5. Несторий, патриарх Константинопольский, занимавший кафедру с 428 по 431 год, проповедывал еретическое учение о том, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией и спасающий нас не искупительной смертью, а наставлениями и примером жизни. За эту ересь Несторий отлучен от Церкви на III Вселенском соборе и умер в ссылке в 436 году. 6. Занимал александрийскую патриаршую кафедру с 444 по 451 год 7. Ефес - город на западном берегу Малой Азии, бывший первоначально центром малоазийских греческих колоний, а во времена императоров - одним из главных городов Малой Азии. В Ефесе провел остаток жизни и скончался святой апостол Иоанн Богослов. Здесь также проходили заседания III Вселенского Собора. 8. Это было в 449 году. 9. Святой Флавиан занимал Константинопольскую патриаршую кафедру в 434-447 годах. 10. Святой Софроний был иерусалимским патриархом с 634 по 644 год. До своего избрания патриархом Софроний сначала подвизался в Палестинской обители преподобного Феодосия, под руководством известного подвижника Иоанна Мосха, а потом с ним же посещал Фиваидских (Египетских) пустынников. Подвиги и чудеса последних он описал в книге, которая называется Лимонаръ (от греч. слова лимон - луг, пажить), поскольку представляет собой собрание цветов добродетелей с луга духовного. 11. Святой Евлогий занимал патриаршую кафедру в Александрии с 579 по 607 года. Память его - 13 февраля. 12. Царствовал с 408 по 460 год. 13. Царствовал с 450 по 467 год. 14. Святая Пульхерия, сестра императора Феодосия, была супругой императора Маркиана. Память ее - 10 сентября. 15. Халкидон - предместье Константинополя, находился поблизости от него, па азиатском берегу Босфора. 16. Заседания собора открылись 8-го октября 451 года. 17. Ливия - провинция в северной Африке, смежная с Египтом, тянущаяся на запад от него по берегу Средиземного моря вглубь Африки. 18. Кувикуларий - спальник, постельничий. 19. Мк.12:41-44. 20. Император Маврикий занимал престол с 682 по 602 год. Император Фока - с 602 по 610 год.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/111/...

Без преувеличения можно сказать, что тяжесть борьбы выносил больше других святой Кирилл и потому с правом говорил он о себе: " Я выхожу против него, обнажив духовный меч. Я сражаюсь за Христа со зверем. " В Ефесе он сражался сам, а в Константинополе через своих апокрисиариев и чрез особых послов Потамона и Комария, которые оставались в Константинополе после того, как отвезли туда деяния Римского и Александрийского соборов 430 года. Император утвердил низложение Кирилла и Мемнона, но утвердил и низложение Нестория, - и рассчитывал на примирение расколовшихся; для приведения в исполнение этих распоряжений был прислан комит Иоанн. Он прибыл в Ефес в начале августа. Кирилл и Мемнон были заключены под стражу, - впрочем, им все-таки удавалось сноситься с внешним миром. Был взят под стражу и Несторий. Истинный собор протестовал против действий императора, возражал против его вмешательства в дела веры. Оба собора послали своих представителей в Константинополь. Эти делегаты встретились с императором в Халкидоне в середине сентября. Здесь победили сторонники Кирилла. Несторий был удален из Ефеса. Ему был поставлен и посвящен преемник в лице святого Максимиана. Впрочем, " восточные " с этим не согласились. Мемнон и святой Кирилл были освобождены из под заключения. 31-го октября 431 года святой Кирилл вернулся в Александрию, истомленный борьбой, но в ореоле исповедника. Делегаты истинного собора остались в Константинополе, как своего рода временный совет при новом Константинопольском архиепископе. 5. После Ефесского собора святой Кирилл продолжал догматическую борьбу. Победа над Несторием была достигнута ценою раскола в Церкви, за которым стояло богословское недоразумение между " египтянами " и " восточными. " На очереди стояла задача примирения и воссоединения. К тому же несторианство не было побеждено до конца, и соборное осуждение Нестория на Востоке не было принято всеми. Ложь Несторианства для " восточных " еще не раскрылась. Богословская борьба должна была еще более углубиться, - возникал с новой остротой вопрос о смысле всего Антиохийского богословия, о богословии Феодора и Диодора, как общепризнанных учителей Востока.

http://sedmitza.ru/lib/text/538178/

Смирна. Пройдя описанным путем целый день, на другое утро или в тот же день к вечеру пароход подходит к знаменитой Смирне и останавливается здесь на целые сутки. Этим временем паломнику следует воспользоваться во-первых, для того, чтобы отдохнуть на берегу, во-вторых, – закупить припасов для следующего долгого перехода по морю, и наконец для того, чтобы посетить город, упомянутый в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова, где ему предрекается венец живота «после многих скорбей. Более половины жителей этого города христиане, а потому мусульмане называют Смирну – неверной; она отличается великолепной панорамой, богатством прибрежных строений и ведёт обширные торговые обороты. Для верующего Смирна памятна также по мученической кончине св. Поликарпа, ученика Иоанна Богослова и первого епископа этого города. В Смирне имеется несколько православных храмов, из них самый богатый во имя св. мученицы Фотины, блаженной жены самарянки, которую Господь удостоил беседы у колодезя Иаковлева (см. Евангелие от Иоанна. глава 4-я). Путь от Смирны до Александретты продолжается около четырех суток. Выйдя около полуночи, пароход утром останавливается у острова Хюса, против которого виден городок Чесма, прославленный победой графа Орлова- Чесменского над турецким флотом в 1770 году, а часах в 2-х пути от Чесмы, не видный с парохода, лежат развалины знаменитого некогда города Ефеса, прославленного проповедью Апостола Павла, который писал известное послание к жителям его Ефессеям, а также и пребывавшем в нем св. Иоанна Богослова, который провел здесь последние дни своей жизни и здесь же погребен. Гробницу всехвального Апостола видел еще наш русский паломник игумен Даниил, посетивший Ефес во время путешествия своего в Святую Землю в 1113–1115 году, но теперь её невозможно отыскать, так как разрушен совершенно самый храм, её содержавший. В Ефесе и теперь показывают гробницу Ап. Павла, могилу Марии Магдалины и пещеру семи спящих отроков. Самое название деревни Айя-Сулук, стоящей на костях Ефеса, есть испорченное греческое Агиос-Феологос – святой богослов. В Ефесе собирался третий Вселенский собор в 431 году, осудивший ересь Нестория.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, самим выбором текстов Священного Писания и их сопоставлением Церковь раскрывает перед нами грандиозную картину, показывая нам медленное и многотрудное шествие падшего мира к обетованному ему искуплению. Итак, Церковь утверждает изначальное существование подлинного образа Христова. Кроме Нерукотворного Образа были, конечно, и изображения Его, сделанные видевшими и знавшими Его людьми, чему мы имеем и историческое свидетельство. Свидетельство это тем более ценно, что исходит от Евсевия Кесарийского, единственного из древних авторов, которого можно считать иконоборчески настроенным. Он не только утверждает существование христианских изображений: «Он даже думает, что в его время еще существуют подлинные портреты Христа и Апостолов, он утверждает, что сам их видел» . Действительно, описав известную статую Христа, воздвигнутую в городе Панеаде кровоточивой женой, известной нам из Евангелия (см. Мф. 9, 20-23; Мк. 5, 24-34; Лк. 8, 43-48), Евсевий продолжает: «Говорили, что статуя эта воспроизводит подобие Иисуса; она сохранилась до наших дней, и мы видели ее, когда были в этом городе. Не следует удивляться, что язычники таким образом хранят память о благодеяниях, полученных ими от Спасителя. Мы видели образы Апостолов Петра и Павла и Самого Христа, которые сохранились в красках до нашего времени. Это было естественно, так как древние имели обычай почитать их таким образом, без задних мыслей, как спасителей, согласно существовавшему у них языческому обычаю» . Евсевия, повторяем, нельзя заподозрить в преувеличении, так как то богословское течение, к которому он принадлежал , далеко не одобряло тех фактов, которые он описывает. Если икона Христова — основа христианского образотворчества — передает черты Бога, ставшего Человеком, то в иконе Богоматери мы имеем образ первого человека, осуществившего цель воплощения — обожение человека. Православная Церковь утверждает кровную связь Богоматери с падшим человечеством, несущим последствия первородного греха; она не выделяет Ее из потомства Адамова. Но вместе с тем Ее исключительное достоинство Матери Божией, Ее личное совершенство, высшая степень достигнутой Ею святости объясняют исключительное Ее почитание. Из всего рода человеческого Она первая достигла той цели, которая поставлена перед всеми людьми, — полного преображения всего человеческого естества. Она — единственная из всех сотворенных существ уже переступила грань, которая отделяет время от вечности, и находится уже теперь в том Царствии, пришествие которого ожидает Церковь после Второго Пришествия Христова. «Бога невместимаго вместившая», «истинно Матерь Божия», — так торжественно провозгласил Четвертый Вселенский Собор (Ефес, 431 г.). Она вместе со Христом правит судьбами мира.

http://sedmitza.ru/lib/text/440326/

Несмотря на такую деятельность Кирилла, волнения и смуты продолжались, и несторианская ересь день ото дня возрастала и все более вступала в силу. Уже многие из епископов заразились этим душепагубным еретическим учением и сделались последователями Нестория. Между прочим, ему оказывал некоторую поддержку Иоанн 3770 , патриарх антиохийский, который, не одобряя того, что было сказано Несторием, все же просил Кирилла не придавать его словам особого значения. Это, однако, не могло потушить разгоревшийся пожар. Оставалось одно средство, чтобы прекратить смуту, – созвать Вселенский собор. Созвания собора в одинаковой степени желали и противники Нестория и его сторонники, причем каждая сторона надеялась, что учение ее восторжествует. И вот Феодосий Младший, уступая общим просьбам, решил созвать такой собор 3771 . Назначив местом для собора малоазийский город Ефес 3772 , он пригласил всех митрополитов и епископов империи собраться сюда к Пятидесятнице 431 года. При этом от себя он послал в Ефес комита 3773 Кандидиана для присутствия на соборе в качестве императорского представителя. Несторий прибыл в Ефес вскоре после Пасхи (апреля 19), сопровождаемый 16 епископами; перед самым праздником Пятидесятницы явился святой Кирилл во главе пятидесяти египетских епископов. Около 40 епископов прибыло из окрестных малоазийских городов 3774 . Папа Целестин , вследствие болезней и старости, не мог явиться и отправил двух епископов и пресвитера в качестве представителей себя и «всего собора западного», с наказом руководиться суждением святого Кирилла. Всего съехалось около 200 епископов, но Иоанн антиохийский и другие сирские епископы, которые в большинстве держали сторону Нестория, все не являлись. Съехавшиеся на собор епископы напрасно прождали их до 21 июня и, не дождавшись, открыли, наконец, свои заседания (21 июня 431 года). Вследствие достоинств своей кафедры, святой Кирилл принял председательство на этом соборе, причем сопредседателями его были Ювеналий Иерусалимский и Мемнон Ефесский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Во всяком случае из-за одного спорного слова 3348 ныне возник волновавший всю церковь вопрос. О первых месяцах 431 года, предшествовавших ефесскому собору, мы знаем весьма мало. Во исполнение императорской воли, начиная с Пасхи, со всех сторон устремились в Ефес епископы к предстоящему там собору. Первый со своими епископами прибыл в Ефес Несторий 3349 . Рассчитывая на поддержку императора и его комиссара комита Кандидиана, он явился гордо, предполагая на будущем соборе занять принадлежащее ему по сану председательское место. Вслед за ним, во всяком случае задолго до назначенного императором срока-Троица, 7 июня – -явился Кирилл. В нарушение если не буквы, то по меньшей мере смысла императорского приглашения 3350 , он взял с собой не меньше пятидесяти египетских епископов 3351 , которые, по остроумному выражению Гиббона 3352 , только ожидали, чтобы Кирилл легким наклонением головы объяснил им, в чем заключается воля Св. Духа. Прибыв в Ефес, Кирилл соединился здесь с Менноном ефесским. Результатом предстоящего собора последний весьма близко был заинтересован. Дело в том, что по существовавшему в церкви преданию, в Ефесе провела последние годы жизни и скончалась Божия Матерь 3353 . В честь ее здесь был построен великолепный храм по имени Мария, в котором она особенно чтилась. Этот храм, говорят, был единственным храмом в христианском мире, ей посвященным, так как в то время еще крепко держался обычай посвящать храм имени того святого, мощи которого в нем находились 3354 . Благодаря этому храму в Ефес стекались массы богомольцев, почему ефесский народ, магистрат и клир, говорит Тьерри 3355 , считали матерь Христа не только покровительницей, но и питательницей Ефеса. В виду этого опасаясь, чтобы учением Нестория не был нанесен ущерб источнику его доходов, Мемнон принял самое живое участие в предстоящем соборе и решительно стал на сторону Кирилла. Желая создать для культа Богородицы твердый оплот на соборе, он по примеру Кирилла приказал явиться на собор всем сорока епископам своей епархии и кроме того привлек немало и чужих епископов из числа неприглашенных своими митрополитами 3356 . Если верить современным документам, некоторые из этих епископов были отлученные от церкви, низложенные за разные преступления и даже признанные еретиками 3357 . Этого мало. В город была приведена толпа находившихся в рабской зависимости от церкви крестьян для того, чтобы они поддерживали метафизические аргументы насилиями и криками 3358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

«Строго говоря, все послания ап. Павла были циркулярными. Это вытекает, например, из указания Кол. 4, 16. Апостол распоряжается, чтобы Послание к Колоссянам было прочитано в Лаодикии, а Послание к Лаодикийцам — в Колоссах. Послание, писанное к одной церкви, читалось и в других церквах. Только таким образом и мог составиться сборник посланий ап. Павла и получить общецерковное значение. Если все послания ап. Павла были циркулярными, то послание, обращенное к ефесской церкви, не могло не быть им по преимуществу перед всеми другими» . Мы уже неоднократно отмечали большое значение ефесской церкви во времена раннего христианства, — значение, постепенно утраченное ею в последующие века. Оно определялось прежде всего культурным, политическим и экономическим статусом самого Ефеса, малоазийского города с богатой историей. В каждом из геополитических регионов обширной Римской империи был свой подобный центр: Александрия в Египте, Антиохия (или Кесария) в Сирии, Коринф (или Афины) в Греции, Рим в Италии. Ефес был своего рода римской столицей Малой Азии. Почти все перечисленные города, включая Ефес, были морскими портами. В раннехристианской же икумене роль Ефеса огромна, если не подавляюща , и вполне сравнима с ролью столичной римской церкви. Если первоначальная авторитетная иерусалимская (иудео-христианская) матерь-церковь довольно быстро стала переживать большие трудности в силу того, например, что все более и более затрудненным, а вскоре и невозможным стало существование иудейства в Палестине (особенно во II веке после подавления римлянами очередного иудейского восстания), то именно Рим и Ефес стали теми центрами, где аккумулировалось христианское Предание и собирались или даже составлялись апостольские писания. Канон Нового Завета во многом определился значением именно этих центров (см. § 26). Ефес напрямую связан и с ап. Павлом, который пробыл там в общей сложности довольно долго во время своих 2-го и 3-го миссионерских путешествий, и с ап. Иоанном Богословом, который по преданию (II век) проживал там последние годы своей жизни и составлял свои писания (некоторое время проведя в ссылке на острове Патмос). Будет уместным напомнить, что III-й Вселенский собор (431-й год), который исповедал Пресвятую Деву Марию Богородицей (Qeoto/koj), состоялся тоже в Ефесе .

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

«Строго говоря, все послания ап. Павла были циркулярными. Это вытекает, например, из указания Кол. 4, 16 . Апостол распоряжается, чтобы Послание к Колоссянам было прочитано в Лаодикии, а Послание к Лаодикийцам – в Колоссах. Послание, писанное к одной церкви, читалось и в других церквах. Только таким образом и мог составиться сборник посланий ап. Павла и получить общецерковное значение. Если все послания ап. Павла были циркулярными, то послание, обращенное к ефесской церкви, не могло не быть им по преимуществу перед всеми другими» 562 . Мы уже неоднократно отмечали большое значение ефесской церкви во времена раннего христианства, – значение, постепенно утраченное ею в последующие века. Оно определялось прежде всего культурным, политическим и экономическим статусом самого Ефеса, малоазийского города с богатой историей. В каждом из геополитических регионов обширной Римской империи был свой подобный центр: Александрия в Египте, Антиохия (или Кесария) в Сирии, Коринф (или Афины) в Греции, Рим в Италии. Ефес был своего рода римской столицей Малой Азии. Почти все перечисленные города, включая Ефес, были морскими портами. В раннехристианской же икумене роль Ефеса огромна, если не подавляюща 563 , и вполне сравнима с ролью столичной римской церкви. Если первоначальная авторитетная иерусалимская (иудео-христианская) матерь- церковь довольно быстро стала переживать большие трудности в силу того, например, что все более и более затрудненным, а вскоре и невозможным стало существование иудейства в Палестине (особенно во II веке после подавления римлянами очередного иудейского восстания), то именно Рим и Ефес стали теми центрами, где аккумулировалось христианское Предание и собирались или даже составлялись апостольские писания. Канон Нового Завета во многом определился значением именно этих центров (см. § 26). Ефес напрямую связан и с ап. Павлом, который пробыл там в общей сложности довольно долго во время своих 2-го и 3-го миссионерских путешествий, и с ап. Иоанном Богословом, который по преданию (II век) проживал там последние годы своей жизни и составлял свои писания (некоторое время проведя в ссылке на острове Патмос). Будет уместным напомнить, что III-й Вселенский собор (431-й год), который исповедал Пресвятую Деву Марию Богородицей (Qeoto/koj), состоялся тоже в Ефесе 564 . 2. Аутентичность Еф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Несмотря на такую деятельность Кирилла, волнения и смуты продолжались, и несторианская ересь день ото дня возрастала и все более вступала в силу. Уже многие из епископов заразились этим душепагубным еретическим учением и сделались последователями Нестория. Между прочим, ему оказывал некоторую поддержку Иоанн [ 35 ], патриарх антиохийский, который, не одобряя того, что было сказано Несторием, все же просил Кирилла не придавать его словам особого значения. Это, однако, не могло потушить разгоревшийся пожар. Оставалось одно средство, чтобы прекратить смуту, — созвать Вселенский собор. Созвания собора в одинаковой степени желали и противники Нестория и его сторонники, при чем каждая сторона надеялась, что учение ее восторжествует. И вот Феодосий Младший, уступая общим просьбам, решил созвать такой собор [ 36 ]. Назначив местом для собора малоазийский город Ефес [ 37 ], он пригласил всех митрополитов и епископов империи собраться сюда к Пятидесятнице 431 года. При этом от себя он послал в Ефес комита [ 38 ] Кандидиана для присутствия на соборе в качестве императорского представителя. Несторий прибыл в Ефес вскоре после Пасхи (апреля 19), сопровождаемый 16 епископами; перед самым праздником Пятидесятницы явился святой Кирилл во главе пятидесяти египетских епископов. Около 40 епископов прибыло из окрестных малоазийских городов [ 39 ]. Папа Целестин, вследствие болезней и старости, не мог явиться и отправил двух епископов и пресвитера в качестве представителей себя и «всего собора западного», с наказом руководиться суждением святого Кирилла. Всего съехалось около 200 епископов, но Иоанн антиохийский и другие сирские епископы, которые в большинстве держали сторону Нестория, все не являлись. Съехавшиеся на собор епископы напрасно прождали их до 21 июня и, не дождавшись, открыли, наконец, свои заседания (21 июня 431 года). Вследствие достоинств своей кафедры, святой Кирилл принял председательство на этом соборе, причем сопредседателями его были Ювеналий Иерусалимский [ 40 ] и Мемнон Ефесский.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Несторий отверг целиком всё, изложенное св. Кириллом, и написал своё изложение проповедуемого им учения, также в 12-ти членах, предавая анафеме, т. е. отлучению от Церкви, каждого, кто их не примет. Опасность за чистоту веры всё возрастала. Св. Кирилл написал письма Царю Феодосию Малому, тогда царствовавшему, его жене Евдокии и сестре Пульхерии, прося их также позаботиться о церковных делах и обуздать ересь. Решено было созвать Вселенский Собор, на котором иерархи, собранные с разных концов вселенной, решили бы, православна ли вера, проповедуемая Несторием. Местом Собора, бывшего III Вселенским, был избран ими город Ефес, в котором некогда имела пребывание Пресвятая Дева Мария с апостолом Иоанном Богословом. Св. Кирилл собрал своих соепископов в Египте и вместе с ними на кораблях поехал в Ефес. Из Антиохии сухим путем поехали Иоанн, архиепископ Антиохийский с восточными епископами. Римский епископ св. Келестин не мог сам ехать и просил св. Кирилла защищать православную веру, а кроме того ещё от себя послал двух епископов и пресвитера Римской Церкви Филиппа, которым тоже дал указания, что нужно говорить. В Ефес прибыли также Несторий и епископы Константинопольского округа, епископы Палестинские, Малоазийские и Кипрские. В десятые июльские календы по римскому исчислению, т.е. 22 июня 431 года, в Ефесской церкви Девы Марии собрались епископы во главе с Александрийским епископом Кириллом и Ефесским епископом Мемноном и заняли места. В средине было положено Евангелие, как знак невидимого возглавления Вселенского Собора Самим Христом. Сначала прочитали Символ веры, составленный I и II Вселенскими Соборами, затем доставленную представителем Царей Феодосия и Валентина, Императоров Восточной и Западной частей Империи, Царскую грамоту Собору. Выслушавши Царскую грамоту, приступили к чтению документов и прочитали предшествовавшие Собору послания Кирилла и Келестина Несторию и ответы Нестория. Собор устами своих членов признал учение Нестория нечестивым и осудил его, признав Нестория лишенным кафедры и священства. Было составлено об этом постановление, подписанное около 160 участниками собора, а так как некоторые из них представляли и других епископов, не имевших возможности лично прибыть на собор, то определение собора явилось решением свыше 200 епископов, имевших кафедры в разных краях тогдашней Церкви, причем они свидетельствовали, что исповедуют ту веру, которая искони содержалась в их местах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3271...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010