольство епископов с приглашением на собор не явился, и был заочно лишен епископского сана и отлучен от общения церковного. Но прибыл в Ефес Иоанн Епископ Антиохийский, внезапно стал на сторону Нестория, созвал собор из его сторонников – 43-х епископов и взаимно низложил св. Кирилла с Мемноном, епископом Ефесским, обличая их в ереси Аполлинариевой, Ариевой и Евномиевой. Св. Кирилл требовал Иоанна на вселенский собор для объяснения; но Иоанн, как и Несторий, не пошел, и сделал донос Императорам, в котором излагались разные клеветы на св. Кирилла и Мемнона. Таким образом, в Ефесе составились две стороны, из коих каждая поражала другую проклятиями. И та и другая партия старалась склонить на свою сторону народ, сановников, клириков и монахов Константинопольских, и отправляла в столицу одно за другим послания, с целью противников своих обличить в неправоте, a себя представить правыми. Правда была на стороне св. Кирилла и его собора; на стороне противной, вместе с сиятельными комитами (Кандидиан) и графами (Ириней), была сила темная. Первая сторона, поэтому, должна была претерпеть различные злоключения; последняя пока торжествовала. Дело доходило до того, что св. Кирилл и Мемнон были низложены и взяты под стражу. Но, вникнув и разобрав все дело сами Императоры, наконец, оправдали Кирилла и Мемнона, a Нестория определили сослать на поселение в Петру; но сторонники Нестория и после Ефесского собора, долго возмущали весь тогдашний христианский мир своими бурными прениями. Особенно крепко за Нестория стоял и особенно сильно нападал на св. Кирилла Феодорит Кирский . Вместе с низложением Неитория отвергнуто и его лжеучение, яснее всего высказанное в следующих его анафематизмах, написанных в противовес анафематизмам св. Кирилла. – «1) Кто говорит: Эммануил есть истинный Бог, a не означает только – «с нами Бог», т.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Лев распорядился строго наказать, по расследовании дела, виновников смерти Протерия и предполагал затем созвать для решения спора Вселенский собор. Но по совету Анатолия вместо того ограничился письменным запросом ко всем епископам Империи, как смотрят они на Халкидонский собор и на факт занятия Тимофеем Элуром Александрийской кафедры (октябрь 457 г.). Ответы даваемы были через митрополитов и составили так называемый Codex encyclicus. Все высказались за Халкидонский собор и против Элура; только Амфилохий Сидский неодобрительно отозвался о соборе, но к Элуру и он отнесся отрицательно и изменил потом и мнение о соборе. Несмотря на неблагоприятный для Элура результат опроса, он был удален из Александрии и сослан в Гангру (потом в Херсонес Таврический) только в 460 г. На его место был поставлен Тимофей Салофакиол, отличавшийся самой широкой веротерпимостью и весьма мягким характером. «И они, и мы христиане. Пусть каждый верует и славит Господа как хочет», — говорил он о противниках своим клирикам, которые были недовольны его снисходительностью. Монофизиты, в свою очередь, заявляли ему: «Хотя мы не находимся в общении с тобой, но мы тебя любим». Помня о судьбе Протерия, и он, однако, выходил не иначе как в сопровождении стражи; о принятии его как поставленного правительством («βασιλικς») александрийцы не хотели и слышать и просили императора возвратить им Элура. Когда Василиску удалось завладеть престолом (475 г.), он немедленно вызвал из ссылки Элура, и Тимофей Салофакиол должен был оставить кафедру. Элур поставил на пути из ссылки Павла в Ефес, утвердив за его кафедрой патриаршие права. В Антиохии же снова появился Петр Гнафей. В адресованном на имя Элура энциклионе (Euagr. Ill, 4: «πσους μν υπρ της ορθς») Василиск, утверждая постановления соборов Никейского, Константинопольского 381 г. и Ефесского 431 г., повелевал всем епископам анафематствовать и сжигать томос Льва и все сказанное и сделанное в Халкидоне в изменение (εις καινοτομαν) Символа 318–ти отцев, но анафематствовать также и ереси тех, которые не исповедуют Сына Божья истинно вочеловечившимся, но с неба (принесшим плоть) и призрачно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Лучшим доказательством этого являются подписи происходившего под председательством Кирилла ефесского собора 431 г. 2026 Подписи епископов расположены здесь в строго иерархическом порядке: представители римской кафедры с Кириллом александрийским во главе, затем митрополиты, ряд которых начинается с Фирма кесарие-каппадокийского и оканчивается Донатом никопольским в Эпире, затем следуют подписи простых епископов, расположенных, по-видимому, по старшинству посвящения в епископский сан. Подписи представителей Египта и прилежащих стран помещены среди подписей простых епископов. Подписывались они беспорядочно, не соблюдая провинциального деления Египта, как бы епископы одной церковной провинции. Отсюда заключить о каком-либо преимущественном положении епископов главных городов провинций египетского диэцеза не представляется возможным, так как сначала, например, стоит подпись Гермогена, епископа Ринокурур в Августамнике I, а затем Евсевия, епископа Пелузии, гражданского митрополя той же провинции 2027 , или сначала Ираклия, епископа г. Талиафы в Аркадии, а затем Петра оксирихского и т. д. Все это, по нашему крайнему разумению, свидетельствует о том, что во времена Кирилла даже епископско-митрополичье устройство по провинциям или вовсе не было еще проведено или на него не обращалось строгого внимания, а Египет с прилежащими странами по-прежнему рассматривался единой митрополичьей областью александрийского епископа. Стал ли более настойчиво проводить это епископско-митрополичье устройство Кирилл в видах возвеличения своей собственной власти после возвращения своего из Ефеса или это сделано было Диоскором, это вопрос, которого мы, ввиду полного отсутствия источников, разрешить не можем, как не в состоянии утвердительно сказать, совпадали ли церковные провинции, находившиеся в поле зрения епископа-митрополита с гражданскими провинциями. Во всяком случае, сакра Феодосия II предписывает Диоскору александрийскому «взявши с собою десять почтеннейших епископов-митрополитов из своего округа и десять других святых епископов, известных умом и жизнью и перед всеми славных справедливостью, знанием чистой и честной веры и учительством, поспешит без замедления прибыть в Ефес, митрополию Азии» 2028 . Из этой сакры явствует, что в половине V века в египетском диэцезе должно было бы быть десять церковных провинций с епископами-митрополитами во главе. Если это так, то мы должны констатировать 1) несовпадение гражданских и церковных провинций в это время, 2) несовпадение гражданских метрополей с церковными митрополиями и 3) нетождественность также и в это время обыкновенной митрополичьей власти с властью египетских епископов-митрополитов. Для нас это делается совершенно очевидным из дошедших подписей участников разбойничьего собора 2029 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Однако Она выздоровела и возвратилась в Ефес. Традиция, говорящая об Успении Пресвятой Богородицы, произошедшем в Иерусалиме, также отталкивается от этого случая Её болезни ( церковь Успения Богородицы на Елеонской горе). Каждая из традиций ссылается на свою древность, но общие корни всех этих преданий восходят к IV веку и опираются либо на апокрифы, либо на уже существующее церковное предание. В пользу ефесской традиции может косвенно говорить тот факт, что Третий Вселенский Собор 431 года проходил в первой известной церкви, посвящённой Пресвятой Богородице. Это свидетельствует о том, что, возможно, именно в Ефесе почитание Пресвятой Богородицы стало общецерковной традицией. Дом Богородицы стоит на вершине Соловьиной горы (БулбулДаги или Ала Даги) в 15 километрах от Ефеса. Постройка датируется IV веком, но археологические исследования фундамента методом радиоуглеродного анализа указывают на I век. Это место было идентифицировано францисканцами из Смирны в 1891 году на основании видений немецкой монахини Анны Екатерины Еммерих (1774–824). Екатерина Еммерих, которая всю жизнь была прикована к постели и никогда не выезжала за пределы Германии, в своих видениях описала, что Мария жила не в самом Ефесе, а уединенно, в селении недалеко от города. Археологическим раскопкам немалую пользу оказали местные жители, т.к. найти фундамент здания лишь на основании видений на горе, бурно поросшей лесом, было чрезвычайно сложно. Оказалось, что недалеко от руин Ефеса, на склонах Соловьиной горы жили крестьяне, чудом сохранившие христианскую веру и ежегодно собиравшиеся в лесу у руин маленькой часовни для празднования Успения Пресвятой Богородицы. Это место они называли «Панайо Капулу» – название является смешением греческого и турецкого языков и означает «Дом нашей Девы». (Clyde Е. Fant and Mitchell G. Reddish. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. – Oxford: University press, 2003. – P. 201). Дом Пресвятой Богородицы был единственной каменной постройкой на этой горе и находился практически на самой вершине в густом лесу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Они были убеждены, что человек от рождения находится во власти злого духа, однако с помощью специальных и непрестанных молитв его можно изгнать и таким образом освободить тело от страстей, а душу – от стремления к злу; в этом новом состоянии человек освобождается от греха, входит в осязаемое общение с Богом и может даже предвидеть будущее. Кроме того, мессалиане заблуждались относительно догмата о Троице: лица Отца, Сына и Духа не трактовали лишь как формы проявления одного и того же Божества Учение мессалиан было осуждено как ересь на третьем Вселенском соборе (Ефес, 431). 51 Иначе говоря, «Божественный суд» будет таким же, как суд еретика. Отсюда следует, что даже если священнослужитель и впадает в ересь, он все равно является проводником воли Божией. Такой вывод, естественно, должен был рассматриваться православными как богохульство. 52 Антиох – монах, писатель, богослов греко-восточной Церкви (кон. VI–VII в.). Около 620 г. составил для монахов книгу «Пандекты» – сборник бесед по различным вопросам христианской нравственности. В нем с привлечением текстов из Священного Писания и сочинений отцов Церкви речь идет о вере, надежде, посте, девстве, гневе, ненависти, праздности, честолюбии, гордости, смирении, милосердии, труде, бедности, любви к Богу и ближним и т. д. На славянский язык «Пандекты» были переведены в Болгарии в X в., древнерусским книжникам стали известны с XI в. 1:290–292]. Лавра Святого Саввы – монастырь в Палестине, близ Иерусалима. Основан в 484 г. преподобным Саввой Освященным. Первое нашествие – имеется в виду взятие в 614 г. Иерусалима персидским царем Хозроем. 53 Никон Черногорец – писатель греко-восточной Церкви. Жил в XI в., был монахом Богородицкой обители на Черной горе в Сирии, затем священником и дидаскалом (проповедником). Наиболее известны два его сочинения: «Пандекты» (составленный в подражание «Пандектам» Антиоха сборник выписок из творений отцов Церкви, соборных постановлений и других сочинений, посвященных правилам и порядку иноческой жизни) и «Тактикон» (сборник выписок из текстов, содержащих учение о Церкви, о церковной дисциплине и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

От века: 4 правила св. Дионисия Александрийского (260 г.) и 13 правил св. Григория Неокесарийского (262 г.), лист. 259 и 262. От века: 20 правил Никейскаго, Вселенск. Собора (325 г.), л. 31. 8 – Константинопольского, II-ro Вселенск. Собора (381), л. 85. 25 – Собора поместного Агкирского (314), л. 41. 15 – Неокесарийского (315), л. 52: 20 – Гангрийского (340), л. 57. 25 – Антиохийского (341), л. 62. 58 – Лаодикийского (364), л, 72. 22 – Сардикийского (347), 107: 1 – Константиноп. при Патриархе Нектарии(394), л. 172. 14 – св. Петра Адександр. (304), л. 260. 3 – св. Афанасия в. (326– 371), л. 263; 92 – св. Василия в. (370), л. 224–254. 8 – св. Григория Нисского (394), л. 266. 1 – св. Григория Богослова (391), л. 265. 15 – Тимофея Александрийск. (385), л. 269. 14 – Феофила Алевсанлрийск. (386), л. 270. 1 – св. Амфилохия Иконийск. (394), л. 265. От V-ro века: 9 правил Ефесского, III-ro Вселенского Собора (431), л. 89. 30 – Халкидонского, IV-ro Вселенск. Собора·(451), л. 93. 141 – Карфагенского Собора (419), л. 116. 5 – Кирилла Александр. (412–444), л. 272. 1 – Геннадия Константиноп. (459), л. 277. От VI-ro века: деяние Константинопольск. Вселенск. V-ro Собора (553), л 173. От VII-ro века: 102 правила Константиноп. Вселен. VI-ro Собора (692), л. 174. От VIII-ro века: 22 правила Никейского II-ro, Вселен. VII-ro Собора (788), л.208. , 1 – Тарасия, Патриарха Констант. (787), л. 281. От века: 17 правил Констант. двукратнаго Собора (861), л.» 218. 3 – Константиноп. Собора во храме св. Софии (879), л. 222. Примеч. Число церковных правил и·счет листов Кормчей·книги показаны по изданию Славянской Кормчей 1787 года. 7 Карамзин Ист. Госуд. Рос. том. 11. прим. 108, изд. Эйнерлинга 1843., св. Митр. Евгения опис. Киево-Соф. Собора, приб. 3. 4. 8 Сборник Иоанна Схоластика (τ απο σχολατικων) Патриарха Константинопольского (565–578) заключает в себе правила Соборов: четырех Вселенских (Никейск., Конст., Ефес. и Халкид.) и шести поместных (Агкир., Неокес., Сардик., Автиох., Гангр., Лаодик.); кроме того LXXXV правил Апостольских и LXVIII Василия Великого . Весь сборник разделяется на 50 титулов, по различным предметам церковного управления (συναγωγη των κανονων εις ν (50) τιτλς διηρημενη). В дополнение к этому сборнику Иоанн Схоластик составил еще другое собрание правил, касающихся Церкви, из права гражданского. Он сделал свод законов из новелл Юстиниановых церковного содержания), в LXXXVII главах (εκ των νεαρων διαταξεων τα πζ (87) κεφαλαια). Из Русских книг надписания всех 50 титулов можно видеть у Бар. Розенкампфа в обозрении Кормчей книги; – сн. de collectionibus canonum Eccl. Grecae. 1827. Berolini. pag. 12–11. Histoire de droit Byzantin. par I. Mortreuil. t. 1. pag. 202. Paris. 1843. A последний сборник Схоластика (в LXXXVII капитулах) помещен в нашей Кормчей книге (во 2-й части в XLII главе) под нобширным заглавием, которое начинается так: «от свитка Божественных заповедей, иже в Божественном наследии царя Юстиниана, различны заповеди»... и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Память святого Серапиона 193–211 гг. месяцеслове Василия говорится, что св. Серапион, после исповедания имени Христова, был жестоко сечен, строган по всему телу и потом томим в темнице голодом; исцеленный Христом в темнице и потом выведенный из нее совершенно здоровым, он привел этим всех в удивление. Кончину его относят к 205 г., место ее неизвестно. Житие святого отца нашего Иулиана ныне Ле-Ман во Франции. Дионисий Ареопагит, член Афинского Ареопага, обращенный ко Христу проповедью Ап. Павла, которым и рукоположен во епископа Афинского; потом он был послан в Галлию на проповедь в 90 г. вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием и пострадал вместе с ними в 96 г. при императоре Домициане. Память св. Дионисия Ареопагита 3 октября. Страдание святого мученика Маркиана святого мученика Маркиана последовала в Каппадокии около 258 года. Память святого Апостола Акилы его 29 июня. страна или Понт — северо-восточная область Малой Азии при Черном море. 41–54 гг. город Италии, лежит по обеим сторонам реки Тибра, при впадении ее в море. знаменитый и торговый город Ахаии, области Греции; начало христианства в нем положено св. Ап. Павлом во время его 2-го апостольского путешествия (Деян.18 гл.). Существуют два послания, написанные св. Ап. Павлом к Коринфянам. его 29 июня. торговый и главный город малоазийской провинции Ионии. Ефес потом был центром деятельности св. Иоанна Богослова; здесь в 431 году был III Вселенский собор; ныне Ефес — бедная турецкая деревня Аясалук. (Деян.18:18–21). город Палестины, у ручья Кедрона на склонах трех отрогов иудейских гор Акра, Сион и Мориа. Иерусалим дорог каждому христианину, как центр великих событий ветхозаветной и новозаветной истории, — как матерь церквей христианских, откуда слово благовестия пронеслось по всей вселенной. западную часть Малой Азии. Тимофей был сыном иудеянки (принявшей христианство) и язычника, и сам искренний христианин, одобряемый братиями; с его согласия, св. Ап. Павел обрезал его «ради иудеев», так как они ни за что не решились бы слушать слово Божие от необрезанного, отец которого притом был язычником (Деян.16:1–2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Письмо, уведомляющее об осуждении Нестория, было отправлено и архиеп. Иоанну Антиохийскому, а потому не удивительно, что точные анафематизмы свт. Кирилла буквально «взрывали» позицию антиохийцев 718 и отрицали «тактически смягчающие шаги» Нестория 719 . 3.2.6 Открытие III-ro Вселенского Ефесского Собора 431 г. В 430 году император разослал сакру, в которой приглашал на Собор митрополитов с епископами: «Да озаботится после наступившей св. Пасхи прибыть в Азию в Ефес, на самый день Пятидесятницы, повелев туда-же прибыть немногим, кому заблагорассудит, святейшим епископамъ из подчиненнаго тебе округа, так, чтобы и в самом округе оставалось достаточное число (епископов) для святейших церквей, и для собора не было недостатка в способных» 720 . Свт. Кирилл взял с собой на Собор 50 епископов, что свящ. Тимофей Лященко, комментирует так: «...св. Кирилл понял сакру в том смысле, что нужно взять с собой такое число епископов, которое, согласно сакре, не принесло бы ущерба для Египетской церкви, но и не умалило бы представительство ее на вселенском соборе» 721 . Оппоненты свт. Кирилла всячески искажают данную цифру, говоря, например, о 40, а не 50 епископах 722 . О проблеме искажения свящ. Т. Лященко пишет так: «Так как многие епископы ехали на собор с собственными нотариями, диаконами и другими клириками, и для каждаго епископа, сверх того, пришлось взять прислугу, вероятно, из параваланов, то вместе с корабельщиками составилась у св. Кирилла довольно многочисленная свита. Потребовалась поэтому целая флотилия судов. Впрочем, нерасположенные к св. Кириллу историки, подробнейше описывая эту свиту Кирилла), впадают в крайнее преувеличение. Они говорит «о значительной военной силе», привезенной Кириллом о торжественной процессе вступления этой свиты в город, о составе ея, строе, знаменах, о ея воинственном настроении, о целых кораблях, нагруженных египетскими богатствами для подкупа епископов собора и т. п. Но почти все это – плод досужей фантазии этих историков. Правда, они ссылаются на донесения и письма современников, хотя далеко не всегда; но все эти документы писаны ожесточенными врагами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

По крайней мере sacra императора Феодосия II, адресованная одним только митрополитом 817 , исключая двух или трех епископов особенно чтимых и уважаемых, как наприм. Августин иппонский, была послана в Египет одному только Кириллу александрийскому , приглашал его явиться на собор 431 года в Ефес с немногими, «кому заблагоразсудишь, святейшими епископами из подчиненного тебе округа, так, чтобы и в самом округе оставалось достаточное число (епископов) для святейших церквей» 818 . Итак, Египет со включением сопредельных стран в церковном отношении представлял одну провинцию, во главе которой стояла христианская община столицы всего края – Александрии. С образованием единоличного епископата эта иерархия общин превращается в иерархию епископов. Опираясь на высшее положениф своей общины, александрийский епископ фактически делается главою всех христианских общин всего Египта и Ливии. В глазах обращенного в христианство языческого и иудейского населения он занимает то место, которое раньше принадлежало pχιερε πσης Αγπτου и этнарху. Это было в порядке вещей, справедливо говорит Любек, что в массе иудейских и языческих общин, среди которых распространилось христианство, то значение, которое имел для них этнарх и особенно ρχιερες, было перенесено на александрийского епископа. Язычники и иудеи этой страны привыкли видеть и уважать в Александрии своего религиозного главу. То же воззрение осталось и тогда, когда вода крещения омыла их: епископ александрийский в их главах по прежнему являлся высшим пастырем Египта 819 . Это произошло свободно. С благоговением и преданностью христианские общины Египта склонили свои головы под властью александрийского иерарха, чтобы приобрести в его лице защитника и опору. Так власть александрийского епископа усиливается все более и более, увеличиваясь в объеме и распространяясь на более широкую область. С течением времени из фактической, она превращается в правовую. Епископ александрийский делается митрополитом Египта и соседних стран. Первым достоверным единоличным епископом Александрии был Димитрий 820 . Весьма возможно, что до этого как Александрия, так и другие египетские христианские общины управлялись пресвитерами и диаконами 821 . Димитрий был тем, кто первый заложил прочный фундамент будущего могущества александрийских иерархов. В долголетнее правление этого епископа в Александрии совершился переход к правовой власти. Димитрий первый дал ей прочное основание. Он первый начинает проводить в жизнь несуществовавший до него в Египте институт единоличных епископов. По сообщению Евтихия (IX в.) Димитрий посвятил только трех таких епископов, но его преемник Иракл (230–246) уже двадцать 822 . Вместе с тем Димитрий старается поднять значение епископской власти путем ослабления могущественного пресвитерата. Средством для этого являются соборы. Он первый, как мы уже раньше видели, понял их значение для усиления своей власти и воспользовался ими против Оригена .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010