Как же стать нам учениками Христа? Послушаем Его Самого, говорящего: «Хотящий идти за Мною пусть отвергнется себя, и возьмет крест свой, и следует за Мною» 405 . «Следованием» Он называет подражание делами, чтобы как Он шествовал, подобно Ему и мы шествовали 406 , терпели искушения и поношения с радостью и стали причастниками Духа Святого, без Которого ни пост, ни долулежание, ни нестяжательность, ни бдение, ни стояние, ни исихия, не телесный труд и ничто иное, что бы ты ни назвал, не даст нам слово мудрости или слово знания либо различения 407 , ибо все это есть путь, ведущий к свету, а не свет. Если я, шествуя в этих [добродетелях] тысячу лет, не достигну света, который есть Дух Святой, «Который от Отца исходит» 408 и через Сына «просвещает всякого человека грядущего» 409 , но буду найден пребывающим во тьме при исходе жизни моей, «какая мне польза» 410 ? Ты наверняка скажешь: «Никакой», – потому что апостол говорит: «Одному дается слово мудрости, кому-то слово знания, иному же дары исцелений, вспоможения, управления» 411 и, перечислив дальнейшее, сказал: «Все – один и тот же Дух» 412 . Видишь, как без Духа никто не может ни учиться, ни учить других? Тот, кто сам не получил прежде Утешителя, «Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его» 413 , кто еще «от мира» 414 и «в мире», 415 но дерзко пытается взять на себя чин учителя и стать посредником между другими и Богом, приводить их к Богу и примирять с Ним, – разве не достоин многих тысяч ударов молний и наказаний 416 ? И чтобы ты знал, что мы не говорим чего-то чуждого Божественным Писаниям, послушай Павла, говорящего: «Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» 417 . Видишь, как не имеющий в себе Духа Святого не только учить не допускается, но даже не может быть Христовым? " Если кто, – говорит он, – Духа Христова не имеет, тот и не Его». Ведь единство со Христом соделывает благодать Святого Духа, и нельзя не имеющему Духа Святого и не осознающему, что Он обитает в нем, иметь общение со Христом или сознательно зреть славу Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

5813 414 . Идет пятый год правления императора Ираклия./исправлено: Идет шестнадцатый год правления императора Ираклия. При нем славяне отняли у римлян Грецию, а персы – Сирию, Египет и многие другие провинции. (610–641 гг.) 415 . В Гиспании славнейший принцепс готов Сисебут силой своего оружия покорил многие города, бывшие под контролем римский войск./исправлено: . В Гиспании король готов Сисебут завоевал многие города, бывшие под контролем римский войск (612–621 гг.) 416 . и обратил в веру Христову евреев, бывших подданными его королевства./добавлено: После него глубоко верующий король Свинтила (621–631 гг.) начал войну против остальных римских городов и быстрой победой достиг единовластия над всем объединенным королевством Гиспании. 417 . Таким образом, от сотворения мира и до нашего времени, то есть до пятого года правления императора Ираклия и четвертого года благоверного принцепса Сисебута прошло 5813 лет./исправлено: Таким образом, от сотворения мира и до нашей эры 664 года, то есть до шестнадцатого года правления императора Ираклия и пятого года благоверного принцепса Свинтилы прошло 5827 лет. 418 . Время жизни, отмеренное человеку, ему неведомо. В целом, все противоречия по этому вопросу разрешил Господь наш, Иисус Христос , сказав: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти.» ( Деяния 1:7 , Синодальный перевод, 2003 г.), и в другом месте: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один.» (От Матфея 24:36 , Синодальный перевод, 2003 г.) Таким образом, пусть каждый думает о кончине своей так, как это говорится в Святом Писании: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь.» (Неканоническое, Сирах 7:39 ) А конец времен для любого наступает тогда, когда он расстается с жизнью. Конец 1 Марк Аврелий Антонин – (лam. Marcus Aurelius Antoninus; 121–180)  – римский император (161–180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма. 6 ...принципата Ираклия Августа... Византийский император Ираклий I, Флавий Ираклий Август (610 – 641).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

О четвертом прошении 412. Хлеб насущный - это хлеб, необходимый для того, чтобы существовать, или жить. 413. Приносить Богу прошение о хлебе насущном нужно с такими мыслями, Согласно наставлению Господа нашего Иисуса Христа, нужно просить не более как насущного хлеба, т.е. необходимого пропитания и также необходимого для жизни одеяния и жилища; а что сверх этого и не является необходимостью, а служит для удовольствия, то предать это воле Божией и, если дано будет, благодарить Бога; если не будет дано - не заботиться об этом. 414. Повелевается просить насущного хлеба только днесь, т.е. на нынешний день, для того, чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно, а надеялись в этом на Бога. Не пецытеся убо на утрей (не заботьтесь о завтрашнем дне), утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его (довольно для каждого дня своей заботы). (Мф.6,34.) Весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех (что вы имеете нужду во всем этом) (Мф.6,32). 415. Под именем " насущный хлеб " можно просить чего-либо и для души. Поскольку человек состоит из телесного и душевного существа, а существо души значительно важнее тела, то можно и нужно просить и для души насущного хлеба, без которого внутренний человек умирает от голода (свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное, 4,15; Православное исповедание, ч.2, вопрос 19). 416. Насущный хлеб для души - это слово Божие и Тело и Кровь Христовы. Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе (всяким словом), исходящем изо уст Божиих (Мф.4, 4). Плоть бо Моя истинно есть брашно (пища), и Кровь Моя истинно есть пиво (питие) (Ик 6,55). О пятом прошении 417. В Молитве Господней под словами " долги наши " следует понимать грехи наши. Грехи называются долгами, потому что мы все получили от Бога и должны все отдать Богу, т.е. все подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то и остаемся должниками перед Его правосудием. 418. Должники наши - это люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по Закону Божию, как, например, проявили не любовь, а вражду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

20 . Благословен Господь день дне и проч. С Евр. весь стих: «Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас». По Св. Афан. – это говорит лик Апостольский, по совершении великого дела спасения. Поспешит – «отверзет дверь слова, дабы благоуспешен был путь проповеди». 21 . Господня, Господня исходища смертная. С Евр.: «Во власти Господа Вседержителя врата смерти». «Ясно выражает уверенность свою, – говорит св. Афан., – что доведенных до смерти за проповедь изведет победоносно, потому что Его суть исходища смертная». «Господь отверз нам неисходную темницу смерти, сокрушил врата медная и сломил вереи железные ( Ис. 45:2 )» (Бл. Феод.). У Господа – ключи ада и смерти. Апок. 1:18 . 22 . Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас переходящих 414 в прегрешениих своих. С Евр.: «Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях». Т.е. «Бог сокрушит, – поясняет св. Афан., – головы врагов лика Аностолов. Но сия речь имеет приложение и к начальникам народа Иудейского. Верх влас 415 преходящих в прегрешениих своих. Верхом влас называет опять главу; разумеет же, что сокрушит главы согрешающих нераскаянно». Бл. Феод. под волосом разумеет самый маловажный поступок. «Смысл слов сих, – говорит он, – следующий: Бог в наказание согрешающим определил смерть. Диавол же, как безжалостный какой исполнитель казни, подвергая разысканию жизнь человеческую, не опускает из вида и самого маловажного, но предает смерти естество наше. Посему, увидев Владыку Христа, облеченного тем же естеством, приступил к Нему, отыскивая вины смертной ( Ин. 14:30 ). Впрочем, и ничего не обретши, неправедно предал смерти. Сия-то неправда сокрушила его державу, а человекам отверзла ад». 23 . Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских. С Евр.: «Господь сказал: от Васана возвращу, выведу из глубины морской». По св. Афанасию, «Васан толкуется горечь или преогорчение. Посему говорит (т.е. Бог чрез Давида), что обратит к Себе от дома преогорчевающего, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Что касается, наконец, самого события, то мы уже видели, какое нелепое объяснение его предлагает отрицательная критика, когда указывает на „чисто – физическое“ (rein physischen) влияние Иисуса при посредстве так называемого животного магнетизма; сам Иисус при этом представляется отрицательной критике „как бы заряженной электрической батареей, которая разряжается при самом малейшем прикосновении“ 414 . Насколько такое объяснение может быть удовлетворительным, мы уже говорили, а потому и не считаем нужным вторично разбирать его. Впрочем, в своем сочинении – „Das Leben Jesu“, 1874, стр. 457, – Штраус и сам почти отказался от этого объяснения. Sapienti sat!.. ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО, ОПУЩЕННОГО ЧЕРЕЗ КРОВЛЮ ( Мф. 9:1–8 ; Мр. 2:1–12 ; Лук. 5:17–26 ). Событие это случилось в Капернауме уже по возвращении Иисуса из Переи (от Гадары) и евангелисты рассказывают о нем следующее. Как только разнесся слух, что Иисус находится в Капернауме, тотчас собрались многие в тот дом, где Он был, чтобы снова слушать Его учение: тут между прочим сидели фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных. Теснота в доме была такая, что свободного места не было даже и у дверей. В это время какие-то четыре человека принесли на постеле больного, который был расслаблен, и веря, что только Иисус может исцелить его, они старались пронести его в дом, чтобы положить пред Иисусом. Не имея, однако-же, возможности пронести его, за множеством народа, в дом, они влезли на верх того дома, в котором находился Иисус, и сквозь кровлю спустили разслабленного вместе с постелью к ногам Иисуса. Видя твердую их веру и милосердовав, Иисус обратился к расслабленному и сказал: „чадо! прощаются тебе грехи твои“. Эти слова подали повод здесь же сидевшим фарисеям и книжникам к обвинению Иисуса Христа в богохульстве. „Что Он так богохульствует? – помышляли они в сердцах своих. – Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?“ Но Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им в ответ: „для чего так помышляете в сердцах своих? Что легче? сказать ли разслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель, и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи (говорит разслабленному): тебе говорю: встань, возьми постель свою и иди в дом твой“.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Но рядом с этим развитием в Псалтири души человеческой – скорбящей, молящейся и благодарящей, – идет другая, еще более светлая таинственная нить откровения, и являются величественные образы Бога во плоти с полным существом человеческим, из души и тела состоящим. Сей Богочеловек изображается в унижении и страдании; Он приемлет смерть, но побеждает ее и воскресает. Во славе Своей Он не оставляет человечество, ибо ради любви к нему Он восприял страдания и смерть; Он является Женихом, и в одном из псалмов рисуется таинственный брак прославленного Мессии с Церковью . Последнее, что открыто человеку, это ожидание окончательного уничтожения зла в мире во времена, только Господу Богу известные, и вознесение на небо Богочеловеком образа человеческого, освященного и прославленного Господом нашим Иисусом Христом 413 . «Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» ( Пс. 109 , ст. 1). Псалмы, в особенности отличающиеся Мессианским характером, суть: Псалом второй: «Зачем мятутся народы?» Псалмопевец видит в видении Иегову на престоле вселенной и Мессию, Сына Божия, вступающего на царство земли. «Я помазал Царя Моего над Сыном, святою горою Моею. Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». (ст. 6–7 и ср. ниже псалом 109). И ст. 12: «Почтите Сына». Псалом восьмой, о котором мы говорили по поводу Mamф. XXI, 16 и послания к Евреям: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» 414 ... и «Что есть человек, что Ты помнишь его?» Псалом пятнадцатый, ст. 8–10: «Господь одесную меня... ибо Ты не оставишь души моей во аде». Псалом двадцатый, в котором признают Мессианское пророчество 1), так как под именем царя и его славы рисуется слава Мессии: ст. 4) «возложил на главу его венец»... 6) «Ты возложил на него честь и величие»; 7) «Ты положил на него благословения на веки»... 9) «Рука Твоя найдет всех врагов Твоих» (с сближением с пс. 109, 1). Псалом двадцать первый, о котором мы уже говорили выше и к которому мы еще возвратимся. Псалом двадцать второй: «Господь пастырь мой....

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

У еванг. Матфея тут прибавляется сказание о приставлении стражи ко гробу Спасителя врагами Его. Так он повествует: На другой день, который следует за пятницею, т. е. в субботу, вопреки закону о субботнем покое, за нарушение коего сами строго преследовали Господа, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и сказали: мы вспомнили, что обманщик тот (так по своему неверию и закоснению назвали они Господа), еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых. И будет тогда последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу, подите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и положили к камню печать (27:62–66). 4 После того, как Голгофа была прославлена смертию и воскресением Христовым, и христиане стали относиться к ней с великим благоговением, иудеи и язычники старались затмить ее славу; пещера гроба Господня и самая гора первыми были засыпаны мусором и землею, а вторыми на них поставлены идольские капища (Венере и Юпитеру). Но это-то и послужило к сохранению святыни; насыпи и идолы были памятиками, и по ним св. Елена обрела сию святыню. Капища ею были низвергнуты и насыпи сняты до той самой земли, которая освящена была стопами. Божественного Страдальца и обагрена Его кровию. Тогда сын св. царицы Елены, император Константин Великий над пещерою гроба Господня и над Голгофою построил обширный храм Воскресения Христова. Престол на нем поставлен на том самом месте, где был водружен крест Иисуса Христа. Он открыт по бокам и под ним видно круглое отверстие, где стоял крест. Направо возле престола видна трещина скалы, распавшейся при кончнне Господа. Гроб Господень, т. е. пещера Его погребения, помещается на западном конце храма в устроенной над ним часовне. Вход в пещеру низок, внутренное пространство ее – в квадратную сажень. В пещере с правой стороны уступ, на котором собственно было положено тело Христово. Он покрыт белою мраморною плитою, и на нем, как на престоле, совершается литургия. Камень закрывавший гроб Господень, служит вместо жертвенника. Множество лампад горит день и ночь во гробе Христовом. При императоре Константине воздвигнут был храм и над пещерою Рождения Христова в Вифлееме и на горе Елеонской, откуда вознесся Господь. Читать далее Источник: Толкование на Евангелие от Луки/Сост. прот. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : кн. маг. В.В. Думнова п/ф " Насл. бр. Салаевых " , 1902. - 414 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Ибо пока Он был жив, Он Сам заботился о немощных, но когда Он умер, воскрес и удалился на небо, то вверил эту заботу Апостолам. Ведь содержатель гостиницы – это всякий предстоятель Церкви, то есть, всякий епископ, и всякий преемник Апостолов. Два же динария – это Новый и Ветхий Завет , которые доставляют исцеление немощным. Ибо Он сказал в двадцать четвертой главе Евангелия от Матфея, что «всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» 411 . Или два динария – это два толкования Писания евангельского, или вообще всякого, то есть историческое и духовное (κατ ναγωγν). (10, 35) И если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Если ты что-то от себя дополнительно издержишь на его пользу. Ибо учителя добавляют и от себя, давая пространные толкования божественных речений. А именно, они берут за основание два завета и своими речами доставляют более щедрое попечение страждущим. Возвращение же Христа – это второе пришествие, во время которого Он всем выплатит воздание. (10, 36–37) Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: сотворивший милость с ним 412 . «С ним» означает «ему». (10, 37) Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Заботься о том, кто требует помощи. Ведь кто так не поступает, не любит ближнего как самого себя, а кто не любит ближнего как самого себя, не любит и Бога всем сердцем, и всею душею, и всею крепостию своей, и всем разумением своим 413 , что выражает пламенность и силу любви. Глава 37. О Марфе и Марии (10, 38) В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Это селение – Вифания, ведь именно ее Иоанна назвал селением Марфы и Марии 414 . (10, 40) Марфа же вся была поглощена служением 415 . Подготавливая то, что необходимо для угощения и ухода за Ним и за Его учениками. (10, 40) И, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

—414— ственниками, прообразами и предуготовителями апокалипсического зверя – антихриста в тех действиях последнего, в которых он явится лжецом и обманщиком, явным, сильным и дерзким врагом Бога, христианства, религии и всего святого, и будет требовать божеского поклонения только одному себе. Тайнозритель видел, что даны были ему (зверю, выходящему из моря) уста, говорящие гордо и богохульно. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе... И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира ( Откр.13:5:6,8 ). И Апостол Павел говорит о нём, что он будет человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога..., что он будет беззаконник..., которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой, и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих, – за то, что они не приняли любви истины для своего спасения ( 2Сол.2:3:4,8:9,10 ). Еретичество, кровожадная жестокость, нравственное беззаконие, богохульство и безбожие и соединенные с ними умственный упадок и физическое вырождение, проявляясь в течение веков в разных формах, то ослабевая, то усиливаясь, но никогда не прекращаясь, замирая в одних формах и в одних местах и возгораясь с новой силой в других видах и в других местах и народах, будут постепенно накапливаться в человеческом роде; зло, антихристианство, вражда против Бога, хотя и чрез промежутки, но всё-таки будут усиливаться, пока не возрастут до всепоглощающего потопа зла пред кончиной мира. Бесчисленные и разнообразные антихристы всех времён и мест, как воплощение зла, как слуги дьявола, как враги Бога и Христа, были и будут предшественниками апокалипсического антихриста, будут в течение длинного ряда веков подготавливать появление его и его всемирную пропаганду безбожия. Зло, ложь, нечестие, антихристианство и безбожие всех времен и мест будут

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

I, с. 27]. Тогда Афинаида, привыкшая к обеспеченной жизни, отправилась в Константинополь, к своей тетке, вхожей во дворец. Та устроила племяннице аудиенцию у Пульхерии. Красивая и образованная, Афинаида произвела на августу сильнейшее впечатление, и последняя решила сделать ее супругой брата. Император, увидев Афинаиду, влюбился без памяти. Вскоре ее крестил сам патриарх Аттик. Препятствий для брака не было, и 7 июня 421 г. Евдокия стала женой Феодосия II. Через год императрица родила дочь Лицинию Евдоксию, ставшую впоследствии женой Валентиниана III. 2 января 423 г. Феодосий II объявил жену августой. Образование Афинаида-Евдокия имела блестящее, к тому же она осталась в памяти потомков как талантливая поэтесса, сочинившая множество произведений как на героические (стихи о победах римлян над персами), так и  на религиозные темы – стихотворные переложения некоторых книг Ветхого Завета, отрывков Евангелий, известную даже в позднем средневековье поэму о св. Киприане (см. В 438 г. августа Евдокия отправилась паломницей в Иерусалим. Посетив по дороге сирийскую Антиохию, она пожертвовала городу большие средства на ремонт стен и общественных сооружений, за что благодарные жители воздвигли ей статую. Случившаяся в 441 г. история с Павлином лишила Евдокию благосклонности царственного супруга. Опальная императрица сама покинула Константинополь и отправилась в Иерусалим, где и прожила остаток жизни. По слухам, через некоторое время двух местных клириков обвинили в конкубинате с ней и казнили. В отместку Евдокия сумела подослать убийц к автору доносов, одному столичному сановнику. Умерла Евдокия тихо, 20 октября 460 г. и была похоронена в базилике св. Стефана, которую при жизни построила на свои средства. Перед смертью она горько жаловалась духовнику, что в связи с Павлином невиновна и пала жертвой злой клеветы. Пульхерия (399 – 453, августа с 414) Старшая сестра Феодосия II в период с 414 до конца двадцатых годов реально правила империей, имея неограниченное влияние на брата. В 414 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010