В эсхатологии св. Мефодий – сознательный и резкий противник Оригена , против которого он выставляет библейские и философские обоснования. Эсхатологический интерес его направляется преимущественно на воскресение тела и состояние прославления. Он отвергает духовное воскресение Оригена и учит, что воскреснет то же тело, какое мы имеем в этой жизни: человек не должен быть преобразован в ангела, но быть бессмертным в том, что он есть. Мефодий принимает и хилиастическое учение; он думает, что мир будет существовать шесть тысяч лет, а потом праведные, воскреснув, будут царствовать тысячу лет с Иисусом Христом, прежде чем взойдут на небо (Sympos. IX, 1; 5). Как человек будет продолжать существовать в своей телесности, так и этот мир: огнем он будет очищен для вечного существования. 958 Вероятнее всего, Н. И. Сагарда имеет в виду Иерака (Иеракса) Леонтопольского (в Египте; жил в кон. III – нач. IV вв.), о котором упоминает Епифаний как о крайнем аскете и предводителе секты «иеракитов» (Haer. LXVII). По словам Епифания, Иерак обладал удивительным знанием Священного Писания и составил на него толкования на греческом и коптском языках. – Изд., Ред.   960 Chronicon Orientale. Venetiis, 1729. P. 77–78 (Твор. С. И). Новейшее издание: Petrus ihn Rahib . Chronicon Orientale: Textus; Versio/Ed. L. Cheikho. Beruti, 1903 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Series Arabica 3. T. 1). А. Дружинин ссылается также и на коптский синаксарь, цитированный в кн.: Dionysii Magni quae supersunt/Ed. Simon de Magistris. Romae, 1796. P. CLVI. – Изд.   962 Часть рукописей Hist. eccl. Евсевия содержит чтение «Колону» (VI, 46.2), последнее принято и в новейшем критическом издании (SC 41. Р. 162). – Ред.   963 В пер. А. Дружинина: «Как будем мы требовать от Бога, чтобы Он исполнял определения нашего суда, а для себя не будем считать их обязательными? Как будем обещать милосердие Господа, а в своем отказывать?». – Изд.   964 Эти послания перечислены автором ниже, кроме «Послания Стефану и Дионисию», CPG 1555 (сир. фрагмент, подлинность спорна). Рус. пер.: ПС. 1900. Ч. 1. 3. С. 241; Твор. С. 58 (с лат. по изд.: Pitra. Analecta sacra 4. P. 170 сир. текст, 413–414 лат. пер.). – Изд.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Подлинно справедливее было бы оказывать помощь более слабым, нежели сильным, престарелым, нежели молодым, не имеющим необходимого пропитания, нежели имеющим достаточное состояние, ненавидимым многими по причине несносных страданий, нежели любимым многими, имеющим возможность отогнать и нанесенное огорчение и доставить добрую славу, нежели причиняющим огорчения. Покажи же, что ты делаешь это для Бога, и позаботься об этих людях. (10, С. 188) ...величайшим доказательством дружбы считается то, когда (другие) и любят, и ненавидят тех же самых, кого и мы. (42, С. 666) ...прошу вас вот о чем: спасите ваших братьев, избавьте от заблуждения, возвратите к истине. Ибо нет никакой пользы от слушания поучений, когда слова не доказываются делами. Да и то, что сказано, сказано не для вас, а для тех немощных, чтобы они, узнав это от вас и оставив худую привычку, обнаружили в себе чистое и истинное христианство и избегали вредных собраний... – этих вертепов разбойничьих, этих жилищ демонских. Итак, не пренебрегите их спасением, но, разведав и отыскав больных, приведите их опять к Христу, чтобы нам и в настоящей и в будущей жизни получить награду свыше заслуг, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа... (38, С. 414) ...нет ничего сильнее скромности и кротости. Посему и Павел повелел тщательно придерживаться этого, сказав: рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем ( 2Тим.2:24 ); не сказал: к братьям только, но: ко всем. И еще: кротость ваша да будет известна всем человекам, – не сказал: братьям, но – всем человекам ( Флп.4:5 ). Ибо, что пользы, говорит (Господь), если вы будете любить любящих вас? ( Мф.5:46 ). (22, С. 307) ...я радовался не тому, что меня хвалили, но тому, что славили моего Владыку; ибо... рукоплескания и похвалы доказывали любовь души вашей [христиан – С. М.] к Богу. Как любящие слуги, услышав, что кто-нибудь хвалит их господина, воспламеняются любовью к хвалящему, потому что любят господина; так поступили и вы... громкими рукоплесканиями вы показали великую любовь к Господу. (34, С. 379)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

414. Диакону Палладию. На слова: труды плодов твоих снеси (Пс.127:2). Труды плодов твоих снеси — вот псаломское сладкопение, прилагаемое ко всякой жизни. И вы, говорит оно, заботящиеся о честности, вкусите плодов ее, будучи почтены от Бога неувядаемыми венцами. А также и вы, невоздержные и несправедливые, приимите воздаяние за худые дела. 415. Чтецу Тимофею. На слова Писания: трие ми суть невозможная уразумети, и четвертаго не вем (Прит.30:18). То, о чем ты спросил, не без затруднительности, а напротив того, с великою болезнью порождает мудрую мысль. Ибо ведение Божие, — эта бездна, умудрившая разумнейшего Соломона, — посеяло в его словах много намеков о Божием вочеловечении. Были ли они неведомы ему, не знаю, но они весьма приспособлены к нашему пониманию. Сюда относятся и сии четыре, приводившие Соломона в недоумение, как невозможная уразумети. А ты домогаешься изучить это, как удобопостижимое. Но не скажу тебе сего, как имеющему достаточные силы найти искомое, если не будешь избегать труда. 416. Ему же. На те же слова. И ты имеешь талант и не суди, потому что сам будешь судим в том же: трие ми суть невозможная уразумети, и четвертаго не вем, — сказал Соломон, — следа орла паряща. Это — Божеское естество Сына, недоступное всякому человеческому разумению. И следы Твоя не познаются, — говорит Дух Божий в псалмах (Пс.76:20). А Моисей видел орла сего, крылами покрывающего народ в пустыне (Втор.32:11) — И пути змия на камени. Кривы пути змия, внушающего нам преступление, — это грехи, не нашли они пути по камени. Камень же есть Христос (1 Кор.10:4), пребывший неизменным, когда воплотился: ибо греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1 Пет.2:22) — И стези корабля, пловуща по морю. Когда спасающее всех Божие домостроительство, наподобие нагруженной ладьи, переходило пучину смерти, тогда воззван был род наш из сей пучины, пути же этой мертвости не обрелось во аде. — И путей мужа в юности. Под юностью разумел здесь Соломон воскресение из мертвых, когда прекратится тление и естество обновится в нетление. Сего–то состояния взыщи. Но спросишь, какими будем, восстав из мертвых? Указывая на сие, Господь сказал: праведницы в живот вечный, а грешники — в муку вечную идут (Мф.25:46).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Д. является образом совершенного пастыря, предызображая тем самым Иисуса Христа - пастыря душ наших ( Athanas. Alex. Homilia de Semente. 9//PG. 28. Col. 153c; Ioan. Chrysost. In Rom. 30. 3). Еще в юношеском возрасте Д. представляется «зрелым по разуму старцем», приобретшим совершенный плод добродетели ( Ioan. Chrysost. In Psalm. 50. 2, 3), а в зрелом возрасте - превзошедшим в своем подвиге отшельников, потому что на высоте своего положения «был объят любовию Христовой сильнее живших в пустынях» ( Ioan. Chrysost. Ad Stelechium de compunctione. II 3//PG. 47. Col. 414). Д.- духоносец, руководимый в служении Св. Духом (ср. 2 Цар 23. 2) ( Cyr. Hieros. Catech. 16. 28). Помазанный на царство еще в юности, Д. не сразу получает его, терпеливым ожиданием предвосхищая служение Спасителя, к-рый «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил 2. 7) ( Athanas. Alex. Homilia de Semente. 9//PG. 28. Col. 153d; Ambros. Mediol. De apologia prophetae David. 3//PL. 14. Col. 853). В пляске перед ковчегом завета (2 Цар 6. 21-22) Д. проявляет подвиг смирения ( Greg. Magn. In Evang. VI 3), знаменуя радость свободного служения перед Богом ( Greg. Nazianz. Or. 5). Особое место в нравственной экзегезе Д. уделялось эпизодам его взаимоотношений со своим гонителем - царем Саулом. Добродетели и достоинства Д. зачастую рассматривались св. отцами в оппозиции к личным качествам Саула (кротость/жестокость и т. п.) ( Aug. In Ps. 46. 3; Athanas. Alex. In psalm. 131). Прощая своего гонителя в подходящих для возмездия обстоятельствах, Д. представлялся тем праведником, кто уже в ВЗ возвысился над требованиями ветхого закона, достигнув евангельского совершенства в добродетели ( Ioan. Chrysost. De Davide et Saule homilae. I 1//PG. 54. Col. 677 sq.; ср. Iren. Adv. haer. IV 27. 1). В отношении Д. к врагам св. отцы усматривали предвосхищение евангельских добродетелей: Д. даровал жизнь Семею, своему бывш. врагу и родственнику Саула, подобно тому как и Христос прощал грешников ( Ioan. Chrysost. De Anna sermones. II 2//PG. 54. Col. 648). Проявление таланта и духовных добродетелей Д. также рассматриваются в контексте новозаветного откровения: его игра на киноре для усмирения Саула предвосхищает откровение о воплотившемся Слове, уничтожившем наваждение демонов ( Greg. Nazianz. Or. 24; Greg. Nyss. In inscript. ps. 16//PG. 44. Col. 493).

http://pravenc.ru/text/168470.html

S. 455; cp. S. 442), или в наше время у М. М. Рубинштейна, полагающего, что «диалектическое» является в учении Гегеля критерием всякой «ценности» (Логические основы etc. S. 734. 749). Незабываемою заслугою Тренделенбурга является критически обоснованный призыв сбросить «das falsche Staunen vor dem dialektischen Methodismus» (Zur Geschichte etc. S. 414). К общим отрицательным выводам Тренделенбурга, предуказанным еще Шопенгауэром, вскоре присоединились Kopp, Н. Ritter, Е. Reinhold, Strümpel, а потом Stahl, Wirth и даже Weisse (Ср.: Trendelenburg. Die Logische Frage in Hegels System. Neue Jen. All. Litter. Zeitung. 1843. N 45. 46. 47): а позднее Ucberweg принципиализировал это течение своей прекрасной формулой, гласящей, что учение Гегеля надо критиковать «durch scharf festzuhaltende Unterschiede» (Grundriss der Geschichte der Philosophie. Bd II. Th. III. 49 Anm). Chalibacus (Historische Entwicklung der speculativen Philosophie. 1837) еще ранее иронизировал над «болезнью сочленений», которою поражена философия Гегеля, a Kahle развивал этот образ так: «Unmethode, nach weicher er der gesunden Vernunft die gueeder erst entzweibricht, um sie schief zu hellen, und wieder sie zerbricht, um sie wieder ungrade zusammenzurecken»... (Darstellung etc. S. 110). Позднее отрицательные отзывы в литературе становятся частыми (ср., напр.: Bluntschli. История гос. права etc. 486 или у Feueriein ueber die culturgeschichtliche etc. S. 314 и т. д.). Тонкий анализ Мак Таггарта и Эд. фон Гартмана завершают это дело. Гартман прямо говорит об «absurde dialektische Methode»; её «umfruchtbares, eintöniges Geklapper» ведет к тому, что «bei keinem einzigen Schritt der Hegelschen Logik ist mehr geleistet, als eine geschichte oder ungeschichte Sophistik» (Geschichte etc. S. 212. 236). Критика Тренделенбурга, конечно, не во всем убедительна; так, он напрасно толкует Гегеля рассудочно и превращает его метафизику в простую логику (ср.: Alexis Schmidt. Beleuchtung der neuen Schellingschen Lehre von Seiten der Philosophie und Theologie. S. 110–127. 161–213); напрасно изображает «движение» понятия в созерцательно-пространственном смысле (Logische Untersuchungen. I. S. 38–42. 47. 108 и др.); напрасно упускает из вида, что Гегель сознательно вышел из формальных противоречий в сферу реальных противоположностей (ср. Barth. Die Geschichtsphilosophie Hegels und der Hegelianer. S. 6). И тем не менее, критическая заслуга Тренделенбурга несомненна и гнев Габлера, укорявшего его за «убийственную свирепость», психологически понятен (ср.: Trendelenburg Die Logische Frage etc. S. 186).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

По мнению святого отца, достоин также осуждения обычай некоторых христиан петь святые псалмы во время застолья. Псалмы, содержащие великие тайны Божий, написаны по внушению Святого Духа, поэтому и петь их подобает трезвенным и целомудренным сердцем и устами, а не во время винопития и чревоугодия (2:330–331)]. Стяжание истинной молитвы в своем сердце требует от христианина большого труда и настойчивости. Он не должен ждать расположения к молитве, но всегда понуждать себя к ней. Упражнения в молитвенном подвиге связаны с внутренним напряжением всех духовных и телесных сил молящегося. Прежде чем христианин приступит к молитвенному правилу, ему необходимо подготовить себя к нему. Для этого следует оставить все посторонние мысли, успокоить чувства и вспомнить о том, к чему он приступает и к Кому хочет обратиться с молитвой. Первостепенным средством, помогающим стяжать нерассеянную молитву, является размышление о вездесущии Божием, о том, что Он «близ тебе и пред тобою есть» (4:414). К размышлению о вездеприсутствии Божием необходимо присоединять воспоминание о вечной жизни и о Страшном суде Христовом (5:109, 46). При такой настроенности души рождается дух смирения, страх Божий и надежда на Божию неизреченную благость и человеколюбие (5:280). Истинной молитве споспешествует также испытание молящимся своей совести. Всякий грех, отягощающий душу и не очищенный покаянием, делает молитву бесплодной, ибо «Царь Небесный отвращается души, которая смрадными грехов рубищами замарана» (3:350). Значит, всякий желающий беседовать в молитве с Богом, должен прежде всего осознать свои грехи, загладить их покаянием и больше к ним не возвращаться. Занятие молитвой требует особенной внутренней собранности и трезвенности. При произнесении молитвословий надо следить за тем, чтобы словам молитвы внимали ум и сердце. Чтение молитв без внутреннего, сердечного усердия не приносит пользы, ибо Бог «смотрит на сердце, а не на слова» (2:326). Надлежит внимать, чтобы не только сердце молилось, но и ум помышлял о том, что говорят уста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Ямскою гоньбою особенно были отягощены города, через которые пролегали пути в Сибирь; их жители обязаны были поставлять для казенных надобностей подводы с ямщиками и ремонтировать дороги. Ходатайства касались как облегчения и более удобной организации самой повинности, так и расчетов между земствами по ее отправлению. Так напр., в 1606 г. Пермское земство заявляет, что им, пермичам, приходится отправлять гоньбу на громадные расстояния, именно: от Кайгородка до Верхотурья 500 верст, от Перми до Ужги 405 верст, до Вятки 500 верст, до Соли Вычегодской 1000 верст. Ежегодно эта повинность обходится земству тысяч в пять, а в те годы, когда по сибирскому тракту бывает особенно усиленное движение по случаю смены сибирских воевод и голов, то и в шесть. Да —414— кроме того пермское же земство ежегодно чинит сибирскую дорогу и мостит на ней мосты. При царе Федоре Ивановиче за эту ямскую повинность Пермь была освобождена от денежных сборов: дани, оброка, таможенных и кабацких доходов и судебных пошлин; но со времени Бориса Годунова эти сборы стали взиматься опять. Земство просило в челобитной об устройстве для гоньбы ямов в Перми, Соли Камской и Кайгороде, к содержанию которых предлагало привлечь еще Вятскую землю и Каргопольский уезд. Правительство исполнило просьбу отчасти: предписало учредить в Соликамске ям, к нему набрать с Перми и с Вятки 70 человек ямщиков, из которых 24 человека отнести на долю Пермского, а 46 на долю Вятского земства пропорционально сошному письму, в какое эти земли были положены. Средства на обзаведение ямщиков дворами и лошадьми и на их содержание должны доставлять те же земства по взаимному соглашению 397 . В 1609 г. Соликамское земство жалуется на чердынское и на кайгородское в том, что те не помогали ему в ремонте верхотурской дороги от Соликамска до р. Косьвы, который обошелся соликамцам в 14 рублей 398 . В 1623 г. то же земство жалуется на проезжих по казенным надобностям людей: воеводских посланников, гонцов и всяких служилых людей, которые, не имея багажа, требуют слишком много подвод и этими подводами пользуются с корыстною целью: перевозят на них товары торговым людям 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

625 Требн., – ркп. (XVI в.) Соф. библ., 1067, л. 46 об,–66; ркп. (XV в.) Румянц. муз. 231, л. 1–11. 630 Служебн. с требн., ркп. собр. К.И. Невоструева 2, л. 317–322 об. Сюда присоединены некоторые молитвы, только относящиеся вообще к исповеди, а не к самому чину, но о них речь будет ниже. Чин исповеди надписывается здесь именем І.анна мниха. 633 Сборн., ркп. (XVII в.) библ. С.-Петербургской Дух. Академии A IV / 7 , л. 91–100 об. В ркп. за недопискою имеются только – 1, 3 и 4 по-исповедные молитвы. 637 Требн., ркп. собр. А.И. Хлудова, 120, л. 268–354. Чин предназначен для мирян и единственный, сохранившийся из чинов рассматриваемого типа в полноте (Прилож. отд. III). 639 В Требн., ркп. (XVII в.) собр. Погодина, 307, л. 467–480, где сохранился только самый конец чина исповеди (с ектении), для разрешения от епитимии имеется только эта одна молитва. 642 В каноннике, ркп. Кирилло-Белоз. библ., 157 / 414 , это прошение излагается: «Еще молимся Господу Богу вашему помиловати раба твоего [имрк] избавитися ему и нам», а в только что цитированной ркп., вместо него, два прошения: «О восприятии исповедания раба твоего имярек и отпуститися ему всякому прегрешению, волному и неволному» и «О еже прияти ему пречистых таин и разрешитися ему от всякаго союза греховнаго, о здравии и о спасении». 651 Требн., ркп. XVII в. Соф. библ., 1070, л. 483–387 об. (с . надп. «ино исповданіе вкратц») 654 Требн., с служебн., ркп. (XVI в.) Троице-Серг. лавры, 225 л. 202–208 об. Чин, несомненно, составляет извлечение из обычного состава первой основной редакции. 655 Требн., ркп. Кирилло-Белоз. библ., 530 / 787 л. 145–161. Чин содержит исповедные статьи для иноков и инокинь и именно вопросы «черноризцемъ, схимникомъ и всмъ мнихомъ, мужемъ, игуменомъ и попомъ чернымъ, снова – мужемъ и черноризицамъ» и поновление для этих последних. По каждых вопросах (до последних) приводится краткая формула «прощенія» со стороны кающегося и в ответ краткая разрешительная формула «Богъ проститъ тя, чадо, и благословитъ»..., а по поновлении черноризицам сказано: «И г л.ет тоуже на д нею молитву (sic) разршалны писаны в покааніи мирскомъ. Таже отпустъ и поучаетъ ю на добродетель, та ж мл т.ва. Господи Петрови и блудници...» Чин надписания не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Притом в разное время случавшиеся бедствия: наводнение, засуха, неурожай и пр. требовали от правительства вспоможения народу. Чиновники и здесь, для своей корысти, как бы становились в один ряд с неимущими пропитания, – показывали число нуждающегося в пособии народа в гораздо большем количестве, нежели сколько значилось в поданных за год пред сим списках всего народонаселения уезда. Правительство, хотя и замечало такое мгновенное приращение жителей какого-нибудь уезда, но старалось только о том – как бы скорее подать помощь требующим её, оставляя поверку до другого удобнейшего времени. Между тем чиновники, для прикрытия своего преступления и обмана, в следующем году это прибавленное число мнимо существующих жителей вносили в списки народонаселения своего ведомства, как действительно существующее приращение, и таким образом приращение это все шло далее и далее. 43 Наконец приращение народонаселения дошло уже до пределов невероятности и списки, приобретенные мною из палаты финансов за 1841 и 1842 года показывают, до чего в настоящее время простирается небрежность и отсутствие всякого внимания к верному счислению народа, По этим спискам итог всего народонаселения восходит: в 1841 до 178.634,089 семейств и 413.457,311 душ. 44 в 1842 – 179,554,967 » – 414.686,994 » 45 Из итогов сих видно, что и в настоящее время существуют те же злоупотребления, какие были в Китае за несколько сот лет, при Сунской династии; и ныне переписи народа доведены чиновниками до того, что две только души приходится на одно семейство. Где и при каких несчастных обстоятельствах может существовать такая несообразность? Муж и жена составляют два лица, где же поместить детей? Известно, что в Китае ранняя женитьба во всеобщем обыкновении. Очевидно, что чиновники, при составлении списков народа, пишут и прибавляют наобум, воображая, что приращение одного семейства также легко и скоро совершается, как и приращение одной души. Правда, этот итог народонаселения не обнародован официально и потому достоверность его может подвергаться сомнению; но за его верность может ручаться сличение сравнительного приращения народа в промежуток от одной переписи до другой, кои обнародованы правительством. Так в течении 26 лет, после переписи 1757 года до 1783, оказалось приращение в 93.685,457 душ – по три слишком миллиона на год; 46 после 1782 до 1812 – в течение 29 лет народонаселение умножилось на 77.659,394 душ – только по два слишком миллиона на год; 47 от последней, правительством обнародованной переписи 1812 года протекло 30 лет, и в 1842 году приращение народа восходит только до 53.993,815 душ – круглым счетом по 1.799,797 душ на год, не смотря на то, что в этот промежуток было более производительных сил, чем до 1812 года, и следовательно должно быть большее приращение. Между тем, имеющиеся данные напротив, показывают упадок.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь мы подходим к вопросу о повышении квалификации и уровня образования нашего духовенства. Вспоминаются слова маститого протоиерея, который важно сказал, что читает только Евангелие. Священное Писание – это, конечно, главная книга для каждого верующего, но пастырь должен постоянно работать над собой и в плане повышения уровня образованности, иначе как он ответит на запросы современного мира? Весьма похвально, в связи с этим, что во многих благочиниях уже начали проводить пастырские семинары. Думаю, что такую работу не только нужно продолжать, но и придать ей более упорядоченный характер. В 11 ВУЗах, 414 школах, в ряде различных техникумов, колледжей и профессиональных училищ ведется преподавание предмета «Духовное краеведение Подмосковья» и факультативного курса «Основы Православной культуры». А общее количество учреждений (кроме воскресных школ), где преподаются православные предметы — 559. В них обучаются 46 109 человек. Всего в Московской епархии религиозное образование получают в 1405 образовательных и иных учреждениях 65 178 человек. Подводя итог пройденному Церковью пути, можно сказать, что минувшие годы ее служения нашему народу оставили значительный след в душах людей. Есть свои успехи и определенные трудности во взаимодействии с Вооруженными силами. Несмотря на продолжающиеся изменения в структуре Московского военного округа (идущий в течение ряда лет процесс расформирования, передислокации воинских частей, а также большую текучесть кадров командного состава), число подразделений Министерства обороны и других силовых ведомств, окормляемых клириками Московской епархии, продолжает возрастать. Планы совместной работы с приходами подписаны в 213 войсковых частях. Это немало, если учесть, что всего на Подмосковной земле дислоцируются 326 воинских подразделений. У нас в епархии не существует института капелланов, поэтому на плечи приходского священника ложится нелегкое послушание окормления военных. Призываю таковых священнослужителей не ослабевать в усердии и оправдывать благожелательное отношение со стороны военного командования к Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208686...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010