Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТЕРН Св. Матерн. Скульптура Трирского собора. 1725 г. Скульптор И. Нойдеккер Младший Св. Матерн. Скульптура Трирского собора. 1725 г. Скульптор И. Нойдеккер Младший [Лат. Maternus] (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 14 сент.), по преданию, 1-й еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия) или 3-й еп. Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и еп. Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия). М., еп. Колонии, упоминается в источниках как участник антидонатистского Собора в Риме (313), созванного по инициативе имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337) для разрешения споров вокруг избрания епископом Карфагена диак. Цецилиана (см. ст. Донатизм ). Согласно сообщению Оптата , еп. Милевского, на Римском Соборе помимо М., Ретиция, еп. Августодуна (ныне Отён, Франция) (о нем см.: Hieron. De vir. illustr. 82; Idem. Ep. 37. 1), и Марина, еп. Арелата (ныне Арль, Франция), о необходимости участия к-рых в заседаниях имп. Константин I писал Римскому еп. (папе) Мильтиаду (311-314) ( Euseb. Hist. eccl. Х 5. 18-20), присутствовали 15 епископов из Италии и Галлии. Мильтиад и отцы Собора отклонили обвинения, выдвинутые сторонниками Доната против Цецилиана, самого же Доната признали виновным в перекрещивании и повторном рукоположении клириков, падших (lapsi) во время гонений ( Optat. De schism. donat. 1. 23-24). То же решение принял Арелатский Собор, созванный в 314 г. М. упомянут в послании отцов Собора к Римскому еп. (папе) Сильвестру I (314-335) (Concilia Galliae A. 314 - A. 506/Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 4). От еп-ства Колонии соборные акты подписали М. и диак. Макрин (Ibid. P. 15). Преемник М. еп. Евфрата был низложен как сторонник арианства (346). В различных версиях списка Кёльнских епископов, самая ранняя из к-рых была составлена при архиеп. Виллиберте (870-889), М. упоминается на 1-м месте (изд.: MGH. SS. T. 13. P. 284-286; см.: Kremer. 1993). Считается, что именно М. построил в Кёльне 1-ю ц. во имя ап. Петра на месте совр. кафедрального собора. При этом в Кёльне не было особого места почитания М., а также его гробницы, известно только о посвященном ему алтаре в крипте ц. св. Марии. Память М. в Кёльне отмечалась 13 сент. (она указана в календарях XII в.: Zilliken G. Der Kölner Festkalender. Bonn, 1910. S. 96).

http://pravenc.ru/text/2620316.html

Письмо 151. Н.Н. Третьякову [Около 8 XI 1963, Покров] 984 Дорогой Николай Николаевич. Я не отвечал на Ваше письмо, а сейчас хочется поблагодарить Вас еще раз за книгу о Рублеве 985 . Это удивительная и почти «святоотеческая» книга по своему приближению к Истине. Прочтя ее, мне вдвойне стало обидно за моего Колю, так и не сумевшего создать себе из своей профессии хоть капельку творческой работы. Ведь вот можно же! А он все больше запутывается в своих служебных и семейных делах, в которых никакие «Регины» 986 не помогут: так как настоящего литературного или поэтического таланта у него нет. Книга Шевелева 987 тоже, очевидно, интересна. Автор со стороны архитектурной техники сразу подошел к двум аспектам познания Церкви – ее святости и ее соборности. Святость это «подобие» – Богу, отсюда «преподобный», т е очень подобный, очень похожий на Бога. Святость это обнаружение в человеке образа Божия, Его черт, проступание из темноты психофизической природы данного человека светоносных, божественных черт. Бог, как «Целое» – расчленяется в устремленных к Нему людях на свои подобия, но именно так расчленяется, что «возникающие подобия восстанавливают размер Целого». Но это и есть Церковь – Тело Божие (с множеством человеческих клеток) – в единстве, геометрической гармонии которого (или в «Соборности» которого) все состоит из всего. И, конечно, – «все имеет один Исток» 988 . Апостол говорит о Церкви, что она есть «Полнота Наполняющего все во всем» 989 – «Наполняющий все» – Бог, Церковь же – полнота Его подобия. Это все так, теперь только в том вопрос – как нам-то не оказаться вне этого подобия, вне которого «холод и скрежет зубов» 990 . Лучше уж ничего не знать. Мне очень было бы надо посмотреть книгу о Достоевском – Гроссмана (изд. Мол гвард . М. 1962) и Бахтина 991 , что ли. Если бы Вы могли достать (хотя бы Гроссмана), я приехал бы специально. Напишите и, кстати, скажите честно, можно ли у Вас переночевать. Приветствую Вас и все Ваше семейство низким поклоном. С.Ф. Алеша 992 все обещал мне снять Достоев – Крамского 993 . 984 Датируется по почтовому штемпелю на конверте: письмо послано из Покрова Владимирской области 9 XI 1963 г. и получено в Москве (А-315, ул. Усиевича, 15, кв. 2) 11 XI 1963 г. 988 Вероятно, имеется в виду основной философский принцип Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимент). 991 Речь идет об изданиях: Гроссман Л. П. Ф.М. Достоевский. М., 1962 (ЖЗЛ); Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 2-е изд. М., 1963. 993 Речь идет о работе художника И.Н. Крамского «Ф.М. Достоевский на смертном одре», выполненной на следующий день после кончины писателя, 29 января 1881 г. Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 3 т./С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь./Том 1. 2001. – 648 с./Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мистическое богословие Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Он же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 8-199 МИЦ Материалы по истории Церкви: [Сер.]/Крутицкое Патриаршее подворье. М., 1992-. Кн. 1-. Моамбе Моамбе (Известия)/Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе. Тбилиси (на груз. яз.) МОб Миссионерское обозрение. К., 1896-1916 МонастРПЦ Монастыри Русской Православной Церкви: Справ.-путев. М., 2001. Вып. 1-. МонастЭС Русская Православная Церковь: Монастыри: Энцикл. справ. М., 2000 Моск. Собор, 1666-1667 Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 гг. М., 18922 Моск. ЦВед Московские церковные ведомости/Изд. ОЛДП. М., 1869-1918 МПК Музеи и паметници на културата. София, 1956-. Мравалтави Мравалтави (Многоглав): Ист.-филол. разыскания/Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе. Тбилиси, 1971-. Т. 1-. (на груз. яз.) Муравьев. ЖСвРЦ Муравьев А. Н. Жития святых российской Церкви, также иверских и славянских и местно чтимых подвижников благочестия. СПб., 1855-1858, 1859-18672. 12 вып. МЦВ Московский церковный вестник. М., 1989-. МЭ Музыкальная энциклопедия: В 6 т./Гл. ред.: Ю. В. Келдыш. М., 1973-1982 Народные картинки Русские народные картинки. СПб., 1881. 4 кн. НБК Новый библейский комментарий: В 3 ч. СПб., 2000-2001 Никодим [Милаш], еп. Никодим [Милаш], еп. Никольский. Никольский К., прот. Никольский Н. К. Рукописная книжность Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII вв.): Мат-лы для Словаря владельцев рукописей, чтецов, переводчиков, справщиков и книгохранителей. СПб., Вып. 1. (ИздОЛДрП; 132) Никон. Пандекты (юр.) Пандекты Никона Черногорца в древнерусском переводе XII в.: (Юридические тексты)/Подгот.: К. А. Максимович. М., 1998 Никон (Рклицкий). Жизнеописание митр. Антония Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митр. Киевского и Галицкого. Н.-Й., 1956-1963. Т. 1-10 НиР Наука и религия. М., 1960-. НИС Новгородский исторический сборник/ГАИМК. Л., 1936-1961. Вып. 1-10; Вып. НКС Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984-1995. 8 т.; 19922. Т. 1; 20012. Т. 4 НовгорЛет Новгородские летописи (т. н. Новгородская 2-я и Новгородская 3-я летописи)/Сост.: А. Ф. Бычков. СПб., 1879 Номокан. при Б. Треб. Номоканон при Большом Требнике: Его история и тексты, греч. и слав./Подгот. и коммент.: А. С. Павлов. М., 18972 НПК Новгородские писцовые книги 1490-х гг. и отписные и оброчные книги пригородных пожен Новгородского дворца 1530-х гг./Сост.: К. В. Баранов. М., 1999 НПЛ Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов/Ред., предисл.: А. Н. Насонов. М.; Л., 1950, 2000р НФЭ Новая философская энциклопедия. М., 2000-2001. 4 т. НЭ Нумизматика и эпиграфика. М., 1960-. Т. 1-. НЭС Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.; Пг., 29 т. [А-Отто] 1 ... ← предыдущая 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=13

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЗКИР [эфиоп.  , происхождение и этимология имени неизвестны] (V в.), мч., свящ., пострадавший от южноарав. иудеев. Его житие существует наряду с синаксарной в более полной версии, очевидно переведенной на геэз с араб. языка в XIV-XV вв. Оригинал его был скорее всего написан по-сир. не ранее 2-й четв. VI в. Согласно житию, А. проповедовал христианство в Награне при царе Химьяра Сарабхиле (Сарабхеле) Данкэфе (Шарахбиил Яккуф, 2-я пол. V в.), был схвачен по приказу 2 наместников этого поселения - За-Сээлбана и За-Кефана (т. е. представителей знатных сабейских родов зу Сулубан и зу Кайфан) - и брошен в темницу, но и там продолжал проповедовать и крестить новообращенных. Доставленный по повелению царя в Зафар, А. защищал веру Христову в диспуте с находившимися при дворе иудеями. По наущению одного из раввинов царь осудил его на распятие и сожжение живьем в Награне, дабы устрашить новообращенных, но святой вышел невредимым из огня. После неудачной попытки побить мученика камнями иудеи отсекли ему голову мечом. Вместе с А. мученического венца удостоились 38 награнских христиан, клириков и мирян. Их память отмечается в Эфиопии 24 хэдара (20 или 21 нояб.). Насыщенное южноарав. реалиями житие А. свидетельствует о том, что политика преследования христиан стала проводиться проиудейски настроенными царями Химьяра задолго до убиения в кон. 523 г. награнских мучеников . Лит.: Conti Rossini C. Un documento sul cristianesimo nello Iemen al tempi del re Šar  bl Yakkuf//Rendiconti della Reale Accad. dei Lincei, Cl. di scr. morali, stor. e filolog. 1910. Vol. 19. Ser. 5. P. 705-750 [изд., пер., исслед. жития]; Ryckmans J. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique//Atti del Convegno intern. sul tema: L " Oriente cristiano nella storia della civiltà (Roma, 31 marzo - 3 aprile 1963; Firenze, 4 aprile 1963). R., 1964. P. 421-422, 435, 442-443; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье. М., 1985. С. 159, 162. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/63696.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИС АХТАМАРЦИ Григорис Ахтамарци [Григор; арм. ] (1480? - 1544), Ахтамарский католикос (с 1515), арм. религ. поэт. Из княжеского рода. В арм. рукописях сохранилось множество колофонов, содержащих биографические сведения о Г. А.; в них, в частности, сообщаются имена его родителей (отец Искендер и мать Шахум) и братьев (Амир Гаводзибек (Гурген) и Смбат). Г. А. получил образование в школе при Ахтамарском Католикосате у рабунапета Григора Арчишеци (упом. его в стихотворениях как учителя) и вардапета Овсепа Ахтамарци. После избрания католикосом Г. А. ок. 30 лет был архипастырем Васпуракана. Г. А. писал стихи на такие темы, как отношения души и тела («Мой сад»), любовь («Восхваляю тебя - ангела телом»), красота («Луна, полная красой солнечного сияния»), цветение («Цветы сказали: «Остановись»»), весна («Посвящение весне»), грех («Тысячу раз горе тому, кто запачкан грехом»), возвеличивание мучеников («Посвящение мученику Аствацатуру Хтаеци») и др.; следуя традициям арм. лит-ры, он широко пользовался аллегорией. Его перу принадлежат четверостишия-кафы (приблизительно 170 каф «Истории Александра Великого», неск. каф «Истории Медного Града»), в к-рых прослеживается персид. влияние. Возможно, Г. А. знал персид. и араб. языки. Миниатюры в рукописи, содержащей «Историю Александра Великого», выполнены Г. А. (Иерусалим. Б-ка Арм. Патриархата. 473). Соч.: Кафы «Истории Александра»// Костанянц К. Григорис Ахтамарци и его стихи. Тифлис, 1898 (на арм. яз.); · ( Акинян Н. Григорис Ахтамарци и его стихи. Вена, б. г.); Авдалбекян М. Григорис Ахтамарци (XVI в.): Исслед., крит. тексты и коммент. Ереван, 1963 (на арм. яз.); Стихи/Изд.: М. Авдалбекян. Ереван, 1984 (на арм. яз.); Теза И. Стихотворение «Мой сад» Григора Ахтамарци//Базмавеп. 1907. Т. 65. С. 19-21 (на арм. яз., с итал. пер.); Григорис Ахтамарци/Пер.: М. Синельников, С. Спасский//Поэты Армении: [Сб.] Л., 1979. С 201-206. Лит.: . //HAms. 1955. Т. 69. P. 136-169; История всемирной лит-ры. М., 1985. Т. 3. С. 533-535. М. Э. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОР НАРЕКАЦИ (ок. 950 - 1003 или 1011), арм. духовный писатель и поэт, представитель восточнохрист. мистики, св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 4-й Недели по Воздвижении Креста Господня, вместе со св. Переводчиками-вардапетами) АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей

http://pravenc.ru/text/168089.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИМИР [древнесканд. Ymir - двойное, двуполое существо], Аургельмир, в германо-скандинавской мифологии первый великан, из тела которого был сотворен мир. Упоминается в неск. песнях «Старшей Эдды» (космогонический миф содержится в «Речах Вафтруднира» (21, 28)), в «Младшей Эдде» («Видение Гюльви» 4-7). И. возникает из столкновения изначальных стихий в мировой бездне Гиннунгагап - это были ручьи, вытекавшие из холодной преисподней севера (Нифльхейм), и искры юж. огненного мира ( Муспелльсхейм ), к-рые растопили ядовитый иней преисподней, превратившийся в великана (ётуна) И. и корову Аудумлу. Первозданная корова выкормила И. молоком, из соленых камней она вылизала Бури, предка богов (Бури стал отцом Бора). Сам И. породил мальчика и девочку из подмышек. Ноги его породили сына Трудгельмира - 6-голового предка инеистых великанов. Боги Один и его братья Веле и Ве (сыны Бора) в центре Гиннунгагап убили и расчленили И.: его плоть стала землей, кровь - морем, в котором утонули великаны, кости - горами, череп - небом, волосы - лесом, мозг - тучами; из ресниц И. боги построили стены своей крепости Мидгард («Речи Гримнира» 40). Рождение существ из способного к самооплодотворению андрогина - характерный архаический миф. В германской континентальной традиции андрогином считается Туисто - первопредок 3 народов: ингвеонов, истевонов и гермионов. В индоевроп. традиции родственными И. первосуществами были древнеинд. Яма и авест. Йима. Мифы о творении мира из расчлененного тела гигантского первосущества известны в древнеинд. ( Пуруша ), ближневост. (Тиамат) и др. традициях - вплоть до русской (духовные стихи «Голубиной книги» ). Ист.: Старшая Эдда/Пер.: А. И. Корсун; ред.: М. И. Стеблин-Каменский. М.; Л., 1963. СПб., 2005р. (Лит. памятники); Снорри Стурлусон. Младшая Эдда/Изд. подгот.: О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1970. СПб., 2005р. (Лит. памятники). В. Я. Петрухин Рубрики: Ключевые слова: ВАЛЬКИРИИ в сканд. мифологии девы-воительницы, подчиняющиеся Одину, к-рые по решению богов приносят победу или поражение в битве

http://pravenc.ru/text/389503.html

В. Ш. 1963 – В. Ш. (Рец. на) Часослов. Издание Московской патриархии. М., 1961, 322 стр. – ЖМП 1963, 12, с. 80. Голубцов 1999 – Сергий Голубцов , протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. Городцев 1911 – П. Городцев , прот. Религиозно-церковные вопросы. СПб., 1911. Горький XIII – М. Горький. Собрание сочинений в тридцати томах. Т. XIII. М., 1951. ГП 1917 – Г. П. Триодь Постная в новоисправленном переводе – Руководство для сельских пастырей. Киев, 1917, 4, с. 111–118. Громыко 1986 – М.М. Громыко. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986. Громыко 1991 – М.М. Громыко. Мир русской деревни. М., 1991. Гуличкина 1999 – (Г. Гуличкина). Поместный Собор 1917–1918 гг. и дело о церковно-богослужебном языке. – Богослужебный язык Русской Церкви: История. Попытки реформации. М., 1999, с. 137–148. Гурий 1947 – Гурий (Егоров), еп. Патриарх Сергий как богослов. – Патриарх Сергий и его духовное наследство М., 1947. Дамаскин 1992 – Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1. Тверь, 1992. Данилушкин 1997 – М.Б. Данилушкин, Т. К. Никольская , М.В. Шкаровский. История Русской Православной Церкви. От восстановления патриаршества до наших дней. Том 1 (1917–1980). СПб., 1997. Дeяhuя I-X – Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния 104–106, 116–119]. М. – Пг., 1918. Изд. не завершено. Кн. 1, вып. 1–3; Кн. 2, вып. 1–2; Кн. 3; Кн. 4, вып. 1–2; Кн. 5; Кн. 6, вып. 1–2; Кн. 7, вып. 1; Кн. 9, вып. 1; Кн. 10, вып. 1. [Переиздано: М., Новоспасский монастырь, 1994–2000. Том 1–9. Издание продолжается]. Диаковский 1902 – Д. Диаковский. Нормальна ли постановка церковнославянского языка в начальных школах светского ведомства? – Церковный вестник, издаваемый при Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1902, 10, с. 302–303. Дмитриевский 1912 – А.А. Дмитриевский . Отзыв о сочинении М. М. Орлова «Литургия св. Василия Великого ». – Сборник отчетов о премиях и наградах, присуждаемых императорской Академией Наук. Отчеты за 1909 г. СПб., 1912, с. 176–347.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Издания: Слово о законе и благодати·. [Горский А.В.] Памятники литературы времен вел. кн. Ярослава I//ПрибТвор. Μ., 1844. 4.2. С. 223–255 (editio princeps полного текста по списку Синод. 591, с погрешностями); в усовершенствованном виде и с комментарием перепеч. в кн.: Des Metropoliten Ilarion Lobrede/Hg. L. Müller (прим. 55). S.57–143 (с каталогом всех прочих списков); Розов Н.Н. Синодальный список сочинений Илариона – русского писателя XI в.//Slavia. 1963. R.32/2. S. 152–175 (критич. издание полного текста); Elbe Н. Die Handschrift С der Werke des Metr. Ilarion//RM. 1975. T.2. S. 126–159; Молдован А.Μ. “Слово о законе и благодати” Илариона. Киев, 1984 [публикация всех трех редакций памятника с вариантами по 44 спискам, лингвистическое изд.; Идейно-философское наследие (прим. 417) (по Синодальному списку, с русским переводом и факсимиле рукописи, изд. Т.А. Сумниковой); Розов Н.Н. Из творческого наследия русского писателя XI в. Илариона//AUSzSl. 1975. Т.9/10. С. 115–155 (выделены и изданы две ред. Молитвы). – Прим. изд. (А.Н.)]; нем. перев.: Müller L. Die Werke (прим. 419). S.22–60 423 ; англ, перев.: Franclin S. Sermons and Rhetoric in Kievan Rus’. Cambridge (Mass.), 1991. P. 3–29. – Приписываемые Илариону произведения: а) [Горский А.В.]. С.293–296 (Поучение о пользе души); то же по другим спискам: Куприянов И.К. Поучение св. Илариона по харатейному списку Новгородской Софийской библиотеки//ИпоОРЯС. 1856. Т.5. С.223 и сл.; Яцимирский А. (прим. 703). С. 145–147; б) [Петровский Μ.]. Поучение, приписываемое Илариону, Митрополиту Киевскому//Уч. зап. КУ. 1865. Т.1. Вып.1. С.57–79 (Слово к брату столпнику); перепеч. с нем. переводом: Landfester Н. (прим. 431). Прилож. S.85–110 (нем. перев.); то же по другим спискам (фрагмент): Туницкий Н. Хиландарский отрывок “Слова к брату столпнику” с именем Илариона, Митрополита Киевского//В память столетия (прим. 478). Сергиев Посад, 1915. Т.1. С.480–482; в) Ангелов Б. Ст. Два слова на Иларион//Ангелов Б.Ст. (прим. 1137). С.228–235 (Об отвержении мира иноческого ради жития; Об отвержении мира слово); г. Никольский Н.К. Материалы (прим. 90). С.25–27 (Поучение на пролог Евангелия от Иоанна).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

92 Там же. Кн. 3 – Гл. 17. 93 Церковная история. – Гл. 7. С 32. 94 Деяния Вселенских Соборов. ?. 2. – 2-е изд — С. 149. 95 Точное изложение православной веры. Кн. 3. — Гл. 12. 96 Точное изложение православной веры. Кн. 4. — Гл. 14. 97 Простр. катихизис «От чего именно спасти человека пришел на Землю Сын Божий? – От греха, проклятия и смерти Что такое проклятие? – Осуждение греха праведным судом Божиим, и от греха происшедшее на Земле зло, наказание человекам». 98 Архимандрит Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. – Сергиев Посад, 1895. – С. 146—147. 99 Свт. Ириней Лионский. Т. 5. – С. 489. 100 Поучение в Неделю Фомину//Иеромонах Иоанн (Кологривов). Очерки по истории русской святости — Брюссель, 1961 – С. 297—298 101 Митрополит Николай (Ярушевич). Слова и речи. ?. 2. – С. 40. 102 Преподобный Макарий Египетский//Архиепископ Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. – С. 134. 103 Из молитвы чина освящения воды святых Богоявлений. 104 Слово в Великий Пяток, сказанное в 1816 году. 105 Митрополит Антоний. Нравственные идеи важнейших христианских православных догматов: Посмертное издание Северо-Американской и Канадской епархии. 1963 – С. 72. 106 Православно-догматическое богословие 4-е изд. — СПб. 1883. С 10—12, 15 107 Нечаев П. Правда Божия…//Вера и Разум – 1909, С. 592. 108 См.: Левитов ?. В защиту…//Вера и Разум – 1916, 5 – С. 609—610. 109 Гнедич ?. В. Догмат искупления в русской богословской науке последнего пятидесятилетия. – Л., 1953. – С. 285, прим. 1. 110 Скабалланович М. Об искуплении//Христианин. 1909. 3. – С. 492—498. 111 Гнедич П. В. Догмат искупления. С. 164, прим. 3. 112 Журнал Совета Киевской духовной академии за 1909—1910 гг. С. 525. 113 Сведения о жизни и деятельности этих иерархов приведены в статьях: – о митрополите Елевферий: Ведерников А. Блюститель канонической истины//ЖМП. – 1957, — С. 65—76; – об архиепископе Серафиме Ведерников А. Архиепископ Серафим (Соболев)//ЖМП. – 1950, – С. 21—28. 114 Письма к митрополиту Антонию (Храповицкому) в связи с его сочинениями. – Париж, 1937.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

К антилат. сочинениям Н. К. относится также «Ясный и краткий ответ латинянам, предназначенный как бы [в качестве] некоего руководства для тех, кто желает бороться с ними» (Απντησις σαφς τε κα σντομος πρς Λατνους σπερ γχειρδιν τι προκεμενον τος βουλομνοις γωνζεσθαι πρς κενους; известно и под др. названиями: Κατ Ιταλν πρχειρον; Λγος πρς Λατνους - Th é ophile (Kislas). 2001. P. 61; изд.: Γκλτσου. 1989. Σ. 35-46; Kislas. 1998. P. 208-213; издание Е. Гольцу основано на 4 рукописях, издание П. Кисласа - на 8, см.: Th é ophile (Kislas). 2001. P. 62). Это краткое сочинение было призвано помочь в полемике с латинянами, ставшей вновь актуальной в сер. 50-х гг. XIV в.; написано оно, по-видимому, ок. 1356 г. (Ibid. P. 61). Др. важным произведением (вероятно, также написанным во 2-й пол. 50-х гг. XIV в.) являются «Слова латинян, которыми они думают доказать, что и от Сына Дух Святой исходит» (Λγοι Λατνων ξ ν οονται δεικνναι τι κα κ το Υο τ Πνεμα τ γιον κπορεεται; изд.: Σπουρλκου. 1963. Σ. 88-109 (аргументы: Ibid. Σ. 10-49); Kislas. 1992. P. 148-168). Сочинение приписывалось также Мануилу Хрисолору , однако эта атрибуция признана неверной ( Σπουρλκου. 1963; Eadem. 1998. Σ. 661-695; Th é ophile (Kislas). 2001. P. 62). Здесь приводятся в систематизированном виде аргументы «латиномудрствующих» XIII в. (истоки латинофильства Н. К. находит в трудах патриарха Иоанна XI Векка , Константина Мелитениота и Никифора Влеммида - Thé ophile (Kislas). 2001. P. 62; Макаров, Беневич. 2009. С. 527; Макаров. Предисловие. 2013. С. 408)) и собственно латинян (Фомы Аквинского, по преимуществу из «Суммы против язычников» IV 24, в переводе Димитрия Кидониса). 34 аргумента заимствованы из Свящ. Писания, 15 являются силлогизмами, призванными доказать исхождение Св. Духа от Отца и от Сына. Иером. Феофил (Кислас) высказал предположение, что 49 аргументов латинян, приведенных Н. К. в этом сочинении, представляли собой своего рода офиц. «исповедание веры» визант. латинофилов ( Th é ophile (Kislas). 2001. P. 62), в т. ч. действовавших в К-поле в сер. XIV в. и использовавших лат. доктрину в борьбе против исихастского учения.

http://pravenc.ru/text/2577639.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010