16 Аларих I, король готов (395—410), вывел готов с Балкан и повел на Константинополь в 395-м году. 17 Аркадий, римский император (395—408) и Гонорий, римский император (395—423). 18 Происхождение Радагайса спорно. Предположительно, он возглавлял остроготов. 19 Взятие Аларихом Рима случилось в 410-м г. 20 Атаульф, король готов (410—416). 21 Сигерих, король готов (416). 22 Валия, король готов (416—19). 23 Констанций был в то время magister militum Запада империи. 24 Гибралтарский пролив. 25 Теодерид, известный так же как Теодорих I, король готов (419—51). 26 Валентиниан III, римский император (425—54). 27 Моралитэ Исидора связано с тем, что Литорий был язычником, а победившие готы христианами. 28 Битва на Каталунских полях случилась в 451-м году. 29 Маркиан, римский император (450—57). 30 Аттила умер в 453 г. 31 Торисмунд, король готов (451—53). 32 Теодорих II, король готов (453—66). 33 Авит, римский император (455—57). 34 Рехиарий, король свевов (448—56). 35 457 г. 36 Мальдра, король свевов (456—60). 37 462 г. 38 Лев I, римский император (457—74). 39 Эврих, король готов (466—84). 40 468 г. 41 Эти компании имели место в 472—3 гг. 42 Зенон, римский император (474—91). 43 Аларих II, король готов (484—507). 44 Хловис, или Хлодвиг, король франков (481—511). 45 Битва при Воилье (Вуайе) случилась в 507 г. Она привела к вытеснению везиготов из Тулузы. У них остались только Испания и Нарбоннская Галлия. 46 Теодорих Великий, король остроготов (489—526). 47 Одна из дочерей Теодориха Великого была замужем за Аларихом II. 48 Анастасий, римский император (491—518). 49 Гезалих, король готов (507—11). 50 Гундобад, король Бургундии (ум. 516). 51 Одоакр был военачальником свергнувшим последнего римского императора Запада Ромула Августула в 476 г. Мало вероятно, что он был остроготом. В 488 г. Теодорих Великий вторгся в Италию по поручению императора Зенона. В 493 г. Одоакр был схвачен и казнен. 52 Теодорих Великий фактически правил государством везиготов с 511 по 526 г, как регент малолетнего Амальриха, сына Алариха II и дочери Теодориха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3428...

415-416 ЕЛИШЕ [Егише] (ок. 405 или 410 - ок. 475 или 479), арм. историк, богослов и философ, один из представителей грекофильской школы переводчиков 416-417 ЕЛКЕСАИТЫ [елкесеи, елхасеи], иудеохрист. секта, существовавшая в III - X вв. в Средиземноморье и на Ближ. Востоке 417-418 418-419 ЕЛЛАДИЙ (XII-XIII вв.?), прп. (пам. 4 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) 418-419 419-420 421-422 ЕЛПИДИФОР мч. Персидский (пам. 2 нояб.) - см. Акиндин, Пигасий, Анемподист, Аффоний, Елпидифор, мученики 422-424 ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999) 425-432 ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки 432-434 434-436 ЕМЕЛЬЯНОВ Василий (в старообрядческом крещении Филипп; 1729 - 1797), наставник московской поморской общины 436-438 438-440 ЕМЕТЕРИЙ И ХЕЛИДОНИЙ [Эметерий и Келидоний] († ок. 300?), мученики (пам. зап. 3 марта), пострадавшие в г. Калагуррис (ныне Калаорра, Испания) 440-441 441-442 442-444 444-445 ЕМИЛИАН Антонович Гончаров (1882-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Алексеевич Киреев (1903-1941), свящ., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 445-446 ЕМИЛИАН Иванович Панасевич (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 446-448 448-449 ЕМИЛИАН (Пиперкович Неделько; 1886 - 1970), еп. Тимокский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1922-1970 гг. 449-450 450-451 «ЕНИСЕЙСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Енисейской и Красноярской епархии, выходившее с февр. 1884 по 1906 г. и с авг. 1908 по 1919 г. в Красноярске 2 раза в месяц 451-453 453-455 455-458 ЕННАФА (Еннеим), мц. (пам. греч. 9 июня) - см. Фекла, Мариамна, Мария, Марфа, Еннафа, мученицы Персидские

http://pravenc.ru/vol/xviii.html

Такой порядок оставался и в первое время христианизации Римской империи. При этом первые христианские императоры, осуждая тайные, неоформленные браки, в своих законах говорят лишь о гражданской, юридической стороне брака, не упоминая о церковном браковенчании, которое по-прежнему совершалось через епископское благословение. В 428 году императоры Феодосий II (408 – 450 гг.) и Валентиниан (425455 гг.) указывали, что между свободными гражданами брак заключается путём выражения согласия жениха и невесты, которое удостоверяется свидетелями. Император Юстиниан в своих «Новеллах» определил: браки, не сопровождаемые никакими формальностями, дозволительны только низшим классам; лицам из средних классов предписывалось являться к церковному нотариусу (экдику) и заявить перед ним о желании вступить в брак; лица из сословия сенаторов обязаны были обставлять вступление в брак заключением письменного договора о приданом и предбрачном даре. В «Эклоге» Льва Исаврянина (717 – 741 гг.) и Константина Копронима (741 – 775 гг.), изданной в 740 году, были повторены законы Юстиниана о браке с той лишь разницей, что лица среднего класса могли заключать браки или в присутствии друзей, или же по получении церковного благословения. Со своей стороны Церковь настаивала на необходимости освящать браки епископским благословением, но она признавала и действительность таких браков между христианами, которые были заключены без её благословения в гражданском порядке. Это видно из того, что Церковь , хотя и не благословляла повторные браки, но считала их действительными. Приблизительно в 895 году Лев Мудрый (886 – 912 гг.) в своей 89-й новелле предписал заключать брак не иначе, как с церковного благословения. Но этот закон не распространялся на рабов, он касался только свободных лиц. В 1095 году император Алексий Комнин (1081 – 1118 гг.) распространил обязательность церковного благословения браков и на рабов. Император Андроник Палеолог (1282 – 1328 гг.) и Патриарх Констатинопольский Афанасий (1303 – 1309 гг.) окончательно запретили заключение брака без ведома и благословения приходского священника. Совершение христианского брака перешло в исключительное ведение Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Большой интерес представляет фундаментальный пятитомный труд Феоклита Странгаса «Греческая Церковь в 1817–1967 гг. на материале достоверных источников» 367 . Важной публикацией источников является двухтомный труд А. Вакалопулоса «Источники по истории новой Греции» 368 : значительная часть публикуемых материалов относится к области истории Церкви и роли, которую она сыграла в становлении нового греческого государства. К.Н. Сатас, предпринявший источниковедческие разыскания в европейских библиотеках, обнаружил много имеющих важное значение для истории средневековой Греции и для истории образования новогреческого языка сочинений; они были им изданы в 7–ми томах под общим заглавием Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη , или, по–латыни, Bibliotheca Graeca medii aevi (Венеция, 1872–1894; репринт: Hildesheim, 1972), и 9–ти томах Documents inédits relatifs à l’histoire de la Grèce au moyen–âge (Париж, 1880–1890). Сводное издание византийских историков Corpus scriptorum historiae Byzantinae в 49–ти томах было предпринято в Бонне в 1828–1897 гг. 369 § 3. Латинские церковные хронисты В латинской литературе традиция написания хроник развивается во многом под влиянием Иеронимова латинского перевода «Хроники» Евсевия. Труд Иеронима продолжил (впервые – в 433 г., затем – в новых редакциях, последняя из которых датируется 455 г.) ученик блаженного Августина Проспер Аквитанский (ок. 390 – после 455) в Epitoma Chronicon (или Chronicon integrum 370 ), где автор, акцентируя антипелагианские посылки, дает собственный взгляд на современную ему историю («Хроника» Проспера охватывает 379–455 гг.) 371 . Большой интерес (особенно – для тех событий, которые не нашли отражения в других источниках) это сочинение представляет для 425–455 гг., о коих Проспер писал, как современник и очевидец; для этого времени «Хроника» является важным и общепризнанным источником. Работу Проспера продолжил аноним, начав с 456 г. и доведя изложение до эпохи Юстиниана (гибель вандалов). Параллельно с Проспером хроники Евсевия–Иеронима продолжал испанский епископ Идаций Аквэфлавийский (к. 4 в. – между 468 и 474), начав с 379 и окончив 468 г. – возможно, под впечатлением состоявшейся в раннем детстве встречи с Иеронимом Стридонским в его келье в Вифлееме 372 . До 427 г. Идаций пишет на основании свидетельств предшественников, а с этого года – как современник и даже участник событий (главным образом, в Галлии и Испании), много потерпевший от варваров–ариан и церковной анархии. Основной его принцип как дееписателя – максимальная историческая аккуратность. Идацию приписываются также (вероятно, безосновательно) Fasti consulares за 245–468 гг. – в первую очередь на том основании, что они содержатся в единственной относительно сохранной рукописи, дошедшей до нас, как приложение к его «Хронике».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

453 Феодосий II (401–450 гг.), восточно-римский император с 408 г., сын Аркадия и Евдоксии. В 402 г., еще ребенком, стал августом. В период его правления велись многочисленные войны на границах; с 430 г. Феодосий начал платить дань королю гуннов Аттиле. В 424–425 гг. Феодосий помог Валентиниану III и его династии утвердиться в Западной Римской империи. В целях защиты в 413–439 гг. Константинополь был обнесен мощными стенами («стены Феодосия»), в 425 г. здесь был построен университет. Во время его правления духовенство вело дискуссии по христологическому вопросу, в котором император отдавал предпочтение монофизитству. В 429–438 гг. Феодосий подготовил свод императорских законов («Кодекс Феодосия»), начиная с 313 г. действовавший в обеих частях Римской империи. 454 Правильное его имя Ницетий (Никита, Nicetas), миссионерский епископ и христианский писатель. Ок. 370 г. он стал епископом Ремесианы (совр. г. Бела Паланка), находящийся на римской дороге между Белградом и Константинополем, и достиг больших успехов в обращении в христианство диких племен. Никитий состоял в близкой дружбе с Паулином Ноланским, из трудов которого мы узнаем о двух визитах Никития в Италию. Многие же труды самого Никития очень рано стали приписываться Никитию Аквилейскому или Никитию Трирскому. 455 Олимпий, согласно одним источникам, епископ Толедо, согласно другим – епископ в Барселоне. Время его жизни можно определить, базируясь на данных Августина, который называет Олимпия среди наиболее известных, по его мнению, церковных писателей (С. Iul., II, 10, 33; III, 17, 32). Оба раза, когда Августин упоминает этих церковных деятелей, он называет их строго в определенном порядке: Ирений (130/140–202 гг.), Киприан (ум. 258 г.), Ретициан (начало IV в., участвовал в соборах 313–314 гг.), Олимпий, Хиларий (315–367 гг.), Амвросий (334–397 гг.), Григорий (330–390 гг.), Иннокентий (401–417 гг. понтификата), Иоанн (Хризостом, 347–407 гг.), Василий (Великий, 329–379 гг.). Итак, очевидно, что Августин намеренно расставляет этих отцов церкви в хронологическом порядке. Исходя из этого следует предположить, что время деятельности Олимпия приходится на первую половину IV в. Возможно, подтверждением этого является упоминание Оптатом (I, 26) некоего епископа Олимпия, который в 316 г. вместе с епископом Евномием был послан императором Константином в Карфаген для решения спора с донатистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

405 При Исходе израильтян из Египта Красное море расступилось перед ними, но сомкнулось над преследовавшим их войском фараона. 406 То есть Красное море. 407 Западно-римский император Гонорий умер в Равенне в августе 423 г. от водянки на сороковом году жизни. 408 Иоанн был главой императорских нотариев. 409 Узурпация Иоанна продолжалась с 423 г. по 425 г. 410 Гонорий также возвел Галлу Плацидию, сестру Гонория, в ранг августы, а ее сына Флавия Плацида Валентиниана род. 2 июля 419 г . в ранг цезаря. Это произошло в 423 г. 411 Военная экспедиция в Италию была отправлена в следующем, 424 г. 412 Ардавурий был аланом по происхождению. 413 Аспар, прославившийся захватом Равенны, в будущем станет военным магистром Востока, консулом, «первым из патрициев». В 457 г. он возведет на престол Льва I, но затем будет им казнен по обвинению в антиправительственном заговоре. 414 Равенна, город в Романье, области на северо-востоке Италии, на побережье Адриатического моря, являлась с конца IV в. резиденцией западно-римских императоров. 415 Равенна была захвачена в начале 425 г. солдаты Аспара устроили страшную резню и грабеж в павшем городе. 416 Узурпатор Иоанн был подвергнут позорной казни на ипподроме в Аквилее. 417 Август Констанций был соправителем Гонория в течение нескольких месяцев 421 г. 418 Валентиниан II был императором Западно-римской империи в 425— 455 гг. До своей смерти 27 ноября 450 г. за него фактически правила его мать Галла Плацидия. 419 Возможно, это произошло около 415 г. В письме к Кириллу Александрийскому Аттик оправдан свой поступок настояниями Феодосия II, симпатизировавшего Иоанну Златоусту, и народа. В свете непримиримости иоаннитов он считал это единственным способом прекратить раскол в столичной церкви. 420 Страбон ок.64 до н. э.-ок.24 н. э . — древнегреческий географ, автор «Географии» в 17 книгах. Николай Дамасский 64 до н. э.-нач. I в. н. э . — древнегреческий историк, автор «Истории» в 144 книгах и «Жизни Цезаря». Ксенофонт ок.430—354 до н. э . — древнегреческий писатель и историк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

В XIX в. Г. п. называли также Трахейским (Каменным). Топоним очень точно характеризует особенности этой каменистой равнины площадью около 12 000 га. Гераклея – см.: Ираклия. Геранон – известный с эпохи античности ворот – коромысло для черпания воды. См.: нария, сакийа. Герман Константинопольский (640–733 гг) – Патриах в 715–730 гг., автор гомилий. Ему приписывают наиболее распространенный комментарий на ход и структуру Божественной литургии (Евхаристии). См.: Кирилл Иерусалимский , Феодор Мопсуестский, Максим Исповедник . Германцы – первые упоминания народов, объединенных этим названием, относятся ко II в. до н. э. Термин обозначал племена, обитавшие на востоке от Рейна и на части территории Галлии. Имя «Германия» имело римское происхождение и было присвоено германцам обитателями Галлии (так называлось одно из германских племен – дословно «гер» – копье и «ман» – человек, «люди с копьями»). С середины III в. и особенно в эпоху Великого переселения народов германские племена, особенно готы, франки, вандалы, сыграли ведущую роль в развале Римской империи. Герменевт (от греч. герменевтикос – «тот, кто разъясняет, толкует») – ромейский переводчик, толмач. Г. в качестве корпуса входили в государственное ведомство по управлению варварами и в логофесию дрома, обязательно состояли в свите византийских послов-дипломатов. Герменевтика – учение о способах толкования текстов, первоначальный смысл которых неясен в силу их древности или многозначности. См.: экзегетика. Гермоген (ок. 160–225 гг. н. э.) – знаменитый античный ритор из города Тарса в Киликии. Войдя в зрелый возраст, утратил свой дар и даже лишился рассудка. Оставил после себя многочисленные компилятивные сочинения (учение о статусе, труд о семи видах стиля, о теории красноречия, об идеях), оказавшие огромное влияние на всю византийскую риторику. Героа – одно из названий мартириев. Геродот (ок. 484–425 гг. до н. э.) – греческий историк из города Галикарнас (Малая Азия). Во время политических неурядиц бежал, был на эгейском острове Самосе, в Афинах, предпринимал продолжительные путешествия (между 455 и 444 гг.), хорошо знал прибрежные малоазийские области с прилегающими островами, часть Передней Азии, Египет, побережье Сирии, области вокруг Черного моря, в также Фракию, Македонию, южную Италию (Великую Грецию).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

423 Потребник, изд. М. 1651 г, л. 138 об. См. прот. Никольского «О службах, бывших…» стр. 289–290. Подобное наставление дается и в современном Требнике. См. в Чине исповедания о «канонах противу согрешения» кающихся. Больш. Требн. Изд. М. 1897 г., л. 24. 425 В рукоп. Требн. Синод. библ. 310 (л. 166) начальный возглас другой: Господи, Иусусе Христе, молитв ради Пречистыя...». Очевидно, такое начало было приноровлено к тому случаю, если рассматриваемое Чинопоследование совершал один мирянин. 426 Нет положительных данных признать эти молитвы действительно творением св. Иоанна Златоустог о. Вполне допустимо предположение, что имя св. отца поставлено в надписавш этих молитв потому, что от него мы имеем свидетельство о чудесных свойствах Богоявленской воды. А, быть может, это сделано по аналогии с «последованием ко святому причащению», в коем некоторые молитвы также надписываются именем Св. Иоанна Златоуста . 427 Служ. ркп. Синод библ. 612, л. 102–105 об.; 615, л. 113–115 об.; 616, л. 122–125, Требн. ркп. той же библ. 848, л. 202–205, Чудов. библ. 54, л. 146–148; Типогр. библ. 214, л. 358 об.–360 об.; библ. Киев. дух. Акад. Аа 193. стр 1171–1175; Троиц.-Серг. Лав. 225, л. 109 об.; Солов. библ. 1025 (714), л. 260–263; 1085 (825), л. 455–456 об. и мн. друг. Печатные: Служ. Моск. 1602 и 1616 гг., Потребники – изд. М. 1625, 1636, 1639 (мирской) и 1651 гг. 431 Нам удалось встретить Чинопоследование причащения богоявленской водой в одном югославявском рукописном Требнике Хиландарской библ. 183, л. 448 об. Кроме того, означеннон Чинопоследование находится в одной Следованной Псалтири югославянского издания. «Псалтирь Со Возследованием», изд. Петинье, 1495 г, тетр. 19. л. 4–5. См. Каратаева «Описание Славяно-русских книг, напечатанных Кирилловскими буквами», т. 1. 8-й. 432 В греческих венецианских печатных богослужебных книгах этого чина нет. См. также проф. Алмазова. «Тайная Исповедь» т. II, стр. 144. 433 Л. 620 об.–621. В этом же Требнике, в отделе «Заповеди Святых Отец», о «сущих под запрещением», говорится, что они на Рождество Христово, на Богоявление, в великий четверг, в великую субботу и на Пасху, на Петров день и на Успение могут приобщаться агиазмою «Таковой, – замечается далее, – в сих днех да ясть целу неделю мяса, аще ли есть мних, да ясть сыр и рыбу». Требник Стрят. л. 638 и об. В южнорусской церкви агиазмой приобщали еще тех из больных, которые находились пред смертию в онемении, но не теряли сознания и знаками выражали свое желание причаститься Св.Таин. (Акты Зап. Росс. т. IV, 232, прав. 16. Цит. по статье Крыжановского: «Повреждение церк. обрядности в южнорусск. Митрополии». Полн. собр. сочин. т I, стр. 44. примечание).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

485 Петроний, епископ Болоньи (431/432–450 гг.). Его отец был префектом претория в Галлии. Сам Петроний занимал гражданские должности до занятия церковных. Он восстановил церкви Болоньи, которые были разрушены готами. Эти церкви Петроний построил, явно имитируя святые места в Палестине. Так, базилика св. Стефана являлась фактически моделью базилики Константина в Иерусалиме. Построенные Петронием церкви были разрушены только в Х веке. 486 Флавий Плацид Валентиниан III (419–455 гг.), император Западной Римской империи с 425 г. Валентиниан был сыном полководца Констанция и дочери Феодосия I Галлы Плацидии. После смерти Гонория Феодосий II сделал Валентиниана III правителем Западной Римской империи. До 437 г. регентшей при нем состояла его мать Галла Плацидия. Резиденциями Валентиниана III были попеременно Равенна и Рим. Он заботился об улучшении административного управления и обороны. В 445 г. он укрепил положение папы, признав за ним высшие судебные полномочия. Довольно долгое время Валентиниан III находился под влиянием талантливого полководца Аэция (в частности, Аэций разбил гуннов на Каталаунских полях в 451 г.). В 454 г. Валентиниан III казнил Аэция, однако вскоре после этого сам был убит приверженцами Аэция, объединившимися с сенатской знатью. Валентиниан III был последним представителем династии Валентиниана–Феодосия. 487 Пелагий – кельт по происхождению. Его собственное имя – Морган, в греческой транскрипции. Родился ок. 360 г., по одним сведениям – в Бретани, по другим – в Шотландии. Достоверные сведения о нем начинаются лишь с прибытия его в Италию в первые годы V в. Здесь Пелагий обратил на себя внимание добрым нравом, вел монашескую жизнь и заслужил дружбу Паулина Ноланского. В Риме Пелагий был поражен распущенностью мирян и клириков, которые оправдывали себя немощью человеческой природы перед неодолимой силой греха. Пелагий же выступил с утверждением, что неодолимого греха не бывает: если он есть дело необходимости, то это не грех , если же дело воли, то его можно избегнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

58–50 гг. до Р.Х. Войны Юлия Цезаря в Галлии 50 гг. до Р.Х «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря 9 г. н.э. Победа германцев над римлянами в Тевтобургском лесу 98 г. н.э. «О происхождении германцев и местоположении Германии» Тацита 165–180 Маркоманские войны III-VI вв. Великое переселение народов 284–305 Правление императора Диоклетиана 306–337 Правление императора Константина I Великого Медиоланский (Миланский) эдикт Константина и Лициния Первый Вселенский собор в Никее 325–375 Правление Германариха в Остготском королевстве Основание Константинополя 330–390 Указ Константина о прикреплении колонов к земле 339–397 Архиепископ Медиоланский святитель Амвросий 342–420 350–407 354–430 Приход гуннов в Северное Причерноморье Победа вестготов над римлянами при Адрианополе 379–395 Правление императора Феодосия Великого Эдикт Феодосия Великого о кафолической вере Второй Вселенский собор в Константинополе Разделение Римской империи на Западную и Восточную 395–408 Правление Аркадия в Восточной Римской империи 395–423 Правление Гонория в Западной Римской империи 408–525 Философ Боэций Взятие Рима вестготами во главе с Аларихом 418–507 Вестготское королевство в Южной Галлии 425–455 Правление Валентиниана III в Западной Римской империи 435–453 Правление короля гуннов Атиллы 439–534 Вандальское королевство в Северной Африке 451 июнь 15 Разгром гуннов на Каталаунских полях («Битва народов») Разграбление Рима вандалами Традиционная дата падения Западной Римской империи 480–550 481–511 Правление короля франков Хлодвига Создание франкского королевства (битва при Суассоне) 486–751 Династия Меровингов во Франкском королевстве 493–526 Правление короля остготов Теодориха Нач. VI в. Оформление «Салической правды» франков 527–565 528–534 «Свод гражданского права» в Византии 540–604 Святитель Григорий I Великий (папа с 590) 541–552 Правление короля остготов Тотилы 535–555 Война Византии с остготами, покорение Италии 568–574 Королевство лангобардов в Италии 613–629 Правление короля франков Хлотаря II

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010