Гайденко 1980 – П. П. Гайденко. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980. Гайденко 1988 – П. П. Гайденко. Понимание бытия в античной и средневековой философии//Сб. Античность как тип культуры/Отв. ред. А. Ф. Лосев . М., 1988, с. 284–307. Гаспаров 1963 – М. Л. Гаспаров. Композиция «Поэтики» Горация//Сб. Очерки истории римской литературной критики/Отв. ред. Ф. А. Петровский . М., 1963, с. 97–151. Гаспаров 1964 – М. Л. Гаспаров. Светоний и его книга//Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964, с. 263–278. Гаспаров 1970 – М. Л. Гаспаров. Поэзия Горация//Квинт Гораций Флакк. Оды, эподы, сатиры, послания/Редакция переводов, вступит, статья и комментарии М. Л. Гаспарова. М., 1970, с. 5–38. Гаспаров 1986 – М. Л. Гаспаров. Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики//Проблемы литературной теории, с. 91–169. Гаспаров 1991 – М.Л. Гаспаров. Античная риторика как система//Сб. Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика/Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 1991, с. 27–59. Гершензон и Иванов 1921 – М. О. Гершензон и Вяч. Иванов. Переписка из двух углов. Пг., 1921. Горгий 1939 – Горгий. Похвальное слово Елене/Пер. С. П. Кондратьева//Сб. Греческая литература в избранных переводах/Составил В. О. Нилендер. М., 1939. Горфункель 1977 – А. X. Горфункель. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. Даль 1911–1912 – Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. 4-е испр. и значит, доп. изд. под ред. проф. И. А. Бодуэнаде-Куртенэ. СПб.-М., 1911 – 1912. Державин 1876 – Сочинения Державина. С объяснит, примеч. Я. Грота. 2-е акад. изд. СПб., 1876, т. 6. Доватур 1966 – А. И. Доватур. Платон об Аристотеле//Сб. Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966, с. 137–144. Еланская 1964 – А. И. Еланская. Коптский язык. М., 1964. Ельницкий 1978 – Плутарх. Моралии. Наставления по управлению государством/Пер. с древнегреч. и комментарии Л. А. Ельницкого (под ред. Л. А. Фрейберг и М. Л. Гаспарова)//Вестник древней истории, 1978, 3, с. 229–254.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

В качестве епископской инсигнии (anulus episcopalis/pastoralis/pontificalis) П. наряду со стóлой (orarium) и посохом впервые упоминается в 28-м каноне IV Толедского Собора 633 г. (Concilios visigóticos e hispano-romanos/Ed. J. Vives e. a. Madrid, 1963. P. 203). Об этом же говорит и председательствовавший на том Соборе св. Исидор, еп. Гиспальский, к-рый называет П. знаком епископского достоинства (signum pontificalis honoris) и печатью таинств (signaculum secretorum) ( Isid. Hisp. De eccl. offic. II 5. 12; в 819 г. это определение воспроизвел Рабан Мавр - Raban. Maur. De inst. cleric. 1. 4). В IX в. обязательное вручение П. наряду с посохом при епископской ординации считалось галликанским обычаем (об этом говорится в послании 845 г. имп. Карла Лысого к папе Римскому Николаю I в связи с делом Эбона, архиеп. Реймсского, которое сохранилось в составе актов Собора 867 г. в Труа (MGH. Leg. Conc. Bd. 4. S. 242); судя по сохранившейся грамоте, П. и посох в 866 г. также были даны Электранну при избрании его епископом Рена (Le Moyen Âge. Ser. 2. Brux., 1904. T. 8. P. 110)). Чин епископской ординации с использованием П. подробно описан в послании 875 г. Гинкмара, архиеп. Реймсского, к Адвентию, еп. Меца: П. надевается на безымянный палец правой руки как знак веры (signum fidei), тем самым епископ получает власть допускать или не допускать к божественным таинствам (аллюзия на Мф 18. 18) (изд.: Hincmar. Ep. 29//PL. 126. Col. 188; см. также: Andrieu. 1953). Краткие молитвенные формулы, к-рые сопровождали этот обряд, впервые фиксируются в литургических рукописях 2-й пол. IX - 1-й пол. X в.: Понтификале из Санса (РНБ. Q.I.35+37+43), Понтификале из Каора (Кагора) (Paris. Lat. 1217; изд.: Mart è ne E. De antiquis Ecclesiae ritibus. Antuerpiae, 17362. T. 2. Col. 130), Понтификале из Орийака (Albi. 20; изд.: Rasmussen N. K. Les pontificaux du haut moyen âge. Leuven, 1998. P. 49) и др. Характерно, что подобные формулы на вручение П. (наряду с мечом и жезлом) встречаются в IX-X вв. и в некоторых чинах коронации светских правителей.

http://pravenc.ru/text/2580054.html

Аверинцев и Роднянская 1978 – С. С. Аверинцев и И. Б. Роднянская. Автор//КЛЭ. М., 1978, т. 9, стб. 28–30. Античная эпистолография. Очерки./Отв. ред. Μ. Е. Грабарь-Пассек. М., 1967. Античность и Византия/Отв. ред. Л. А. Фрейберг. М., 1975. Античные поэты об искусстве/Сост. С. П. Кондратьев и Ф.  А. Петровский . Л., 1938. Античные риторики/Собрание текстов, статьи, комментарии и общая ред. проф. А. А. Тахо-Годи. М., 1978. Аристотель 1976 – Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1976, т. 1. Аристотель 1978 – Аристотель. Поэтика/Пер. и примеч. М. Л. Гаспарова//Сб. Аристотель и античная литература/Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 1978, с. 111–163. Баткин 1976 – Л. М. Баткин. Итальянский гуманистический диалог XV века//Сб. Из истории культуры средних веков и Возрождения/Отв. ред. В. А. Карпушин. М., 1976, с. 175–221. Бахтин 1963 – М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. 2-е изд. М., 1963. Бахтин 1975 – М. Бахтин. Эпос и роман. О методологии исследования романа//М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975, с. 447–484. Белик 1961 – А. П. Белик. Этические и эстетические мотивы в русской народной сказке//Сб. Из истории эстетической мысли древности и средневековья/Ред. коллегия: В. Ф. Берестнев и др. М., 1961, с. 303–342. Белинский 1954 – В. Г. Белинский. Разделение поэзии на роды и виды//Полн. собр. соч. в 13-ти томах/Гл. ред. Н. Ф. Бельчиков. М., 1954, т. 5. Бердяев 1947 – Н. А. Бердяев . Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1947. Брагинская 1976 – Н. В. Брагинская. Жанр Филостратовых «Картин»//Сб. Из истории античной культуры. Философия. Литература. Искусство/Под ред. В. В. Соколова и А. Л. Доброхотова. М., 1976, с. 143–169. Брагинская 1981 – Н. В. Брагинская. Генезис «Картин» Филострата Старшего//Сб. Поэтика древнерусской литературы/Отв. ред. С. С. Аверинцев . М., 1981, с. 224–289. Витгенштейн 1958 – Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат/Пер. с нем. и сверено с авториз. англ. переводом И. Добронравовым и Д. Лахути. М., 1958. Гайденко 1979 – П. П. Гайденко. Обоснование научного знания в философии Платона//Сб. Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения/Отв. ред. Ф. X. Кессиди. М., 1979, с. 98–143.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Богаевский 1915 – Богаевский Б. Лукиан, его жизнь и произведения//Лукиан. Сочинения. Т. I. М., 1915. С. VIII–XLIV. Болгов 1996 – Болгов H. Н. Закат античного Боспора. Очерки истории Боспорского государства позднеантичного времени (IV-V вв.). Белгород, 1996. Бонгард-Левин, Грантовский 1974 – Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии: Загадки истории древних ариев. М., 1974 (2-е изд. М., 1983). Бородин 1982 – Бородин О. Р. «Космография» Равеннского Анонима (К вопросу о ее месте в истории географической науки)//Византийский временник. 43. 1982. С. 54–63. Борухович, Фролов 1969 – Борухович В. Г., Фролов Э. Д. Публицистическая деятельность Исократа//ВДИ. 1969. 2. С. 200–220. Браун 1899 – Браун Ф. Разыскания в области гото-славянских отношений. Т. I. СПб., 1899. Браунд 1999 – Браунд Д. Сообщение об Ольвии Диона Хрисостома: Литературная традиция и философские представления//ДГ, 1996–1997. Северное Причерноморье в античности: Вопросы источниковедения. М., 1999. С. 271–282. Брашинский 1963 – Брашинский И. Б. Афины и Северное Причерноморье в вв. до н. э. М., 1963. Брашинский 1980 – Брашинский И. Б. Греческий керамический импорт на Нижнем Дону в вв. до н. э. Л., 1980. Брун 1879, 1880 – Брун Ф. Черноморье: Сборник исследований по исторической географии Южной России (1852–1877). Т. Одесса, 1879–1880. Буданова 1990 – Буданова В. 77. Готы в эпоху Великого переселения народов. М., 1990. Буданова 1991 – Буданова В. П. Этнонимия племен Западной Европы: Рубеж античности и средневековья. М., 1991. Буйских 1991 – Буйских С. Б. Фортификация Ольвийского государства (первые века нашей эры). Киев, 1991. Булкин 1983 – Булкин Вас. А. Некоторые данные об исторической географии центральной Белоруссии//Сборник трудов      по      исторической географии Белоруссии. Минск, 1983. С. 5–8. Вахтина и др. 1980 – Вахтина М Ю., Виноградов Ю. А., Рогов Е. Я. Об одном из маршрутов военных походов и сезонных миграций кочевых скифов//ВДИ. 1980. 4. С. 155–161. ВДИ – Вестник древней истории. Москва.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

хора]. Берклей, 1971. (Там же; 165); Запричастные: [Для смеш. хора]. Берклей, 1973. (Там же; 183); Литургия: [Для смеш. хора]. Берклей, 1975. (Там же; 195); Песнопения всенощного бдения: [Для хора разных составов]. Берклей, 1976. (Там же; 208); «Да исправится молитва моя»//«Да исправится молитва моя»: Великий прокимен на Литургии Преждеосвященных Даров/[Сост.: О. А. Бычков]. М., 2003. Ч. 1. С. 48-51; То же: 4//Там же. 2005. Ч. 2. С. 32-34; «Блажен муж»//Песнопения великой вечерни/[Сост.: О. А. Бычков]. М., 2006. С. 34-36. (Богослужебный репертуар 4-голосного муж. хора; 1); Полиелей 2//«Хвалите имя Господне»: В 2 ч./[Сост.: О. А. Бычков]. М., 2009. Ч. 1. С. 40-42. На фин. яз.: Арх.: Б-ка ун-та г. Тампере [ок. 115 произведений]. Изд.: Liturgia 2. Kuopio, 1955; Vigilia [Всенощное бдение]//Valikoima Arkkipiispa Hermanille omistettuja kotimaisia ortodoksisia kirkkosavellyksia. Kuopio, 1952. S. 13-102; «Autuas se mies» [«Блажен муж»: Валаамский напев: Перелож. на 4 голоса]//Suuri ehtoopalvelus. XI Ortodoksisten Laulupaivien ohjelmistoa. Pyhain Sergein ja Hermanin Veljeskunta. Kuopio, 1965. S. 13-18. Лит.: Herman, arkkipiispa. Säveltäjämme A. Krasnostovskij//Aamun Koitto. Kuopio, 1934. N 21; K[asanko], L[eo]. Säveltäjä Aleksei Krasnostovski 75-vuotias//Ibid. 1955. N 7/8; Lappalainen S. Välähdyksiä muutamien suomalaisten ortodoksisäveltäjien elämästä ja tuotannosta//Musiikin suunta. 1994. N 1. S. 23-46; Незабытые могилы: Российское зарубежье: Некрологи 1917-1999/Сост.: В. Н. Чуваков. М., 2001. Т. 3. С. 533; Жаворонков Н. А. «Светлой души человек»: А. И. Красностовский (1880-1967)/Опубл.: Ю. Ю. Сергеев//Тр. МРПС, 2000-2001: Сб. ст., восп., архивных док-тов. М., 2002. С. 253-260; То же//Регентское дело. Севастополь, 2014. 6(126). С. 4-7. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог

http://pravenc.ru/text/2458959.html

Camb., 1948; Byzantium, Kiev and Moscow: A Study in Ecclesiastical Relations//DOP. 1957. Vol. 11. P. 21-78; The Principles and Methods of Byzantine Diplomacy//Actes du XIIe Congrès Intern. d " Études byzantines (Ohrid, 1961). Belgrad, 1963. T. 1. P. 46-61; Le christianisme oriental et les doctrines dualistes. R., 1964; Связи между Византией и Русью в XI-XV вв.: Докл. на XIII Междунар. конгрессе ист. наук. М., 1970; The Byzantine Commonwealth: Eastern Europe, 500-1453: History of Civilization. N. Y., 1971; A Byzantine Grand Embassy to Russia in 1400//BMGS. 1978. Vol. 4. P. 123-132; A «Philorhomaios Anthropos»: Metropolitan Cyprian of Kiev and All Russia (1375-1406)//DOP. 1978. Vol. 32. P. 77-98; A Late XIVth-Cent. Byzantine Diplomat: Michael, Archbishop of Bethlehem//Byzance et les Slaves: Études de Civilisation: Mélanges I. Dujev. P., 1979. P. 299-315; Byzantine Inheritance of Eastern Europe. L., 1982; Italy, Mount Athos, and Muscovy: The Three Words of Maximos the Greek. L., 1983; Prédication et propagande au Moyen Âge: Islam, Byzance, Occident. P., 1983; К вопросу о путешествии русской кн. Ольги в Константинополь в 957 г.//Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 36-47; Six Byzantine Portraits. N. Y., 1988; Byzantium and the Slavs. N. Y., 1994; Byzantium and Slavic Christianity: Influence or Dialogue? Berkeley, 1995; Визант. содружество наций. Шесть визант. портретов. М., 1998; Херсон и крещение Руси: Против пересмотра традиц. точки зрения//ВВ. 1998. Т. 55(80). С. 53-61; Toynbee and Byzantium//Αετοσ: Studies in Honour of C. Mango/Ed. I. Ševenko, I. Hutter. Stuttg.; Lpz., 1998. P. 243-256. Изд: The Penguin Book of Russian Verse. L., 1962; Proceedings of the XIIIth Intern. Congress of Byzantine Studies/Ed. J. M. Hussey, D. Obolensky, S. Runciman. L.; N. Y.; Toronto, 1967; An Introduction to Russian Art and Architecture. Camb., 1980; An Introduction to Russian Language and Literature. Camb., 1977; Bread Of Exile: A Russian Family. L., 1999; Introduction to the Russian History. Camb., 2010. Лит.: Forrest R. Obolensky D.: Russian Historian of Byzantium//Encyclopedia of Historians and Historical Writings. L., 1999. Vol. 1. Pt. 2. P. 877-878; Bryer A. Obituary//The Independent. 2001. 31 Dec.; Sir Dimitri Obolensky: Distinguished Scholar of Byzantium Whose Infectious Enthusiasm Drew Students to the Fields of Russian and Balkan History//The Guardian. 2002. 4 Jan.; Franklin S. Sir Dimitri Obolensky//Proc. PAPS. 2004. Vol. 148. P. 140; Муравьёв А. В. Памяти Д. Д. Оболенского//ВВ. 2003. Т. 62(87). С. 322-324. Н. И. Сериков Рубрики: Ключевые слова: ЛИТАВРИН Геннадий Григорьевич (1925 - 2009), российский историк, академик РАН, специалист в области византиноведения, славяноведения, истории Др. Руси

http://pravenc.ru/text/2578071.html

11 . Tsogas C. S., Papaevangelou P. S. λληνικ θεολογικ βιβλιογραφα τς τελευταας κατονταετας (1860–1960). ρθρα κα μελται δημοσιευθεσαι ες τ κατ καιρος περιοδικ// ντυπον κ τς EEThS, τ.8. Θεσσαλονκη 1963. 615. Ряд зарубежных библиогр. справочников указан в изд.: Христианство . Энцикл. словарь 1 .6), т. 3. В качестве введения в общую патрологическую библиографию и пособия (в осн., по раннехристианскому периоду) можно использовать спец. приложение А. Г. Дунаева (Bibliographia patristica) в кн.: Писания мужей апостольских/Репр. переводов прот. П. Преображенского с дополнениями. М. 2003. 533–553. От I до VIII в. вся византийская богословская литература отражена в CPG. До недавнего времени осн. справочником по византийской литературе после VIII в. оставалась устаревшая работа Бека, охватывающая все области церковной литературы (в т.ч. юрид.). Для части патристического наследия CPG продолжает новая фундам. коллективная работа по византийскому богословию (ТВ II, т. I в печати). Словари 12 . Drandakes Р. Μεγλη λληνικ γκυκλοπαιδεα. θναι. 1–24. ( Συπμπλρωμα 1–4). 13 . The Oxford Dictionary of Byzantium/Ed Kazhdan A. P. N. Y.; Oxford. 1–3 (1991). 14 . Tusculum-Lexikon griechischer und lateinischer Autoren des Altertums und des Mittelalters. Darmstadt. 3 1982. 15 . Volpi V. DOC. Dizionario delle opere classiche. Intestazioni uniformi degli autori, elenco delle opere e delle parti componenti, indici degli autori, dei titoli e delle parole chiave della letteratura classica, medievale e bizantina. 1–3. 2749. Editrice bibliografica 1994. Abaelardus – Gurhedenus. 2. Haager – Zosimus. 3. Indici]. Просопография Биографические справочники 16 . Sathas Κ. N. Νεοελληνικ φιλολογα. Βιογραφαι τν ν τος γρμμασι διαλαμψντων λλνων, π τς καταλσεως τς βυζα#945; ντινς ατοκρατορας μχρι τς λληνικς θνεγερσας (1453–1821). θναι 1868. [Просопография, фамилии]. Основные справочники 17 . γκυκλοπαιδικ Προσωπογραφικ Λεξικ Βυζαντινς στορας κα Πολιτισμο// πιμελεα κδ. Σαββδης А. Γ. Κ. θνα 1996.1: Ααμρ – Αλφιος. 276. Степаненко В. Π.// ΒΒ 1999. 58(83). 255–260.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В связи с подготовкой канонизации Лойолы и К. итал. иезуит Орацио Торселлино составил подробную биографию миссионера - «Жизнь Франциска Ксаверия, который первым из Общества Иисуса принес Евангелие в Индию и Японию» ( Tursellinus. 1596; 1-е изд.- Рим, 1594). Сочинение Торселлино неоднократно переиздавалось и переводилось на другие языки. Среди использованных в нем источников были мемуары португальского путешественника Фернана Мендиша Пинту († 1583), который неоднократно встречался с К. на Востоке ( Peregrina ç am. 1614; см.: Schurhammer. 1982. Vol. 4. P. 260-263), но в своем сочинении привел много выдуманных сведений. Поэтому в жизнеописаниях К., созданных до XX в. и опиравшихся на эти мемуары, содержалась ошибочная информация о деятельности миссионера в Азии (см.: Schurhammer. 1963. Bd. 2. S. 23-103). В др. пространном жизнеописании К., составленном португальским иезуитом Жуаном ди Лусеной, также использован широкий круг источников, в т. ч. воспоминания сподвижников К. ( Lucena. 1600). Лусена, как и Торселлино, пытался отделить правду от вымысла, но из-за некритического отношения к показаниям свидетелей и мемуарам Пинту оба автора представляли деятельность К. в искаженном виде. Сведения о К. сохранились в трудах историографов иезуитских миссий, прежде всего Луиша Фройша («История Японии», 1583 - Frois. 1926) и Себаштьяна Гонсалвиша («История Общества Иисуса на Востоке», 1614 - Gon ç alves. 1957-1962) (о биографиях К., созданных в XVI в., см.: Schurhammer. 1964. Bd. 3. S. 57-114). Визитатор Валиньяно подверг критике сочинения Маффеи, Торселлино и Лусены, утверждая, что европ. авторы были плохо осведомлены о миссии иезуитов в Азии и опирались на недостоверные источники ( Valignano. 1944. P. 269-270). Опрошенные свидетели допускали ошибки (напр.: Schurhammer. 1980. Vol. 3. P. 22, 204, 250, 407), иногда сообщали заведомо ложную информацию о К. (напр.: Ibid. P. 77). Нередко К. приписывали заслуги др. миссионеров, не столь известных. При подготовке беатификации и канонизации К. наибольшее внимание уделялось сведениям о совершенных им чудесах. Акцент на чудесах усилился благодаря повторному опросу свидетелей (1610-1616): в эти годы почти не осталось людей, помнивших миссионера, поэтому свидетели в основном пересказывали слухи и непроверенную информацию. Описания 18 чудес были включены в буллу папы Римского Урбана VIII о канонизации К. (1623 - Monumenta Xaveriana. 1912. T. 2. P. 704-724).

http://pravenc.ru/text/2462095.html

С XII в. А. стали разделять на 2 части, соответствующие подвижному и неподвижному кругам богослужебного года,- темпорал (temporale) и санкторал (sanctorale). В состав темпорала также входили (за исключением цистерцианской, доминиканской и нек-рых приходских традиций) неподвижные праздники, приходящиеся на Рождественскую неделю. Чаще всего создавались 2-томные (темпорал и санкторал) и многотомные (по периодам литургического года) А., что объясняется, вероятно, соображениями удобства. В московских собраниях хранятся 3 полных А. дотридентского периода: 2 польск. францисканских А. (ГИМ. Собр. П. И. Щукина. 567, 1459-1482; ГИМ. Син. 186, 1482-1484), содержащие темпорал и санкторал на весь год, и нем. А. (ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 283. 3, 1441-1459), происходящий из картезианского мон-ря Блаженной Девы Марии в Данциге (совр. Гданьск, Польша), содержащий службы на все дни недели, инвитатории, краткие респонсории, пасхальные аллилуия-антифоны, антифоны на воскресенье «Septuagesima» и Великий четверг, commune sanctorum, календарь, гимнарий, а также нек-рые чтения и молитвы, помещаемые обычно в Бревиарии. В С.-Петербурге имеется итал. доминиканская рукопись сер. XV-XVI вв. с дополнением XVII в. (РНБ. Lat. F. v. I. 132), представляющая собой А.-санкторал, в к-рый вставлен обширный секвенциарий (раздел, содержащий секвенции ) (В. Карцовник). Ист.: Amalarus Simphosius. Liber de ordine antiphonarii//PL. 105. Col. 1243-1316; Becker G. Catalogi bibliothecarum antiqui. Bonn, 1885. § 4. N 21; § 11. N 238; Lehman P. Die Bistümer Konstanz und Chur//Mittelalterliche Bibliothekskathaloge Deutschlands und der Schweiz. Münch., 1918. Bd. 1; Agobardus Lugdunensis. De correctione antiphonarii// idem. Opera omnia. Turnhout, 1981. P. 337-351. (CCCM; 52). Изд.: Dold A. Ein neues Winitharfragment mit liturgischen Texten//Texte und Arbeiten. 1940. Bd. 31; Huglo M. Die Adventsgesänge nach dem Fragmenten von Lucca//Kirchenjahrbuch. 1951. Bd. 35; Le manuscrit du Mont-Renaud. Solesmes, 1955. (Paléographie mus.; 16); Brou L. L " antiphonaire de Compiègne//Études grégoriennes. 1961. T. 4; Hesbert R.-J. Antiphonale missarum sextuplex. Brux., 1935. R., 1967r; idem. Un curieux antiphonaire palimpseste de l " office//RBen. 1954. Vol. 64; idem. Corpus antiphonalium officii. R., 1963-1979. 6 vol.; Froger J. Antiphonaire de Hartker. Bern, 1970. (Paléographie mus. 2e sér., Monumentale; 1).

http://pravenc.ru/text/115826.html

Язык сочинений А. М. называют грецизируемой латынью; он перегружен метафорами, гиперболами и сравнениями. Отдельные части произведения выдержаны в жанре панегирика, ряд описаний содержат элементы гротеска, эпической стилизации; драматизируя события, он часто достигает уровня трагической патетики. Изд.: Ammiani Marcellini Rerum Gestarum libri qui supersunt/Ed. W. Seyfarth et al. Lpz., 1978; Аммиан Марцеллин. История/Пер. Ю. Кулаковского при участии проф. А. Сонни. К., 1906-1908. Т. 1-3. СПб., 1994п; Hamilton W. , Wallace-Hadrill A. Harmondsworth, 1986 [англ.]; коммент.: De Jonge P. 1935 [кн. 14-19]; Szidat J. 1977-81 [кн. 20-21]. Лит.: Chifflet Cl. De Ammiani Marcellini vita et libris monobiblion. Lovanii, 1628; Thompson E. A. The Historical Work of Ammianus Marcellinus. Camb., 1947; Соколов В. С. Аммиан Марцеллин как последний представитель античной историографии//ВДИ. 1954. 4; Неронова В. Д. Отражение кризиса римской империи в «Истории» Аммиана Марцеллина//Учен. зап. Перм. гос. ун-та. 1961; она же. Аммиан Марцеллин о варварах//Там же. 1966; Elia S. d " . Ammiano Marcellino e il cristianesimo//Studi romani. 1963. T. 10/4. P. 372-390; Selem A. Considerazioni circa Ammiano Marcellino ed il Cristianesimo//Rivistà di cultura classica e medievale. 1964. Vol. 6. P. 224-261; Demandt A. Zeitkritik und Geschichtsbild im Werk Ammians. W., 1965; Dagron G. L " empire romain d " Orient au IVe siècle et les traditions politiques de l " hellenisme//TM. 1968. T. 3. P. 1-242; Angliviel De La Beaumell L. Remarques sur l " attitude d " Ammien Marcellin à l " égard du christianisme//Mélanges W. Seston. P., 1974. P. 15-23; Drexler H. Ammianstudien. Hildesheim, 1974; Rosen K. Ammianus Marcellinus. Bonn, 1982; Hunt E. D. Christians and Christianity in Ammianus Marcellinus//Classical Quarterly. 1985. T. 35; Neri V. Ammiano e il Cristianesimo: Religione e politica nelle Res Gestae di Ammiano Marcellino. Bologna, 1985. (Studi di storia antica; 11); Seager R. Ammianus Marcellinus. Seven Studies in His Language and Thought. N. Y., 1986; Rike R. Apex omnium: Religion in the Res Gestae of Ammianus. Berkeley; Los Ang.; L., 1987; Matthews J. The Roman Empire of Ammianus. L., 1989.

http://pravenc.ru/text/114488.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010