Пока Кирилл продолжал разоблачать Нестория, сначала в письмах к нему (его знаменитое «Догматическое послание»), а затем в специальных богословских трудах, Несторий, воспользовавшись жалобами некоторых Александрийских клириков на своего епископа (своим характером Кирилл снискал себе многих врагов и его не любили за его неограниченный авторитет в Египте и при дворе), собирался судить его церковным судом. Вместо богословского ответа на богословское обвинение он стремился просто «раздавить» врага, пользуясь поддержкой Императора — слабовольного и нерешительного Феодосия II… Видя опасность, Кирилл обратился в Рим. Там уже и раньше не любили Нестория за одностороннюю, без сношений с Римом, поддержку пелагиан — еретиков, мутивших в то время христианский запад. Проповеди Нестория, которые тот прислал папе Целестину, были резко осуждены тамошним «экспертом» по восточным делам, марсельским игуменом Иоанном Кассианом. Таким образом, обвинения и жалобы Кирилла попали в Риме на благоприятную почву и в августе 430 г. собор епископов, под председательством папы, осудил учение Нестория, причем Константинопольскому епископу для отречения от своих заблуждений дано было десять дней с момента получения им римского решения. Решение же это было переслано в Константинополь через Кирилла, которого папа уполномочивал быть своим представителем. Узнав о постановлении римского собора, Кирилл собрал в Александрии своих епископов, которые, конечно, подтвердили осуждение Несториева учения. Собор одобрил также составленную Кириллом для Нестория форму отречения в виде 12 «анафематизмов». Весь этот материал и был послан Несторию и епископам главных восточных церквей — Иоанну Антиохийскому, Ювеналию Иерусалимскому и Акакию Верийскому — друзьям Нестория и последователям Феодора Мопсуэтского. Несторий, между тем, чтобы «парировать» то, что ему казалось новым нападением Александрийского честолюбия, сумевшего и Рим обратить на свою сторону, убедил Императора созвать для решения дела вселенский собор. «Сакра» Императора, разосланная в ноябре 430 года епископам, созывала их на Пятидесятницу следующего 431 года — в Ефес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пятидесятницы, в сопровождении немногих, кому заблагорассудишь епископов из подчиненного тебе округа (παρχα) так, чтобы и в самом округе оставалось достаточное число (епископов) для святейших церквей и для собора не было недостатка в способных» 2018 . Исключая двух – трех лично высокочтимых епископов, сакра эта была разослана только митрополитам 2019 . В Египте ее получил только один Кирилл. Что это так, по мнению В. В. Болотова 2020 , можно заключить из следующего. Как это думали кардинал де-Норис 2021 , Тильмон 2022 и др., вышеназванная пригласительная сакра была отправлена Несторию, Кириллу, Мемнону и всем тем, имена которых названы в адресе сакры, посланной в Ефес (431 г.) с comes sacrarum largitionum Иоанном 2023 . Таким образом эта сакра кроме Нестория, Кирилла и Мемнона была разослана 52-м лицам, из которых может быть только два – три (Августин иппонский, Акакий бердский и Флавиан филиппийский) не имели митрополичьего достоинства и удостоились этой части ради своих высоких заслуг перед церковью. Из остальных 49 имен за отождествлением 44 с именами митрополитов, упоминаемых в деяниях собора 2024 , остается 5 имен: 12) Ορσ 43) Σαππ (несомненно из восточного Иллирика, может быть, епископ скупский, митрополит Дардании 2025 , 42) Ελολ, читай Eχαρ, (диррахийский), 39) Eσεβ (место это после надлежащей обработки адреса, подле Воспория гангрскаго заставляет припомнить, что имя митрополита Севастии в Армении I нам неизвестно) и 50) Θεοφλ (вероятно, епископ Филиппоноля или Адрианополя во Фракии), которые во всяком случае не совпадают с именами епископов гражданских митрополей в провинциях египетского диэцеза, именно Евоптий птолемаидский в Пентаполе, Даниил дарнисскийский в Мармарике, Петр оксиринский в Аркадии, Евсевий пелузийский в Августамнике, Митродор леонтопольский в Августамнике, Ираклид птолемаидский в Фиваиде. По-видимому, сами александрийские папы не были склонны видеть в своих епископах-митрополитах таких же митрополитов, которые существовали в других частях церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Св. евангелист Иоанн жил на земле дольше всех апостолов. Имея более 100 лет от рождения своего, он мирно преставился в Ефесе около 72 года после вознесения Господа 1058 . По древнему сказанию, Иоанн, почувсхвовав приближение своей смерти, велел приготовить для себя могилу, сам возлег в нее, как на ложе, и мирно скончался 1059 , и погребен в Ефесе 1060 . День преставления св. ап. Иоанна Церковь празднует 26 сентября, и торжественнее, нежели дни прочих св. славных и всехвальных апостолов и евангелистов, яко паче иных Христу Богу возлюбленного. Честные мощи св. Иоанна, вскоре после погребения его, не были уже находимы во гробе посещавшими оный, но только благовонное миро, или тонкий некоторый воздух ежедневно 8 мая истекал от гроба и подавал верующим благодатные исцеления. В воспоминание сих чудесных знамений с древних времен установлен Церковью 8 мая другой праздник в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова 1061 . На дни празднования св. Иоанну Богослову в IV и V веке можно находить указания у св. Иоанна Златоуста , у Августина 1062 , у св. Кирилла Александрийского и у других. Иоанн Златоуст в беседе своей на день 12 апостолов, между прочим, говорит, что Иоанн Богослов и по смерти своей, как живой, врачует Ефес 1063 . Св. Кирилл Александрийский в слове, говоренном в день Иоанна Богослова, в присутствии св. отцев Ефесского Собора (431 г.), взывал к Иоанну: «Открой нам, евангелисте, тайну воплощения, изъясни ее теперь, блаженный Иоанне, нареченный сыном Громовым; вот пришел к тебе толикий собор пастырей». В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх Константинопольский, в IX – Феофан и Иосиф и впоследствии Андрей Пирр написали многие хвалебные песнопения св. Иоанну Богослову, ныне возносимые Прав. Церковью во дни, ему посвященные. Празднуя ап. Иоанну Богослову, Церковь прославляет и призывает его на помощь как наперсника Христа, Иже падша на перси приемый, великого девственника, Богослова и друга Христова 1064 . Во дни св. Иоанна Богослова, 26 сентября и 8 мая, паримии и утреннее Евангелие произносятся те же, какие и в день ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Свт. Кирилл Александрийский стал одной из жертв этих знаменитых аполлинарианских подлогов. То, что эти сочинения подложны и на самом деле принадлежат школе Аполлинария, было доказано давно, еще в VI-oм веке. Но свт. Кирилл этого не знал, он принимал эти подложные сочинения, как сочинения таких великих богословов, как, например, свт. Афанасий Великий . Эти сочинения действительно терминологически повлияли на св. Кирилла – некоторые свои формулы он заимствовал оттуда, например, знаменитая формула «единая природа Бога Слова воплощенная» (µ α φσις το Θεο λγου σεσαρκωμνη – 2-е послание к Суккенсу, [цит. по 26 ). Эта формула как раз и взята из подложных аполлинарианских сочинений. Послание к Суккенсу предположительно датируется 433 годом. Но ранее, в послании к Несторию (429 г.), святитель Кирилл говорит о единой воплощенной Ипостаси Слова. Таким образом, не приходится говорить о наличии у святителя Кирилла единой четкой терминологии. Ниже мы будем говорить о том, как можно понимать формулу m α φσις и по-православному. Свт. Кирилл не был по своим богословским воззрениям аполлинарианцем ни формально, ни по-существу. Если богословие свт. Кирилла и имеет недостаток в виде несовершенной терминологии (у него встречаются даже некоторые противоречия в терминах и формулах), то учение, которое он всеми силами отстаивал – это учение о единстве Лица Богочеловека. Причем он многократно настаивал на том, что человеческая природа во Христе – есть полная природа, состоящая из тела и разумной человеческой души. Итак, обвинение свт. Кирилла в аполлинарианстве, имея на то некоторые внешние основания, не имело никаких оснований по-существу, о чем подробно будет сказано ниже в п. 6.5. 2.6. Созыв III Вселенского Собора. Несторий не пожелал подчиниться приговору, который совместно против него изрекли Рим и Александрия, и убедил Императора в необходимости созыва Вселенского Собора. Императорский указ о созыве Собора назначил его проведение на Пятидесятницу 431 года. Местом Собора был назначен Ефес – город на полпути между Константинополем и Александрией. Местный епископ свт. Мемнон полностью поддержал свт. Кирилла; его поддержали и римские легаты. Несторию был запрещен вход в ефесские церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Свят. Кирилл хотел было созвать Собор, чтобы осудить ересь Нестория и разорвать общение с Константинопольской Церковью, но вместо этого он написал Несторию увещательное послание, отличавшееся кротостью. Тот ответил грозным посланием и затем обратился за поддержкой к папе римскому. В 430 году свят. Кирилл написал, второе послание к Несторию, в котором изложил православное учение о воплощении и о двух естествах в едином Лице Иисуса Христа. Не находя поддержки со стороны светской власти, свят. Кирилл обратился за помощью к папе Целестину . Тот уполномочил александрийского архиепископа действовать от его имени в качестве папского «местоблюстителя». Здесь, конечно, нельзя не заметить враждебности Рима к Константинополю и сочувствие Александрийской кафедре св. апостола Марка, ученика св. апостола Петра. И все же о Нестории в Риме судили не только со слов свят. Кирилла. Сборник проповедей Нестория был передан для разбора преп. Иоанну Кассиану Римлянину . Его заключение оказалось резко антинесторианским. В результате, в августе 430 года папа созвал в Риме Собор, осудивший учение Нестория. По отношению же к самому Несторию было решено испробовать увещание. Для этой цели Собором было поручено свят. Кириллу в третий раз обратиться к Несторию. В октябре 430 года в Александрии был созван Поместный Собор, на котором постановили послать Несторию последнее предупреждение. Собором была принята предложенная свят. Кириллом форма отречения от ереси для Нестория, в виде 12-ти анафематизмов (глав). В ноябре 430 года решения Собора и анафематизмы были переданы Несторию. Несторий переслал анафематизмы свят. Кирилла архиеп. Иоанну Антиохийскому. Тот поручил их разобрать Андрею Самосатскому и блаж. Феодориту Кирскому , которые отнеслись к ним отрицательно, заподозрив свят. Кирилла в аполлинаризме. На сочинение блаж. Феодорита по поводу 12-ти глав, свят. Кирилл дал впоследствии ответ под названием «Защита 12-ти анафематизмов». Так как Церковь волновалась распрями, то император Феодосий в 431 году согласился на созыв Вселенского Собора в Ефесе. Собор открылся без архиеп. Иоанна Антиохийского, предупредившего, чтобы в случае задержки его не ждали. Председательствовал на Соборе свят. Кирилл. Несторий отказался прийти на Собор со своими семью-восемью сторонниками-епископами. Тогда Собор приступил к заочному разбору дела Нестория. Было одобрено второе послание свят. Кирилла к Несторию, и анафематствован ответ Нестория свят. Кириллу. Собор низложил и самого Нестория. Акт Собора был подписан 197-ю участниками. Императору донесли о якобы незаконных действиях Собора, и Собор был приостановлен. Через пять дней в Ефес прибыл архиеп. Иоанн Антиохийский со своими епископами. Он поддержал Нестория и составил с ним лжесобор, низложивший святителей Кирилла и Мемнона Ефесского.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Слова, сказанные им Акакию Мелитинскому 49 и Феодоту Анкирскому ясно показывали, что Несторий стал уже отступником от христианства. Такие невыносимые речи и глумления Нестория заставила Кирилла, как пламенного ревнителя апостольской и отеческой веры, равно как и других правомыслящих епископов, поторопиться открытием собора, не дожидаясь прибытия «восточных” 50 . 22 июня (431 г.) в церкви св. Богородицы Марии состоялся собор православных отцов, признанный и канонизованный впоследствии третьим вселенским собором . Несторий, лжеучение которого и подлежало главным образом разбирательству собора, не явился в собрание отцов, не смотря на троекратное приглашение. Тогда отцы собора, под председательством александрийского архиепископа, приступили к рассмотрению его учения по письменным документам и показаниям свидетелей – Акакия Мелитинского и Феодота Анкирского. По общему единогласному суждению, мнения Нестория были признаны еретическими и анафематствованы, сам же Несторий был лишен епископского сана и отлучфн от церковного общения. Этот приговор собора объявлен был как жителям Ефеса, так и отослан клиру церкви константинопольской. Следующие дни (23 – 26) посвящены были епископами собора «на пламенные проповеди, в которых они наперерыв терзали Нестория“, как выражается Тьерри. 27 июня прибыли восточные епископы и в тот же день составили свой собор, на котором постановлено было низложить Кирилла и Мемнона Эфесского за их беззаконные действия в Ефесе и за еретическое мудрование, обнаруженное в его анафематствах, лишить их епископства и отстранить от всякого священнодействия.– – Как от законного православного собора, состоявшегося 22 июня, так и от полномочного государственного чиновника, комита Кандидиана, и наконец от частного собора Иоанна антиохийского (27 июня) посланы были императору донесения и постановления. Император затруднялся, особенно в виду самого неблагоприятного отзыва о соборе 22 июня комита Кандидиана. Спустя немного времени 51 , прибыли в Ефес уполномоченные представители римского престола; посему 10 июля состоялось второе заседание Ефесского собора, на котором папские легаты, по прочтении всех документов – первого собрания (22 июля), одобрили постановления Ефесского собора и 11 июля утвердили их своими подписями. Около этого времени семь епископов, доселе державших сторону Нестория, убедившись в правоте и законности действий православного собора, присоединились к защитникам православного учения 52 . В виду сих радостных событий св. Кирилл произнес два церковных слова, одно по поводу низложения Нестория, другое по поводу присоединения к его собору 7 епископов .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Удивительное чувство посещает, когда едешь по городам, через которые пролегал миссионерский путь Апостола Павла. Те же горы, природа. Автобус, как когда-то древние путники, делает остановки на расстоянии одного дня караванного пути. И лотки со сладостями, лепешками, испеченными в глиняных старинных печах, освежающий свежевыжатый апельсиновый или гранатовый сок… Несомненно, что и божественный Павел подкреплял свои силы на таких остановках.   …Целый день в раскопанном археологами древнем прекрасном Ефесе. Развалины, потрясающие красотой и гармонией. Город, возникший в X веке до Рождества Христова. В VI веке до н.э. этим городом владел легендарный царь Крез. Новый этап жизни города связан с Лисимахом, бывшим военачальником Александра Македонского, который стал править этими землями. Сам Ефес он переименовал в Арсиною (по имени своей жены).   Удивительная красота Ефеса В этом же городе жили Апостол Иоанн Богослов и Божия Матерь. Три года здесь прожил Апостол Павел (52-55 годы 1-го столетия нашей эры). Здесь же состоялся в 431 году Третий Вселенский Собор. Главная тема – осуждение еретика Нестория. Председательствовал на Соборе святитель Кирилл Иерусалимский. Собор закончился осуждением Нестория и его последователей. Город раскопан всего на 10%, но перед нами уже величественные храмы, улицы, кварталы, все, что помогает мысленно перенестись на 2 тысячелетия назад, во времена апостолов и первых христиан. У многих домов на мраморных плитах мостовой – таинственные монограммы или пиктограммы. Это древнехристианские символы. В период гонений на веру так христиане сигнализировали другим братьям и сестрам, что в этом доме живут последователи Христа.   Христианские символы на мраморных плитах видны и сегодня Город жил культом Артемиды, чей храм, одно из чудес света, находился в нескольких километрах от города. На многих зданиях ее изображения, во всех домах были ее статуэтки. Небольшие статуи из камня, серебра делали для паломников десятки мастеров города. Раскопана стертая ногами мраморная мостовая, на которой стояли палатки торговцев языческими святыньками.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Упорный по природе ересеначальник решился отстаивать свое и других неправомыслящих тем с большею дерзостию, чем сильнейшия имел надежды на приближенных к Императору сановников Империи: Кандидиана и Иринея, равно как на державшихся его стороны: вельможу Ин.на и воинского чиновника Палладия 59 . Последствия показали, что Несторий мог надеяться себе содействия и от Ин.на Архиепископа Антиохийского с подведомственными ему епископами 60 . Таким образом много было защитников на стороне Нестория, и он мог в своем ослеплении не безпокоиться, даже издеваться над истинным поборником и защитником древнего православного догмата, св. Кириллом Александрийским . Все было на стороне Нестория; но не было одного: не было истины. Истина была на стороне Кирилла, и скоро восторжествовали защитники истины. Соборное решение Надежда на составление Собора, какую выражал ересеначальник в письме своем к другу, исполнилась, по устроению Божию, вскоре. В 431 году отовсюду собрались предстоятели Церквей восточных и западных 61 в Ефес, и, не смотря на коварство, наглость и насилие со стороны сборища нечестивых, в самом деле все привели к порядку, но не к тому, о каком замышлял Несторий, а к благословенному Богом порядку – к утверждению древнего догмата о воплощении, к прославлению преблагословенной Девы, торжественным провозглашением свойственного Ей наименования Богородицею. На Соборе в ефесском храме Богоматери, куда Несторий, не смотря на троекратный, по церковным правилам, вызов, не хотел явиться 62 , без него было разсматриваемо учение его в послании к св. Кириллу 63 и в книге о догмате 64 . Тогда как найдены здесь мудрования вовсе не согласные с духом Св. Писания, и изъяснение догмата о воплощении, не сообразное с Символом Никейско-Константинопольским и нечестивое, св. Отцы единодушно определили: учение Нестория, как еретическое, и самого Нестория, как еретика и уничижителя Пресвятой Девы Богородицы, предать анафеме 65 . Вот, для примера, суждения и отзывы некоторых Отцев Собора о мудрованиях Нестория относительно Богородицы и догмата о воплощении, – суждения и отзывы, проясняющие для нас, ход и обстоятельства дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Феодора умерла в 538 г. в страшных мучениях от рака 888 . Краткие сведения об остальных святых императорах Византии Феодосий I Великий (379–395) . Память 17 января. Крестился в 380 г. При нем был созван Второй Вселенский Собор и издан манифест о вере, признающий Никейское исповедание единственно верным и лишающий всех, кроме никейцев, звания кафоликов и соответствующего положения в империи 889 . Память супруги Феодосия Великого св. Плакиллы 14 сентября. О ней есть слово свт. Григория Нисского 890 . Феодосий II Новый (408–450) . Память 29 июля. При нем был созван Третий Вселенский Собор (431 г., Ефес). Император был блестяще образован и благодаря влиянию своей сестры св. Пульхерии – благочестив. Он любил читать христианских писателей и петь церковные гимны. Однажды на ипподроме вместо ожидавшегося зрителями ристалища он устроил грандиозный молебен, на котором сам регентовал. Церковный историк Сократ пишет, что его никто из ближних не видел разгневанным. Некто спросил его, почему он никогда не наказывает смертью оскорбившего его человека. «О, если бы, ответил император, возможно было мне и умерших возвратить к жизни... Не великое и не трудное дело убить человека, но, раскаявшись, воскресить умершего не может никто, кроме Бога» 891 . Феодосий активно преследовал язычников. В 426 г. по его приказу была сожжена Олимпия – место культа Зевса и проведения посвященных ему олимпийских игр. Он издал указ против книг философа-неоплатоника Порфирия, в котором говорилось: «Предписываем все, что Порфирий (или кто-либо другой), гонимый собственным безумием, написал против благочестивой веры христианской, где бы оно ни было обнаружено, предать огню. Ибо мы хотим, чтобы всяческие произведения, вызывающие гнев Божий и оскверняющие душу, не достигали даже слуха людей» 892 . При Феодосии II в столицу были с почетом привезены мощи свт. Иоанна Златоуста . Император, преклонив колена, молился о прощении грехов его родителей виновников страданий и смерти великого святителя 893 . Вместе с Феодосием почитается и его супруга Евдокия (память 13 августа, †460 в Палестине).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Феодосий назначил собор в Ефесе в самый день Пятидесятницы 431 г. Это был Третий Вселенский Собор. В Ефес прибыли Кирилл с 40 египетскими епископами, Ювеналий Иерусалимский с палестинскими епископами, Фирм, еп. Кесарии Каппадокийской, Флавиан Фессалоникийский. Прибыл и Несторий с 10 епископами и два высших чиновника, друзья Нестория. Первый Кандидиан, как представитель императора, второй Ириней – просто как расположенный к Несторию. Не было только Иоанна Антиохийского и папских легатов. По прошествии 16 дней срока, назначенного императором для открытия собора, Кирилл решился открыть собор, не дожидаясь отсутствующих. Чиновник Кандидиан протестовал против этого и послал донос в Константинополь. Первое заседание было 22 июня в церкви Богородицы. Нестория приглашали на собор три раза. Но в первый раз он дал ответ неопределенный, второй раз отвечал, что придет, когда все епископы съедутся, а в третий – даже не выслушал приглашения. Тогда собор решил рассмотреть дело Нестория без него. Были прочитаны Символ Веры Никео-Цареградский, послания к Несторию, анафематизмы Кирилла и послания Нестория к Кириллу, его беседы и прочее. Отцы нашли, что послания Кирилла заключают в себе православное учение и, напротив, послания и беседы Нестория – неправославное. Потом отцы проверили, как Несторий учит в настоящее время, не отказался ли он уже от своих мыслей. По свидетельству епископов, беседовавших в Ефесе с Несторием, оказалось, что он придерживается прежних мыслей. Наконец, были прочитаны изречения отцов Церкви, писавших о Лице Господа Иисуса Христа. Здесь тоже Несторий противоречит им. Приняв все это во внимание, отцы Ефесского собора признали учение Нестория еретическим и определили лишить его сана и отлучить от церковного общения. Под приговором подписалось 200 епископов и первое заседание кончилось. В тот же день собор в Ефесе объявил о низложении Нестория и послал уведомление об этом клиру в Константинополе. Кирилл еще от себя написал письма епископам и настоятелю константинопольского монастыря авве Далматию. Вскоре были отправлены и акты собора императору. Несторию был объявлен приговор на другой день после заседания. Он, конечно, его не принял и в донесении императору жаловался на неправильные, будто бы, действия собора, обвинял особенно Кирилла и Мемнона и просил императора или перевести собор в другое место, или дать ему возможность благополучно возвратиться в Константинополь, потому что, жаловался он со своими епископами, – его жизни угрожает опасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010