11. Итак, присоединяет апостол увещание, если всё это так разрушается и разрушится, то обратите внимание, подумайте, как сильно вы должны заботиться не о плоти и земной жизни, а о том, чтобы во всякое время и всесторонне жить свято и делать угодное Богу со страхом Божиим, с боязнью не исполнить своё дело, как должно и угодно Богу (ср. 1:3; 1Пет. 1:15–17 407 . 12. Ожидая и ускоряя пришествие дня Иеговы своими молитвами, с пришествием которого небеса в огне (жегома) разрушатся и стихии небесные в сильном жаре растают 408 , 13. А мы с пришествием которого ожидаем, по обетованию 409 Его, нового неба и новой земли, в которых будет обитать правда, в каковом мире мы будем жить также в новом божественном естестве, как участники царства славы Христа, в правде. В 14–18 ст. апостол даёт христианам заключительные наставления: пребывать в мире и стараться жить неосквернёнными грехом и безупречно (ср. 1:3–11), долготерпение Господа почитать временем спасения (ср. 3:9), остерегаться совратителей (ср. 2 гл.) и вообще возрастать в благодати и познании Господа Иисуса Христа. 14. Посему, возлюбленные, так как вы ожидаете этого, т. е. нового неба и новой земли, в которых живёт правда, в благодатном мире (см. объяснение к 1Пет. 1:2 ) старайтесь обретаться неосквернёнными грехом и непорочными пред Господом Иисусом Христом 410 , И долготерпение Господа нашего, Который в день Иеговы имеет прийти для суда над миром, почитайте спасением, как написал вам, чтобы вы так вели себя 411 по данной ему премудрости и возлюбленный брат наш 412 Павел, 16. Как он писал и во всех посланиях, когда говорил в них об этом (ср. 1:2), в которых есть нечто неудоборазумеваемое (δυσνητ), трудно понимаемое 413 , что невежды и неутверждённые (как например, Гименей и Филет, 1Тим. 1:20 ; 2Тим. 2 :l7 414 , как и прочие писания 415 , извращают к своей собственной погибели. 17. Вы же, возлюбленные, заключает апостол, теперь лучше зная об этом, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников (2:7) и не отпасть от своего утверждения в христианском звании и избрании (1:10), 18. Но возрастайте в благодати и познании (γνσις 1:5, 6; как πιγνωσις 1:3; 2:20, 21) Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

«Никто пусть не считает, – говорит он, – этот труд излишним и не признает такое исследование делом пустого любопытства, потому что время посланий не мало содействует нам к объяснению их» 413 . Антиохийский пастырь задаётся вопросом, почему тон послания к Римлянам иной, нежели тон послания к Колосянам. Сравнивая два аналогичных по содержанию отрывка из обоих посланий: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи ( Рим.14:1–2 ) и если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай» «не дотрагивайся», что всё истлевает от употребления [...] в некотором небрежении о насыщении плоти» ( Кол.2:20–23 ), он отмечает, что «к Римлянам он пишет с большим снисхождением», а к Колосянам «выражается иначе и с большею свободой». Причину этого Златоуст видит в том, что, поскольку послание к Римлянам было написано раньше, чем послание к Колосянам, то в первом случае апостол более снисходителен, а во втором – более строг. «В начале, – пишет он, – следовало быть снисходительным, а после это стало уже не нужно. Можно найти, что Павел и во многих других случаях делал тоже» 414 . При чтении Предисловия толкования на послания к Римлянам обращает на себя внимание, что, во-первых, определяя время написания той или иной библейской книги, Златоуст не прибегает к внешним свидетельствам, а опирается исключительно на внутреннюю логику библейского текста, сопоставляя различные его отрывки и делая выводы на основе анализа их содержания. Во-вторых, этот анализ является для Златоуста не самоцелью, а служит для более глубокого проникновения в смысл библейских слов. В данном случае он показывает те принципы, на которых основывался апостол Павел при общении со своей паствой, сравнивая его с учителем и врачом: «Так обыкновенно поступают врач и учитель. Врач не одинаково будет обходиться с теми, которые только что заболели и с теми, которые уже выздоравливают; равно и учитель иначе будет обращаться с детьми начинающими учиться и иначе с требующими совершеннейших уроков» 415 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

По свидетельству ап. Павла, Господь имел Своей целью создание именно святой Церкви: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:25–27 ). Источник и основание святости Церкви находится в ее Главе и в Святом Духе, Который постоянно изливает святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с ее Главой. Все члены Церкви призваны к святости: «плод ваш есть святость» ( Рим. 6:22 ). Церковь называется святой не только потому, что обладает всей полнотой благодатных даров, освящающих верующих, но и потому, что в ней есть люди различной степени святости, в том числе и такие члены, которые достигли полноты святости и совершенства. В то же время Церковь никогда, даже в апостольский период своей истории, не была заповедником святых ( 1Кор. 5:1–5 ). Таким образом, Церковь – это собрание не святых, но освящаемых и поэтому признает своими членами не только праведников, но и грешников. Эта мысль настойчиво подчеркивается в притчах Спасителя о пшенице и плевелах ( Мф. 13:24–30 ), о неводе ( Мф. 13:47–50 ) и др. Для согрешающих в Церкви установлено таинство Покаяния. Искренне кающиеся в грехах получают их прощение: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1:9 ). «Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою...» 413 . Однако существует некоторый предел, преступив который, грешники становятся мертвыми членами церковного тела, приносящими только зловредные плоды. Такие члены отсекаются от тела Церкви или невидимым действием суда Божия, или видимым действием церковной власти, через анафематствование, во исполнение апостольского повеления: «извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор. 5:13 ). К таковым относятся отступники от христианства, нераскаянные грешники, пребывающие в смертных грехах, а также еретики, сознательно извращающие основные догматы веры 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Так же и Иоанн говорил: < > 410 Идущий позади меня 411 стал впереди меня, потому что был прежде меня ( Ин.1:15 ). Однако каким образом он, увидев и назвав Еммануила неким мужем, говорит, что Тот, Кто родился позднее и после него, стал впереди Него и прежде? < > 412 В – Ставшим впереди и прежде он называет Его из-за Его славы, по крайней мере, как я склонен это понимать. А – И тем не менее 413 ложность и невежественность такого воззрения. А именно, если принять «впереди» как указание на превосходство в славе, на том же основании мы, пожалуй, скажем, что «позади» несомненно указывает на второстепенное по чести. 414 , будто Христос уступает славе Иоанна и бежит позади него. Ведь Иоанн сказал: позади меня 415 идёт муж ( Ин.1:30 ). В – Какая нелепость! Но ведь мы не станем думать, будто это так, верно уразумевши написанное в псалмах: Ибо кто во облацех уравнится Господеви? 416 уподобится Богови 417 в сынех Божиих? ( Пс.88:7 ). —145— А – Стало быть, древность должна быть приписана Ему даже вместе с плотью, как Богу по природе, соединённому с плотью и имеющему обыкновение блага собственной природы сообщать Своему телу. 418 А – А что это именно так и что сказанное – верно, ты можешь 419 и из других свидетельств, если только пожелаешь. Действительно, Бог сказал через одного из святых пророков о Христе от семени Давида по плоти: И ты, Вифлеем, дом Евфрафов, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ; ср. Мф.2:6 ). Писал и Павел о сынах Израиля: все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос ( 1Кор.10:2–4 ). Так прими во внимание, что в силу единения по домостроительству во Христе Иисусе присутствует та древность, которая в собственном смысле принадлежит Слову. Разве эти слова Писания не ясны? Ведь сказано весьма определённо, что Тот, Кто из Вифлеема и от жены, как человек, имеет происхождение из начала века.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

если я умру, то Ты не сотворишь надо мной чуда, не воскресишь меня. «Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?» – нет! Так и я, если умру, то не восстану, чтобы славить Тебя. «Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления?» Если я сойду во гроб – в место тления, то уже не буду возвещать о милости Твоей и истине Твоей. «Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?» Во мраке могилы не знают о чудесах Твоих и находящиеся в стране мертвых, преданных забвению, не познают оправдания Твоего, они уже от руки Твоей отринуты (стих 6). 414 «Пока еще я жив, говорит пророк, покажи чудо Твое», – объясняет блаженный Феодорит , – «потому что, когда умру, не увижу его... Мертвецам, разрешившимся в прах, пребывающим во гробе смерти и преданным забвению, возможно ли ощущать Твое человеколюбие и быть зрителями чудес Твоих». 415 Неужели сектанты не знают о чуде воскрешения мертвого через прикосновение к костям пророка Елисея? ( 4Цар.13:21 ). 9) Почитать мощи запрещает слово Божие: «спрашивают ли мертвых о живых?» ( Ис.8:19 ). Пророк Исаия, упомянув ( Ис.8:18 ), что Бог дал уже народу иудейскому «указания и предзнаменования» будущих событий, говорит ( Ис.8:19 ): не к чему поэтому обращаться к разного рода гадателям («вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям») за предсказаниями о будущем. Где же здесь запрещение почитать останки святых угодников? 10) Останки мученика Стефана погребли, а не выставляли для почитания ( Деян.8:2 ). Так в православной Церкви и поступают предавая земле всякого умершего, как бы он ни был праведен. Мощи износятся для поклонения впоследствии, если Господу угодно бывает прославить их чудесами, как это и было со святыми мощами Стефана, обретенными в 415 г. Церковь небесная Церковь небесную составляют: Божия Матерь, святые ангелы, святые угодники и все усопшие в вере и покаянии православные христиане: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

По выражениям ее 410 , они, в телесах многих имея один разум, исповедали единого Господа Иисуса, побуждаемые и укрепляемые благодатью Божией, любовью ко Христу, источнику истины и жизни, и чаянием благ вечных. На них возлагали руки и гнали, предавая их в синагоги и в темницы, приводили пред царей и правителей за имя Господа. Когда доводилось им свидетельствовать, они не приготовлялись к ответу заранее. Ибо Господь давал им уста и премудрость, которой не могли противостоять все противящиеся им. Они были ненавидимы за имя Господа, однако и волос с головы их не пропадал без воли Божией. В терпении они стяжали души свои ( Лк.21:12–19 ) 411 . Силой Возлюбившего их они преодолевали скорби, тесноту, гонение, голод, наготу, опасность, меч ( Рим.8:37,35 ) 412 . Они переносили страдания, как добрые воины Иисуса Христа ( 2Тим.2:3 ); не боялись убивающих тело и после немогущих ничего более сделать, но боялись того, кто по убиении имеет власть ввергнуть в геенну. Они исповедали Христа пред человеками, утешаясь, что и Сын человеческий исповедает их пред Ангелами Божиими и Отцем небесным ( Лк.12:4–5,8 ) 413 . Как Божественное всесожжение и чистая жертва, они принеслись Творцу и Спасу. Тело, сокрушаемое ранами, являло правость совести их. Терпя раны, они хранили неуязвленным благородие души, и явились, как лозы Богомудрые, как ветви режемые и нам источающие мысленное вино, утешающее сердца и отревающее опьянение страстей; при строгании тела являлась светлая доброта их. Своей честной кровью Мученики освятили землю и упразднили идольскую кровь. Так укрепляясь Господом и могуществом силы Его, препоясанные истиной, облеченные в броню праведности, обувши ноги в твердость Евангелия мира, особенно со щитом, шлемом спасения и мечем слова Божия ( Еф.6:10–17 ) 414 , они явились воинами Христа непобедимыми, победоносцами и гражданами вышнего града. Мученики умирали в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Подобным же образом высказывается Дидим, слепец александрийский (†396 г.): «И, налагая наказания на противников, Он, – Господь, – страшен. Ибо, если кто-нибудь приближается к Нему чрез то, что воспринял Божественное учение, то своею греховностью он оказывается возле этого огня – γγς γνεται το πυρς. Потому-то говорит Спаситель: «Находящийся возле Меня – возле огня; далекий же от Меня – далек от Царства; – γγς μου γγς το πυρς, δ μακρν απ’ μο, μακρν π τς βασιλεας». И теперь, значит, говорит прислушивающимся круга заповедей Его, что Он «страшен и велик» для отвращающихся от добродетели Его». 411 Таково двойственное действие или, выражаясь по-ученому, «поляризация» благодати. Но лишь это слово может показаться не совсем привычным. Суть же дела – слишком хорошо известная истина, что Бог – не только благостен, но и страшен, страшен именно непереносимою благостностью Своею, этим «бичом любви», 412 для всякого нарушителя Его Святой Правды. Как одно и то же пламя светит и греет одним, а других – жжет и изобличает своим светом, так и Трисиятельное Светило «для одних – свет, а для других – огонь, смотря по тому, какое вещество и какого качества встречает в каждом». 413 Благодать Божия для одних «росодательною» делает и печь, а других и в прохладе «опаляет». 414 Если «прильпе земли утроба наша» ( Пс.43:26 ), то всякий подъем вверх болезнен, ибо отрывает «утробу» от «земли», вырывает «землю» из сердца нашего. Солнце, светящее ясно-зрительному, парящему Орлу, ослепляет подземного крота с полу-атрофированными от неупражнения глазами. Потому-то и поется в церкви: «Нощь несветла неверным Христе, верующим же просвещение сладостию словес Твоих». 415 Но наиболее ярко и последовательно идея «поляризации» благодати выражена в «Последовании ко святому причащению» . Тут, в сущности говоря, в основе лежит только одна идея: «Огнь бо еси, недостойныя попаляя». Одежда мирской суеты, непристойно одетая на брачный пир, может оказаться рубашкою Деяниры; так, читаем мы в притче о званных и избранных: «Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?». Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: «Связавши ему руки и ноги, возьмите и бросьте во тьму внешню: там будет плач и скрежет зубов»» ( Мф.22:11–13 ). Чертог брачного пира – это среда Духа; одежда – эмпирическая личность, вязание же рук и ног – лишение творческой деятельности. Так, благодать, светящая одним, делается поводом к ослеплению других. Эта же обоюдность благодатной силы выражается еще образом «камня». «Камень», который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» ( Пс.117:22 = Мф.21:42 = Лк.20:17 ). Камень этот – основа равновесия всего здания Церкви, 416 всей среды духовной жизни или спасения. Но «всякий, кто упадет на тот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит» ( Лк.20:18 = Мф.21:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Место, где имел родиться Мессия, предъуказал пр. Михей, в следующих словах: и ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ). Древнее иудейское предание всегда относило это пророчество к Мессии. На вопрос Ирода: где должен родиться Мессия? Иудейские первосвященники и книжники ответили: в Вифлееме, и в подтверждение привели это пророчество ( Мф.2:4–6 ). Так думал и весь народ иудейский ( Ин.7:42 ). Вечность происхождения Старейшины исключает возможность отнесения пророчества к кому-либо другому, кроме Мессии. Время пришествия Мессии было предвозвещено с особенною точностью через пр. Даниила, когда народ иудейский находился в плену Вавилонском. Отчасти пророк предъуказал это в своем истолковании виденного Навуходоносором сна (2:26–47). Под камнем, отторгнувшимся от горы, раздробившим истукана, сделавшимся великою горою и наполнившим всю землю, по словам пророка, надлежало разуметь всеобъемлющее царство, которое во веки не разрушится и будет стоять вечно. Бог имел воздвигнуть это царство после того, как разрушится царство Навуходоносора (золотое), такая же участь постигнет и еще два царства (серебряное и медное), – а во дни четвертого царства, частью крепкого, частью хрупкого (железные и глиняные ноги и пальцы ног), откроется царство такое, которое во веки не разрушится: оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (44 ст.). 414 Но точнейшее определение времени открытия этого царства и явления Мессии содержится в пророчестве о седминах. Сожалея о своих соотечественниках, томившихся в плену, пророк усердно молил Господа помиловать согрешивший народ и сократить ему наказание (70-летие плена, предсказанное Иеремией – 25:11–13; 29:10). В утешение ему явился вестник судеб Божиих – архангел Гавриил и открыл величайшую тайну, – не избавление только народа иудейского от плена, но явление на земле Христа и избавление всего рода человеческого от рабства диаволу: седмьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, возвещал небесный вестник мужу желаний, чтобы покрыто было преступление (потеряло силу, и упразднен грех), запечатаны (забыты или прощены) были грехи и заглажены (смыты) беззакония, и чтобы приведена (водворена в мир) была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк (закончатся ветхозаветные откровения и пророчества, исполнившись в Мессии), и помазан был Святый святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

При всех различных немощах, при всех разнообразных несовершенствах нам свойственных [нашу природу воспринял Христос] ради нашего спасения. И никто не может презирать той славы, которую дал нам Бог, как сказал Павел: «муж не должен покрывать голову [потому что он есть образ и слава Божия]» 414 . 11 . Выслушав эти слова, блаженный архиепископ встал, пал на выю его и сказал: «поистине только отшельник должен быть ( πρπει) учителем. А я... смутились в нас помыслы сердца нашего, так что, по неведению, мы вполне ошиблись». И тотчас написал во всю страну ( χρα) [послание, в котором] отказался от того ошибочного выражения [и заявил], что он непродуманно употребил его. 12 . После этого сказал он блаженному с заклятием: «поведай мне жизнь твою и откуда ты родом ( γνος). Посмотришь на тебя, так ты выглядишь простецом ( διτης); а послушаешь слов твоих, так они далеко выше слов мудрецов». И он сказал в ответ: «я желаю жить монахом, но далеко мне до такой чести. А родом я из Пемдже 415 . Но так как ты надеялся на мудрость свою, то ею враг и уловил тебя. Он знал, что многие соблазнятся тем словом и, ко вреду своему, не станут слушать слов святого учения, от тебя исходящего. Но по любви к Богу, горящей в твоем сердце, вот, ты попрал все козни диавола, послушав слова моего ничтожества. Невозможно было ему надмить тебя [иначе как через посредство] высокомерия в сердце твоем, и он поймал тебя на твоем собственном изволении; но ты проявил свое младенчество о Христе – подобно великому Моисею, который послушался Иофора, священника мадиамского 416 . Так воистину сказал Спаситель наш отцам твоим – апостолам: побратитесь и будьте как дети» 417 . И ты поистине доказал, что ты всецело обратился от высокомерия к смирению, простоте и младенчеству». 13 .    После этого он умолял его побыть с ним несколько дней; но он извинялся, говоря: «невозможно для меня это». Таким образом, он и ушел от него с миром и честью. И опечалился он [архиепискол] в сердце своем, что он бежит от него, как печалится сын, от которого уходит отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

§ 414. Пусть подвигнет нас, христианин, к уклонению от греха и покаянию бесконечная и неизреченная благость Божия, о которой святой Павел говорит так: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» ( Рим 2:4 ). Благость Божия есть, что мы еще не погибли, что мы еще живем на свете и можем благодатью Его спастись, ибо так благость Его ведет нас к покаянию. От этой благости Его происходит, что Он так любезно и благоприятно нас на покаяние зовет и так хочет благость Свою на нас излить и вечного блаженства участниками нас сотворить: «Возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, – не вечно буду негодовать» ( Иер.3:12 ); и еще: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего» ( Ос.14:2 ); и еще: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам» ( Зах.1:3 ). И через апостолов, посланников Своих молит нас, да примиримся с Ним, да не вовеки будем чувствовать на себе гнев Его праведный: «От имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ). И Сам Христос пресладкими Своими словами привлекает к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ). И Дух Святой увещевает и говорит: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» ( Евр.3:7–8, 15 ; Пс.94:7–8 ). Не только гласом слов пророческих и апостольских, но и самим долготерпением Своим, тем, что «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет.3:9 ), призывает нас преблагой Бог на покаяние, как апостол говорит: «Благость Божия ведет тебя к покаянию». Сколько есть идолопоклонников, хульников, разбойников, грабителей, насильников, хищников, льстецов, лукавых, блудников, прелюбодеев, сквернителей и прочих беззаконников, но Бог их не погубляет, хотя они и враги Божии. Что это, как не благость Божия, которая ведет их на покаяние? И не только терпит и не погубляет их, но и хранит их от навета вражьего, хотя они того и не чувствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010