На протяжении более чем 20 лет Д. занимался разработкой методологии издания древних памятников груз. права. В его научном наследии особое место занимает критическое изд. «Памятники грузинского права» в 8 т. (1963-1985), большинство источников в к-ром было исследовано и опубликовано впервые. В предисловии к 1-му т. Д. отмечал, что «исследование и изучение права любого народа должно начинаться с критического изучения текстов юридических памятников и установления юридической терминологии. Это является главным и первейшим условием» (ПГП. 1963. Т. 1. С. 24). 3-й том «Памятников...» полностью посвящен церковно-правовым документам. Соч.: Памятники раннефеод. права. Тбилиси, 1950 (на груз. яз.); Древнегруз. право. Тбилиси, 1953 (на груз. яз.); Судебник Георгия Блистательного. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Обычное право Грузии. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Древневост. право. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Судебник Бека и Агбуга. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); Средневек. право. Тбилиси, 1962. Т. 2: Эпоха развитого феодализма XI-XIV вв.; К восстановлению одного фрагмента в Судебнике Вахтанга VI//Сабчота Самартали (Советское право). 1967. 4. С. 58-63 (на груз. яз.); Один эпизод из истории Сацициано (княжества Цицишвили)//Изв. АН ГССР: Серия философии, психологии, экономики и права. Тбилиси, 1973. 4. С. 143-159; Е. Такаишвили о распорядке царского двора в Др. Грузии//Там же. 1977. 3. С. 150-154; Библейский источник груз. версии законов Моисея//Там же. 1978. 2. С. 168-175; Большой Номоканон и Руис-Урбнисское Уложение//Там же. 1981. 4. С. 95-103. Изд.: Памятники груз. права/Изд., исслед., словарь: И. С. Долидзе. Тбилиси, 1963-1985. Т. 1-8 (на груз. яз.); Законы Вахтанга VI: Судебник. Тбилиси, 1981 (на груз. яз.); Хизанашвили (Урбнели) Н. Избр. юрид. сочинения/Изд., биогр. мат-л, примеч.: И. С. Долидзе. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.). Лит.: Гогинава С. Выдающийся ученый и общественный деятель//Сабчота Самартали (Советское право). 1985. 6. С. 66-70 (на груз. яз.); Кекелия М. Воспоминания об акад. И. Долидзе//Мнатоби (Светоч). 1985. 6. С. 167-168 (на груз. яз.); И. С. Долидзе: Биобиблиогр./Сост.: М. Кекелия. Тбилиси, 1986.

http://pravenc.ru/text/178777.html

А. с. широко распространены в восточнослав. рукописной традиции, в особенности в XV-XVII вв.; в ряде случаев встречаются подборки А. с., включающие до 10 и более стихотворений (напр., в сборнике толкований сер. XVI в. РГАДА. Ф. 181. 478; в сборнике 1632 г. РНБ. Погод. 1615; в сборнике 1-й трети XVII в. НБ МГУ. 1356). В южнослав. традиции они известны гораздо меньше - надежно засвидетельствовано лишь неск. редакций А. с. «Аз есмь Бог» в списках XIV-XVI вв. Изд.: Амфилохий [ Сергиевский] , архим. Описание рукописей Воскресенского ставропигиального... монастыря. М., 1875. С. 140-141; Петров А. К истории букваря//Рус. школа. 1894. 4. С. 18-21; Соболевский А. И. Церковнославянские стихотворения IX-X вв. и их значение для изучения церковнославянского языка//Труды XI Археологического съезда. М., 1902. Т. 2. С. 29-34; то же// Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб., 1910. С. 3, 13-15; Демкова Н. С., Дробленкова Н. Ф. К изучению славянских азбучных стихов//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 27-61; Куев К. М. Азбучната молитва в славянските литератури. София, 1974; Д., Милтенова А. Апокрифният сборник от монастира Савина XIV в. в сравнение с други подобни южнославянски ръкописи//Археографски прилози. Београд, 1987. 9. С. 14-15; Кобяк Н. А. Азбуки толковые в сборнике XVII в. собрания МГУ 1356//Из фонда редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета. М., 1987. С. 142-156. Лит.: Якобсон Р. О. Заметки о древнеболгарском стихосложении//ИзвОРЯС. 1923. Т. 24. 2. С. 354-356; Адрианова-Перетц В. П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. М.; Л., 1937. С. 10-14; Vrana J. O postanku i karakteru staroslovenskih azbukvara i azbunih molitava//Filologia. Zagreb, 1963. K. 4. S. 191-204; Панченко А. М. Перспективы исследования древнерусского стихотворства//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 256-273; Mare š F. V. Azbuna básén z rukopisu Statni veejne knihovny Saltykova-Šedrina v Leningrade (Sign. Q.I.1202)//Slovo. 1964. K. 14. S. 5-24; Драгова Н. Втората апология на българската книга и нейните извори//Константин-Кирилл Философ: Юбилеен сб. по случай 1100-годишнината на смъртта му. София, 1969. С. 315-347; Mare š F. V. Hlaholice na Morav a v échach//Slovo. 1971. K. 21. S. 160-163; Зыков Э. Г. Судьба «Азбучной молитвы» в древнерусской письменности//ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 177-191; он же. Русская переделка древнеболгарского стихотворения//Там же. 1974. Т. 28. С. 308-316; Mo š in V. Još o Hrabru, slavenskim azbukama i azbunim molitvama//Slovo. 1974. K. 23. S. 5-71; Сказания о начале славянской письменности/Вступ. ст., пер. и коммент. Б. Н. Флори. М., 1981. С. 177-178.

http://pravenc.ru/text/63680.html

Древнейшая редакция «З. с. л.» состоит из 32 статей. Содержание 30 из них (за исключением ст. 2 и 1-й части ст. 7) соответствует 17-й части (титулу) законодательного свода «Эклога» , составленного при визант. императорах Льве III (717-741) и Константине V (741-775). В «З. с. л.» осуждаются следование языческим обычаям (ст. 1), нарушения половой и брачной морали (ст. 4-13), поджоги (ст. 14-15), нарушение права церковного убежища (ст. 16), самоуправство (ст. 17), вероотступничество (ст. 21), кража и порча имущества (ст. 22-26), кража из храма (святотатство; ст. 27-28), а также регламентируются вопросы судопроизводства (ст. 2, 2-а, 18, 20), раздела военной добычи (ст. 3), положения пленных и рабов (ст. 19, 29-30). Ст. 30-а, отсутствующая в нек-рых списках древнейшей редакции, касается вопросов брака и развода. По сравнению с визант. прототипом в «З. с. л.» были облегчены или исключены многие телесные и членовредительные наказания, вместо к-рых введены церковные епитимии. В статьях 2 и 29 присутствуют реликты обычного (талионного) права со ссылкой на ВЗ. Содержание «З. с. л.» отражает борьбу визант., западноевроп. и слав. правовых традиций с языческими пережитками. Изд.: Закон Судный людем: Списки кр. ред. и воспроизв. списков/Подгот. к печ.: М. Н. Тихомиров. М., 1961; Va š ica J. Zakonъ sudnyi lijudьmъ - Soudni zákonik pro lid//MMFH. 1971. T. 4. S. 147-198. Лит.: Schmid H. La legislazione bizant. e la pratica giudiziaria occidentale nel piu antico codice slavo//Atti del Congr. intern. di diritto romano e di storia del diritto, Verona, 1948. Mil., 1953. Vol. 1. P. 396-403; Ганев В. Законъ соудный людьмъ: Правно-истор. и правно-аналитични проучвания. София, 1959; Троицкий С. В. Св. Мефодий как слав. законодатель//БТ. 1961. Сб. 2. С. 83-141; Вашица Й. Кирилло-мефодиевские юрид. памятники//Вопр. слав. языкознания. М., 1963. Вып. 7. С. 12-33; Παπαστθης Χ. Τ νομοθετικς ρϒον τς Κυριλλομεθοδιανς Ιεραποστολς εν Μεϒλη Μοραβα. Θεσσαλονικη, 1978; Андреев М. Законъ соудный людьмъ//КМЕ. 1985. Т. 1. С. 711-717; Илиевска К. Законъ соудныи людьмъ. Ckonje, 2004; Максимович К. А. Законъ соудный людьмъ: Источниковедческие и лингвист. аспекты исслед. слав. юрид. памятника. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/182515.html

В главах, написанных для сб. «Очерки истории Грузии», и в соч. «Абхазы и Абхазия» рассмотрены вопросы, связанные с политикой эгрис-абх. царей IX-X вв., направленной на церковное объединение Зап. и Вост. Грузии; с обретением независимости от К-польского Патриархата и с формированием Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ; с церковным воссоединением Церквей Зап. и Вост. Грузии и с формированием единой структуры ГПЦ. Л. установила, что церковное объединение Грузии предшествовало политическому. Л. принадлежит критический перевод на рус. язык памятников груз. исторической письменности, включенных в свод «Картлис Цховреба» : это «Матиане Картлиса» (Летопись Картли) и «История и повествование о Багратионах» Сумбата Давитис-дзе. Также Л.- соавтор сборника «Цари Грузии» (2000), соавтор 2-томного учебника для вузов «История Грузии» (2006. Т. 1; 2008. Т. 2). Л.- заслуженный деятель наук Грузии (1975); лауреат мн. национальных премий, награждена гос. и церковными орденами (в т. ч. орденом Чести, 1997; орденом св. Георгия, 2011); она - почетный гражданин г. Тбилиси (1988), имеет титул «Мать Грузии» (2011). Изд.: Матиане Картлиса/Пер. на рус. яз., введ., примеч.: М. Д. Лордкипанидзе. Тб., 1976; То же [Летопись Картли]//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 139-180; Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах/Пер. на рус. яз., введ., примеч.: М. Д. Лордкипанидзе. Тб., 1979; То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 221-302. Соч.: Политическое объединение феод. Грузии, IX-X вв. Тб., 1963 (на груз. яз.); Грузинская раннефеод. ист. лит-ра. Тб., 1966 (на груз. яз.); Эпоха Руставели. Тб., 1966 (на груз. яз.); К вопросу о надписях храма Джвари в Мцхета//Мацне (Вестник)/АН Грузии. Тб., 1968. Вып. 4(43). С. 190-200; История Грузии XI - нач. XIII вв. Тб., 1974; Картли во 2-й пол. V в. Тб., 1979 (на груз. яз.); Что такое «Картлис Цховреба». Тб., 1989 (на груз. яз.); Возникновение груз. феод. княжеств//Очерки истории Грузии. Тб., 1973. Т. 2. С. 372-506 (на груз. яз.); Эгрис-Абхазское царство//Там же. С. 416-445 (на груз. яз.); Абхазы и Абхазия. Тб., 1989, 20122 (на груз., рус., англ. языках); Тбилиси, IV - нач. XII вв.: Ист. очерк. Тб., 1991; Царь Баграт III. Тб., 2002 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2110732.html

Д. работал над муз. гармонизациями для различных видов хоров, записывал варианты напевов, писал об истории церковного пения, его характере и роли в богослужении, об актуальных проблемах певч. практики и о мерах, направленных на повышение исполнительского уровня певцов. Статьи о характере церковного пения Д. основывал на святоотеческом предании и традиц. правилах исполнения. Подчеркивал, что пение должно отвечать художественно-эстетическим запросам, церковная музыка - это серьезное искусство, поэтому необходимо исправлять недостатки певч. практики. Основной причиной плохого состояния серб. клиросного пения считал слабую подготовку певчих, к-рые произвольно меняли традиц. мелодии, в результате чего возникали многочисленные варианты. Д. выступал за создание певч. школ и введение курсов по сольфеджио и теории музыки в семинариях, за предоставление певчим достойного материального обеспечения, призывал к уважительному отношению к ним. Д. был сторонником использования серб. языка в богослужении, занимался переводами, опубликовал сборник песнопений литургии, вечерни и утрени с параллельными текстами на церковнослав. (в сербской транскрипции) и серб. языках (Српско црквено 1972). В церковных журналах опубликовал ряд статей по истории Церкви, издал неск. монографий. Похоронен во Введенском мон-ре в Белграде. Арх.: Белград. Архив Сербской Патриархии. Црквени хорови - празнични тропари, три kamabacuje и друге цркве песме за мешовити хор. Ркп.; Белград. Арх. прот. Миливоя Црвчанина. [О сходстве совр. греч. и серб. церк. пения] (см. изд.: Jeдah рукопис). Муз. соч.: Св. Лumyprujя за трогласни хор. Београд, 1960; Српско црквено на црквенослов. и српском jeзuky. Београд, 1972; Духовне песме: Збирка от 100 духовних песама на српском jeзuky у jeдah глас. Београд, 1992. Соч.: О у npabocлabhoj Цркви//ГлСПЦ. 1923. 18. С. 278-279; 19. С. 295-296; О болесника: Црквена пракса и одредбе. Београд, 1927; Добротворна улога Београд, 1928. Т. 3. Св. 1. С. 34-41; Мисли о. Jobaha Кронштадског о свештенству: Поводом од смрти//Там же. 1929. Т. 4. Св. 3. С. 212-225; вера и живот: Правосл. катихизис. Београд, 1954; Дан Цркве Бoжje//ГлСПЦ. 1956. С. 49-50; Горазд правосл. епископ чешки и моравскошлески: Поводом мученичке смрти//Там же. 1957. С. 175-176; Наше црквено данас//Там же. 1957. С. 85-86; О употреби српског jeзuka у нашем же. 1963. Бр. 7. С. 259-264; Jeдah рукопис митр. Дамаскина Грданичког о српском црквеном же. 1984. Бр. 6. С. 108-123.

http://pravenc.ru/text/168706.html

Продолжая до 1965 г. выполнять как консультант по вопросам реставрации поручения Об-ва охраны памятников, Д. в Венском университете читал лекции по средневековому искусству Австрии и византийскому искусству (1963); его стараниями на кафедру был приглашен О. Пехт, зарекомендовавший себя как специалист в области средневек. западноевроп. миниатюры. В 1968 г. вышла в свет кн. «Романская монументальная живопись» (Romanische Wandmalerei), содержащая список памятников на территории Европы - от Великобритании до Испании - с описанием степени их сохранности. В монографии «Византийское искусство и Запад» (Byzantine Art and the West. 1970), составленной на основе прочитанных в Венском ун-те лекций, Д. высказал суждение о том, что в основе взаимоотношений Византии и Запада было однонаправленное влияние византийского искусства на западноевропейское. После расчистки мозаик собора Сан-Марко (в частности, 2 разновременных фрагментов мозаики вост. купола) Д. на основе анализа стиля уточнил введенные им прежде датировки. Результатом изысканий стало снабженное иллюстрациями изд. «Мозаики Сан-Марко в Венеции» (The Mosaics of San Marco in Venice. 1983), представляющее интерес и для совр. исследователей. Соч.: Byzantine Mosaics in Greece, Hosios Lucas & Daphni. Camb. (Mass.), 1931 (совм. с E. Dietz); Byzantine Mosaic Decoration: Aspects of Monumental Art in Byzantium. L., 1947 (рус. пер.: Мозаики визант. храмов: Принципы монументального искусства Византии/Пер. с англ.: Э. С. Смирнова. М., 2001 [Библиогр.]); The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949; Die Entstehung des Paläologenstil in der Malerei//Berichte zum XI. Intern. Byzantinisten-Kongress. Münch., 1958. S. 1-63; The Church of San Marco in Venice: History, Architecture, Sculpture/Contrib. F. Forlati. W., 1960; Romanische Wandmalerei/Aufnahmen v. M. Hirmer. Münch., 1968; Byzantine Art and the West. N. Y., 1970; The Mosaics of San Marco in Venice. Chicago; Wash., 1984. 2 vol. In 4 pt.; Die byzantinischen Mosaikikonen. W., 1991. [Bd.] 1: Die grossformatigen Ikonen; Die spätgotischen Altäre Kärntens/Bearb. v. G. Müller-Guttenbrunn-Schimke, E. W. Herzig-Oberhaidacher. Klagenfurt, 1991.

http://pravenc.ru/text/171675.html

Одной из главных целей «Ж. с Б.» до Ватиканского II Собора было издание лит-ры, пропагандировавшей воссоединение Православия с католицизмом. После II Ватиканского Собора на первое место в деятельности изд-ва вышли проблемы христ. единства и экуменизма. За время существования «Ж. с Б.» выпустило ок. 200 наименований книг, в т. ч. Библию (1973) и отдельно НЗ (с католич. приложениями и комментариями - 1964), получившие широкое распространение репринтные переиздания «Отечника» свт. Игнатия (Брянчанинова) (1963) и «Пути ко спасению» свт. Феофана Затворника (1962), труд Поснова «История христианской Церкви» (1964), рус. перевод «Словаря библейского богословия» под ред. пресв. К. Леон-Дюфура (1974), рус. переводы сочинений кард. Йозефа Ратцингера (с 2005 папа Римский Бенедикт XVI) ( Ратцингер Й., кард. Примат, епископат и апостольское преемство//Логос. 1977. 1/4 (25/26). С. 7-33; Введение в христианство: Лекции об апостольском символе веры. Брюссель, 1988), переиздание «Творений» блж. Августина (1974. 11 ч.), русский перевод документов II Ватиканского Собора (1975), сочинения Вл. С. Соловьёва (репринт, 1966-1970. 14 т.), поэта Вяч. Иванова (1971-1987. 4 т.) и прот. Александра Меня (под псевд. Э. Светлов и А. Боголюбов). «Ж. с Б.» выпускало периодические издания: ж. «Жизнь с Богом» (1945-1963), «Русский католический листок» (1946-1950), «Русский католический вестник» (1951-1953), «Россия и Вселенская Церковь» (1953-1970), «Логос» (1971-1994). Книги и периодика распространялись среди рус. эмигрантов, а также переправлялись в СССР и страны Вост. Европы. В 1958 г. изд-во участвовало во Всемирной выставке в Брюсселе, где его стенд был представлен в павильоне Ватикана, находившемся рядом с павильоном СССР. Здесь с продукцией изд-ва смогли познакомиться советские туристы, к-рым бесплатно раздавали НЗ на рус. языке и правосл. молитвослов. Одновременно по инициативе «Ж. с Б.» на территории Всемирной выставки прошел конгресс рус. христ. культуры. С сент. 1967 г. при содействии сотрудников «Ж. с Б.» совместно с протопр. В. Роменским выходила в эфир передача «Мир и свет жизни» на волнах «Радио Монте-Карло». В 1970 г. папа Римский Павел VI наградил изд-во медалью «Pro Ecclesia et Pontifice» (За Церковь и папу). В 1991 г. «Ж. с Б.» организовало выставки-продажи своей продукции в Москве (в мае во ВГБИЛ) и в С.-Петербурге (в нояб. в ГПБ).

http://pravenc.ru/text/182299.html

В 1956 г. в связи с празднованием 100-летнего юбилея ГТГ была награждена орденом «Знак почета», позднее - медалью «За трудовую доблесть». Значительным было участие М. как автора в капитальном академическом издании «История русского искусства» (под ред. И. Э. Грабаря и В. Н. Лазарева; 1953-1958). Так, в 3-м т. ей принадлежит объемный по информации и анализу очерк «Укрепление русского централизованного государства и превращение его в многонациональное», а также разделы «Московская живопись XVI в.», «Местные школы живописи XVI в.», «Миниатюра XVI в.» (в соавторстве с М. М. Постниковой-Лосевой), «Скульптура и резьба XVI в.», «Живопись кон. XVI - нач. XVII в.», «Шитье XVI - нач. XVII в.». В 4-м т.- «Резьба и скульптура XVII в. (в соавторстве с Н. Н. Померанцевым и Постниковой-Лосевой), «Живопись XVII в.» (в соавторстве с И. Е. Даниловой), «Миниатюра и орнаментальные украшения рукописей (в соавторстве с Постниковой-Лосевой). М.- автор многочисленных статей о древнерусских художниках XVI-XVII вв. и очерков об этапах развития древнерус. искусства в БСЭ (2-е изд., послевоенное; 1956). Итоговым трудом исследователя стал 2-томный «Каталог древнерус. живописи: Опыт ист.-худож. классификации» собрания ГТГ (в соавторстве с В. И. Антоновой; 1963), где М. написала разделы по живописи Новгорода, Пскова и художественных центров иконописания XVI в., а также раздел во 2-м томе «Живопись XVII в.». Осталось незавершенным обширное исследование «Принципы и методы раскрытия памятников древнерусской станковой и темперной живописи» (хранится в ОР ГТГ. Ф. 174/25). Личный архив М. в 90-х гг. XX в. был передан ее сыном в Музей фресок Дионисия в Ферапонтовом мон-ре. Соч.: Памятник новгородской деревянной резьбы XIV в.: Людогощенский крест//Сообщ. Ин-та истории искусств. М.; Л., 1954. 4/5. С. 145-166 (соавт.: В. Н. Лазарев); Древнерус. живопись Н. Новгорода//ГТГ: Мат-лы и исслед. М., 1958. Т. 2. С. 28-36; Живопись XVII в.//История рус. искусства. М., 1959. Т. 4. С. 345-466 (соавт.: И. Е. Данилова); Икона Петра и Павла новгородского Софийского собора//Из истории рус. и западноевроп. искусства: Мат-лы и исслед. М., 1960. С. 81-102 (соавт.: В. В. Филатов); Раскрытие памятников древнерус. станковой темперной живописи//Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1960. Вып. 2. С. 171-190 (соавт.: А. Б. Зернова); Каталог древнерус. живописи XI - нач. XVIII вв.: Опыт ист.-худож. классификации. М., 1963. 2 т. (соавт.: В. И. Антонова); Искусство Моск. Руси: 2-я пол. XV-XVII вв. М., 1965; Стенопись Благовещенского собора Моск. Кремля 1508 г.//ДРИ. М., 1970. [Вып.:] Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств, XIV-XVI вв. С. 174-206. Монументальная и станковая живопись//Очерки рус. культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. С. 310-351; Кр. путев. по древнерус. станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова (1926)//НовгАВ. 2009. Вып. 8. С. 100-145 (соавт.: Е. И. Силин, Н. А. Реформатская).

http://pravenc.ru/text/2563862.html

В рукописи Paris. Suppl. gr. 1179 помимо текста выступления Иоанна IX содержится речь Н. С., выступившего даже против того, чтобы оставить Никейского митрополита на архиерейском престоле (изд.: Darrouz è s. 1966. P. 276-305). Ссылаясь на то, что в рукописи Vat. gr. 1611, которая была завершена 19 мая 1117 г., Н. С. по-прежнему именуется диаконом Великой церкви и дидаскалом, Ж. Даррузес отрицал тождество Н. С., выступившего на соборном заседании, с митрополитом Ираклийским, к-рый принял участие в голосовании. Однако это тождество весьма вероятно, особенно если учесть, что рукопись была изготовлена в Юж. Италии и переписчик мог не узнать об архиерейской хиротонии Н. С. так быстро, а сам Н. С., вероятно, скорректировал свою радикальную позицию, выраженную в речи, и согласился оставить митр. Евстратию «седалище» в его епархии. Н. С.- последний визант. автор сохранившихся обширных компилятивных сборников, включавших комментарии различных авторов на книги ВЗ и НЗ (подробнее см. в ст. Катены ). Ист.: CPG. Vol. 4. C. 113, 135, 144, 163; Darrouz è s J. Documents inédits d " ecclésiologie byzantine. P., 1966. P. 276-305. (ArchOC; 10) [греч. текст и франц. пер.]. Лит.: Sickenberger J. Die Lukaskatene des Niketas von Herakleia. Lpz., 1902; Grumel V. Nicétas d " Héraclée//DTC. 1931. T. 11. Pt. 1. Col. 472-473; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 651-652; Stiernon D. Nicétas d " Héraclée, métropolite byzantin, fin du XIe - debut du XIIe siècle//DSAMDH. T. 11. Col. 219-221; Browning R. The Patriarchal School at Constantinople in the 12th Cent.//Byz. 1963. Vol. 33. P. 11-40; Tovar Llorente A. Nicetas of Heracleia and Byzantine Grammatical Doctrine//Classical Studies Presented to B. E. Perry. Urbana, 1969. P. 223-235; Kazhdan A. Niketas of Heracleia//ODB. Vol. 3. P. 1481; Roosen B. The Works of Nicetas Heracleensis το Σερρν//Byz. 1999. Vol. 69. P. 119-144; Niketas 115// Jeffreys M. et al. Prosopography of the Byzantine World. 2011 [Электр. ресурс: Бармин А. В. Вступление// Евстратий Никейский. Опровержительные слова/Изд.: А. В. Бармин. М., 2016. С. XIII-XXV.

http://pravenc.ru/text/2565420.html

С окт. 1937 г. в связи с финансовыми трудностями изд-ва журнал выходил 2 раза в месяц в сокращенном объеме и без некоторых рубрик. В мае 1940 г. из-за немецкой оккупации издание было приостановлено. В 1941-1942 гг. стараниями главного редактора «D. C.» пресв. Ф. Пти были напечатаны и разосланы подписчикам 8 брошюр, заменивших регулярные выпуски журнала. В авг. 1944 г., после освобождения Парижа, издание «D. C.» было возобновлено и с сент. стало еженедельным. В возрожденном журнале, печатавшемся на 16 страницах, существовали рубрики «Католическое действие», «Насущные вопросы», «Досье», «Законодательство и судебная практика», «События и информация». С февр. 1945 г. «D. C.» стал выходить в довоенном формате дважды в месяц. В янв. 1962 г. ввиду предстоявшего открытия Ватиканского II Собора объем журнала был увеличен до 48 страниц, с 4 нояб. 1962 по 6 февр. 1966 г. в нем помещалась рубрика «Деяния Собора», в к-рой подробно освещались работа Собора, дискуссии, выступления, публиковались итоговые тексты документов. В 1987 г. вышел пробный (нулевой) номер англоязычного аналога «D. C.», озаглавленный «Catholic International», к-рый подготовил амер. ассумпционист пресв. Р. Фортин. В наст. время «D. C.» выпускается изд-вом ассумпционистов «Bayard-Presse» дважды в месяц. Тираж каждого номера, выходящего на 48 страницах, составляет 14 тыс. экз. В журнале имеются рубрики «Документы пап», «Документы Святого престола», «Досье», «Церковь во Франции», «Церковь в мире», «События». Помимо статей, затрагивавших вопросы внешней и внутренней жизни Римско-католической Церкви в мире и во Франции, в «D. C.» публиковались материалы, касавшиеся событий из жизни др. христ. конфессий, в т. ч. РПЦ. Одной из первых таких публикаций стала большая статья П. М. Волконского о Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и восстановлении Патриаршества (номер от 27 авг. 1921). Много документов было посвящено темам отделения Церкви от государства в Советской России и гонений на христиан в СССР. В 1988 г. в 5 номерах журнала 1953, 1960, 1963, 1964, 1966) печатались материалы, посвященные 1000-летию Крещения Руси.

http://pravenc.ru/text/178767.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010